Сделай Сам Свою Работу на 5

Ответ аргументируйте ссылками на Конституцию РФ. 2 глава





 


 

Тема 2. Государственная политика в области

местного самоуправления

Цель изучения данной темы состоит в анализе основных целей и задач государственной политики в области местного самоуправления, полномочий федеральных и региональных органов государственной власти в данной сфере, государственных гарантий местного самоуправления, а также приобретении умений и навыков установления основных направлений государственной поддержки местного самоуправления в рамках деятельности конкретного органа государственного и муниципального управления.

Цели и задачи государственной политики в области местного самоуправления определяются не только тем, что в соответствии с Конституцией РФ и федеральным законодательством государство признает и гарантирует местное самоуправление, но и осуществлением конкретной государственной политики на современном этапе. Начавшиеся в стране в начале 2000-х годов реформы по совершенствованию федеративных отношений, восстановлению управляемости в государстве, оптимизации государственных функций и совершенствованию разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Федерации и органами местного самоуправления, административная реформа и многие другие мероприятия, связанные в том числе с государственным и муниципальным управлением, не могли не затронуть сферу местного самоуправления. Все это не только обусловило новый этап муниципальной реформы, правовые основы которой в основном были заложены разработкой и принятием Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – ФЗ № 131), но и более пристальное внимание к вопросам местного самоуправления со стороны всех органов государственной власти, должностных лиц.



В частности, вопросы местного самоуправления стали предметом регулярных обсуждений на заседаниях Государственного совета, парламентских слушаний в Государственной Думе и Совете Федерации Федерального Собрания РФ, Правительства РФ. Данная проблематика постоянно затрагивается и в выступлениях главы государства, руководителей федеральных и региональных органов государственной власти. Так, выступая 13 апреля 2005 года на заседании Совета по взаимодействию Совета Федерации Федерального Собрания РФ с законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Федерации (Совета законодателей), Президент России В.В. Путин основные цели и задачи государственной политики в области местного самоуправления определил следующим образом: «Очевидно, что для федеративного государства, каким является Российская Федерация, местное самоуправление – это один из ключевых институтов. Причем это не только институт публичной власти, но и общественной самоорганизации.



У нас огромная страна, и в каждом регионе сложились свои традиции и свои уникальные условия жизни. И люди на местах, особенно в малых городах, поселках, селах, прекрасно знают, как лучше и как успешнее организовать свою жизнь, как лучше вести дела. Им нужно только помочь, и местное самоуправление – один из самых эффективных механизмов, созданных специально для этой цели. Мы придаем его развитию первостепенное значение и намерены постоянно держать руку на пульсе этой реформы и этих преобразований, оперативно реагируя на все поступающие, конечно возможные в такой большой работе, тревожные сигналы».

Основные полномочия органов государственной власти в области местного самоуправления регулируются ст. 5 и 6 ФЗ № 131.

 

Полномочия в области местного самоуправления
федеральных органов государственной власти органов государственной власти субъектов РФ
Ø определение общих принципов организации местного самоуправления в РФ; Ø правовое регулирование по предметам ведения РФ и в пределах полномочий РФ по предметам совместного ведения РФ и субъектов Федерации прав, обязанностей и ответственности федеральных органов государственной власти и их должностных лиц, органов государственной власти субъектов Федерации и их должностных лиц в области местного самоуправления; Ø правовое регулирование прав, обязанностей и ответственности граждан, органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления по решению вопросов местного значения; Ø правовое регулирование прав, обязанностей и ответственности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий, которыми органы местного самоуправления наделены федеральными законами. Ø правовое регулирование вопросов организации местного самоуправления в субъектах Федерации в случаях и порядке, установленных законом; Ø правовое регулирование прав, обязанностей и ответственности органов государственной власти субъектов Федерации и их должностных лиц в области местного самоуправления в случаях и порядке, установленных федеральными законами; Ø правовое регулирование прав, обязанностей и ответственности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления по предметам ведения субъектов Федерации, а также в пределах полномочий органов государственной власти субъектов Федерации по предметам совместного ведения РФ и субъектов Федерации; Ø правовое регулирование прав, обязанностей и ответственности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий, которыми органы местного самоуправления наделены законами субъектов Федерации в порядке, установленном законом.

Анализ полномочий органов государственной власти в области местного самоуправления показывает, что они в основном связаны с правовым регулированием. Причем, такое регулирование федеральным и региональным законодателем, а также иными органами государственной власти не должно противоречить Конституции РФ, федеральным конституционным законам и ФЗ № 131. Осуществление исполнительно-распорядительных и контрольных полномочий федеральными органами государственной власти в отношении муниципальных образований и органов местного самоуправления допускается только в случаях и порядке, установленных Конституцией РФ, федеральными конституционными законами и ФЗ № 131. Аналогичное ограничение установлено и для органов государственной власти субъектов Федерации.



Государственные гарантии местного самоуправления.Гарантии организации местного самоуправления определяются и обеспечиваются государством в лице его федеральных органов и органов государственной власти субъектов РФ. Они имеют разнообразный характер и могут быть объединены в две основные группы: общие и юридические гарантии. Если же эти гарантии рассматривать с точки зрения того, для кого они предоставляются, то можно отдельно говорить о гарантиях прав населения муниципальных образований, отдельных граждан РФ, органов местного самоуправления и их должностных лиц. После подписания и ратификации Россией Европейской Хартии местного самоуправления можно также говорить отдельно о международных гарантиях.

Среди общих гарантий местного самоуправления прежде всего необходимо выделить организационно-политические, под которыми следует понимать демократический характер политического режима в стране, который обусловливает не только предоставление населению права на местное самоуправление, но и его всемерную поддержку и защиту государством. Один из уровней, на котором реализуется принцип разграничения компетенций – это отношения между государством и местным самоуправлением. Как показывает опыт политического развития последних лет, в РФ произошло существенное ограничение сферы полномочий государства. Строго очерченная область государственной компетенции в Конституции РФ создает необходимое политическое и правовое пространство для становления демократических структур гражданского общества, формирования и развития местного самоуправления.

В России признан и конституционно закреплен принцип идейного и политического плюрализма. В ходе муниципальных выборов активное участие принимают политические партии. Политический плюрализм, являясь составной частью политических гарантий местного самоуправления, выявляет и демократизм государственного устройства.

Важной организационной гарантией становления местного самоуправления в РФ является формирование соответствующих федеральных и региональных структур (советов муниципальных образований), обеспечивающих осуществление муниципальной реформы.

В юридической литературе часто также рассматриваются политические гарантии законности, к которым относят: легитимность и легальность политико-правового режима; разделение властей и соблюдение прав местного самоуправления; наличие общепризнанных демократических прав и свобод, отсутствие господства одной партии и идеологии и др.

Наряду с организационно-политическими важное значение для функционирования местного самоуправления имеют экономические гарантии. Это, прежде всего, наличие муниципальной собственности, возможность эффективного использования финансовых ресурсов.

Среди социальных гарантий местного самоуправления следует назвать развитие социальной структуры общества, формирование основных социальных групп с определенными социально-экономическими интересами и потребностями, сложившиеся в целом институты гражданского общества.

Важное значение в связи с этим приобретает деятельность разнообразных организаций (домовых и уличных комитетов, общественных объединений за здоровую окружающую среду, комиссий по изучению истории улицы и др.), которые позволяют не только определять интересы населения, формулировать их притязания, но и осуществлять их через механизмы самоуправления. Посредством прямого или представительного участия в делах местного сообщества, население учится азам демократии, демократического общежития.

К духовным гарантиям местного самоуправления относится система духовных ценностей человека в местном сообществе и обществе в целом, включающаяся в ментальность людей. Ментальность, ориентированная на участие в местном самоуправлении – это важная гарантия преодоления злоупотреблений со стороны властей, а также предпосылка его самостоятельности, гласности, использования исторических и иных местных традиций. Подобная ментальность сочетает доверие членов местного сообщества к органам местного самоуправления и его должностным лицам, выбор ответственных решений, основанных на знании своих прав, веру в силу коллективных действий и кооперации членов сообщества, коллективных возможностей, представительной и непосредственной демократии.

Научиться мыслить в соответствующих категориях демократической ментальности – это источник взаимопонимания между людьми, которое возникает в процессе местного самоуправления и одновременно с этим становится его важнейшей гарантией. Проблема эта гораздо более серьезная, нежели просто формирование системы местного самоуправления, определение основных направлений его деятельности и обеспечение организационно-политических и социально-экономических условий для его эффективного функционирования. Формирование демократической ментальности как основы местного самоуправления затрагивает основы постижения людьми как своей природы, так и природы местного сообщества, на уровне которого решается большинство текущих проблем человека, сохраняются местные обычаи и традиции, формируется понятие «малой Родины».

Важнейшую роль в организации местного самоуправления играют юридические гарантии. Формирование правового государства безусловно требует определения конституционно-правового статуса важнейших элементов государственного и общественного устройства, закрепления общих принципов организации местного самоуправления и гарантий его деятельности. Данное требование формулирует и Европейская Хартия местного самоуправления, в соответствии со ст. 2 которой, «принцип местного самоуправления должен быть признан в законодательстве страны и, по возможности, в конституции страны».

В Конституции РФ впервые местное самоуправление было определено как основа конституционного строя России. Ст. 12 установила, что «в РФ признается и гарантируется местное самоуправление». Более подробно конституционно-правовой статус местного самоуправления был определен в главе 8 Конституции РФ и Федеральном законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ».

Под юридическими гарантиями местного самоуправления понимаются гарантии, закрепленные в законодательстве. Основными из них являются:

1. Запрет на ограничение прав местного самоуправления, установленных Конституцией РФ и федеральными законами. Статья 3 ФЗ № 131 предусматривает, что граждане имеют равные права на осуществление местного самоуправления независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям. Установленные права граждан на осуществление местного самоуправления могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

2. Обязательность решений, принятых путем прямого волеизъявления граждан, решений органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления для исполнения на всей территории муниципального образования. За неисполнение муниципальных правовых актов граждане, руководители организаций, должностные лица органов государственной власти и должностные лица органов местного самоуправления несут ответственность в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Федерации.

3. Обязательное рассмотрение обращений органов МСУ и должностных лиц МСУ органами государственной власти, государственными должностными лицами, предприятиями, учреждениями и организациями, к которым эти обращения направлены. Одновременно с этим, и граждане имеют право на индивидуальные и коллективные обращения в органы местного самоуправления. Обращения граждан подлежат рассмотрению в порядке и сроки, установленные Федеральным законом от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ». За нарушение порядка и сроков рассмотрения обращений граждан должностные лица местного самоуправления несут ответственность в соответствии с законодательством РФ.

4. Судебная защита местного самоуправления занимает особое место среди юридических гарантий. «Органы местного самоуправления – как записано в ст. 11 Европейской Хартии местного самоуправления, – должны иметь право на судебную защиту для обеспечения свободного осуществления ими своих полномочий и соблюдения закрепленных конституцией и законодательством страны принципов местного самоуправления».

Федеральное законодательство предусматривает также правовые гарантии для беспрепятственного осуществления полномочий депутатами, членами выборного органа местного самоуправления, выборными должностными лицами местного самоуправления. Гарантии прав депутатов, членов выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления при привлечении их к уголовной или административной ответственности, задержании, аресте, обыске, допросе, совершении в отношении их иных уголовно-процессуальных и административно-процессуальных действий, а также при проведении оперативно-розыскных мероприятий в отношении депутатов, членов выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления, занимаемого ими жилого и (или) служебного помещения, их багажа, личных и служебных транспортных средств, переписки, используемых ими средств связи, принадлежащих им документов устанавливаются федеральными законами.

Выборные должностные лица местного самоуправления могут осуществлять свои полномочия на постоянной основе; на постоянной основе могут работать до 10 процентов депутатов от установленной численности представительного органа муниципального образования, а если численность представительного органа муниципального образования составляет менее 10 человек, – 1 депутат;

Депутат, член выборного органа местного самоуправления, выборное должностное лицо местного самоуправления не могут быть привлечены к уголовной или административной ответственности за высказанное мнение, позицию, выраженную при голосовании, и другие действия, соответствующие статусу депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, в том числе по истечении срока их полномочий. Данное положение не распространяется на случаи, когда депутатом, членом выборного органа местного самоуправления, выборным должностным лицом местного самоуправления были допущены публичные оскорбления, клевета или иные нарушения, ответственность за которые предусмотрена федеральным законом.

Общий вывод.Таким образом, эффективность организации местного самоуправления, в том числе непосредственной деятельности населения по решению вопросов местного значения, во многом определяется характером государственной политики, успешностью реализации федеральных и региональных программа развития местного самоуправления.


 

Тема 3. Правовая основа местного самоуправления

Цель изучения данной темы состоит в рассмотрении основных источников муниципального права России, значения каждого из них для правового регулирования местного самоуправления, а также приобретении умений и навыков установления их иерархии, определения их соотношения и взаимозависимости.

Регулирование местного самоуправления осуществляется с помощью совокупности различных видов социальных норм. Обычное (общинное, примирительное) право наряду с религиозно-мифологическими и моральными нормами определяло организа­цию и деятельность древнейших институтов самоуправления. Нормативные правовые акты стали основным социальным регулятором местного самоуправления в современных условиях.

В формировании правовой основы местного самоуправления в России можно выделить с начала 1990-х годов, когда началось его возрождение, несколько этапов:

I этап (1990-1993 годы) – это этап возрождения местного самоуправления, который начался с принятия Закона СССР от 9 апреля 1990 года «Об общих началах местного самоуправления и местного хозяйства в СССР» и Закона РСФСР от 6 июля 1991 года «О местном самоуправлении в РСФСР» и представлял собой попытку трансформации местных Советов из местных органов государственной власти и управления в органы местного самоуправления. Хотя данные законы в настоящее время можно уже рассматривать как памятники права, необходимо отметить, что они стали в значительной степени основной для регулирования полномочий органов местного самоуправления в отраслевом законодательстве. Уже в этот период многие из них, регулируя самые разнообразные отношения (охрану окружающей природной среды или закрытые административно-территориальные образования, систему образования или охраны здоровья и др.), с учетом законов о местном самоуправлении устанавливали не только полномочия органов государственной власти, но и органов местного самоуправления.

II этап (1993-1995 годы) начинается после принятия новой Конституции РФ. Закрепление местного самоуправления как одной из основ конституционного строя России соответствовало требованиям Европейской Хартии местного самоуправлении, предусматривавшей, что «принцип местного самоуправления должен быть признан в законодательстве страны и, по возможности, в конституции страны». Разработка Федерального закона от 28 августа 1995 года № 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и его принятие подготовили новый этап в развитии муниципального права.

III этап (1995-2002 годы) связан с формированием федерального и регионального законодательства, а также подготовкой и принятием актов местного самоуправления, конкретизирующих общие принципы организации местного самоуправления, регламентирующих основные стороны жизнедеятельности муниципального образования. Юридическое оформление статуса муниципальных образований нашло в их Уставах.

IV этапв истории формирования правовой основы местного самоуправления начинается в 2003 году после принятия Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – ФЗ № 131).

Статья 4 данного Закона определила, что правовую основу местного самоуправления составляют:

1. Общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры РФ, которые в соответствии со ст. 15 Конституции РФ являются составной частью ее правовой системы. Так, важное значение в правовом регулировании местного самоуправления имеет Европейская Хартия местного самоуправления. Россия, подписав Хартию 28 февраля 1996 года, а 20 марта 1998 года ратифицировав ее, взяла на себя обязательство соблюдать признанные Советом Европы принципы организации местного самоуправления. В 1992 г. в Страсбурге странами – участниками Совета Европы была принята Европейская Хартия городов как своеобразный кодекс «хорошего» управления городом, а в ее составе и Европейская Декларация прав городов, включившая в 20 пунктов все основные права, соблюдение которых способно обеспечить самое широкое развитие местного самоуправления. К настоящему моменту приняты и отдельные акты, связанные с установлением рамочных принципов организации местного самоуправления в странах СНГ.

2. Конституция РФ, в которой наряду со ст. 3, в которой местное самоуправление закреплено как форма народовластия, ст. 12, которая определяет местное самоуправление как основу конституционного строя, содержится отдельная глава 8 «Местное самоуправление», а также другие конституционные положения, регулирующие отдельные стороны жизнедеятельности местного сообщества.

3. Федеральные конституционные законы, которые, регулируя правовой статус Правительства РФ, высших органов судебной власти, государственную символику и атрибутику, а также иные вопросы, исходят из признания в России местного самоуправления.

4. Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» (а до окончания переходного периода в осуществлении муниципальной реформы и частично Федеральных закон от 28 августа 1995 года № 154 с аналогичным названием), который в соответствии с Конституцией РФ устанавливает общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Росси, определяет государственные гарантии его осуществления.

5. Другие федеральные законы. Более полно и конкретно правовые основы организации местного самоуправления и деятельности муниципальных органов в отдельных сферах жизнедеятельности общества и государства были определены в таких федеральных законах, как:

Ø «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ», «Об обеспечении конституционных прав граждан РФ избирать и быть избранными в органы местного самоуправления» и др. (полномочия органов местного самоуправления по организации и проведению выборов и референдумов);

Ø «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан», «О защите прав потребителей» и др. (полномочия органов местного самоуправления в сфере защиты прав и свобод граждан);

Ø «О муниципальной службе в РФ» и др. (полномочия органов местного самоуправления в области организации муниципальной службы);

Ø Гражданский кодекс РФ, «О приватизации государственного и муниципального имущества в РФ» и др. (полномочия органов местного самоуправления в сфере имущественных отношений);

Ø Бюджетный кодекс РФ, Налоговый кодекс РФ и др. (полномочия органов местного самоуправления в бюджетно-финансовой и налоговой сферах);

Ø «Об охране окружающей среды» и др. (права и обязанности органов местного самоуправления в области природоохранной деятельности);

Ø Семейный кодекс РФ (полномочия органов местного самоуправления в сфере семейно-брачных правоотношений);

Ø «Об образовании», «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», «О культуре», «Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан» и др. (полномочия органов местного самоуправления по социально-культурному обслуживанию населения);

Ø «О государственной социальной помощи», «О занятости населения в РФ», «О ветеранах», «О социальной защите инвалидов в РФ», «О беженцах», «Об основах социального обслуживания населения в РФ» и др. (полномочия органов местного самоуправления в сфере социальной защиты населения);

Ø «О милиции», «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» и др. (полномочия органов местного самоуправления в области укрепления законности, охраны правопорядка);

Ø Кодекс РСФСР об административных правонарушениях (права и обязанности органов местного самоуправления в сфере административных правоотношений, ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления за административные правонарушения и др.);

Ø Уголовный кодекс РФ (уголовная ответственность должностных лиц местного самоуправления, а также иных лиц за преступления против основ конституционного строя, интересов службы в органах местного самоуправления, порядка управления) и другие федеральные законы.

Учитывая, что муниципальное право России – право местного самоуправления является комплексной отраслью российского права, к его источникам можно отнести очень многие федеральные законы, регулирующие самые разнообразные отношения с обществе и государстве.

6. Издаваемые в соответствии с федеральным законодательством нормативные правовые акты РФ – это указы и распоряжения Президента РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ, иные нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти), Среди этой группы источников особое внимание обращают на себя акты, во-1, регулирующие организационно-правовые основы поддержки развития местного самоуправления в России (Федеральные и региональные программы государственной поддержки местного самоуправления), во-2, указы Президента РФ по отдельным вопросам жизнедеятельности местного сообщества; в-3, решения Правительства РФ и других федеральных органов о развитии отдельных территорий, особенностей их правового статуса и др.

Среди актов федеральных органов государственной власти особое место принадлежит решениям судебных органов. Постановления (определения) Конституционного Суда РФ играют важную роль в системе федеральных актов, так как благодаря им, прежде всего, преодолеваются многочисленные нарушения в организации местного самоуправления, связанные с принятием нормативных правовых актов, противоречащих Конституции РФ.

7. Конституции (уставы) субъектов Федерации. В становлении и развитии местного самоуправления, формировании муниципального права большую роль в условиях федеративного государства играют органы государственной власти субъектов РФ. Взаимодействие последних с органами местного самоуправления и его должностными лицами в значительной степени определяет эффективность осуществления региональной политики – решения социально-экономических, политических и гуманитарных проблем развития округа, области, края, республики. С другой стороны, такое взаимодействие обеспечивает результативность муниципальной политики, способствуя через решение вопросов местного значения реализации таких государственных задач, как: укрепление основ народовластия, создание условий для обеспечения жизненных интересов населения, проведение мероприятий по социальной защите населения, стабилизация политической системы, подготовка кадров для муниципальных органов.

Конституции (уставы) субъектов Федерации включают в обязательном порядке разделы, регулирующие организации местного самоуправления на его территории.

8. Законы субъектов Федерации составляют, как правило, значительный пакет правовых актов, ибо правовое регулирование организации местного самоуправления является приоритетным направлением в деятельности органов государственной власти субъектов РФ и законодательная основа местного самоуправления в значительной степени формируется именно на региональном уровне. Как правило, на уровне субъектов РФ осуществляется правовое регулирование таких вопросов, как:

Ø территориальная организация местного самоуправления, права и обязанности муниципальных органов в процессе образования, объединения, преобразования и упразднения муниципальных образований;

Ø общие принципы организации местного самоуправления в субъекте Федерации – система органов местного самоуправления, порядок их формирования или избрания;

Ø порядок наделения органов местного самоуправления отдельными полномочиями органов государственной власти субъектов Федерации;

Ø конкретизируются бюджетные права местного самоуправления и межбюджетные отношения;

Ø отдельные вопросы муниципальной службы;

Ø основные направления государственной поддержки местного самоуправления и др.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.