Сделай Сам Свою Работу на 5

Тема 6. Правительство Российской Федерации





Цель изучения данной темы состоит в усвоении содержания и особенностей организации исполнительной власти в России, системы и структуры органов Правительства РФ, полномочий, а также приобретении умений и навыков установления места органов исполнительной власти в механизме государства, основных направлений взаимодействия федеральных органов исполнительной власти с федеральными органами законодательной и судебной властей, органами государственной власти субъектов Федерации, органами местного самоуправления.

Доминирующее значение в системе государственного управления играют органы исполнительной власти (исполнительные и исполнительно-распорядительные органы государственной власти). Исполнительная власть – это наиболее традиционная ветвь государственной власти в России. Она последовательно осуществлялась разнообразными и многочисленными административными органами, в числе которых княжеская дружина, посадники и тысяцкие, приказы и коллегии. В начале XIX века постепенно формируется система министерства (от лат. ministro – служу, управляю) – отраслевая система управления, которая после многочисленных реформ, в том числе связанных и с исключением из ведения административных органов законодательных и судебных функций, сохраняется и в настоящее время. Министерства впервые были образованы в Западной Европе в XVI- XVII века.



В современных государствах исполнительная власть обычно представлена прежде всего правительством, которое как высший коллегиальный исполнительный орган государства может иметь различное название (Совет министров, Кабинет министров, Государственный совет и др.), быть беспартийным, однопартийным или коалиционным, формироваться по поручению главы государства лидером партии, победившей в парламентских выборах, или непосредственно президентом. Оно, как правило, включает министров, министров без портфеля, государственных министров, государственных секретарей и других лиц, которые в отдельных странах могут быть одновременно депутатами парламента.

Система и структура исполнительной власти. В соответствии со ст. 110 Конституции РФ исполнительную власть Российской Федерации осуществляет Правительство РФ, которое состоит из Председателя Правительства РФ, его заместителей и федеральных министров. Его конституционный статус, а также порядок деятельности регулируется главой 6 Конституции РФ, Федеральным конституционным законом от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации», федеральными законами и нормативными указами Президента Российской Федерации.



Председатель Правительства РФ назначается Президентом РФ с согласия Государственной Думы. Предложение о кандидатуре Председателя Правительства вносится не позднее двухнедельного срока после вступления в должность вновь избранного Президента РФ или после отставки Правительства РФ либо в течение недели со дня отклонения кандидатуры Государственной Думой. Государственная Дума рассматривает представленную Президентом РФ кандидатуру в течение недели со дня внесения предложения о кандидатуре.

После трехкратного отклонения представленных кандидатур Председателя Правительства РФ Государственной Думой Президент назначает Председателя Правительства, распускает Государственную Думу и назначает новые выборы.

Председатель Правительства РФ не позднее недельного срока после назначения представляет Президенту предложения о структуре федеральных органов исполнительной власти. Председатель Правительства предлагает Президенту кандидатуры на должности своих заместителей и федеральных министров.

Председатель Правительства РФ в соответствии с Конституцией РФ, федеральными законами и указами Президента РФ определяет основные направления деятельности Правительства РФ и организует его работу.



В целях формирования эффективной системы и структуры федеральных органов исполнительной власти Указом Президента РФ от 9 марта 2004 года № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» было установлено, что в систему федеральных органов исполнительной власти входят:

1) федеральные министерства, которые является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации сфере деятельности. под функциями по принятию нормативных правовых актов понимается издание на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов обязательных для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, их должностными лицами, юридическими лицами и гражданами правил поведения, распространяющихся на неопределенный круг лиц;

2) федеральные службы является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности, а также специальные функции в области обороны, государственной безопасности, защиты и охраны государственной границы Российской Федерации, борьбы с преступностью, общественной безопасности. Федеральную службу возглавляет руководитель (директор) федеральной службы. Федеральная служба по надзору в установленной сфере деятельности может иметь статус коллегиального органа; под функциями по контролю и надзору понимаются:

Ø осуществление действий по контролю и надзору за исполнением органами государственной власти, органами местного самоуправления, их должностными лицами, юридическими лицами и гражданами установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами и другими нормативными правовыми актами общеобязательных правил поведения;

Ø выдача органами государственной власти, органами местного самоуправления, их должностными лицами разрешений (лицензий) на осуществление определенного вида деятельности и (или) конкретных действий юридическим лицам и гражданам;

Ø регистрация актов, документов, прав, объектов, а также издание индивидуальных правовых актов;

3) федеральные агентства, которые являются федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими в установленной сфере деятельности функции:

Ø по оказанию государственных услуг – под функциями по оказанию государственных услуг понимается предоставление федеральными органами исполнительной власти непосредственно или через подведомственные им федеральные государственные учреждения либо иные организации безвозмездно или по регулируемым органами государственной власти ценам услуг гражданам и организациям в области образования, здравоохранения, социальной защиты населения и в других областях, установленных федеральными законами.

Ø по управлению государственным имуществом под функциями по управлению государственным имуществом понимается осуществление полномочий собственника в отношении федерального имущества, в том числе переданного федеральным государственным унитарным предприятиям, федеральным казенным предприятиям и государственным учреждениям, подведомственным федеральному агентству, а также управление находящимися в федеральной собственности акциями открытых акционерных обществ;

Ø и правоприменительные функции, за исключением функций по контролю и надзору.

Правовой статус членов Правительства.Председатель Правительства РФ, его заместители и федеральные министры обязаны при назначении на должность, а впоследствии ежегодно, не позднее 1 апреля года, следующего за отчетным финансовым годом, представлять в налоговые органы РФ сведения о полученных и являющихся объектами налогообложения доходах, ценных бумагах, а также о являющемся объектом налогообложения имуществе, принадлежащем им на праве собственности. Налоговые органы направляют эти сведения Президенту РФ и в Федеральное Собрание. Такие сведения могут быть опубликованы.

Пребывание в составе Правительства РФ накладывает на его членов определенные ограничения, в частности, они не вправе:

Ø быть членами Совета Федерации, депутатами Государственной Думы, депутатами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ и депутатами выборных органов местного самоуправления;

Ø занимать другие должности в органах государственной власти и органах местного самоуправления;

Ø заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц, в том числе участвовать в управлении хозяйствующим субъектом независимо от его организационно-правовой формы. Они обязаны передавать в доверительное управление под гарантию государства на время своего пребывания в составе Правительства РФ находящиеся в их собственности доли (пакеты акций) в уставном капитале коммерческих организаций в порядке, установленном федеральным законом;

Ø заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности. При этом преподавательская, научная и иная творческая деятельность не может финансироваться исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации или договоренностями на взаимной основе федеральных органов государственной власти с государственными органами иностранных государств, международными и иностранными организациями;

Ø быть поверенными или представителями по делам третьих лиц в органах государственной власти;

Ø использовать в неслужебных целях информацию, средства материально-технического, финансового и информационного обеспечения, предназначенные только для служебной деятельности;

Ø получать гонорары за публикации и выступления в качестве члена Правительства РФ;

Ø получать в связи с осуществлением своих полномочий от физических и юридических лиц не предусмотренные федеральным законодательством ссуды, подарки, денежное и иное вознаграждение, в том числе услуги, оплату развлечений и отдыха;

Ø принимать без разрешения Президента РФ почетные и специальные звания, награды и иные знаки отличия иностранных государств;

Ø выезжать в служебные командировки за пределы России за счет физических и юридических лиц, за исключением служебных командировок, осуществляемых в соответствии с законодательством РФ, международными договорами РФ или на взаимной основе по договоренности федеральных органов государственной власти с государственными органами иностранных государств, международными и иностранными организациями;

Ø входить в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории России их структурных подразделений, если иное не предусмотрено законодательством РФ, международными договорами РФ или договоренностями на взаимной основе федеральных органов государственной власти с государственными органами иностранных государств, международными и иностранными организациями.

Правительство Российской Федерации:

а) разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение; представляет Государственной Думе отчет об исполнении федерального бюджета;

б) обеспечивает проведение в Российской Федерации единой финансовой, кредитной и денежной политики;

в) обеспечивает проведение в Российской Федерации единой государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии;

г) осуществляет управление федеральной собственностью;

д) осуществляет меры по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, реализации внешней политики Российской Федерации;

е) осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью;

ж) осуществляет иные полномочия, возложенные на него Конституцией РФ, федеральными законами, указами Президента РФ.

Таким образом, Правительство РФ осуществляет наряду с общими полномочиями также полномочия:

Ø в сфере экономики;

Ø в сфере бюджетной, финансовой, кредитной и денежной политики;

Ø в социальной сфере;

Ø в сфере науки, культуры, образования;

Ø в сфере природопользования и охраны окружающей среды;

Ø в сфере обеспечения законности, прав и свобод граждан, борьбы с преступностью;

Ø по обеспечению обороны и государственной безопасности Российской Федерации;

Ø в сфере внешней политики и международных отношений и иные полномочия.

Основные принципы деятельности Правительства РФ:

а) принцип верховенства Конституции РФ, федеральных конституционных законов и федеральных законов, принципами народовластия, федерализма, разделения властей, ответственности, гласности и обеспечения прав и свобод человека и гражданина;

б) заседания Правительства РФ проводятся не реже одного раза в месяц;

в) заместители Председателя Правительства РФ и федеральные министры участвуют в заседаниях лично. В случае невозможности участия в заседании они информируют об этом Председателя Правительства РФ;

г) представители палат Федерального Собрания, Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ, Генеральной прокуратуры РФ, Счетной палаты РФ, Центрального банка РФ, иные лица вправе участвовать в заседаниях Правительства РФ в соответствии с федеральными конституционными законами и федеральными законами либо в порядке, установленном Правительством РФ;

д) правительство РФ может рассматривать отдельные вопросы на своих закрытых заседаниях;

е) подготовка и проведение заседаний Правительства РФ осуществляются в соответствии с Регламентом Правительства РФ;

ж) материалы заседаний Правительства РФ и принятые по этим материалам решения относятся к служебной информации, порядок распространения которой устанавливается Регламентом Правительства РФ, если иное не определено федеральными конституционными законами и федеральными законами;

з) правительство РФ информирует граждан через средства массовой информации о вопросах, рассмотренных на своих заседаниях, и о принятых по этим вопросам решениях.

Исключительно на заседаниях Правительства РФ:

Ø принимаются решения о представлении Государственной Думе федерального бюджета и отчета об исполнении федерального бюджета, а также бюджетов государственных внебюджетных фондов;

Ø рассматриваются проекты программ экономического и социального развития, связанных с созданием свободных экономических зон;

Ø устанавливается номенклатура товаров, в отношении которых применяется государственное регулирование цен;

Ø устанавливаются объемы выпуска государственных ценных бумаг;

Ø принимаются решения о внесении Правительством РФ законопроектов в Государственную Думу;

Ø рассматриваются проекты программ приватизации федеральной государственной собственности;

Ø рассматриваются вопросы предоставления дотаций, субсидий, оказания иной поддержки на безвозвратной основе за счет средств федерального бюджета, а также вопросы оказания финансовой поддержки на возвратной основе, при сроке возврата более двух лет;

Ø рассматриваются вопросы приобретения государством акций;

Ø рассматриваются вопросы заключения подлежащих ратификации международных договоров РФ;

Ø принимаются решения о подписании соглашений с органами исполнительной власти субъектов РФ;

Ø образуется Президиум Правительства РФ;

Ø утверждаются положения о федеральных министерствах и об иных федеральных органах исполнительной власти;

Ø устанавливается порядок создания и обеспечения деятельности территориальных органов федеральных органов исполнительной власти;

Ø утверждается Регламент Правительства РФ;

Ø утверждается Положение об Аппарате Правительства РФ.

Президент РФ в системе федеральных органов исполнительной власти обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие Правительства РФ и других органов государственной власти. Он имеет право председательствовать на заседаниях Правительства РФ и на заседаниях Президиума Правительства РФ. Кроме того, он руководит деятельностью федеральных органов исполнительной власти, ведающих вопросами обороны, безопасности, внутренних дел, юстиции, иностранных дел, предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий, утверждает по представлению Председателя Правительства РФ положения о них и назначает руководителей и заместителей руководителей этих органов, а также осуществляет иные полномочия как Верховный Главнокомандующий Вооруженными Силами РФ и Председатель Совета Безопасности РФ.

Президент РФ руководит непосредственно и через федеральных министров деятельностью данных федеральных органов исполнительной власти и находящихся в ведении соответствующих федеральных министерств. Он распределяет функции между данными федеральными органами исполнительной власти и в случае изменения в установленном порядке системы и структуры федеральных органов исполнительной власти до принятия федеральных законов о внесении соответствующих изменений в федеральные законы может перераспределять установленные федеральными законами функции федеральных органов исполнительной власти, деятельностью которых он руководит.

В случаях, предусмотренных Конституцией РФ, Председатель Правительства РФ временно исполняет обязанности Президента РФ.

Правительству РФ принадлежит право законодательной инициативы в Федеральном Собрании. Право законодательной инициативы Правительство РФ осуществляет посредством внесения законопроектов в Государственную Думу. Кроме того, оно вправе вносить в Государственную Думу в соответствии с ее Регламентом поправки к находящимся на рассмотрении Государственной Думы законопроектам.

Разрабатываемые Правительством РФ проекты федеральных законов по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ в обязательном порядке направляются Правительством РФ в органы государственной власти субъектов РФ. Правительство РФ дает письменные заключения на законопроекты о введении или об отмене налогов, об освобождении от их уплаты, о выпуске государственных займов, об изменении финансовых обязательств государства и на законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет федерального бюджета. Заключение направляется субъекту права законодательной инициативы и в Государственную Думу в срок до одного месяца со дня поступления законопроекта в Правительство РФ. По согласованию с соответствующим субъектом права законодательной инициативы этот срок может быть продлен.

Правительство РФ может направлять в палаты Федерального Собрания официальные отзывы о рассматриваемых палатами федеральных законах и законопроектах. Официальные отзывы Правительства РФ подлежат обязательному оглашению или распространению при рассмотрении федеральных законов и законопроектов на заседаниях Совета Федерации или Государственной Думы.

Заключения Правительства РФ на законопроекты, поправки к законопроектам и официальные отзывы Правительства РФ о рассматриваемых палатами Федерального Собрания федеральных законах и законопроектах подписываются Председателем Правительства РФ или его заместителем и направляются в палаты Федерального Собрания.

Члены Правительства РФ вправе присутствовать и выступать на заседаниях палат Федерального Собрания, их комитетов и комиссий в соответствии с регламентами палат.

Для представления в палатах Федерального Собрания внесенного Правительством РФ законопроекта назначается официальный представитель (официальные представители) Правительства РФ. Для защиты позиций Правительства РФ по заключениям, поправкам и официальным отзывам поручением Председателя Правительства РФ или одного из его заместителей может быть направлен специальный представитель, полномочия которого определяются в поручении. Представители Правительства РФ присутствуют на заседаниях палат Федерального Собрания при рассмотрении федеральных законов и законопроектов, где им предоставляется слово в соответствии с регламентами палат.

Правительство РФ представляет Государственной Думе федеральный бюджет и отчет о его исполнении. Отчет об исполнении федерального бюджета за прошедший финансовый год представляется Государственной Думе Правительством РФ одновременно с проектом федерального бюджета на следующий финансовый год.

Взаимоотношений Правительства РФ и органов судебной власти определяются тем, что Правительство РФ в пределах своих полномочий:

Ø производит финансирование судов из федерального бюджета и обеспечивает возможность полного и независимого осуществления правосудия в соответствии с федеральным законом;

Ø обеспечивает исполнение судебных решений.

 

Взаимоотношения Правительства РФ и органов государственной власти субъектов РФ обусловлены конституционным положением о том, что в пределах ведения Российской Федерации и полномочий РФ по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ образуют единую систему исполнительной власти в РФ.

Правительство РФ в пределах своих полномочий в целях обеспечения сочетания интересов РФ и субъектов РФ по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ в сфере осуществления исполнительной власти координирует деятельность органов исполнительной власти субъектов РФ. Оно в срок не более одного месяца рассматривает внесенные в установленном порядке в Правительство РФ предложения законодательных (представительных) или исполнительных органов государственной власти субъектов РФ по предметам ведения РФ и по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ и сообщает указанным органам о результатах рассмотрения внесенных предложений.

Правительство РФ направляет в законодательные (представительные) и исполнительные органы государственной власти субъектов РФ проекты своих решений по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ. Предложения законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ по таким проектам подлежат обязательному рассмотрению в Правительстве РФ.

Правительство РФ в пределах своих полномочий осуществляет контроль за деятельностью федеральных органов исполнительной власти, а по вопросам, отнесенным к ведению РФ и полномочиям РФ по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ, также за деятельностью органов исполнительной власти субъектов РФ.

Правительство РФ обеспечивает соблюдение федеральными органами исполнительной власти прав органов исполнительной власти субъектов РФ, способствует взаимодействию указанных органов, а также в пределах своих полномочий разрешает споры и устраняет разногласия между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ. Для разрешения споров и устранения разногласий создаются согласительные комиссии из представителей заинтересованных сторон.

Правительство РФ вносит предложения Президенту РФ о приостановлении действия актов органов исполнительной власти субъектов РФ в случае их противоречия Конституции РФ, федеральным конституционным законам, федеральным законам, международным обязательствам РФ или нарушения прав и свобод человека и гражданина.

Расходы на содержание Правительства РФопределяются в федеральном бюджете отдельной строкой.

Члены Правительства РФ за свою служебную деятельность получают денежное содержание, размер которого устанавливается федеральным законодательством. Медицинское обслуживание и социально-бытовое обеспечение членов Правительства РФ осуществляются на основании федерального законодательства в пределах расходов федерального бюджета на содержание Правительства РФ.

Для обеспечения деятельности Правительства РФ и организации контроля за выполнением органами исполнительной власти решений, принятых Правительством РФ, образуется Аппарат Правительства РФ, который взаимодействует с Администрацией Президента РФ и аппаратами палат Федерального Собрания. Аппарат Правительства РФ возглавляет Руководитель Аппарата Правительства РФ – Заместитель Председателя Правительства РФ или федеральный министр.

Положение об Аппарате Правительства РФ утверждается Правительством РФ.

Финансирование расходов на содержание Аппарата Правительства РФ производится в пределах расходов на содержание Правительства РФ.

Правительство РФ осуществляет собственное нормотворчество. На основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных законов, нормативных указов Президента РФ Правительство издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение. Они обязательны к исполнению в России. Однако они должны приниматься в пределах его полномочий и не могут противоречить правовым актам большей юридической силы. Постановления и распоряжения Правительства РФ в случае их противоречия Конституции РФ, федеральным законам и указам Президента России могут быть отменены Президентом РФ.

Конституция РФ регулируют и основные положения, связанные с прекращением полномочий Правительства РФ, которое, в частности, слагает свои полномочия перед вновь избранным Президентом РФ.

Правительство РФ может подать в отставку, которая принимается или отклоняется Президентом РФ. Президент РФ также может принять решение об отставке Правительства.

Государственная Дума может выразить недоверие Правительству РФ, решение о котором в форме постановления принимается большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. После выражения Государственной Думой недоверия Правительству Президент РФ вправе объявить о его отставке либо не согласиться с решением Государственной Думы. В случае если Государственная Дума в течение трех месяцев повторно выразит недоверие Правительству, Президент РФ объявляет об отставке Правительства либо распускает Государственную Думу.

Председатель Правительства РФ может также поставить перед Государственной Думой вопрос о доверии Правительству РФ. Если Государственная Дума в доверии отказывает, Президент в течение семи дней принимает решение об отставке Правительства РФ или о роспуске Государственной Думы и назначении новых выборов.

В случае отставки или сложения полномочий Правительство РФ по поручению Президента РФ продолжает действовать до сформирования нового Правительства РФ.

Общий вывод.Правительство РФ, осуществляя полномочия исполнительной власти, осуществляет достаточно большой круг полномочий, активно взаимодействуя не только с федеральными органами государственной власти. но и с органами государственной власти субъектов ФЕдерац3ии и органами местного самоуправления. Важным направлением деятельности Правительства РФ и федеральных органов государственной власти является взаимодействие с главой государства – Президентом РФ.


Тема 7. Судебная власть РФ

Цель изучения данной темы состоит в усвоении сущности судоустройства и судопроизводства в РФ, особенностей деятельности Конституционного Суда РФ, судов общей юрисдикции и арбитражных судов, а также приобретении умений и навыков установления юрисдикции и подсудности дел.

Правосудие – это форма государственной деятельности, которая заключается в рассмотрении и разрешении судом отнесенных к его компетенции уголовных, гражданских, административных и иных дел. Такая деятельность осуществляется в установленном законом особом процессуальном порядке. Однако как самостоятельная форма судебная деятельность сформировалась сравнительно недавно. Длительное время судебные функции осуществлялись административными органами, носителем высшей судебной власти оставался глава государства.

В России судебная власть стала формировать как самостоятельная ветвь государственной власти после издания судебных уставов 1864 года, когда впервые были созданы адвокатура и мировые суды, система судебной власти и другие механизмы правосудия.

Однако длительное время и после этого сохранялось и осуществление судебных функций административными органами, и создание чрезвычайных судебных органов, инквизиционный характер судебного процесса, отрицающих презумпцию невиновности.

Правосудие в РФ в соответствии со ст. 118 Конституции РФ осуществляется только судом – особым органом государства, осуществляющим правосудие в форме рассмотрения и разрешения уголовных, гражданских, административных и некоторых иных категорий дел в установленном законом государства процессуальном порядке. Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.

Судебная система РФ устанавливается Конституцией РФ и Федеральным конституционным законом от 31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ «О судебной системе РФ». Создание чрезвычайных судов не допускается. В настоящее время судебная система РФ представлена обычными судами (судами общей компетенции и военными судами), арбитражными судами и конституционными (уставными) судами. Систему федеральных судов составляют суды общей юрисдикции и арбитражные суды, высшими судебными органами для которых являются соответственно Верховный Суд РФ и Высший Арбитражный Суд РФ, а также Конституционный Суд РФ. В систему судов субъекта РФ включаются мировой суды и конституционный (или уставный) суд.

Судьи независимы и подчиняются только Конституции РФ и федеральному закону. С этой целью Конституция предусматривает, что финансирование судов производится только из федерального бюджета и должно обеспечивать возможность полного и независимого осуществления правосудия в соответствии с федеральным законом.

Судьями могут быть граждане РФ, достигшие 25 лет, имеющие высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет. Федеральным законом могут быть установлены дополнительные требования к судьям.

Суд, установив при рассмотрении дела несоответствие акта государственного или иного органа закону, принимает решение в соответствии с законом.

Судьи несменяемы.

Полномочия судьи могут быть прекращены или приостановлены не иначе как в порядке и по основаниям, установленным федеральным законом.

Судьи неприкосновенны: судья не может быть привлечен к уголовной ответственности, заключен под стражу, подвергнут приводу без согласия на то соответствующего компетентного органа (квалификационной коллегии судей). Порядок лишения неприкосновенности и привлечения судьи к уголовной ответственности, а также другие вопросы определяются Законом РФ от 26 июня 1992 года № 3132-1 «О статусе судей в РФ».

Судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Разбирательство дел во всех судах открытое. Слушание дела в закрытом заседании допускается в случаях, предусмотренных федеральным законом.

Заочное разбирательство уголовных дел в судах не допускается, кроме случаев, предусмотренных федеральным законом.

В случаях, предусмотренных федеральным законом, судопроизводство осуществляется с участием присяжных заседателей.

Особое значение Конституция РФ уделяет порядку формирования высших судебных органов. Судьи Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ назначаются Советом Федерации по представлению Президента РФ. Судьи других федеральных судов назначаются Президентом РФ в порядке, установленном федеральным законом. Полномочия, порядок образования и деятельности Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ и иных федеральных судов устанавливаются федеральным конституционным законом.

Конституционный Суд РФ– это особый судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства. Впервые был создан в 1991 году. Состоит из 19 судей.

Его деятельность регулируется Федеральным конституционным законом от 21 июля 1994 г. № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации». Конституционный Суд РФ по запросам Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, одной пятой членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы, Правительства РФ, Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ, органов законодательной и исполнительной власти субъектов РФ разрешает дела о соответствии Конституции РФ:

а) федеральных законов, нормативных актов Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ;

б) конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов РФ, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти РФ и совместному ведению органов государственной власти РФ и органов государственной власти субъектов РФ;

в) договоров между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, договоров между органами государственной власти субъектов РФ;

г) не вступивших в силу международных договоров РФ.

Кроме того, Конституционный Суд РФ разрешает споры о компетенции:

а) между федеральными органами государственной власти;

б) между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ;

в) между высшими государственными органами субъектов РФ.

Конституционный Суд РФ по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверяет конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле, в порядке, установленном федеральным законом.

Конституционный Суд РФ по запросам Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ, органов законодательной власти субъектов РФ дает толкование Конституции РФ.

Акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу; не соответствующие Конституции РФ международные договоры РФ не подлежат введению в действие и применению.

Конституционный Суд РФ по запросу Совета Федерации дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления.

Верховный Суд РФ является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики.

Верховный Суд формирует:

Ø пленум Верховного Суда, включающий Председателя, заместителей Председателя и членов Верховного Суда РФ;

Ø президиума, который действует в составе председателя, его заместителей и ряда судей Верховного Суда РФ;

Ø судебную коллегию по гражданским делам;

Ø судебную коллегию по уголовным делам;

Ø военную коллегию, которая действует в качестве суда первой и второй инстанции;

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.