Сделай Сам Свою Работу на 5

Тема 3. Механизм государства 1 глава





ЭЛЕКТРОННАЯ ОБУЧАЮЩАЯ СИСТЕМА

ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ «ГОСУДАРСТВЕННОЕ

И МУНИЦИПАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ»

УЧЕБНЫЕ КУРСЫ ПРАВОВОГО ЦИКЛА

«Правовые основы государственного и муниципального управления»

 

 


 

МОДУЛЬ 1

 

 


Тема 1. Понятие государства

Цель изучения данной темы состоит в усвоении сущности и понятия государства, научных подходов в трактовке его происхождения, основных и производных компонентов (признаков) и функций, а также приобретении умений и навыков выявления признаков и функций современных государств.

Представления о государстве формировались в течение всего периода развития государственности и в значительной степени определялись как конкретно-историческими условиями развития того иного народа, но и подходами исследователей к изучению политико-правовых явлений, их теоретическими позициями, формами складывающихся государств, их признаками и функциями.

Происхождение государства. Если общество возникло около 3-4,5 млн. лет тому назад, государство гораздо позднее – всего лишь 5-6 тыс. лет назад. В догосударственный период господствовала родоплеменная община, которой были свойственны:



а) общественная власть, т.е. отсутствие публичной (политической) власти;

б) преобладание самоуправления: род, племя, союз племен одновременно и субъекты, и объекты управления;

в) принципы первобытной демократии: важнейшие вопросы решались на общих собраниях племени, в том числе и выборы вождя;

г) общая собственность на орудия и средства производства, коллективное производство, т.к. отдельная личность слаба в борьбе с природой;

д) основной регулятор – мононормы, правила повседневности социально-биологического характера, в которых нельзя было разделить предписания тотемических верований, веления сверхъестественных сил, зачатки морали, запреты, хозяйственные инструкции; на их основе складывались обычаи, правила поведения, вошедшие в привычку при многократ­ном применении; отражали волю всего рода, обеспечивались силой общественного мнения и общественного принуждения.

Формирование государства происходит в поздний период первобытнообщинного строя одновременно с разложением родовой общины.



В науке различают разные исторические пути возникновения государства:

Ø азиатский – это самый древний и, по мнению ученых, наиболее распространенный путь: под влиянием природно-географических условий, необходимости постоянной ирригации для выполнения значительных общественных работ, учета и контроля работников, вовлеченных в них, охраны ирригационных сооружений формировался мощный административный аппарат как основной элемент государственности (Вавилон, Ассирия, Персия, Китай, Индия и др.);

Ø афинский, связанный с ускоренным общественным разделением труда, отделением ремесла от земледелия, формированием слоя людей, занятых в морской торговле и обмене товаров, что в целом привело к совершенство­ванию орудий труда и росту его производительности, становлению частной собственности на орудия и средства производства, к эксплуатации соплеменников и пленных (рабов), имущественному расслоению и расколу общества на антагонистические классы, а также формированию аппарата, необходимого для поддержания господства над эксплуатируемым большинством (античные полисы, города-государства);

Ø римский, который отличался от афинского тем, что в Риме важную роль в формировании государства сыграла борьба плебеев против патрициев – родовой аристократии; кроме того, в ходе завоеваний было создано обширное государство-республика, а позднее империя;

Ø древнегерманский – это формирование государства в результате завоевания переселявшимися германскими племенами территорий чужих народов, когда для удержания власти над завоеванной территорией потребовалось соединение античных и других государственных форм с военно-демократической организацией германцев.



Для анализа происхождения государств, основных этапов их развития используют категорию «исторический тип государства», понимаемую как совокупность взятых в единстве существенных признаков, свойственных определенной группе государств. Эта категория характеризует историческое развитие государства и зависит от подхода исследователя к периодизации развития общества в целом. В науке используются два основных подхода к типологизации:

1. Формационный, в основе которого лежит теория общественно-экономической формации К. Маркса: история общества – это последовательная и закономерная смена общественно-экономических формаций, обусловленная прежде всего развитием базиса – способа производства (соединения уровня развития производительных сил общества, формы собственности, производственных отношений), а также надстройки – идеологии, политики, права, морали и других элементов, связанных с историческим типом государства; развитие базиса детерминирует изменения в надстройке и каждый раз, когда надстройка становится тормозом для развития экономических отношений, происходит смена государственно-правовых надстроечных элементов. К. Маркс выделил в истории пять общественно-экономических формаций – первобытнообщинную, рабовладельческую, феодальную, буржуазную и социалистическую и соответственно такие исторические типы государства и права, как рабовладельческий, феодальный, буржуазный и социалистический.

2. Цивилизационный подход, сторонники которого (О. Шпенглер, А.Дж. Тойнби, Н.Я. Данилевский, Л.Н. Гумилев и др.) наряду с учетом экономических факторов признают также воздействие особенностей природной среды, демографического состояния, этнического состава населения, духовно-нравст­венных ценностей, историко-культурных факторов. История общества предстает как последовательная смена «цивилизаций» (например, патриархальной, индустриальной, информационной и др.) – крупных социальных образований, характеризуемых, прежде всего, определенным уровнем развития материальной культуры (общественно-экономической деятельности, экономико-технологического способа производства и др.) и нематериальной (духовной).

Сущность государства выясняется при анализе его внут­ренних характерных свойств, общего и особенного в данном явлении, его конкретно-исторического воплощения во времени и в пространстве, а также по кругу властных субъектов. При чем эта сущность определяется в зависимости от особенностей подхода того или иного исследователя к познанию закономерностей раз­вития государственно-организованного общества. Если, например, сторонники классового подхода рассматривают государство как машину для поддержания господства одного клас­са над другим, у представителей общесоциального подхода го­сударство предстает в качестве института, призванного вести общие дела в интересах всего населения, минимизируя конфликты и добиваясь компромисса разнообразных интересов. По мнению других исследователей (А.В. Малько, С.А. Комаров и др.), в зависимости от исторических условий на первый план выходит либо классовое начало государства (насилие), либо общесоциальное (компромисс), свойственное современным обществам. Эти два начала характеризуют сущность государства во всей его полноте.

Определение государства.Многообразие подходов к изучению происхождения и сущности государства обусловило и разнообразные определения данного явления. Однако большинство из них, как правило, исходит из того, что государство – это всегда совокупность объективных материальных и духовных составляющих, без которых оно или не существует, или существует формально, т.е. не обладает должной реализацией публично-правовой власти. Эти неотъемлемые компоненты обусловливают появление производных признаков государства.

К основным компонентам (составляющим, признакам) государства относятся:

1) политико-территориальный (пространственный) компонент, т.е. территория, на которой данное государство в лице своих органов власти располагается, осуществляет свою власть, охраняет; территориальный суверенитет распространяется на сушу, воздушное пространство, континентальный шельф, территориальное море, особые экономические зоны в пределах государственных границ;

2) политико-демографический (субстанциальный) компонент – население (в политико-правовом значении «народ»), изъявляющее свою волю (народный суверенитет) по формированию основных структур государственной власти с учетом своего языка (языков), истории и культуры, создающее материальные и духовные блага, совокупная деятельность которого регулируется государством;

3) властно-институциональный компонент – институты публичной власти (государственной и муниципальной).

К производным признакам государства относятся:

а) система налогов, таможенных пошлин и сборов, займов и др., необходимая для прове­дения определенной политики перераспределения доходов, охраны национальной экономики, социального обеспечения и социальной защиты населения, содержания бюджетных работников и государственного аппарата;

б) наличие делимитированной и демаркированной государственной границы и внутреннего административно-территориального деления;

в) национальная правовая система;

г) государственные символы – официальные, закрепленные законом и признанные мировым сообществом образы (логотипы): самоназвание государства, государственный флаг, государственный герб, государственный гимн, государственные праздники, столица государства;

д) государственный язык (языки), на котором в основном общаются люди, осуществляется государственное управление, публикуются правовые нормативные акты, составляются внутренние и международные договоры, ведется судопроизводство и документооборот, а также другие признаки.

Производные признаки не являются второстепенными. Они могут приобретать особое значение для образования и функционирования государства. Так, например, публично-принудительная власть приобретает огромное значение в периоды войн, смут, а для государств, отличающихся обширной территорией, в качестве такового производного признака может выступать транспортная система. Для России традиционно – это сеть железных дорог, для Чили, протянувшейся длинной и узкой полосой вдоль побережья Тихого океана, это автомобильные дороги. Для Британской колониальной империи, соединявшей множество территорий, разбросанных на материках и островах, мощный морской флот стал одной из основ государственного могущества и поддержания своего суверенитета.

Суверенитет как определяющий признак государства.Основные и производные неотъемлемые компоненты государства образуют объективную основу его суверенитета – основного признака государства – возможности государства осуществлять юрисдикцию на данной территории по отношению к данному населению и выступать как независимое и самостоятельное по отношению к другим государствам в международных отношениях. Суверенное государство обладает высшей властью в пределах собст­венных границ, в отношениях с данным народом, ибо само определяет, какими будут его отноше­ния с другими государствами, которые не вправе вмеши­ваться в его внутренние дела.

Основными признаками суверенитета, по мнению исследователей, является верховенство государственной власти, которое можно охарактеризовать как:

а)безусловное распространение власти на всех граждан и все со­циальные структуры общества;

б) монопольная возможность применения таких средств воз­действия (принуждения, силовых методов, вплоть до смертной казни), которыми не располагают другие субъекты политики;

в) осуществление властных полномочий в специфических формах, прежде всего юридических (правотворческой, правоприменительной и правоохранительной);

г) прерогатива государства отменять, признавать ничтожны­ми акты других субъектов политики, если они не соответству­ют установлениям государства.

Суверенитет государства основан на совокупности его основных объективных компонентов (территории, населения, институтов власти), в которых пространственно, по кругу лиц и во времени (по срокам) объективируется властная воля правителя.

В соответствии с этим, отражая состояния суверенитета у государства, разделяют:

Ø территориальный суверенитет, который характеризуется в нормативно-правовом и фактическом (политическом) плане. Фактический суверенитет означает не только то, что отражено на политической карте, в нормах законов, но и включает такую реальную характеристику как эффективный контроль государства над своей территорией (сушей, воздушным пространством, континентальным шельфом, территориальным морем, особой экономической зоной) в пределах государственных границ. Другой важной характеристикой является устойчивая правовая связь большинства населения с территорией и властью (гражданство и оседлость). К принципам государственного суверенитета относятся единство и неделимость территории, неприкосновенность территориальных границ, верховенство власти правителя по отношению к внутренним субъектам публичного права, независимость и самостоятельность государства в отношениях с другими государствами, невмешательство во внутренние дела данного государства. Если иностранное государство или террористы нарушают границы данного го­сударства, терроризируют население, принуждают власти к территориальным уступкам, или принятию требований, не отвечающим национальным интересам, то говорят о нарушении суверенитета.

Ø суверенитет по отношению к населению – также может иметь разные состояния. Население, как правило, динамичным и активным по отношению к территории и власти. Население стремится поддерживать свою идентичность (языковую, этно-национальную, территориальную, социальную, политическую, государственную) и стабильность, но разные причины заставляют людей мигрировать, обретать и менять гражданство, требовать национального самоопределения. Население развивает местное самоуправление. Гражданство и местное самоуправление – показатели устойчивой политико-правовой связи населения с территорией государства, его властью. Если население не идентифицирует себя с данным государством, то оно может диверсифицировать связь с органами власти и символами, названием данного государства.

Ø властно-институциональный суверенитет (по отношению к власти) – контроль верховной власти над разными элементами государственного механизма, институтами политической системы, центрами принятия стратегических решений. Такая сторона суверенитета характери­зует государство в лице ключевых должностных лиц, органов власти (глава государства, премьер-министр, министр обороны, лидер партии власти) как главный компонент политической системы общества. Потеря такого контроля чревата серьезными потерями для всего государства.

Функции государства – это воздействия на окружающую среду, отвечающие требованиям системы, с тем, чтобы поддерживать оптимальные отношения с другими системами и сохранять (восстанавливать) сбалансированность и стабильность внутренних элементов системы (так называемый гомеостазис). Понятие «функции» позволяет описывать, объяснять и прогнозировать деятельность государства.

В функциях государства отражаются его классовая и общесоциальная сущность, соотношение социальных сил, а также состояние взаимовлияния общества и государства. Эта конкретизация носит объективный характер, так как функции государства формируются объек­тивно, под определяющим воздействием целей и задач, обу­словленных экономической и политической структурами обще­ства и вытекающими отсюда интересами социальных групп, коллективов, всего народа. Если к власти приходят другие политиче­ские силы, то могут существенно измениться и функции государства. Каждая функция государства имеет предметно-политиче­скую характеристику, ибо ее содержание показывает, что яв­ляется предметом его деятельности, какие средства использу­ются для достижения той или иной цели.

Анализируя понятие «функции государства», следует отличать его от понятий «задачи» и «цели» государства. Задачи отражают в большей степени социальное назначение, историческую миссию государства в тот или иной период (М.Байтин). Цели – это идеальные образы того, к чему стремится государство, прообраз результата. В задачах соотносятся цели, предполагаемые результаты и средства. Функция предполагает наличие средств, необходимых для достижения определенного результата, прежде всего средств нормативно-правовых, которые закрепляют полномочия (компетенцию) конкретного органа. Необходимо отличать также функции государства в целом от функций отдельных органов государства. Последние предполагают установление для каждого такого органа субъективных прав и юридических обязанностей (полномочий).

Государство по своей природе полифункционально, т.к. в силу своей сущности всегда выполняет определенную историческую миссию, решая сложные и многообразные задачи в интересах различных слоев населения, элит, территорий, участвуя в решении глобальных проблем.

Опыт многих народов и государств дает основу для систематизации (классификации) функций. Функции государства классифицируются по разным основаниям:

Ø по значению для объективных компонентов – основные и неосновные;

Ø по продолжительности действия – постоянные, временные, краткосрочные и долгосрочные;

Ø в зависимости от сфер государственной деятельности (объектов воз­действия) – внут­ренние и внешние.

К внутренним функциям обычно относят функции, так или иначе связанные с разделением властей:

Ø законодательную (хотя ратификация международных договоров связана и с внешней функцией);

Ø исполнительно-распорядительную (которая также может выходить на внешнеполитический уровень, в частности пример деятельности министерства иностранных дел);

Ø судебная;

Ø контрольно-надзорная;

Ø идеологическая;

Ø культурная.

К внешним обычно относятся такие функции, как:

Ø внешнеполитическая;

Ø внешнеэкономическая;

Ø обороны;

Ø поддержки соотечественников за рубежом.

Некоторые основные функции могут носить характер как внешний, так и внутренний. Например, поддержание территориального суверенитета и целостности государства, без достижения которого государство перестает быть реальным государством, имеет черты и внешней и внутренней функции,

В юридической науке приняты и другие подходы к классификации функций. В.В. Лазарев к внутренним функциям относит: уста­новление и охрану правового порядка, охрану прав собственно­сти, иных прав и свобод граждан, экономическую, культурную, социальную, экологическую; а к внешним – поддержание мирного сосуществования, обеспечение делового партнерства и сотрудничества, защиту государственного суверенитета от внешних посягательств.

В классификации функций государства, предложенной Л.А.Морозовой:

Ø внутренние функции – это обеспечение наро­довластия, экономическая, социальная, налогообложение, эко­логическая, охрана прав и свобод граждан, обеспечение закон­ности и правопорядка;

Ø внешние функции – инте­грация в мировую экономику, внешнеэкономическое партнер­ство и государственная поддержка иностранных инвестиций, оборона страны, поддержка мирового правопорядка, сотрудни­чество с другими государствами в решении глобальных про­блем (экологической, сырьевой, энергетической, демографической и др.).

Общий вывод. Таким образом, государство – это результат исторического развития, пути и формы его становления были обусловлены не только конкретно-исторической эпохой, но и особенностями экономического и социокультурного развития отдельных регионов и народов. Для понимания сущности государства важное значение имеет анализ его компонентов (признаков) и функций.


 

Тема 2. Форма государства

Цель изучения данной темы состоит в усвоении понятия формы государства и классификации форм правления, государственного устройства и государственно-правовых режимов, а также приобретении навыков и умений анализа форм реальных государственных образований современного периода.

Для понимания государства важное значение имеет изучение его формы, т.е. особенностей внутренней организации – связи между собой территории, институтов власти, населения. Категория «форма государства» отражает сочетание множества компонентов и признаков, определяющих, кто и как правит, каким образом связаны различные территориальные части государства между собой и с центром, как население на данной территории делегирует власть государственным органам, с помощью каких методов, приемов осуществляется государственная власть (соотношение убеждения и принуждения, характер политического лидерства). Форма государства – это абстрактная категория, к которой опыт государственного строительства и теоретическая мысль привязывает различные исторические и современные реальные государственные образования с тем, чтобы можно было проводить типизацию (классификацию), вырабатывать практические рекомендации по совершению политико-правового оформления динамичной жизни общества, властных элит.

Форма государства – это его организационное строение, выражающее как его внутренние (структурные) свойства, так и внешние (формальные) черты. На форму государства влияют социально-экономические факторы, природные, кли­матические условия, национально-исторические и религиозные особенности, культурный уровень развития общества, экономика и т. п.

Существовали и существуют формы государств, которые не поддаются полностью данной классификации (типизации) – доминионы, полуколонии, империи, города-государства, теократические государства, непризнанные государственные образования, народы которых ведут борьбу за национальное самоопределение и образование собственного государства (курды и др.).

В науке принято различать по способу организации такие формы, как:

а) форма государственного правления, характеризующая порядок передачи власти от источника власти (народа, бога, пророков, правящей династии) к органам верховной (центральной) власти (монарху, главе государства, парламенту, правительству), организацию высших органов государственной власти, их взаи­моотношения друг с другом и с населением;

б) форма государственного устройства, отражающая структуру соединения территориального пространства, организацию связей и отношений между территориальными частями государства, населением и административными центрами разных территорий, характер взаимодействия между государ­ством в целом и его составными территориальными единицами;

в) государственно-правовой режим, представляющий собой систему методов, способов и средств осуществления государственной власти, национальной безопасности, отношение государства к участию граждан в выборах органов власти, в управлении государством, к средствам массовой информации, общественным объединениям.

Основные формы государственного правления:

1. Монархия – это форма правления, при которой реальная или номинальная власть полностью или частично сосре­доточена в руках единоличного главы государства – монарха (короля, царя, шаха, султана и т.д.).

Для монархии характерны признаки:

Ø высшая власть передается, как правило, по наследству, хотя и не исключены элементы выборности через совет знати, Собор и т.п.;

Ø не ограничивается сроком правления и не прерывается смертью правящего монарха: династическое правление непрерывно («Король умер – да здравствует Король!»;

Ø формирование высшей власти не зависит от всеобщих выборов.

Монархии разделяются на неограниченные, ограниченные (конституционные, парламентарные) и дуалистические. Неограниченная (абсолютная) монархия – это такая разновидность монархической формы правления, при которой вся полнота законодательной, исполнительной и судебной власти в государстве сосредоточена в руках монарха, который, как правило, также является главой церкви; в современных условиях возможно образование законосовещательных органов (выборных или назначаемых).

В ограничен­ных (конституционных) монархиях носи­телями суверенитета кроме монарха выступают парламент, правительство, верховный суд. Конституционная (парламентарная) монархия характеризуется тем, что монарх выполняет свои функции чисто номинально, а правительство формально и фактически ответственно перед парламентом, которому в соответствии с конституцией принадлежит верховенство среди других органов государства.

Дуалистическая монархия (от лат. dualis – двойственный) – своеобразная форма перехода от абсолютной к ограниченной (конституционной) монархии, когда династическое наследование власти может сочетаться с выборностью; власть монарха формально ограничена конституцией, но он в результате примерного равенства политических сил сохраняет обширные властные полномочия, правительство несет ответственность перед монархом и парламентом.

2. Республика – это форма правления, при которой власть главы государства считается производной от избирателей или представительного органа, разделение властей, выборность и сменяемость главы государства и законодательного органа с самого начала становятся основополагающим принципом.

Основными признаками республики являются:

Ø признание народа единственным источником власти;

Ø выборность власти;

Ø определенный срок правления верховной власти;

Ø проявление периодической зависимости высшей власти от воли избирателей.

Порой эти признаки остаются только формальными, но даже в таком случае их стараются сохранять. В классическом варианте проводится разделение на президентские и парламентские республики по таким политическим основаниям: кто формирует правительство, кому оно подотчетно.

 

Республика
президентская парламентская
– наличие такого носителя власти как президент, который, как правило, является главой исполнительной власти; – существует четкое разделение властей и отработанные механизмы сдержек и противовесов. Под эти признаки больше всего подходят США; – президент избирается неза­висимо от парламента непо­средственно – народом или опосредованно – коллегией выборщиков; – президент формирует правительство и руко­водит его деятельностью, отправляет его в отставку; правительство несет ответственность прежде всего перед президентом; – парламент в такой республике не имеет права вынесения вотума недоверия правительству, но и президент не вправе распустить парламент; – законодательный орган (парламент) имеет право ограничивать действия президента, а соответственно и правительства, с помощью принятия законов и учреждения бюджета; – парламент обладает и таким правом как право импичмента (своеобразного квазисудебного института) – отстранения путем выполнения сложной процедуры от должности президента, если он нарушил конституцию, совершил преступление); – президент, в свою очередь, наделяется, хотя и не во всех странах, правом отлагательного вето (veto – от ла­тинского «запрет») на решения законодательного органа. – парламент контролирует исполнительную власть; – правительство формируется по результатам парламентских выборов, оно ответственно перед парламентом; – парла­мент может выразить недоверие правительству в целом, главе прави­тельства, конкретному министру; – формальный глава государ­ства – президент, избираемый парламен­том или специально формируемой коллегией выборщиков; – в системе органов государственной власти занимает второстепенное место, хотя в период политических кризисов его роль может возрастать; практически эти функции похожи на функции главы государства в конституционных мо­нархиях.

В свою очередь, можно говорить о нескольких моделях парламентской республики:

Ø классическая (США) – президент с согласия верхней палаты парламента (сената) формирует администрацию, члены которой несут политическую ответственность только перед президентом, который не может распустить парламент, парламент может сместить Президента только в порядке импичмента;

Ø латиноамериканская – полная свобода президента в назначении и смещении членов администрации, однако встречаются случаи парламентской ответственности членов его кабинета (Коста-Рика, Уругвай);

Ø восточноевропейская (Беларусь, Казахстан, Узбекистан, Кыргызстан) – существование обособленного коллегиального органа исполнительной власти (правительства), возглавляемого президентом, а также наличие в большинстве случаев поста «административного» премьера.

Наряду с президентской и парламентской формами республики принято выделять и смешанную форму республиканского правления, для которой характерны следующие признаки:

а) контроль и формирование исполнительной власти – совместное полномочие президента и парламента;

б) правительство несет ответственность перед президентом и перед парламентом;

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.