Сделай Сам Свою Работу на 5

ВЫСШИЕ И НИЗШИЕ ПРИНЦИПЫ ЧЕЛОВЕКА






Дух человека, в соответствии с тем же принципом, заключает в себе волю, любовь и разум. Эти три аспекта отражены в так называемой Высшей Триаде, которая, в свою очередь, отражена в душе, а та отражена в личности.

Чем глубже ученик постигает свою троичную природу, тем глубже он познает самого себя, тем эффективней может использовать свой духовный потенциал. Его физико-эфирное тело, или тело действий, отражает атмический принцип воли-силы; его астральное тело, или тело чувств, отражает буддхический принцип любви-мудрости; а его ментальное тело, или тело мысли, отражает манасический принцип разума-ответственности.

Когда ученик трудится над решением проблем какого-то из тел личности, оно по методу взаимоотражения соединяется с одним из соответствующих ему высших принципов, и наоборот. Когда физическое тело ученика находится в покое, он может соединиться со своим принципом воли; когда спокойно его астральное тело, он может соединяться со своей собственной потенцией вселюбви; а когда спокойно его ментальное тело, он может входить в контакт со своим духовным разумом. Как вверху – так и внизу. Проще некуда, когда это понимаешь. Но в том-то и дело, что ученик никак этого не поймет, и требуются порой многие жизни, чтобы он наконец постиг эту, казалось бы, столь простую и незамысловатую истину.



 


Глава 46

ВЕЛИКОЕ ИСКУШЕНИЕ В ПУСТЫНЕ ПЕРЕД РАСКРЫТИЕМ ЛОТОСА

Чем ближе ученик к Третьему посвящению, тем больше те изменения, которые претерпевает его мозг, готовясь вместить расширенное сознание. На этом этапе ученик как бы озарен внутренним светом, который лучится из него тем сильнее и ярче, чем глубже и стабильней его связь со своим духовным пламенем. Внутреннее спокойствие не покидает его ни на минуту, так как связь с душой отныне нерушима и постоянна. Правда, нельзя сказать, что он вообще не подвержен никаким иллюзиям: на какое-то время они могут овладевать им, однако с каждым разом время пребывания в плену иллюзий все уменьшается, а его ментальное тело настолько хорошо отлажено и гармонично и так хорошо функционирует, что ему почти молниеносно удается распознавать их тончайшие сгущения, подвергать их анализу, осознавать и рассеивать.



Основная его задача на этом этапе – обрести глубокое внутреннее спокойствие и полностью сгармонизировать свою личность. Пока личность не обретет своей цельности, хотя бы в грубом приближении, Великого посвящения не будет. Однако уже сейчас сознание ученика расширено настолько, что оно выплескивается за рамки той горы, которую он уже давно осознал как свою собственную, и возносится над ее вершиной. Теперь ему открылись новые дали и новая цель – другая гора, которая по высоте, крутизне и объему во много раз превосходит прежнюю гору, а ее основание простирается далеко за границы основания старой. На вершине этой горы сияет новый символ – цветок лотоса. Ученику известно, что означает этот символ: он олицетворяет тысячелепестковый лотос, или, точнее, его собственную коронарную чакру, которая вскоре раскроется и расцветет во всем своем великолепии.

Он сосредоточенно готовится внутренне к этому посвящению, к своему первому главному посвящению, после которого душа станет полноправной владычицей и госпожой – в полном смысле этого слова.

На этом этапе подготовки ученик непрерывно испытывается по всем линиям и направлениям. В это время эффект, который производят на окружающих его безукоризненность, чистота и внутреннее сияние, столь велик, что его нередко начинают прямо-таки боготворить и оказывать всяческие почести, знаки внимания и уважения. Сможет ли он устоять перед этим искушением? Сможет ли смирить и обуздать свои гордость и тщеславие? Много негативных выпадов будет сделано в его адрес. Сможет ли он их вынести и устоять? И сохранит ли покой души – как посреди похвал и славословий, так и посреди нападок и клеветы?



С каждым разом ему все очевидней, что те свет и сияние, которые он излучает вовне на окружающих, так сильны, что это неизбежно вызывает у них ту или иную реакцию – либо положительную, либо отрицательную. Его взаимоотношения с ближними могут стать источником постоянных конфликтов, неизбежно возникающих там, где на фоне его совершенства и безупречных качеств другие обречены либо на самоуничижение и падение, либо на взлеты и возвышения. Сможет ли он благодаря своей мудрости и силе души вынести эти конфликты? Этот период – время особых испытаний, значительно отличающихся от тех, что предшествовали Второму посвящению, когда вопрос в основном сводился к тому, чтобы суметь обуздать свои чувства и желания и быть ответственным за них.

Хотя сознательно он не стремится к власти и не хочет ее, однако, хочет он того или нет, он этой властью обладает: эту власть ему дают великое знание и магнетическое воздействие его личности на других. Именно это он и должен понять: что он вопреки собственному желанию обладает реальной властью над людьми и, стало быть, должен учиться мудро распоряжаться ею. Поэтому на этом этапе, опираясь на потенциал своей души, он должен стремиться к тому, чтобы как можно быстрее сформировать в себе дар духовного предвидения. Эта задача ему вполне по силам, так как он (и он сам это знает) уже давно связан со своей Высшей Триадой, которая является отражением высшего духа, или монады. Чем активней его стремление сделать энергии этого духовного пламени достоянием своего разума, тем более всесильной и всеведущей становится его душа, в то время как его самого наполняют божественные воля, любовь и разум.

Духовные, межличностные и общественно-социальные требования к ученику в это время значительно повышаются. Он уже не может затеряться в толпе или раствориться в людской массе, поскольку, подобно яркому пламени, виден теперь отовсюду. Он становится нужным людям, они будут приходить к нему за советом или помощью, они будут восхищаться им, выказывать свои любовь, доверие и привязанность – или, напротив, будут отворачиваться, предавать, злословить и ненавидеть его. Но каковы бы ни были чувства к нему других людей, его задача – неизменно сохранять внутренний покой, излучать любовь, мудрость и духовный разум и жить в согласии с Божественными замыслом и волей. Это его задача и – одновременно – его испытание.

Для многих учеников сознание того, что они обладают столь большими властью и влиянием, явится новым, неожиданным открытием, которое будет их немало смущать. Многие воспримут это со смирением, другими же будет владеть беспокойство, особенно при мысли о той ответственности, с которой неизменно связано подобное положение. Воистину, кому много дается – с того много и спрашивается. А искушение властью – одно из самых коварных искушений в пустыне. Если ученик соблазнится ею или проявит хотя бы малейший признак тщеславия или гордыни, иллюзии моментально завладеют им и раздуют искру тщеславия в мощное пламя, тогда как смирение, его самый главный и основной попутчик на подступах к Великому посвящению, его покинет. А где нет смирения, там нет и посвящения. Тщеславие – сводный брат эгоизма, а результатом их союза оказывается злоупотребление властью. Всякое злоупотребление опасно, тем более – злоупотребление властью, так как при том огромном влиянии, которое ученик оказывает на окружающих, он может манипулировать и управлять ими, как ему заблагорассудится.

Если он проявит осмотрительность и будет тактично направлять окружающих на служение Свету, обеим сторонам это пойдет только на пользу; любые же грубые манипуляции людьми, преследующие собственные эгоистические интересы, неотвратимо приведут к длительному глубокому падению. К падению? У самого порога Небесных Врат? Не будем удивляться, известно ведь: чем сильней искушение, тем глубже падение. Значит, такова его судьба, таков его жребий, таков закономерный итог его ошибок, где, при недостатке бдительности и смирения, гордости, тщеславия, высокомерия и чванства было хоть отбавляй. У таких учеников иллюзии нарастают, подобно снежному кому, и обступают их таким плотным кольцом, что они совершенно перестают видеть и понимать, что скатываются по наклонной все дальше и дальше вниз, к самому краю пропасти.

Хотя связь с душой в этот момент нарушена, однако магнетическая сила ее излучений на окружающих остается практически неизменной, поэтому ученик, кармически обреченный «пасть», способен увлечь за собой в бездну множество людей, и в будущем ему потребуется множество воплощений, чтобы возвратиться на прежнюю позицию.

Эти тонкие испытания, предваряющие канун Третьего посвящения, в высшей степени насущны и необходимы для каждого ученика. Как истинно посвященный он должен обладать несгибаемой волей, бесстрашием, силой, мужеством и непоколебимостью в служении Свету и для этого привести всю свою жизнь и самого себя к полному, стопроцентному соответствию универсальным законам и воле Божьей. И таким же абсолютным и полным должно быть и его смирение перед мирозданием, или Божественным Универсумом.

Однако структурные преобразования, затрагивающие мозг и сознание ученика, могут быть им задействованы на совершенно иные цели, нежели служение Свету, хотя следует признать, что подобные случаи относятся скорее к редким исключениям.

Достигнув этой стадии, большинство учеников, как правило, становятся смиренными, кроткими, скромными людьми, полными внутреннего желания служить силам Света. Приведенные выше примеры редких исключений имеют целью лишь предостеречь и призвать моих собратьев к тому, чтобы они немедля избавлялись от наиболее опасных для них факторов – своих негативных ментальных наклонностей, прочным заслоном стоящих на пути их духовного становления и развития.

Накануне Третьего посвящения все ученики осознают и почувствуют внутри себя этот мощный приток сил Света, которые будут излучаться и распространяться вокруг них потоками чистого духовного сияния. Этот свет будет шириться и расти, потому что будет шириться и расти их сознание, будут очищаться и утончаться все их тела, будет крепнуть понимание ими своего духовного подлинника. Одновременно с этим идущий полным ходом процесс гармонизации личности сделает более целенаправленной общую энергетику всех ее тел, и это приведет к тому, что фокусировка на цели будет более точной, ясной и безошибочной, а сама цель – легкодостижимой.

Дар провидения, или внутреннего озарения, у ученика разовьется необычайно, в особенности если он преобразует свой духовный потенциал в своеобразную динамо-машину, от которой будут питаться все его благородные тенденции и стремления, направленные на служение ближним. Отныне он сознательно будет направлять данную ему власть на созидательную, конструктивную работу, сделавшись чрезвычайно полезным орудием в нашей великой работе на благо сил Света.

Близится время, когда таящаяся в нем змеиная сила воспламенит его разум и зажжет в его голове факел космического света. И наступит момент духовной свадьбы, момент Великого посвящения.

 


Глава 47

РАЗДРАЖЕНИЕ – НАШ ДУХОВНЫЙ УЧИТЕЛЬ

Святой Грааль. Впервые ученик замечает и опознает его, когда приближается к Вратам Великого посвящения. Он чувствует, что этот Грааль принадлежит ему и что он непременно завладеет им, когда достигнет вершины своего развития. Грааль потому и святой, что плоть от плоти той святыни, которая суть целое[1]. Ученик тоже захочет стать этим целым, и оно, это целое, станет его целым. Уже на этой стадии он – один из рыцарей Грааля. Но достичь его, соединиться с ним ему мешает слишком тяжелая личность, с которой он ведет неустанную, непрерывную борьбу.

Даже теперь, знающий, мудрый и втайне гордящийся собой (гордящийся оттого, что ему кажется, будто он во всем руководствуется собственной душой), ‑ даже теперь при малейшей неудаче ученик вновь и вновь прибегает к старым защитным механизмам, несмотря на то что дал себе клятвенное обещание никогда больше не прибегать к этим несуразным методам. Самый древний и наихудший из них – это механизм бегства от ответственности.

В часы самоанализа, добираясь до глубинных истоков этой больной проблемы и испытывая отвращение к самому себе, ученик под действием этого горького познания, добытого столь дорогой ценой, вновь дает торжественную клятву никогда больше не уклоняться от ответственности. Воодушевленный этой клятвой, он совершенно не замечает того, что едва он ее произносит, как тут же подвергается испытанию на верность слову. Насколько глубоко его знание? Насколько глубоко он его прочувствовал и понял? Сумел ли он избавиться от прежних своих установок и принципов, перестроившись на новые?

Первые испытания, которым подвергается ученик, слишком призрачны и субтильны, поэтому он чаще всего их просто не замечает. Он по-прежнему считает, что вопрос об ответственности встает лишь в особо сложных, напряженных ситуациях, а испытание чаще всего подкрадывается в виде простой, незамысловатой и внешне ничем не примечательной житейской ситуации. Поскольку же он привык уклоняться даже и от серьезной ответственности, то данной простой житейской ситуации он тем более не придает никакого значения и никак не связывает ее с необходимостью принятия ответственности. Вновь и вновь он регулярно прибегает к своим старым механизмам ухода от ответственности, и поэтому ему никак не удается осознать, что это его ответственность. Малую вину он мгновенно перекладывает на ближнего своего и тут же разражается по его поводу «праведным негодованием»: ведь что касается его самого, нелепо даже и подумать, что подобная малость может иметь к нему какое-то отношение, так чего ради он будет нести за это ответственность?

Туманы покрывают его с головы до пят. Пытаясь оправдаться, он начинает изливать на другого потоки империла, поскольку этот другой, по его мнению, безусловно ответственен за все. Ответственность всегда имеет своего адресата, а поскольку (и он это точно знает) он таковым адресатом никак не является, то в его доме ей не место. Ибо с тех пор как он наполнил себя империлом, он в этом состоянии помрачения совершенно перестал видеть, что корни всей проблемы таятся значительно глубже.

Раздражение – наш великий духовный учитель. Пусть все ученики запомнят это как следует. Если уж мы подвергаемся нападкам, то причины этого мы должны прежде всего отыскивать в самих себе. Почему я раздражен? Не есть ли это раздражение результат противоборства между душой и личностью, когда душа знает, что я несу за то или это ответственность, а личность привычно старается избежать всякой формы ответственности? Империл таит в себе исключительные возможности для саморазвития, и пока ученик не использует их все и не задействует в виде своего опыта, какого-то заметного прогресса в его развитии не произойдет. Большинство учеников, даже далеко ушедших вперед по пути посвящения, еще долго будет рабски следовать на поводу этого древнего принципа, который безостановочно им нашептывает: «Это он (она) виноват(а) в том, что я раздражен», хотя душа будет подсказывать им, что в этом есть и их вина. Поэтому в целях самооправдания они не задумываясь вновь прибегают к старым проверенным механизмам самозащиты – ради того только, чтобы избежать неприятной необходимости брать на себя ответственность.

Видимо, малая ответственность – это самый большой камень преткновения на пути учеников, каждый раз недоуменно спрашивающих себя: мыслимо ли, чтобы столь малая ответственность была моей? Мы быстро учимся соразмерять долю нашей ответственности с силой владеющего нами раздражения. Однако наличие самого раздражения уже говорит о том, что мы не такие уж невинные агнцы, какими бы нам хотелось выглядеть. Даже в том случае, когда империл источаем не мы, а кто-то другой, это, однако, нисколько не освобождает нас от ответственности. Просто в данной ситуации тот, другой, несет ответственность в еще большей степени, чем мы, и ему тоже необходимо уметь брать на себя свою долю вины. В принципе не столь уж важно, сколько человек разделяют ответственность за происшедшее: два или больше; важно, чтобы все они делили ее на равных правах и условиях.

Воистину, раздражение – наш великий духовный учитель, и оно остается им вплоть до Третьего посвящения. Очень важно, чтобы ученики поняли, чему именно оно призвано научить их. Оно может возникнуть когда угодно и застигнуть ученика врасплох, но не это главное. Главное – это понять, что раздражение подобно набату, звучащему внутри ученика и напоминающему ему о том, что он – безответственный человек. Глубоко ответственный человек никогда не раздражается, поскольку обладает иммунитетом против империла, и уж тем более сам никогда его не вырабатывает. Кто абсолютно чист, у того и вся жизнь чиста. Не упускайте случая, дорогие братья, и воспользуйтесь им как благоприятным поводом, чтобы взглянуть на самих себя. Вам на пользу любая ситуация и любой повод, дающие возможность увидеть, разглядеть и детально изучить разнообразнейшие механизмы бегства от этой «ужасно неприятной вещи», имя которой – ответственность.

Святой Грааль исчезает из поля зрения ученика, едва появляются первые признаки заражения империлом. Поэтому распознать и увидеть Грааль можно только тогда, когда ученик ощущает себя неотъемлемой частью целого. Если он послушен голосу своей души, если она руководит им и он чувствует себя органической частью целого, он никогда не позволит в себе проявиться раздражению. Поскольку абсолютное сознание души он обретает только накануне Третьего посвящения, то до этого момента он должен использовать любую из многочисленных возможностей, чтобы самому дисциплинировать свою личность. Для этого ему прежде всего необходимо признать существующее положение дел: что оно именно таково, каково есть, и что, на каком бы уровне он ни стремился уйти от ответственности: на чувственно-эмоциональном или ментальном, речь в любом случае идет о дезертирстве, а оно менее всего к лицу серьезному, ответственному ученику, находящемуся на пути к посвящению.

Святой Грааль – это великая цель его великого паломничества, и если бы только он мог немного больше фокусировать на нем свое внимание, тогда антахкарана оставалась бы чистой и прекрасно приспособленной как для его духовных устремлений, так и для всего процесса развития понимания души, и в этом случае малейший симптом, указывающий на наличие империла, послужил бы для него безошибочным указанием на то, что в данной сфере жизненных взаимоотношений он поступает безответственно и поэтому ему необходимо как можно скорей осознать свою степень ответственности и принять ее. Если бы канал, связывающий ученика с душой, сохранялся постоянно открытым, тот подмечал бы любую степень малой ответственности в различных жизненных ситуациях и, принимая ее на себя, в скором времени совершенно бы очистился от малейших признаков империла. Но всему этому ученик обучается только накануне Третьего посвящения, и об этом стоит лишь пожалеть, особенно при мысли о том, от скольких многих неприятностей он мог бы уберечься сам и уберечь других, если бы постоянно воспринимал империл в качестве своего безотказного барометра.

Проблема ответственности – это самое уязвимое, больное место всех учеников. Это видно хотя бы по тому, что многим из них становится явно не по себе при одном лишь упоминании об ответственности. Эта неприязнь служит не менее безошибочным симптомом того, что человек – безответственен. В сущности, любое негативное чувство, проявляющееся в нас, должно немедленно пробудить наше внимание, так как это всегда сигнал тревоги: «Внимание! Блокировка!» Но мы спим и продолжаем тащить за собой все свои старые привычки и методы, и как только то или иное неприятное слово пробуждает в нас негативные чувства и мысли, мы тут же приходим к убеждению, что всему виной именно те люди, которые извлекли на свет божий эти неприятные вещи и разбередили нашу совесть. В сущности, мы лишь проецируем на них наше собственное затаенное недовольство и поэтому всю вину и ответственность без стеснения также перекладываем на них. С точки зрения личности, это легкий и удобный метод; с точки зрения души – глупый и неразумный.

Целое распадается и исчезает, Грааль исчезает тоже, антахкарана засоряется. Поймите же это наконец, дорогие братья и сестры, поймите и – приступайте к новому перепрограммированию, к позитивной перестройке самих себя, которые помогут вам открыть глаза ваши и сделают вас чуткими и внимательными к любой, большой или малой, доле ответственности. Ведь это так просто! Сколько инкарнаций можно было бы отыграть, если бы только ученики смогли осознать эту сущую малость!

 


Глава 48

ЧЕРЕЗ ТЕРНИИ – К ЦВЕТУЩЕМУ ЛОТОСУ

Ученик, идущий навстречу Третьему посвящению, подвергается самым различным нападкам и инсинуациям и поэтому должен уметь встречать их во всеоружии. Эти испытания – тоже части, или звенья, тех «искушений в пустыне», которые постоянно одолевают ученика на пути к посвящению. В это время он часто становится объектом дикой клеветы, злословия, сплетен, критики и обвинений и в их очищающем пламени закаляется нравственно настолько, что затем спокойно выносит и это, и гораздо большее давление, бремя которого по плечу только истинно посвященным.

Для большинства учеников эта стадия испытаний оказывается неимоверно тяжелой. Тяжело, когда друзья покидают нас один за другим; тяжело, когда на каждом углу нам грозят нападения из засады, устраиваемые людьми, которые, по всем расчетам, должны были бы быть на нашей стороне; тяжело, когда вокруг нас плетутся различные интриги, козни и махинации, преследующие одну-единственную цель – уличить нас в безответственности или очернить наши благонравие и чистоту. Как бы ни было тяжело, главное, о чем должен помнить ученик на этой стадии «мученичества», ‑ это сохранение в себе внутреннего спокойствия и равновесия, необходимых для того, чтобы антахкарана оставалась чистой и открытой, а высокие, светлые энергии души и духа могли беспрепятственно вливаться в ученика и излучаться из него.

Часто самые худшие зло и подлость исходят от людей, относящих себя к разряду людей духовных, хотя уж им, казалось бы, лучше, чем кому бы то ни было другому, должно быть известно о том, что именно они творят, и творящих это только потому, что они совершенно не поняли своей собственной астральной природы и не перелицевали ее. И это весьма плачевно, плачевно для них самих, поскольку позже им придется платить по этим кармическим счетам и расплачиваться за все содеянное. На ученике это никак не отразится, за исключением разве того, что ему придется туго в чисто личностном плане. Но если он сумеет сохранить необходимую дистанцию и внутреннее спокойствие, то, невзирая на силу шторма и высоту наружных волн, сможет выдержать любой самый яростный ураганный натиск, а их ему в преддверии Великого посвящения предстоит испытать во множестве.

Внутреннее спокойствие, достигнутое учеником благодаря контакту с Учителем, усиливает ту непоколебимую уверенность в себе, которая исходит от его души. Если он обладает сердечной теплотой и прекрасно развитыми чуткостью и терпимостью, то ему будет нетрудно понять, что эти люди просто не могут поступать иначе. Ему откроется, что и он когда-то поступал в точности так же, как они, и, следовательно, теперь лишь пожинает то, что сам когда-то посеял. Поэтому то мощное противодействие, которое он встречает со стороны внешнего мира, пойдет ему только во благо, поскольку будет содействовать его развитию и, духовно закалив его, подготовит к новым, еще более серьезным испытаниям.

Исходящее из души сознание своей правоты будет для него неистощимым источником внутреннего покоя, оно также даст ему уверенность в правильности своих действий, поскольку он в этом состоянии будет непрерывно ощущать, как его наполняют внутренние мощь и сила, которые безошибочно указывают на то, что все вершится в согласии с волей Божьей. Одновременно с этим он почувствует в себе силу всепоглощающей любви, которая сделает его стойким и неустрашимым перед лицом любых испытаний, так как она будет жить в нем самом, пронизывая сверху донизу все его существо. Принцип духовного разума даст ему ясное понимание того, что он все это время вел себя ответственно и разумно, а вся клевета, все нападки и интриги вокруг него вызваны лишь тем, что люди, от которых они исходят, настолько плотно опутаны своими собственными наваждениями и иллюзиями и потому настолько слепы, что абсолютно не способны что-либо ясно различать.

Эта внутренняя поддержка души по всем направлениям будет способствовать стабилизации внешнего спокойствия и понимания. Многие, и не раз, будут пытаться сломать ученика и подчинить его своей воле, стараясь увести с верного курса, но он не отступит от этого курса, поскольку будет знать, что этот курс – курс истинный, духовный. Время от времени давление со стороны внешнего мира, постоянного источника негативных чувств и мыслей, может достигать такой силы, что он почувствует, что вот-вот готов упасть на колени. В подобных случаях, убедившись в том, что канал души открыт и по-прежнему действует, он должен в молитве испросить себе защиты. И до тех пор пока его внутренний покой незыблем, он может быть абсолютно уверен в том, что никакие внешние влияния его не коснутся и что он надежно защищен со всех сторон. Самое худшее, что ученик может предпринять в данной ситуации, – это прибегнуть к старым механизмам самооправдания, тем самым вновь давая стимул для образования и развития низших астральных элементалов, которые не замедлят внедриться в него, так что в скором времени он вновь окажется беззащитным и восприимчивым к негативным влияниям.

Нам ни на минуту не следует забывать о том, что мы живем в дуалистическом мире, где силы Света и Тьмы находятся в постоянном противоборстве. Эта борьба, если рассматривать ее с точки зрения Высшего разума, создает почву для быстрого духовного роста и развития человека. Путь развития юных душ – вершить негативные, темные деяния. У наших учеников развитие тоже совершается за счет того, что они больше прислушиваются к негативному и вторят ему. «Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю», – подмечает святой Павел, и таков жребий всех земных людей, вставших на стезю духовного развития, до их окончательного утверждения на Пути Света, жребий, который не оставляет их большую часть пути к посвящению.

Как и в других случаях, здесь ответственность также является решающим фактором того, насколько быстро и успешно пойдет это развитие. Едва ли не каждый второй ученик уверен, что он по большому счету очень ответственный человек. Но это либо самообман, либо заблуждение, от которых он никак не может избавиться вплоть до Второго посвящения. Только после Второго посвящения к нему впервые приходит более или менее ясное понимание того, сколь слепо и неразумно он все это время вел себя в жизни и сколь духовно убогим и чудовищно безответственным был на протяжении всех своих человеческих инкарнаций. Но даже сила подобного признания не в состоянии рассеять всех его туманов, и самые зыбкие из них в считанные секунды обволакивают его с ног до головы, вновь склоняя прибегнуть к старым методам ухода от ответственности путем перекладывания ее на подходящую жертву – «козла отпущения».

На подступах к Третьему посвящению в роли такого «козла отпущения» выступает сам ученик. В этот период он особенно заметен. Очень часто он выступает в роли лидера и, концентрируя в себе мощные излучения и обладая огромным обаянием, оказывает большое влияние на окружающих. Помимо этого он теперь способен устремлять все энергии своей души на достижение определенной цели и духовно направлять их так, что целое процветает, в то время как сам он излучает магнетизм такой силы, что опрокидывает навзничь тех, в ком по-прежнему много черного.

Короче говоря, он становится удобной мишенью для негативных проекций со стороны младших учеников. В нем сосредоточена мощная, поистине светозарная сила, дающая ему такую власть, в сравнение с которой не идет никакая другая земная власть или сила, до которой так охочи люди. Поэтому он – как бельмо на глазу у многих, та самая неприятная помеха, от которой хотят во что бы то ни стало избавиться. В силу этого он становится мишенью для астральных завистников, то есть для тех из учеников, которые сами не прочь достичь того, чего достиг он, но поскольку они этого не могут, то делают то, что могут, то, что им хорошо удается, а именно: распускают за его спиной слухи и сплетни, имеющие целью навредить ему. При этом они, разумеется, совершенно не видят того, что вредят в первую очередь не ему, а самим себе.

Если под напором всех этих яростных бурь ученику удастся сохранить спокойствие и стойкость, значит можно быть уверенным, что он с честью выдержит это суровое испытание, а его сознание расширится необычайно. Однако нужно помнить о том, что этот период может быть чрезвычайно долгим и затяжным, и – в зависимости от его старых кармических счетов на этот момент времени – клевета и злословие могут достигнуть такого размаха, что ему придется разорвать все свои старые связи и, возможно, даже покинуть дом, предпочтя одиночество и изгнание этому миру темных личностей, где все верят распускаемым слухам и поворачиваются к нему спиной. И тогда ему придется искать утешение, мужество и поддержку только в себе самом, а чтобы найти их в себе, он должен будет подвергнуть все эти качества серьезной проверке на стабильность.

Так шаг за шагом он будет приближаться к своему собственному лотосу, пока не соединится с ним в единое целое. Эта внутренняя награда с лихвой возместит ему весь внешний ущерб, нанесенный ему годами бесчестья и позора. Когда его духовная корона раскроется, она десятикратно возместит ему все те убытки, которые он понес в личностном мире. И тогда он поймет, тогда он увидит, что все весьма и весьма хорошо.

Все мы друг для друга шлифовальные камни или кармические «орудия возмездия», поэтому все время, постоянно мы должны быть духовно ответственны за каждую рожденную нами мысль, за каждое испытанное нами чувство, за каждый совершенный нами поступок, за каждое произнесенное нами слово. Ученик давно это знал, но только в теории; теперь же ему предоставляется возможность познать и прочувствовать все это на деле; и при тех огромной сердечности, теплоте и внутреннем понимании, которые у него будут, он легко простит своих так называемых врагов, давших ему такие колоссальные возможности для обретения знаний и опыта, простит потому, что будет понимать, что сами они таким пониманием не обладают.

Независимый, свободный, внутренне спокойный, с сознанием собственного достоинства, ученик отныне будет готов выстоять еще более великие испытания, которые, против ожидания, окажутся значительно легче, поскольку душа с каждым пройденным испытанием будет управлять его развитием все уверенней, энергичнее и четче.

 


Глава 49

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

ПО ДОЛГУ ЛЮБВИ И МИЛОСЕРДИЯ

Самым важным и наиболее трудным для ученика моментом на этом этапе развития является сохранение равновесия в подходе к проблеме ответственности. Ибо, стоит ему только уклониться от ответственности, как все достигнутое пойдет прахом и личность вновь будет ликовать, торжествуя свою победу. Поэтому чем чаще он будет подходить к проблеме ответственности решительно и смело, с открытым забралом, тем больше будет оттачиваться его внимательность и умение распознавать свою ответственность на всех уровнях жизни. Однако чисто теоретического умения разбираться в данной проблематике здесь недостаточно; чувство ответственности должно непременно присутствовать внутри, а достичь этого невозможно без такого качества, как любовь.

Когда любви слишком мало, всем начинает заправлять эгоизм, и в этом случае личность будет одерживать одну победу за другой, вновь и вновь вытаскивая на свет божий те же самые методы и принципы, с которыми, казалось бы, ученик давным-давно покончил. Личность хитра и коварна и позаботилась о том, чтобы они не оказались запрятанными чересчур глубоко. Поэтому если вам все это порядком надоело, если вы не хотите быть постоянным источником подобных несуразностей, которые помимо вас самих затрагивают и ваших ближних, то вы немедленно и тотчас же измените курс.

Любовь – сестра сострадания, а сострадание есть способность чувствовать себя на месте другого. Если ученик наделен этой способностью, он будет мгновенно чувствовать, каково приходится его ближнему в той или иной ситуации, и будет знать, как наилучшим образом помочь ему в его несчастье. Ну а что делать, если у ученика пока нет этой способности? Прежде всего ему необходимо уяснить, что прямых, коротких путей к состраданию нет. Эти пути всегда извилисты и долги. Некоторые наделены этой способностью с рождения, поскольку в прошлых жизнях они неустанно пестовали и развивали ее в себе. А у некоторых ее вообще нет, поскольку они, видимо, никогда прежде не задумывались над тем, насколько она для них важна и жизненно необходима.

Подобный подход вызван тем, что ученик еще слишком себялюбив, эгоистичен и поэтому заботится исключительно о самом себе и своем благополучии. Поэтому, в сущности, ему все равно, что другие из-за него страдают. Но как только в нем проявится хотя бы ничтожная доля ответственности, в нем тут же пробудится и первое робкое сочувствие. Очень часто в роли обличителей выступают другие люди, которые указывают ему на то, что чувством сострадания он явно обделен. Он, конечно, воспримет это как глупую шутку, поскольку чего-чего, а этого добра у него хоть отбавляй, было бы, как говорится, куда его пристроить. Жизнь за жизнью проходит в подобном неведении, а ответственности за то, что он не выработал в себе дар милосердия, у него как не было, так и нет. Ему совершенно неведомо, что это значит – сопереживать чужому горю. Но так уж заведено: если человеку что-то положено иметь, то он это рано или поздно получит.

Наступит момент, когда он почувствует, что без умения подходить ответственно ко всем аспектам жизни он не сможет сделать и шагу вперед, и тогда на повестку дня выйдут такие понятия, как «сострадание» и «сочувствие». Что значат для него эти слова? Как он понимает милосердие? Какой смысл оно для него несет? Чем он ответственней, тем больше его внимание фокусируется на аспекте сострадания, которого у него еще нет. И когда наконец он до конца осознает, что за последствия своей негативной ответственности ему придется расплачиваться дорогой ценой – кармическими векселями невзгод и горькой судьбы, многие из которых будут предъявлены ему незамедлительно, в течение той же жизни, – вот тогда ему придется согласиться, что без этой способности, видимо, действительно никуда не деться.

Интуитивно он прекрасно понимает, что никто не войдет во Врата, прежде чем не обретет способности сострадать и проявлять милосердие. Каким образом можно чувствовать себя ответственным, не неся в себе и капли сочувствия? Душа все больше направляет мысли ученика в эту сторону, а отсутствие необходимого знания рождает у него чувство ущербности и желание устранить ее посредством нового знания, без которого ему никогда не понять, в чем именно заключается суть этой женской добродетели. Ответ очень прост: суть ее в любви. Где нет любви – там нет и сострадания. Истинная любовь не померкнет оттого, что человек возьмет на себя ответственность за все то злое и недоброе, что он совершил. Истинная любовь в том и состоит, чтобы честно и без долгих колебаний признать себя ответственным за ту или иную злую мысль и, не откладывая дела в долгий ящик, попытаться смягчить или нейтрализовать последствия содеянного. Как наилучшим образом помочь пострадавшему? Ученик, обладающий даром истинной любви, мгновенно оценит ситуацию и поймет, что нужно сделать, чтобы утешить пострадавшего, как позаботиться, ободрить и поддержать его, какие сказать слова, чтобы унять или смягчить его боль, и так далее, и тому подобное. Воистину, любви все по плечу!

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.