|
Режим при хронических болезнях сердца, сосудов, при кровоизлияниях
(Из книги «Здоровый стол», ред. П. Кащенко, Спб., 1910)
Болезни сердца
По Юшару[34], изменения артериального давления играют главную роль в болезнях сердца.
Этот ученый разделяет болезни сердца на две категории: одна характеризуется постоянной и прогрессивной тенденцией к понижению артериального давления; другая же, особенно в начале, сопровождается высоким давлением крови в артериях. Частый и слабый пульс, расстройство компенсации сердца с его спутниками: одышкой, синюхой, отеками, обмороками и пр. – суть внешнего проявления заболеваний сердца первой категории.
Это состояние наблюдается в известном периоде заразных болезней: при тифе, крупозном воспалении легких, воспалении мозговых оболочек, при тяжелых сыпных болезнях, гриппе, туберкулезе, отравлениях (нитроглицерином, опием и т.п.) в состоянии агонии и т.д.
В этих случаях уместен, так сказать, возбуждающий режим: вино в достаточном количестве, не очень крепкий бульон, кофе и кофеин, чай, шоколад, ароматические приправы и т.п.
Если есть опасность жирового перерождения сердца, то нужно воздержаться от употребления жирных или слишком крахмалистых продуктов; если появились отеки, то надо избегать соленой пищи и даже совсем не употреблять поваренной соли, но надо заметить, что в некоторых случаях расстройства компенсации сердца полное лишение соли переносится плохо, поэтому можно прибегать лишь к уменьшению ее количества. При слабом артериальном давлении почечная фильтрация идет всегда плохо, стало быть, азотистое белковое питание, в особенности мясное, должно быть, насколько возможно, уменьшено. Нужно также ограничить количество питья.
При болезненных состояниях сердца 2-й категории, т.е. связанных с повышенным артериальным давлением, как-то: склероз и гипертрофия сердца, склероз кровеносных сосудов, изменения сердца при ревматизме, подагре, диабете, болезнь мышц сердца (миокардит), грудная жаба, упадок деятельности почек, печени и т.д. – режим не просто очень сильно влияет на ход болезни, как это ясно установлено Юшаром, но именно в погрешностях питания, нерациональном режиме нужно в большинстве случаев искать действительную причину, первоначальную основу заболеваний сердца и неправильностей артериального кровообращения. Следовательно, воздействуя на режим, можно надеяться остановить или ослабить развитие болезненных изменений.
Что касается неправильностей пищевого режима и вообще нарушений правил гигиены, то наиболее частыми причинами указанного заболевания сердца являются алкоголизм, злоупотребление табаком, привычка есть чрезмерно много, и в особенности мясной пищи. Физическое или умственное переутомление, ослабляя нормальную интенсивность процессов питания, также становится причиной заболеваний сердца.
Исходя из этого, вполне можно определять режим людей, предрасположенных к болезням сердца с повышенным давлением, или больных, уже страдающих ими. Их пища должна состоять из веществ, которые при своем физиологическом превращении в организме дают минимум продуктов белкового распада, столь вредно влияющих и загромождающих сосуды, печень и почки. Следует исключить также вещества, повышающие кислотность крови и желудочного сока. Наиболее удовлетворяет этим условиям молочная каша. Но так как исключительно молочное питание имеет и большие недостатки, то рекомендуется смешанное молочное питание с добавлением к молоку сахара, вареных или сырых овощей, творога, сыров, кефира, яиц, круп, небольшого количества мяса, а также, по необходимости, вина, коньяка, рома. При смешанном режиме вполне хватит 1,5 л молока вместо 3 – 4 л в сутки, которые полагаются больному, находящемуся на исключительно молочном режиме. А уменьшение количества вводимой жидкости имеет в данном случае чрезвычайно важное значение, поскольку при этом не повышается кровяное давление в сосудах и облегчается работа сердца и почек. Кроме молока, как уже сказано выше, можно давать мясо или пресноводную нежирную рыбу, непременно вареную (при варке исчезают, переходя в воду, многие ароматические и экстрактивные вещества, которые при данном заболевании могут повредить больному).
К мясу или рыбе можно подавать овощи с каким-либо простым соусом без пряностей, жира и приправ. Разрешаются вареная ветчина, яйца, сливочное масло, свежие сыры, пюре из овощей и злаков, каши, картофель, фрукты. Запрещаются капуста, репа, грибы, земляника, клубника, сельдерей, закуски, все соленое и острое, кофе, чай, шоколад, вина, ликеры, пряности, слишком горячие супы, крепкие бульоны, консоме, дичь, моллюски, фритюры, острые сыры, обильное питье. Но при ослаблении сердца иногда нужно прибегнуть к возбуждающей пище: кофе, чаю, вину, жаренному на решетке мясу и т.п.
При грудной жабе нервного или рефлекторного происхождения мясо скорее полезно, чем вредно, нужно только не злоупотреблять им. Кроме того, следует избегать очень возбуждающей пищи: пряности, кофе, чай, шоколад, соленое, острое, вино, ликеры. Не рекомендуется также ужинать на ночь.
Если при высоком артериальном давлении наблюдается покраснение лица, если сердце увеличено в объеме, пульс твердый и полный, есть перебои, приливы крови к голове, ясно выраженные признаки атеросклероза и т.п., то необходимо ограниченное питание. Особенно это касается белковых веществ. Следует исключить из употребления все приправы, возбуждающие аппетит и обмен веществ, вино, кофе, пряности и т.п., одним словом, неуклонно следовать предписаниям, изложенным выше для режима при высоком кровяном давлении. Очень полезны в этих случаях легкие слабительные, а также сыворотка и простокваша.
Склероз сосудов
Отложение в стенках кровеносных сосудов (по преимуществу артерий) солей известковых, фосфорных или мочевых, которые загромождают мягкие и эластичные ткани стенок и делают их твердыми и неуступчивыми, – результат внутреннего питания стенок сосудов. Часто встречается у больных подагрой, ревматизмом, полнокровных, у многих страдающих сердечными болезнями, алкоголизмом, в особенности у людей, злоупотребляющих пивом, у любителей поесть и главным образом у любителей мяса и т.п. При этом заболевании нужно избегать, с одной стороны, всего того, что производит в организме ядовитые продукты разложения белков (мочевую кислоту, ксантин, адеин и т.п.), с другой – всего, что может задержать процессы клеточного обмена (пряности, вино, пиво, алкоголь). Нужно также избегать известковых вод.
Кровоизлияния
При кровоизлияниях всякого рода нужно ограничить пищу и следовать вышеуказанным для атеросклероза и полнокровия правилам. Избегать слишком горячих напитков и супов, студня, раздражающих приправ, всяких возбудителей сердца, кофе, чая, шоколада, газированных вод, обильного питья. При кишечных кровотечениях следует выдерживать больного на снятом молоке (лучше клистиры), легких супах, пюре из овощей, рисе, ячмене, а в тяжелых случаях прибегать к впрыскиваниям искусственной сыворотки и кормить больного через прямую кишку (клистирами), как при изъязвлении желудка, о чем уже было сказано выше.
Из книги Айзека Азимова «Язык науки»
Холестерин
В 1769 г. французский химик Пулетье де ла Саль, исследовавший желчные камни, получил из них плотное белое вещество, которое обладало свойствами жиров. Значительно позже, в 1815 г., другой французский химик, Мишель Э. Шеврель, также выделил это вещество, счел его жиром и назвал холестерином (от греч. «chole» – «желчь» и «stereos» – «твердый»).
В свое время химики использовали суффикс «-ин» для обозначения всех органических веществ, которые находили в организме. Но по мере накопления знаний о химическом строении таких веществ суффиксом «-ин» начали обозначать соединения, содержащие в своей молекуле азот. Однако вскоре оказалось, что холестерин азота не содержит, но имеет в своем составе гидроксильную группу. Это доказал в 1859 г. еще один французский химик – Пьер Э. Бертло. Таким образом, холестерин оказался алкоголем, а название его свидетельствует о том, что в нем якобы есть азот. Химические названия алкоголей содержали суффикс «-ол», поэтому в 1900 г. холестерин переименовали в холестерол[35].
Постепенно о химической структуре этого вещества накапливалось все больше сведений. К 1910 г. стало ясно, что углеродные атомы в молекуле соединения образуют ряд связанных друг с другом колец, к которым присоединяются еще боковые цепочки других углеродных атомов. Стали известны и другие вещества с такой же многокольцевой системой, но с большими отличительными деталями в строении боковых цепочек. И к 1911 г. такие соединения получили общее название стеролов, хотя только в 30-е гг. XX столетия были уточнены последние детали их строения (в отечественной химической литературе эти циклические спирты называют также стеринами).
Витамины
К началу XX в. стало очевидным, что некоторые заболевания связаны с питанием. Почти весь предыдущий век ушел на поиски средства, которое позволило бы бороться с цингой.
После того как в 1878 г. на японском военно-морском флоте в рацион матросов вместо белого полированного риса ввели неочищенный рис, число заболеваний бери-бери резко пошло на убыль. Русский биохимик Николай Иванович Лунин в опытах на крысах в 1881 г. показал, что если животным скармливать очищенные углеводы, жиры и белки, то крысы погибают. Спасало их лишь добавление в рацион небольшого количества молока. Отсюда Лунин заключил, что в молоке содержатся вещества, необходимые для жизни.
В 1901 г. голландский биохимик Г. Грийнс предположил, что цингу и бери-бери вызывает недостаток каких-то веществ, которые требуются организму человека и животных в ничтожных количествах и поступают в него с такими продуктами, как молоко и фрукты, рисовая шелуха и овощи.
В 1912 г. польский биохимик Каземеж Функ выделил из рисовых отрубей вещество, которое предупреждало бери-бери; оказалось, что оно принадлежит к аминам. Ошибочно полагая, что вся группа жизненно важных веществ имеет аминную природу, он предложил для них название витамины. По-латыни «вита» (vita) означает «жизнь». Поэтому дословное значение названия «витамины» – «амины жизни». Довольно скоро выяснилось, что витамины не всегда имеют аминную природу, но к тому времени термин прочно утвердился и вошел в жизнь.
Вскоре обнаружилось, что витамины как минимум двух видов: одни из них хорошо растворялись в воде, а другие – в жирах и маслах. Американский биохимик Элмер Макколэм в 1915 г. назвал жирорастворимый витамин буквой А, а водорастворимый – В. К 1920 г. в научной литературе название витаминов А и В стали уже общепринятыми. И только в последующие годы было доказано, что витамин В представляет собой смесь совершенно различных соединений, которые стали известны как витамин B1, витамин B2 и т.д. вплоть до витамина B12. Были выделены и другие витаминные группы В, но на этом их буквенное обозначение закончилось.
Аскорбиновая кислота
До недавних времен цинга была бичом человечества. Она давала знать о себе общей слабостью и болью в мышцах, затем начинали опухать и кровоточить десны. В конечном итоге выпадали зубы, кровотечения не останавливались и наступала смерть. Сегодня, оглядываясь на прошлое с высоты наших нынешних знаний, нам кажется, что люди должны были бы гораздо раньше заметить связь этого заболевания с питанием. Ведь особенно часто оно возникало в тех случаях, когда пища людей не содержала свежих фруктов и овощей – в длительных морских путешествиях, в осажденных городах, тюрьмах и богадельнях.
Однако даже в этих условиях люди не заболевали, если в их рацион входили фруктовые соки. В 1795 г. после нескольких десятков лет разного рода экспериментов на британском флоте матросам ежедневно начали давать лимонный сок. Для предупреждения цинги годятся соки и других цитрусовых, а также томатный сок, свежие овощи.
К 1907 г. в печати появились первые предположения биохимиков о том, что в фруктах и овощах содержится особое химическое вещество, необходимое организму, и что цинга является следствием его недостаточности. Примерно в то же время внимание специалистов привлекли и другие нужные организму вещества, которые получили название витаминов. Гипотетическое противоцинготное вещество было названо антискорбутовым (от греч. «anti» – «противо» и «scorbutus» – «цинга»; происхождение этого слова неясно) или витамином С (буквы А и В были уже заняты).
В 1928 г. венгерский биохимик Альберт Сент-Дьери выделил вещество, которое, как доказал в 1932 г. американский ученый Чарлз Кинг, было необходимо организму для предупреждения цинги. Он назвал это вещество аскорбиновой кислотой (от греч. приставки «а-», – «отрицание» и «scorbutus» – «цинга»; т.е. буквально «кислота от цинги»).
Вообще-то врачи против того, чтобы в названии лекарства содержалось название заболевания, поскольку это может стимулировать самолечение. Поэтому было предложено даже название «цевитаминная кислота», но оно не закрепилось.
Кофеин
В Эфиопии есть дерево, семена которого, если их поджарить, перемолоть и растворить в кипящей воде, создают ни с чем не сравнимый аромат популярного во всех странах напитка. Согласно одной из распространенных версий, название кофе происходит от имени провинции этой страны – Кафы, где издавна растут эти деревья.
Напиток быстро завоевал популярность в Аравии. Религия арабов, ислам, запрещает алкоголь, поэтому так по вкусу пришелся там эфиопский напиток, который не опьянял, но в то же время достаточно бодрил. Согласно еще одной версии, название кофе происходит от арабского слова «кáва» (gahwa), что означает и «вино», и «кофе».
В начале XVII в. кофе распространился и в Европе, куда его завезли арабские купцы. Появились французское слово «кафе» и английское «кофе». Небольшие заведения, которые специализировались на продаже кофе, а также других напитков и закусок, перехватываемых на бегу, стали очень популярны во всем мире под названиями «кафе», «кафетерий», «кофик», «кофейня».
В 1820 г. немецкий химик Ф. Рунге выделил из семян кофе (так называемых кофейных бобов) алкалоид, от которого и зависело возбуждающе действие кофе. Вполне естественно, что он назвал его кофеином.
Китайцы же заваривали кипятком листья кустарника, который они назвали «ч’а» или «тзе», «те» (в зависимости от диалекта). Напиток этот также пришел в Европу, но позже, чем кофе. Однако это не помешало ему одержать победу и практически полностью надолго вытеснить кофе. Китайский напиток по-русски звучит «чай», по-немецки – «тее» (tee), по-французски – «те» (thé) и по-английски – «тиа» (tea). Чайные листья тоже содержат кофеин, но когда его впервые выделили из них, то посчитали, что это другое вещество, и назвали теином (theine).
Кофеин находят также в семенах бразильского кустарника гуараньи, из которого тоже готовят стимулирующий напиток. Вполне естественно, что кофеин, получаемый из листьев этого кустарника, называется гуаранином.
Как вести себя за столом
(Из книги «Правила светской жизни и этикета. Хороший тон». С.-Петербург, 1889)
• За стол должно садиться не иначе как с безукоризненно вымытыми и чистыми руками.
• Молодой человек и молодая девушка не должны даже в своей семье садиться за стол раньше, пока их родители и другие старшие родственники не займут места.
• Кушая ложкой, не следует упираться локтем в стол.
• Неприлично вытирать свой столовый прибор; это позволительно только в ресторанах.
• Суп и другие жидкие кушанья надо есть без шума, т.е. не прихлебывать с ложки и не чавкать, насколько возможно тише проглатывать еду.
Изучите азы науки, прежде чем пытаться взойти на ее вершины. Никогда не беритесь за последующее, не усвоив предыдущего.
И. П. ПАВЛОВ (1849–1936), русский ученый-физиолог, академик
• Если кушанье горячо, никогда не надо дуть на него, а ждать, чтобы оно немного остыло; если оно очень горячо, то всегда следует брать ложкой с края тарелки; пить же кушанье с тарелки – есть верх неприличия.
• Хлеб всегда надо ломать кусками над своей тарелкой, чтобы не крошить на скатерть; не должны резать свой ломоть хлеба ножом или кусать прямо от целого ломтя.
• Берите каждого блюда понемногу и отнюдь не накладывайте себе полную тарелку.
• Суп едят не с конца ложки, а с бокового края ее.
• Рыбу следует есть вилкой, а помогать ей нужно корочкой хлеба, в крайнем же случае, если около вас нет хлеба, обходиться одной вилкой.
• Для мяса и дичи, разумеется, необходимы ножи.
• Сладкие блюда едят вилками и ложками.
• Не следует есть с жадностью или жевать с шумом. То, чего не едят, как, например, косточки от рыбы и т.п., нужно класть к одной стороне тарелки, оставляя чистыми ее края, и не бросать на пол ни костей, ни корочек, ни чего бы то ни было иного.
• Считается крайне грубым и неопрятным есть фрукты, откусывая прямо от них; нужно ножом очистить кожу, разрезать фрукт на части и раньше, чем положить в рот, вырезать зерна и оставить их вместе с шелухой на своей тарелке.
• Никто не должен просить, чтобы ему первому поднесли блюдо, выказывать каким-нибудь знаком свое нетерпение, указывать блюда, которые предпочитает.
• Следует относиться к соседям по столу с угодливостью и предлагать им все, в чем они могут нуждаться, как-то: налить вина, передать горчицу, соль, перец, хлеб и т.п.
• Пейте не каждую предлагаемую вам рюмку. Помните, что опьянение, скорее всего, следует за смешением разных сортов вин. Поэтому лучше всего от большей части рюмок отказывайтесь и пейте лишь столько, чтобы постоянным отказом не обидеть хозяина.
• Хотя в настоящее время чоканье рюмками уже считается непринятым и устаревшим обычаем, но если хозяин предложит вам это, то чокнитесь с ним.
• Если кто-нибудь из сидящих за столом, подняв рюмку, кивнет вам головой, то это знак, что он пьет за ваше здоровье, поэтому отвечайте ему той же любезностью.
• Накладывать кушанье на тарелку постороннего ложкой, вилкой или ножом, которыми вы только что кушали сами, крайне неприлично; для этого всегда должна быть на блюде особая ложка или вилка.
• Выбирать куски на блюде – признак дурного тона, надо брать с блюда на удачу.
• Никогда не следует подбирать хлебом оставшийся на тарелке соус или подливку.
• Кушая плоды с косточками, нужно выплевывать косточки не заметным образом в ладонь и оставлять их на краю тарелки.
• Очень неприлично уезжать тотчас же после обеда; всегда нужно подождать, по крайней мере, полчаса.
Раздел XXVI
Исторический дайджест
Отрывки из работы Л. Н. Толстого «Первая ступень» (1891 г.)
Доброй жизни не было и не может быть без воздержания. Помимо воздержания не мыслима никакая добрая жизнь. Всякое достижение доброй жизни должно начаться через него.
Есть лестница добродетелей, и надо начинать с первой ступени, чтобы взойти на последующие; и первую добродетель, которую должен усвоить человек, если он хочет усвоить последующие, есть то, что древние называли благоразумие или самообладание.
Если в христианском учении воздержание включено в понятие самоотречения, то, тем не менее, последовательность остается та же самая, и приобретение никаких христианских добродетелей невозможно без воздержания – не потому, что кто-либо это выдумал, а потому, что таково существо дела.
Но и воздержание достигается не вдруг, а тоже постепенно.
Лев Николаевич Толстой называет «первой ступенью всякой доброй жизни» – воздержание, призывает воздерживаться от убоя животных, считает что можно обходиться без мясной пищи.
Воздержание есть освобождение человека от похотей, есть покорение их благоразумию. Но похотей у человека много различных, и для того, чтобы борьба с ними была успешна, человек должен начинать с основных – таких, на которых вырастают другие, более сложные, а не с сложных, выросших на основных. Есть похоти сложные, как похоть украшения тела, игр, увеселений, болтовни, любопытства и многих других, и есть похоти основные: обжорства, праздности, плотской любви. В борьбе с похотями нельзя начинать с конца, с борьбы с похотями сложными; надо начинать с основных, и то в одном определенном порядке. И порядок этот определен и сущностью дела, и преданием мудрости человеческой.
Объедающийся человек не в состоянии бороться с леностью, а объедающийся и праздный человек никогда не будет в силах бороться с половой похотью. И потому по всем учениям стремление к воздержанию начиналось с борьбы с похотью обжорства, начиналось постом. В нашем же мире, где до такой степени потеряно, и так давно потеряно всякое серьезное отношение к приобретению доброй жизни, что самая первая добродетель – воздержание, – без которой другие невозможны, считается излишней, – потеряна и та постепенность, которая нужна для приобретения этой первой добродетели, и о посте многими забыто и решено, что пост есть глупое суеверие и что пост совсем не нужен.
Воздержание есть первая ступень всякой доброй жизни.
Взгляните на лица и сложения людей нашего круга и времени, – на многих из этих лиц с висящими подбородками и щеками, ожиревшими членами и развитыми животами лежит неизгладимый отпечаток развратной жизни. Да это и не может быть иначе. Присмотритесь к нашей жизни, к тому, чем движимо большинство людей нашего мира; спросите себя, какой главный интерес этого большинства? И как ни странно это может показаться нам, привыкшим скрывать наши настоящие интересы и выставлять фальшивые, искусственные, – главный интерес жизни большинства людей нашего времени – это удовлетворение вкуса, удовольствие еды, жранье. Начиная с беднейших до богатейших сословий общества, обжорство, я думаю, есть главная цель, есть главное удовольствие нашей жизни. Бедный, рабочий народ составляет исключение только в той мере, в которой нужда мешает ему предаваться этой страсти. Как только у него есть время и средства к тому, он, подражая высшим классам, приобретает самое вкусное и сладкое, и ест и пьет, сколько может. Чем больше он съест, тем больше он не только считает себя счастливым, но сильным и здоровым. И в этом убеждении поддерживают его образованные люди, которые именно так и смотрят на пищу. Образованные классы представляют себе счастье и здоровье (в чем уверяют их доктора, утверждая, что самая дорогая пища – самая здоровая), в вкусной, питательной, легко перевариваемой пище, – хотя и стараются скрыть это.
А между тем так же, как первое условие доброй жизни есть воздержание, так и первое условие воздержанной жизни есть пост . Можно желать быть добрым, мечтать о добре, не постясь; но в действительности быть добрым без поста так же невозможно, как идти, не вставши на ноги. Пост есть необходимое условие доброй жизни. Обжорство же всегда было и есть первый признак обратного – недоброй жизни, и, к сожалению, этот признак относится в высшей степени к жизни большинства людей нашего времени.
Посмотрите на жизнь этих людей, послушайте их разговоры. Какие все возвышенные предметы как будто занимают их: и философия, и наука, и искусство, и поэзия, и распределение богатств, и благосостояние народа, и воспитание юношества; но все это для огромного большинства – ложь, все это их занимает между делом, между настоящим делом, между завтраком и обедом, пока желудок полон, и нельзя есть еще. Интерес один живой, настоящий, интерес большинства, и мужчин и женщин – это еда, особенно после первой молодости. Как поесть, что поесть, когда, где?
Ни одно торжество, ни одна радость, ни одно освящение, открытие чего бы то ни было не обходится без еды.
Посмотрите на путешествующих людей. На них это особенно видно. «Музей, библиотеки, парламент – как интересно! А где мы будем обедать? Кто лучше кормит?» Да взгляните только на людей, как они сходятся к обеду, разодетые, раздушенные, к украшенному цветами столу, как радостно потирают руки и улыбаются.
Если бы заглянуть в души, – чего ждет большинство людей? – аппетита к завтраку, к обеду. В чем наказание самое жестокое с детства? Посадить на хлеб и воду. Кто получает из мастеровых наибольшее жалованье? Повара. В чем главный интерес хозяйки дома? К чему в большинстве случаев склоняется разговор между хозяек среднего круга? И если разговор людей высшего круга не склоняется к этому, то это не потому, что они более образованны и заняты высшими интересами, а только потому, что у них есть экономка и дворецкий, которые заняты этим и обеспечивают их обеды. Но попробуйте лишить их этого удобства, и вы увидите, в чем их забота. Всё сводится к вопросам об еде, о цене тетеревов, о наилучших средствах варить кофе, печь сладкие пирожки и т.д. Собираются люди вместе, по какому бы случаю они не собирались: для крестин, похорон, свадьбы, освящения церкви, проводов, встречи, празднования памятного дня, смерти, рождения великого ученого, мыслителя, учителя нравственности, собираются люди, занятые будто бы самыми возвышенными интересами. Так они говорят; но они притворяются: все они знают, что будет еда, хорошая, вкусная еда, и питье, и это главное собрало их вместе. За несколько дней уже для этой самой цели били и резали животных, тащили корзины продуктов из гастрономических магазинов, и повара, помощники их, поваренки, буфетные мужики, особенно одетые, в чистых крахмальных фартуках, колпаках, «работали». Работали получающие 500 и больше рублей в месяц chef’ы, отдавая приказания. Рубили, месили, мыли, укладывали, украшали повара. Еще с таким же торжеством и важностью работал такой же начальник сервировки, считая, обдумывая, прикидывая взглядом, как художник. Работал садовник для цветов. Судомойки… Работает армия людей, поглощаются произведения тысяч рабочих дней, и все это для того, чтобы людям, собравшись, поговорить о памятном великом учителе науки, нравственности, или вспомнить умершего друга, или напутствовать молодых супругов, вступающих в новую жизнь.
В низшем и среднем быту ясно видно, что праздник, похороны, свадьба – это жранье. Так там и понимают это дело. Жранье так заступает место самого мотива соединения, что по-гречески и по-французски свадьба и пир однозначащи. Но в высшем кругу, среди утонченных людей, употребляется большое искусство для того, чтобы скрыть это и делать вид, что еда есть дело второстепенное, что это так только приличие. Они и удобно могут представлять это, потому что большей частью в настоящем смысле слова пресыщены – никогда не голодны.
Они притворяются, что обед, еда им не нужны, даже в тягость; но это ложь. Попробуйте вместо ожидаемых ими утонченных блюд дать им, не говорю хлеба с водой, но каши и лапши, и посмотрите, какую бурю это вызовет, и как окажется то, что действительно есть, именно то, что в собрании этих людей главный интерес не тот, который они выставляют, а интерес еды.
Посмотрите на то, чем торгуют люди, пройдите по городу и посмотрите, что продается: наряды и предметы для объедения.
В сущности это так и должно быть и не может быть иначе. Не думать об еде, держать эту свою похоть в пределах можно только тогда, когда человек покоряется необходимости есть; но когда человек, только покоряясь необходимости, т.е. полноте желудка, перестает есть, тогда это не может быть иначе. Если человек полюбил удовольствие еды, позволил себе любить это удовольствие, находит, что это удовольствие хорошо (как это находит все огромное большинство людей нашего мира, и образованные, хотя они и притворяются в обратном), тогда нет пределов его увеличению, нет пределов, дальше которых оно не могло бы разрастись. Удовлетворение потребности имеет пределы, но удовольствие не имеет их. Для удовлетворения потребности необходимо и достаточно есть хлеб, кашу или рис; для увеличения удовольствия нет конца приправам и приспособлениям.
Хлеб есть необходимая и достаточная пища (доказательство этому – миллионы людей сильных, легких, здоровых, много работающих на одном хлебе). Но лучше хлеб есть с приправой. Хорошо мочить хлеб в воде, наварной от мяса. Еще лучше положить в эту воду овощи, и еще лучше разные овощи. Хорошо съесть и мясо. Но мясо лучше съесть не вываренное, а только зажаренное. А еще лучше с маслом слегка зажаренное и с кровью, известные части. А к этому еще овощи и горчицу. И запить это вином, лучше всего красным. Есть уже не хочется, но можно съесть еще рыбы, если приправить ее соусом и запить вином белым. Казалось бы, больше нельзя ни жирного, ни вкусного. Но сладкое еще можно съесть, летом мороженое, зимой компот, варенье и т.п. И вот обед, скромный обед. Удовольствие этого обеда можно еще много, много увеличить. И увеличивают, и увеличению этому нет пределов: и возбуждающие аппетит закуски, и entremets[36], и десерты, и разные соединения вкусных вещей, и цветы, и украшения, и музыка за обедом.
И удивительная вещь, – люди, каждый день объедающиеся такими обедами, перед которыми ничто Валтасаров пир, вызвавший чудесную угрозу, наивно уверены, что они при этом могут вести нравственную жизнь.
Пост есть необходимое условие доброй жизни; но и в посте, как и в воздержании, является вопрос, с чего начинать пост, как поститься, – как часто есть, что есть, чего не есть? И как нельзя заняться серьезно никаким делом, не усвоив нужной в нем последовательности, так и нельзя поститься, не зная, с чего начать пост, с чего начать воздержание в пище.
Пост. Да еще в посте разборка, как и с чего поститься. Мысль эта кажется смешной, дикой большинству людей. Помню, как с гордостью за свою оригинальность нападавший на аскетизм монашества евангелик говорил мне: мое христианство не с постом и лишениями, а на бифстексах. Христианство и добродетель вообще с бифстексом!
В нашу жизнь въелось столько диких, безнравственных вещей, особенно в ту низшую область первого шага к доброй жизни, – отношения к пище, на которое мало кто обращал внимания, – что нам трудно даже понять дерзость и безумие утверждения в наше время христианства или добродетели с бифстексом.
Ведь мы не ужасаемся перед этим утверждением только потому, что над нами случилось то необычное дело, что мы смотрим и не видим, слушаем и не слышим. Нет зловония, к которому человек бы не принюхался, нет звуков, к которым не прислушался, безобразия, к которому бы не пригляделся, так что уже не замечает того, что поразительно для непривыкшего человека. Точно то же и в области нравственной. Христианство и нравственность с бифстексом!
На днях я был на бойне в нашем городе Туле. Бойня у нас построена по новому, усовершенствованному способу, как она устроена в больших городах, так чтобы убиваемые животные мучились как можно меньше. Это было в пятницу, за два дня до Троицы. Скотины было много.
Еще прежде, давно, читая прекрасную книгу «Ethics of Diet», мне захотелось побывать на бойне, с тем чтобы самому глазами увидать сущность того дела, о котором идет речь, когда говорят о вегетарианстве. Но все совестно было, как всегда бывает совестно идти смотреть на страдания, которые наверное будут, но которых ты предотвратить не можешь, и я все откладывал.
Но недавно я встретился на дороге с мясником, который ходил домой и теперь возвращался в Тулу. Он еще неискусный мясник, а его обязанность колоть кинжалом. Я спросил его, не жалко ли ему убивать скотину? И как всегда отвечают, он ответил: «Чего же жалеть? Ведь надо же». Но когда я сказал ему, что питание мясом не необходимо, то он согласился и тогда согласился, что и жалко. «Что же делать, кормиться надо, – сказал он. – Прежде боялся убивать. Отец, тот в жизнь курицы не зарезал». Большинство русских людей не могут убивать, жалеют, выражая это чувство словом «бояться». Он тоже боялся, но перестал. Он объяснил мне, что самая большая работа бывает по пятницам и продолжается до вечера.
Недавно я также разговорился с солдатом, мясником, и опять точно так же он был удивлен моим утверждением о том, что жалко убивать; и, как всегда, сказал, что это положено; но потом согласился: «Особенно, когда смирная, ручная скотина. Идет сердешная, верит тебе. Живо жалко!»
Мы шли раз из Москвы, и по дороге нас подвезли ломовые извозчики, ехавшие из Серпухова в рощу к купцу за дровами. Был чистый четверг. Я ехал на передней телеге с извозчиком, сильным, красным, грубым, очевидно сильно пьющим мужиком. Въезжая в одну деревню, мы увидали, что из крайнего двора тащили откормленную, голую, розовую свинью бить. Она визжала отчаянным голосом, похожим на человеческий крик. Как раз в то время, как мы проезжали мимо, свинью стали резать. Один из людей полоснул ее по горлу ножом. Она завизжала еще громче и пронзительней, вырвалась и побежала прочь, обливаясь кровью. Я близорук и не видел всего подробно, я видел только розовое, как человеческое, тело свиньи и слышал отчаянный визг; но извозчик видел все подробности и, не отрывая глаз, смотрел туда. Свинью поймали, повалили и стали дорезывать. Когда визг ее затих, извозчик тяжело вздохнул. «Ужели ж за это отвечать не будут?» – проговорил он.
Так сильно в людях отвращение ко всякому убийству, но примером, поощрением жадности людей, утверждением о том, что это разрешено богом, и главное привычкой, людей доводят до полной утраты этого естественного чувства.
В пятницу я пошел в Тулу и, встретив знакомого мне кроткого доброго человека, пригласил его с собой.
– Да, я слышал, что тут хорошее устройство, и хотел посмотреть, но если там бьют, я не войду.
– Отчего же, я именно это-то и хочу видеть! Если есть мясо, то ведь надо бить.
– Нет, нет, я не могу.
Замечательно при этом, что этот человек – охотник и сам убивает птиц и зверей. Мы пришли. У подъезда уже стал чувствителен тяжелый, отвратительный гнилой запах столярного клея или краски на клею. Чем дальше подходили мы, тем сильнее был этот запах. Строение – красное, кирпичное, очень большое, со сводами и высокими трубами.
Мы вошли в ворота. Направо был большой, в 1/4 десятины, огороженный двор – это площадка, на которую 2 дня в неделю пригоняют продажную скотину, – и на краю этого пространства домик дворника; налево были, как они называют, каморы, т.е. комнаты с круглыми воротами, с асфальтовым вогнутым полом и с приспособлением для подвешиванья и перемещения туш. У стены домика направо, на лавочке сидело человек шесть мясников в фартуках, залитых кровью, с засученными, забрызганными рукавами на мускулистых руках. Они с полчаса как кончили работу, так что в этот день мы могли видеть только пустые каморы. Несмотря на открытые с двух сторон ворота, в каморе был тяжелый запах теплой крови, пол был весь коричневый, глянцовитый, и в углублениях пола стояла сгущающаяся черная кровь.
Один из мясников рассказал нам, как бьют, и показал то место, где это производится. Я не совсем понял его и составил себе ложное, но очень страшное представление о том, как бьют, и думал, как это часто бывает, что действительность произведет на меня меньшее впечатление, чем воображаемое. Но в этом я ошибся.
В следующий раз я пришел на бойню вовремя. Это было в пятницу перед Троицыным днем. Был жаркий июньский день. Запах клея, крови был еще сильнее и заметнее утром, чем в первое мое посещение. Работа была в самом разгаре. Вся пыльная площадка была полна скота, и скот был загнан во все загоны около камор.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|