Сделай Сам Свою Работу на 5

Мера ответственности родителей – дети





«А если кто-то о своих и особенно о домашних не

заботится, то он отрекся от веры и он хуже

неверующего».

Первое послание к Тимофею Святого Апостола Павла

 

Создание новой семьи – дело огромной социальной значимости и ответственности. К этому самому важному, самому главному этапу своей жизни человек (как юноша, так и девушка) должен подойти со всей ответственностью, всё взвесив и обдумав. Прежде чем вступить в брак, человек подготавливает себя физически, нравственно, социально и профессионально. Двое, соединив свои судьбы в одну, взаимно дают согласие на рождение нового человека, за которого они несут полную и всестороннюю ответственность. Они отвечают за его физическое и психическое здоровье, воспитание, правовое и материальное обеспечение ребенка и подростка; за первичную социализацию и формирование его как будущего гражданина своего отечества.

Великое счастье для женщины стать матерью, а мужчине – отцом. Счастье это соединено с бесконечной ответственностью за жизнь и благополучие своих детей.

В Семейном кодексе РФ выделен как основной принцип укрепление семьи, который может стать нормой только при существенном изменении общественного сознания в повышении ценности таких нравственных понятий, как «материнство», «отцовство», «семейное воспитание». Готовы ли мы изменить сами себя? Что я имею в виду? Прежде всего то, что будущее нашей нации, а следовательно, и самой государственности напрямую зависит от того, как будет развиваться институт семьи, будут ли семьи полные, прочные, многодетные (хотя бы с тремя детьми). При нынешней демографической ситуации в нашей стране, сокращении численности граждан РФ через два поколения нам не удастся защитить даже собственную территорию. Этнический вопрос связан с проблемами политики, экономики, культуры, духовности, языка. А основа этого вопроса – семья. Государственная политика по вопросам семьи по-настоящему не разработана, она отсутствует даже в долгосрочной перспективе. Те конкретные меры, которые приняты на уровне федерации или отдельных субъектов её, в некоторых муниципалитетах – всего лишь первые шаги. Нужны кардинальные меры: повышение заработной платы работающим родителям, существенная материальная государственная помощь на каждого ребенка (в зависимости от доходов семьи), повышение стипендий, обеспечение льготным жильем, детскими садами, домами отдыха, изменение стажа работы женщинам, имеющих детей.





Не должно быть детей-сирот при живых родителях. Все социальные программы следует рассматривать, отталкиваясь от института семьи. Не надо придумывать какие-то «утопии», достаточно обратиться к исторически сложившемуся социальному институту семьи и взять из него всё самое ценное, накопленное прошлыми поколениями.

Вспомним свою родительскую семью. Центром этой семьи всегда были и останутся родители: мать и отец (отец и мать – так было бы справедливее). Однако следует заметить, что в Семейном кодексе РФ материнство поставлено на первое место. В принципе это неверно. Надо как можно шире формировать в общественном сознании роль отцовства. Отец всему голова. Речь не идет о социальной роли отца как главы семьи. Муж и жена равны в семейных отношениях. Роль отца рассматривается как опора прочности, стабильности, надежности, защиты, охраны, безопасности. Дети носят фамилию и отчество своего отца. Отец в доме и семье – авторитет, он кормилец, умелец на все руки, эти руки поднимают детей, они могут всё. Отец защищает детей и их мать. В глазах детей – их отец – сказочный богатырь, который умеет всё: смастерить игрушку, рассказать сказку, поднять к потолку, разжечь костёр, вытащить из реки огромную рыбину, на руках принести маму, если с ней что-то случится. Но так поступают настоящие заботливые отцы в своих семьях. Дети, выросшие в таких семьях, будут поступать так, как было в их родительской семье. Семья без отца – ущербная семья, сыновья не получают свойственного им воспитания, у них не формируется чувство ответственности за «духовный климат семьи». В таких семьях сыновья, как правило, вырастают иждивенцами, привыкшими жить на «всём готовом», без конкретного участия и собственного вклада в «живую ткань тела семьи».



Заострим своё внимание на проблеме родителей. Часто дети вырастают не только без отца, но и без матери. Сколько детей воспитывается в детских домах! Сотни тысяч! Но какими они воспитываются? Эти дети обделены многим; они мечтают о маме и папе, о своем доме, но подчас лишены даже будущего. Родительскую семью заменить ничем нельзя. В ней они живут естественней, духовней, человечней, гуманней – одним словом – так и должно быть, чтобы дети воспитывались в родительской семье. Она истинная колыбель человечества, колыбель, из которой выходят полноценные дети, будущие сыновья и дочери своего Отечества. В родительской семье ребенок получает тепло и ласку, первые трудовые навыки. У них формируется умение ценить и уважать труд взрослых; в семье дети приобретают опыт коллективных оценок: что такое «хорошо», а что такое «плохо»; что следует делать, а от чего надо отказаться; развивается потребность заботы о близких и родных членах семьи; дети учатся разумному потреблению материальных благ; накапливается опыт общения с братьями и сестрами (если они есть, по-моему мнению, такое общение просто необходимо, так как никакое общение с домашними животными не может заменить сестёр и братьев); осознаётся значимость и ценность заработанных своим трудом денег. В семье формируется человек не только телесно, но прежде всего духовно и социально.

Родители – воспитатели своих детей. Процесс воспитания осуществляется через семейный досуг. Когда родители на работе, дети их не видят. И только дома, когда родители и дети вместе, начинается бесконечный процесс сотворчества и самовыражения: дела – игры; игры – дела. Родители, творите, делайте все, что угодно, но только не сидите удобно каждый в своём кресле перед экраном телевизора или компьютера. Читайте вслух, рисуйте, мастерите, сочиняйте, шейте, вяжите, играйте, готовьте какое-либо необычное (или любимое) блюдо, ремонтируйте, одним словом, – выполняйте часть какого-то общего и необходимого дела, чтобы каждый член семьи осознавал, что его участие в этомделе необходимо, оно входит составной частью в конечный результат. Роль отца и матери в таких делах детям запомнится на всю жизнь. Так постепенно и постоянно формируется дух семьи, тот стиль бытия человека, который он перенесет на свою будущую семью. Дети, вырастая, «отпочковываясь» от родительской семьи и создав свою новую семью, в браке не станут обузой один для другого, а будут формировать свое социальное и духовное пространство. А пока дети нуждаются в вашей опеке и воспитании, занимайтесь с ними как можно больше: совершайте пешие прогулки; играйте с ними на спортивных площадках; регулярно выезжайте всей семьей на природу. Сколько радостных воспоминаний оставляют они детям.

Выезд на природу и для взрослых – это тоже событие. И здесь все зависит от личной ответственности или безответственности.

Мне вспоминается один случай. С каким вниманием слушали молодые люди по радио содержание отрывка из главы "Нюшка" по поэме Е. Евтушенко "Братская ГЭС".

... А потом я бетонщицей стала,

получила общественный вес.

Вместе с городом я вырастала,

и я строилась вместе с ГЭС.

Но, казалось, под наговор вешний

лишь вибратор на миг положу –

ничего я на деле не вешу,

отделюсь от земли – полечу!

И летела по небу, летела,

ни бетона не видя, ни лиц,

и чего-то такого хотела,

что похоже на небо и птиц.

Но на радость мою и на горе,

над ломающей льдины водой

появился весною в конторе

интересный москвич молодой.

 

Был он гордый... Не пил, не ругался,

на девчонок глаза не косил.

Увлекался искусством, а галстук

и в рабочее время носил.

 

Я себя убеждала: "Да что ты!

На столе его, дура, лежит,

понимаешь, не чье-нибудь фото,

а французской артистки Брижитт".

 

И глядела я в зеркало хмуро

и за словом не лезла в карман:

"Недоучка... Кубышкой фигура...

и румянец уж слишком румян..."

 

Я купила в аптеке лосьону

для смягчения кожи рук.

Терла, терла я их потаенно

от своих закадычных подруг.

 

И, терпя от насмешников муку,

только сверху я трогала суп

и крутила проклятую штуку

под названием "хула-хуп".

 

И читала я книжку за книжкой

и для бледности уксус пила –

все равно оставалась кубышкой,

все равно краснощекой была.

 

Виновата ли я, что эпохе

было некогда до меня,

что росла на черняшке, картохе,

о фигуре не думала я?

 

Мой румянец – не с витаминов,

не от пляжей, где праздно лежат,

а от хлещущих вьюг сатанинских,

от мороза за пятьдесят.

 

Ты, наверно бы, так не смеялась,

не такой бы имела ты вид,

если б в Нюшкиной шкуре хоть малость

побывала, артистка Брижитт!

 

Позабыть я себя заставляю –

никогда позабыть не смогу,

как отпраздновать Первое мая

мы поплыли на лодках в тайгу.

 

Пили "гымзу" под частик в томате

за любовь и за Братскую ГЭС.

Кто-то был уже в чьей-то помаде…

Кто-то с кем-то куда-то исчез...

 

Я смотрела тайком пригвожденно,

как, от всех и меня вдалеке,

размышлял у костра отчужденно

он с приемничком-крошкой в руке.

 

Несся танец по имени "мамба"

и Парижей и Лондонов гул,

и шептала я: "Мамочка-мама,

хоть бы раз на меня он взглянул!"

 

И взглянул – в первый раз любопытно.

Огляделся – мы были вдвоем,

и, кивнув на вечерние пихты,

он устало сказал мне: "Пойдем... "

 

И пошла, хоть и знала с тоскою:

оттого это все так легко,

что я рядом была, под рукою,

а француженка та далеко.

 

Я дрожала, как будто зверюшка,

и от страха и от стыда.

До свидания, бывшая Нюшка!

До свидания, до свида...

 

И заплакала я над собою..

Был в испуге он: "Что ты дуришь?"

А в приемничке рядом на хвое

надо мною смеялся Париж.

 

С той поры тот москвич поразумнел:

и наряды он мне отмечал,

и выписывал новый инструмент,

а как будто бы не замечал.

 

Но однажды во время работы

закачалось все на земле.

И внутри меня торкнулось что-то,

объявляя само о себе.

 

Становилось все чаще мне плохо,

не смотрела почти на еду...

Но зачем же, такая дуреха,

я сказала об этом ему?!

Смерил взглядом холодным и беглым

и, приемничком занят своим,

процедил; "Я, конечно, был первым,

но ведь кто-то мог быть и вторым… " [136].

 

Проза жизни, но из этой прозы складывается статистика и развивается социология. В этом единичном, атомарном случае, отраженном поэтическим языком, соединились такие духовные феномены, как психология и мораль; ценностные установки и принципы бытия; понимание честности, открытости и утверждение своего “Я”.

Добрачное поведение и взаимоотношения в браке представляют собой очень сложный аспект жизни человека. На устойчивость брака влияет продолжительность знакомства. Однако в разных социологических исследованиях сведения об этом самые разные. Но все же напрашивается один общий вывод: чем дольше молодые люди знают друг друга, тем основательнее они могут обсудить всю ответственность принимаемого решения относительно брака и их будущей совместной жизни. Неподготовленные к браку молодые люди и в самом браке не могут наладить свои взаимоотношения; многие из них продолжают вести прежний образ жизни, забывают о том, что они уже женатые, замужние (надолго отлучаются из дому, встречаются по-прежнему с товарищами, подругами, не известив вторую половину, могут оказаться в другом городе; не возвращаются ночевать домой; оказываются "срочно" на тех или иных торжествах, юбилеях и т.д.) Что же говорить в этом случае о нас смертных, если такое случалось и у великих людей, как например с нашим бессмертным Пушкиным. Обратимся к воспоминаниям.

«...Восемнадцатилетняя Наталья Пушкина проснулась после вчерашней свадьбы, и глаза ее встретились с восторженными глазами мужа. Он стоял на коленях возле кровати. "Очевидно, так он простоял всю ночь", – подумала она, и ее охватило волнующее недоумение.

- Моя мадонна! – шепотом сказал он, складывая руки, как перед иконой.

Робкие слезы выкатились у нее из глаз, она улыбнулась ему.

Она не раз в первые дни медового месяца горько плакала от того, что Пушкин, наспех поцеловав ее, часто с утра и до вечера проводил время в разговорах с друзьями. В то время Жуковский жил в Царском Селе при своем воспитаннике-наследнике будущем императоре Александре II. Приезжали Плетнев и другие знакомые.

А как-то раз, в холостой компании, на стороне, Пушкин всю ночь проспорил на литературные темы и, умоляя о прощении, честно сказал ей, что забыл вчера о том, что женат.

А потом Наталья Николаевна поняла, что муж ее совсем не такой, как другие. Приготовилась к своей трудной судьбе: "быть женою поэта, такого поэта, как Пушкин". Сердцем поняла она его большую любовь к себе, которая проявлялась не всегда так, как у других. И успокоилась, насколько это возможно" [137].

Часто молодые пары не могут найти согласие в первый период супружеской жизни. Большое количество браков распадается после одного года семейной жизни. По словам демографа В.И. Переведенцева, если исходить из даты не юридического оформления развода, а фактического разрыва, имевших место в 80-х годах, то 21 % браков существовали менее одного года. Причин было много. Все их можно сгруппировать по следующим признакам.

1. Неподготовленность молодых людей к качественно иному образу жизни.

2. Сложность взаимоотношений между молодой семьей и родителями. (Многие молодожены проживали совместно в семье одного из супругов).

3. Материальная необеспеченность. (Многие молодые семьи нуждались в материальной поддержке со стороны родителей).

4. Отсутствие у молодых супругов подготовки к выполнению всего комплекса обязанностей семейного человека.

5. Занижена у молодежи в системе ценностей ценность брака. (Быстро и легко вступают в брак, так же легко и быстро его расторгают).

Что дороже?

Если духовные, нравственные основы между супругами оказываются непрочными, мате­риальные, как правило, не становятся сдерживающим фактором для развода. Разводятся как те супруги, у кого есть что делить, так и те, кто еще ничего не нажил, кроме детей. И именно дети больше всего страдают от распада семьи.

 

Он обещал вам жизнь в раю:

Меха, ковры, квартиру, дачу!

А я любовь вам отдаю,

Любовь и жизнь свою в придачу.

 

И хоть заманчив жар камней

Для сердца женского, но все же,

Судите сами: кто бедней?

Решайте сами: что дороже?[138]

 

На вопрос, поставленный поэтом, “что дороже?”, можно ответить просто – взаимный брак по любви.

Подавляющее большинство молодых людей представляют себе брак серьезным жизненным испытанием, от которого ожидают эмоционального, нравственного и эстетического удовле­творения. Даже разведенные супруги, отвечая на вопрос о главном мотиве заключения брака, в большинстве (более 60 %) ссылались на любовь и духовную близость как решающие моти­вы вступления в брак. Когда в Ленинграде у группы молодых людей (состоящих в браке и холостяков) были выяснены их ценностные ориентации в сфере брачных отношений, оказа­лось, что холостяки и женатые на первое место поставили интеллектуальные, на второе – моральные, на третье – сексуальные, на четвертое – материальные ценности брачной жизни. По результатам социологического исследования среди студентов четвертого курса ВлГУ, проведенного в 1998 году на одном из потоков, на вопрос анкеты “Как вы относитесь к бра­ку?” были получены следующие ответы: серьезно – 60 %, положительно – 25 %, нейтрально – 15 %.

Определенный процент брака заключался и заключается теперь на основе меркантильных соображений: жилищные условия, высокие заработки, счет в банке, возможность загранич­ных путешествий и пр. Такие браки, как правило, в своем большинстве – временные. Супру­ги остаются вместе до “случая”. Такой брак напоминает что-то вроде анекдота. Знакомый хочет поздравить своего приятеля, женившегося накануне, с законным браком, а тот отвеча­ет: “Поздно”. – “Почему?” – “Уже развожусь”. – “В чем дело?” – “Утро вечера мудренее”.

В недалеком прошлом выпускники учебных заведений, не желающие выезжать к месту работы по распределению, спешно оформляли брак. “Я выхожу замуж: он немного ду­рак, но имеет большое достоинство – однокомнатную квартиру, это главное. Теперь вопрос прописки и жилплощади решен”, – выдержка из письма ответчицы к сестре из одного судеб­ного дела[139].

Другая история из практики Верховного суда Грузинской ССР. Женщина в 23 года полюбила молодого человека. Он клялся ей в верности, говорил, что хочет жениться, да, мои родители против, поставили жесткое условие: жениться только на той, у которой есть машина “Вол­га”. Молодые жили с родителями ее открыто, не таясь, представлялись всем как супруги, вели общее хозяйство, ждали ребенка. Он ее убеждал: “Я тебя никогда не брошу, но у нас традиция – не перечить воле отца и матери. Я не смею пойти в загс и сыграть свадьбу, как полагается, раз они против”. И вот эта женщина решается на преступное действие. Чтобы не потерять отца будущего ребенка, она в несколько приемов вынимает из заводской кассы 14 тысяч рублей. Но тут она понимает, что “любовь купить невозможно, тем более на ворованные деньги”. Это ее слова из протокола явки с повинной. Все присвоенные деньги женщина добровольно возвратила. И еще добавила: “Большего счастья, чем жить честно, не существует” [140].

В наше время значительно увеличилось число гражданских браков. Молодые люди откла­дывают регистрацию брака на “потом”, полагая, что должны как можно больше узнать друг друга. Такая форма брака имела место и раньше, хотя их было значительно меньше. К каким последствиям они могли приводить? К самым различным, но порой печальным и даже тра­гичным. Вот одна история, описанная в очерке Ольги Чайковской “Выстрел в тире”, которая широко обсуждалась на уроках в школах, училищах, техникумах и даже в высших учебных заведениях.

Двое молодых людей, Сергей и Лида, учащиеся музыкального училища, полюбили друг друга. Решили соединить свои жизни в одну. Жили как муж и жена, снимая комнату. Лида ждала ребенка. Сергей покинул ее. Во время стрельб Лида застрелила его. В очерке были по­казаны не только все собранные факты взаимоотношений молодых людей до трагической развязки, но нравственные принципы и установки семьи Сергея.

– Мне ваша замарашка не нужна. Я таких видывал – перевидывал (позиция отца Сергея, высказываемая в адрес Лиды).

– Ночь и день между нашими семьями. Она ему не пара и не может войти в нашу семью (заявление матери Сергея).

– А что я могу сделать, если мне мать ультиматум поставила: или я, или она. Я выбрал мать.[141] (Так рассуждает взрослый человек, отслуживший в армии).

Позиция молодого человека вполне типична. Если человек не вполне самостоятельный, то в таком случае он не искренний, начинает ловчить, выгадывать, тайно от другого строить планы на будущее. На суде выяснилось, “что, живя с Лидой, Сергей писал дружеские письма в свой город Вере. Называл ее будущей женой. Но была еще Таня из того же города. А была еще Женя из Харькова».

“Человеческая душа – потемки”. Сколько существует обманов и предательств. Они были во все времена. Необходимо прислушаться к ним и более взвешенно подходить к собствен­ным действиям и поступкам. Следует учиться жить на ошибках других людей, хотя юность беспечна. Молодые люди полагают, что, “если я полюбил, то это уже навсегда”, и “со мной ничего плохого не произойдет”. Не нужно слишком торопиться. Придет настоящая любовь и подлинное счастье в браке и семье. Но решать и устраивать свою жизнь, свое будущее за счет отнятия жизни у другого человека никому не дано. “На чужом несчастье счастья не по­строишь”.

Не для каждого человека удачно складываются семейные отношения. Но и при разводе, и после него бывшим супругам желательно вести себя тактично, сдержанно. А то порой роди­тели бывших супругов доходят до крайних мелочей. “Просим Вас выслать свадебный наряд, за который наш сын заплатил 200 рублей, а если его нет, то верните деньги”.

Любовь в браке

Брак – это не только удовлетворение своих чувств, своих желаний. Полное удовлетворение и самовыражение достигается при взаимности. Хочет один не означает еще, что хочет и другой. Читаем у Бальмонта стихотворение “Хочу”:

Хочу быть дерзким, хочу быть смелым,

Из сочных гроздей венки свивать.

Хочу упиться роскошным телом,

Хочу одежды с тебя сорвать!

Хочу я зноя атласной груди.

Мы два желанья в одно сольем.

Уйдите, боги! Уйдите, люди!

Мне сладко с нею побыть вдвоем!

Пусть будет завтра и мрак, и холод,

Сегодня сердце отдам лучу.

Я буду счастлив! Я буду молод!

Я буду дерзок! Я так хочу [142].

Относительно строк “Хочу быть дерзким, хочу быть смелым” ещё Розанов заметил:

“Господи, да он постоянно пьян, так отчего же не исполнить его '"хочу''”. Почитайте “Сагу о Форсайтах” Дж. Голсуорси, особенно его первый роман “Собственник”, который впервые был опубликован в 1906 году. Почему Ирэн не допустила до секса своего мужа Сомса? Секс – это вершина любви, полное слияние двух душ и двух тел. Любовная страсть не столько физиология, голос плоти, сколько психология, духовность и душевность. Дж. Голсуорси пишет:

“ Кое-что Форсайты упускали из виду. И, прежде всего, привыкнув к степенности благополучных браков, они забывали, что Любовь не тепличный цветок, a свободное растение, рожденное сырой ночью, рожденное лучом солнечного тепла, поднявшееся из свободного семени, брошенного возле дороги свободным ветром. Свободное растение, которое мы зовем цветком, если волей случая оно распускается у нас в саду, зовем плевелом, если оно распускается на воле; но цветок это или плевел – в запахе и красоте всегда свобода!”[143]

И если нет этой свободы проявить самих себя, то не может быть и супружеских отношений. Жена не допустит к себе мужа. “Его философская выдержка исчезла, уступив место угрюмой злобе. Поведение Ирэн безнравственно, непростительно, оно заслуживает самого жестокого наказаний, какое он только сможет придумать. Ему не нужна никакая другая женщина, а она отталкивает его.

Значит, правда, что он ненавистен ей! До сих пор Сомс не мог этому поверить. Да и сейчас не верит. Это немыслимо. Ему казалось, что он потерял способность рассуждать. Если та, которую он всегда считал мягкой и покорной, могла решиться на такой шаг, то чего же надо ждать дальше?”[144]

Еще Джами писал:

 

Беда тому, чье сердце оскудело,

Кто разлюбил, чья роза облетела.

Ты говоришь: "Дозволь уйти!" О, небо!

Кто разрешит душе покинуть тело?

 

Подчеркну еще раз, что телесное и духовное в человеке представляет некое единство. Еще К. Маркс писал, что “человек ... чувствует себя свободно действующим только при выполнении своих животных функций – при еде, питье, половом акте, в лучшем случае еще расположась у себя в жилище, украшая себя и т.д., a в своих человеческих функциях он чувствует себя только лишь животным. То, что присуще животному, становится уделом человека, а человеческое превращается в то, что присуще животному.

Правда, еда, питье, половой акт и т.д. тоже суть подлинно человеческие функции. Но в аб­стракции, отрывающей их от крута прочей человеческой деятельности и превращающей их в последние и единственные конечные цели, они носят животный характер”[145]

Однако в человеческих отношениях между полами не так все просто, что раскрывается в науке и философии. Значительно полнее и ярче воспринимается все это в художественной литературе. Можно сослаться на книгу Эдуарда Фукса “Иллюстрированная история нра­вов”[146], в особенности на второй том “Век галантности”. Это тот век, в котором вышел знаме­нитый роман Ж.Ж. Руссо “Новая Элоиза” (1761 г.), который за первые сорок лет (до 1800 г.) выдержал свыше семидесяти изданий, – успех, какого не имело ни одно произведение французской литературы ХVIII века. Не случайно А.С. Пушкин в “Евгении Онегине” неодно­кратно упоминает имя Руссо.

"Новая Элоиза"

Названием "Новая Элоиза" Руссо напоминает о сходстве в положении своих героев с трагической судьбой средневековой любящей четы – Пьера Абеляра (1079 – 1143), крупного фи­лософа и Элоизы (1101 – 1164). Блестящие лекции Абеляра привлекли в Париж слушателей из разных стран Европы, среди которых и оказалась Элоиза. Полюбив свою ученицу, Абеляр вступил с ней в брак, который они оба хранили в тайне, так как для карьеры ученого-теолога безбрачие было обязательным условием. Настаивая на сохранении тайны, Абеляр вызвал гнев приемного отца Элоизы, который из мести подослал людей, совершивших над Абеля­ром насильственное оскопление. В 1119 году Элоиза удалилась в монастырь и оттуда под­держивала переписку со своим супругом, также ушедшим в монастырь. Эти знаменитые "Письма Элоизы и Абеляра" с латинского были переведены еще в XIII веке на французский язык. Интерес к судьбе этой пары возродился в XIV веке с выходом книги Бюсси-Рабютена "История Элоизы и Абеляра". На этот сюжет во французской литературе до Руссо было на­писано не менее шестидесяти романов, поэм и драм. Одно из лучших стихотворений Алек­сандра Попа "Послание Элоизы Абеляру "(1717) трижды переводилось на французский язык в стихах и дважды в прозе. Так широко могла быть отражена любовь двух людей, и Руссо воспользовался для своего романа "Новая Элоиза" некоей аналогией. Сюжет романа волно­вал души миллионов читательниц. Вспомним пушкинскую Татьяну.

Ей рано нравились романы;

Они ей заменяли все;

Она влюблялася в обманы

И Ричардсона и Руссо.

Современным барышням романы "все заменить не могут ", но они их читают, пытаясь отыскать то, что волнует и интересует самих в данный период жизни, и, прежде всего, во­просы любви. "Без любви человек не полон". Это относится как к женщине, так и к мужчине.

Современный мужчина хочет видеть женщину такой, каким стал сам. Типы женщин клас­сического oбpaзца, существующие в литературе прошлых веков, не подходят для современ­ного мужчины. Несмотря на то, что социальные роли женщин существенно изменились не только с XIX веком, но особенно в наше время, в сути женщины сохранилось то, что их оставляет самими собою. В женщине остается одно неизменное: женственность – это, прежде всего, мудрость и заступничество, кротость и могущество, великодушие и не­оборимая сила материнства. Гимном материнству является роман Эмиля Золя “Плодовитость”,[147] которому исполнилось более ста лет. В нем раскрыта красота и величие женщины-матери, подробно описано счастье в многодетной семье. По одному из отзывов в русской дореволюционной прессе “Плодовитость” – “социологический трактат по вопросу, очень важному для Франции”.

За сто лет взгляды на тип семьи и тип женственности и во Франции, и в нашей стране ста­ли другими. Современный стереотип женственности у молодежи, который укрепился в мас­совом сознании, ориентирован на сексуальность, практичность, образованность, независи­мость, раскрепощенность, свободу от предрассудков. Но такой взгляд на тип женщины в об­щественном сознании самих женщин и мужчин все же относится к вполне сформировавшейся взрослой женщине, a вовсе не юной девушке, тем более к девочке подросткового возраста. Распорядиться собой имеет полное право взрослый человек, осознающий все последст­вия своих действии и поступков. Человек хочет быть счастливым. Это азбучная истина. Но каждый человек понимает его по-своему, да и оно складывается для каждого в зависимости от конкретных условий. Счастье – это не только новизна ощущений, но, прежде всего, взаим­ная открытость, понимание защищенности, ответственности, радостная отдача другому – единственному (единственной) и бесконечное терпение. И все это неповторимо для каждо­го человека. О чем мечтает каждая девушка? О своем будущем счастье, о своей судьбе. Вспомним “Светлану” В. А. Жуковского:

 

Раз в крещенский вечерок

Девушки гадали:

За ворота башмачок,

Сняв с ноги, бросали;

Снег пололи; под окном

Слушали; кормили

Счетным курицу зерном,

Ярый воск топили.

 

И все эта манипуляции совершались ради одного – хотелось узнать, а скоро ли сбудется “счастье”? И девушка готовилась к встрече этого счастья. А счастье не мыслилось без люб­ви. Хотя многие юноши и девушки понимают счастье узко, однобоко, сиюминутно, порой сводящееся только к физической близости, к обладанию, чувственному наслаждению. Но есть и иное понимание счастья, счастье как осознание жизни единственного любимого чело­века на земле. Как это понять? Задумывались ли молодые люди над этим сложным вопро­сом? Есть у поэта М.А. Кузмина одно стихотворение, которое заставляет задуматься о смысле человеческого бытия.

Любовь

Если б я был древним полководцем,

покорил бы я Эфиопию и персов,

свергнул бы я фараона,

построил бы себе пирамиду

выше Хеопса

и стал бы

славнее всех живущих в Египте!

Если б я был ловким вором,

обокрал бы я гробницу Менкаура,

продал бы камни александрийским евреям,

накупил бы земли и мельниц

и стал бы

богаче всех живущих в Египте.

Если б я был вторым Антиноем,

утопившемся в священном Ниле –

я бы всех сводил с ума красотою,

при жизни мне были б воздвигнуты храмы,

и стал бы

сильнее всех живущих в Египте.

Если б я был мудрецом великим,

прожил бы я все свои деньги,

отказался бы от мест и занятий,

сторожил бы чужие огороды

и стал бы

свободней всех живущих в Египте.

Если б я был твоим рабом последним,

сидел бы я в подземелии

и видел бы раз в год или два года

золотой узор твоих сандалий,

когда ты случайно мимо темниц проходила,

и стал бы

счастливей всех живущих в Египте[148].

Если это всего лишь поэтическое понимание счастья, то в таком случае оно несет некото­рую смысловую нагрузку, связанную с тем, что возможно отличие счастья, как какого-то эта­лона, образца, идеала от реальной обыденности, в которой человек пребывает. Счастье и го­ре в жизни соседствуют рядом, даже там, где существует любовь. Как писал Джами:

Везде, где есть любви произрастанье,

Там ветви – горе, а плоды – страданье.

Горький опыт

При современной модели сексуального поведения юношам легче добиться половой близости с девушкой. Если сверстницы ни в чем не отказывают юношам, то в таком случае у них не возникает того спектра переживаний, который был характерен для прошлых эпох и отражен­ в классической литературе.

Сейчас во взаимоотношениях между полами огромную роль стал играть "опыт" сексуаль­ного поведения. Как пишет И.С. Кон, мысль о возможной сексуальной опытности женщины вызывает у мужчин панический ужас: "Я не могу спать с женщиной, которая сексуально опытнее мена". "Я хочу жениться на девушке не потому, что она чиста, а потому, что не име­ет опыта".

Если современная молодежь не представляет любовь без половой близости, то она и не ценит прежние моральные добродетели, например девичье целомудрие. Шекспир умолчал о том, обладал ли когда-либо Гамлет Офелией, видимо, потому, что ее целомудрие казалось ему чем-то настолько само собой разумеющимся, что об этом даже не стоило упоминать. То же относится и к возвышенной любви Ромео и Джульетты. У Шекспира дан пример и невозвышенной любви. Такова любовь Ромео к Розалине, которая предшествовала его знаком­ству с Джульеттой. В третьей сцене второго акта Ромео спрашивает монаха Лоренцо, имея в виду свою любовь к Розалине: “Не за нее ль бывал мне нагоняй?” И Лоренцо отвечает: “Не за нее, за резвость через край”[149].

Читая романы Шадерло де Лакло “Опасные связи”, Поля Бурже “Ученик”, Ромена Роллана “Жан-Кристоф”, Стенла Бастоу “Любовь, любовь...” или: Филиппа Эриа “Испорченные дети” и другие шедевры зарубежной классики, мы понимаем, что любовные связи, описываемые в них, происходят у взрослых людей. В этом и состоит их красота и трагизм. Цели, которые ставят главные герои – мужчины в этих произведениях, чтобы завоевать любовь женщины, вполне понятны. И что важно, все они не насильники. Женщины склоняются к их домога­тельствам добровольно. Достаточно прочитать письмо 79 из "Опасных связей", в котором идет речь о том, как “очень красивый Преван” приглашает трех красавиц на ужин, основным законом которых была “общность имущества и любовь”. “От всех трех он добился обеща­ния, что они в тот же вечер придут отужинать вместе с ним в его домике. Две из них, правда, немного поломались, но в чем146 откажешь на другой день, после того как все отдано? Он на­значил свидания через час одно после другого, как и требовали его замыслы”.[150]

В человеческих взаимоотношениях все действия и поступки осуществляются через за­мыслы, намерения, выстроенные планы. А что это за замыслы или планы, это уже другой во­прос.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.