Сделай Сам Свою Работу на 5

Лекция 5. СДВИГИ В ПОЛОВОЙ МОРАЛИ МОЛОДЕЖИ





Iventus ventus • Изменения в половой морали •

Литература на защите девичьей чести •

Мера ответственности родителей – дети •

Что дороже? • Любовь в браке • «Новая Элоиза» •

Горький опыт • Нравственный аспект в особо деликатных

случаях • Абсолютность нравственных ценностей

 

У любви есть дар высокий.

Бернарт де Вентадорн

 

Iventus ventus

Тот факт, что взаимоотношения между юношами и девушками приобрели ярко выраженную тенденцию к "вседозволенности", зафиксирован судебными органами, средствами массовой информации, социологией, художественной литературой. Достаточно назвать такие кинофильмы, как: "Маленькая Вера", "Взрослые игры", "Интердевочка" по повести В. Кунина; социальную хронику местных газет под рубрикой "Детские шалости"; передачи по ЦТ "Человек и закон", "Правовой видеоканал"; повесть Д. Асламовой "Дрянная девчонка" и др.

Девочки рано становятся матерями, многие из них рожают, не успев даже закончить среднюю школу, ПТУ, колледж. В половую связь наши дети начинают вступать в несовершеннолетнем возрасте. По официальным данным, полученным несколько лет тому назад, каждый четвертый подросток, находящийся в колонии, осужден за изнасилование. Проституция в нашей стране заметно помолодела. Все больше молодых девушек зарабатывают себе на жизнь "древней профессией".



Все это свидетельствует о том, что социальное здоровье семьи сильно подорвано, установки у молодых людей (юношей и девушек) на здоровую семью содержат также представления, которые не только расходятся с обычаями, традициями, ценностями "моральной добропорядочности", но что самое существенное, не укладываются в требования "национальной нравственности".

Изменения в половой морали

Добрачные половые связи в раннем возрасте порой приводят к созданию молодой семьи, в которой супруги не готовы социально содержать не только себя, но и родившегося малыша. Беременность или рождение ребенка выступают "подталкивающим" фактором брачного договора. По данным одного исследования в момент заключения брака невеста была беременна в 9 % по ответам невесты и в 14 % по ответам жениха. Разница в ответах женихов и невест в 5 % могла быть шантажирующим моментом со стороны невест, ускоряющий бракосочетание.



Какие изменения произошли в сексуальных отношениях среди молодежи?

1. Секс среди молодежи стал массовым. Причем нет различия в том, городская это или сельская молодежь.

2. Половые отношения среди молодежи получили выход на СМИ, в частности телевидение, видеомагнитофоны.

3. Появилась широкая сеть "индустрии развлечений " для молодежи.

4. Способы социализации детей и подростков резко изменились. Средства массовой информации и расширение уровня знаний "штурмом" взяли "зону запретного", что не могло не привести к формированию нового "телесного закона" и размыванию границ речевой пристойности.

5. Молодые люди живут по принципу: "и жить торопятся, и чувствовать спешат".

6. Выпуск контрацептивов также повлиял на половые отношения в молодежной среде.

7. Значительно возросла удовлетворенность половых отношений вне брака. Раньше удовлетворить эту потребность было труднее.

8. Физическое развитие у молодежи обгоняет социальное, моральное, интеллектуальное. Этот "перекос" пробуждает потребность тела и подталкивает юношей и девушек к "взрослой жизни". Вот несколько примеров.

ФРГ. В 1970 году школьники в 16 – 17 лет по типу своего сексуального развития напоминают тех, которым 10 – 15 лет назад было 19 – 20 лет.

ГДР. В 1973 году начали половую жизнь в 15 лет или раньше 5 %, а в 1977 – 6 % респондентов; среди 16-летних – такой же опыт имели 12 % девушек и 22 % юношей; среди 17-летних 28 % девушек и 49 % юношей, среди 18-летних 56 % девушек и 72 % юношей.



СССР. По данным социолога С.И. Голода подобная ситуация наблюдалась и у нас. Студенты восемнадцати вузов СССР (общей численностью 3721 человек), отвечая на вопрос о возможной мотивации их сверстников в интимные отношения, поставили на первое место (36,6 %) взаимную любовь; на второе со значительным отставанием – соображение гедонического порядка; на третье – коммуникативные потребности (желание эмоционального воздействия); лишь 7 % – предполагаемое вступление в брак.[128]

Двадцатый век – деловой век! Молодые люди второй половиныXX века отбросили условности прошлых поколений. Любовные отношения в молодежной среде чаще устанавливаются по-деловому. Один современный психолог не без грусти подметил, что сегодня вместо объяснения в любви в лучшем случае информируют о случившемся родителей. И часто молодые девушки отдают себя, не задумываясь о последствиях.[129] Последствий бывает столько, что их не окинуть разумом.

У французского поэта Жака Превера есть одно любопытное стихотворение "Стирка" (привожу с некоторым сокращением).

О страшный, удивительный запах умирающей

плоти,

от которого листья в саду

желтеют и падают, словно настала осень!

Этот запах, откуда он?

Из дома, где живет господин Эдмон,

глава семьи,

глава канцелярии;

сегодня день стирки,

это запах семьи,

и глава семьи,

глава канцелярии

вокруг семейного ходит корыта

и фразой любимой, фразой избитой

сотрясает воздух опять и опять:

"Грязное белье надо дома стирать!"

Все семейство столпилось вокруг корыта,

содрогаясь от ужаса и стыда,

семейство кудахчет, семейство стирает,

и снова трет, и снова стирает,

и на́ пол стекает,

стекает вода...

Котенок, который все это слышит,

хотел бы сбежать отсюда на крышу,

потому что котенка от стирки тошнит,

тошнит от этой возни у корыта,

но как сбежать, если окна закрыты,

и дверь закрыта,

и ключ торчит?

………………

Вдруг раздаются рыданья и стоны,

и лапками уши зверек затыкает,

потому что котенку

жалко девчонку –

это она кричит и рыдает,

это она, хозяйская дочка.

причина гнева,

причина волнений,

она в корыте, и щеткой колючей

папаша дочь свою трет в исступлении.

На ней пятно,

на хозяйской дочке,

и вот принялась вся семья стирать

хозяйскую дочку, которая кровью

исходит,

кричит, но не хочет,

не хочет

чье-то

имя назвать.

Глава семейства рычит, как зверь:

"Язык за зубами держите теперь!"

Одно лишь ясно дочкиной маме:

"Пусть все останется между нами".

Кричат сыновья, и кузины, и тетки,

кричит попугай, на жердочке сидя,

и крики бушуют и жгут, как пламя:

"Пусть все останется между нами!"

О честь семьи,

честь отца и сына,

честь попугая Святого Духа!

Беременна дочь,

Отличилась девочка...

Но кто же, кто же отец ребенка?

Во имя отца, во имя сына,

во имя попугая Святого Духа,

пусть все останется между нами!

Уселась на крыше корыта старуха

и смотрит на внучку злыми глазами,

сплетая венок из мертвых цветов

тому, кто на свет появиться готов,

чтоб опозорить семейное знамя.

Как виноград выжимают в давильне,

Так в этой давильне семейной чести,

сбросив ботинки, топчут ногами,

порознь топчут девчонку и вместе...

……………..

Но вот на часах половина второго,

и наступает затишье снова.

Глава семьи,

глава канцелярии

на голову надевает

головной убор

и, выйдя на главную улицу города,

шагает, смотря на проходящих в упор,

шагает по направлению к своей канцелярии.

И когда он переступает ее порог,

то воздух канцелярии оглашают приветы:

начальник с подчиненными совсем не строг.

Начищены до блеска его штиблеты,

и выпачканы кровью

ступни ног...[130]

 

Сложная ситуация и для самой "виновницы", и для всей семьи. Однако это всего лишь поэтические строки. В жизни намного сложнее. Но, к сожалению, этих "вечных проблем" с дочерьми миллионы. Как быть? И что делать? С одной стороны – требования общепринятой морали, что допустимо, а что категорически запрещено; с другой – интерес и потребность естества. И здесь грань допустимого, дозволенного и недопустимого. Надо бы знать в юном возрасте о том, к каким последствиям приводит половая близость. Следует учить человека жить среди людей, формировать чувства ответственности за себя и за другого. Воспитание и просвещение, в том числе и по вопросам пола, секса, супружеской, семейной жизни. В конце XX веха вышло очень много книг научного, популярного и просветительного содержания по половому воспитанию. Однако до сих пор есть сторонники и противники введения в школьную программу предмета по половому воспитанию. К противникам, например, относится писательница Ф. Гольцева,[131] которая И.С. Кона и его единомышленников относит чуть ли не к преступникам. Но если закрыть глаза или считать, что проблемы в подростковом возрасте нет, то тогда необходимо оставить все это на принцип "мы тоже проходили через этот возраст и, как видите, живем, и с нами ничего страшного не произошло". Да, с нами страшного не произошло, мир не рухнул, слава Богу, семьи еще существуют, детей родили, вырастили. Однако сейчас ситуация касается не отдельных семей (хотя это происходит всегда в конкретных семьях!), а страны в целом.

Значительно возросло количество рождений в добрачном периоде у несовершеннолетних. Так, в 1979 году в исполкомы районных Советов г. Москвы за разрешением на регистрацию брака по причине предполагаемого рождения ребенка обратилось свыше 1300 несовершеннолетних юношей и девушек, из которых 245 были учащимися ПТУ.

Подобная ситуация имела место и в других странах. Например, в 1982 году в Польше появилось на свет 32,4 тысячи внебрачных детей (5 % от общего количества рождений), в других странах и того больше: в ГДР – 23 %, Швеции – 40 %. В Польше 77 % матерей-одиночек – рабочие, относящиеся к самой низкооплачиваемой категории труда. Чаще всего это молодые, до 24 лет женщины, а 23 % – совсем юные или не достигшие 19 лет. По социальному положению 60 % составляли городские работницы и студентки, девушки из необеспеченных семей и воспитанницы детских домов. Многие выросли в распавшихся семьях, в силу обстоятельств у них не было необходимой подготовки к семейной жизни, и зачастую они повторяют ошибки молодости своих родителей. У 40 % было неполное среднее образование, у 30 % – среднее, весьма небольшой процент имели высшее либо в момент опроса учились в вузе[132].

Рассмотрим данную ситуацию на Кубе. В то время, как общая рождаемость по стране с 1965 года снизилась на 21 %, число несовершеннолетних матерей в процентном отношении продолжало расти. В 1973 году 22,3 % рожениц были несовершеннолетними, в 1979 году – уже 35,2 %, и в последующие три года эта тенденция продолжала расти[133].

Как видим, количество внебрачных детей в разных странах самое различное. На Ямайке количество внебрачных детей достигло на начало 80-х годов почти 75 %. В нашей стране того же периода каждый десятый ребенок рождался вне брака.

Все это свидетельствует о том, что почти в каждой стране имеют место в половых отношениях свои социальные проблемы. Однако нужно отметить, что есть страны, в которых внебрачных детей почти нет. К таким странам, например относится Сирия.

Основным мотивом, оправдывающим секс и брак, являются подлинная любовь и ответственность, готовность нести все последствия данных взаимоотношений. Следует готовить себя к полноте человеческой жизни открыто, честно, надежно. Каждый выстраивает свое бытие, надеясь на счастье, либо набирается как можно быстрее своего “личного опыта”, живет сегодняшним днем. Я думаю, что не устарело одно замечание классика. В половой жизни, – говорил В.И. Ленин в беседе с К. Цеткин, – проявляется не только данное природой, но и принесенное культурой”,... в любви участвуют двое, и возникает третий, новая жизнь. Здесь кроется общественный интерес, возникает долг по отношению к коллективу"[134].

Вопрос о том, с какого периода жизни распоряжаться своим телом, каждый должен решать самостоятельно. Но чтобы не было впоследствии больно, следовало бы ознакомиться с вопросами половой жизни не из “первых уст”, а из серьезных книг.

Изменившиеся условия жизни: рост городов, новые формы проведения свободного времени, сформировавшаяся молодежная культура, ослабление семейного контроля, огромная скученность молодежи в общежитиях, студенческих городках, кинофильмы, литература "в красочном исполнении", все это вместе взятое отбросило "бабушкину мораль" вместе с ее модой и наставлениями о девичьей чести. Всплеск "свободной любви" свободного человека", прокатившийся в конце 60-х годов в Америке и Европе, особенно в майских событиях 1968 года в Париже, докатился и до нашей страны. Но так как у нас все происходит либо с запозданием, либо со своей национальной спецификой, то секс в молодежной среде ярко высветил социальные проблемы. Этот аспект проблемы с особой болезненностью проявляется в период разрушения одной социальной системы, сильнейшего экономического кризиса и снижения жизненного уровня огромной массы людей. Молодые люди, особенно девочки и девушки, готовы идти на все, когда они покидают родительский дом, уезжают на учебу, на поиск работы, на поиски своего счастья.

Художественная литература в защиту девичьей чести

Т. Драйзер в романе "Сестра Керри", опубликованном в 1900 году, писал: "Когда девушка восемнадцати лет покидает родной кров, то она либо попадает в хорошие руки и иногда становится лучше, либо быстро усваивает столичные взгляды на вопросы морали и становится хуже. Середины здесь быть не может.

Большой город с помощью своих коварных ухищрений обольщает не хуже иных соблазнителей, самый опытный из которых микроскопически мал по сравнению с этим гигантом и принесет человеку гораздо меньше разочарований. В городе действуют могучие силы, которые обладают такими способами проникнуть в душу своей жертве, какие доступны лишь умному и тонкому человеку. Мерцание тысяч огней действует не менее сильно, чем выразительный блеск влюбленных глаз. Моральному распаду бесхитростной, наивной души способствуют, главным образом, силы, неподвластные человеку. Море оглушающих звуков, бурное кипение жизни, гигантское скопление человеческих ульев – все это смутно влечет к себе ошеломленные чувства. Какой только лжи не нашепчет город на ушко неискушенному существу, если не случится рядом советчика, который сумеет вовремя предостеречь. И ложь эта, пока не раскрытая, обольстительна – зачастую она незаметно, как музыка, сначала размягчает, потом делает слабым, потом развращает неокрепшее человеческое сознание" [135].

Если восемнадцатилетнюю девушку считать человеком с "неокрепшим сознанием", то что же говорить о подростках 12-14 лет, которые начинают жить половой жизнью. Тут явно надо что-то предпринимать, подключая науку, педагогику, социальную политику, законодательство, общественное мнение, искусство, нацеливая человека на полноценную жизнь.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.