Сделай Сам Свою Работу на 5

Лекция 3. ЦЕННОСТЬ И СМЫСЛ БРАКА





Терапия конфликтов • Немного социологии •

Требования к современному браку • Стили любви •

Ценность брака • Смысл брака • Мы еще не рожденные •

Христианский брак • Ложный путь •

Вольтер о браке • Немного статистики •

Уроки мудрости • Просто о сложном •

Изъяны супружеского ложа •

Классификация брака Э. Берна

 

Брак и его узы или величайшее добро,
или величайшее зло – середины нет.
Вольтер

 

Терапия конфликтов

В помощь семье работают службы "Круглосуточного телефона доверия" с психологами по семейным ситуациям, консультационные пункты специалистов для вступающих в брак и супругов, кризисное отделение, созданное по инициативе А.Т. Амбрумовой[62]. В любом случае личную драму человеку приходится переносить одному. Специалисты могут помочь, и они помогают, но в этом случае нужна воля, нужны собственные усилия, которые помогли бы выработать другие подходы, точки зрения, установки, ценности на важнейшие стороны жизни человека.

Прошли те времена, когда в нашей стране к семейным делам подключали общественные организации, трудовые коллективы, выносили на собрание "персональные вопросы". Э. Асадов еще 20 лет тому назад в стихотворении "Персональный вопрос" очень тонко подметил:



И что вам назиданья, порицанья,
Ведь если жизнь и счастье – все ребром,
Навряд ли вам помогут заседанья,
Дела любви решаются вдвоем![63]

Честность и открытость во взаимоотношениях между супругами стабильней при "семейной оседлости". Напротив, они намного неопределенней при ситуации, когда кто-либо из супругов находится в состоянии "мобилизационной готовности", способен к уходу из семьи в любой момент, чаще всего мужья. Оставить, уехать, сбежать, скрыться, бросить семью, забраться к "черту на кулички", где от него "ни слуху, ни духу". Сколько же таких мужей-летунов, мужей-полухолостяков, мужей-"перекати-поле" разыскивается правовыми органами?

Немного социологии

В нашей стране в середине 80-х годов каждая восьмая семья была не полной, каждый десятый ребенок рождался вне брака, причем в каждом четвертом случае отцом ребенка являлся женатый мужчина. В последние годы ситуация ничуть не изменилась в сторону улучшения. Напротив, деструктивные тенденции в семье усилились, это привело к тому, что в стране появилось очень много беспризорных детей, детей-бродяг, которые пополняют различные преступные группы. Растут детская проституция, алкоголизм, токсикомания, наркомания.



Благополучие в семье зависит не только от материального достатка. Если рассмотреть существование семьи за последние четыре десятилетия, то можно получить следующую картину. В 1961 – 1965 годах прирост населения составлял в среднем 1,4 процента в год, в 1966 – 1970 годах – 1 процент. До середины 80-х годов уровень материального обеспечения страны увеличивался, а прирост населения сокращался. До 1985 года среднегодовые темпы прироста населения сохранились на уровне 0,9 процента[64]. В последние годы наблюдается сокращение населения Российской Федерации. Говорить о какой-либо стабилизации в семье не приходится. Многие молодые семьи переносят рождение даже первого ребенка на "лучшее время", на будущую экономическую стабильность, прочное материальное положение.

Современный человек стал требовательней к жизни, к другим людям, повысилась его собственная самооценка. Сформировался новый тип человека, как мужчины, так и женщины. "По сравнению с женщиной начала века в нашей стране сформировался совершенно новый психологический тип женщины. Основные ее качества: независимость, самостоятельность, обостренное чувство собственного достоинства, решительность, властность, широта и глубина интересов, разнообразие культурных и духовных запросов, повышенные требования к мужчине как к брачному партнеру и супружеской жизни вообще"[65]. Если эти реальные обстоятельства супругами не учитываются, особенно мужчиной, и он продолжает в браке отстаивать свое право и свой прежний статус "главы мужа в доме и в постели", то зачастую это приводит не только к конфликтам, но и к распаду семьи.



Если один из супругов пытается получить свою свободу за счет другого, то он поступает неосмотрительно. Это не только безнравственно, но и ошибочно, безграмотно. Надо научиться жить в современном браке, следует знать азы семейной жизни. Семейная жизнь – процесс, а значит и супружеская любовь тоже процесс. Она может еще крепче и ярче расцвести, а может и увянуть. Все течет, все меняется. Мудрые слова древних философов. Усвоить бы это каждому. Да по существу все люди философствуют на уровне обыденного сознания. Кому не достает своего понимания, есть возможность позаимствовать это у других. Только не надо лениться. Во избежание собственных ошибок и промахов есть возможность обратиться к огромному человеческому опыту. Но давно подмечено, среди людей есть такие, которые не хотят учиться ни на ошибках других, ни на своих.

 

Требования к современному браку

Современный брак поддерживается как бы "внутренними обручами", ибо "внешние" в виде экономической зависимости женщины, ее юридического и социального неравенства, характерные для прошлой моногамии, канули в лету. Эти "внутренние обручи" есть не что иное, как любовь, верность, взаимопонимание, доброта, уважение, понимание, уступчивость, забота, единство взглядов. Любовь и уважение также подпитываются изнутри. Длительнее и сильнее любовь бывает в том случае, когда оба супруга больше отдают один другому, чем берут. Жить для другого человека не только из чувства долга, но и по велению сердца, а это и означает отстаивать свою индивидуальность, свою самость, самого себя.

Еще Гегель (1770 – 1831) писал, что любовь не покоится на размышлениях и казуистике рассудка, а вытекает из чувства. Однако существенной любовь становится только благодаря тому, что субъект по своему внутреннему переживанию как бы растворяется в другом человеке. "Эта потеря своего сознания в другом, эта видимость бескорыстия и отсутствие эгоизма, благодаря которой субъект впервые находит себя и становится «Я» (selbst), это самозабвение, так что любящий живет не для себя, а находит корни своего существования в другом, и все же в этом другом как раз всецело наслаждается самим собою, – это и составляет бесконечность любви"[66].

Рассматривая данный вопрос, нельзя не сказать о статье В. Соловьева "Смысл любви", о которой Н.А. Бердяев писал: "Я очень ценил и ценю статью В. Соловьева "Смысл любви", это, может быть, лучшее из всего написанного о любви"[67]. Основная мысль В. Соловьева сводится к следующим двум положениям: "Смысл человеческой любви вообще есть оправдание и спасение индивидуальности через жертву эгоизма", и что "всякое проявление нашего существования... было полным и постоянным обменом, полным и постоянным утверждением себя в другом... Только при этом... соединении двух существ ...возможно... создание нового человека, действительное осуществление истинной человеческой индивидуальности"[68]. Русский философ сводил смысл любви к преодолению эгоизма и рождению нового человека.

Что может быть возвышеннее в любви как не рождение нового человека, и все это достигается в браке и через брак. Любовь освящает брак, а брак придает смысл жизни. Жить семейной жизнью одновременно это и счастье, и благо, и бесконечные переживания. Это и проза жизни, и периоды подъема и вдохновения. Жить в семье – значит заниматься искусством, финансами и педагогикой. Семья требует от взрослого человека быть мастером на все случаи жизни, профессионалом и одновременно философом. И тогда снимается сам собою вопрос: "Что стало с современными людьми?", "Что стало с любовью?". Любовь, как считают специалисты по семье, – это ведь по сути своей и есть повышенная внимательность, человечность.

 

Стили любви

Люди различным образом понимают любовь. Существует несколько типов и стилей ее. Специалисты, опираясь на эмпирические данные, классифицируют любовь "на шесть стилей, или "цветов".

1. Эрос – страстная, исключительная любовь-увлечение, стремящаяся к полному физическому обладанию;

2. Людус – гедоническая любовь-игра, не отличающаяся глубиной чувства и сравнительно легко допускающая возможность измены.

3. Сторге – спокойная, теплая и надежная любовь-дружба.

4. Прагма – совмещающая людус и сторге, рассудочная, легко поддающаяся сознательному контролю любовь по расчету.

5. Мания – иррациональная любовь-одержимость, для которой типичны неуверенность и зависимость от объекта влечения.

6. Агапе – бескорыстная любовь-самоотдача, синтез эроса и сторге"[69].

Но сколько бы ни было стилей или "цветов" любви, как бы она не изменялась "в чувственном мире и среди действительных индивидов"[70], для конкретного человека она единственна и неповторима.

Любовь идеализирует объект влечения. Выражение "если я тебя придумала, стань таким, как я хочу" для жизни не подходит. Любовь не может быть "слепой", она может быть обманом. Но она же выступает величайшим средством познания, любовь облагораживает человека, делает его более привлекательным, он как бы начинает "изнутри светиться". Обратимся к Лопе де Вега.

 

Монолог Финеи

Любовь! Ты истина и сила.
Любовь! Ты щедрый дар небес.
О, сколько на земле чудес
Ты волшебством своим свершила
И скольких к жизни возродила!
Речь возвращаешь ты немым,
Лелея ум, ты гонишь глупость,
Лень, равнодушие и тупость:
Они перед лицом твоим
Рассеиваются как дым.
Тому два месяца всего,
Жила я словно без сознанья,
Невежественное созданье,
Бессмысленное существо:
Ни чувств, ни мыслей – ничего.
Как дикий зверь, – нет, как трава,
Я прозябала. Но едва
Ко мне, любовь, ты прикоснулась, –
Душа от забытья проснулась,
Есть чувства, мысли и слова.
Я так легко учусь всему,
Полна я радостных стремлений.
Ты, ты, любовь, мой светлый гений,
Прогнав безрадостную тьму,
Пытливость придала уму.
Благодарю тебя за милость,
За все, чему я научилась
С твоею помощью, любовь,
За то, что слышу вновь и вновь:
"Ах, как она переменилась!"[71]

 

Любовь преображает восприятие мира, и самое обыденное иначе видится, иначе чувствуется. Анна Ахматова подметила очень тонко:

Любовь покоряет обманно
Напевом простым, неискусным.
Еще так недавно-странно
Ты не был седым и грустным.

И когда она улыбалась
В садах твоих, в доме, в поле,
Повсюду тебе казалось,
Что вольный ты и на воле.

Был светел ты, взятый ею
И пивший ее отравы.
Ведь звезды были крупнее.
Ведь пахли иначе травы,
Осенние травы[72].

(1911)

Современный человек может сделать очень многое. Каждый понимает возможности разума в использовании сил природы, создании техники и технологии. Но современный человек в то же время может больно ранить словом, поступком самого близкого и дорогого человека. Супруги подмечают и тонко улавливают неискренность, фальшь. Бесчувствием можно сразить наповал. Постоянная раздражительность или уход в себя одного из супругов выводит из равновесия другого. Такое состояние приводит к утрате искренних чувств, находит защиту в выработке своего стиля реагирования у другой стороны. Накапливаемая неудовлетворенность и раздражительность может перейти на уровень бессознательного и человек станет совершенно другим, с болезненной психикой, с измененной физиологией. Выходить из такого подавленного состояния очень сложно, а порой и невозможно даже с помощью специалистов. Болезни духа переходят в болезни тела, и наоборот. Порочный круг. Человек не знает, как ему быть. Решения могут придти самые разные: либо смириться с ситуацией, либо упорно и настойчиво выходить из нее при взаимном понимании супругов, либо трагический конец. Что и происходит чаще всего в таких случаях.

Следует помнить, что любовь за любовь, это не то, что "ты – мне, я – тебе". Это даже не обязанность, а предназначение, призвание ума, сердца, души. Такие духовные качества у человека возникнут, разовьются и станут основополагающими при условии, когда в общественном сознании повысится ценность и престиж официально зарегистрированного брака, ценность полной семьи, своего рода, родового древа.


Ценность брака

Молодые люди сами должны готовить себя к будущей семейной жизни. Следует всячески раскрывать ценность брака, его сущность, его назначение. Институт семьи – один из самых древних институтов. Великие художники в своих полотнах прекрасно отразили его сущность. Среди них Рафаэль «Святое семейство», Тинторетто «Рождение Иоанна Крестителя». О семье написано очень много. Достаточно сослаться на хорошее издание, десятилетней давности, книги «Семья. Книга для чтения».

«Рождение Иоанна Крестителя»

Тинторетто

Красной нитью в ней проходит мысль о том, что брак и семья – это величайшая ценность. Почему же в таком случае распадается половина браков, а в крупных городах и того больше?

Видимо, у многих людей сложились не очень продуманные и вполне созревшие представления о браке, о семье. Это относится как к молодым людям, так и к вполне взрослым, но к молодым в первую очередь. Женятся по любви, расходятся по закону.

Правда, в последние годы многие люди начинают жить в гражданском браке, и это уже некая тенденция. Молодые люди оправдывают такую форму семейной жизни тем, что она якобы является проверкой партнеров во всех отношениях – "подходят ли они друг к другу". Хорошо это или плохо? И если да, то чем? Каким образом такие представления проникли в сознание различных слоев населения? Многие люди из различных слоев общества и половозрастных групп смотрят на брак как на какое-то разовое мероприятие. Еще в начале 80-х годов в стране на 100 заключенных браков приходилось 34 развода.

Разводы характерны как для семей без стажа, так и со стажем. Разводы при отсутствии семейного стажа оправдывались неподготовленностью молодых людей к семейной жизни. И причину этой неподготовленности относили на родительскую семью, школу. Но кто в таком случае "не подготовил" к семейной жизни человека, который дал жизнь своим детям, а сам, видите ли, не сумел сохранить свою первую семью? Причины разводов самые разные. Мне хочется сказать лишь о том, что занижена в сознании человека оценка ценности брака. В молодые годы многие не отдают себе отчет в том, что творят, а часто просто не ведают, что творят. "Iventus ventus" – юность ветрена, гласит латинская поговорка. Физическая близость не является обязательной основой для заключения брака. Если кто-то был с кем-то в любовной связи, то от этого автоматически они не становятся мужем и женой.

У Э. Асадова есть одно стихотворение под названием "Ночь":

Как только разжались объятья,
Девчонка вскочила с травы,
Смущенно поправила платье
И встала под сенью листвы.

Чуть брезжил предутренний свет,
Девчонка губу закусила,
Потом еле слышно спросила:
Ты муж мне теперь или нет?

Весь лес в напряжении ждал,
Застыли ромашки и мята.
Но парень в ответ промолчал
И только вздохнул виновато...

Видать не поверил сейчас
Он чистым лучам ее глаз.
Ну чем ей, наивной, помочь
В такую вот горькую ночь?!

Эх, знать бы ей, чуять душой,
Что в гордости, может, и сила,
Что строгость еще не одной
Девчонке не повредила.

И может, все вышло не так бы
Случись ЭТА ночь после свадьбы...[73]

 

Просто написал наш поэт про "эту ночь". Такова действительность. Подобные предупреждения в литературе мы встречаем у поэтов предшествующих столетий. Возьмем XVIII век. Стихотворение Р. Бернса "Ты не там спала, где надо..."

Ты не там спала, где надо,
Ты спала не там,
Ты постель свою делила
С кем-то пополам.

С лица румянец твой сошел
От той бессонной ночи.
И платья твоего подол
Как будто стал короче.

Попала девушка впросак.
Тебе придется тяжко,
От всякой снеди натощак
Мутит тебя, бедняжка.

Под небом ночь ты провела.
Ты пела и плясала.
Но, видно, жадная пчела
Девчонку искусала.

Ты не там спала, девчонка,
Ты спала не там,
Ты постель свою делила
С кем-то пополам.[74]

 

Еще одно короткое стихотворение Р. Бернса:

... Нет ни души живой вокруг,
А на дворе темно.
Нельзя ль к тебе, мой милый друг,
Пролезть через окно?

– Благодарю тебя за честь,
Но помни уговор:
Ко мне одна дорога есть –
Через церковный двор![75]

 

Отношение к браку либо обдуманное, серьезное, взвешивающее все «за» или «против», либо легкомысленное, вызванное обстоятельствами, выгодой, удобством, в корыстных целях и т. д. В прошлых веках к заключению брака относились очень взвешенно, продуманно. Можно ознакомиться с одним документом XIX века, письмом Гегеля своей невесте, когда философу был уже 41 год. Вот так писал о предстоящем браке великий немецкий мыслитель: «Я в мыслях своих писал почти всю ночь напролет. Предметом моих размышлений были не те или иные отдельные обстоятельства наших взаимоотношений, а одна всеохватывающая мысль как таковая: не делаем ли мы себя несчастливыми? Но какой-то голос из глубины моей души говорит мне: этого не может быть, это недопустимо! И этого не будет! Однако то, что я тебе уже говорил прежде, предстает передо мной теперь как вывод: брак – это по существу религиозный союз. Любовь же для своей полноты нуждается в чем-то более высоком, чем рассмотрение ее самой по себе, ради нее самой. То, что составляет полное удовлетворение или счастье, завершают только религия и чувство долга, ибо только в них отступают в сторону индивидуальные черты бренного существа, которые могут быть помехой действительности, остающейся несовершенной и незавершенной, однако, в ней то, что называется счастьем земным...»[76].

Без чувства долга и какого-то возвышенного представления брак немыслим. Это относилось как к прошлому времени, так и относится к нашему. Не «положение» оправдывает брак, а любовь и ответственность. И человек должен благодарить судьбу или какие-то внеземные силы за это счастье, за реальность случившегося.

Вот как заканчивает А.С. Пушкин свое знаменитое стихотворение «Мадонна», написанное в 31 год и посвященное жене, Н. Н. Пушкиной:

Исполнились мои желания. Творец
Тебя мне ниспослал, тебя, моя Мадона,
Чистейшей прелести чистейший образец.

(1830 г.)

До заключения брака предшествующий период жизни – это лишь подготовка, прелюдия к полноте бытия человека как родового существа. Брак и родительский статус делают человека бессмертным. Брак и полная семья дают возможность соединения прошлого и будущего времени через наличие своего существования в детях. Это они (дети) – то звено, благодаря которому сохраняется «фамильная, родовая цепь». Не случайно русский правовед А. Ф. Кони как-то сказал о том, что если бы он обладал властью, то запретил бы молодым людям жениться до тех пор, пока они не прочитают «Крейцерову сонату» Л.Н. Толстого.

Итак, взрослый человек может и обязан предвидеть последствия своих поступков, действий и намерений, в том числе и вступления в брак.

При заключении брака необходимы любовь и взаимное согласие обеих сторон. Я не рассматриваю в данном аспекте связанный с нюансами брак[77]. Хотя следует обратить внимание на то, что демографическая ситуация второй половины XX века почти выровняла соотношение мужского и женского населения в нашей стране. Ушло в прошлое значительное превышение женского населения над мужским, о котором Юлия Друнина точно подметила в своих стихах:

Три процента

Вновь прошлого кинолента
Раскручена передо мной –
Всего только три процента
Мальчишек пришло домой...
Да, раны врачует время,
Любой затухает взрыв.
Но все-таки как же с теми –
Невестами сороковых?
Им было к победе двадцать,
Сегодня им пятьдесят,
Украдкой они косятся
На чьих-то чужих внучат.[78]

Смысл брака

В смысл брака люди вкладывают разное содержание, особенно в последнее время, когда появились различные конторы и службы знакомств для желающих вступить в брак.

Многие юноши и девушки испытывают себя на «прочность», на «знание» Жизни «со всех сторон», отбросили нормы приличия и морали «как ветхость старины глубокой», отстаивают свои правила жизни, понимание счастья жизни. Счастье в браке складывается у всех людей по-разному. Так было, так и будет. Но все же не «положение и средства» являются главными основами для счастья.

В воспоминаниях А.Ф. Кони есть одно рассуждение Л.Н. Толстого о счастье. «Толстой, обращаясь ко мне, сказал:

«Я понимаю семейное счастье иначе и часто вспоминаю мой разговор в Ясной Поляне, много лет назад, с крестьянином Гордеем Деевым: – Что ты не весел, Гордей, о чем закручинился?» – «Горе у меня большое, Лев Николаевич: жена моя померла.» – «Что ж, молодая она у тебя была?» – «Нет, какой молодая! На много лет старше: не по своей воле женился.» – «Что ж, работница была хорошая?» – «Какое! Хворая была. Лет десять с печи не слезала. Ничего работать не могла.» – «Ну так что ж? Тебе, пожалуй, теперь легче станет.» – «Эх, батюшка, Лев Николаевич, как можно легче! Прежде, бывало, приду в какое ни на есть время в избу с работы или так просто – она с печи на меня, бывало, посмотрит да и спрашивает: «Гордей, а Гордей! Да ты нынче ел ли? А теперь уже никто не спросит...» Так вот какое чувство дает смысл и счастье семье, а не «положение», – заключил Толстой»[79].

Вот она, проза семейной жизни, проза брака, но эта проза возможна только при взаимности. Взаимность – основа брака. Вступающие в брак дают согласие на совместную жизнь, она и сохраняет семью. Как складываются взаимоотношения при разводе? Оказывается, при разводе взаимность, хотя бы видимая, также необходима. Но на деле до понимания друг друга разводимые зачастую не доходят. Если при разводе одна из сторон рыдает, или считает, что не может жить, то другая сторона с гордо поднятой головой торжествует, строя радужные планы своего нового счастья.

Но как построить свое личное счастье на несчастье другого человека? Стать для кого-то судьбою, причем трагической, – огромная ответственность.

Исправление «ошибок молодости» разводом при большом семейном стаже нежелательно, потому что времени на создание новой семьи для обоих разведенных супругов может не хватить. Вот почему я не могу согласиться с утверждением тех социологов, которые, рассуждая по проблемам семейных отношений, одобрительно относятся к случайным «любовным романам» мужей или жен в период командировок, учебы, отдыха в санаториях и т. п. Часто можно слышать вопрос: «Кто может быть застрахован от из-мены?" Если ответ вытекает сам собой – «все», тогда вообще нет смысла рассуждать о честности, порядочности, любви, преданности. При таком подходе жизнь – это одна сторона медали, а мировая литература – другое. Разве не существует неразделенная любовь?

Существует строго зафиксированный факт, Петрарка 21 год любил Лауру (замужнюю женщину, имевшую 11 детей). Они виделись всего лишь несколько раз, обменялись мимолетными взглядами. Поэт любил даму своего сердца духовной любовью, почитая её образцом совершенства и чистоты, не смея и мечтать о греховном прикосновении.

Благословляю день, минуту, доли
Минуты, время года, месяц, год,
И место, и предел чудесный тот,
Где светлый взгляд обрек меня неволе.

Благословляю сладость первой боли,
И стрел целенаправленный полет,
И лук, что эти стрелы в сердце шлет,
Искусного стрелка послушен воле.

Благословляю имя из имен
И голос мой, дрожавший от волненья,
Когда к любимой обращался он.

Благословляю все мои творенья
Во славу ей, и каждый вздох, и стон,
И помыслы мои – ее владенья.

Так писал итальянский поэт в XIV веке. А что, разве не было прекрасных стихов на эту тему в ХХ веке?

Открываем томик стихов Сильвы Капутикян, читаем:

Любовь большую мы несем
Но я – к тебе, а ты – к другой.
Опалены большим огнем,
Но я – твоим, а ты – другой.

Ты слова ждешь, я слова жду,
Я – от тебя, ты – от другой.
Твой образ вижу я в бреду,
Ты бредишь образом другой.

И что уж тут поделать, раз
Самой судьбе не жалко нас.
Что нас жалеть? Живем любя,
Хоть ты – другую, я – тебя...[80]

 

Любовь и жизнь, жизнь ради долга с отстраненной любовью – все это имело место в браке. И.А. Ильин считал, что формула брака звучит не так: «Я жажду» или «Я желаю», или «Мне хочется», а скорее так: «в любви и через любовь я создаю новую, лучшую и более свободную человеческую жизнь...». Она звучит не так: «желаю наслаждаться моим счастьем» – ибо это была бы формула, уводящая брак на уровень простого спаривания; а скорее так: «я хочу создать свой собственный очаг и в этом найти свое счастье...»[81]. Нынешняя ситуация в семье в нашей стране свидетельствует о том, что многие молодые люди очень долго не готовы брать на себя супружеские и родительские обязанности. Часто встречается среди молодежи легкомысленное отношение к браку. Не случайно социологи подметили ту тенденцию, что разводы в повторных браках намного реже, чем в первых.

Сказывается ряд факторов: более ответственный подход к браку, боязнь потерять «шанс» по созданию новой семьи, более удачной, накопление личного опыта. Опыт следуем приобретать не ценой развода, а процессом воспитания, подготовкой молодежи к семейной жизни. Социологические данные, полученные по Москве, свидетельствовали: разведенный мужчина женится в два раза чаще, чем выходит замуж разошедшаяся с мужем женщина, особенно та, у которой есть ребенок.[82] Двадцать лет назад, по приближенным оценкам, последствия разводов отрицательно сказывались на жизни 400 тысяч детей. Вместе с детьми, родившимися у одиноких матерей, это составляло 800 тысяч детей, растущих в неполных семьях, преимущественно без отца. Так проявлялась реальность прозы жизни, в том числе и появление «брака» в браке. Но это всего лишь социология, за пределами которой остаются жизнь конкретных людей, их психическое и физическое состояние, чувства, переживания, горе, слезы, изломанные судьбы, ущемленное, обкраденное детство, переиграть или переделать которого уже невозможно. Специалисты по семье заметили такую тенденцию: если мать в свое время «ошиблась» и осталась одна с дочерью, то, как правило, дочь повторяет пройденный путь матери.

Мы еще не рожденные

Семья начинается с детей. Это азбучная истина. Суть брака состоит в продолжении себя в роде. Дать продолжение себя в роде не "абы как", а сознательно подчинить все свое существование выполнению самой важной социальной функции – рождению и воспитанию детей – человеческий долг, обязанность, предназначение и подвиг. Быть отцом и матерью – счастье и ответственность. Счастье в том, что ты сам то звено в цепи вечности поколений, ответственность в том, какую жизнь ты подарил своим детям.

Человек за все в ответе, но прежде всего он в ответе за тех, кому дает жизнь или не дает. Вопросы пола, полового поведения занимают в культуре любого народа одно из центральных мест. Мимо их пройти невозможно. Половая любовь – это та "ось", вокруг которой много веков вращается мировая литература (проза и поэзия), живопись, музыка, скульптура и другие жанры искусства. Половое поведение может быть либо нормой, либо распущенностью, непристойностью; оно либо естественный процесс, одобряемый общественным сознанием, либо осуждаемый, отклоняющийся от моральных норм, несущий угрозы устоям целого, сложившегося бытия, существованию самой основы соответствующего социума, а следовательно, и самому роду homo sapiens.

Любовь мужчины и женщины воспета в лучших произведениях композиторов, поэтов, художников. О ней читаем в письмах выдающихся людей. И это прекрасно! Перед нами подлинная возвышенная любовь. Она всегда будет рассматриваться как образец, как подвиг, как благородство.

Но я обращаю внимание на проблему, которая не имеет ничего общего с благородным взаимоотношением между полами. Речь пойдет о той безответственности во взаимоотношениях между мужчиной и женщиной, которая непосредственным образом отражается на детях, лишенных нормального воспитания, детях, которые воспитываются вне семьи, детях, которые родились с различными отклонениями (физического и психического характера) по вине тех, кто им дал жизнь.

Всем известна поговорка: "Береги платье снову, а честь смолоду". Здоровье, честь, репутация человеку нужны не только сиюминутно, но и как родовому, общественному существу. Если мы сами, получившие жизнь от своих родителей, понимаем и ценим свою собственную жизнь, боремся за неё и радуемся ей, то данное благо жизни передаем своим детям. Осознать свое предназначение и передать значимость ценности жизни – составляет главную задачу всей системы воспитания и обучения. Только тогда будет выполнена пятая библейская заповедь: "Почитай отца твоего и мать", эта заповедь с обетованием: "Да будет тебе благо, и будешь долголетен на земле" (Ефесянам 6, 2 – 3).

Полноценная жизнь в браке предполагает ответственность друг перед другом и полное доверие, искренность, надежность. Жить ради другого по личному выбору (на основе любви, долга, преданности, обета) – представляет основное требование единобрачия, принципа моногамии.

Человек как мыслящее существо – homo sapiens, осознавая мир и самого себя, переделывая свое социальное бытие, а тем самым и самого себя, ибо человек еще и homo faber, хочет быть счастливым, удовлетворенным в этой жизни. Те, кто не получает определенного удовлетворения от существующего личного или социального (общего) бытия, добровольно покидают этот мир, сводят счеты с этой жизнью. Ежегодно в нашей стране кончают жизнь самоубийством 60 тыс. человек, половина из которых молодые люди до 30 лет (Читайте заметку Юлии Лещинской "Готовы ли мы изменить сами себя". Литературная газета, 2006, № 10. – С. 5).

Чем руководствуется человек, когда он принимает такое решение? Причин много, но главная, видимо, та, что половина из этого количества – молодые люди до 30 лет, неудовлетворенные жизнью, правда, эта неудовлетворенность порой надуманная и поверхностная. Вспомним одно место из золотых стихов Пифагора:

"Ты увидишь, что муки, пожирающие людей,

Суть плоды их же выбора; и что несчастные

Ищут далеко от себя тех благ,

Источник которых находится в них же самих" [83]

Поскольку я упомянул о Пифагоре, то необходимо сказать о мудрости его жены Феано. Однажды ее спросили, сколько времени требуется, чтобы женщина, имевшая сношение с мужчиной, могла считать себя чистой, она ответила: "Если сношения эти были с мужем, она постоянно чиста, если с другим, она не очистится никогда" [84].

Человек должен подготовить себя к семейной жизни: физически, нравственно, социально, профессионально. Современный человек стал виртуозом безответственности. Молодые люди, не достигшие совершеннолетия, вступают в половые связи. Поведение молодежи отражается в принципе – iventus ventus – ("юность ветрена").

Ранние половые связи, дети родившиеся вне брака, дети, зачатые от случайных связей, – чаще всего приводят к усугублению той ситуации, которая отражает неблагополучие в сфере здоровья современной популяции российских граждан. Выросло поколение россиян с ослабленным здоровьем. Те родители, которые живут в официальном браке, но употребляющие алкоголь в чрезмерных дозах, производят на свет детей с отклонениями в здоровье. Тем самым закладывается мина замедленного действия под будущее поколение людей. Это не просто ограбление Отечества, это преступление перед человечеством, а для верующего человека – большой грех.

Выходит, что личная безответственность или даже простая неосторожность родителей: пьянство, зачатие в пьяном виде, употребление беременной спиртного или различных лекарственных препаратов может плохо отразиться на будущем здоровье родившихся детей за девять месяцев беременности или за сорок недель внутриутробного развития сначала раннего эмбриона, а с девятой недели уже плода любой неосторожный шаг, связанный с употреблением некачественной пищи и жидкости, приемом уколов или таблеток несет в себе непоправимые последствия для здоровья будущего человека. Казалось бы, безобидная таблетка, принимаемая беременной женщиной на пятой неделе беременности, когда плод находится на ранней стадии образования скелета и нервной системы, может стать той миной, которая проявит себя под воздействием какого-либо "толчка" в виде отклонения в физическом или психическом развитии.

Таким образом, двойное бытие – матери и плода – это цена здоровья сразу двух поколений: ныне живущего и будущего. Чтобы родить и воспитать полноценных и здоровых детей в физическом и психическом отношении, необходимо не только помнить о своей ответственности за самого себя, но самое главное – за следующее поколение.

Мы все, рожденные и выжившие, проходим в своей жизни как бы два этапа: до рождения и после рождения. Тот период "двойного бытия" – материнского существования и плода для жизни человека самый уязвимый, самый ответственный, самый напряженный. Этот период и должен проходить через свет надежды, радости и счастья новой жизни, ради которой и создается каждая молодая семья.

Вступив в брак, готов ли человек изменяться к лучшему? Сформировался ли он социально во всех отношениях?

Христианский брак

Создавая семью, человек создает свой мир, который включает в сотворенный МИР на основе любви. Христианин – миротворец, его деяния пронизаны верой, надеждой, любовью. Семья создается на духовном единении, не на физическом, иначе человеку было бы безразлично с кем жить. Великое благо для человека другой человек – как дар Бога. Вспомните пушкинскую Татьяну: «Я знаю, ты мне послан Богом».

Духовное единение в браке – великое счастье, не видимость – не обман, а подлинная жизнь. Человек находит счастье в браке и через брак, и через того человека, который от Бога, как и он сам. Сказано: «...оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью» [Матфей 19, 5]. Библейская заповедь «Не прелюбодействуй» проходит через все учение Нового Завета. «Если хочешь войти в жизнь, соблюдай заповеди» [Там же 19, 7]. Это вопрос жизни и бытия.

Во время венчания христиане подпадают не под закон, как известно, закон можно обойти, его можно и не соблюдать, а становятся под благодать. «Ибо грех не будет над вами господствовать, ибо вы не под законом, а под благодатью» [Римлянам 6, 14].

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.