Сделай Сам Свою Работу на 5

Противоречия внутри моногамии





Существующая моногамия содержала в себе ряд противоречий. Отмечалось неоднократно, что моногамия существовала только для женщин, но не для мужчин, так как в их распоряжении были рабыни. Кроме того, моногамия не была плодом индивидуальной половой любви, браки в подавляющем большинстве по-прежнему оставались браками по расчёту. Единобрачие для греков было в какой-то степени бременем, обязанностью по отношению к богам, государству и собственным предкам, которую приходилось выполнять. В Афинах закон предписывал не только вступление в брак, но и выполнение мужем определённого минимума так называемых супружеских обязанностей.

Необходимо отметить, что в ту отдалённую эпоху существовал институт гетер. Гетеризм – существующие наряду с единобрачием внебрачные половые связи мужчин с незамужними женщинами, которые постепенно оформились в проституцию. Как гетеризм, так и проституция на словах осуждались, а на деле широко поддерживались. Проституция была как официально признанная, так и скрытая. Скрытая проституция более изощрённая, вокруг которой пышно расцветает сводничество, обман, сутенёрство[20].



Всё это порождает второе противоречие внутри самой моногамии. Рядом с мужем, удовлетворяющим свои страсти с гетерами и проститутками стоит покинутая супруга.

Ф. Энгельс подметил, что наряду «с единобрачием и гетеризмом неустранимым общественным явлением сделалось и прелюбодеяние, запрещен­ное, строго наказуемое, но неискоренимое. Достоверность происхождения детей от законного отца продолжала, как и раньше, основываться самое большее на нравственном убеждении, и чтобы разрешить неразрешимые противоречия Кодекс Наполеона ввёл статью 312: «Отцом ребёнка, зачатого во время брака, является муж»[21].

Моногамный брак на протяжении длительного времени для многих был браком по расчёту, браком-сделкой[22]. Такие браки были в прошлом, имеют место и в XXI веке.

Для моногамии необходимо: во-первых, чтобы брак был добровольным союзом, добровольно заключённым обеими сторонами, и, во-вторых, обе стороны в течение всего периода брака должны иметь одинаковые права и обязанности по отношению друг друга.



До средних веков не могло быть и речи о браке полюбви, ибо браки заключались по выбору родителей. Та скромная доля супружеской любви, которую знает древность, – не субъективная склонность, а объективная обязанность, не основа брака, а дополнение к нему.

В средние века невесту вообще не спрашивали о желании вступить в брак, да и она считала это как должное. В «Песне о Нибелунгах» Кримхильда, хотя тайно и влюблена в Зикфрида, но когда Гунтер объявляет ей, что просватал ее за некоего рыцаря и при этом не называет его имени, отвечает просто: «Вам не нужно меня просить; как Вы мне прикажете, так я всегда и буду поступать; кого Вы, сударь, дадите мне в мужья, с тем я охотно обручусь»[23].

В.Г. Белинский писал, что «брак всегда бывал гробом любви и счастья, бедная девушка, сделавшись женой, променивала свою корону и свой скипетр на оковы, из царицы становилась рабою, и в своём муже, дотоле преданнейшем рабе её прихотей, находила деспотического властелина и грозного судию. Безусловная покорность его грубой и дикой воле делалась её долгом, безропотное рабство – её добродетелью, а терпение – единственной опорою в жизни. Пьяный и бешеный, он мстил ей за дурное расположение своего духа, он мог бить её, равно как и свою собаку, в сердцах на дурную погоду, мешавшую ему охотиться. При малейшем подозрении в неверности он мог её зарезать, удавить, сжечь, зарыть живую в землю, – и увы! – такие истории не были в средние века слишком редкими или исключительными событиями!»[24].

Для рыцаря или барона, как и для самого владетельного князя, женитьба – политический акт, случай для увеличения своего могущества при помощи новых союзов; решающую роль должны играть интересы дома, а отнюдь не личные интересы. Такой взгляд на брак был широко распространён среди простолюдинов всех стран Европы. Он нашёл своё отражение в поговорках, песнях, стихотворениях. Читаем Р. Бернса:



 

Долой красоты колдовское заклятье!

Не тоненький стан заключу я в объятья, –

Нужна необъятная мне красота:

Хорошая ферма и много скота.

Красивый цветок обольстит и обманет,

Чем раньше цветет, тем скорее увянет,

А белые волны пасущихся стад

И прибыль приносят, и радуют взгляд.

Любовь нам порою сулит наслажденье,

А вслед за победой идёт охлажденье.

Но будят в душе неизменный восторг

Кружки, на которых оттиснут Георг.

Или как в одной из басен И.А. Крылова.

... Когда весь город знает,

Что у него ни за собой,

Ни за женой –

– А смотришь помаленьку,

То домик выстроит,

То купит деревеньку.

В работе Энгельса «Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии» читаем: «Что касается половой любви, то она в течение последних восьми столетий приобрела такое значение и завоевала такое место, что стала обязательной осью, вокруг которой вращается вся поэзия»[25]. Несмотря на то, что половая любовь стала «осью», в эпоху феодализма несколько веков в странах Западной Европы существовало «jus primae nostis» (право первой ночи).

Помещик имел неограниченную власть над своими рабами и крепостны­ми. Он имел право принудить к заключению брака каждого мужчину, достигшего восемнадцатилетнего возраста, и каждую девушку, которой исполнилось четырнадцать лет. Он мог назначить жену мужу и мужа жене. Тем же правом он пользовался относительно вдовцов и вдов. Как господин своих подчинённых он считал себя вправе распоряжаться половыми отношениями своих рабынь и крепостных женщин. Эта власть получила своё выражение в праве первой ночи. В некоторых случаях это право можно было выкупить внесением известной подати, сущность которой видна уже из самого её названия: «дань за девственность», «рубашечный шиллинг», «штемпельный грош»[26]. У Беранже читаем:

Попы! Стригите свой приход!

Разделим братски наш доход!

Крестьян – под феодальный кнут!

Свинье-народу – рабский труд,

А дочерям его – почёт:

Всем до одной, наперечёт,

В день свадьбы право мы даём

С сеньором лечь в постель вдвоём.

Встречай владыку, голытьба!

Ура, маркиз де Караба!

 

«Неравный брак» В.В. Пукирев
Среди представителей привилегированных слоев общества имели место династические браки. Как правило, они свершались в весьма узком кругу родственников на протяжении нескольких поколений. Потомство в таких случаях приобретало очевидные признаки вырождения – дегенератизм[27].

Нужда, экономический интерес, безысходность и многое иное искажали суть единобрачия. Картины русских художников В.В. Пукирева «Неравный брак» и Ф.С. Журавлева «Перед венцом» красноречиво раскрывают несчастье молодой невесты. Перед нами противоестественность самого акта венчания – юная невеста и старый жених.

«Перед венцом» Ф.С. Журавлев
Если нравственным моногамный брак считался только тогда, когда

основывался на любви, то он оставался таковым до тех пор, пока любовь продолжала существовать. Любовь может исчезнуть, может быть вытеснена другой, более сильной. В таком случае супруги имеют право на развод.

Развод может стать благодеянием как для обеих сторон, так и для общества. «Развод есть только установление факта: данный брак есть умерший брак, его существование есть только видимость и обман», – писал К. Маркс в статье «Проект закона о разводе». Судебное расторжение брака может быть только протоколированием его внутреннего распада.

Истинно человеческая любовь может быть основана только на взаимном уважении. В.Г. Белинский писал: «Взаимное уважение друг в друге человеческого достоинства производит равенство, а равенство – свободу в отношениях.

Мужчина перестает быть властелином, а женщина рабою, и с обеих сторон устанавливаются одинаковые права и одинаковые обязанности: последние будучи нарушены с одной стороны, тотчас же не признаются более и другою.

Верность перестаёт быть долгом, ибо означает только постоянное присутствие любви в сердце: нет более чувства – и верность теряет свой смысл; чувство продолжается – верность опять не имеет смысла, ибо что за услуга быть верным своему счастью?»[28].

Контрольные вопросы

1. Назовите самый древний социальный институт, существующий в обществе.

2. Кто автор произведения «Древнее общество»?

3. Какие пять форм семьи выделяет Л. Морган?

4. Когда возникла семья с отцовской властью?

5. Что такое моногамная семья?

6. В чем суть «права первой ночи», существовавшего в странах Западной Европы при феодализме?

 

Лекция 2. СУЩНОСТЬ, ФУНКЦИИ, СТРУКТУРА СЕМЬИ

Сущность семьи • Функции семьи •

Типы семей • Этапы развития семьи •

Изменения внутри семьи •

Счастье в браке • Дефицит душевности

И нитка, втрое скрученная, не скоро порвётся.

Экклезиаст

Сущность семьи

Что такое семья? Современная наука и в первую очередь социология отвечает на это так. Семья – малая социальная группа, основанная на браке или кровном родстве, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью. Это ячейка общества, важнейшая форма организации личного быта, основанная на супружеском союзе и родственных связях, т.е. отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, братьями и сестрами и другими родственниками, живущими вместе и ведущими общее хозяйство на основе единого семейного бюджета. Если мы слышим такое рассуждение: «Какая это семья, хотя и живем вместе, а бюджеты разные», то в данном случае на одной площади проживает не одна семья, а две или больше. Это очень затрудняет взаимоотношение между родственниками и порождает массу противоречий.

В браке и семье отношения, обусловленные различием полов и половой потребностью, проявляются в форме нравственно-психологических состояний. Семья выполняет одну из самых главных функций общества – воспроизводство его членов и осуществляет их первичную социализацию. Она выступает существенным элементом социальной структуры общества, одна из его подсистем, деятельность которой регулируется и направляется сформировавшимися в обществе нормами, ценностями, традициями, обычаями, установками. Ценностно-нормативные принципы регулируют поведение членов семьи – родителей и детей, определяют присущие им социальные роли и статус.

Общество в лице государственно-правовых учреждений регулирует и контролирует две основные стороны семейных отношений – супружество и родительство. Общество санкционирует брак и берёт на себя определенные обязательства по его охране и налагает на людей, вступающих в брак, ответственность за материальное обеспечение и воспитание детей, а следовательно за будущее семьи[29].

Семья – это целый мир, огромный космос, в котором каждому члену семьи отведено своё место и своя роль. Вся наша материальная и духовная культура создана Человеком, который сформировался в семье и сам творил семью: непосредственно или опосредованно, создавая мыслительные модели её. Это относится к крупнейшим философам, которые не знали супружеских уз: Платон, Локк, Юм, В.С. Соловьев, Н.Ф. Фёдоров и др.

Семья – это, пожалуй, самое ценное, что создало человечество. Вне ее человек чувствует себя ущербным. Все мы вышли из детства и из детской. Корни нашей духовности, душевности и человечности закладываются именно там. Если дерево не поливать, то оно засохнет. «Если человека не гладить по голове, то у него высохнет спинной мозг». Это житейская истина. Есть семьи с отсутствием тепла и душевного взаимопонимания, и есть семьи, в которых его хватает на всех. Именно о таких семьях один философ заметил, что они – «шедевр природы». В. Гюго назвал семью «кристаллом общества», а Ф. Адлер считал: «Семья – это общество в миниатюре, от ценности которого зависит безопасность всего большого человеческого общества». Жизнь большого зависит от жизненности малого, но и последнее не может находиться в пустоте. Жизнь семьи развёртывается в социальном окружении – в социуме, т.е. в обществе.

Читаем первую статью Семейного Кодекса РФ: «Семья, материнство, отцовство и детство в Российской Федерации находится под защитой государства.

Семейное законодательство исходит из необходимости укрепления семьи, построения семейных отношений на чувствах взаимной любви и уважения, взаимопомощи и ответственности перед семьёй всех её членов, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в дела семьи, обеспечения беспрепятственного осуществления членами семьи своих прав, возможности судебной защиты этих прав»[30].

Создание семьи – дело огромной социальной значимости и ответственности. Вот почему к этому решению следует подходить серьёзно, все взвесив, обдумав. Подготовить себя физически, социально и профессионально, выполняя все возможные обязанности. Двое, соединив свои судьбы в одну, взаимно дают согласие на рождение нового человека.

Функции семьи

Семья универсальна и многофункциональна. Основанная на межличностных отношениях, члены которой объединены узами кровного родства, семья выполняет следующие функции:

• сексуальную – удовлетворение телесной потребности супругами;

• родительскую – рождение детей, продолжение рода;

• воспитательную – социализация личности;

• экономическую – ведение домашнего хозяйства, налаживание быта;

• экспрессивную – проявление каждым членом семьи себя как личности;

• рекреационную – потребность в любви;

• попечительную – забота о младших и старших[31];

• терапевтическую – («проявление нежности и ласки».

Перечень этих функций свидетельствует о том, что семья даёт человеку то, что другие социальные институты дать не могут, или дают значительно меньше.

Основные функции семьи можно представить в виде таблицы[32].

Сфера семейной деятельности Общественные функции Индивидуальные функции
Репродуктивная Воспроизводство общества Потребность рождения детей
Воспитательная Социализация молодого поколения Удовлетворение потребности в родительстве
Хозяйственно-бытовая Поддержание физического здоровья членов общества, уход за детьми Получение хозяйственно-бытовых услуг одними членами семьи от других
Экономическая Экономическая поддержка несовершеннолетних и нетрудоспособных членов общества Получение материальных средств одними членами семьи от других
Социально-контрольная Моральная регламентация поведения членов семьи в различных сферах, ответственность и обязательства родителей перед детьми Формирование и поддержка правовых и моральных санкций за нарушение социальных норм в общественной жизни и семейных отношениях
Духовного общения Развитие личности членов семьи Духовное взаимообогащение членов семьи
Социально-статусная Предоставление социального статуса членам семьи. Воспроизводство социальной структуры Удовлетворение потребности в социальном продвижении
Досуговая Организация рационального досуга. Социальный контроль в сфере досуга Удовлетворение потребностей в совместном проведении досуга
Эмоциональная Эмоциональная стабилизация индивидов и их психологическая терапия Получение членами семьи психологической защиты, эмоциональной поддержки. Удовлетворение потребности в личном счастье и любви
Сексуальная Сексуальный контроль Удовлетворение сексуальных потребностей супругов

 

Репродуктивная функция связана с воспроизводством населения. Родители воспроизводят себя в детях, продолжая свой род. С этим связан количественный и качественный рост населения. Пожалуй, это самая важная функция семьи. Для нашей страны за последние годы эти показатели имеют тенденцию к сокращению рождаемости и ухудшению физического и психического здоровья детей и юношества. В целом 1000 человек населения, состоящего из семей с двумя детьми, через 25 – 30 лет теряет одну треть своей численности. По статистике для воспроизводства населения России желательно иметь такую ситуацию, при которой 50 % семей имело бы троих детей. Для расширенного воспроизводства населения проблему в семье решает третий здоровый ребенок. К сожалению, рождаемость у нас падает. На это влияет много факторов, в том числе огромное количество разводов, абортов и низкий экономический уровень страны.

Хозяйственно-бытовая, экономическая, функция охватывает множество различных аспектов семейных отношений. Это своего рода фундамент, тот базис, на котором надстраиваются все остальные отношения, проявляющиеся в виде гармоничного начала, или становятся невыносимыми препятствиями для существования семьи. Часто можно слышать такие выражения: «быт заел», «мне не до тебя, лишь бы до койки доползти». Это относится напрямую к проблеме женского труда, сверхперегрузкам, нервным расстройствам, элементарной необеспеченности семьи и даже нужде.

С семьи начинается воспитание человека. Семья – всеобщая колыбель человечества! В семье ребенок получает первые трудовые навыки. У него формируется умение ценить и уважать труд взрослых; в семье ребенок приобретает опыт коллективных оценок, что следует делать, а от чего отказываться; развивается потребность заботы о близких и родных людях; учится разумному потреблению различных материальных благ, накапливает опыт общения с братьями и сестрами (если они есть); осознает значимость и ценность денег. В семье растет человек не только телесно, но прежде всего духовно. На эту сторону духовного воспитания ребенка в семье особо обращал внимание русский философ И.А. Ильин. Вот что писал он о семье в книге «Путь духовного обновления»: «В действительности человеческая семья, ... есть целый остров духовной жизни ... Семья, внутренне спаянная любовью и счастием, есть школа душевного здоровья, уравновешенного характера, творческой предприимчивости... Так, из духа семьи и рода, из духовного и религиозного осмысленного восприятия своих родителей и предков родится и утверждается в человеке чувство собственного характера и здоровой гражданственности. Напротив, презрение к прошлому, к своим предкам и, следовательно, к истории своего народа, порождает в человеке безродную, безотечественную, рабскую психологию. А это означает, что семья – первооснова родины»[33].

У Ильина целая россыпь выражений и характеристик семьи, которые сконцентрированы в пятой главе его книги. Образованный и культурный человек не должен пройти мимо неё.

Все сферы семейной деятельности проникают одна в другую. Так, в сфере организации досуга присутствуют восстановление физических и духовных сил, проявление своего личного начала, получение душевного удовлетворения, радости и счастья, и всё это зависит от всеобщего согласия и взаимопомощи. Здоровые формы досуговой деятельности способствуют саморазвитию и самовоспитанию. Необходимо помнить о том, что каждый взрослый человек, т.е. семьянин по своему социальному статусу, а вовсе не по профессиональному мастерству, – воспитатель. Родители – воспитатели своих детей! И этот процесс воспитания осуществляется через семейный досуг. Когда взрослые вне семьи, на работе, дети их не видят, не знают, не чувствуют. И только дома, когда родители и дети все вместе – тут бесконечные вариации для самотворчества. Выдумывайте, творите, создавайте, но только не сидите каждый в своем кресле перед экраном. Читайте, рисуйте, сочиняйте, шейте, вяжите, мастерите, играйте, готовьте, ремонтируйте, одним словом, – выполняйте часть какого-то общего и необходимого дела, чтобы каждый член семьи осознавал, что его участие содержится в конечном результате. Так постепенно и постоянно формируется дух семьи, общеединение, а не элементарное, как выразился Ильин, «рядом – жительство». Разве не в семье закладываются те удивительные чувства, о которых Пушкин сказал так:

Два чувства дивно близких нам

В них обретает сердце пищу:

Любовь к родному пепелищу,

Любовь к отеческим гробам.

На них основано от века

По воле Бога самого

Самостоянье человека,

Залог величия его.

Животворящая святыня!

Земля была б без них мертва,

Без них наш тесный мир – пустыня,

Душа – алтарь без божества[34].

Без преувеличения можно сказать, что «любовь к родному пепелищу, любовь к отеческим гробам» да и ко всему прочему формируется через воспитание. Не случайно Иммануил Кант заметил: «Два человеческих изобретения можно считать самыми трудными: искусство управлять и искусство воспитывать». Но именно на них зиждется общество. «Человек может стать человеком через воспитание. Он – то, что делает из него воспитание». Главная цель воспитания по мысли немецкого философа – научиться думать. Сознательно человек должен пройти четыре ступени воспитания: обрести дисциплину, получить навыки труда, научиться вести себя, стать моральным.

Все эти ступени воспитания, о которых писал Кант, человек проходит в семье. Нелишне взрослому человеку научиться искусству управлять хотя бы своей семьей, а затем браться за управление коллективами, не говоря уже об управлении городами, тем более страной. Следует помнить о том, что в семейной жизни всё связано: и жизнь до брака, и жизнь в браке, семье. Взрослый человек несет полную ответственность за себя и за других. Только в таком случае можно будет избежать того скандала и судебного разбирательства, как например с сорок вторым президентом США. Приведенный пример нетипичен, но все же он указывает на сложность человеческих отношений, их социальный характер.

Типы семей

Какие бывают семьи? Самый легкий ответ, видимо, такой: счастливые и несчастливые. Помните, с чего начинается роман Л.Н. Толстого «Анна Каренина»? «Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему». В действительности типов семей очень много. Современная социология насчитывает их более четырех десятков. Семьи отличаются между собой по таким признакам:

- по количеству детей;

- составу;

- структуре;

- семейному укладу;

- однородности социального состава;

- семейному стажу;

- качеству отношений и атмосферев семье;

- месту жительства (городская, сельская);

- профессиональной деятельности родителей;

- типу потребительского поведения;

- условиям семейной жизни (студенческая семья, «дистантная» семья) и др.

Рассмотрим некоторые из перечисленных типов семьи. Человек женится или выходит замуж. Ситуация самая разная. Вот как это сказано в одной из песен Р. Бернса:

Мне нужна жена –

Лучше или хуже,

Лишь была бы женщиной,

Женщиной без мужа.

Толстая, худая –

Это всё равно.

Пусть уродом будет –

По ночам темно.

Если молодая,

Будусчастлив с нею.

Если же старуха,

Раньше овдовею.

Пусть детей рожает,

Было бы охоты.

А бездетной будет –

Меньше мне заботы.

Если любит рюмочку,

Пусть не будет пьяница.

А не любит рюмочки –

Больше мне останется![35]

Рассмотрим бездетные семьи. Если в течение десяти лет супружеской жизни в семье нет детей, такуюсемью следует считать бездетной. Таких семей в нашей стране 16 % (во всем мире не более 30 %). Обычно бездетными бывают поздние браки. В настоящее время на бездетность сильно влияют добрачные половые связи и аборты. Каждая третья бездетная семья распадается, чаще всего по инициативе мужа. Но среди разведенных только незначительная часть супругов называет в качестве причины развода бездетность. Так, в одном из исследований, проведенном в начале семидесятых годов в Ленинграде, в качестве причины распада браков сослались на «невозможность иметь детей» – 5,4 %, на «нежелание иметь детей» – 5,0 %[36].

Однодетные семьи довольно многочисленны. Специалисты в области семейных отношений отмечают больше отрицательных, чем положительных сторон в воспитании единственного ребенка в семье. Это плохо сказывается на его развитии в детстве, формируется психология эгоизма. Специалисты выделяют три основные отрицательные стороны однодетных семей: социально-психологическую, моральную и генетическую[37]. К положительным сторонам однодетной семьи можно отнести такие моменты, как: родители уделяют больше внимания развитию ребенка; расширяются материальные возможности на его образование; появляется возможность устройства своих детей в специальные учебные заведения. При нынешней экономической ситуации многие семьи отказываются от рождения следующего ребенка. Однако в таких семьях супруги имеют рекордный уровень разводов – почти каждая вторая семья распадается. Малодетностъ способствует и более раннему образованию материнской и дочерней семей.

Малодетные (малые) семьи[38] наиболее типичные. Второй ребёнок снимает целый ряд негативных сторон однодетней семьи, повышает стабильность брака.

Многодетные семьи считаются теперь те, в которых трое и более детей. Разводы в них редки. Эти семьи более сплочённы, дети, как правило, вырастают трудолюбивыми.

Неполные семьи – семьи, в которых отсутствует один из супругов. Так, в 1989 г. в Московской области было 1 миллион 756 тысяч семей, в том числе 251 тысяча неполных семей, состоящих из матери с детьми (235 тыс.), в 16 тысячах семей отец один воспитывал детей[39]. Весь уклад жизни в неполных семьях отличается от других типов семей. Около 50 % несовершеннолетних правонарушителей, по данным З.Л. Янковой, жили в неполных семьях. Из неполных семей дети начинают раньше работать, раньше вступают во взрослую жизнь.

Супружеская пара без детей или с ними – простая, или нуклеарная, семья. Расширенная, или сложная, семья состоит из нескольких поколений: родительская семья и семьи своих взрослых детей. В такой семье есть свои «плюсы» и «минусы». Часто для молодой семьи условия жизни в сложной семье приводят к конфликтам, которые могут привести к её распаду. Социологи заметили и выяснили закономерность: более прочные семьи те, в которых молодожёны сталижить отдельно от родителей. А для этого необходимы огромные средства. Чтобы их иметь, видимо, необходимы доходы. Супруги сами должны содержать себя и семью.

Эгалитарные семьи – это такие, в которых возникающие вопросы решаются при совместном участии супругов. Таких типов семьи становится всё больше среди городского населения. Чем выше уровень образования супругов, тем шире демократические начала в семейных отношениях.

Авторитарные семьи – это семьи, в которых глава семьи один. Согласно социологическим исследованиям, главой каждой шестой семьи является муж, а каждой восьмой – жена[40].

Суть авторитарного типа семьи хорошо отражена в творчестве французского поэта П.Ж. Беранже (1780 – 1857), в частности в его песне «Третий муж»:

Мужья тиранилименя,

Но с третьим сладить я сумела.

Смешна мне Жана воркотня,

Он ростом мал, глядит несмело.

Чуть молвит слово он не так –

Ему надвину я колпак.

«Цыц! – говорю ему, –

Молчи, покуда не влетело!»

Бац! По щеке ему...

Теперь-то я своё возьму[41].

Есть смысл сказать несколько слов о социально неблагополучных семьях. Это семьи с низким культурным уровнем и употреблением алкоголя одним или обоими супругами, или родителями. Атмосфера этих семей формирует «трудных» детей. Ситуацию в семье любителей «бахуса» снова находим у Беранже, о котором В.Г. Белинский сказал: «Беранже есть царь французской поэзии, самое торжественное и свободное её проявление... У него политика – поэзия, а поэзия – политика, у него жизнь – поэзия, а поэзия – жизнь».

Пьяница и его жена

Что ж ты ни свет ни заря в кабачок?

Выпьем, дружок!

Дома жена ожидает, не спит,

Будешь ты бит!

Жанна в комнатке чердачной

Придается думе мрачной

И напрасно свечку жжет.

Жан в кругу привычных пьяниц

Знай откалывает танец

И за кружкою поет.

Что ж ты ни свет ни заря в кабачок? и т.д.

Жан жену отменно ценит:

«Жанна любит, не изменит... »

А жена в томленье злом,

Подскочив в сердцах к окошку,

Полотенцем лупит кошку

За мяуканье с котом.

Что ж ты ни свет ни заря в кабачок? и т.д.

Пусть поплачет, потоскует...

Жан и в ус себе не дует,

И, ложась в постель,жена,

Вся в слезах о муже шалом,

До зари под одеялом

Согревается одна.

Что ж ты ни свет ни заря в кабачок? и т.д.

В дверь сосед: «Позвольте свечку

Мне зажечь; откройте печку,

Поищите уголек».

Пьет и пляшет муж кутила...

Жанна свечку погасила,

С другом села в уголок.

Что ж ты ни свет ни заря в кабачок? и т.д.

«Спать одной довольно странно, –

Говорит соседу Жанна, –

Кутит мой супругсейчас

Ох, ему и отомщу я!

Чарка стоит поцелуя.

Выпьем тоже – десять раз».

Что ж ты ни свет ни заря в кабачок? и т.д.

Утро. Шепот: «До свиданья», –

«Муж вернулся? Вот терзанье!

Ох, намну ему бока!»

От жены, уже не споря,

Жан спасется, чтоб с горя

Пить и петь у кабака.

Что ж ты ни свет ни заря в кабачок?

Выпьем дружок!

Дома жена ожидает, не спит,

Будешь ты бит![42]

Перед нами порочная картина, заколдованный круг. Там, где нет взаимопонимания, там скандалы, ссоры, измены, попытки уйти туда, где тебя понимают, забыться в разгуле, слиться вместе с такими же «горемыками», излить душу в вине. Но это не выход из ситуации, а конец семье.

Несколько слов о студенческой семье[43]. Одна разновидность студенческой семьи – это та, когда молодые проживают совместно с родителями мужа или жены. Вторая разновидность – та, когда молодые люди учатся в другом городе и проживают в общежитии или снимают квартиру. В целом студенческие семьи наиболее сплоченные, активные, эмоциональные, «прогрессивные», готовые воспринимать все новое, и очень отзывчивы ко всем инновациям. Нужно отметить, что студенческие семьи пользуются гораздо больше и чаще поддержкой родителей жены, чем мужа. Родители мужа чаще неодобрительно относятся к созданию семьи их сыном во время учебы. Они считают, что их сын должен «твердо встать на ноги», получить специальность и быть подготовленным материально обеспечивать свою семью. Правда в последние годы с изменением ситуации в стране в целом и в связи с распространением СПИДа, а также с существенным изменением представлений молодых людей на «любовь до брака», родители пошли на некоторые «уступки» и их отказы смягчились и стали выражаться в терминах: «а не рано ли тебе», «будешь ли счастлив», «хорошо ли ты знаешь свою невесту» и т.п.

По типу взаимоотношений членов семьи́ внутри нее се́мьи можно рассматривать как социально-гомогенные (однородные), социально-гетерогенные (разнородные), благополучные, неблагополучные, устойчивые, проблемные, педагогически слабые, нестабильные, дезорганизованные, конфликтные, «дистантные» и др.[44]

Этапы развития семьи

Семья проходит ряд этапов, т.е. ее жизненный цикл заполняется различными видами деятельности, заботой, ответственностью, страстями, радостями, огорчениями, новизной, привычкой; одним словом, всем спектром человеческого существования. Первый этап семьи проходят от момента заключения брака до рождения первого ребенка. Второй – от рождения первого ребенка до последнего. Третий этап – уход из семьи взрослого члена её, а затем всех остальных детей. Четвертый этап – это «пустое гнездо»[45], когда супруги остаются одни, одни по дому, но не одни по социальному статусу – дедушек, бабушек. Это период, когда родители в возрасте, вооруженные жизненным опытом и имеющие «букет» болезней, могут заняться собою. Этот период содержит в себе опасность, связанную с тем, что значительный «объект общей заботы» (необходимо было растить и воспитывать детей) для обоих супругов снят, можно пересмотреть и некоторые установки на дальнейшее совместное проживание. Не случайно в России широко известна поговорка: «Седина в бороду, а бес в ребро». И после 20 – 30 лет супружеской жизни браки распадаются. Приближается пенсионный возраст, встает вопрос, чем заниматься дальше[46]. И последний период – это перелом в личной судьбе и жизни – смерть одного из супругов. Для любящих супругов она является горем, а иногда и трагедией, для охладевших супругов – своеобразным освобождением, вздохом облегчения и «иллюзорной свободой и мифической мечтой». Достаточно сослаться на классику:

 

Песня о злой жене

Со мной жена не ладит,

Колотит, а не гладит.

Тому, кто волю даст жене,

Она на шею сядет.

Я с ней мечтал найти покой,

Но, видно, дал я маху.

Ах, никогда порыв благой

Не вел к такому краху.

Одну надежду я таю, –

Что ждет меня награда,

И, верно, буду я в раю,

Отбыв все муки ада![47]

Но еще откровеннее Бернс выразил подобное состояние в стихотворении «Счастливый вдовец»:

В недобрый час я взял жену.

В начале мая месяца.

И, много лет живя в плену,

Не раз мечтал повеситься.

Я был во всем покорен ей

И нёс безмолвно бремя.

Но, наконец, жене моей

Пришло скончаться время.

 

Не двадцать дней, а двадцать лет,

Прожив со мной совместно,

Она ушла, покинув свет,

Куда – мне неизвестно...

 

Я так хотел бы разгадать

Загробной жизни тайну,

Чтоб после смерти нам опять

Не встретиться случайно!

 

Я совершил над ней обряд –

Похоронил достойно.

Боюсь, что чёрт не принял в ад

Моей жены покойной.

 

Она, я думаю, в раю...

Порой в раскатах грома

Я грозный грохот узнаю,

Мне издавна знакомый[48].

Однако и жены за все обиды, полученные от своих невнимательных мужей, не оставались в долгу.

Песенка о старом муже

О, если б ты улёгся вдруг

В могилу, дряхлый мой супруг,

Твою утешил бы вдову

Весёлый горец, милый друг.

На сковородке шесть яиц.

На сковородке шесть яиц.

Тебе – одно, мне – два яйца,

А три для горца-молодца!

 

В горшке баранья голова.

В горшке баранья голова.

Похлёбка – мне, мясцо – ему,

А рожки – мужу моему![49]

 

Невозможно не упомянуть еще одно сатирическое стихотворение Беранже.

 

Плачущий муж

Жена моя в гробу.

Рабу

Устрой, Господь, твою

В раю!

Избавь ее от ада

В день Страшного суда:

Ей там блаженство надо…

Чтоб не пришла сюда.

Жена моя в гробу ... и т.д.

Увы, ничто не вечно.

Мое блаженство с ней

Казалось бесконечно

В течение ... трёх дней.

Жена моя в гробу ... и т.д.

Подчас она хитрила

(Нельзя же без того),

Но искренне любила ...

Соседа моего.

Жена моя в гробу ... и т.д.

И с жизнью расставаясь,

Холодная к другим,

Заплакала, прощаясь ...

С любовником своим.

Жена моя в гробу ... и т.д.

Едва ли я сумею

Несчастье пережить ...

Нет! Нет! Пойду за нею ...

Зарыть её! Зарыть!

Жена моя в гробу.

Рабу

Устрой, Господь, твою

В раю![50]

 

Однако довольно злословить, пора и честь знать. Но то, что зафиксировано в классической литературе, всего лишь отражало «прозу жизни», причём прозу вековой давности. Жизнь семьи (не конкретной, а исторической, как типа социального института) идет вперед, и она «подбрасывает» столько новых проблемных ситуаций, что наука, и бесстрастная статистика не поспевают фиксировать все нюансы всевозможных драм, комедий и трагедий взаимоотношений в семье между ее членами. К великому сожалению таких нюансов становится всё больше и больше.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.