Сделай Сам Свою Работу на 5

Лекция 1. ИСТОРИЧЕСКИЕ ФОРМЫ СЕМЬИ И БРАКА





Л.Н. БОРОВЫХ

 

ЭВОЛЮЦИЯ РЕЛИГИИ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ (ИНСТИТУТ СЕМЬИ)

«В печать»: Автор – Л.Н. Боровых Зав. кафедрой – Редактор – Л.В. Пукова Корректор – Е.В. Афанасьева Начальник РИО – Е.П. Викулова Директор РИК – Ю.К. Жулев Проректор ВлГУ по ИТ – В.А. Немонтов  
Курс лекций

 

Издание 2-е, исправленное и дополненное

 

 

Владимир 2007


УДК 173

ББК 86.211.3

Б83

Рецензенты

Доктор философских наук, профессор

заведующий кафедрой культурологии и религии

Поморского государственного университета им. М.В. Ломоносова

Н.М. Теребихин

Доктор философских наук, профессор

заведующий кафедрой философии и религиоведения

Владимирского государственного университета

Е.И. Аринин

 

Печатается по решению редакционно-издательского совета

Владимирского государственного университета

 

Б83
Боровых, Л. Н. Эволюция религии в современном мире (институт семьи) : курс лекций / Л. Н. Боровых ; Владим. гос. ун-т. Изд. 2-е, испр. и доп. – Владимир: Изд-во Владим. гос. ун-та, 2007. – 166 с. – ISBN 5-89368-707-8.

 

Курс лекций разработан в рамках федерального компонента госстандарта. Рассматриваются основные аспекты семьи и брака с учетом тех изменений, которые произошли в ХХ веке. Особое внимание уделяется проблемам терпимости в браке, дефицита душевности, ценности брака, опыта родительской семьи, взаимоотношений между полами, нравственным аспектам в особо деликатных ситуациях. Сохранение современного института семьи требует формирования новой формы толерантности. В лекциях широко используется классическая художественная литература.



Предназначен для студентов 2-го курса специальности 031801 – религиоведение, а также гуманитарных специальностей (юристов, социологов, психологов очной и заочной форм обучения по дисциплине «Философия» и всех тех, кто интересуется проблемами семьи и семейных отношений.

Библиогр.: 58 назв.

УДК 173

ББК 86.211.3

ISBN 5-89368-707-8 © Владимирский государственный

университет, 2005

© Владимирский государственный

университет, 2007, с изменениями


ОГЛАВЛЕНИЕ

 

Вместо предисловия................................................................................... 5

Введение...................................................................................................... 6



Лекция 1. ИСТОРИЧЕСКИЕ ФОРМЫ СЕМЬИ И БРАКА....................... 8

К истории вопроса.............................................................................. 8

Кровнородственная семья .............................................................. 10

Пуналуальная семья......................................................................... 12

Синдиасмическая и патриархальная семья...................................... 13

Моногамная семья............................................................................ 16

Противоречия внутри моногамии................................................... 21

Лекция 2. СУЩНОСТЬ, ФУНКЦИИ, СТРУКТУРА СЕМЬИ................. 27

Сущность семьи................................................................................ 27

Функции семьи................................................................................. 29

Типы семей....................................................................................... 33

Этапы развития семьи....................................................................... 39

Изменения внутри семьи.................................................................. 43

Счастье в браке................................................................................ 46

Дефицит душевности........................................................................ 47

Лекция 3. ЦЕННОСТЬ И СМЫСЛ БРАКА............................................. 54

Терапия конфликтов........................................................................ 54

Немного социологии........................................................................ 55

Требования к современному браку.................................................. 56

Стили любви...................................................................................... 58

Ценность брака................................................................................. 61

Смысл брака..................................................................................... 66

Мы еще не рожденные...................................................................... 70

Христианский брак.......................................................................... 73

Ложный путь ................................................................................... 75



Вольтер о браке............................................................................... 77

Немного статистики........................................................................... 78

Уроки мудрости................................................................................ 78

Просто о сложном............................................................................. 83

Изъяны супружеского ложа............................................................. 87

Классификация брака Э. Берна........................................................ 89

 

Лекция 4. РАЗВОД: ПРИЧИНЫ И ПОСЛЕДСТВИЯ............................. 91

Другая сторона медали..................................................................... 91

Ликбез в браке................................................................................... 95

Измена............................................................................................... 99

Причины супружеской измены...................................................... 105

Опыт родителей............................................................................... 106

Мир в семье и мир семьи............................................................... 109

Лекция 5. СДВИГИ В ПОЛОВОЙ МОРАЛИ....................................... 110

Iventus ventus................................................................................... 110

Изменения в половой морали......................................................... 111

Художественная литература в защиту девичьей чести................. 117

Мера ответственности родителей – дети........................................ 118

Что дороже?................................................................................... 126

Любовь в браке.............................................................................. 129

Новая Элоиза ................................................................................ 132

Горький опыт................................................................................. 135

Нравственный аспект в особо деликатных ситуациях................... 136

Абсолютность нравственных ценностей........................................ 141

Лекция 6. СТУДЕНЧЕСКАЯ СЕМЬЯ................................................... 144

Особенности студенческой семьи.................................................. 144

Условия стабильности.................................................................... 150

Некоторые издержки...................................................................... 151

Лекция 7. ФИЛОСОФИЯ ЛЮБВИ........................................................ 156

Чудо цивилизации.......................................................................... 156

Мирами правит жалость................................................................ 158

Афоризмы....................................................................................... 160

Вместо заключения................................................................................. 162

Рекомендательный библиографический список..................................... 163

 


 

ВМЕСТО ПРЕДИСЛОВИЯ

 

Эта книга основана на лекциях и практических занятиях со студентами Владимирского государственного университета по философии и социологии, с которыми я работаю более сорока лет.

Собранный научный, художественный материал представляет некоторую антологию по проблемам семьи и брака. Она явно не полна, содержит целый ряд изъянов, так как охватила малую часть теоретического материала и всего лишь крупицу мировой культуры. Но то, что было прочитано, прослушано, обсуждено с тысячами молодых людей, даёт мне право утверждать, что в подавляющем своём большинстве студенты разделили и усвоили одну истину: институт семьи сохранится. Молодые люди, несмотря ни на какие модные веяния и тенденции, выступают за семью с официальным браком.

 

ВВЕДЕНИЕ

В конце ХХ века в нашей стране явно прослеживалась деградация социального института – семьи. Причём этой ломке семья подверглась дважды: первый раз после 1917 года, второй раз – во второй половине 90-х годов. Но если первый натиск обрушился на тип семьи с прочными духовными опорами: вековыми традициями, духовностью, ценностями семейного уклада, менталитетом, которые, собственно, и сохранили семью на протяжении восьмидесяти лет, то сейчас ситуация совершенно иная. Препятствий, стоящих на пути разрушения существующего типа семьи, значительно меньше. О том, что институт семьи деградирует, свидетельствует целый ряд тенденций. Из этого ряда можно выделить следующие.

– Растёт подростковая преступность. Повсеместно существуют подростковые бандитские группы.

– Расширяется бродяжничество детей. На начало 2004 года в стране насчитывалось около 700 тысяч детей без попечения родителей. Огромное количество детей не ходит в школу.

– Суды всё больше выносят постановлений, лишающих супругов родительских прав.

– Всё больше возникает гражданских браков, в которых «неопределённость» положения сказывается на разных аспектах семейной жизни, в частности, на том, рожать или не рожать ребёнка.

– Полным семьям становится всё труднее выживать в новых экономических условиях.

– Снижается здоровье не только детей, но и родителей.

– Сокращается сфера общественно-полезной досуговой деятельности подростков и юношества (закрываются бесплатные спортивные клубы, дома юных техников, клубы по интересам и т.д.).

– В свободном времени у молодёжи возрастает доля затрат его на потребление, а не на созидание каких-либо ценностей.

– Произошла коммерциализация учреждений досуга молодёжи и подростков.

– Растёт дороговизна и вместе с ней поиск добычи денег молодёжью всеми способами.

– Подростки рано вступают в половую связь; проституция сильно помолодела.

– Увеличивается количество бездетных семей.

Всё это вместе взятое не может не сказаться на нашем генофонде, на будущем состоянии русской национальности и российской государственности. Будущее имеет только здоровая нация. А здоровая нация не может существовать без здоровой семьи. Мировая литература и современная наука содержат огромнейший опыт семейной жизни, мимо которого образованный человек пройти не может.

Автор ставит перед собой скромную задачу: показать то, каким образом наука и литература отражали и защищали абсолютную, не приходящую ценность семьи и брака.

Только через укрепление семьи можно возродить величие и мощь России. От мира в своей семье, в своём доме – к миру в Отечестве. Миру семьи необходимы мир и согласие в обществе. Наше общество на данном этапе нуждается в согласии всех и каждого. Как осуществить этот простой принцип? Давайте вместе подумаем.

 

 

 

Лекция 1. ИСТОРИЧЕСКИЕ ФОРМЫ СЕМЬИ И БРАКА

 

К истории вопроса • Кровнородственная семья •

Пуналуальная семья • Синдиасмическая

и патриархальная семья • Моногамная семья •

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.