Сделай Сам Свою Работу на 5

Противоречия внутри моногамии





Философия торжествует над горестями прошлого и будущего, но горести настоящего торжествуют над философией.

Франсуа де Ларошфуко

К истории вопроса

Счастливый человек тот, который вырос и сформировался в полной родительской семье, кого провожают в последний путь близкие и родные люди. Так завершается полный круг жизни, и эта жизнь проходит в семье. Семья как социальный институт самый древний на земле. И как всё существующее семья развивалась и совершенствовалась. Та форма семьи, которая существует для подавляющего числа людей во всех цивилизованных странах, называется моногамной. Моногамный брак – брак одного мужчины с одной женщиной. Формы семьи и брака развивались, проходя ряд последовательных стадий, причём моногамная семья является последней формой в этом ряду. Крупнейший американский исследователь Льюис Морган (1818 – 1881) в своём труде «Древнее общество», который вышел в свет в 1877 году, выделяет пять форм семьи[1].

1. Кровнородственная семья. Она основана на групповом браке между братьями и сестрами, родными и коллатеральными.

2. Пуналуальная семья. Она была основана на групповом браке нескольких сестёр, родных и коллатеральных, с мужьями каждой из них, причём общие мужья не были обязательно в родстве друг с другом, или на групповом браке нескольких братьев родных и коллатеральных с жёнами каждого из них, причём жёны не были обязательно в родстве друг с другом, хотя это часто и бывало в общих случаях. В том и другом случае группа мужчин совместно состояла в браке с группой женщин.



3. Синдиасмическая, или парная семья. Она была основана на браке отдельных пар. Продолжительность брака зависела от доброй воли сторон.

4. Патриархальная семья. Она была основана на браке одного мужчины с несколькими женщинами, сопровождающимся обычно затворничеством жён.

5. Моногамная семья. Она была основана на браке отдельных пар при исключительном сожительстве.

Развивающаяся семья породила систему родства. Формы семьи развиваются быстрее, чем системы родства, которые лишь фиксируют изменившиеся семейные отношения. По системам родства можно судить по той или иной форме брака. Системы родства развивались с прогрессом общества из низшего состояния в высшее. Родство между матерью и ребёнком, братом и сестрой, бабушкой и внуком устанавливалось во все времена с полной достоверностью; но то же отношение между отцом и ребёнком, дедом и внуком могло быть установлено достоверным образом только тогда, когда моногамия дала тому такие основания, какие вообще возможны.



Когда брак был групповым, в каждом из таких родственных отношений должен был одновременно находиться ряд лиц. Уже в самом начальном состоянии древнего общества должно было существовать представление об этих, как фактических, так и возможных родственных отношениях, и для их обозначения могли быть изобретены соответствующие термины. С течением времени постоянное применение этих терминов к лицам, составляющих таким образом группу родственников, привело к образованию системы родства. Но форма этой системы родства зависит от формы брака. При групповом браке между братьями и сестрами, родными и коллатеральными, семья должна быть кровнородственной, а система родства малайской. При групповом браке между несколькими сестрами и мужьями каждой из них и между несколькими братьями и женами каждого из них семья должна быть пуналуальной, система родства – туранской; там же, где существовал брак отдельных пар с исключительным сожительством, семья должна быть моногамной, а система родства – арийской.

Следовательно, эти три системы основываются на трёх формах брака, причём каждая система стремится выразить, насколько это могло быть известно, действительное родство, существующее между отдельными лицами при этих формах брака.



Родство бывает двоякого рода: во-первых, по крови; во-вторых, по свойству или браку. Кровное родство, в свою очередь, бывает двух видов: прямое и коллатеральное. Родство по прямой линии представляет собой отношение между двумя лицами, из которых одно происходит от другого. Родство коллатеральное есть отношение между лицами, происходящими от общих предков, но не прямо один от другого. Родство по браку существует на основе обычая. Так, например, согласно арийской системе родства, для русских людей в случае брака брат жениха для невесты будет называться деверем, сестра брата – золовкой, муж сестры – зятем, брат жены – шурином, сестра жены – свояченицей, родственники со стороны отца – агнатами, родственники со стороны матери – когнатами.

Кровнородственная семья

Фактов непосредственных проявлений существования кровнородственной семьи нет. Она перестала существовать даже у самых отсталых дикарских племён. Отдельные случаи брака между братом и сестрой у варварских и даже цивилизованных наций имели место в историческом периоде; но это нечто совершенно отличное от группового брака между братьями и сестрами в таком состоянии общества, в котором подобные браки господствовали и составляли основу социальной системы.

«На островах Полинезии, в Австралии, – как писал Л. Морган, – существуют племена дикарей, по-видимому, не далеко ушедшие от первобытного состояния, которое связано с существованием кровнородственной семьи»[2]. Восстановление кровнородственной семьи может быть основано на системе родства. Морган назвал её малайской. Малайская система признаёт только пять основных видов кровного родства, независимо от пола. Все родственники, близкие и отдалённые, классифицируются по этим видам родства на пять категорий. Так, я сам, мои братья и сестры и мои двоюродные братья и сестры первой, второй, третьей и более отдалённых степеней составляют первую степень, или категорию. Все они без различия – мои братья и сестры.

Выражение «двоюродные братья и сестры» употребляется в настоящее время в нашем понимании, в Полинезии такая форма родства неизвестна. Мой отец и моя мать с их братьями, а равно двоюродными братьями и сестрами первой, второй, третьей и более отдалённых степеней составляют вторую категорию. Все они без различия мои родители.

Тот же самый принцип лежит в основе выделения третьей, четвертой и пятой категорий: дедов, детей и внуков.

Далее, все принадлежащие к одной и той же категории считаются моими братьями и сестрами друг друга.

Данная система родства получила своё начало в многобрачии кровных родственников, в том числе родных сестёр и братьев, она действительно началась с брака между братьями и сестрами и постепенно включала в свой круг коллатеральных братьев и сестёр, по мере того, как расширялся круг брачной системы. С течением времени зло этой формы брака стало заметным, что привело если не к прямому её уничтожению, то к предпочтению жён, находящихся за пределами этого родства. У австралийцев она была полностью уничтожена классовой организацией, а более основательным образом у туранских племён – родовой организацией.

Рассуждение об общности жён и детей мы встречаем у Платона. Так, в «Государстве» мы читаем: «Все стражи-мужчины считаются отцами всех детей, а все стражи-женщины – общими жёнами всех мужчин»[3]. В «Тимее» Сократ спрашивает: «А как с произведением потомства? Это уж, наверное, хорошо запомнилось по своей необходимости. Не правда ли, речь шла о том, что всё относящееся к браку и деторождению должно быть общим, и мы хотели добиться того, чтобы никто и никогда не мог знать, какой младенец родился именно от него, но каждый почитал бы каждого родным себе: тех, кто родился недалеко по времени от него самого, – за братьев и сестёр, а старших и младших соответственно либо за родителей и родителей родителей, либо за детей и внуков». Тимей отвечал: «Да, это в самом деле легко запомнить, как ты говоришь»[4].

Из этих рассуждений следует то, что такие степени родства возможны были только при групповом браке, когда мужья и жёны должны были принадлежать друг другу. При групповом браке мужья живут в полигамии, а жёны – в полиандрии[5].

До возникновения кровнородственной семьи предшествующий период взаимоотношений между полами Л. Морган назвал промискуитетом.

Пуналуальная семья

Переход от одной формы семьи к другой был вызван постепенным исключением родных братьев и сестёр из брачных отношений. Такое исключение одного ряда лиц и оставление другого было трудным делом, ибо оно влекло за собой радикальное изменение состава семьи. Оно требовало отказа от привилегий, на что люди той давней истории могли пойти с трудом.

Первоначальной целью классового общества было исключить родных братьев и сестёр из брачного общения, оставив в этом общении коллатеральных братьев и сестёр. Основу брачных отношений в одной группе составляют мужья-братья, а во второй – жёны-сестры.

Из пуналуального брака произошла пуналуальная семья, а из последней образовалась туранская система родства.

Сам термин «пуналуа» – гавайский. Л. Морган пишет о том, что расшифровка этого термина была дана ещё в 1860 году Лоррином Эндрюсом из Гонолулу. «Отношение пуналуа имеет двойственный характер. Оно произошло от того, что двое или более братьев пожелали владеть своими жёнами, либо две или более сестры – своими мужьями; но в современном употреблении это слово обозначает «дорогой друг» или «близкий товарищ»[6]».

Братья перестали жениться сначала на своих родных сестрах, а позднее, когда в обществе полностью сказалось влияние родовой организации, также на своих коллатеральных сестрах. Но остальные жёны у них по-прежнему были общими.

По замечанию Л. Моргана, австралийские классы раскрывают нам два основных правила: запрещение брака между братьями и сестрами и счёт происхождения по женской линии.

С возникновением рода дети оставались в роду своей матери. Отцовство детей не могло быть установлено достоверным образом. Род привёл к сокращению семьи, т.е. к пуналуальной группе. После того, как синдиасмическая семья стала сменять пуналуальные группы, женщин стали добывать путём покупки и похищения.

Системы родства и различные формы семьи находятся в непосредственной связи. Семья представляет активный элемент. Она никогда не бывает неподвижной, но развивается от низшей формы к высшей по мере того, как общество переходит из одной формы в другую, более высокую.

Системы родства, напротив, пассивны; только спустя много времени отмечают они прогресс, совершённый семьёй, и радикальным образом меняются только тогда, когда радикально изменилась семья. Принцип диалектики присущ всем явлениям и процессам.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.