Сделай Сам Свою Работу на 5

Преподобная Евпраксия Тавенисская (Тавенская, Старшая)





День памяти: 12 / 25 Января

Преподобная Евпраксия Тавенисская (Тавенская, Старшая), мать преподобной Евпраксии, девы Тавенисской (память 25 июля / 7 августа), была супругой благочестивого сенатора Антигона, который состоял в родстве с императором Феодосием Великим (379 - 395). Овдовев, святая Евпраксия целиком отдалась служению Господу. Обойдя многие иноческие обители и оставив в них щедрые подаяния, преподобная пришла в Тавенисский монастырь, где игуменией была преподобная Феодула, славившаяся строгостью правил. Глубоко тронутая чистотой жизни инокинь, преподобная Евпраксия стала часто бывать в этой обители и всегда привозила с собой свою дочь, которой тогда было восемь лет. Добродетели и молитвы родителей призвали на отроковицу особую благодать Божию, и она со столь юных лет пожелала посвятить себя Богу. К великой радости матери, игумения Феодула оставила маленькую Евпраксию в обители и благословила ее принять иноческий постриг. Сама преподобная Евпраксия продолжала дела щедрого милосердия, усилив пост и молитву. Игумения Феодула, обладавшая даром прозорливости, возвестила ей о скорой кончине. Узнав о близости своего отшествия, преподобная Евпраксия благодарила Господа за Его великую милость к ней. Она простилась с сестрами ее обители и с дочерью, дав ей последнее напутствие: "Люби Господа Иисуса с трепетом благоговения; уважай сестер своих; не смей никогда думать, что они ниже тебя и могут служить тебе; будь нищей в мыслях своих, чтобы пользоваться сокровищами духовными". Через три дня святая предала свою душу Господу (+ 393) и была погребена в обители, где продолжала свой нелегкий подвиг ее дочь.



О дне сем.

Особых праздников в этот день нет. День памяти святой мученицы Татианы, чье имя четко у нас ассоциируется со студенчеством (в связи с тем, что именно в этот день, по указу императрицы Елисаветы Петровны в 1755 году был учрежден Московский университет, нынешний МГУ), как пишется в книгах, «не имеет праздничного знака», то есть, служба ей не предусматривает даже Великого славословия. А вот, служба святителя Саввы – славословная. Однако имя святой мученицы Татианы, больше на слуху в связи с приходящимся на этот день неофициальным праздничком студенчества, хоть мало кто из празднующих знает о том, откуда этот праздник взялся, а еще меньше - о том, почему он назван именно так и что это за святая Татиана… Так или иначе, но читаются в этот день лишь рядовые чтения. Отрывок из послания апостола Павла к Евреям: 1Главное же в том, о чем говорим, есть то: мы имеем такого Первосвященника, Который воссел одесную престола величия на небесах 2и есть священнодействователь святилища и скинии истинной, которую воздвиг Господь, а не человек.



3Всякий первосвященник поставляется для приношения даров и жертв; а потому нужно было, чтобы и Сей также имел, что принести.

4Если бы Он оставался на земле, то не был бы и священником, потому что здесь такие священники, которые по закону приносят дары, 5которые служат образу и тени небесного, как сказано было Моисею, когда он приступал к совершению скинии: смотри, сказано, сделай все по образу, показанному тебе на горе.

6Но Сей Первосвященник получил служение тем превосходнейшее, чем лучшего Он ходатай завета, который утвержден на лучших обетованиях.

7Ибо, если бы первый завет был без недостатка, то не было бы нужды искать места другому.

8Но пророк, укоряя их, говорит: вот, наступают дни, говорит Господь, когда Я заключу с домом Израиля и с домом Иуды новый завет, 9не такой завет, какой Я заключил с отцами их в то время, когда взял их за руку, чтобы вывести их из земли Египетской, потому что они не пребыли в том завете Моем, и Я пренебрег их, говорит Господь.

10Вот завет, который завещаю дому Израилеву после тех дней, говорит Господь: вложу законы Мои в мысли их, и напишу их на сердцах их; и буду их Богом, а они будут Моим народом.



11И не будет учить каждый ближнего своего и каждый брата своего, говоря: познай Господа; потому что все, от малого до большого, будут знать Меня, 12потому что Я буду милостив к неправдам их, и грехов их и беззаконий их не воспомяну более.

13Говоря "новый", показал ветхость первого; а ветшающее и стареющее близко к уничтожению.

Слова апостола о Ветхом и Новом Завете, доказывая обоснованность упразднения старых, ветхозаветных обрядов и нового священства, вместо старого и о Христе, как об основателе Церкви. Произойдя не из колена Левия, но Иуды[25], не являющемся коленом Богоизбранного священства, Господь, вместо стен приносимых жертв принес одно – самого себя, дабы спасти людей и взойдя на небо, вознес естество человека на престол Божества и… основал новое священство, совершающее не символические обряды, но Таинства, в которых невидимо действует Дух Божий, не символически, как в Ветхом Завете, но истинно очищая человека. Пишет же все это апостол, полемизируя со сторонниками фарисеев – его прежних единомышленников, кои оспаривали законность новой обрядности…

Евангелие (от Марка): 1В те дни, когда собралось весьма много народа и нечего было им есть, Иисус, призвав учеников Своих, сказал им: 2жаль Мне народа, что уже три дня находятся при Мне, и нечего им есть.

3Если неевшими отпущу их в домы их, ослабеют в дороге, ибо некоторые из них пришли издалека.

4Ученики Его отвечали Ему: откуда мог бы кто взять здесь в пустыне хлебов, чтобы накормить их?

5И спросил их: сколько у вас хлебов? Они сказали: семь.

6Тогда велел народу возлечь на землю; и, взяв семь хлебов и воздав благодарение, преломил и дал ученикам Своим, чтобы они раздали; и они раздали народу.

7Было у них и немного рыбок: благословив, Он велел раздать и их.

8И ели, и насытились; и набрали оставшихся кусков семь корзин.

9Евших же было около четырех тысяч. И отпустил их.

10И тотчас войдя в лодку с учениками Своими, прибыл в пределы Далмануфские.

11Вышли фарисеи, начали с Ним спорить и требовали от Него знамения с неба, искушая Его.

12И Он, глубоко вздохнув, сказал: для чего род сей требует знамения? Истинно говорю вам, не дастся роду сему знамение.

13И, оставив их, опять вошел в лодку и отправился на ту сторону.

14При сем ученики Его забыли взять хлебов и кроме одного хлеба не имели с собою в лодке.

15А Он заповедал им, говоря: смотрите, берегитесь закваски фарисейской и закваски Иродовой.

16И, рассуждая между собою, говорили: это значит, что хлебов нет у нас.

17Иисус, уразумев, говорит им: что рассуждаете о том, что нет у вас хлебов? Еще ли не понимаете и не разумеете? Еще ли окаменено у вас сердце?

18Имея очи, не видите? имея уши, не слышите? и не помните?

19Когда Я пять хлебов преломил для пяти тысяч человек, сколько полных коробов набрали вы кусков? Говорят Ему: двенадцать.

20А когда семь для четырех тысяч, сколько корзин набрали вы оставшихся кусков? Сказали: семь.

21И сказал им: как же не разумеете?

Господь напитал 4 тысячи человек семью хлебами и совершал множество чудес и исцелений, но ожесточенные в своем неверии фарисеи не видят этого и просят чего-то экстраординарного. Им нужен тот, кто льстил их самолюбию и внешнему взору. Господь не дает им это. Почему? Потому что это не служило бы их пользе, так как Господь, не совершает чудес, как фокусник в цирке, дабы тешить публику, но когда желает спасти человека¸ исцелить душу его, дабы посещение Божие привело его на путь истинный, а более же – чудо является ответом на тайные молитвы и многие воздыхания человека. В прославлении же людей Бог не нуждается, ибо Он и так имеет все и сам является источником всякого довольства. Склонность к бесполезным знамениям, подобным цирковым фокусам, есть, скорей, для всевозможных служителей сатаны, колдунов и разных сектантских проповедников. Таковые, действуя по гордости человеческой (да и демонской, ибо гордость стала свойством у демонов раньше, нежели ею заразились люди), охотно демонстрируют всевозможные знамения, обольщая людей и обольщаясь сами. Потому и отпавшие от Бога сторонники фарисеев быстро впали в оккультизм, приняв Каббалу, во многом противоречащую Закону Моисееву, но услаждаясь фокусами, которые показывали лжецы, в отличие от Христа, давшие многие знамения, они не заметили лжи. Чудес же истинных Господь творил у них на глазах массу, но ни одно они не приняли, так как не хотели принять ничего из того, что делал Тот, кто обличал их дела. А дальше Господь призывает учеников беречься закваски фарисейской. В другом Евангелии слова эти приводятся более точно: «Берегитесь закваски фарисейской и саддукейской, которая есть лицемерие». Господь говорит о том, чтобы ни одно дело они не делали напоказ, не ради Бога, но ради прославления от людей, ибо в этом случае вся польза даже от самых, казалось бы, добрых дел, нейтрализуется, так как пестуется одна лишь гордость и будучи прославляем от людей, человек уверяется в собственной значимости и все более дела творит ради этого прославления. Это и есть страшнейшее из состояний, ибо из любого греховного состояния человек может выйти, а из такого обольщения и самовлюбленности выйти почти невозможно. Потому Господь и обличал так жестко фарисеев, пораженных этой гордости. Но… ученики, к которым это слово было адресовано, не поняли, думая, что Господь говорил о хлебе, который они забыли взять и очевидно, напряженно думали об этом и нервничали. Но Господь напоминает о том, как Он только что напитал столько людей всего лишь семью хлебами. Господь питает весь мир и об этом ли они беспокоятся. Правильное построение духовной жизни у них появится лишь после Сошествия на них Духа Господня, а до тех пор они будут мыслить плотскими категориями, столь близкими нам всем. Все эти слова о том, что мысли о пище и одежде следует отложить на второй план, не оставив трудов, но мысли обратить к Богу, для нас малопонятны и даже чужды. Но «ищите прежде Царства Божия и правды его и все прочее приложится вам». Бог сам подает человеку все необходимое, но подчас не так и не в той мере, как он хочет, подобно тому, как евреи в пустыни желали вкусной пищи с приправой и всем, услаждающим вкус, а Бог подавал им манну – пригодную для пищи, но меньше услаждающую их сластолюбие, что вызывало их ропот и даже озлобление на Моисея. Но никто не говорит, что нам надлежит сидеть и ждать манны с неба, так как и апостол Павел пишет: «а кто не работает, тот и не ешь…». Да и святитель Иоанн Златоуст пишет по этому поводу очень много, завершая следующими словами: «… а если кто хочет проводить птичье житие, ни о чем не заботясь, тот помни, что не случайно на полях и огородах против птиц ставят всевозможные трещотки и пугала…». И тем не менее, трудясь, материальными благами не следует забивать голову….

* * *

В этот день городское телевидение показывало беседу журналистов с клириком Свято-Троицкого храма г.Новороссийска, и.о. главы Информационного отдела епархии иереем Алексием Кульневым. Тот говорил о возведении будущего собора. Показывалась карта, согласно которой, будущий храм не входит в данную зону. Согласно карте, охранная зона охватывает лишь сам берег. Отмечу, что еще в начале 2000 годов как раз на месте, где ныне вырыт котлован под будущий собор, планировалось возведение концертного центра, однако планы были сорваны из-за того, что именно эта площадь тогда фигурировала, как часть этой зоны…. Также отмечено, что противники строительства собора за время, начиная с июня прошлого года собрали уже 3000 подписей, тогда как упоминаемый ранее сбор подписей собрали лишь 1000. Отмечу, что тема противостояния строительству собора в Новороссийске активно обсуждается уже и московскими либеральными Интернет-ресурсами, известными своей антиправославной позицией, в основном, финансируемыми из-за рубежа или сотрудничающими с таковыми (например, «Открытая Россия», контролируемая небезызвестным «страдальцем за народное счастье» М.Ходорковским, замеченным в активной работе на западных «друзей»). Как закончится дело? Да будет воля Господня и Господь да решит, где быть Дому Его, а не мы….

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.