Сделай Сам Свою Работу на 5

КУЛЬТУРА КАК РЕАЛИЗАЦИЯ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ ЧЕЛОВЕКА И ПРИРОДЫ





Ландшафт (природа) — этнос (социум) — человек (ментальность), эти отношения, реализуемые культурой, определяются некоторого рода подобием (изоморфностью).

Бинарная оппозиция, с помощью которой можно определить и исследовать эту изоморфность, задана базовыми характеристиками ландшафта. Гидрографический каркас ландшафтакакструктурная сеть, обеспечивающая непосредственное энергетическое взаимодействие человека со средой, накладываетсяна пространственную плату рельефа. Восприятие ландшафта в любой известной культуре (языке) выражает эту взаимосвязь устойчивой оппозицией базовых ландшафтных понятий (категорий, объектов): «река—гора» (Мурзаев, 1974, с. 65).

Эта оппозиция органично интегрирует любые доступные восприятия ландшафта: от конкретного локуса, и в ее пространственно-временной ретроспективе, до первичного состояния планеты, реконструируемого до 200 млн и более лет тому назадв виде предельной оппозиции воды и суши: Пангея и Панталасса, общепланетарный материк (до раскола Лавразии и Гондваны), окруженный единым океаническим морем (Ламберт, 199Л с. 54).

Протяженные во времени, геологический, а синхронно с ним биосферный процессы, последовательно развертывают эту позицию, удерживая и наращивая ее базовые характеристи. Ко времени начальных стадий антропогенеза исходная оппозиция была реализована многоуровневой иерархией ландшафтных объектов, форм рельефа, сетью гидрографии (океаны,моря,озера, реки, ручьи, источники) и природных зон.



Концентрированная форма такой оппозиции — это сравнительно немногочисленные, локальные и контрастные по природному содержанию участки континентальных побережий, где а посредственно соседствуют море и горы. В Европе это Г реяв и западное побережье Скандинавии, в Азии — черноморское бережье Кавказа; в ряде случаев первоначальное соотношение» горы и море сильно изменено последующими геологическими трансформациями.

Горный ландшафт на границе морей и прибрежных равнин создает контрастное разнообразие природных зон. При этом, вертикально ориентированное, от ледников и снегов горного поднебесья через последовательное чередование субарктической, умеренной, широколиственной до вечнозеленой растительности – приморским субтропикам или тропикам, — и это вертикально ориентированное чередование довольно точно моделирует структуру природных зон суши, лежащей от побережья в глубь континента, но при этом масштабные отношения и расстояния между зонами и их протяженность в горно-прибрежной модели к глубине материка расходятся на два-три порядка.



Горно-прибрежные районы, особенно для ранних фаз антро.генеза представляют исключительное разнообразие и полноту выбора вариантов адаптивных условий, а следовательно, и адаптационных механизмов.

МОНТОМОРФИЗМ КУЛЬТУРОГЕНЕЗА

Монтоморфизм — это подобие гор. Если культура — адаптационный механизм (Маркарян, 1969), то следовательно, горно-прибрежные районы с их исключительным богаством адаптивно-адаптационного выбора представляют особо идеальные условия и занимают определяющее место в процессе культурогенеза. Биологический вид, поставленный в эти исклюючительные условия выбора обретает способность к развитию самосознания. Если рассматривать это самосознание ~,ном диапазоне его потенциала, оно по своим структурным характеристикам изоморфно «Мировой душе», т. е. с необдимостью должно решать проблемы отношения «Человек— Бог».

Однако, из всех видов гоминид, расселившихся в природных условиях горно-прибрежных зон, только человек не ограничивается стабилизацией экологической ниши, но, осваивая все данные условий, создает инварианты адаптивно-адаптационного механизма культуры, в том числе и на высшем, семантическом уровне Слова и Знака, которые проявляются в становлении человеческой речи и материализации «знаковых» форм культуры (рис. 4).



Культурные формы и нормы, выработанные человеком в горных условиях, со времен начальных фаз антропогенеза и нижнего палеолита, по крайней мере с эпохи олдувая (2500-500 тысяч

 

ЛИТЕРАТУРА

Аванесов Р. И. Вопросы образования русского языка в его говорах // Вестник МГУ. 1947. JV«9.

Авдусин Л.А. Актуальные вопросы изучения древностей Смоленска и его ближайшей округи // Смоленск и Гнездово (к истории древнерусского города)/ Под ред. Л. А. Андусипа. М., 1991,

Агеева Р. А. Об этнониме чудь (чухна, чухарь) // Этнонимы. М., 1970.

Агеева Р. А. Географические апеллятивы в гидронимах западной части Калининской области и прилегающих районом Северо-Запада РСФСР // Вопросы географии. 1974. Сб. 94.

Алексеев В. П. Происхождение народов Восточной Европы. М., 1969.

Алексеев В. П. Этногенез. М., 1986.

Алексеев В. П. Историческая антропология и этногенез. М., 1989.

Алексеев Л. В. Смоленская земля в IX–XIII вв. М., 1980.

Алексеева Т. И. Этногенез восточных славян. М., 1973.

Английские средневековые источники IX–XIII вв./ Тексты, перевод, комментарий В. И. Матузовой. М., 1979.

Артамонов М.И. История хазар. Л., 1962.

Артамонов М.И. Археологическая культура и этнос // Проблемы истории феодальной России. Л., 1971.

Арутюнов С. А., Чебоксаров Н. Н. Передача информации как тип существования этносоциальных и биологических групп человечества// Расы и народы. М., 1972, вып. 2.

Арутюнов С. А. Народы и культуры. М., 1989.

Археологическая карта России // Смоленская область. Часть 1/ Под ред. Ю.А. Краснова. М., 1997.

Бердяев Н.А. Русская идея. Основные проблемы русской мысли XIX века и начала XX века // О России и русской философской культуре. М., 1990.

Бердяев Н.А. Самопознание. Л., 1991.

Бестужев-Рюмин К. Н. Русская история. СПб., 1872.

Брайчевський М.Ю. Бшя джерел словяньско! державност!. Киш, 1964.

Брайчевський М. Ю. Походження Pyci. Киев, 1968.

Брайчевський М. Ю. Утверждения християнства на Pyci. Киш, 1988.

Бромлей Ю.В. Очерки теории этноса. М., 1983.

Бромлей Ю.В. Этносоциальные процессы. М., 1987.

Буданова В.П. Этническая структура «государства Германариха» (по данным письменных источников) // КСИА 178 М 1984.

Булгаков С.Н. Философия хозяйства. М., 1990.

Вулкин В. А., Герд А. С. Очерк древнейшей истории района озера Селигер // Среднерусские говоры. Тверь, 1992.

Булкин В. А., Герд А. С. К истории ареальных границ в верховьях Западной Двины, Днепра и Верхневолжских озер // Среднерусские говоры. Тверь, 1994.

Булкин В.А., Дубов И.В., Лебедев Г. С. Археологические памятники Древней Руси IX–XI вв. Л., 1978.

Вебер М. Избранные произведения. М., 1990.

Вернадский В. И. Философские мысли натуралиста. М., 1988.

Вернадский Г. В. Монголы и Русь. М., 1997.

Вернер И. К происхождению и распространению антов и склавинов // СА. 1972, 4.

Гаркави А. Я. Сказания мусульманских писателей о славянах и русских. СПб., 1870.

Герд А.С. По некоторым вопросам славянской исторической диалектологии // Северорусские говоры. Л., 1975. Вып. 2.

Герд А. С. Еще раз к вопросу об объекте этногенетических исследований// Полесье и этногенез славян/ Под ред. Н.И.Толстого. М., 1983.

Герд А.С. Этногенез и историческая география // Philologia Slavica. M., 1993,

Герд А.С. Введение в этнолингвистику. СПб., 1995.

Герд А.С. Этногенез, этническая история и современность // Разные грани единой науки. СПб., 1996.

Герд А.С., Лебедев Г.С. Экспликация историко-культурных зон и этническая история Верхней Руси // СЭ. 1991. 1.

Геродот. История в девяти книгах / Под общ. ред. С.А. Утченко. Л., 1972.

Глазырина Г.В. Скандинавские «саги о древних временах» как исторический источник (на материале «Саги о Тидреке Бернском»)/ Автореф. канд. дис. М., 1979.

Голубева Л. А. Мурома // Финно-угры и балты в эпоху средневековья. Археология СССР. М., 1987.

Горюнова Е.И. Этническая история Волго-Окского междуречья // МИА. М., 1961., Т. 94.

Гохман И.И. Антропологические особенности древнего населения Европейской части СССР и пути их формирования // Антропология современного и древнего населения Европейской части СССР. Л., 1986.

Григорьев В. В. Обзор политической истории хазаров // Северный архив. 1835. Т. 58.

Гринкова Н. П. Очерки по русской диалектологии. 4. Говор тудовлян Ржевского уезда// Известия ОРЯС АН СССР. Л., 1926. Т. 31.

Гумилев Л.Н. Древние тюрки. М., 1967.

Гумилев Л. Н. Этнос и ландшафт // Известия ВГО. 1968. Вып. 100. № 3.

Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. Л. , 1989.

Гумилев Л. Н. География этноса в исторический период. Л., 1990.

Гумилев Л.Н. Древняя Русь и Великая Степь. М., 1992

Гуревич А. Я. Проблемы генезиса феодализма. М., 1970.

Гуревич А. Я. Категории средневековой культуры. М., 1972.

Джаксон Т. Н. Русский Север в древнескандинавских сагах // Культура Русского Севера. Л., 1988.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.