Сделай Сам Свою Работу на 5

ДИАПАЗОН ПАРАДИГМ РЕГИОНАЛИСТИКИ





Спектр парадигм, в конечном итоге, экстраполирует вечную проблематику отношения личность–космос–абсолют и если современная физика постэйнштейновской парадигмы вышла на тот же парадигматический уровень, преломляя его в проблематике теории физического вакуума (Шипов, 1993), то гуманитарное знание адекватную плоскость всеобъемлющей картины мира раскрывает на уровне доминанты человеческого самосознания, структур системы ценностей индивида, Эго (Алахвердов, 1993; Налимов. 1989). Продолжить эту экстраполяцию на проблематику собственно археологии не так уж сложно (Клейн, 1995). В нормах строго археологического мышления, археологическая версия истории может быть представлена как система, или сумма упорядоченных археологических комплексов, атомарных единиц археологической культуры. Уравнение «комплекс=индивид» раскрывает в археологии историю как сумму биографий, социальной реализации индивидуальных Эго. Гуманитарный аспект мировоззренческой проблематики не случайно аккумулировался в базовой для всего комплекса гуманитарного знания парадигме прав человека.

Показательно, однако, что попытки реализации этой парадигмы в ее сложившемся на данном этапе развития мысли кодифицированном и нормативном виде не предотвратили, если не стимулировали, острейших межличностных и межгрупповых конфликтов и прежде всего — в их наиболее архетипической и архаической форме —региональных этнических конфликтов, по своим исходным стимулам — конфликтов идентификаций (этнических самоопределений и основанных на этих самоопределениях, территориальных претензий). Осознавая себя, этнос вступает в борьбу за «место под солнцем».



Актуальность регионалистики в целенаправленной попытки создать строгий научный междисциплинарный аппарат для изучения региональных процессов формирования, передачи, механизмов действия архетипов человеческого поведения, проявляющихся в поразительной историко-географической стабильности границ и соотношений региональных ИКЗ.

В свою очередь, проблематика регионалистики тесно связана, через понятие «регион» (замкнутая пространственная область действия коммуникативных связей и узлов определенного уровня, где ИКЗ выступает как один из множества возможных аспектов этого понятия, акцентируя пространственно-временную стабильность региона) с проблематикой и содержанием понятий «этнос», «этническая общность» (также рассматриваемых, в частности, и как определенные региональные коммуникативные системы). Не касаясь сейчас многочисленных дискуссий о ключевых понятиях этногенеза, отметим, что в данном исследованииэтнос рассматривается как сложная семиотическая система ассоциативно-иерархического многоуровнего типа. В разных аспектах — общественном, биологическом, географическом — различные науки выделяют этнос каждая по своим признакам. Семиотический подход позволяет определить и новые пространственные характеристики этноса, «семиотику культурного пространства и как ее производное, в частности и «археологическое пространство культуры» (Теребихин, 1993). Регионалистика в предлагаемом понимании важна прежде всего как способ синтеза всех этих характеристик.



Планетарное существование миллиардов личностей реализуется в миллионах регионов и локусов(точек пересечения коммуникаций). Плотностью распространения и характеристиками локусов определятся границы, размеры, соотношения регионов, а многоуровневостью коммуникативных связей — характер общностей, определяемых как ИКЗ.

По мнению В. А.Ядова, центр тяжести проблемы — в кризисе социальной мысли, в тупике теории. Социология оказалась перед констатацией неразрешимости на данном этапе ряда бинарных альтернатив, таких как:

глобализация социокультурных процессов при одновременном оживлении (регенерации) архаических норм, в частности этнического архетипа, и как следствие, резонанс— конфликты посттоталитарной эпохи;



интегрирующее начало в каждом конкретном обществе резонирует национальной идеей;

— с одной стороны, усложняется социальная структура на базе дифференциации современных технологий и социофункций; с другой — упрощаются (до рубежа выживаемости индивидов иструктур) индивидуальные и групповые стимулы поведения иментальные восприятия;

деполитизация и нарастающая общественная апатия масс в сочетании с развитием новых форм элитарных идейных движений лишает перспективы привычный политическиймеханизм (кризис традиционных политических партий и в целом «партийного принципа» организации политического процесса);

клиентистика политических активистов, ориентирующихся на лидера, сопровождается люмпенизацией значительной части общества в национально-государственных и глобальных масштабах, существенно меняется в целом казавшаяся стабильной, сложившаяся во второй половинеXX столетиякартина мира с делением на «свободный», «социалистический» и «третий мир» (Ядов, 1992).

Все более становится ясно, что на уровне первоначальных, внутридисциплинарных констатации собственными средствами отдельных отраслевых гуманитарных дисциплин (социологии, политологии, а тем более дисциплин, казалось бы, удаленных от актуальных процессов — лингвистики, археологии, антропологии) все эти альтернативы неразрешимы. Отмеченные выше на примере археологии базовые парадигмы исчерпаны.

РЕГИОНАЛИСТИКА В КРУГУ СМЕЖНЫХ ДИСЦИПЛИН

АРХЕОЛОГИЯ

В основании иерархии исследовательских операций регионалистики археология как исходная составляющая. Спектр признаков артефакта (характеристик любого материализованного произведения культуры и вообще, следа человеческой культурной деятельности), то есть познавательных единиц, которыми обычно оперирует археология, сравнительно легко извлекается из актуальной окружающей действительности: на такие же, в принципе «признаки» (атрибуты артефакта) можно разделить любое доступное изучению явление действующей, окружающей культуры.

Археология формирует своего рода «фундаментные рвы» актуальной культуры, но тем самым она закладывает основы развитого самосознания, а следовательно в определенной мере и дальнейшей исторической судьбы культур и наций. Региональная археология, упорядоченная систематикой артефактов, сгруппированных в «топохроны» (археологические типы в точных координатах места и времени) выступает базовым компонентом междисциплинарного синтеза регионалистики.

АНТРОПОЛОГИЯ

Палеоантропология, если точнее определить этот уровень Антропологической науки, предоставляет уникальные материалы по связям древнего населения и современного, выражаемых в «естественно-биологическом субстрате этносов и культур. Во взаимодействии с археологией, а в отдельных экскурсах — преодолевая своими экстраполяциями принципиальную неполноту (фрагментарность) археологических данных, она проникает на хронологическую глубину, недоступную для этнографии и лингвистики, вплоть до эпохи антропогенеза (становления человека). Кроме того, антропология в частности, «четко фиксирует примесь инородных этнических элементов и выступает тем самым как тонкий индикатор миграций и переселений» (Алексеев, 1989).

ЭТНОГРАФИЯ

Многообразие, большая детальность, всеохватность данных отличают этнографию по сравнению с археологией: археологический источник говорит «полушепотом», — отмечал В.П. Алексеев, которому археология «напоминает этнографию, из которой полностью исключены любые представления о народе, этнографию, в которой нет людей, а остались только предметы быта, хозяйственные орудия, постройки» (Алексеев, 1989). Совокупность собственно этнографических данных позволяет определить не только географические границы явлений, реалий, но и раскрыть существенные аспекты таких понятий, как этнос, народ, нация, язык, самосознание, трансформация, ассимиляция, а в конечном счете получить целостные характеристики многоуровневой семиотики конкретного «культурного пространства» (Теребихин, 1995).

Блок дисциплин, очерченный таким образом, характеризует человека (группу людей, народ, этнос) в его непосредственном взаимодействии в пространстве — с природой, ландшафтом. Рельеф и гидрография, другие природные условия ландшафта ареала культурных реалий и антропологических типов, структурные связи артефактов и людей — их носителей и создателей выступают на этом уровне в объективизированном виде.

ЛИНГВИСТИКА

История языка расширяет диапазон исследования культурных явлений. Строго говоря, здесь мы имеем дело с самостоятельным блоком специализированных языковедческих дисциплин.

Историческая диалектология изучает развитие диалекта как системы в принципе, вне привязки к конкретному народу. Обращаясь в далекое прошлое, мы видим, что неплохо знаем струкуру многих языков, но нередко мало что знаем о народах, которые на них говорили. Предмет исторической диалектологии — не история формирования ареала и границ диалекта, не история населения (демогенез), не история этноса (этногенез), но история диалекта, история форм регионального языка.

Язык — один из важнейших атрибутов этноса. Во многих случаях язык и самосознание совпадают, хотя в пределах этнического ареала может произойти переход на новый язык необязательно связанный с приходом в этот ареал нового населения. Если говорить об использовании для этнолингвистических целей результатов собственно лингвистических исследований, то разные уровни языка обладают различной значимостью не только при решении конкретных этнолингвистических проблем, но и для этнолингвистики в целом (Герд, 1995а).

Грамматические и синтаксические явления дают меньше материала для этнолингвистических исследований, но содержат немало интересных данных по вопросам билингвизма и сравнительно-историческому изучению языковых структур, определению типов языковых состояний, места региональных диалектов в процессе исторического развития языков.

Лексика во многом непосредственно отражает культуру народа, особенно во взаимодействии с конкретным этнографическим материалом: лексические факты отличаются иногда устойчивым характером на протяжении многих веков. Важным этнолингвистическим параметром служит анализ лексических заимствований. При обращении к предметной лексике целесообразно исходить из допущения, что если в определенную эпоху существовало слово, обозначавшее какое-то понятие, то значит, существовало и само явление, реалия: это обеспечивает контаминацию лексических данных с данными этнографии, а порою и археологии (Воронова, 1968; Востриков, 1981; Герд, 1970; Лутовинова, 1977; Мжельская, 1975, 1979).

Ономастика занимает особое место в кругу дисциплин гуманитарного синтеза регионалистики, входя в него такими разделами, как этнонимика, топонимика, антропонимика (Агеева, :-70; 1974; Бубрих, 1947; Муллонен, 1983, 1994; Мурзаев, 1974). 3 абсолютном большинстве случаев наличие у той или иной группы населения своего особого самоназвания (этнонима) так или иначе свидетельствует о ее этническом самовыделении. Это могут быть группы разного типа (этнос, субэтнос). Этнонимика может оказать большую помощь в аспекте реконструкции отдельных ареальных микрозон.

Среди непосредственных лингвистических источников важное место занимают диалектные, этимологические, топонимические словари и атласы. Именно они дают столь необходимые для региональных исследований этимологию слова, точные ареалы изолекс, географию распространенности слов в конкретной форме и в определенном значении. Особенно важно определить, где и когда возникла данная форма, откуда она попала на изучаемую территорию, в этот диалект.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.