|
Аристотель, древнегреческии философ
Конечно, нудные нравоучения и строгости мало кому нравятся. Но в прошлые века их, было во много раз больше, чем сейчас. Дети, вероятно, очень уставали от воспитательной тирании и поэтому, став взрослыми, старались быть добрее и не требовать от своих отпрысков слишком многого. Так от поколения к поколению воспитание европейцев становилось все менее строгим и все более мягким и свободным. Уровень требовательности опускался все ниже и ниже. Вероятно, именно так постепенно и незаметно европейская молодежь и достигла нынешней дикости. Одним из последствий безумной либерализации воспитания стала утрата культуры общения и крушение многих семейных традиций, существовавших веками. Люди стали меньше общаться между собой. Даже самые близкие родственники. Именно поэтому между европейцами нарастает отчуждение и непонимание, а вместо естественной любви приходит ненависть и злоба.
На сколько ускорил культурную деградацию Европы массовый приток малообразованных мигрантов из стран Азии и Африки? Подобные «неполиткорректные» исследования власти вряд ли позволят провести. Но и без глубоких исследований совершенно очевидно, что на утрату культуры одежды они, несомненно, повлияли.
Теперь в Европе, как в Китае, можно прямо в трусах зайти в магазин. Или даже выйти на сцену перед огромной аудиторией. Раньше европейцы, отправляясь в театр или на какое-то семейное торжество, старались как-то нарядиться и облачались в свои самые красивые одежды. Теперь это считается излишним. На юбилей некоторые одеваются как на рыбалку. Понятия парадной одежды для многих уже не существует. Наступила эпоха простоты, доходящей до полного примитива. Великолепные камзолы – шедевры портновского искусства остались в далеком прошлом. Головные уборы уже не являются обязательной частью гардероба. Шляпы стали большой редкостью.
Много лет назад одного моего приятеля не хотели пускать в столичный ресторан без галстука. Таковы были порядки. А сейчас в тот же ресторан пустят в чем угодно. На смену элегантным платьям, костюмам и галстукам пришли примитивные футболки и рваные джинсы. Изначально нижнее белье – футболки – в наше время превратилось в популярную верхнюю одежду. Деградация затронула даже столицу европейской моды. Вот как описала внешность современных француженок молодая россиянка, постоянно живущая в Париже:
Стиль отсутствует
«Постоянныи стиль casual, все серое, неброское, женщины почти всегда без каблуков, без макияжа, не бреются, часто неухоженные ногти, очень любят одевать сапоги на голые ноги, зимои - короткие джинсовые шорты и черные колготки - это в порядке вещеи, любят одевать кроссовки под юбку, что смотрится просто «замечательно», или же носят юбку со спортивными туфлями без каблука. И мужчины и женщины всегда носят шарфы, разнои формы, размера, цвета и фактуры (просто культ шарфов какои-то). Женщины любят балетки и узкие джинсы, вся одежда обязательно практична, пастельных оттенков, часто не поглажена, из натуральных тканеи. Огорчу вас, но знаменитыи французскии стиль у современных людеи отсутствует, особенно у молодых. Красиво одетые женщины на каблуках и с макияжем – это обычно пенсионерки. Все, поголовно все, курят, очень много курят, особенно женщины».
С точки зрения европейского эстета, жившего лет сто назад, нынешняя Европа просто свихнулась. Богачи одеваются как оборванцы, и даже на светских приемах не стесняются щеголять в нижнем белье. Современные танцы эстета тоже сильно удивили бы. Он сказал бы, что они больше похожи на африканские, нежели на европейские. Действительно, если посмотреть массовые дискотеки, то нельзя не согласиться, что наша культура танцев во многом африканизировалась. Изумительный по красоте своих грациозных движений, но достаточно сложный в исполнении полонез давно забыт. Теперь его можно увидеть только в кино. Даже более простые вальс и танго уже мало кто танцует. Под спокойную романтическую музыку пары теперь просто неуклюже топчутся на месте, часто даже не попадая в такт музыки. И это в наше время называется танцами.
Раньше в мире не было такого безумного количества радиостанций, но классическая музыка звучала гораздо чаще. Сейчас найти ее в эфире практически невозможно. Деградация европейского общества прогрессирует, а музыкальная культура опускается все ниже. Это становится заметно даже в самых образованных странах.
Несколько лет назад я с подругой оказался в шведском городе Мальме, расположенном по соседству с датской столицей Копенгагеном. Был чудный июльский вечер. Над древними постройками старого города возвышался древний храм, упиравшийся в небо своим остроконечным шпилем. Подойдя к нему, услышали звуки органа. Судя по объявлению, висевшему у дверей, в храме проходил бесплатный концерт органной музыки. Как оказалось, такое бывает здесь не часто. Однако, войдя в храм мы были поражены не только виртуозным уровнем исполнения, но и... пустотой зала, который был заполнен процентов на десять. Взывавшую к небу органную музыку слушали всего несколько десятков человек преимущественно пожилого возраста.
После концерта мы немного отошли от храма и оказались на площади заполненной сотнями людей. Нет, никакого митинга там не было. Все эти мужчины и женщины просто сидели за столиками многочисленных кафе и баров, расположенных по всему периметру древней площади. Они пили, жевали и о чемто разговаривали. В отличие от храма здесь невозможно было найти ни одного свободного места... Вот такой удивительный парадокс: выбирая между довольно редким концертом органной музыки и постоянно работающими барами, куда можно зайти в любой день, подавляющее большинство – более 90 процентов выбрали последнее. И это ни где-нибудь в полудикой голодной Африке, а в самом центре Европы! В достаточно сытой и образованной стране. Кстати, той самой где ежегодно присуждаются престижные Нобелевские премии, оценивающие вклад в развитие человечества.
Кроме культуры одежды и культуры танцев существует еще и такое понятие как культура речи. За последнее столетие европейцы ее тоже во многом утратили. Сейчас даже аристократы часто разговаривают как необразованные сапожники. Общий уровень европейского общества в этой сфере не повышается, а понижается, скатываясь все ниже и ниже до самого примитивного.
На смену возвышенной европейской культуре, существовавшей веками, приходит убогая антикультура. И происходит все это на фоне невиданного научно технического прогресса. Появляется великое множество электронных устройств, о которых еще лет 20 назад никто даже не мечтал. Правда, значительная часть их содействует не столько развитию интеллекта, сколько отуплению людей. Речь не только о калькуляторах, которые разучили школьников считать в уме. Гораздо более яркое и опасное проявление такой тенденции – компьютерные игры, которые в наше время стали огромной индустрией, приносящей миллиардные прибыли. На этот электронный наркотик подсели уже миллионы людей. Не только дети и подростки, но и вполне взрослые люди. Виртуальные игры для многих стали дороже живого общения с друзьями и родственниками.
В начале прошлого столетия Освальд Шпенглер - известный немецкий философ,
автор нашумевшей книги «Закат Европы» рассматривал культуру как множество самостоятельных организмов различных народов. Они, якобы, проходят собственный эволюционный цикл в течении несколько сотен лет, и умирая перерождаются в свою противоположность – цивилизацию. Цивилизация в понимании Шпенглера противопоставляется культуре. Он расценивает ее, как новый этап развития, где мертвый, бесчеловечный техницизм становится важнее творческого потенциала отдельной личности.
Эта теория, конечно, не безупречна, хотя кое-что уже подтверждается нашей действительностью. Технические достижения позволили заметно удешевить кинопроизводство, но это, в конечном счете, способствует не столько расцвету киноискусства, сколько его деградации. Фильмов теперь снимают во много раз больше, но их профессиональный уровень заметно снизился и зачастую просто несопоставим с работами мастеров минувших времен. Получается, что технический прогресс цивилизации не cтолько содействует, сколько противодействует культуре. Техника становится все сложней и фантастичней, а люди в искусстве все бездарней...
Кино уже не искусство
«Больше нет кино. Вместо кино теперь – мувиз. Это уже не искусство. Это – часть шоу-бизнеса. Все, что шоу-бизнес, не имеет отношения к искусству (это уже из названия «шоу-бизнес» следует). В 90-е годы не могут существовать Феллини или
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|