Вильгельм Раих, «Сексуальная революция»
Сексуальная революция, проповедовавшая свободную любовь, предлагала иной совершенно непривычный, но вполне разумный подход: не разбивать семью из-за треугольника, а как бы расширять ее, не убивать соперника или соперницу, а дружить с ними. Вполне нормальными стали призывы: «Жены, дружите с возлюбленными своего мужа» или «Хорошая жена сама подбирает подходящую возлюбленную своему мужу, а муж рекомендует жене своих товарищей». Жизнь втроем была не редкость. Пожалуй, самой известной была семья с участием знаменитого поэта Владимира Маяковского, Лили и Осипа Брик.
Надо отметить, что этот весьма нестандартный способ решения проблемы «любовного треугольника» был опробован в России еще до революции, но не в коммунах, а в кругах богемы. На рубеже веков поэты, писатели и философы испытывали новые формы семьи на собственном опыте. Брак втроем практиковался в разном сочетании: двое мужчин и одна женщина, либо две женщины и один мужчина. Возможно, многие будут удивлены узнав, что в число наиболее известных сексуальных экспериментаторов входили такие знаменитые деятели искусства как Гиппиус, Мережковский и Философов; Блок, Менделеева и Белый; Вячеслав Иванов, ЗиновьеваАнибал и Маргарита Волошина.
В годы сексуальной революции их дело продолжили члены коммунистического союза молодежи. В 20-х годах самая популярная в стране молодежная газета «Комсомольская правда» рассказала о том, как в родильный дом к молодой матери явились сразу два отца. Оказалось, что женщина была одновременно женой обоих и поэтому не могла точно знать кто именно является отцом новорожденного сына. Все трое были комсомольцами и студентами рабфака. Они ничуть не смущались и не боялись чужих глаз. Называли это любовью втроем, ни от кого ее не прятали и даже пытались найти ей теоретическое «обоснование». Считали, что любовь комсомольцев не знает ревности, лишена частнособственнических инстинктов и вполне может быть коллективной.
Надо отметить, что в то время подобных фактов было немало. Они нашли свое отражение даже в кино. На эту тему в 1927 году была снята художественная мелодрама «Третья Мещанская» («Любовь втроем»). Но традиционного «хепи енда» в фильме не было. Потому как официальное отношение к сексуальным экспериментаторам было достаточно критическим. О пропаганде в пользу распространения такого опыта в конце 20-х годов уже не было и речи. Партия взяла курс на возврат к традиционным формам семьи. Соответственно возвращались и привычные методы решения проблем «любовного треугольника». Опять через ложь и лицемерие, с неизбежными убийствами и самоубийствами... Это считалось более нормальным вариантом, нежели любовь втроем.
Шаг за шагом сексуальную революцию постепенно придушили вместе с НЭПом и свободой предпринимательства. Любую память о ней вычистили так тщательно, что спустя несколько десятилетий о первом в мире масштабном эксперименте в половой сфере в СССР уже мало кто помнил. Всю сексуальную культуру эротическое искусство, научные исследования и сексуальное просвещение – безжалостно выкорчевали. C 1936 по 1961 год в Советском Союзе было выпущено всего две книги с упоминанием слова «секс». В библиотеке их выдавали даже не всем врачам. Социологические исследования половую жизнь вообще не затрагивали. Таким образом на смену безграничной свободе любви и расцвету нудизма пришли строгие пуританские правила.
Пуританские строгости
«В конце 1950-х гг. в СССР впервые появились шорты, но чтобы носить их даже на курортах Крыма и Кавказа, требовалось мужество. По распоряжению местных властеи мужчин в шортах не обслуживали ни в магазинах, ни в столовых, ни в парикмахерских. Увидев за рулем автомобиля водителя в шортах, милиция могла остановить машину и потребовать,чтобы человек тут же переоделся. Местные жители говорили, что шорты оскорбляют их нравственные чувства. ...Столь же энергично преследовались декольтированные платья и традиционные сарафаны».
Игорь Кон, из книги «Клубничка на березке. Сексуальная культура в России»
Понятно, что в таких условиях парад голых на Красной площади никому уже и в страшном сне не мог присниться. Тем более, что в учебниках истории сексуальная революция даже не упоминалась. А в середине 80-х годов на популярном ТВ шоу в ответ на вопрос американцев, как у советских людей обстоят дела с сексом, было прямо заявлено, что «В СССР секса нет!».
Глава 7
Эрос и цивилизация
Лига сексуальных реформ • Американские исследования и эксперименты • Вторая сексуальная революция • Сексуальное образование и сексуальная культура •
Порнография как зеркало нравов
Лига сексуальных реформ
Сексуальная революция в Советской России содействовала многим переменам на Западе точно так же, как октябрьский переворот в России 1917 года способствовал революции в Германии в ноябре 1918-го. Уже в 1919 году немецкий психиатр и психоаналитик Магнус Хиршфельд (Hirschfeld) создает в Берлине Институт сексуальных наук, который первым в мире стал заниматься решением лечебных, консультационных, просветительских задач в этой сфере и превратился в признанный научноисследовательский центр Европы. Магнус Хиршфельд руководил институтом до 1933 года пока нацисты его не разгромили. Большой архив и научную библиотеку варварски сожгли на площади. Подобного института ни в Германии, ни в Европе не воссоздано до сих пор.
Однако, вернемся в 20-е годы. В 1921 году институт Хиршфельда организует в Берлине «Первую научную конференцию реформирования в вопросах секса на основе исследований сексологии». Для объединения усилий в глобальном масштабе в 1928 году на съезде в Копенгагене учреждается Всемирная лига сексуальных реформ. Она охватывала наиболее прогрессивных для того времени исследователей половых проблем и сторонников сексуальной реформы во всем мире. На пике популярности в этой международной организации насчитывалось около ста тридцати тысяч членов! Ее программа включала следующие пункты:
1. Политическое, экономическое и сексуальное равноправие женщины.
2. Освобождение брака (в особенности расторжения брака) от опеки со стороны церкви и государства.
3. Регулирование рождаемости в соответствии с принципами деторождения, проникнутыми сознанием ответственности.
4. Евгеническое воздействие на потомство.
5. Защита матерей-одиночек и детей, рожденных вне брака.
6. Правильная оценка вариантов интерсексуальных отношений, в особенности гомосексуальности мужчин и женщин.
7. Предупреждение проституции и венерических заболеваний.
8. Восприятие нарушений полового влечения не как прежде – в виде преступлений, грехов или пороков, а в качестве более или менее болезненного явления.
9. Сексуально-уголовное право, которое делает наказуемым только действительное вмешательство в половую свободу другого лица, но не вмешивается в сами половые отношения, основывающиеся на совпадающей воле взрослых людей.
10. Планомерное половое воспитание и просвещение.
В этой международной организации был представлен и Советский Союз. Пятый конгресс Всемирной лиги сексуальных реформ планировалось провести в 1931 году в Москве, однако по неизвестным причинам он там не состоялся. Последний конгресс прошел в 1932 году в чехословацком городе Брно. В 1935 году вскоре после смерти Магнуса Хиршфельда Всемирная лига сексуальных реформ была распущена. Немаловажную роль в этом сыграл разгром Института сексуальных наук в Берлине, ведь именно здесь располагалось главное бюро этой международной организации. Создать новый институт в Париже не удалось.
Магнус Хиршфельд внес столь огромный вклад в развитие сексуальных наук, что его нередко сравнивали со знаменитым физиком Альбертом Эйншейном, чьи революционные идеи перевернули представления человечества об устройстве мира. Спустя много лет уже в самом конце двадцатого столетия в Германии был снят игровой художественный фильм «Эйнштейн секса», посвященный Хиршфельду.
Следует отметить, что ученый имел нетрадиционную половую ориентацию и был основателем «Движения за эмансипацию германских геев». Его имя носит международный фонд в защиту прав бисексуалов, геев и лесбиянок, основанный в 2007 году в Берлине.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|