IV. Анализ и «чтение» одноуровневых моделей слов (с. 84).
– Рассмотрите иллюстрации в учебнике.
– Что изображено в верхнем ряду? (Лужи и уши.)
– Прочитайте по слогам и орфоэпически слова «лужи» и «уши».
– Сколько слогов в каждом слове?
– Произнесите последний слог в каждом слове?
– Какую гласную надо писать в слогах «жи» и «ши»?
– Какой звук обозначает гласная «и» в слогах «жи» – «ши»? (Звук [ы].)
– Сравните произношение звуков[ж] и [ш]. Как они называются? (Это парные согласные звуки.)
– Рассмотрите рисунки в нижнем ряду. Что здесь изображено?
– Прочитайте по слогам и орфоэпически слова «шест» и «жест».
– Сколько слогов в каждом слове?
– Сравните данные слова по произношению. Какими звуками они отличаются?
– Какой звук обозначает гласная «е» в словах «шест» и «жест»? (Звук [э ].)
– Как произносятся звуки [ж ] и [ш]? (Это твердые звуки.)
– Сравните произношение звуков [ж] и [ш]. Как они называются? (Это парные согласные звуки.)
– Объясните значение данных слов. Составьте с ними предложения.
Жест – движение рукой или другое телодвижение, обозначающее что-нибудь или сопровождающее речь.
Сделал красивый жест – подарил цветы.
Шест – длинная палка.
Прыжок с шестом.
V. Работа по развитию речи.
Учащиеся читают пары слов на розовом фоне и выделяют, какими буквами отличаются данные слова. далее объясняют значение слов.
Жесть – тонкое листовое железо.
Шарил – искал на ощупь.
Шарил руками в темноте.
Шарады.
С глухим шипящим я число,
Со звонким – имя существительное.
(Шесть – жесть.)
Чтоб поддерживать скворечню
Иль антенну, я гожусь.
С мягким знаком я, конечно,
Сразу цифрой окажусь.
(Шест – шесть.)
Далее учащиеся читают и заучивают скороговорку.
– Отгадайте загадку:
Что за птица –
На яйца садится,
По чужим гнездам шныряет,
Своих детей не знает?
(Кукушка.)
– Как, по-вашему, за что кукушка получила свое имя? конечно, за то, что она кукует, кричит: «Ку-ку! Ку-ку!». Кукушка не высиживает и не вскармливает птенцов, а, снеся яичко на землю, подхватывает его клювом и летит по лесу в поисках какого-нибудь гнезда мелкой птицы, в котором уже лежат яйца. Найдя такое, кукушка вынимает из него одно яйцо, съедает и подбрасывает в него свою ношу. Так что не случайно плохих матерей называют «кукушками».
– Какие звуки чаще повторяются в скороговорке? (Звуки [к] и [ш].)
– Прочитайте слова со звуком [ш].
VI. Задание на развитие внимания.
1. Игра «Закончите слово».
– Добавьте слог «ши» или «жи», чтобы слово зазвучало правильно:
каранда … (ши) экипа … (жи)
камы … (ши) вклады ... (ши)
блинда … (жи) мане … (жи)
шала … (ши) вельмо … (жи)
стелла … (жи) детены … (ши)
гара … (жи) зверены … (ши)
клави … (ши) рого … (жи)
эта … (жи) гусены ... (ши)
черте … (жи) кра … (жи)
ланды … (ши) стра … (жи)
2. Игра «Звуки перепутались».
– Найдите ошибки.
С другом мы играли в … чашки, Мы с сестрой посуду … шили,
Пили чай из белой … шашки! И наряды куклам … мыли!
Вылезла из норки … шишка, Модница надула … шубы –
На нее упала … мышка! Не подходят ей все … губы!
Петухи, затеяв … шпоры, Горько плачет бедный … шарик,
Грозно поднимают … споры! Улетел воздушный … Гарик!
– Какие звуки «шалят»?
VII. Итог урока.
– Что нового узнали на уроке?
– Назовите парные согласные звуки.
Урок 75 СОГЛАСНЫЙ ГЛУХОЙ ТВЕРДЫЙ ЗВУК [ш]. БУКВЫ Ш, ш
Цели деятельности педагога: создать условия для совершенствования навыка дифференцировать звуки по твердости – мягкости; учить сравнивать звуки парами по глухости – звонкости и отличать парные звуки [ж] и [ш]; продолжить формирование умений выделять глухие согласные звуки [ж] и [ш]; упражнять в чтении слогов, слов и текстов с буквой «ш»; рассмотреть значения слова «шашки»; закреплять понимание смыслоразличительной функции фонем на примере сравнения минимальных пар слов; закреплять знание условного обозначения звонкого, глухого, твердого и мягкого согласных звуков; учить акцентированному произнесению согласных звуков на основе одноуровневых моделей слов; раскрыть технологию перекодирования звуковой формы слова в буквенную на основе двухуровневых моделей слов; закреплять значения слова «шишка»; формировать умение читать предложения как относительно законченные по смыслу структурные единицы; закреплять прием воспроизведения слова вслух на основе его звуковой модели; развивать фонематический слух и культуру звукопроизношения; воспитывать интерес к чтению.
Планируемые результаты:
Личностные УУД: развитие основ самоорганизации – организация исследовательского пространства ученика.
Регулятивные УУД: адекватно воспринимать оценку учителя; осуществлять контроль в форме сличения своей работы с заданным эталоном; вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу, если она расходится с эталоном (образцом).
Коммуникативные УУД: участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях; отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу; соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить; слушать и понимать речь других; осуществлять работу в паре.
Познавательные УУД: моделировать различные языковые единицы (слово, предложение).
Предметные УУД: дифференцировать звуки по твердости – мягкости; сравнивать звуки парами по глухости – звонкости и отличать парные звуки [ж] и [ш]; выделять глухие согласные звуки [ж] и [ш]; знать значения слова «шашки»; читать предложения как относительно законченные по смыслу структурные единицы.
Оборудование: слоговое лото; ребусы; фишки-звуки; шаблоны-прямоугольники и шаблоны-треугольники для составления схем предложений.
Ход урока
I. Сообщение темы урока.
Учитель читает шуточное стихотворение.
ПЕТУШКИ
Петушки распетушились,
Но подраться не решились.
Если очень петушиться,
Можно и пера лишиться.
Если и пера лишиться,
Нечем будет петушиться.
– Какой звук повторяется в этом стихотворении? (Звук [ш].)
– Назовите слова со звуком [ш].
– Сегодня на уроке будем читать предложения со звуком [ш].
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|