II. Звуковой анализ слов на основе одноуровневых моделей (с. 82).
– Рассмотрите иллюстрации в учебнике в верхнем ряду.
– Что изображено слева? (Шляпа.)
– Прочитайте слово «шляпа» по слогам и орфоэпически.
– Произнесите первый звук в слове «шляпа».
– Дайте характеристику звуку [ш]. (Звук согласный глухой твердый.)
– Что нарисовано справа? (Душ.)
– Прочитайте слово «душ» по слогам и орфоэпически.
– Произнесите последний звук в слове «душ».
– Дайте характеристику звуку [ш]. (Звук согласный глухой твердый.)
III. Конструирование большой и малой букв Ш, ш.
Учитель просит детей рассмотреть образцы печатных букв «Ш», «ш».
На что похожа буква «Ш»?
На зубья этого ковша.
В. Степанов
Шура сено ворошил,
Вилы в сене позабыл.
Г. Виеру
– Из каких элементов-шаблонов они состоят?
Далее учитель раздает учащимся в конвертах необходимые шаблоны и просит сконструировать из них буквы «Ш», «ш».
Один из учащихся выполняет задание на магнитной доске.
Учащиеся выполняют упражнения за учителем.
Две кукушки, – Ку-ку!..
Две болтушки Ку-ку!..
Повстречались на опушке, Если хочешь – посчитай.
Сели рядом на суку А не хочешь –
И кричат: Вылетай.
IV. Знакомство с обозначением изученных звуков с помощью малой печатной буквы в квадратных скобках и правилом соотношения буквы «ш» и согласных звуков.
Буква «ш» обозначает один согласный звук: твердый глухой звук [ш].
V. Сравнение звуковой и буквенной форм слов на основе двухуровневой модели.
– Рассмотрите иллюстрации в книге. Что изображено слева? (Шуба.)
– Прочитайте слово «шуба» по слогам и орфоэпически.
– Сколько в слове слогов? Назовите ударный слог.
– На каком месте в слове «шуба» стоит буква «ш»?
– Дайте характеристику звуку [ш]. (Звук согласный глухой твердый.)
– Что изображено в центре? (Шина.)
– Прочитайте слово «шина» по слогам и орфоэпически.
– Сколько в слове слогов? Назовите ударный слог.
– На каком месте в слове «шина» стоит буква «ш»?
– Какой звук обозначает буква «ш» в слове «шина»?
– Какой звук обозначает буква «и» в слоге «ши»?
– Что нарисовано справа? (Груши.)
– Прочитайте слово «груши» по слогам и орфоэпически.
– Сколько в слове слогов? Назовите ударный слог.
– Дайте характеристику звуку [ш]. (Звук согласный глухой твердый.)
– Какая буква пишется в слоге «ши»?
– Какой звук произносится в слоге «ши»?
VI. Чтение слогов по заданным схемам (с. 83).
После чтения учащиеся анализируют слоги каждого столбика.
– Чем похожи слоги в каждом столбике?
– Чем отличаются слоги в отдельных столбиках? (В первом столбике слоги, которые начинаются с гласного звука. Во втором – слоги начинаются со звука [ш].)
– Какой звук обозначает буква «ш» во всех слогах?
VII. Чтение слогов и слов (с. 83).
После чтения учащиеся делят слова на группы: слова-предметы, слова-признаки. У каждого слова учащиеся выкладывают фишки: прямоугольники розового цвета обозначают слова-предметы, прямоугольники желтого цвета – слова-признаки.
Учащиеся читают пары слов на розовом фоне и выделяют, какими буквами отличаются данные слова. Далее объясняют значение слов.
Чтение пар слов на голубом фоне и выделение в каждой из них слова, которое отличается одним лишним звуком.
После чтения учащиеся объясняют значение слов и составляют предложения с данными словами.
Учащиеся читают пары слов на желтом фоне слева – направо и справа – налево.
– Как называются данные слова? (Перевертыши.)
Шёлк – нитки, изготовляемые из выделений гусеницы-шелкопряда. (Волосы как шелк.)
Клёш – расширенный книзу.
Марш – торжественное музыкальное произведение.
Туш – короткое торжественное музыкальное приветствие.
Оркестр играл туш.
Шут – клоун.
VIII. Чтение стихотворения «Жадина».
– Кто автор этого стихотворения?
– Что просили у Гриши?
– Как он отвечал на все просьбы?
– Дайте характеристику главному герою этого стихотворения.
– Объясните название произведения. Почему оно так названо?
Далее учащиеся читают стихотворение по ролям.
IХ. Задания на развитие речи.
1. Кто больше запомнит слов?
Шел-шлепал шпиц, шустрый щенок. Щеголял шелковой шерсткой.
– Шур-шур!
Шорох? Шепот? Шарахнулся щенок.
– Шварк-шварк!
Шишига шестиголовая шевелится? Шушера шерстоперая шебаршится? Шмыгнул щенок в шалаш.
– Щетка шутит!
(Л. Яхнин)
2. Ребусы.
Ответ: шутка. Ответ: шарф.
3. Веселые звуки.
На десятом этаже …Две вороны ворожили,
Жили буквы «ш» и «ж». Десять – сено … (ворошили).
То грустили, то смеялись И сороки не тужили:
И квартирами менялись У реки пожар … (тушили).
Каждый час. А журавль рыбу жарил.
И вот что, кстати, Шмель в цветах душистых … (шарил).
Получилось в результате. И беседовал с ужами
Заяц, хлопая … (ушами).
Х. Итог урока.
– Что нового узнали на уроке?
– Какой звук обозначает буква «ш»?
Урок 74 СОГЛАСНЫЙ ГЛУХОЙ ТВЕРДЫЙ ЗВУК [ш]. БУКВЫ Ш, ш
Цели деятельности педагога: создать условия для совершенствования навыка дифференцировать звуки по твердости – мягкости; учить сравнивать звуки парами по глухости – звонкости и отличать парные звуки [ж] и [ш]; упражнять в чтении слогов, слов и текстов с буквой «ш»; закреплять понимание смыслоразличительной функции фонем на примере сравнения минимальных пар слов; закреплять знание условного обозначения звонкого, глухого, твердого и мягкого согласных звуков; учить акцентированному произнесению согласных звуков на основе одноуровневых моделей слов; раскрыть технологию перекодирования звуковой формы слов в буквенную на основе двухуровневых моделей слов; рассмотреть значения слова «шишка»; формировать умение читать предложения как относительно законченные по смыслу структурные единицы; воспитывать культуру учебного труда.
Планируемые результаты:
Личностные УУД: осознание роли речи в общении людей; понимание богатства и разнообразия языковых средств для выражения мыслей и чувств.
Регулятивные УУД: адекватно оценивать правильность выполнения своих учебных действий; в сотрудничестве с учителем ставить конкретную учебную задачу на основе того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё неизвестно.
Коммуникативные УУД: умеет обмениваться мнениями, слушать другого ученика – партнера по коммуникации и учителя; обсуждать индивидуальные результаты конструирования печатных букв.
Познавательные УУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, умение делать умозаключения и выводы в словесной форме.
Предметные УУД: дифференцировать звуки по твердости – мягкости; сравнивать звуки парами по глухости – звонкости и отличать парные звуки [ж] и [ш]; знать значения слова «шишка»; читать предложения как относительно законченные по смыслу структурные единицы.
Оборудование: карточки с буквами для игры «Найди пару»; шарады.
Ход урока
I. Сообщение темы урока.
– Рассмотрите схемы слов на доске:
Ми□а ма□ина каранда□
Ната□а □утка малы□
– Какая буква потерялась? (Буква «ш».)
– Какой звук обозначает буква «ш»?
– Сегодня на уроке будем читать слова с буквой «ш».
– Повторите, четко произнося звуки, скороговорку:
Шишки скользкие шуршали,
Шумно шлепались с сосны.
Слоем снега, словно шалью,
Скроет шишки до весны.
– Объясните значение слова «шишки». (Еловые, сосновые шишки и шишки от удара.)
II. Чтение слогов и слов с доски. Дифференциация звуков [ж] – [ш].
жаль – шаль Луша – лужа
жарь – шарь Саша – сажа
жар – шар тушить – тужить
жить – шить крушить – кружить
шила – жила сушу – сужу
шарить – жарить машет – мажет
шутка – жутко нашивка – наживка
III. Задание на внимание.
– Прочитайте предложение на доске:
На крыше у Шуры жил журавль Жура.
– Найдите слова, которые отличаются парными согласными звуками. (Шура – Жура.)
– Соедините стрелками парные согласные звуки.
– Кто больше запомнит слов со звуком [ш]?
Учитель читает стихотворение:
Пшенная каша – в ложке,
Ложка – в широкой плошке.
На плошке – плоская крышка.
На крышке – голодная мышка.
Пушистая серая кошка
Следит за мышкой с окошка.
Ждет: вот шмыгнет под крышку
И кашкой займется мышка.
С ложки пшенную кашку
Слижет мышка-бедняжка,
Звякнет пустая ложка,
И мышкой займется кошка.
– Составьте звукобуквенные схемы слов «ложка», «бедняжка».
ло́жка
|
| бедня́жка
| [ло́шка]
|
| [б’эдн’а́шка]
| – Какой звук обозначает буква «ж» в этих словах? (Звук [ш].)
Учащиеся выполняют упражнения за учителем.
Шишки
Белка с ветки в свой домишко
Перетаскивала шишку.
Белка шишку уронила,
Прямо в Мишку угодила.
Застонал, заохал Мишка –
На носу вскочила шишка.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|