II. Чтение слогов, слов с доски.
Ход урока
I. Сообщение темы урока.
– Как пыхтит каша? (Пых-пых.)
– Как пищат птенцы? (Пи-пи.)
– Назовите тему нашего урока.
В это время – Пассажирский
Пеликан Пароход
Прилетел Прямо к пристани
Из дальних стран. Плывет.
Он разинул клюв широкий – Слов на букву «п» немало, –
И прочел такие строки: Птичка пеночка сказала.
Г. Сапгир
– Какие звуки звучали чаще в этом стихотворении? (Звуки [п], [п’].)
II. Звуковой анализ слов на основе одноуровневых моделей (с. 75).
– Рассмотрите иллюстрации в учебнике в верхнем ряду.
– Что изображено слева? (Полка.)
– Прочитайте слово «полка» по слогам и орфоэпически.
– Произнесите первый звук в слове «полка».
– Дайте характеристику звуку [п]. (Звук согласный глухой твердый.)
– Объясните, почему звук [п] произносится твердо? (За буквой «п» в слове стоит гласная буква «а».)
– Что изображено справа? (Пилка.)
– Прочитайте слово «пилка» по слогам и орфоэпически.
– Произнесите первый звук в слове «пилка».
– Дайте характеристику звуку [п’]. (Звук согласный глухой мягкий.)
– Объясните, почему звук [п] произносится мягко? (За буквой «п» в слове стоит гласная буква «и».)
III. Конструирование большой и малой букв П, п.
Подходящие ворота,
Проходи, кому охота!
Г. Виеру
Учитель просит детей рассмотреть образцы печатных букв «П», «п».
– Из каких элементов-шаблонов они состоят?
Далее учитель раздает учащимся в конвертах необходимые шаблоны и просит сконструировать из них буквы «П», «п».
Один из учащихся выполняет задание на магнитной доске.
Учащиеся выполняют упражнения за учителем.
ПТИЧКИ
Птички в гнездышке сидят
И на улицу глядят.
Погулять они хотят,
И тихонько все летят.
IV. Знакомство с обозначением изученных звуков с помощью малой печатной буквы в квадратных скобках и правилом соотношения буквы «п» и звуков [п], [п’].
Буква «п» обозначает два согласных звука: твердый глухой [п] и мягкий глухой [п’].
V. Сравнение звуковой и буквенной форм слов на основе двухуровневой модели.
– Рассмотрите иллюстрации в книге. Что здесь изображено? (Пушка, пешка.)
– Прочитайте слово «пушка» по слогам и орфоэпически.
– Сколько в слове слогов? Назовите ударный слог.
– На каком месте в слове «пушка» стоит буква «п»?
– Какой звук обозначает буква «п» в слове «пушка»?
– Дайте характеристику звуку [п]. (Звук согласный глухой твердый.)
– Объясните, почему звук [п] произносится твердо? (За буквой «п» в слове стоит гласная буква «у».)
– Прочитайте слово «пешка» по слогам и орфоэпически.
– Сколько в слове слогов? Назовите ударный слог.
– Произнесите первый звук в слове «пешка».
– Дайте характеристику звуку [п’]. (Звук согласный глухой мягкий.)
– Объясните, почему звук [п’] произносится мягко? (За буквой «п» в слове стоит гласная буква «е».)
– Назовите гласные, которые обозначают мягкость предыдущего согласного звука. (Буквы «е», «ё», «и», «я», «ю».)
VI. Чтение слогов по заданным схемам.
После чтения учащиеся анализируют слоги каждого столбика.
– Чем похожи слоги в каждом столбике?
– Чем отличаются слоги в отдельных столбиках? (В первом столбике слоги, которые начитаются с гласного звука. Во втором – слоги начинаются со звука [п]. В третьем – слоги начинаются со звука [п’].)
VII. Чтение звуков по звонкости – глухости: [б] – [п], [п’] – [б’] и минимальных пар слов (на розовом фоне), отличающихся по этому признаку и имеющих различное значение.
Чтение пар слов на голубом фоне и выделение в каждой из них слова, которое отличается одним лишним звуком.
VIII. Чтение загадки.
– Прочитайте загадку. Отгадайте ее. (Мороз.)
– О каких инструментах говорится в этой загадке?
– Прочитайте только те слова, в которых есть парные по глухости – звонкости согласные звуки.
IX. Чтение и заучивание наизусть чистоговорки. Произнесение текста в ускоренном темпе.
– Прочитайте чистоговорку.
– Какой звук чаще всего повторяется в этой чистоговорке? (Звук [п’].)
– Что обозначает слово «перепелка»?
Перепел – полевая птица, родственная куропатке.
Х. Задания на развитие речи, внимания.
1. «Кто больше запомнит слов».
Пошел петух путешествовать. По полю погулял. Поклевал пшеницу. Пруд по пути попался. Поостерегся петушок. Покупался в песке. Попрыгал. Пескарей попугал. Поглядел – полдень. Перышки почистил.
(Л. Яхнин)
2. Сочиним сказку.
ПРО ОВОЩИ
Решил однажды помидор собрать войско из овощей. Пришли к нему горох, капуста, огурец, морковь, лук, свекла, репа, картофель, редиска.
И сказал помидор: «Много желающих оказалось, поэтому я ставлю условие: в первую очередь в войско мое пойдут лишь те овощи, в названии которых слышится звук [п]».
Опечалились остальные овощи, и решили они попросить помидора, чтобы он придумал для них такое условие, чтобы они все оказались вместе в овощном войске. Думал-думал помидор и наконец придумал. Он поделил их на две группы: в одной – овощи, в названии которых есть [л], а в другой – [р]. В каких словах-названиях овощей слышатся эти звуки?
3. Слоговой аукцион.
Придумайте слова, в которых слог «пи»был бы первым (пила, пирамида), чтобы слог «па»был вторым (липа, лапа, лупа).
4. Загадки.
– Разделите слова-отгадки на слоги.
Он с бубенчиком в руке,
В сине-красном колпаке.
Он веселая игрушка,
И зовут его …
Вперевалку шел со льдин
К нам на утренник …
Я хотел устроить бал
И гостей к себе …
Веселятся Коля, Лена.
Это значит – …
XI. Итог урока.
– Что нового узнали на уроке?
– Какие звуки обозначает буква «п»?
Урок 69 СОГЛАСНЫЕ ГЛУХИЕ ЗВУКИ [п], [п’], ОТЛИЧАЮЩИЕСЯ ПО ПРИЗНАКУ МЯГКОСТИ – ТВЕРДОСТИ. БУКВЫ П, п
Цели деятельности педагога:создать условия для знакомства со значениями слова «плитка»; совершенствовать навык чтения; закреплять умение определять парные согласные звуки; развивать речевые умения, внимание, мышление; воспитывать любовь к русскому языку.
Планируемые результаты:
Личностные УУД: стремится к повышению культуры речевого общения, к овладению приемами творческого самовыражения с осознанием общественной полезности своего труда и своей жизни в целом.
Регулятивные УУД: отличать новое знание (умение) от уже известного с помощью учителя, формулировать проблему и цель урока; проговаривать последовательность действий на уроке.
Коммуникативные УУД: умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении.
Познавательные УУД: понимает значение речи в жизни каждого человека и общества.
Предметные УУД: дифференцировать глухие звуки [п], [п’] на основе работы по звукобуквенным схемам, чтения слогов, слов и текстов; читать исходные и преобразованные слова путем замены или дополнения в них одного звука, а также обратного прочтения (слева направо) слов-перевертышей.
Оборудование: слоговые карточки «ба», «па»; рисунки к слову «плитка».
Ход урока
I. Сообщение темы урока.
– Какой звук заблудился?
• На волке (полке) – сметана,
Творог, молоко.
И рад бы поесть,
Да достать нелегко.
• Под березами, где тень,
Притаился старый день (пень).
– Какие звуки заблудились? (Звуки [п], [п’].)
– Сегодня на уроке будем читать слова, предложения с буквой «п».
– Произнесите слог «ба» или «па», чтобы правильно составить слово:
жа
шай
ры
вер
шу
тор
| БА
| ре
ли
лу
ла
лам
шля
| ПА
|
II. Чтение слогов, слов с доски.
ап па пап пал плат
оп по поп пел плот
уп пу пуп пил плут
ып пы пып пыл липка
ип пи пип пол лапка
еп пе пеп пул пилка
– Найдите слово.
Ответ: подберезовик.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|