Сделай Сам Свою Работу на 5

Организация и осуществление розыска

Организация и осуществление розыска должны отвечать следую­щим требованиям.

1. Оперативность, под которой понимаются быстрота и непрерыв­
ность розыска, активность субъекта розыска, массированность привле­
каемых сил и средств.

Динамизм следственных ситуаций, быстрота рассеивания доказа­тельственной и "старения" ориентирующей информации, процессы от­чуждения и ослабления коммуникабельности жителей современных боль­ших городов, возможности средств сообщения и связи требуют неза­медлительной реализации принятых решений о проведении розыскных мероприятий. Дефицит времени становится постоянно действующим фак­тором розыска. Он диктует необходимость максимального расширения фронта розыска в минимальном временном интервале.

Предельно возможное сокращение промежутка между установле­нием и обнаружением объекта, обозначаемое в практике как розыск "по горячим следам", или, что более точно, раскрытие преступления "по горячим следам". Это понятие охватывает комплекс неотложных следственных действий, розыскных и оперативно-розыскных меропри­ятий, позволяющих не только установить и обнаружить, но и изобли­чить преступника в течение нескольких суток.

2. Тактическая обоснованность розыска выражается в учете скла­
дывающихся следственных ситуаций, определении круга и последова­
тельности розыскных мероприятий и проводимых в розыскных целях

*


§ 2. Организация и осуществление розыска



следственных действий, выборе момента их осуществления и прогнози­ровании ожидаемых результатов. Тактическая обоснованность связана с психологической, о которой, как о психологических основах розыска, мы говорили ранее. К сказанному можно добавить, что в число качеств, которые должен проявить субъект розыска, входит целеустремленность, настойчивость в достижении цели, что особенно важно, когда розыск принимает затяжной характер или осуществляется после приостанов­ления производства по делу.

3. Логическая обоснованность розыска заключается в непротиворе­чивости планируемых мер, последовательности плана розыска, обосно­ванности розыскных версий, принимаемых в процессе розыска реше­ний, анализе действий противостоящей стороны.



4. Согласованность между розыскной деятельностью следователя и оперативно-розыскной деятельностью органов дознания означает:

 

1) единство цели розыскных мероприятий и следственных действий, дополнительный характер тех и других по отношению друг к другу, комплексность их планирования и проведения;

2) тесное взаимодействие и деловое непрерывное сотрудничество между субъектами розыскной деятельности в целом — следователем и оперативными работниками. Взаимодействие, осуществляемое в форме согласованных действий, имеет четыре уровня.

На первом"следователь и оперативный работник проводят парал­лельно одноименные розыскные мероприятия, например преследова­ние преступника по разным возможным путям его ухода с места пре­ступления. Взаимодействие осуществляется путем обмена информаци­ей о ходе преследования.

Второй уровень — проведение оперативным работником мероприя­тий, обеспечивающих розыскную деятельность следователя. На этом уровне следователю передается информация, полученная из негласных источников, а также рекомендации о путях и способах ее использова­ния. Например, выявляется свидетель, которого следователь впослед­ствии допрашивает и получает необходимые данные о месте нахожде­ния обвиняемого.

Третьим уровнем взаимодействия можно считать передачу следо­вателем информации оперативному работнику для выполнения розыск­ного требования следователя.

Наконец, четвертый, самый высокий уровень — проведение ро­зыскной оперативно-тактической комбинации, под которой понимают комплекс взаимосвязанных и взаимообусловленных оперативно-розыск­ных мер, розыскных мероприятий и следственных действий, преследу­ющих одну общую цель и выполняемых в определенной последователь­ности каждым участником в границах его компетенции.

На этом уровне совместно обсуждаются результаты розыскной де­ятельности, выявляются просчеты, принимаются меры к их исправ­лению.

Содержание розыскной деятельности составляют его организация и планирование, розыскные мероприятия следователя и розыскные воз­можности следственных действий.


490 Глава 29. Розыскная деятельность следователя]

Организация розыска предполагает учет и расстановку наличных сил и средств, определение форм и методов взаимодействия с опера­тивными аппаратами, анализ исходной информации. С организацией нёГразрывно связано планирование розыска на основе выдвинутых версий. Содержание плана зависит от объекта розыска.

Правовую основу взаимодействия при розыске составляют поруч ния следователя органам дознания.

Весьма важной является работа с населением, средствами массово информации, сотрудниками экспертно-криминалистической службы ор­ганов внутренних дел. Цель — получение информации о разыскивае­мом, о свидетелях и потерпевших, месте нахождения искомых объек­тов, их признаках и свойствах и т. п. Население может принимать уча­стие в поисковых мероприятиях, в обследовании участков местности и т. п. Специалисты и эксперты оказывают помощь при производстве розыскных следственных действий, отождествлении обнаруженных объектов розыска и т. д.

Розыскные действия следователя группируются на мероприятия:

1) с целью получить исходную информацию для розыска;

2) проводимые с целью задержания преступника "по горячим сле­дам";

3) блокирующего и "сторожевого" характера;

4) с целью обнаружить объекты розыска;

5) с целью активизации розыска и расширения круга его участни­ков. .

Для начального этапа розыска характерны мероприятия первой и второй групп, для последующего — третьей и четвертой. Мероприятия пятой группы осуществляются на обоих этапах.

Существенную роль при розыске могут играть и следственные дей­ствия, проводимые специально в розыскных целях. В сущности, в этих целях может быть использовано любое следственное действие, однако, как свидетельствует практика, наибольшими розыскными возможнос­тями обладают осмотр, «допрос, обыск и выемка, проверка и уточнение показаний на месте. При этом в самой общей форме можно сказать, что розыскные возможности осмотра и допроса заключаются в том, что они позволяют получить исходную розыскную информацию, а обыск, выем­ка, проверка и уточнение показаний на месте — обнаружить объекты розыска.

Организация и тактика розыска зависят от характера разыскивае­мых объектов, складывающейся следственной ситуации и ее правиль­ной оценки.

Розыск скрывшихся обвиняемыхпредпринимается при уклонении от следствия, что должно быть документально зафиксировано, причем само по себе отсутствие обвиняемого в определенном месте еще не дает оснований для такого утверждения. Проверка того, уклоняется ли обвиняемый от следствия, включает получение данных с его места жи­тельства и работы, наведение справок о его возможном пребывании у родственников, знакомых и т. п., в больницах, военкомате (призыв на военную службу, на сборы), по учетам ИЦ и других аппаратов органов


§ 2. Организация и осуществление розыска . 491

внутренних дел, в том числе о возможном взятии его под стражу за совершение иного преступления. Все полученные сведения отражают­ся в соответствующих справках и протоколах следственных действий.

В целях уклонения от ответственности обвиняемый может сменить местожительство, изменить анкетно-демографические данные с помо­щью фальшивых документов, признаки внешности, укрыться в специ­ально подготовленном месте и т. п.

Приняв решение о розыске, следователь выносит об этом постанов­ление, указывает в нем орган дознания, которому поручается розыск, и прилагает к постановлению справку о личности скрывшегося обвиняе­мого.

Оперативный сотрудник, которому поручен розыск, заводит ро­зыскное дело, оформляет статистические и розыскные карточки, пе­редает сведения о разыскиваемом в дежурную часть органа внутренних дел, которые затем вносятся в картотеку разыскиваемых лиц. Все эти действия составляют содержание местного розыска.

Продолжением и развитием местного может стать федеральный розыск, начинающийся рассылкой сторожевых карточек во все област­ные и республиканские органы внутренних дел.

Перечисленные меры не освобождают следователя от обязанности самому продолжать розыск обвиняемого.

Розыск иных объектов не требует специального постановления. Уча­стие в нем сотрудников органа дознания обеспечивается поручением следователя на основании п. 4 ч. 2 ст. 38 УПК РФ.

Свидетели и потерпевшие также могут уклоняться от явки в органы следствия (боязнь мести со стороны преступника, дружеские или ин­тимные отношения с ним, нежелание огласки своих аморальных по­ступков и т. п.). Для их обнаружения используются приемы розыска об­виняемых.

Сходство имеет и розыск пропавших без вести лиц, но при этом проверяется и версия об их убийстве. Заявление о пропавших без вести оформляется специальным протоколом с приложением к нему фотогра­фий пропавшего и его документов. Через три месяца после объявления местного розыска объявляется федеральный розыск пропавшего; пре­кращается он по истечении 15 лет.

Эффективным средством выяснения судьбы таких людей служит проверка по данным централизованного учета лиц, пропавших без вес­ти, неопознанных трупов и неизвестных больных.

При обнаружении разыскиваемого трупа решается задача установ­ления личности погибшего, поскольку без этого розыск нельзя считать завершенным. С этой целью труп предъявляется для опознания; может быть проведена и судебно-медицинская экспертиза, а также проверка по учету лиц, пропавших без вести.

Розыск транспортных средств ведется в двух случаях: при краже (угоне); если водитель скрылся с места ДТП. В первом случае данные для розыска должны быть получены от владельца автомобиля, во вто­ром — при производстве следственных действий и оперативно-розыск­ных мероприятий: осмотра места происшествия, допроса свидетелей-



Глава 29. Розыскная деятельность следователя


очевидцев и др. Используются также данные органов ГИБДД по учету автотранспортных средств, единому для всей Федерации.

При розыске животных и их трупов розыскные ориентировки рас­сылаются в соседние органы внутренних дел, сельскохозяйственные предприятия, заготовительные организации, рынки и т. п. Оператив­ным путем может быть проверена причастность к краже заводчиков породистых собак и кошек, использованы данные криминалистическо­го учета похищенного и пригульного скота.

Как уже указывалось, весьма эффективную помощь в розыске мо­гут оказать средства массовой информации, особенно телевидение.


Глава 30. Взаимодействие участников раскрытия и расследования преступлений

§ 1. Понятие, принципы и субъекты взаимодействия

Эффективность раскрытия, расследования и предотвращения пре­ступлений в значительной степени зависит от успешности взаимодей­ствия следователя с иными участниками этого процесса — оперативны­ми сотрудниками органа дознания, других служб правоохранительных органов, со сведущими лицами — специалистами и экспертами, а так­же контрольно-ревизионными органами, средствами массовой инфор­мации и др. Это взаимодействие представляет собой согласованную по целям и задачам, силам, средствам, месту и времени деятельность в процессе установления истины по уголовному делу.

О взаимодействии следователя с иными участниками расследова­ния можно говорить в известном смысле лишь условно, поскольку с процессуальной точки зрения здесь нет равноправного партнерства: статус следователя определяет его главенствующую и руководящую роль, персональную ответственность за принимаемые решения и ре­зультаты расследования в целом. Вся деятельность иных участников расследования подчинена задачам, поставленным перед ними следо­вателем, согласуется с ними. Однако, поскольку термин "взаимодей­ствие" традиционно используется для обозначения этой деятельнос­ти, нет смысла при дальнейшем изложении заменять его каким-либо другим.

Содержание взаимодействия определяется его целями. В одних случаях такой целью может быть успешное проведение отдельного следственного действия, в других — получение необходимой инфор­мации оперативным путем, в третьих — поиск и обнаружение скрыв­шегося подозреваемого или обвиняемого, вещественных доказательств, документов, ценностей и т. п. Соответственно взаимодействие может носить разовый, краткосрочный характер или осуществляться на по­стоянной основе в течение значительного времени, например всей ра­боты по конкретному уголовному делу или по группе дел того или иного вида.

Необходимость взаимодействия возникает не всегда. Если произ­водство предварительного следствия является необязательным и дело расследуется в полном объеме органом дознания, то о взаимодействии в рассматриваемом аспекте говорить не приходится. Это не значит, что работник органа дознания ни с кем не контактирует, никто не оказыва­ет ему содействия. Как и следователь, он обращается к специалистам, экспертам, может консультироваться с сотрудниками других служб ор­ганов внутренних дел, но эти отношения и эта деятельность организа­ционно, а в большинстве случаев и процессуально (за исключением


494 Глава 30. Взаимодействие участников раскрытия преступлений

---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- _-------- Я__________ |_______________________________ __

назначения судебных экспертиз) отличается от взаимодействия следова­теля и других субъектов процесса доказывания.

Главная цель взаимодействия — раскрытие преступлений. Поэто­му, если преступление совершено в условиях очевидности и его требу­ется не раскрыть, а расследовать, потребность во взаимодействии сле­дователя с органом дозйания может и не возникать или выражаться лишь в разовых поручениях.

Перечислим принципы взаимодействия.

1. Соблюдение законности. Обеспечивается четкой, правовой регла­ментацией деятельности участников, контролем со стороны руководи­телей органов следствия и дознания, прокурорским надзором. Главное требование — участники действуют строго в пределах своей компетен­ции, определяемой законом, который не допускает смешения следствен­ной и оперативно-розыскной деятельности.

2. Соблюдение законности обусловливает и такой принцип взаимо­действия, как строгое соблюдение подследственности. Как известно, закон предусматривает две формы дознания: по делам, где предвари­тельное следствие необязательно и где оно обязательно, когда функ­ции органа дознания ограничены производством лишь неотложных след­ственных действий по установлению и закреплению следов преступле­ния, выявлению и задержанию виновных. Такое разграничение функ­ций органов предварительного следствия и органов дознания отражает­ся и на формах, и на содержании взаимодействия.

Решить вопрос о подследственности и отсюда о необходимости вза­имодействия лица, производящего расследование, и иных субъектов работы с доказательствами, в тех случаях, когда первоначальные (не­отложные) действия осуществляются органом дознания, позволяют результаты этих действий. Они могут подтвердить наличие в событии признаков преступления определенного рода или вида. Достоверность этой информации и позволяет правильно решить вопрос о подследствен­ности. Известно, что после определения характера события, требующе­го предварительного следствия, работа органа дознания прекращается по одному из трех вариантов:

1) при выполнении неотложных действий до установленного зако­ном срока;

2) независимо от выполнения неотложных действий и истечения срока — по указанию надзирающего прокурора;

3) по истечении установленного законом срока (независимо от объема неотложных действий и полученных результатов).

 

3. Руководящая и организующая роль следователя, соответствую­щая его процессуальному статусу и ответственности за результат.

4. Целеустремленность взаимодействия, обусловленная решением конкретных задач расследования и в конечном счете интересами уста­новления истины по делу.

5. Плановость и динамичность взаимодействия. Согласованность со­вместной деятельности обеспечивается ее планированием. Но по ходу расследования задачи и содержание взаимодействия уточняются и до­полняются, может возникнуть потребность изменить круг взаимодей­ствующих субъектов, привлечь новые силы и средства.


§ 1. Понятие, принципы и субъекты взаимодействия 495

Прокурор, осуществляющий надзор за следствием и дознанием, играет здесь организующую роль. В соответствии со своими полномочи­ями он вправе сам давать поручения оперативным сотрудникам, опре­делять иные формы взаимодействия следователя с ними, контролиро­вать соблюдение компетенции каждым из субъектов взаимодействия. При этом он не должен вмешиваться в оперативно-розыскные мероприятия органов дознания, предписывать им пути и способы реализации поруче­ний.

Важные функции в этом процессе выполняет начальник следствен­ного отдела (подразделения). Его указания о формах и содержании вза­имодействия, как и указания прокурора, обязательны для следователя. Эти указания могут, помимо прочего, относиться к организации след­ственно-оперативной группы (СОГ), ее составу и т. п.

Организация взаимодействия при раскрытии и расследовании пре­ступлений складывается из ряда элементов. Первый из них — анализ материалов дела следователем, определение задач, которые требуют совместной деятельности, конкретных исполнителей.

Необходимость в совместной деятельности определяется следовате­лем на основе имеющихся в его распоряжении доказательств и иных данных, учета следственной ситуации и состояния процесса расследова­ния. Определяются им и субъекты взаимодействия: те или иные службы правоохранительных и иных органов, конкретные лица. Наиболее часто к совместной деятельности привлекаются сотрудники уголовного розыс­ка, служб по борьбе с организованной преступностью и с преступлени­ями в области экономики, криминалистических подразделений органов внутренних дел, ГИБДД, различных ведомственных и административ­ных инспекций и др.

Второй элемент — оперативный обмен информацией о состоянии и результатах работы.

В обмене информацией между следователем и оперативным со­трудником органа дознания выражается двусторонний характер их помощи. Взаимное информирование необходимо для корректировки и согласованности планов следствия и оперативно-розыскных мероп­риятий. Это особенно важно при планировании оперативно-такти­ческой комбинации, успех которой полностью зависит от того, точ­но ли выдерживают ее участники намеченные сроки и очередность оперативно-розыскных мероприятий и следственных действий. Сво­евременный, исчерпывающий и непрерывный обмен информацией приобретает особо важное значение для членов СОГ. Его формы различны: совещание всего состава СОГ, контакты между отдель­ными ее участниками и т. п. Немаловажно при этом сохранить тай­ну следствия, не допустить утечку оперативной информации, в чем могут быть заинтересованы лица, противодействующие расследова­нию.

Третий элемент — корректировка работы участников взаимодей­ствия и его задач, диктуемая результатами проделанного, изменением следственной ситуации.

17 Криминалистика


496 Глава 30. Взаимодействие участников раскрытия преступлений

Взаимодействие осуществляется на основе единого согласованного плана. Этот план в соответствии с ведомственными рекомендациями дол­жен содержать:

1) изложение следственных и розыскных версий;

2) все, что вытекает из этих версий, т. е. перечень обстоятельств, подлежащих установлению и выяснению, — по каждой из выдвинутых версий;

3) перечень необходимых действий, с помощью которых должны быть установлены или исследованы эти обстоятельства, и порядок таких действий;

4) перечень розыскных мероприятий, осуществляемых следовате­лем;

5) изложение обстоятельств, подлежащих установлению оператив­ным путем (сами оперативно-розыскные меры, пути установления этих обстоятельств в плане не указываются);

6) сроки исполнения, в том числе промежуточные: обмена инфор­мацией, корректировки плана (при необходимости);

7) список исполнителей по каждому пункту плана.
Оперативно-розыскные меры планируются отдельно оперативным

сотрудником. Рекомендуется уделять особое внимание согласованности планируемых мероприятий и следственных действий по времени, мес­ту, срокам окончания, участникам. Единый план рассматривается руко­водителями следственного подразделения и соответствующей оператив­ной службы.

Особенно важны согласованность и своевременная корректировка начального этапа расследования, когда от этого зависит успешность раскрытия преступления "по горячим следам", установление и розыск виновного, розыск похищенного имущества. В случае, когда производ­ство по делу приостанавливается для розыска, следователь не вправе полностью перекладывать его на сотрудников органа дознания, но обя­зан сам активно осуществлять розыскные меры, координируя и согла­совывая их с оперативно-розыскными мероприятиями, преследующи­ми ту же цель.

Необходимость во взаимодействии возникает в различных ситуа­циях. Три из них наиболее типичны.

1. Совершение неочевидного преступления (преступление налицо, но неизвестно, кто его совершил). Инициатива в организации взаимодей­ствия (инициатива, но не решение о взаимодействии, которое всегда принимает следователь) в подобных случаях исходит, как правило, от дежурной части органа внутренних дел. Формой взаимодействия высту­пает СОГ, выезжающая на место происшествия. В ее состав обычно входят следователь, оперативный сотрудник соответствующего профи­ля, специалист (криминалист, судебный медик), а при необходимости — кинолог со служебно-розыскной собакой. Их задачи — качественный осмотр места происшествия и незамедлительное использование получен­ной информации для раскрытия преступления, розыска и задержания виновного. Именно на этом этапе решается вопрос о подследственности возбужденного дела, о продолжении и направлениях работы по делу


§ 2. Формы взаимодействия



органа дознания. В этих случаях на стадии возбуждения уголовного дела орган дознания может участвовать в проверке имеющейся информации, собирании дополнительных данных, в том числе и путем исследований материальных объектов (так называемые предварительные исследова­ния, осуществляемые сотрудниками экспертно-криминалистической службы органов внутренних дел).

2. Решение следователем вопроса о возбуждении уголовного дела по материалам органа дознания (оперативным материалам). Ему же принад­лежит инициатива в организации взаимодействия, целями которого слу­жат: проведение согласованных следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий, направленных на установление виновных и всех эпизодов их преступной акции; полное возмещение материального ущерба, причиненного преступлением; обнаружение вещественных и письменных доказательств, ценностей, нажитых преступным путем.

3. Расследование сложных уголовных дел. Это прежде всего много-эпизодные, групповые дела, дела об организованных преступных сооб­ществах, а также нераскрытые преступления прошлых лет. Формой взаимодействия чаще всего выступает СОГ.

Формы взаимодействия

В зависимости от правовой регламентации различают процессуаль­ные и непроцессуальные формы взаимодействия. Последние иногда име­нуют организационно-тактическими.

Процессуальные формы взаимодействия: оперативно-розыскные мероприятия, выполняемые органами дознания по поручению следова­теля, помощь в производстве следственных действий; розыск по пору­чению следователя лиц и объектов по делам, приостановленным произ­водством; работа со сведущими лицами; образование СОГ.

Необходимость выполнять поручения следователя о производстве розыскных и оперативно-розыскных мероприятий предусмотрена п. 4 ч. 2 ст. 38 УПК РФ. Давая такое поручение, следователь лишь ставит задачу перед органом дознания, но не определяет пути и средства ее решения, поскольку это компетенция органа дознания. Закон не уста­навливает срок его исполнения — этот вопрос согласуется следователем и руководителем органа дознания. Выполнением поручения следователя будет и содействие ему в реализации предусмотренных законом мер процессуального принуждения: участие сотрудников органа дознания в операциях по задержанию вооруженного преступника, его преследова­нию (засады, погони, облавы, различные заградительные мероприя­тия), привод лица, уклоняющегося от явки к следователю, оцепление места происшествия, места производства обыска, пресечение случаев сопротивления следователю.

По сложившейся практике органу дознания не может быть пору­чено производство только наиболее значимых процессуальных дей­ствий — следователь лично выносит постановление о привлечении в ка­честве обвиняемого, предъявляет обвинение, допрашивает обвиняемого.

17*


498 Глава 30. Взаимодействие участников раскрытия преступлений

Сотрудники органа дознания помогают следователю готовить и про­водить сложные и трудоемкие следственные действия, выполняют те или иные обязанности в ходе этих действий (наблюдают за поведением обыскиваемого, осуществляют связь между участниками следственного эксперимента, опрашивают очевидцев во время осмотра места происше­ствия и т. п.).

Взаимодействие следователя со сведущими лицами заключается в следующем:

а) привлечение специалистов к участию в следственных действиях
(ст. 58 УПК РФ);

б) производство судебных экспертиз (причем следователь вправе
присутствовать при производстве экспертизы) (ст. 195, 197, 199 УПК РФ);

в) назначение и производство ревизий (ст. 86 УПК РФ).
Наиболее эффективной формой процессуального взаимодействия

следователя с иными участниками служит СОГ. Эту форму характеризу­ют следующие черты:

проводимые членами СОГ следственные действия и оперативно-ро­зыскные мероприятия подчинены единым целям;

все действия членов СОГ обязательно согласуются между собой, в частности путем разработки единого плана;

каждый из участников СОГ, действуя в пределах своей компетен­ции, сохраняет функциональную самостоятельность;

работа в составе СОГ дает следователю возможность незамедли­тельно использовать данные, полученные оперативным путем, а опера­тивными сотрудниками — информацию, полученную в ходе проведения следственных действий.

Хотя по общему правилу все действия членов СОГ подчинены за­ранее согласованному плану (планируемое взаимодействие), в силу складывающихся обстоятельств допустимы и незапланированные дей­ствия. Например, для привлечения оперативных сотрудников к непос­редственному выполнению таких неотложных следственных действий, как задержание с поличным, обыск и т. п. Это так называемое комби­нированное взаимодействие. Сюда же следует отнести и мероприятия оперативных сотрудников с целью обеспечить проведение тех или иных следственных действий, необходимость которых заранее не планирова­лась.

Типичный состав СОГ — следователь, один или несколько опера­тивных сотрудников соответствующей специализации. Ситуация может потребовать включения специалиста, кинолога, однако они, как прави­ло, привлекаются в разовом порядке.

СОГ работает под руководством следователя. Он отвечает за рассле­дование дела в целом, за своевременность постановки задач перед субъек­тами взаимодействия, за полноту использования представленных ими материалов.

В практике существуют следующие виды СОГ:

1) для осмотров мест происшествий. Такие группы носят временный характер, находятся при дежурных частях органов внутренних дел и


§ 2. Формы взаимодействия



сменяются по установленному графику. Состав групп по общему прави­лу постоянно обновляется; в него обычно входят следователь, сотруд­ник уголовного розыска, специалисты — криминалист и судебный ме­дик, кинолог со служебно-розыскной собакой. Обязанность группы — провести квалифицированный осмотр места происшествия и выполнить связанные с ним неотложные следственные действия и оперативно-ро­зыскные мероприятия. В зависимости от величины обслуживаемой орга­ном внутренних дел территории и населения одновременно может де­журить несколько СОГ;

2) для работы "по горячим следам". Это или та же группа, которая выезжала на место происшествия, если ее обязанности не ограничива­ются лишь осмотром, или специально сформированная;

3) по раскрытию определенных видов опасных преступлений: краж, разбойных или бандитских нападений, половых преступлений и др. Та­кая СОГ носит постоянный характер, специализируется, как правило, на раскрытии конкретного вида преступлений, совершенных в пределах обслуживаемой территории;

4) по раскрытию и расследованию любого вида преступлений, со­вершенных организованными преступными сообществами. В состав СОГ в этом случае входят оперативные сотрудники специализированных под­разделений органов внутренних дел по борьбе с организованной преступ­ностью;

5) по расследованию конкретного сложного, многоэпизодного дела. Состав СОГ носит переменный характер; по ходу расследования в него включаются оперативные сотрудники разных профилей, специалисты, дополнительно привлекаемые следователи;

6) по расследованию нераскрытых преступлений прошлых лет. Группа работает на постоянной основе, может специализироваться на преступ­лениях определенного вида, например убийствах, так называемых "се­рийных" преступлениях.

От СОГ нужно отличать бригадный метод, когда работает брига­да следователей, создаваемая решением прокурора или начальника следственного подразделения органа внутренних дел. Такая бригада состоит только из следователей одного или разных ведомств. Ей мо­гут быть приданы и оперативные сотрудники, но в состав бригады они не входят и взаимодействие с ними чаще всего носит разовый харак­тер.

Численность СОГ и бригад следователей может быть самой различ­ной: от двух-трех до нескольких сот участников, как это было, напри­мер, при расследовании массовых беспорядков на юге страны. Для каж­дого вида СОГ характерны свои тактические особенности взаимодействия. Они определяются кругом участников, задачами и др.

Наконец, еще одной эффективной процессуальной формой взаимо­действия служит оперативно-тактическая комбинация, о которой речь уже шла ранее.

Процессуальные формы взаимодействия определяются ст. 38—41, 150, 151, 157 УПК РФ.


500 Глава 30. Взаимодействие участников раскрытия преступлений

Непроцессуальные формы взаимодействияразнообразнее и отно­сятся к более широкому кругу участников. Самые типичные из них:

1) со сведущими лицами: консультативно-справочная деятельность специалистов, состоящая в помощи следователю как при подготовке тех или иных следственных действий, так и при оценке их результатов, например консультирование следователя по вопросам, которые целе­сообразно выяснить при допросе обвиняемого, о возможностях того или иного вида судебной экспертизы, о содержании и смысле техно­логических требований к производству какой-либо продукции, о науч­ной обоснованности примененных экспертом методов исследования объектов и т. п.; выполнение технических поручений следователя: под­готовка технико-криминалистических средств, размножение докумен­тов и др.;

2) с оперативными сотрудниками: совместное планирование дей­ствий следователя по реализации оперативных данных; обсуждение формулировок вопросов лицом, допрашиваемым с использованием опе­ративной информации, тактики поисковой группы с участием потерпев­шего, плана оперативно-тактической комбинации и др. Можно сказать, что основная цель такого взаимодействия — получение оперативной информации. Остановимся на видах этой информации и возможностях ее использования.

1. Оперативная информация, ориентирующая следователя о дей­ствиях и поведении лиц, причастных к расследуемому преступлению:

сведения о преступной деятельности подозреваемых и обвиняемых;

сведения о действиях различных лиц по сокрытию преступлений;

сведения о действиях или намерениях совершить действия, пре­пятствующие расследованию;

данные о лицах — носителях указанных сведений и вещественных образованиях, которые могут стать источником этих сведений.

Использовать эту информацию возможно двояким путем: непосред­ственно и путем преобразования источника оперативной информации в источник доказательства (опосредованно).

Непосредственное использование оперативной информации заклю­чается в:

ее учете при определении направленности расследования и конст­руировании версий о личности вероятного преступника;

определении на ее основе очередности и характера следственных действий;

обосновании ею конкретных следственных действий — задержания с поличным, обыска и др.;

достижении превосходства в ранге рефлексии; оперативная инфор­мация в этом случае выполняет функцию "обратной связи", позволяя следователю оценить свои действия "глазами партнера" по его выска­зываниям третьим лицам;

ее учете как компонента следственной ситуации при оценке после­дней и принятии тактического решения.


§ 2. Формы взаимодействия



Опосредованное использование оперативной информации заключа­ется прежде всего в поиске путей придания ее источникам процессу­ального статуса, а затем уже извлечении из этих' источников той же информации, но уже выступающей в качестве доказательственной.

2. Оперативная информация, ориентирующая следователя о место­
нахождении объектов, имеющих значение для дела. Эта информация
используется:

при решении произвести обыск, выемку, наложить арест на иму­щество и т. п.;

, для производства иных действий, целью которых служит вовлече­ние указанных объектов в сферу судопроизводства для придания им процессуального статуса: следственного осмотра, проверки и уточне­ния показаний на месте, освидетельствования и т. п.

3. Оперативная информация, содержащаяся в материальных обра­
зованиях и полученная либо непосредственно оперативным сотрудни­
ком, либо с помощью специалиста.

Согласно Закону об ОРД непосредственно оперативным сотрудни­ком информация может быть получена путем исследования предметов и документов, обследования помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств и снятия информации с технических каналов связи (ст. 6).

Чаще всего это документы, которые могут быть приобщены к уго­ловному делу в порядке ст. 84, 89 УПК РФ. Если речь идет о таких носителях оперативной информации, как вещи, предметы, то они мо­гут быть введены в уголовный процесс при осуществлении оперативно-тактической комбинации.



©2015- 2019 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.