Ю. Бондарева, В. Богомолова, Г. Бакланова, В. Не-красова, К. Воробьева, В. Быкова, Б. Васильева
и др.
Новые темы, идеи, образы в поэзии периода «отте-пели» (Б. Ахмадулина, Р. Рождественский, А. Возне-сенский, Е. Евтушенко идр.). Особенности языка,стихосложения молодых поэтов-шестидесятников. По-эзия, развивающаяся в русле традиций русской клас-сики: В. Соколов, В. Федоров, Н. Рубцов, А. Пра-
солов, Н. Глазков, С. Наровчатов, Д. Самойлов, Л. Мартынов, Е. Винокуров, С. Старшинов, Ю. Дру-нина, Б. Слуцкий, С. Орлови др.
«Городская» проза: Д. Гранин, В. Дудинцев, Ю. Три-фонов, В. Маканиии др. Нравственная проблематика ихудожественные особенности их произведений.
«Деревенская» проза. Изображение жизни крестьян-ства; глубина и цельность духовного мира человека, кровно связанного с землей, в повестях С. Залыгина,
В. Белова, В. Астафьева, Б. Можаева, Ф. Абрамова,
В. Шукшина, В. Крупинаи др.
Драматургия. Нравственная проблематика пьес
А. Володина(«Пять вечеров»),А. Арбузова(«Иркут-ская история», «Жестокие игры»), В. Розова («В доб-рый час!», «Гнездо глухаря»), А. Вампилова («Прошлым летом в Чулимске», «Старший сын») и др.
Литература Русского зарубежья. Возвращенные в отечественную литературу имена и произведения
(В. Набоков, В. Ходасевич, Г. Иванов, Г. Адамович, Б. Зайцев, М. Алданов, М. Осоргин, И. Елагин).
Многообразие оценок литературного процесса в кри-тике и публицистике.
Авторская песня. Ее место в развитии литературного процесса и музыкальной культуры страны (содержа-тельность, искренность, внимание к личности; методи-ческое богатство, современная ритмика и инструмен-товка). Песенное творчество А. Галича, Ю. Визбора, В. Высоцкого, Б. Окуджавы,Ю. Кима и др.
Александр ТрифоновичТвардовский, Жизнь итворчество. Личность. (Обзор.) Стихотворения: «Вся суть в одном-единственном завете...», «Памяти ма-тери», «Я знаю, никакой моей вины...» (указанныепроизведения обязательны для изучения).
«В
| тот день,
| когда закончилась
| война...», «Дро-
| бится
| рваный цоколь монумента...»,
| «Памяти Гага-
| рина».
| (Возможен
| выбор двух-трех других стихотворе-
| ний.)
|
|
|
| Лирика крупнейшего русского эпического поэта XX ве-ка. Размышления о настоящем и будущем Родины. Чувст-во сопричастности к судьбе страны, утверждение высо-ких нравственных ценностей. Желание понять истоки побед и трагедий советского народа. Искренность испо-ведальной интонации поэта. Некрасовская традиция в поэзии А. Твардовского.
Т е о р и я л и т е р а т у р ы . Традиции и новаторство в поэзии (закрепление понятия). Гражданственность поэ-зии (развитие представлений). Элегия как жанр лириче-ской поэзии (закрепление понятия).
Борис Леонидович Пастернак.Жизнь и творчест-во. (Обзор.)
Стихотворения: «Февраль. Достать чернил и пла-кать!..», «Определение поэзии», «Во всем мне хо-чется дойти...», «Гамлет», «Зимняя ночь» (указанныепроизведения обязательны для изучения).
«Марбург», «Быть знаменитым некрасиво.,.».
(Возможен выбор двух других стихотворений.) Тема по-эта и поэзии в творчестве Пастернака. Любовная лирика поэта. Философская глубина раздумий. Стремление по-стичь мир, «дойти до самой сути» явлений, удивление перед чудом бытия. Человек и природа в поэзии Пас-тернака. Пушкинские мотивы в лирике поэта. Пастер-нак-переводчик.
Роман «Доктор Живаго» (обзорное изучение с ана-лизом фрагментов). История создания и публикации романа. Жанровое своеобразие и композиция романа, соединение в нем прозы и поэзии, эпического и лириче-ского начал. Образы-символы и сквозные мотивы в ро-мане. Образ главного героя — Юрия Живаго. Женские образы в романе. Цикл «Стихотворения Юрия Живаго» и его органическая связь с проблематикой и поэтикой ро-мана. Традиции русской классической литературы в творчестве Пастернака.
Александр Исаевич Солженицын.Жизнь. Творче-ство, Личность. (Обзор.)
Повесть «Один день Ивана Денисовича» (только для школ с русским (родным) языком обучения) . Свое-образие раскрытия «лагерной» темы в повести. Образ Ивана Денисовича Шухова. Нравственная прочность и устойчивость в трясине лагерной жизни. Проблема рус-ского национального характера в контексте трагической эпохи.
Т е о р и я л и т е р а т у р ы . Прототип литературного героя (закрепление понятия). Житие как литературный повествовательный жанр (закрепление понятия).
Варлам Тихонович Шаламов.Жизнь и творчество.(Обзор.)
Рассказы «На представку», «Сентенция». (Возмо-жен выбор двух других рассказов.) Автобиографический характер прозы В, Т. Шаламова, Жизненная достовер-ность, почти документальность «Колымских рассказов» и глубина проблем, поднимаемых писателем. Исследо-вание человеческой природы «в крайне важном, не опи-санном еще состоянии, когда человек приближается к состоянию, близкому к состоянию зачеловечности». Ха-рактер повествования. Образ повествователя. Новатор-ство Шаламова-прозаика.
Т е о р и я л и т е р а т у р ы . Новелла (закрепление по-нятия). Психологизм художественной литературы (раз-витие представлений). Традиции и новаторство в худо-жественной литературе (развитие представлений).
Николай Михайлович Рубцов. «Видения на хол-ме», «Русский огонек», «Звезда полей», «В горнице»
(или другие стихотворения по выбору учителя и уча-щихся).
Основные темы и мотивы лирики Рубцова — Родина-Русь, ее природа и история, судьба народа, духовный мир человека, его нравственные ценности: красота и любовь, жизнь и смерть, радости и страдания. Драма-тизм мироощущения поэта, обусловленный событиями его личной судьбы и судьбы народа. Традиции Тютчева, Фета, Есенина в поэзии Рубцова.
Виктор Петрович Астафьев. «Царь-рыба», «Пе-чальный детектив». (Одно произведение по выбору.)Взаимоотношения человека и природы в романе «Царь-рыба». Утрата нравственных ориентиров — глав-ная проблема в романе «Печальный детектив».
Валентин Григорьевич Распутин. «Последний срок», «Прощание с Матерой», «Живи и помни». (Од-но произведение по выбору.) Тема «отцов и детей» в по-вести «Последний срок». Народ, его история, его земля в повести «Прощание с Матерой».
Нравственное величие русской женщины, ее самоот-верженность. Связь основных тем повести «Живи и по-мни» с традициями русской классики.
Иосиф Александрович Бродский.Стихотворения:
«Осенний крик ястреба», «На смерть Жукова», «Со-нет» («Как жаль, что тем, чем стало для меня...»).
(Возможен выбор трех других стихотворений.)
Широта проблемно-тематического диапазона поэзии Бродского. «Естественность и органичность сочетания в ней культурно- исторических, философских, литера-турно-поэтических и автобиографических пластов, реа-лий, ассоциаций, сливающихся в единый, живой поток непринужденной речи, откристаллизовавшейся в вирту-озно организованную стихотворную форму» (В. А. Зай-цев). Традиции русской классической поэзии в творче-стве И. Бродского.
Т е о р и я л и т е р а т у р ы . Сонет как стихотворная форма (развитие понятия).
Булат Шалвович Окуджава.Слово о поэте.Стихотворения: «До свидания, мальчики», «Ты те-
чешь, как река. Странное название...», «Когда мне
невмочь пересилить беду...», (Возможен выбор дру-гих стихотворений.)
Память о войне в лирике поэта-фронтовика. Поэзия «оттепели» и песенное творчество Окуджавы. Арбат как особая поэтическая вселенная. Развитие романтических традиций в поэзии Окуджавы. Интонации, мотивы, об-разы Окуджавы в творчестве современных поэтов-бар-дов.
Т е о р и я л и т е р а т у р ы . Литературная песня. Ро-манс. Бардовская песня (развитие представлений).
Юрий Валентинович Трифонов- Повесть «Обмен». «Городская» проза и повести Трифонова. Осмысление вечных тем человеческого бытия на фоне и в условиях городского быта. Проблема нравственной свободы че-ловека перед лицом обстоятельств. Смысловая много-значность названия повести. Тонкий психологизм писа - теля. Традиции А. П. Чехова в прозе Ю. В. Трифонова.
Т е о р и я л и т е р а т у р ы . Психологизм художест-венной литературы (углубление понятия). Повесть как жанр повествовательной литературы (углубление поня-тия).
Александр Валентинович Вампилов. Пьеса «Ути-ная охота». (Возможен выбор другого драматическогопроизведения.)
Проблематика, основной конфликт и система обра-зов в пьесе. Своеобразие ее композиции. Образ Зилова как художественное открытие драматурга. Психологиче-ская раздвоенность в характере героя. Смысл финала пьесы.
Из литературы народов России Мустай Карим. Жизнь и творчество башкирского
поэта, прозаика, драматурга.
| (Обзор.)
| Стихотворения:
| «Подует
| ветер — все больше ли-
| стьев.,.», «Тоска»,
| «Давай,
| дорогая, уложим и скарб
| и одежду...», «Птиц выпускаю». (Возможен выбор дру-гих стихотворений.)
Лирика Мустая Карима. Отражение вечного движе-ния жизни, непреходящих нравственных ценностей в ли-рике поэта. Тема памяти о родных местах, мудрости предков, запечатленных в песнях и сказаниях. Беспа-
мятство — самый тяжкий грех как для отдельного чело-века, так и для всего человечества. Любовная лирика поэта. Глубокий психологизм лирики Мустая Карима.
Т е о р и я л и т е р а т у р ы . Национальное и обще-человеческое в художественной литературе (развитие представлений).
Литература конца XX — начала XXI века
Общий обзор произведений последнего десятилетия. Проза: В. Белов, А. Битов, В. Макании, А. Ким, Е. Носов, В. Крупин, С. Каледин, В. Пелевин, Т. Тол-
стая, Л. Петрушевская, В. Токарева, Ю. Поляков и др. Поэзия: Б. Ахмадулина, А. Вознесенский, Е. Ев-тушенко, Ю. Друнина, Л. Васильева, Ю. Мориц,
Н. Тряпкин, А. Кушнер, О. Чухонцев, Б. Чичибабин,
Ю. Кузнецов, И. Шкляревский, О. Фокина, Д. При-гов, Т. Кибиров, И. Жданов, О. Седакова и др.
Из зарубежной литературы
Джордж Бернард Шоу. «Дом, где разбиваются сердца», «Пигмалион». (Обзорное изучение одной изпьес по выбору учителя и учащихся.)
«Дом, где разбиваются сердца». Влияние А. П. Чехо-ва на драматургию Д. Б. Шоу. «Английская фантазия на русские темы». Мастерство писателя в создании инди-видуальных характеров. Труд как созидательная и очи-щающая сила.
«Пигмалион». Власть социальных предрассудков над сознанием людей. Проблема духовного потенциала лич-ности и его реализации. Характеры главных героев пье-сы. Открытый финал. Сценическая история пьесы.
Т е о р и я л и т е р а т у р ы . Парадокс как художест-венный прием.
Томас Стернз Элиот. Слово о поэте. Стихотворение
«Любовная песнь Дж. Альфреда Пруфрока». Тревогаи растерянность человека на рубеже новой эры, начав-шейся Первой мировой войной. Ирония автора. Паро-дийное использование мотивов из классической поэзии (Данте, Шекспира, Дж. Донна и др.).
Эрнест Миллер Хемингуэй.Рассказ о писателе скраткой характеристикой романов «И восходит солн-
це», «Прощай, оружие!».
Повесть «Старик и море» как итог долгих нравст-венных исканий писателя. Образ главного героя — ста-рика Сантьяго. Единение человека и природы. Самооб-ладание и сила духа героя повести («Человека можно уничтожить, но его нельзя победить»).
Эрих Мария Ремарк. «Три товарища».(Обзорноеизучение романа.) Э. М. Ремарк как наиболее яркий представитель «потерянного поколения». Трагическая концепция жизни в романе. Стремление героев романа найти свое место в жизни, опираясь на гуманистические ценности: солидарность, готовность помочь, дружбу, любовь. Своеобразие художественного стиля писателя (особенности диалогов, внутренних монологов, психо-логический подтекст).
Т е о р и я л и т е р а т у р ы . Внутренний монолог (за-крепление понятия).
Основные виды устных
И письменных работ
(10—11 классы)
У с т н о : выразительное чтение текста художествен-ного произведения в объеме изучаемого курса литера-туры, комментированное чтение.
Устный пересказ всех видов — подробный, выбороч-ный, от другого лица, краткий, художественный (с мак-симальным использованием художественных особен-ностей изучаемого текста) — главы, нескольких глав повести, романа, стихотворения в прозе, пьесы, крити-ческой статьи и т. д.
Подготовка характеристики героя или героев (инди-видуальная, групповая, сравнительная) крупных художе-ственных произведений, изучаемых по программе стар-ших классов.
Рассказ, сообщение, размышление о мастерстве пи-сателя, стилистических особенностях его произведе-ний, анализ отрывка, целого произведения, устный ком-ментарий прочитанного.
Рецензия на самостоятельно прочитанное произве-дение большого объема, просмотренный фильм или фильмы одного режиссера, спектакль или работу акте-ра, выставку картин или работу одного художника, ак-терское чтение, иллюстрации и пр.
Подготовка сообщения, доклада, лекции на литера-турные и свободные темы, связанные с изучаемыми ху-дожественными произведениями.
Свободное владение монологической и диалогиче-ской речью (в процессе монолога, диалога, беседы, ин-тервью, доклада, сообщения, учебной лекции, ведения литературного вечера, конкурса и т. д.).
Использование словарей различных типов (орфогра-фических, орфоэпических, мифологических, энциклопе-дических и др.), каталогов школьных, районных и город-ских библиотек.
П и с ь м е н н о : составление планов, тезисов, рефе-ратов, аннотаций к книге, фильму, спектаклю.
Создание сочинений проблемного характера, рас-суждений, всех видов характеристик героев изучаемых произведений.
Создание оригинальных произведений (рассказа, сти-хотворения, былины, баллады, частушки, поговорки, эс-се, очерка — на выбор). Подготовка доклада, лекции для будущего прочтения вслух на классном или школьном ве-чере.
Создание рецензии на прочитанную книгу, устный доклад, выступление, фильм, спектакль, работу худож-ника-иллюстратора.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|