Сделай Сам Свою Работу на 5

Игорь Северянин (И. В. Лотарев).





 

Стихотворения из сборников: «Громокипящий ку-бок», «Ананасыв шампанском», «Романтические ро-зы», «Медальоны»(три стихотворения по выбору учи-теля и учащихся). Поиски новых поэтических форм. Фантазия автора как сущность поэтического творчест-ва. Поэтические неологизмы Северянина. Грезы и иро-ния поэта.

 

Т е о р и я л и т е р а т у р ы . Символизм. Акмеизм. Фу-туризм (начальные представления).

Изобразительно- выразительные средства художест-венной литературы: тропы, синтаксические фигуры, зву-копись (углубление и закрепление представлений).

 

Александр Александрович Блок.Жизнь и творче-ство. (Обзор.)

Стихотворения: «Незнакомка», «Россия», «Ночь,

 

улица, фонарь, аптека...», «В ресторане», «Река раскинулась. Течет, грустит лениво...» (из цикла «На поле Куликовом»), «Нажелезной дороге»(указанныепроизведения обязательны для изучения).

 

«Вхожу я в темные храмы...», «Фабрика», «Когда выстоите на моем пути...».(Возможен выбор другихстихотворений.)

 

Литературные и философские пристрастия юного поэта. Влияние Жуковского, Фета, Полонского, фило-софии Вл. Соловьева. Темы и образы ранней поэзии:



 

«Стихи о Прекрасной Даме». Романтический мирраннего Блока. Музыкальность поэзии Блока, ритмы и интонации. Блок и символизм. Образы «страшного ми-ра», идеал и действительность в художественном мире поэта. Тема Родины в поэзии Блока. Исторический путь России в цикле «На поле Куликовом». Поэт и ре-волюция.

 

Поэма «Двенадцать». История создания поэмы и ее восприятие современниками. Многоплановость, слож-ность художественного мира поэмы. Символическое и конкретно-реалистическое в поэме. Гармония несочета-емого в языковой и музыкальной стихиях произведения. Герои поэмы, сюжет, композиция. Авторская позиция и способы ее выражения в поэме. Многозначность фина-ла. Неутихающая полемика вокруг поэмы. Влияние Бло-ка на русскую поэзию XX века.


Т е о р и я л и т е р а т у р ы . Лирический цикл (стихо-творений). Верлибр (свободный стих). Авторская пози-ция и способы ее выражения в произведении (развитие представлений).

 

Новокрестьянская поэзия (Обзор)

 

Николай Алексеевич Клюев.Жизнь и творчество.(Обзор.)



Стихотворения: «Рожество избы», «Вы обещалинам сады...», «Я посвященный от народа...». (Возмо-жен выбор трех других стихотворений.) Духовные и поэтические истоки новокрестьянской поэзии: русский фольклор, древнерусская книжность, традиции Кольцо-ва, Никитина, Майкова, Мея и др. Интерес к художест-венному богатству славянского фольклора. Клюев и Блок. Клюев и Есенин. Полемика новокрестьянских поэ-тов с пролетарской поэзией. Художественные и идей-но-нравственные аспекты этой полемики.

 

Сергей Александрович Есенин.Жизнь и творчест-во. (Обзор.)

Стихотворения: «Гой ты, Русь моя родная!..», «Не

бродить, не мять в кустах багряных...», «Мы теперь уходим понемногу...», «Письмо матери», «Спит ко-

выль. Равнина дорогая...», «Шаганэ ты моя, Ша-  
га нэ!..», «Не жалею, не зову, не плачу...», «Русь  
советская», «Сорокоуст» (указанные произведения  
обязательны для изучения).   «Собаке Качалова»,  
«Я покинул родимый дом...»,  
«Клен ты мой опавший, клен заледенелый...». (Воз-  
             

можен выбор трех других стихотворений.) Всепроникающий лиризм — специфика поэзии Есе-

нина. Россия, Русь как главная тема всего его твор-чества. Идея «узловой завязи» природы и человека. Народно-поэтические истоки есенинской поэзии. Пе-сенная основа его поэтики. Традиции Пушкина и Коль-цова, влияние Блока и Клюева. Любовная тема в лирике Есенина. Исповедальность стихотворных посланий род-ным и любимым людям.

 

Есенин и имажинизм. Богатство поэтического языка. Цветопись в поэзии Есенина. Сквозные образы есенин-ской лирики. Трагическое восприятие революционной




ломки традиционного уклада русской деревни. Пушкин-ские мотивы в развитии темы быстротечности человече-ского бытия. Поэтика есенинского цикла («Персидские

Мотивы»).

Т е о р и я л и т е р а т у р ы . Фольклоризм литературы (углубление понятия). Имажинизм, Лирический стихотвор-ный цикл (углубление понятия). Биографическая основа литературного произведения (углубление понятия).

 

Литература 20-х годов XX века

 

Обзор с монографическим изучением одного-двух произведений (по выбору учителя и учащихся).

Общая характеристика литературного процесса. Лите-ратурные объединения («Пролеткульт», «Кузница», ЛЕФ, «Перевал», конструктивисты, ОБЭРИУ, «Серапионовы братья» и др.).

 

Тема России и революции: трагическое осмысление темы в творчестве поэтов старшего поколения (А. Блок,

3. Гиппиус, А. Белый, В. Ходасевич, И. Бунин, Д. Ме-режковский, А. Ахматова, М. Цветаева, О, Мандель-штами др.).

 

Поиски поэтического языка новой эпохи, экспери-менты со словом (В. Хлебников, поэты-обэриуты).

 

Тема революции и Гражданской войны в творчестве писателей нового поколения («Конармия» И. Бабеля,

«Россия, кровью умытая» А. Веселого, «Разгром»

 

А. Фадеева).Трагизм восприятия революционных со-бытий прозаиками старшего поколения («Плачи» А. Ре-мизовакак жанр лирической орнаментальной прозы;«Солнце мертвых» И, Шмелева),Поиски нового герояэпохи («Голый год» Б. Пильняка, «Ветер» Б. Лавре-

 

нева, «Чапаев» Д. Фурманова).

Русская эмигрантская сатира, ее направленность

 

(А. Аверченко. «Дюжина ножей в спину революции»; Тэффи. «Ностальгия»),

Т е о р и я л и т е р а т у р ы . Орнаментальная проза

(начальные представления).

 

Владимир Владимирович Маяковский.Жизнь итворчество. (Обзор.)

Стихотворения: «А вы могли бы?», «Послушайте!»,

 

«Скрипка и немножко нервно», «Лиличка!», «Юби-


 

лейное», «Прозаседавшиеся» (указанные произведе-ния являются обязательными для изучения).

 

«Разговор с фининспектором о поэзии», «Сергею Есенину», «Письмо товарищу Кострову из Парижа о сущности любви», «Письмо Татьяне Яковлевой».

 

(Возможен выбор трех -пяти других стихотворений.) Начало творческого пути: дух бунтарству и эпатажа.

 

Поэзия и живопись. Маяковский и футуризм. Поэт и ре-волюция. Пафос революционного переустройства мира. Космическая масштабность образов. Поэтическое нова-торство Маяковского (ритм, рифма, неологизмы, гипер-боличность, пластика образов, дерзкая метафоричность, необычность строфики, графики стиха). Своеобразие лю-бовной лирики поэта. Тема поэта и поэзии в творчестве Маяковского. Сатирическая лирика и драматургия по-эта. Широта жанрового диапазона творчества поэта-но-ватора.

 

Традиции Маяковского в российской поэзии XX сто-летия.

 

Т е о р и я л и т е р а т у р ы . Футуризм (развитие пред-ставлений). Тоническое стихосложение (углубление по-нятия). Развитие представлений о рифме: рифма со-ставная (каламбурная), рифма ассонансная.

 

 

Литература 30-х годов XX века (Обзор)

Сложность творческих поисков и писательских судеб

 

в 30-е годы. Судьба человека и его призвание в поэзии 30-х годов. Понимание миссии поэта и значения поэзии

в творчестве А. Ахматовой, М. Цветаевой, Б. Пас-тернака, О. Мандельштамаи др.

Новая волна поэтов: лирические стихотворения

Б. Корнилова, П. Васильева, М. Исаковского, А. Про-

кофьева, Я. Смелякова, Б. Ручьева, М. Светлова
и др.; поэмы А. Твардовского, И. Сельвинского.
Тема русской истории в литературе 30-х годов:
А. Толстой. «Петр Первый», Ю. Тынянов. «Смерть
         

Вазир-Мухтара», поэмыДм. Кедрина, К. Симонова,

Л. Мартынова.


Утверждение пафоса и драматизма революционных испытаний в творчестве М. Шолохова, Н. Островско-го, В. Луговскогои др.

 

Михаил Афанасьевич Булгаков.Жизнь и творчест-во. (Обзор.)

Романы «Белая гвардия», «Мастер и Маргарита».

 

(Изучается один из романов — по выбору.) История со-здания романа «Белая гвардия». Своеобразие жанра и композиции. Многомерность исторического простран-ства в романе. Система образов. Проблема выбора нравственной и гражданской позиции в эпоху смуты. Образ Дома, семейного очага в бурном водовороте исторических событий, социальных потрясений. Эпи-ческая широта изображенной панорамы и лиризм раз-мышлений повествователя. Символическое звучание образа Города. Смысл финала романа.

 

История создания и публикации романа «Мастер и Маргарита». Своеобразие жанра и композиции романа. Роль эпиграфа. Многоплановость, разноуровневость по-вествования: от символического (библейского или ми-фологического) до сатирического (бытового). Сочетание реальности и фантастики. «Мастер и Маргарита» — апо-логия творчества и идеальной любви в атмосфере отчая-ния и мрака.

 

Традиции европейской и отечественной литературы в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» (И.-В. Ге-те, Э. Т. А. Гофман, Н. В. Гоголь).

 

Т е о р и я л и т е р а т у р ы . Разнообразие типов рома-на в русской прозе XX века. Традиции и новаторство в литературе.

 

Андрей Платонович Платонов.Жизнь и творчест-во. (Обзор.)

 

Повесть «Котлован». Высокий пафос и острая сатира платоновской прозы. Тип платоновского героя — мечта-теля и правдоискателя. Возвеличивание страдания, аске-тичного бытия, благородства детей. Утопические идеи «общей жизни» как основа сюжета повести. Философская многозначность названия повести. Необычность языка и стиля Платонова. Связь его творчества с традициями русской сатиры (М. Е. Салтыков-Щедрин).


 

Т е о р и я л и т е р а т у р ы . Индивидуальный стиль пи-сателя (углубление понятия). Авторские неологизмы (развитие представлений).

 

Анна Андреевна Ахматова.Жизнь и творчество.(Обзор.)

Стихотворения: «Песня последней встречи...»,«Сжала руки под темной вуалью...», «Мне ни к чему

одические рати...», «Мне голос был. Он звал утеш-но...», «Родная земля» (указанные произведения обя-зательны для изучения).

 

«Я научилась просто, мудро жить...», «Примор-ский сонет». (Возможен выбор двух других стихотво-рений.) Искренность интонаций и глубокий психоло-гизм ахматовской лирики. Любовь как возвышенное и прекрасное, всепоглощающее чувство в поэзии Ахма-товой. Процесс художественного творчества как тема ахматовской поэзии. Разговорность интонации и музы-кальность стиха. Слиянность темы России и собст-венной судьбы в исповедальной лирике Ахматовой. Русская поэзия и судьба поэта как тема творчества. Гражданский пафос лирики Ахматовой в годы Великой Отечественной войны.

 

Поэма «Реквием». Трагедия народа и поэта. Смысл названия поэмы. Библейские мотивы и образы в поэме. Широта эпического обобщения и благородство скорб-ного стиха. Трагическое звучание «Реквиема». Тема суда времени и исторической памяти. Особенности жанра и

композиции поэмы.
Т е о р и я л и т е р а т у р ы . Лирическое и эпическое в

поэме как жанре литературы (закрепление понятия). Сюжетность лирики (развитие представлений).

 

Осип Эмильевич Мандельштам.Жизнь и творче-ство. (Обзор.)

Стихотворения: «Notre Dame», «Бессонница. Го-мер. Тугие паруса...», «За гремучую доблесть гря-дущих веков...», «Я вернулся в мой город, знакомый

до слез...» (указанные произведения обязательны дляизучения). «Silentium», «Мы живем, под собою не чуястраны...». (Возможен выбор трех-четырех других сти-хотворений.)


 

Культурологические истоки творчества поэта. Сло-во. словообраз в поэтике Мандельштама. Музыкальная природа эстетического переживания в стихотворениях поэта Описательно-живописная манера и философич-ность поэзии Мандельштама. Импрессионистическая символика цвета. Ритмико-интонационное многообра-зие Поэт и «век-волкодав». Поэзия Мандельштама в конце XX — начале XXI века.

 

Т е о р и я л и т е р а т у р ы . Импрессионизм (развитие представлений). Стих, строфа, рифма, способы риф-мовки (закрепление понятий).

 

Марина Ивановна Цветаева. Жизнь и творчество. (Обзор.)

Стихотворения: «Моим стихам, написанным так

рано...», «Стихи к Блоку» («Имя твое — птица в ру-ке...»). «Кто создан из камня, кто создан из гли-ны...». «Тоска по родине! Давно...» (указанные произ-ведения обязательны для изучения).

 

«Попытка ревности», «Стихи о Москве», «Стихи к Пушкину». (Возможен выбор двух-трех других стихо-творений.)

 

Уникальность поэтического голоса Цветаевой. Иск-ренность лирического монолога-исповеди. Тема творче-ства, миссии поэта, значения поэзии в творчестве Цве-таевой. Тема Родины. Фольклорные истоки поэтики. Трагичность поэтического мира Цветаевой, определяе-мая трагичностью эпохи (революция, Гражданская вой-на. вынужденная эмиграция, тоска по Родине). Этиче-ский максимализм поэта и прием резкого контраста в противостоянии поэта, творца и черни, мира обывате-лей. «читателей газет». Образы Пушкина, Блока, Ахма-товой. Маяковского, Есенина в цветаевском творчестве. Традиции Цветаевой в русской поэзии XX века.

 

Т е о р и я л и т е р а т у р ы . Стихотворный лирический цикл (углубление понятия), фольклоризм литературы (углубление понятия), лирический герой (углубление по-нятия)

 

Михаил Александрович Шолохов.Жизнь. Творче-ство Личность (Обзор.) «Тихий Дон» — роман-эпопея о всенародной трагедии. История создания шолохов-ского эпоса Широта эпического повествования. Герои эпопеи. Система образов романа. Тема семейная в ро-


мане. Семья Мелеховых. Жизненный уклад, быт, систе-ма нравственных ценностей казачества. Образ главного героя. Трагедия целого народа и судьба одного челове-ка. Проблема гуманизма в эпопее. Женские судьбы в романе. Функция пейзажа в произведении. Шолохов как мастер психологического портрета. Утверждение вы-соких нравственных ценностей в романе. Традиции Л. Н.Толстого в прозе М.А.Шолохова. Художествен-ное своеобразие шолоховского романа. Художествен-ное время и художественное пространство в романе. Шолоховские традиции в русской литературе XX века.

 

Т е о р и я л и т е р а т у р ы . Роман- эпопея (закрепле-ние понятия). Художественное время и художественное пространство (углубление понятий). Традиции и нова-торство в художественном творчестве (развитие пред-ставлений).

 

 

Литература периода Великой Отечественной войны

 

(Обзор)

 

Литература «предгрозья»: два противоположных взгля-да на неизбежно приближающуюся войну. Поэзия как самый оперативный жанр (поэтический призыв, лозунг, переживание потерь и разлук, надежда и вера). Лирика

 

А. Ахматовой, Б. Пастернака, Н. Тихонова, М. Иса-ковского, А. Суркова, А. Прокофьева, К. Симонова, О. Берггольц, Дм. Кедринаи др.; песниА. Фатья-нова;поэмы«Зоя»М. Алигер,«Февральский днев-ник» О. Берггольц, «Пулковский меридиан» В. Инбер,

 

«Сын» П. Антокольского.Органическое сочетание вы-соких патриотических чувств с глубоко личными, интим-ными переживаниями лирического героя. Активизация внимания к героическому прошлому народа в лириче-ской и эпической поэзии, обобщенно-символическое звучание признаний в любви к родным местам, близким людям.

 

Человек на войне, правда о нем. Жестокие реалии и романтика в описании войны. Очерки, рассказы, по-вести А. Толстого, М. Шолохова, К. Паустовского, А. Платонова, В. Гроссманаи др.


Глубочайшие нравственные конфликты, особое на-пряжение в противоборстве характеров, чувств, убеж-дений в трагической ситуации войны: драматургия

К. Симонова, Л. Леонова.Пьеса-сказкаЕ. Шварца

«Дракон».

 

Значение литературы периода Великой Отечествен-ной войны для прозы, поэзии, драматургии второй по-ловины XX века.

 

 

Литература 50—90-х годов (Обзор)

Новое осмысление военной темы в творчестве

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.