Игорь Северянин (И. В. Лотарев).
Стихотворения из сборников: «Громокипящий ку-бок», «Ананасыв шампанском», «Романтические ро-зы», «Медальоны»(три стихотворения по выбору учи-теля и учащихся). Поиски новых поэтических форм. Фантазия автора как сущность поэтического творчест-ва. Поэтические неологизмы Северянина. Грезы и иро-ния поэта.
Т е о р и я л и т е р а т у р ы . Символизм. Акмеизм. Фу-туризм (начальные представления).
Изобразительно- выразительные средства художест-венной литературы: тропы, синтаксические фигуры, зву-копись (углубление и закрепление представлений).
Александр Александрович Блок.Жизнь и творче-ство. (Обзор.)
Стихотворения: «Незнакомка», «Россия», «Ночь,
улица, фонарь, аптека...», «В ресторане», «Река раскинулась. Течет, грустит лениво...» (из цикла «На поле Куликовом»), «Нажелезной дороге»(указанныепроизведения обязательны для изучения).
«Вхожу я в темные храмы...», «Фабрика», «Когда выстоите на моем пути...».(Возможен выбор другихстихотворений.)
Литературные и философские пристрастия юного поэта. Влияние Жуковского, Фета, Полонского, фило-софии Вл. Соловьева. Темы и образы ранней поэзии:
«Стихи о Прекрасной Даме». Романтический мирраннего Блока. Музыкальность поэзии Блока, ритмы и интонации. Блок и символизм. Образы «страшного ми-ра», идеал и действительность в художественном мире поэта. Тема Родины в поэзии Блока. Исторический путь России в цикле «На поле Куликовом». Поэт и ре-волюция.
Поэма «Двенадцать». История создания поэмы и ее восприятие современниками. Многоплановость, слож-ность художественного мира поэмы. Символическое и конкретно-реалистическое в поэме. Гармония несочета-емого в языковой и музыкальной стихиях произведения. Герои поэмы, сюжет, композиция. Авторская позиция и способы ее выражения в поэме. Многозначность фина-ла. Неутихающая полемика вокруг поэмы. Влияние Бло-ка на русскую поэзию XX века.
Т е о р и я л и т е р а т у р ы . Лирический цикл (стихо-творений). Верлибр (свободный стих). Авторская пози-ция и способы ее выражения в произведении (развитие представлений).
Новокрестьянская поэзия (Обзор)
Николай Алексеевич Клюев.Жизнь и творчество.(Обзор.)
Стихотворения: «Рожество избы», «Вы обещалинам сады...», «Я посвященный от народа...». (Возмо-жен выбор трех других стихотворений.) Духовные и поэтические истоки новокрестьянской поэзии: русский фольклор, древнерусская книжность, традиции Кольцо-ва, Никитина, Майкова, Мея и др. Интерес к художест-венному богатству славянского фольклора. Клюев и Блок. Клюев и Есенин. Полемика новокрестьянских поэ-тов с пролетарской поэзией. Художественные и идей-но-нравственные аспекты этой полемики.
Сергей Александрович Есенин.Жизнь и творчест-во. (Обзор.)
Стихотворения: «Гой ты, Русь моя родная!..», «Не
бродить, не мять в кустах багряных...», «Мы теперь уходим понемногу...», «Письмо матери», «Спит ко-
выль.
| Равнина дорогая...», «Шаганэ
| ты моя, Ша-
|
| га нэ!..», «Не
| жалею, не
| зову,
| не плачу...», «Русь
|
| советская»,
| «Сорокоуст»
| (указанные
| произведения
|
| обязательны для изучения).
|
| «Собаке Качалова»,
|
| «Я
| покинул родимый дом...»,
|
| «Клен
| ты мой опавший, клен заледенелый...». (Воз-
|
| | | | | | | | можен выбор трех других стихотворений.) Всепроникающий лиризм — специфика поэзии Есе-
нина. Россия, Русь как главная тема всего его твор-чества. Идея «узловой завязи» природы и человека. Народно-поэтические истоки есенинской поэзии. Пе-сенная основа его поэтики. Традиции Пушкина и Коль-цова, влияние Блока и Клюева. Любовная тема в лирике Есенина. Исповедальность стихотворных посланий род-ным и любимым людям.
Есенин и имажинизм. Богатство поэтического языка. Цветопись в поэзии Есенина. Сквозные образы есенин-ской лирики. Трагическое восприятие революционной
ломки традиционного уклада русской деревни. Пушкин-ские мотивы в развитии темы быстротечности человече-ского бытия. Поэтика есенинского цикла («Персидские
Мотивы»).
Т е о р и я л и т е р а т у р ы . Фольклоризм литературы (углубление понятия). Имажинизм, Лирический стихотвор-ный цикл (углубление понятия). Биографическая основа литературного произведения (углубление понятия).
Литература 20-х годов XX века
Обзор с монографическим изучением одного-двух произведений (по выбору учителя и учащихся).
Общая характеристика литературного процесса. Лите-ратурные объединения («Пролеткульт», «Кузница», ЛЕФ, «Перевал», конструктивисты, ОБЭРИУ, «Серапионовы братья» и др.).
Тема России и революции: трагическое осмысление темы в творчестве поэтов старшего поколения (А. Блок,
3. Гиппиус, А. Белый, В. Ходасевич, И. Бунин, Д. Ме-режковский, А. Ахматова, М. Цветаева, О, Мандель-штами др.).
Поиски поэтического языка новой эпохи, экспери-менты со словом (В. Хлебников, поэты-обэриуты).
Тема революции и Гражданской войны в творчестве писателей нового поколения («Конармия» И. Бабеля,
«Россия, кровью умытая» А. Веселого, «Разгром»
А. Фадеева).Трагизм восприятия революционных со-бытий прозаиками старшего поколения («Плачи» А. Ре-мизовакак жанр лирической орнаментальной прозы;«Солнце мертвых» И, Шмелева),Поиски нового герояэпохи («Голый год» Б. Пильняка, «Ветер» Б. Лавре-
нева, «Чапаев» Д. Фурманова).
Русская эмигрантская сатира, ее направленность
(А. Аверченко. «Дюжина ножей в спину революции»; Тэффи. «Ностальгия»),
Т е о р и я л и т е р а т у р ы . Орнаментальная проза
(начальные представления).
Владимир Владимирович Маяковский.Жизнь итворчество. (Обзор.)
Стихотворения: «А вы могли бы?», «Послушайте!»,
«Скрипка и немножко нервно», «Лиличка!», «Юби-
лейное», «Прозаседавшиеся» (указанные произведе-ния являются обязательными для изучения).
«Разговор с фининспектором о поэзии», «Сергею Есенину», «Письмо товарищу Кострову из Парижа о сущности любви», «Письмо Татьяне Яковлевой».
(Возможен выбор трех -пяти других стихотворений.) Начало творческого пути: дух бунтарству и эпатажа.
Поэзия и живопись. Маяковский и футуризм. Поэт и ре-волюция. Пафос революционного переустройства мира. Космическая масштабность образов. Поэтическое нова-торство Маяковского (ритм, рифма, неологизмы, гипер-боличность, пластика образов, дерзкая метафоричность, необычность строфики, графики стиха). Своеобразие лю-бовной лирики поэта. Тема поэта и поэзии в творчестве Маяковского. Сатирическая лирика и драматургия по-эта. Широта жанрового диапазона творчества поэта-но-ватора.
Традиции Маяковского в российской поэзии XX сто-летия.
Т е о р и я л и т е р а т у р ы . Футуризм (развитие пред-ставлений). Тоническое стихосложение (углубление по-нятия). Развитие представлений о рифме: рифма со-ставная (каламбурная), рифма ассонансная.
Литература 30-х годов XX века (Обзор)
Сложность творческих поисков и писательских судеб
в 30-е годы. Судьба человека и его призвание в поэзии 30-х годов. Понимание миссии поэта и значения поэзии
в творчестве А. Ахматовой, М. Цветаевой, Б. Пас-тернака, О. Мандельштамаи др.
Новая волна поэтов: лирические стихотворения
Б. Корнилова, П. Васильева, М. Исаковского, А. Про-
кофьева,
| Я. Смелякова,
| Б. Ручьева,
| М. Светлова
| и др.; поэмы А. Твардовского, И. Сельвинского.
| Тема
| русской истории
| в
| литературе
| 30-х годов:
| А. Толстой. «Петр Первый»,
| Ю. Тынянов. «Смерть
| | | | | | Вазир-Мухтара», поэмыДм. Кедрина, К. Симонова,
Л. Мартынова.
Утверждение пафоса и драматизма революционных испытаний в творчестве М. Шолохова, Н. Островско-го, В. Луговскогои др.
Михаил Афанасьевич Булгаков.Жизнь и творчест-во. (Обзор.)
Романы «Белая гвардия», «Мастер и Маргарита».
(Изучается один из романов — по выбору.) История со-здания романа «Белая гвардия». Своеобразие жанра и композиции. Многомерность исторического простран-ства в романе. Система образов. Проблема выбора нравственной и гражданской позиции в эпоху смуты. Образ Дома, семейного очага в бурном водовороте исторических событий, социальных потрясений. Эпи-ческая широта изображенной панорамы и лиризм раз-мышлений повествователя. Символическое звучание образа Города. Смысл финала романа.
История создания и публикации романа «Мастер и Маргарита». Своеобразие жанра и композиции романа. Роль эпиграфа. Многоплановость, разноуровневость по-вествования: от символического (библейского или ми-фологического) до сатирического (бытового). Сочетание реальности и фантастики. «Мастер и Маргарита» — апо-логия творчества и идеальной любви в атмосфере отчая-ния и мрака.
Традиции европейской и отечественной литературы в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» (И.-В. Ге-те, Э. Т. А. Гофман, Н. В. Гоголь).
Т е о р и я л и т е р а т у р ы . Разнообразие типов рома-на в русской прозе XX века. Традиции и новаторство в литературе.
Андрей Платонович Платонов.Жизнь и творчест-во. (Обзор.)
Повесть «Котлован». Высокий пафос и острая сатира платоновской прозы. Тип платоновского героя — мечта-теля и правдоискателя. Возвеличивание страдания, аске-тичного бытия, благородства детей. Утопические идеи «общей жизни» как основа сюжета повести. Философская многозначность названия повести. Необычность языка и стиля Платонова. Связь его творчества с традициями русской сатиры (М. Е. Салтыков-Щедрин).
Т е о р и я л и т е р а т у р ы . Индивидуальный стиль пи-сателя (углубление понятия). Авторские неологизмы (развитие представлений).
Анна Андреевна Ахматова.Жизнь и творчество.(Обзор.)
Стихотворения: «Песня последней встречи...»,«Сжала руки под темной вуалью...», «Мне ни к чему
одические рати...», «Мне голос был. Он звал утеш-но...», «Родная земля» (указанные произведения обя-зательны для изучения).
«Я научилась просто, мудро жить...», «Примор-ский сонет». (Возможен выбор двух других стихотво-рений.) Искренность интонаций и глубокий психоло-гизм ахматовской лирики. Любовь как возвышенное и прекрасное, всепоглощающее чувство в поэзии Ахма-товой. Процесс художественного творчества как тема ахматовской поэзии. Разговорность интонации и музы-кальность стиха. Слиянность темы России и собст-венной судьбы в исповедальной лирике Ахматовой. Русская поэзия и судьба поэта как тема творчества. Гражданский пафос лирики Ахматовой в годы Великой Отечественной войны.
Поэма «Реквием». Трагедия народа и поэта. Смысл названия поэмы. Библейские мотивы и образы в поэме. Широта эпического обобщения и благородство скорб-ного стиха. Трагическое звучание «Реквиема». Тема суда времени и исторической памяти. Особенности жанра и
композиции
| поэмы.
| Т е о р и я
| л и т е р а т у р ы . Лирическое и эпическое в
| поэме как жанре литературы (закрепление понятия). Сюжетность лирики (развитие представлений).
Осип Эмильевич Мандельштам.Жизнь и творче-ство. (Обзор.)
Стихотворения: «Notre Dame», «Бессонница. Го-мер. Тугие паруса...», «За гремучую доблесть гря-дущих веков...», «Я вернулся в мой город, знакомый
до слез...» (указанные произведения обязательны дляизучения). «Silentium», «Мы живем, под собою не чуястраны...». (Возможен выбор трех-четырех других сти-хотворений.)
Культурологические истоки творчества поэта. Сло-во. словообраз в поэтике Мандельштама. Музыкальная природа эстетического переживания в стихотворениях поэта Описательно-живописная манера и философич-ность поэзии Мандельштама. Импрессионистическая символика цвета. Ритмико-интонационное многообра-зие Поэт и «век-волкодав». Поэзия Мандельштама в конце XX — начале XXI века.
Т е о р и я л и т е р а т у р ы . Импрессионизм (развитие представлений). Стих, строфа, рифма, способы риф-мовки (закрепление понятий).
Марина Ивановна Цветаева. Жизнь и творчество. (Обзор.)
Стихотворения: «Моим стихам, написанным так
рано...», «Стихи к Блоку» («Имя твое — птица в ру-ке...»). «Кто создан из камня, кто создан из гли-ны...». «Тоска по родине! Давно...» (указанные произ-ведения обязательны для изучения).
«Попытка ревности», «Стихи о Москве», «Стихи к Пушкину». (Возможен выбор двух-трех других стихо-творений.)
Уникальность поэтического голоса Цветаевой. Иск-ренность лирического монолога-исповеди. Тема творче-ства, миссии поэта, значения поэзии в творчестве Цве-таевой. Тема Родины. Фольклорные истоки поэтики. Трагичность поэтического мира Цветаевой, определяе-мая трагичностью эпохи (революция, Гражданская вой-на. вынужденная эмиграция, тоска по Родине). Этиче-ский максимализм поэта и прием резкого контраста в противостоянии поэта, творца и черни, мира обывате-лей. «читателей газет». Образы Пушкина, Блока, Ахма-товой. Маяковского, Есенина в цветаевском творчестве. Традиции Цветаевой в русской поэзии XX века.
Т е о р и я л и т е р а т у р ы . Стихотворный лирический цикл (углубление понятия), фольклоризм литературы (углубление понятия), лирический герой (углубление по-нятия)
Михаил Александрович Шолохов.Жизнь. Творче-ство Личность (Обзор.) «Тихий Дон» — роман-эпопея о всенародной трагедии. История создания шолохов-ского эпоса Широта эпического повествования. Герои эпопеи. Система образов романа. Тема семейная в ро-
мане. Семья Мелеховых. Жизненный уклад, быт, систе-ма нравственных ценностей казачества. Образ главного героя. Трагедия целого народа и судьба одного челове-ка. Проблема гуманизма в эпопее. Женские судьбы в романе. Функция пейзажа в произведении. Шолохов как мастер психологического портрета. Утверждение вы-соких нравственных ценностей в романе. Традиции Л. Н.Толстого в прозе М.А.Шолохова. Художествен-ное своеобразие шолоховского романа. Художествен-ное время и художественное пространство в романе. Шолоховские традиции в русской литературе XX века.
Т е о р и я л и т е р а т у р ы . Роман- эпопея (закрепле-ние понятия). Художественное время и художественное пространство (углубление понятий). Традиции и нова-торство в художественном творчестве (развитие пред-ставлений).
Литература периода Великой Отечественной войны
(Обзор)
Литература «предгрозья»: два противоположных взгля-да на неизбежно приближающуюся войну. Поэзия как самый оперативный жанр (поэтический призыв, лозунг, переживание потерь и разлук, надежда и вера). Лирика
А. Ахматовой, Б. Пастернака, Н. Тихонова, М. Иса-ковского, А. Суркова, А. Прокофьева, К. Симонова, О. Берггольц, Дм. Кедринаи др.; песниА. Фатья-нова;поэмы«Зоя»М. Алигер,«Февральский днев-ник» О. Берггольц, «Пулковский меридиан» В. Инбер,
«Сын» П. Антокольского.Органическое сочетание вы-соких патриотических чувств с глубоко личными, интим-ными переживаниями лирического героя. Активизация внимания к героическому прошлому народа в лириче-ской и эпической поэзии, обобщенно-символическое звучание признаний в любви к родным местам, близким людям.
Человек на войне, правда о нем. Жестокие реалии и романтика в описании войны. Очерки, рассказы, по-вести А. Толстого, М. Шолохова, К. Паустовского, А. Платонова, В. Гроссманаи др.
Глубочайшие нравственные конфликты, особое на-пряжение в противоборстве характеров, чувств, убеж-дений в трагической ситуации войны: драматургия
К. Симонова, Л. Леонова.Пьеса-сказкаЕ. Шварца
«Дракон».
Значение литературы периода Великой Отечествен-ной войны для прозы, поэзии, драматургии второй по-ловины XX века.
Литература 50—90-х годов (Обзор)
Новое осмысление военной темы в творчестве
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|