Из русской литературы XX века
Иван Алексеевич Бунин. Краткий рассказ о писа-теле.
«Кавказ». Повествование о любви в различных еесостояниях и в различных жизненных ситуациях. Мас-
терство Бунина-рассказчика. Психологизм прозы писа-теля.
Александр Иванович Куприн.Краткий рассказ описателе.
«Куст сирени». Утверждение согласия и взаимопо-нимания, любви и счастья в семье. Самоотверженность
и находчивость главной героини.
Т е о р и я л и т е р а т у р ы . Сюжет и фабула.
Александр Александрович Блок.Краткий рассказ
о поэте.
«Россия». Историческая тема в стихотворении, его
современное звучание и смысл.
Сергей Александрович Есенин.Краткий рассказ ожизни и творчестве поэта.
«Пугачев». Поэма на историческую тему. ХарактерПугачева. Сопоставление образа предводителя восста-ния в разных произведениях: в фольклоре, в произведе-ниях А. С. Пушкина, С. А. Есенина. Современность и ис-торическое прошлое в драматической поэме Есенина.
Т е о р и я л и т е р а т у р ы . Драматическая поэма (на-чальные представления).
Иван Сергеевич Шмелев.Краткий рассказ о писа-теле.
«Как я стал писателем». Рассказ о пути к творчест-ву. Сопоставление художественного произведения с до-кументально-биографическими (мемуары, воспомина-ния, дневники).
Писатели улыбаются
Журнал «Сатирикон». Тэффи, О. Дымов, А. Авер-
ченко. «Всеобщая история, обработанная „Са-тириконом"» (отрывки). Сатирическое изображениеисторических событий. Приемы и способы создания са-тирического повествования. Смысл иронического пове-ствования о прошлом.
М. Зощенко.«История болезни»;Тэффи.«Жизнь
и воротник». Для самостоятельного чтения.
Сатира и юмор в рассказах сатириконцев.
Михаил Андреевич Осоргин.Краткий рассказопи-сателе.
«Пенсне». Сочетание фантастики и реальности врассказе. Мелочи быта и их психологическое содержа-ние. Для самостоятельного чтения.
Александр Трифонович Твардовский.Краткий рас-сказ о писателе.
«Василий Теркин». Жизнь народа на крутых перело-мах и поворотах истории в произведениях поэта. Поэти-ческая энциклопедия Великой Отечественной войны. Тема служения Родине.
Новаторский характер Василия Теркина — сочетание черт крестьянина и убеждений гражданина, защитника родной страны. Картины жизни воюющего народа. Реа-листическая правда о войне в поэме. Юмор. Язык поэ-мы. Связь фольклора и литературы. Композиция поэмы. Восприятие поэмы читателями -фронтовиками. Оценка поэмы в литературной критике.
Т е о р и я л и т е р а т у р ы . Фольклор и литература (развитие понятия). Авторские отступления как элемент композиции (начальные представления).
Андрей Платонович Платонов.Краткий рассказожизни писателя.
«Возвращение». Утверждение доброты, сострада-ния, гуманизма в душах солдат, вернувшихся с войны. Изображение негромкого героизма тружеников тыла. Нравственная проблематика рассказа.
Стихи и песни о Великой Отечественной войне 1941—1945 годов
Традиции в изображении боевых подвигов наро-да и военных будней. Героизм воинов, защищающих свою Родину: М. Исаковский. «Катюша», «Враги со-жгли родную хату»; Б.Окуджава. «Песенка о пехоте», «Здесь птицы не поют,..»; А.Фатьянов. «Соловьи»;
Л. Ошанин. «Дороги» и др. Лирические и героические песни в годы Великой Отечественной войны. Их при-зывно- воодушевляющий характер. Выражение в лири-ческой песне сокровенных чувств и переживаний каж-дого солдата.
Виктор Петрович Астафьев.Краткий рассказ о пи-сателе.
«Фотография, на которой меня нет». Автобиогра-фический характер рассказа. Отражение военного вре-мени. Мечты и реальность военного детства. Дружеская
атмосфера, объединяющая жителей деревни.
Т е о р и я л и т е р а т у р ы . Герой-повествователь (раз-
витие представлений).
Русские поэты о Родине, родной природе
И. Анненский.«Снег»;Д. Мережковский.«Род-
ное», «Не надо звуков»-, Н. Заболоцкий. «Вечер на Оке», «Уступи мне, скворец, уголок...»-, Н. Рубцов. «По вечерам», «Встреча», «Привет; Россия...».
Поэты Русского зарубежья об оставленной ими Ро-дине Н. Оцуп. «Мне трудно без России...» (отрывок);
3. Гиппиус.«Знайте!», «Так и есть»)Дон-Аминадо.
«Бабье лето») И. Бунин. «У птицы есть гнездо...». Об-щее и индивидуальное в произведениях русских поэтов.
Из зарубежной литературы
Уильям Шекспир.Краткий рассказ о писателе.«Ромео и Джульетта». Семейная вражда и любовь
героев Ромео и Джульетта — символ любви и жертвен-ности. «Вечные проблемы» в творчестве Шекспира.
Т е о р и я л и т е р а т у р ы . Конфликт как основа сю-жета драматического произведения.
Сонеты — «Кто хвалится родством своим со зна-
тью...», «Увы, мой стих не блещет новизной...».
В строгой форме сонетов — живая мысль, подлин-ные горячие чувства. Воспевание поэтом любви и друж-бы. Сюжеты Шекспира — «богатейшая сокровищница лирической поэзии» (В. Г. Белинский).
Т е о р и я л и т е р а т у р ы . Сонет как форма лириче-ской поэзии.
Жан Батист Мольер.Слово о Мольере.
«Мещанин во дворянстве» (обзор с чтением от-дельных сцен). XVII век — эпоха расцвета классицизма в искусстве Франции. Мольер — великий комедиограф эпохи классицизма. «Мещанин во дворянстве» — сатира на дворянство и невежественных буржуа. Особенности
классицизма в комедии. Комедийное мастерство Моль-ера. Народные истоки смеха Мольера. Общечеловече-ский смысл комедии.
Т е о р и я л и т е р а т у р ы . Классицизм. Сатира (раз-витие понятий).
Джонатан Свифт.Краткий рассказ о писателе.
«Путешествия Гулливера». Сатира на государст-венное устройство и общество. Гротесковый характер изображения.
Вальтер Скотт.Краткий рассказ о писателе.«Айвенго». Исторический роман. Средневековая Ан-
глия в романе. Главные герои и события. История, изоб-раженная «домашним образом»: мысли и чувства героев, переданные сквозь призму домашнего быта, об-становки, семейных устоев и отношений.
ДЕВЯТЫЙ КЛАСС
Введение
Литература и ее роль в духовной жизни человека. Шедевры родной литературы. Формирование по-
требности общения с искусством, возникновение и раз-витие творческой читательской самостоятельности.
Т е о р и я л и т е р а т у р ы . Литература как искусство слова (углубление представлений).
Из древнерусской литературы
Беседа о древнерусской литературе. Самобытный характер древнерусской литературы. Богатство и разно-образие жанров.
«Слово о полку Игореве». История открытия памят-ника, проблема авторства. Художественные особенно-сти произведения. Значение «Слова...» для русской ли-тературы последующих веков.
Т е о р и я л и т е р а т у р ы . Слово как жанр древне-русской литературы.
Из литературы XVIII века
Характеристика русской литературы XVIII века. Граж-данский пафос русского классицизма.
Михаил Васильевич Ломоносов.Жизнь и творче-ство. (Обзор.) Ученый, поэт, реформатор русского лите-ратурного языка и стиха.
«Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния», «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Ве-личества государыни Императрицы Елисаветы Пет-ровны 1747 года». Прославление Родины, мира, наукии просвещения в произведениях Ломоносова.
Т е о р и я л и т е р а т у р ы . Ода как жанр лирической поэзии.
Гавриил Романович Державин.Жизнь и творчест-во. (Обзор.)
«Властителям и судиям». Тема несправедливостисильных мира сего. «Высокий» слог и ораторские, де-кламационные интонации.
«Памятник». Традиции Горация. Мысль о бессмер-тии поэта. «Забавный русский слог» Державина и его особенности. Оценка в стихотворении собственного поэтического новаторства.
Александр Николаевич Радищев.Слово о писа-теле.
«Путешествие из Петербурга в Москву». (Об-зор.) Широкое изображение российской действитель-ности. Критика крепостничества. Автор и путешествен-ник. Особенности повествования. Жанр путешествия и его содержательное наполнение. Черты сентимента-лизма в произведении.
Т е о р и я л и т е р а т у р ы . Жанр путешествия.
Николай Михайлович Карамзин.Слово о писателе.Повесть «Бедная Лиза», стихотворение «Осень».
Сентиментализм. Утверждение общечеловеческих цен-ностей в повести «Бедная Лиза». Главные герои повес-ти. Внимание писателя к внутреннему миру героини. Новые черты русской литературы.
Т е о р и я л и т е р а т у р ы , Сентиментализм (началь-ные представления).
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|