Сделай Сам Свою Работу на 5

Устное народное творчество





 

Обрядовый фольклор.Произведения обрядовогофольклора: колядки, веснянки, масленичные, летние и осенние обрядовые песни. Эстетическое значение об-рядового фольклора.

 

Пословицы и поговорки. Загадки — малые жанрыустного народного творчества. Народная мудрость. Крат-кость и простота, меткость и выразительность. Многооб-разие тем. Прямой и переносный смысл пословиц и пого-ворок. Афористичность загадок.

 

Т е о р и я л и т е р а т у р ы . Обрядовый фольклор (на-чальные представления). Малые жанры фольклора: по-словицы и поговорки, загадки.

 

Из древнерусской литературы

 

«Повесть временных лет», «Сказание о белгород-ском киселе».

 

Русская летопись. Отражение исторических событий и вымысел, отражение народных идеалов (патриотизма, ума, находчивости).

 

Т е о р и я л и т е р а т у р ы . Летопись (развитие пред-ставлений).

 

Из литературы XVIII века

 

Русские басни

 

Иван Иванович Дмитриев.Рассказ о баснописце.

 

«Муха». Противопоставление труда и безделья. При-своение чужих заслуг. Смех над ленью и хвастовством.

Особенности литературного языка XVIII столетия.



 

Т е о р и я л и т е р а т у р ы . Мораль в басне, аллего-рия, иносказание (развитие понятий).


 

Из русской литературы XIX века

 

Иван Андреевич Крылов.Краткий рассказ о писа-теле-баснописце. Самообразование поэта.

Басни «Листы и Корни», «Ларчик», «Осел и Соло-вей», Крылов о равном участии власти и народа в до-стижении общественного блага. Басня «Ларчик» — при-мер критики мнимого «механики мудреца» и неумелого хвастуна. Басня «Осел и Соловей» — комическое изоб-ражение невежественного судьи, глухого к произведе-ниям истинного искусства.

 

Т е о р и я л и т е р а т у р ы . Басня. Аллегория (разви-тие представлений).

 

Александр Сергеевич Пушкин.Краткий рассказопоэте. Лицейские годы.

 

«Узник». Вольнолюбивые устремления поэта. Народ-но-поэтический колорит стихотворения. «Зимнее утро». Мотивы единства красоты человека и красоты природы, красоты жизни. Радостное восприятие окружающей при-роды. Роль антитезы в композиции произведения. Ин-тонация как средство выражения поэтической идеи. «И. И. Пущину». Светлое чувство дружбы — помощь всуровых испытаниях. Художественные особенности сти-хотворного послания. «Зимняя дорога». Приметы зим-него пейзажа (волнистые туманы, луна, зимняя дорога, тройка, колокольчик однозвучный, песня ямщика), наве-вающие грусть. Ожидание домашнего уюта, тепла, неж-ности любимой подруги. Тема жизненного пути.



«Повести покойного Ивана Петровича Белкина»:

Книга (цикл) повестей. Повествование от лица вымыш-ленного автора как художественный прием.

«Барышня-крестьянка». Сюжет и герои повести.Прием антитезы в сюжетной организации повести. Па-родирование романтических тем и мотивов. Лицо и ма-ска. Роль случая в композиции повести.

 

«Выстрел». Образ мнимого романтика-мстителя иего критика Пушкиным. Мастерство композиции и пове-ствования: три выстрела и три рассказа о них, передан-ные разными лицами и в разном освещении. Эпилог по-вести (из двух повестей изучается одна по выбору учителя и учащихся).

 

«Дубровский». Изображение русского барства. Дуб-ровский-старший и Троекуров. Протест Владимира Дуб-


 

ровского против беззакония и несправедливости. Бунт крестьян. Осуждение произвола и деспотизма, защита чести, независимости личности. Романтическая история любви Владимира и Маши. Авторское отношение к ге-роям.

 

Т е о р и я л и т е р а т у р ы . Эпитет, метафора, компо-зиция (развитие понятий). Стихотворное послание (на-чальные представления).

 

Михаил Юрьевич Лермонтов.Краткий рассказ опоэте. Ученические годы поэта.

«Тучи». Чувство одиночества и тоски, любовь поэ-та-изгнанника к оставляемой им Родине. Прием сравне-ния как основа построения стихотворения. Особенности интонации.



 

«Листок», «На севере диком...», «Утес», «Три паль-мы». Тема красоты, гармонии человека с миром. Особен-ности выражения темы одиночества в лирике Лермонтова.

 

Т е о р и я л и т е р а т у р ы . Антитеза. Двусложные (ямб, хорей) и трехсложные (дактиль, амфибрахий, анапест) размеры стиха (начальные понятия). Поэтическая интона-ция (начальные представления).

 

Иван Сергеевич Тургенев.Краткий рассказ о писа-теле.

 

«Бежин луг». Сочувственное отношение к крестьян-ским детям. Портреты и рассказы мальчиков, их духов-ный мир. Пытливость, любознательность, впечатлитель-ность. Роль картин природы в рассказе.

 

Федор Иванович Тютчев.Рассказ о поэте.Стихотворения «Листья», «Неохотно и несмело...».

Передача сложных, переходных состояний природы, за-печатлевающих противоречивые чувства в душе поэта. Сочетание космического масштаба и конкретных дета-лей в изображении природы. «Листья» — символ крат-кой, но яркой жизни.

 

«С поляны коршун поднялся...». Противопоставле-ние судеб человека и коршуна: свободный полет коршу-на и земная обреченность человека.

 

Афанасий Афанасьевич Фет.Рассказ о поэте.Стихотворения: «Ель рукавом мне тропинку за-

весила...», «Еще майская ночь», «Учись у них — у ду-ба, у березы...». Жизнеутверждающее начало в лирикеФета. Природа как воплощение прекрасного. Эстетиза-


ция конкретной детали. Чувственный характер лирики и ее утонченный психологизм. Мимолетное и неуловимое как черты изображения природы. Переплетение и взаи-модействие тем природы и любви. Природа как естест-венный мир истинной красоты, служащий прообразом для искусства. Гармоничность и музыкальность поэтиче-ской речи Фета. Краски и звуки в пейзажной лирике.

Т е о р и я л и т е р а т у р ы . Пейзажная лирика (разви-тие понятия).

 

Николай Алексеевич Некрасов.Краткий рассказожизни поэта.

Историческая поэма «Дедушка». Изображение де-кабриста в поэзии. Героизация декабристской темы и поэтизация христианской жертвенности в исторической поэме.

 

«Железная дорога». Картины подневольного труда.Народ — созидатель духовных и материальных ценно-стей. Мечта поэта о «прекрасной поре» в жизни народа. Своеобразие композиции стихотворения. Роль пейзажа. Значение эпиграфа. Сочетание реальных и фантастиче-ских картин. Диалог-спор. Значение риторических во-просов в стихотворении.

 

Т е о р и я л и т е р а т у р ы . Стихотворные размеры (за-крепление понятия). Диалог. Строфа (начальные пред-ставления).

 

Николай Семенович Лесков.Краткий рассказ о пи-сателе.

«Левша». Гордость писателя за народ, его трудолю- 'бие, талантливость, патриотизм. Горькое чувство от его униженности и бесправия. Едкая насмешка над царски-ми чиновниками. Особенности языка произведения. Ко-мический эффект, создаваемый игрой слов, народной этимологией. Сказовая форма повествования.

 

Т е о р и я л и т е р а т у р ы . Сказ как форма повество-вания (начальные представления). Ирония (начальные представления).

 

Антон Павлович Чехов.Краткий рассказ о писателе.«Толстый и тонкий». Речь героев как источник юмо-ра. Юмористическая ситуация. Разоблачение лицеме-

рия. Роль художественной детали.

 

Т е о р и я л и т е р а т у р ы . Юмор (развитие понятия).


 

Родная природа

 

в стихотворениях русских поэтов

Я. Полонский.«По горам две хмурых тучи...», «По-смотри, какая мгла...»] Е. Баратынский. «Весна, весна! Как воздух чист...», «Чудный град...»] А. Толстой. «Где гнутся над омутом лозы...».

Выражение переживаний и мироощущения в стихо-творениях о родной природе. Художественные средства, передающие различные состояния в пейзажной лирике.

 

Т е о р и я л и т е р а т у р ы . Лирика как род литерату-ры (развитие представления).

 

Из русской литературы XX века

 

Андрей Платонович Платонов.Краткий рассказ описателе.

 

«Неизвестный цветок». Прекрасное вокруг нас. «Нина кого не похожие» герои А. Платонова.

Александр Степанович Грин.Краткий рассказ описателе.

 

«Алые паруса». Жестокая реальность и романтиче-ская мечта в повести. Душевная чистота главных героев, Отношение автора к героям.

 

Михаил Михайлович Пришвин.Краткий рассказ описателе.

 

«Кладовая солнца». Вера писателя в человека, доб-рого и мудрого хозяина природы. Нравственная суть взаимоотношений Насти и Митраши. Одухотворение природы, ее участие в судьбе героев. Смысл рассказа о ели и сосне, растущих вместе. Сказка и быль в «Кладо-вой солнца». Смысл названия произведения.

 

Т е о р и я л и т е р а т у р ы . Символическое содержа-ние пейзажных образов.

 

Произведения

 

о Великой Отечественной войне

К. М. Симонов. «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины...»-, Д. С. Самойлов. «Сороковые».

Стихотворения, рассказывающие о солдатских буд-нях, пробуждающие чувство скорбной памяти о павших на полях сражений и обостряющие чувство любви к Роди-не, ответственности за нее в годы жестоких испытаний.


Виктор Петрович Астафьев.Краткий рассказопи-сателе.

«Конь с розовой гривой». Изображение быта и жиз-ни сибирской деревни в предвоенные годы. Нравствен-ные проблемы рассказа — честность, доброта, понятие долга. Юмор в рассказе. Яркость и самобытность геро-ев (Санька Левонтьев, бабушка Катерина Петровна), особенности использования народной речи.

 

Т е о р и я л и т е р а т у р ы . Речевая характеристика героя.

 

Валентин Григорьевич Распутин.Краткий рассказо писателе.

«Уроки французского». Отражение в повести труд-ностей военного времени. Жажда знаний, нравственная стойкость, чувство собственного достоинства, свойст-венные юному герою. Душевная щедрость учительницы, ее роль в жизни мальчика.

 

Т е о р и я л и т е р а т у р ы . Рассказ, сюжет (развитие понятий). Герой-повествователь (развитие понятия).

 

Николай Михайлович Рубцов.Краткий рассказ опоэте.

«Звезда полей», «Листья осенние», «В горнице».

Тема Родины в поэзии Рубцова. Человек и природа в «тихой» лирике Рубцова.

 

Фазиль Искандер.Краткий рассказ о писателе.

 

«Тринадцатый подвиг Геракла». Влияние учителяна формирование детского характера. Чувство юмора как одно из ценных качеств человека.

 

Родная природа

 

в русской поэзии XX века

А. Блок. «Летний вечер», «О, как безумно за ок-ном...»] С. Есенин. «Мелколесье. Степь и дали...», «По-роша»] А. Ахматова. «Перед весной бывают дни та-кие...».

 

Чувство радости и печали, любви к родной природе и родине в стихотворных произведениях поэтов XX века. Связь ритмики и мелодики стиха с эмоциональным со-стоянием, выраженным в стихотворении. Поэтизация родной природы.


Писатели улыбаются

 

Василий Макарович Шукшин,Слово о писателе.Рассказы: «Срезал» и «Критики». Особенности шук-шинских героев-«чудиков», правдоискателей, праведни-ков. Человеческая открытость миру как синоним неза-

 

щищенности. Образ «странного» героя в литературе.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.