Сделай Сам Свою Работу на 5

Из русской литературы XX века





 

Максим Горький.Краткий рассказ о писателе.«Детство». Автобиографический характер повести.

 

Изображение «свинцовых мерзостей жизни». Дед Каши-рин. «Яркое, здоровое, творческое в русской жизни» (Алеша, бабушка, Цыганок, Хорошее Дело). Изображе - ние быта и характеров. Вера в творческие силы народа.

«Старуха Изергиль» («Легенда о Данко»).

 

Т е о р и я л и т е р а т у р ы . Понятие о теме и идее произведения (начальные представления). Портрет как средство характеристики героя.

 

Владимир Владимирович Маяковский.Краткийрассказ о писателе.

 

«Необычайное приключение, бывшее с Владими-ром Маяковским летом на даче». Мысли автора о ро-ли поэзии в жизни человека и общества. Своеобразие стихотворного ритма, словотворчество Маяковского.

 

«Хорошее отношение к лошадям». Два взгляда намир: безразличие, бессердечие мещанина и гуманизм, доброта, сострадание лирического героя стихотворе-ния.

 

Т е о р и я л и т е р а т у р ы . Лирический герой (на-чальные представления). Обогащение знаний о ритме и рифме. Тоническое стихосложение (начальные пред-ставления).

 

2-2746 33


 



Леонид Николаевич Андреев.Краткий рассказ описателе.

 

«Кусака». Чувство сострадания к братьям нашимменьшим, бессердечие героев. Гуманистический пафос произведения.

 

Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о

 

писателе.

 

«Юшка». Главный герой произведения, его непо-хожесть на окружающих людей, душевная щедрость. Любовь и ненависть окружающих героя людей. Юш-ка _ незаметный герой с большим сердцем. Осозна-ние необходимости сострадания и уважения к челове-ку Неповторимость и ценность каждой человеческой личности.

 

«В прекрасном и яростном мире». Труд как нрав-ственное содержание человеческой жизни, Идеи доб-роты, взаимопонимания, жизни для других. Своеоб-разие языка прозы Платонова (для самостоятельного чтения).

 

Борис Леонидович Пастернак. Слово о поэте.

 

«Июль», «Никого не будет в доме...». Картины при-роды, преображенные поэтическим зрением Пастер-нака. Сравнения и метафоры в художественном мире

 

поэта.

 

На дорогах войны

 

Интервью с поэтом — участником Великой Отечест-венной войны. Героизм, патриотизм, самоотвержен-ность, трудности и радости грозных лет войны в стихо-творениях поэтов — участников войны: А. Ахматовой, К. Симонова, А. Твардовского, А. Суркова, Н. Тихо-нова и др. Ритмы и образы военной лирики.



 

Т е о р и я л и т е р а т у р ы . Публицистика. Интервью как жанр публицистики (начальные представления).

 

Федор Александрович Абрамов, Краткий рассказ о писателе, «О чем плачут лошади», Эстетические и нравственно-экологические проблемы, поднятые в рас-

сказе.

Т е о р и я л и т е р а т у р ы , Литературные традиции.


Евгений Иванович Носов.Краткий рассказописа-теле.

 

«Кукла» («Акимыч»), «Живое пламя». Сила внутрен-ней, духовной красоты человека. Протест против равно-душия, бездуховности, безразличного отношения к окружающим людям, природе. Осознание огромной ро-ли прекрасного в душе человека, в окружающей приро-де. Взаимосвязь природы и человека.

 

Юрий Павлович Казаков.Краткий рассказописа-теле.

 

«Тихое утро». Взаимоотношения детей, взаимопо-мощь, взаимовыручка. Особенности характера геро-ев — сельского и городского мальчиков, понимание окружающей природы. Подвиг мальчика и радость от собственного доброго поступка.

 

«Тихая моя Родина»

 

Стихотворения о Родине, родной природе, собствен-ном восприятии окружающего (В. Брюсов, Ф. Сологуб, С. Есенин, Н. Заболоцкий, Н. Рубцов).Человек и при-рода. Выражение душевных настроений, состояний чело-века через описание картин природы. Общее и индивиду - альное в восприятии родной природы русскими поэтами.

 

Александр Трифонович Твардовский.Краткий рас-сказ о поэте.



 

«Снега потемнеют синие...», «Июль — макушка лета...», «На дне моей жизни...». Размышления поэтао взаимосвязи человека и природы, о неразделимости судьбы человека и народа.

 

Т е о р и я л и т е р а т у р ы . Лирический герой (разви-тие понятия).

 

Дмитрий Сергеевич Лихачев. «Земля родная»

(главы из книги). Духовное напутствие молодежи.

Т е о р и я л и т е р а т у р ы . Публицистика (развитие
представлений). Мемуары как публицистический жанр
(начальные представления).  

 

Писатели улыбаются, или Смех Михаила Зощенко

 

М. Зощенко. Слово о писателе. Рассказ «Беда». Смешное и грустное в рассказах писателя.


Песни на слова русских поэтов XX века

 

А. Вертинский. «Доченьки»; И. Гофф. «Русское поле»] Б. Окуджава. «По смоленской дороге...». Ли-рические размышления о жизни, быстро текущем вре-мени. Светлая грусть переживаний.

 

Из литературы народов России

 

Расул Гамзатов.Краткий рассказ о дагестанскомпоэте.

 

«Опять за спиною родная земля...», «Я вновь пришел сюда и сам не верю...» (из цикла «Восьми-стишия»), «О моей Родине».

 

Возвращение к истокам, основам жизни. Осмысле-ние зрелости собственного возраста, зрелости обще-ства, дружеского расположения к окружающим людям разных национальностей. Особенности художественной образности дагестанского поэта.

 

Из зарубежной литературы

 

Роберт Берне.Особенности творчества.«Честная бедность». Представления народа о спра-

 

ведливости и честности. Народно-поэтический характер произведения.

 

Джордж Гордон Байрон. «Ты кончил жизни путь, герой!». Гимн герою, павшему в борьбе за свободу Ро-дины.

 

Японские хокку(трехстишия). Изображение жизниприроды и жизни человека в их нерасторжимом единст-ве на фоне круговорота времен года. Поэтическая кар-тина, нарисованная одним-двумя штрихами.

 

Т е о р и я л и т е р а т у р ы , Особенности жанра хокку (хайку).

 

О. Генри. «Дары волхвов».Сила любви и преданно-сти. Жертвенность во имя любви. Смешное и возвышен-ное в рассказе.

 

Рей Дуглас Брэдбери. «Каникулы».

 

Фантастические рассказы Рея Брэдбери как выраже-ние стремления уберечь людей от зла и опасности на Земле. Мечта о чудесной победе добра.


 

ВОСЬМОЙ КЛАСС

 

Введение

 

Русская литература и история. Интерес русских пи-сателей к историческому прошлому своего народа. Ис-торизм творчества классиков русской литературы.

 

Устное народное творчество

 

В мире русской народной песни (лирические, исто-рические песни). Отражение жизни народа в народной песне: «В темном лесе», «Уж ты ночка, ноченька тем-

 

ная...», «Вдоль по улице метелица метет...», «Пуга-чев в темнице», «Пугачев казнен».

 

Частушкикак малый песенный жанр. Отражениеразличных сторон жизни народа в частушках. Разнооб-разие тематики частушек. Поэтика частушек.

 

Преданиякак исторический жанр русской народнойпрозы. «О Пугачеве», «О покорении Сибири Ерма-ком...». Особенности содержания и формы народныхпреданий.

 

Т е о р и я л и т е р а т у р ы . Народная песня, частушка (развитие представлений). Предание (развитие пред-ставлений).

 

Из древнерусской литературы

 

Из «Жития Александра Невского». Защита русских земель от нашествий и набегов врагов. Бранные под-виги Александра Невского и его духовный подвиг само-пожертвования.

 

Художественные особенности воинской повести и жития.

«Шемякин суд». Изображение действительных ивымышленных событий — главное новшество литерату-ры XVII века. Новые литературные герои — крестьянские и купеческие сыновья. Сатира на судебные порядки, ко-мические ситуации с двумя плутами.

«Шемякин суд» — «кривосуд» (Шемяка «посулы лю-бил, потому так он и судил»). Особенности поэтики бы-товой сатирической повести.

 

Т е о р и я л и т е р а т у р ы . Летопись. Древнерусская повесть (развитие представлений). Житие как жанр ли-


 

тературы (начальные представления). Сатирическая по-весть как жанр древнерусской литературы (начальные представления).

 

Из литературы XVIII века

 

Денис Иванович Фонвизин. Слово о писателе. «Недоросль» (сцены). Сатирическая направленность

 

комедии. Проблема воспитания истинного гражданина. Т е о р и я л и т е р а т у р ы . Понятие о классицизме.

 

Основные правила классицизма в драматическом про-изведении.

 

Из литературы XIX века

 

Иван Андреевич Крылов. Поэт и мудрец. Язвитель-ный сатирик и баснописец. Краткий рассказ о писателе.

 

«Лягушки, просящие царя». Критика «обществен-ного договора» Ж.-Ж. Руссо. Мораль басни. «Обоз». Критика вмешательства императора Александра I в стратегию и тактику Кутузова в Отечественной войне 1812 года. Мораль басни. Осмеяние пороков: самонаде-янности, безответственности, зазнайства.

 

Т е о р и я л и т е р а т у р ы . Басня. Мораль. Аллегория (развитие представлений).

 

Кондратий Федорович Рылеев. Автор дум и сатир. Краткий рассказ о писателе. Оценка дум современни-ками.

 

«Смерть Ермака». Историческая тема думы. ЕрмакТимофеевич — главный герой думы, один из предводи-телей казаков. Тема расширения русских земель. Текст думы К. Ф. Рылеева — основа песни о Ермаке.

 

Т е о р и я л и т е р а т у р ы . Дума (начальное пред-ставление).

 

Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ об отношении поэта к истории и исторической теме в лите-ратуре.

 

«Туча». Разноплановость содержания стихотворе-ния — зарисовка природы, отклик на десятилетие вос-стания декабристов.


К*** («Я помню чудное мгновенье...»).Обогаще-ние любовной лирики мотивами пробуждения души к творчеству.

 

«19 октября». Мотивы дружбы, прочного союза иединения друзей. Дружба как нравственный жизненный стержень сообщества избранных.

 

«История Пугачева» (отрывки). Заглавие Пушки-на («История Пугачева») и поправка Николая I («Исто-рия пугачевского бунта»), принятая Пушкиным как бо-лее точная. Смысловое различие. История пугачевского восстания в художественном произведении и историче-ском труде писателя и историка. Пугачев и народное восстание. Отношение народа, дворян и автора к пред-водителю восстания. Бунт «бессмысленный и беспо-щадный» (А. Пушкин).

 

Роман «Капитанская дочка». Гринев — жизненный путь героя, формирование характера («Береги честь смолоду»). Маша Миронова — нравственная красота ге-роини. Швабрин — антигерой. Значение образа Савель-ича в романе. Особенности композиции. Гуманизм и историзм Пушкина. Историческая правда и художест-венный вымысел в романе. Фольклорные мотивы в ро-мане. Различие авторской позиции в «Капитанской доч-ке» и «Истории Пугачева».

 

Т е о р и я л и т е р а т у р ы . Историзм художественной литературы (начальные представления), Роман (началь-ные представления), Реализм (начальные представ-ления).

 

«Пиковая дама». Место повести в контексте творче-ства Пушкина. Проблема «человек и судьба» в идейном содержании произведения. Соотношение случайного и закономерного. Смысл названия повести и эпиграфа к ней. Композиция повести: система предсказаний, наме-ков и символических соответствий. Функции эпиграфов. Система образов-персонажей, сочетание в них реаль-ного и символического планов, значение образа Петер-бурга. Идейно-композиционная функция фантастики. Мотив карт и карточной игры, символика чисел. Эпилог, его место в философской концепции повести.

 

Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о писателе, отношение к историческим темам и воплоще-ние этих тем в его творчестве.


«Мцыри», Поэма о вольнолюбивом юноше, вырван-ном из родной среды и воспитанном в чуждом ему об-ществе. Свободный, мятежный, сильный дух героя. Мцыри как романтический герой. Образ монастыря и образы природы, их роль в произведении. Романтиче-ски-условный историзм поэмы.

 

Т е о р и я л и т е р а т у р ы . Поэма (развитие пред-ставлений). Романтический герой (начальные представ-ления), романтическая поэма (начальные представле-ния).

 

Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ о пи-сателе, его отношение к истории, исторической теме в художественном произведении.

 

«Ревизор». Комедия «со злостью и солью». Исто-рия создания и история постановки комедии. Поворот русской драматургии к социальной теме. Отношение современной писателю критики, общественности к ко-медии «Ревизор». Разоблачение пороков чиновничест-ва. Цель автора — высмеять «все дурное в России» (Н. В. Гоголь). Новизна финала, немой сцены, своеоб-разие действия пьесы «от начала до конца вытекает из характеров» (В. И. Немирович-Данченко). Хлестаков и «миражная интрига» (Ю. Манн). Хлестаковщина как об-щественное явление.

 

Т е о р и я л и т е р а т у р ы . Комедия (развитие пред-ставлений). Сатира и юмор (развитие представлений).

 

«Шинель». Образ «маленького человека» в литерату-ре. Потеря Акакием Акакиевичем Башмачкиным лица (одиночество, косноязычие). Шинель как последняя на-дежд,а согреться в холодном мире. Тщетность этой меч-ты. Петербург как символ вечного адского холода. Не-злобивость мелкого чиновника, обладающего духовной силой и противостоящего бездушию общества. Роль фантастики в художественном произведении.

 

Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин. Краткий рассказ о писателе, редакторе, издателе.

 

«История одного города» (отрывок). Художествен-но-политическая сатира на современные писателю по-рядки. Ирония писателя-гражданина, бичующего осно-ванный на бесправии народа строй. Гротескные образы градоначальников. Пародия на официальные историче-ские сочинения.


 

Т е о р и я л и т е р а т у р ы . Гипербола, гротеск (раз-витие представлений). Литературная пародия (началь - ные представления). Эзопов язык (развитие понятия).

 

Николай Семенович Лесков. Краткий рассказ о пи-сателе.

«Старый гений». Сатира на чиновничество. Защитабеззащитных. Нравственные проблемы рассказа. Де-таль как средство создания образа в рассказе.

 

Т е о р и я л и т е р а т у р ы . Рассказ (развитие пред-ставлений). Художественная деталь (развитие пред-ставлений).

 

Лев Николаевич Толстой. Краткий рассказ о писа-теле. Идеал взаимной любви и согласия в обществе.

 

«После бала». Идея разделенности двух Россий.Противоречие между сословиями и внутри сословий. Контраст как средство раскрытия конфликта. Психоло-гизм рассказа. Нравственность в основе поступков ге-роя. Мечта о воссоединении дворянства и народа.

Т е о р и я л и т е р а т у р ы . Художественная деталь. Антитеза (развитие представлений). Композиция (раз-витие представлений). Роль антитезы в композиции произведений.

 

Поэзия родной природы

 

А. С. Пушкин. «Цветы последние милей...»,

 

М. Ю. Лермонтов. «Осень»; Ф. И. Тютчев. «Осенний вечер»; А. А. Фет. «Первый ландыш»; А. Н. Майков. «Поле зыблется цветами...».

 

Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе. «О любви» (из трилогии). История о любви и упу-

щенном счастье.

Т е о р и я л и т е р а т у р ы . Психологизм художест-венной литературы (развитие представлений).

 

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.