Из древнерусской литературы
Начало письменности у восточных славян и возник-новение древнерусской литературы. Культурные и лите-ратурные связи Руси с Византией. Древнехристианская книжность на Руси. (Обзор.)
«Повесть временных лет» как литературный памят-ник. «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводыПретича». Отзвуки фольклора в летописи. Герои ста-ринных «Повестей...» и их подвиги во имя мира на род-ной земле.
Т е о р и я л и т е р а т у р ы . Летопись (начальные пред-ставления).
Из литературы XVIII века
Михаил Васильевич Ломоносов.Краткий рассказо жизни писателя (детство и годы учения, начало лите-ратурной деятельности). Ломоносов — ученый, поэт, ху-дожник, гражданин.
«Случились вместе два астронома в пиру...» —
научные истины в поэтической форме. Юмор слихотво-рения.
Т е о р и я л и т е р а т у р ы . Роды литературы: эпос, лирика, драма. Жанры литературы (начальные пред-ставления).
Из литературы XIX века
Русские басни
Жанр басни. Истоки басенного жанра (Эзоп, Лафон-тен, русские баснописцы XVIII века). (Обзор.)
Иван Андреевич Крылов.Краткий рассказ о басно-писце (детство, начало литературной деятельности)
«Ворона и Лисица», «Волк и Ягненок», «Свинья под Дубом» (на выбор). Осмеяние пороков — грубой силы,жадности, неблагодарности, хитрости и т. д. «Волк напсарне» — отражение исторических событий в басне,патриотическая позиция автора.
Рассказ и мораль в басне. Аллегория. Выразитель-ное чтение басен (индивидуальное, по ролям, инсцени-рование).
Т е о р и я л и т е р а т у р ы . Басня (развитие представ-лений), аллегория (начальные представления). Понятие об эзоповом языке.
Василий Андреевич Жуковский.Краткий рассказ опоэте (детство и начало творчества, Жуковский-сказоч-ник).
«Спящая царевна». Сходные и различные чертысказки Жуковского и народной сказки. Герои литератур-ной сказки, особенности сюжета.
«Кубок». Благородство и жестокость. Герои баллады.Т е о р и я л и т е р а т у р ы . Баллада (начальные пред-
ставления).
Александр Сергеевич Пушкин.Краткий рассказ ожизни поэта (детство, годы учения).
Стихотворение «Няне» — поэтизация образа няни; мотивы одиночества и грусти, скрашиваемые любовью няни, ее сказками и песнями.
«У лукоморья дуб зеленый...». Пролог к поэме«Руслан и Людмила» — собирательная картина сюже-тов, образов и событий народных сказок, мотивы и сю-жеты пушкинского произведения.
«Сказка о мертвой царевне и о семи богаты-рях» — ее истоки (сопоставление с русскими народнымисказками, сказкой Жуковского «Спящая царевна», со сказками братьев Гримм; «бродячие сюжеты»). Противо-стояние добрых и злых сил в сказке. Царица и царевна, мачеха и падчерица. Помощники царевны. Елисей и бога-
тыри. Соколко. Сходство и различие литературной пуш-кинской сказки и сказки народной. Народная мораль, нравственность — красота внешняя и внутренняя, победа добра над злом, гармоничность положительных героев. Поэтичность, музыкальность пушкинской сказки.
Русская литературная сказка
Антоний Погорельский. «Черная курица, или Под-земные жители». Сказочно-условное, фантастическое идостоверно-реальное в литературной сказке. Нравоучи-тельное содержание и причудливый сюжет произведе-ния. Всеволод Михайлович Гаршин. «Attalea Prin-ceps». Героическое и обыденное в сказке. Трагическийфинал и жизнеутверждающий пафос произведения.
Т е о р и я л и т е р а т у р ы . Литературная сказка (на-чальные представления). Стихотворная и прозаическая речь. Ритм, рифма, способы рифмовки. «Бродячие сю-жеты» сказок разных народов.
Михаил Юрьевич Лермонтов.Краткий рассказ опоэте (детство и начало литературной деятельности, ин-терес к истории России).
«Бородино» — отклик на 25-летнюю годовщину Бо-родинского сражения (1837). Историческая основа сти-хотворения. Воспроизведение исторического события устами рядового участника сражения. Мастерство Лер-монтова в создании батальных сцен. Сочетание разго-ворных интонаций с патриотическим пафосом стихотво-рения.
Т е о р и я л и т е р а т у р ы . Сравнение, гипербола, эпи-тет (развитие представлений), метафора, звукопись, ал-литерация (начальные представления).
Николай Васильевич Гоголь.Краткий рассказ о пи-сателе (детство, годы учения, начало литературной дея-тельности).
«Заколдованное место» — повесть из книги «Вече-ра на хуторе близ Диканьки». Поэтизация народной жиз-ни, народных преданий, сочетание светлого и мрачного, комического и лирического, реального и фантастиче-ского.
Т е о р и я л и т е р а т у р ы . Фантастика (развитие пред-ставлений). Юмор (развитие представлений).
Николай Алексеевич Некрасов.Краткий рассказопоэте (детство и начало литературной деятельности).
«На Волге». Картины природы. Раздумья поэта осудьбе народа. Вера в потенциальные силы народа, луч-шую его судьбу
«Есть женщины в русских селеньях...» (отрывок изпоэмы «Мороз, Красный нос»). Поэтический образ русской женщины.
Стихотворение «Крестьянские дети». Картины воль-ной жизни крестьянских детей, их забавы, приобщение к труду взрослых. Мир детства — короткая пора в жизни
крестьянина. Речевая характеристика персонажей.
Т е о р и я л и т е р а т у р ы . Эпитет (развитие пред-
ставлений).
ИванСергеевичТургенев.Краткий рассказ о писа-теле (детство и начало литературной деятельности). // . «Муму» — повествование о жизни в эпоху крепост-
ного права. Духовные и нравственные качества Гера-сима: сила, достоинство, сострадание к окружающим,
великодушие,
| трудолюбие.
| Немота главного
| героя —
| символ немого протеста крепостных крестьян.
|
| Т е о р и я
| л и т е р а т у р ы .
| Портрет, пейзаж
| (началь-
| ные представления). Литературный герой (начальные представления).
Афанасий Афанасьевич Фет.Краткий рассказ опоэте.
Стихотворение «Весенний дождь» — радостная, яр-кая, полная движения картина весенней природы. Крас-ки, звуки, запахи как воплощение красоты жизни.
Лев Николаевич Толстой. Краткий рассказ о писа-теле (детство, начало литературной деятельности).
«Кавказский пленник». Бессмысленность и жесто-кость национальной вражды. Жилин и Костылин — два разных характера, две разные судьбы. Жилин и Дина. Душевная близость людей из враждующих лагерей.
Утверждение гуманистических идеалов.
Т е о р и я л и т е р а т у р ы . Сравнение (развитие по-
нятия). Сюжет (начальное представление).
Антон Павлович Чехов.Краткий рассказ о писателе(детство и начало литературной деятельности).
«Хирургия» — осмеяние глупости и невежества ге-роев рассказа. Юмор ситуации. Речь персонажей как средство их характеристики.
Т е о р и я л и т е р а т у р ы . Юмор (развитие представ-лений)
Поэты XIX века о Родине и родной природе
Ф. И. Тютчев.«Зима недаром злится...», «Как веселгрохот летних бурь...», «Есть в осени первоначаль-ной. ». А. Н. Плещеев. «Весна» (отрывок);И. С. Ни-китин.«Утро», «Зимняя ночь в деревне»(отрывок);
А. Н. Майков.«Ласточки»;И. 3. Суриков.«Зима»(от-рывок). А. В. Кольцов. «В степи». Выразительное чте-ние наизусть стихотворений (по выбору учителя и уча-щихся)
Т е о р и я л и т е р а т у р ы . Стихотворный ритм как средство передачи эмоционального состояния, настро-ения
Из литературы XX века
Иван Алексеевич Бунин.Краткий рассказ о писате-ле (детство и начало литературной деятельности).
«Косцы». Восприятие прекрасного. Эстетическое иэтическое в рассказе. Кровное родство героев с бес-крайними просторами Русской земли, душевным скла-дом песен и сказок, связанных между собой видимыми и тайными силами Рассказ «Косцы» как поэтическое воспоминание о Родине.
Владимир Галактионович Короленко.Краткий рас-сказ о писателе (детство и начало литературной деятель-ности)
«В дурном обществе». Жизнь детей из благополуч-ной и обездоленной семей. Их общение. Доброта и со-страдание героев повести Образ серого, сонного горо-да Равнодушие окружающих людей к беднякам. Вася, Валек. Маруся. Тыбурций. Отец и сын. Размышления ге-роев «Дурное общество» и «дурные дела». Взаимопони-мание — основа отношений в семье.
Т е о р и я
| л и т е р а т у р ы . Портрет (развитие пред-
| ставлений)
| Композиция литературного произведения
| (начальные
| понятия),
| Сергей Александрович Есенин.Краткий рассказ опоэте. Стихотворения «Я покинул родимый дом...» и «Низкий дом с голубыми ставнями...» — поэтиче-ское изображение родной природы. Образы малой ро-дины, родных людей как изначальный исток образа Ро-дины, России. Своеобразие языка есенинской лирики.
Павел Петрович Бажов.Краткий рассказ о писате-ле (детство и начало литературной деятельности).
«Медной горы Хозяйка». Реальность и фантастикав сказе. Честность, добросовестность, трудолюбие и та-лант главного героя. Стремление к совершенному мас-терству. Тайны мастерства. Своеобразие языка, интона-ции сказа.
Т е о р и я л и т е р а т у р ы . Сказ как жанр литературы (начальные представления). Сказ и сказка (общее и раз-личное).
Константин Георгиевич Паустовский.Краткий рас-сказ о писателе. «Теплый хлеб», «Заячьи лапы». Добро-та и сострадание, реальное и фантастическое в сказках Паустовского.
Самуил Яковлевич Маршак.Краткий рассказ о пи-сателе. Сказки С. Я. Маршака.
«Двенадцать месяцев» — пьеса-сказка. Положи-тельные и отрицательные герои. Победа добра над злом — традиция русских народных сказок. Художест-венные особенности пьесы-сказки.
Т е о р и я л и т е р а т у ры. Драма как род литературы
(начальные представления). Пьеса-сказка.
Андрей Платонович Платонов.Краткий рассказ описателе (детство, начало литературной деятельности).
«Никита». Быль и фантастика. Главный герой расска-за, единство героя с природой, одухотворение природы в его воображении — жизнь как борьба добра и зла, смена радости и грусти, страдания и счастья. Оптими-стическое восприятие окружающего мира.
Т е о р и я л и т е р а т у р ы . Фантастика в литератур-ном произведении (развитие представлений).
Виктор Петрович Астафьев.Краткий рассказ о пи-сателе (детство, начало литературной деятельности).
«Васюткино озеро». Бесстрашие, терпение, любовьк природе и ее понимание, находчивость в экстремаль-
ных обстоятельствах, Поведение героя в лесу. Основные черты характера героя. «Открытие» Васюткой нового озера. Становление характера юного героя через испы-тания, преодоление сложных жизненных ситуаций.
Т е о р и я л и т е р а т у р ы . Автобиографичность лите-ратурного произведения (начальные представления).
«Ради жизни на Земле...»
Стихотворные произведения о войне. Патриотиче-ские подвиги в годы Великой Отечественной войны.
К. М. Симонов. «Майор привез мальчишку на ла-фете...»] А. Т. Твардовский. «Рассказ танкиста».
Война и дети — обостренно трагическая и героиче-ская тема произведений о Великой Отечественной войне.
Произведения о Родине и родной природе И.Бунин.«Помню — долгий зимний вечер...»-,
А. Прокофьев.«Аленушка»;Д. Кедрин.«Аленушка»;
Н. Рубцов.«Родная деревня»,Дон-Аминадо.«Городаи годы».
Стихотворные лирические произведения о Родине, родной природе как выражение поэтического восприя-тия окружающего мира и осмысление собственного ми-роощущения, настроения. Конкретные пейзажные зари-совки и обобщенный образ России. Сближение образов волшебных сказок и русской природы в лирических сти-хотворениях.
Писателиулыбаются
Саша Черный.«Кавказский пленник», «Игорь-Ро-бинзон». Образы и сюжеты литературной классики как
темы произведений для детей.
Т е о р и я л и т е р а т у р ы . Юмор (развитие понятия).
Из зарубежной литературы
Роберт Льюис Стивенсон.Краткий рассказ о пи-
сателе.
|
| «Вересковый мед». Подвиг героя
| во имя сохране-
| ния традиций предков.
|
| Т е о р и я л и т е р а т у р ы . Баллада
| (развитие пред-
| ставлений).
|
| Даниель Дефо. Краткий рассказ о писателе. «Робинзон Крузо». Жизнь и необычайные приклю-
чения Робинзона Крузо, характер героя (смелость, муже-ство, находчивость, несгибаемость перед жизненными обстоятельствами). Гимн неисчерпаемым возможностям человека. • • fyyi »
Ханс Кристиан Андерсен.Краткий рассказ о писа-теле.
«Снежная королева». Символический смысл фанта-стических образов и художественных деталей в сказке Андерсена. Кай и Герда. Мужественное сердце Герды. Поиски Кая. Помощники Герды (цветы, ворон, олень, Маленькая разбойница и др.). Снежная королева и Гер-да — противопоставление красоты внутренней и внеш-ней. Победа добра, любви и дружбы.
Жорж Санд. «О чем говорят цветы».Спор героевопрекрасном. Речевая характеристика персонажей.
Марк Твен. Краткий рассказ о писателе.
«Приключения Тома Сойера». Том и Гек. Дружбамальчиков. Игры, забавы, находчивость, предприимчи-вость. Черты характера Тома, раскрывшиеся в отноше-ниях с друзьями. Том и Бекки, их дружба. Внутренний мир героев М. Твена. Причудливое сочетание реальных жизненных проблем и игровых приключенческих си-туаций.
Изобретательность в играх — умение сделать окру-жающий мир интересным.
Джек Лондон. Краткий рассказ о писателе. «Сказание о Кише» — сказание о взрослении под-
ростка, вынужденного добывать пищу, заботиться о стар-ших. Уважение взрослых. Характер мальчика — смелость, мужество, изобретательность, смекалка, чувство собст-венного достоинства — опора в труднейших жизненных обстоятельствах. Мастерство писателя в поэтическом изображении жизни северного народа.
ШЕСТОЙ КЛАСС
Введение
Художественное произведение. Содержание и фор-ма. Автор и герой. Отношение автора к герою. Способы выражения авторской позиции.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|