Васильев Артем Альбертович - Контроль как функция управления, его виды и обеспечение
Эффективно функционирующие системы контроля являются важной составляющей менеджмента торговой организации. Контроль обеспечивает получение результата в соответствии с требованиями руководителя. Он дает возможность оценить качество планирования и соответствие параметров организации требованиям среды. Результаты контроля служат информационной базой для принятия решений на будущее, выявления наиболее перспективных направлений развития. Контроль позволяет оценить эффективность делового и управленческого общения. Он служит средством формирования трудового поведения работника и стимулирования его деятельности. И наконец, контроль обеспечивает сохранность и эффективность использования ресурсов организации, ее товарно-материальных ценностей.
Различают внешний и внутренний контроль. Внешний контроль осуществляется государственными органами*, общественными организациями, партнерами по бизнесу, покупателями. Он обеспечивает соответствие параметров деятельности торговой организации требованиям потребительского рынка, законодательства, условиям партнерских взаимоотношений, защиту прав потребителей. Внешний контроль во многом определяет организацию внутреннего контроля. Внутренний контроль является составляющей менеджмента предприятия, органично встроенной во все системы его функционирования. Субъектами внутреннего контроля выступают собственники, менеджеры предприятия, персонал организации и его представительные органы.
* Порядок проведения государственного контроля регулируется Федеральным законом «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)» от 8.08.2001 №134-Ф3 с изменениями и дополнениями от 30.10.2002 г.
Внутренний контроль обеспечивает адаптацию организации к требованиям внешней среды. Правильно организованный контроль позволяет своевременно выявить проблемы и скорректировать деятельность предприятия до того, как они приведут к падению доходности. В теории менеджмента различают два варианта трактовки понятия «контроль». В узком понимании суть этой управленческой функции сводится к проверке хода реализации планов, заданий, сопоставлению фактических результатов работы, имеющихся ресурсов с установленными стандартами, с тем, что должно быть в наличии. Расширенный вариант подразумевает включение в функцию контроля ряда дополнительных составляющих: планирование систем контроля с разработкой нормативов (стандартов) контроля, обеспечением эффективного функционирования систем контроля, анализом причин допущенных отклонений; разработка и внедрение мер по исправлению ситуации, проведение корректирующих мероприятий.
Система контроля организации определяется целями и стратегией ее развития. Ее элементы соответствуют структуре реализуемых функций и обеспечивают соответствие менеджмента требованиям внешней и внутренней среды.
Специфика проектирования систем контроля в торговле определяется рядом факторов. Чем меньше организация, тем менее формализованы разрабатываемые схемы контроля. В небольших организациях торговли руководителю достаточно наблюдения за ходом исполнения задач в соответствии с установленными стандартами. С увеличением размера организации процесс контроля усложняется. Его структуру и содержание определяют тип торгового предприятия, применяемые формы торгового обслуживания, требования внешней и внутренней среды.
Основными принципами реализации эффективного контроля являются:
1. Соответствие стратегии организации. Система контроля должна обеспечивать стратегические приоритеты организации, ключевые области функционирования. Они отражаются в стандартах контроля, отвечающих задачам, решаемым на данный момент времени.
2. Результативность контроля. Реализации этого принципа достигается за счет правильного подбора стандартов контроля, адекватно отражающих состояние предмета контроля. Следствием несоблюдения этого требования является непроизводительное расходование средств на проведение контроля. Плохо подобранные стандарты не позволяют решить ряд задач контроля. Контроль становится самоцелью. Так, качество обслуживания покупателей не всегда целесообразно оценивать только на основе показателя отсутствие жалоб, так как большинство покупателей предпочитает не обращаться в администрацию с претензией. Однако их недовольство качеством обслуживания может повлиять на решение воспользоваться услугами конкурентов.
3. Системность контроля. Реализуемый контроль должен органично вписываться в систему управления организацией. Контрольные функции необходимо интегрировать в функции планирования, разработку организационной структуры, распределение полномочий и ответственности, организацию процессов, труда и стимулирования персонала.
4. Адаптивность контроля. Технология проведения контроля должна предусматривать его способность быстро перестраиваться в соответствии с изменениями, происходящими во внешней и внутренней среде предприятия, учитывать изменившиеся требования к параметрам контролируемого объекта. Отсутствие мониторинга контролирующих систем, недостаточная их гибкость может сделать контроль бессмысленным. Изменения могут затрагивать выбор самих объектов контроля, стандартов, сроки реализации контроля, частоту его проведения, выбор средств и методов проведения контроля. Так, принятие закона «О защите прав потребителей» потребовало пересмотра действующих на предприятии систем контроля, введения новых стандартов, отражающих характер взаимоотношений с поставщиками, обслуживания покупателей, оценки деятельности персонала.
5. Оптимальность контроля. Объем контроля должен быть достаточным для решения поставленных задач. Излишний контроль приводит к неэффективному расходованию средств, затрачиваемых на сбор ненужной информации, ее обработку, оплату труда персонала, осуществляющего контроль и анализирующего его результаты. Всеобъемлющий контроль может быть причиной недостаточного внимания к наиболее важным аспектам работы организации. Чрезмерный контроль порождает у персонала чувство недоверия, раздражает работников, отвлекает их внимание, ухудшает психологический климат в коллективе. Следствием недостаточного контроля могут быть упущенные выгоды, неиспользованные резервы, неэффективное расходование ресурсов, потери.
6. Экономичность контроля. Внедряемые на предприятии системы контроля должны приносить прибыль. Это означает, что затраты на разработку, внедрение и функционирование систем контроля должны быть существенно ниже эффекта, ожидаемого от его проведения.
Перечисленные принципы принимаются во внимание при принятии решения о целесообразности внедрения той или иной системы контроля. Такой подход позволяет увеличить прибыль организации, а при возникновении проблем сохранить ее на достигнутом уровне. Определяя результативность контроля, следует учитывать прямой и косвенный эффекты. Так, контроль рациональности размещения товаров в торговом зале, контроль сохранности товаров непосредственно влияют на величину оборота. Одновременно на величину продаж будет влиять имидж организации, улучшение морально-психологического климата в коллективе.
При разработке системы контроля следует четко сформулировать его основные элементы. К ним относятся:
1. Субъект контроля – специалист или группа специалистов, осуществляющих контрольные функции при наличии соответствующих полномочий.
2. Объект контроля – составляющая организационной системы, в отношении которой проводится контроль. В качестве объектов контроля могут выступать:
– ресурсы организации (трудовые, материальные, технические, финансовые, информационные, интеллектуальные и др.);
– процессы;
– продукты управленческого труда (решения, управленческие системы, разработки).
3. Предмет контроля – характеристики объекта контроля, подлежащие контролю (затраты, действия, сроки, результаты, качество, количество).
4. Стандарты контроля – конкретные результаты, состояния или действия, выраженные в конкретных значениях показателей, регламентах, степень отклонения от которых определяется (измеряется) в процессе контроля. Стандарты могут разрабатываться специально для конкретной системы контроля или использоваться уже существующие, значение и описание которых содержатся в утвержденных планах, положениях, инструкциях, приказах, правилах, установленных процедурах выполнения операций, описаниях требований к качеству и т. д.
5. Процедура контроля – последовательность действий по проведению контроля.
6. Методы контроля – способы его проведения. При подборе методов контроля необходимо ответить на вопрос: «Как должен производиться контроль?» В качестве методов контроля используются метод сравнения, сопоставления факторов, методы обследования процессов, опросы, наблюдения и проч.
7. Средства контроля – все то, что используется в процессе проведения контроля. При выборе средств контроля следует ответить на вопрос: «При помощи чего будет производиться контроль?» Средствами контроля могут быть измерительные приборы, средства фиксации результатов, накопления и хранения информации, инструменты, реактивы, плановая и отчетная документация, отчеты сотрудников, сметы, бюджеты и проч.
Выбор принципиальных положений, определяющих специфику элементов контроля, осуществляется на основе анализа ряда факторов. К наиболее значимым из них относят: особенности стратегии и организационной структуры предприятия, специфику объекта контроля, имеющиеся ресурсы, уровень зрелости персонала, политику администрации в области контроля. Политика в области контроля представляет собой основополагающие положения, которыми руководствуется персонал организации при разработке и реализации систем контроля. Они устанавливают границы принятия решений в области децентрализации отдельных функций контроля, степени его жесткости, требования к регламентирующей документации, разработки механизма стимулирования персонала, осуществляющего контроль.
В теории менеджмента выделяют два полярных подхода к организации системы контроля – бюрократический и децентрализованный. Каждый из них имеет свои преимущества и недостатки.
Бюрократический контроль представляет собой систему прямого иерархического контроля, встроенного в систему иерархии власти. Он предусматривает сосредоточение полномочий по контролю на вышестоящих уровнях управления. Работники низших уровней из процесса управления контролем исключаются. Основными признаками бюрократического контроля являются:
1. Властная иерархия. Функции по осуществлению контроля распределяются согласно иерархической структуре и закрепляются в соответствии с должностными полномочиями. Менеджер несет прямую ответственность за результаты контроля в пределах, предоставленных ему властью.
2. Мониторинг и оценка результатов функционирования подсистем организации, взаимосвязанные с действующими системами контроля.
3. Наличие широкой нормативной базы – положений, инструкций, правил, процедур, обеспечивающей жесткую регламентацию деятельности персонала.
4. Включение в организационную структуру предприятия специализированных функциональных подразделений или должностей (например, отдел контроля качества, контролер), уполномоченных на реализацию части функций контроля, дополняющих функции властной иерархии.
5. Разработка и внедрение формализованных процедур специализированного отбора и обучения персонала, отвечающего требованиям должностей к его квалификации.
6. Адаптация параметров контроля (организации, объема, частоты проведения) к требованиям и уровню организационных и информационных технологий.
Децентрализованный контроль представляет собой передачу части контрольных функций на нижестоящие уровни управления, вовлечение работников в процесс контроля. Такой подход базируется на целостной, сильной организационной культуре, основывающейся на принципах группового взаимодействия, солидарности, преданности интересам коллектива. Его внедрение целесообразно в коллективах, работники которых высокомотивированы, инициативны, обладают необходимой квалификацией и не нуждаются в жесткой регламентации деятельности.
Основными элементами децентрализованного контроля являются:
1. Сильная организационная культура. Персонал в своих действиях руководствуется системой ценностей, приоритетов, ориентированных на достижение общих целей организации, его поведение согласуется с интересами коллектива.
2. Демократизация управления. Квалифицированные, опытные работники, с высоким уровнем зрелости наделяются дополнительными полномочиями, связанными с участием в управлении контролем.
3. Групповая ответственность. Наличие общих целей создает условия для внутригруппового контроля, когда каждый работник заинтересован в высокой результативности тех, кто работает с ним рядом. Внутригрупповой неформализованный контроль формирует условия для снижения объема контроля со стороны администрации.
4. Мотивация персонала ориентирована на организационные ценности.
5. Самодисциплина и самоконтроль. Высокий уровень ответственности кадров обеспечивает выполнение работы в соответствии со сложившимися требованиями.
6. Неспециализированный наем работников и воспитание их в духе организационных ценностей. Процедуры найма предусматривают отказ от выявления критериев, отвечающих специализированным требованиям должностей. При подборе внимание уделяется личностным характеристикам персонала, обеспечивающим наилучшее восприятие ценностей организационной культуры. Основное значение придается личностным оценкам, формирующимся в процессе собеседований. Наиболее важные параметры сравнения бюрократической и децентрализованной систем контроля приведены в табл. 4.1.
Таблица 4.1
Сравнение бюрократической и децентрализованной систем контроля*
* В основе сравнения использована методика, изложенная в работе [55].
Наименование параметров сравнения
| Системы контроля
| Бюрократическая
| Децентрализованная
| Назначение
| Предоставление руководству информации об отклонениях для принятия последующих решений.
| Побуждение наемного персонала к действиям, обеспечивающим адаптацию организации к сложившимся условиям.
| Основа
| Иерархия власти.
| Организационная культура.
| Инструменты
| Система директив органов управления.
| Система ценностей организации, традиций, этических и социальных норм.
| Средства реализации
| Распорядительное воздействие.
| Взаимовлияние в процессе внутригруппового взаимодействия и самоконтроль.
| Ожидаемые результаты
| Формирование руководством нужного ему поведения персонала в соответствии со сложившимся пониманием необходимого хода развития событий.
| Оптимизация деятельности персонала в соответствии с условиями, диктуемыми внешними и внутренними обстоятельствами.
| Организационная структура
| Иерархическая, формализованная. Функции по управлению контролем включены в перечень полномочий и ответственность руководителей. Наличие подразделений и должностей, специализирующихся на контроле.
| Неформальная. Горизонтальное взаимодействие и координация усилий всего персонала по оптимизации контроля. Консультирование вышестоящими руководителями по вопросам контроля с учетом опыта и знаний персонала.
| Информационные коммуникации
| Инструктирование работников по поводу осуществления необходимых действий и получения информации о ходе процессов.
| Информирование работников о целях. Интенсивный обмен информацией для выработки совместных решений.
| Вознаграждение
| В зависимости от достижения установленных стандартов.
| В зависимости от результативности функционирования.
| Участие работников в управлении контролем
| Ограничено главным образом предоставлением работниками на вышестоящие уровни управления узкого круга информации (жалобы, проблемы) для выработки руководством решений, связанных с контролем.
| Широкое участие персонала в выработке решений по вопросам контроля.
|
Внутренний контроль осуществляется по всем областям хозяйственной деятельности организации. К ключевым его точкам традиционно относят: прибыль, продажи, оборачиваемость товарных запасов, текущие издержки, состояние финансовых ресурсов, расчеты с дебиторами и кредиторами, состояние менеджмента, организация и качество обслуживания покупателей, оценка работы персонала.
Своевременное выявление проблемы обеспечивается за счет автоматизированной системы диагностики стержневых направлений, включающих базовые составляющие торгово-технологических процессов, непосредственно определяющих конкурентоспособность организации.
Проектирование системы контроля осуществляется на стадии планирования деятельности организации. Наиболее важные направления контроля сосредоточены в ключевых областях механизма функционирования предприятия. К ним относят:
1. Контроль реализации установленных целей, элементов реализуемой стратегии, частных политик. Наиболее важной составляющей является контроль объемов реализации, частоты и среднего размера покупки. Автоматизированный контроль продаж с учетом информации за ряд предшествующих лет является важной составляющей системы управления товаром.
2. Контроль исполнения операций. Обеспечивает соответствие производительности труда, качества и времени исполнения операций требованиям, установленным в организации. В процессе контроля определяется уровень реализации распоряжений, исполнение внутренних регламентов, законность совершаемых действий, соблюдение установленных правил, процедур.
3. Контроль наличия и движения имущества, денежных средств торговой организации, сохранности товарно-материальных ценностей.
4. Контроль индивидуальных целей персонала организации, интегрированный в систему оценки результативности работников, исполнения взятых обязательств.
5. Бюджетный контроль. Он базируется на разработке бюджетов по ключевым направлениям и позволяет повысить финансовую ответственность подразделений и специалистов за результаты деятельности.
6. Контроль качества поставляемых товаров, обслуживания и предоставляемых дополнительных услуг. Место и время контроля качества товаров выбирается с момента приемки товара, в точках наиболее вероятной потери качества по мере его движения со склада в торговый зал.
7. Контроль товарных запасов. Цель контроля – обеспечение бесперебойности продажи товаров с учетом оптимизации затрат, обусловленных их закупкой и хранением. Направления контроля определяются по месту формирования издержек:
– контроль закупки товаров (работа с поставщиками, объемы, цена, сроки закупки);
– контроль процедуры оформления заказов, транспортировки товаров и их приемки;
– контроль сохранности товарных запасов и затрат на хранение (размещение товара в местах хранения, складские расходы, потери в процессе хранения – снижение качества, порча, естественная убыль, кражи);
– контроль обеспеченности товарными запасами.
8. Контроль ассортимента и системы торгового обслуживания. Контролю подлежит качество используемых технологий продаж товаров, широта и глубина товарного ассортимента, адекватность системы поставок сложившемуся спросу, квалификация торгового персонала.
При разработке системы контроля организации принимается решение о видах реализуемого контроля. В соответствии со спецификой торгово-технологического процесса различают:
1. Предварительный или упреждающий контроль. Проводится до поступления товаров в торговый зал или на стадии подготовки к выполнению тех или иных работ, реализации процессов. Его цель – предупреждение возникновения возможных проблем. Предварительный контроль проводится в отношении:
– трудовых ресурсов (например, подбор исполнителей);
– материальных ресурсов (например, оценка качества товаров, подбор и профилактический осмотр оборудования);
– финансовых ресурсов (например, планирование финансов).
2. Текущий или сопутствующий контроль. Осуществляется непосредственно в ходе работы или в процессе продажи товаров покупателям. Его проведение – чаще всего прерогатива руководителей среднего и низовых звеньев управления. Суть контроля чаще всего сводится к наблюдению за работой исполнителей. Он дает информацию для оперативного вмешательства в ход процессов. Объектом такого контроля, как правило, является торгово-оперативный и вспомогательный персонал. Поэтому важно правильно устанавливать время и периодичность проведения этого вида контроля. Он проводится на основе директивной документации, письменных и устных распоряжений руководства.
3. Заключительный контроль. Проводится после завершения работы. Он предоставляет информацию о достигнутых результатах, служит основой будущего планирования, позволяет выявить проблемы и пути их решения. Заключительный контроль, фиксирующий результаты работы персонала, служит основанием для поощрения работников.
Проектирование системы контроля предполагает проработку механизма реализации его основных этапов. К ним относят: подбор контролируемых стандартов, измерение, сравнение результатов измерения со стандартами, выявление причин отклонений, корректировка действий.
Установление стандартов. Стандарты должны адекватно отражать назначение контроля, способствовать реализации его цели. Например, контроль, проводимый с целью повышения эффективности труда работника, не должен сводиться к проверке его присутствия на рабочем месте. Четкие, однозначно воспринимаемые стандарты позволяют измерить (оценить) степень их достижения. Наиболее легко поддаются измерению количественные стандарты. При необходимости использования качественных стандартов необходимо дать подробное их описание. При выборе стандартов определяются сроки их достижения, размер допустимых отклонений. Нахождение результатов измерения в пределах допустимых отклонений не должно вызывать опасений и не предполагает осуществления каких-либо действий.
Измерение. Представляет собой самый дорогостоящий и трудоемкий элемент контроля. Ему предшествует выбор единицы измерения, скорости, частоты и точности измерения. Единица измерения и точность соответствуют масштабам объекта измерения. Скорость и частота определяются спецификой контроля и трудоемкостью измерения.
Сравнение результатов со стандартами. Сравнение производится по принципу исключения. Необходимость корректировки возникает только в случае выхода результатов измерений за рамки допустимых отклонений.
Выявление причин отклонений связано с тщательным анализом совокупности факторов, которые могут быть причиной отклонений. По результатам анализа принимается решение о необходимости корректировок.
Корректировка действий представляет собой заключительный этап контроля. Корректировки могут быть связаны с внесением изменений в содержание и порядок действий. Если допущены ошибки в выборе стандартов или установлении их величины, возникает необходимость в изменении самих стандартов. Соответствующие корректировки следует предпринимать сразу после обнаружения нежелательного хода событий или результатов и выяснения их причин.
Проведение контроля требует определенных затрат. В ряде случаев их величина может достигать значительных размеров и делает нецелесообразным проведение контроля. Поэтому особую важность приобретает внедрение в практику управления новых управленческих технологий, позволяющих снизить затраты на контроль.
Применительно к типовым, часто повторяющимся операциям целесообразно разрабатывать стандартные процедуры контроля. В западной литературе контроль, реализуемый на основе таких схем, получил название автоматического. Снижение затрат на осуществление стандартных процедур контроля достигается за счет отказа от непосредственного контроля со стороны руководителя и передачи этих функций самому исполнителю, что позволяет высвободить время руководителя для решения более сложных задач. Стандартная процедура контроля предусматривает разработку алгоритма поведения работника в соответствии с возможными отклонениями параметров измерения от стандартного хода событий. Например, регламентируется набор конкретных действий кладовщика в процессе приемки товара при фиксации различных вариантов отклонений от установленных стандартов. При этом включение заведующего складом в процесс корректировок предусматривается только в случае нештатных ситуаций, выходящих за рамки предусмотренных возможных отклонений.
В практике менеджмента используются схемы контроля, построенные на цепном принципе реализации (принцип «домино»). Такой подход применим при выполнении отдельными работниками или группами персонала операций, образующих единую технологическую цепь. Причем результаты выполнения операций в последующем звене должны находиться в определенной зависимости от результатов работы в предыдущем звене. Таким образом, возникает прямая заинтересованность последующего звена в выполнении работы предыдущим звеном в соответствии с установленными требованиями. В этих условиях целесообразно предоставить полномочия персоналу каждого последующего звена определять задачи предыдущему, контролировать результаты и качество исполнения. Необходимые корректировки касаются выбора стандартов, в наибольшей степени способствующих повышению результативности следующего звена.
Каждому звену предоставляется право самостоятельно определять механизм достижения выдвигаемых требований. Функциональные подразделения оказывают информационную, технологическую и методическую поддержку принимаемых решений. Стимулирование всей цепочки осуществляется по конечным результатам, поэтому каждое звено заинтересовано в интенсивной и качественной работе предыдущего звена. Так достигаются высокие конечные результаты. При таком подходе необходимо тщательно отрабатывать управленческие механизмы, предупреждающие возникновение конфликтов. Вовлечение персонала в процедуру контроля способствует росту личной заинтересованности работников в эффективном контроле, так как качество контроля работы предыдущего звена определяет результативность работы следующего.
В рамках этой схемы целесообразно привлечение покупателей в качестве конечного звена оценки. Для этого проводятся различного рода опросы посетителей магазина, позволяющие выявить причины отказа от покупки. Внедряются специальные программы, активизирующие участие покупателей в формировании стандартов и обеспечивающие более тесное сотрудничество с теми, кто пользуется услугами магазина. В числе таких мероприятий могут быть конкурсы на наиболее интересное предложение покупателя по совершенствованию обслуживания, формирование и организация работы группы наиболее активных покупателей. Используются и косвенные методы оценки мнений покупателей, хорошо известные в мировой практике. Руководство должно воспринимать обращения и замечания покупателей как важный и полезный источник информации о недостатках в действующей системе обслуживания и создавать необходимые условия, стимулирующие обращение покупателя с предложениями. Наиболее ценные из них могут поощряться небольшими подарками, дополнительными услугами, определенными льготами. В практике работы магазинов используются приемы, формирующие заинтересованность покупателя в реализации определенных элементов контроля. Например, некоторые торговые предприятия практикуют денежные вознаграждения или поощрение бесплатными товарами (в пределах небольших сумм) за предоставление покупателями информации о случаях продажи левых товаров, обвесов, отсутствия чеков и проч.
В случаях, когда контроль проводится в отношении персонала, необходимо учитывать наиболее вероятную реакцию работников на его проведение. Не следует использовать сам факт контроля в качестве средства «устрашения» персонала. В противном случае менеджер может столкнуться с поведением, «ориентированным на контроль». Работник затрачивает значительные усилия на то, чтобы в результате контроля произвести на руководителя хорошее впечатление. При этом результат, на достижение которого был направлен контроль и другие аспекты труда, не затронутые контролем, остается за пределами его внимания. В результате эффективность контроля снижается.
Проектируемые системы контроля должны предусматривать механизмы, заинтересовывающие подчиненных в его результативности. Это достигается за счет эффективных информационных коммуникаций, делающих контроль понятным для работников. Задача менеджера – разъяснять подчиненному целесообразность проведения контроля, показывать выгоду его проведения для самого работника. Контроль должен приниматься и одобряться сотрудниками. Применение тех или иных методов и средств контроля должно быть обоснованным. Важно обращать внимание на восприятие выбранных стандартов персоналом, знать мнение работников о том, насколько полно и объективно они отражают результативность их труда. Активное привлечение работников к разработке планов контроля способствует устранению многих проблем, связанных с их реализацией. Выбираемые стандарты должны быть жесткими, но достижимыми. Заниженные стандарты расслабляют работников. Достижение завышенных стандартов оценивается как нереальное, что снижает мотивацию работника.
На стадии планирования контроля целесообразно продумать формы и размеры вознаграждения по результатам контроля. Следует выделять работников, внесших наибольший вклад в повышение эффективности действующих систем контроля. Интенсивное двухстороннее общение между руководителем и исполнителем позволяет своевременно выявить и обсудить проблемы, возникшие в процессе проведения контроля.
Важным вопросом является определение объема контроля. Чрезмерный контроль приводит к снижению инициативы у работника, может вызвать раздражение. Нужно помнить о том, что ни одна, даже тщательно продуманная система контроля не способна решить поставленные задачи без наличия личной заинтересованности исполнителя. Доверие и формирование высокого уровня зрелости персонала – важнейшие инструменты воздействия на трудовое поведение работника. Тем самым создается почва для делегирования контролирующих функций, снижения затрат на проведение контроля и повышения его эффективности. Важной составляющей результативности контроля является использование современных информационных технологий, основанных на автоматизации учетных и аналитических схем.
При проектировании системы контроля разработчик должен учесть следующие факторы:
– требования внешнего контроля;
– условия функционирования организации;
– политику администрации в области проведения контроля;
– ресурсы организации, которые могут быть выделены для проведения контроля;
– уровень информационных технологий организации;
– квалификацию и уровень зрелости персонала организации (контролируемого и контролирующего).
Проектирование системы контроля начинается с определения основных его элементов:
1. Цели контроля.
2. Предмета контроля.
3. Периодичности проведения контроля.
4. Методов и средств контроля.
Далее определяется перечень действий, необходимых для его проведения, сроков, ответственных за результаты, исполнителей, описание правил и процедур проведения контроля.
Результаты принятых решений можно оформить в табл. 4.2.
Таблица 4.2
Пример формулирования исходных параметров плана контроля
№ п/п
| Предмет контроля
| Объект контроля и его вид
| Ответственный и исполнители
| Частота контроля
| Методы контроля
| Средства контроля
| 1.
| Использование рабочего времени
|
|
|
|
|
| 2.
| Результативность – Объемы – Качество
|
|
|
|
|
| 3.
| Сохранность товарно-материальных ценностей
|
|
|
|
|
| 4.
| Дисциплина труда
|
|
|
|
|
| ...
| …
|
|
|
|
|
| В разрезе каждого направления контроля разрабатываются стандарты измерения результатов контроля и размеры допустимых отклонений. В плане контроля дается описание необходимого технического, материального, документального, других видов обеспечения, указываются формы стимулирования персонала в процессе контроля и по его результатам.
Важнейшей составляющей плана контроля является разработка планового бюджета контроля. Его анализ служит основанием для принятия решения о целесообразности внедрения системы контроля. Составная часть бюджета – смета расходов на проведение контроля – представлена в табл. 4.3.
Таблица 4.3
Вариант сметы проекта контроля
№ п/п
| Мероприятия
| Исполнители
| Средства контроля
| Стоимость материальных затрат
| Трудовые затраты*
| Итого (стр. 5 + + стр. 6)
|
|
|
|
|
|
|
| …
| …
|
|
|
|
|
|
| Итого
|
|
|
|
|
|
* Определяются в соответствии с затратами времени на проведение контроля конкретным работником и стоимостью его рабочей силы. Сюда же включаются планируемые поощрительные выплаты по результатам контроля.
Смета контроля сравнивается с нормативами затрат на его проведение, установленными в соответствии с политикой администрации в отношении контроля. Превышение установленных нормативов служит основанием для пересмотра программы контроля.
Результативность контроля определяется ожидаемым эффектом от его внедрения. Его составляющими являются:
– ожидаемый прямой эффект от внедрения плана контроля – например, прирост прибыли за счет ожидаемого сокращения потерь товарно-материальных ценностей, роста оборачиваемости товарных запасов, производительности труда, снижения потерь рабочего времени и т. д.;
– ожидаемый косвенный эффект от внедрения плана контроля – например, прирост прибыли за счет ожидаемого увеличения спроса в результате оптимизации структуры ассортимента, качества реализуемых товаров, улучшения обслуживания.
Ожидаемая дополнительная прибыль сопоставляется с расходами на проведение контроля. Решение о целесообразности внедрения данного проекта принимается в случае, если его рентабельность не ниже установленного норматива. При низком уровне рентабельности проекта вносятся изменения в программу проведения контроля (сокращается перечень мероприятий, меняется материально-техническое обеспечение, изменяется частота проведения). Анализ результатов проведенного контроля позволяет сделать выводы о недостатках действующей системы и внести корректировки в аналогичные планы на будущее.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|