Анисова Анастасия Андреевна - Торговая организация и сфера ее функционирования, возможные конфликты
В понятийном аппарате менеджмента особое место занимают термины «организация» и «предприятие». Именно существование организаций и предприятий обуславливает необходимость реализации функций управления. Поэтому изложение основ менеджмента следует начинать с уточнения трактовки этих понятий. В Гражданском кодексе Российской Федерации (ч. I) организация выступает в качестве обособленного элемента экономической системы, осуществляющего любые виды деятельности, не запрещенные законом. Организация может преследовать коммерческие и некоммерческие цели (ст. 50 ГК РФ). Тип организации обуславливается способом ее образования и функционирования. В соответствии с их спецификой определяется набор идентификационных признаков, важнейший из которых – регистрация в установленном законом порядке. Численность персонала организации не регламентируется.
Термин «предприятие» употребляется в Гражданском кодексе лишь применительно к части коммерческих и некоммерческих организаций, создаваемых в унитарной форме, – к государственным и муниципальным предприятиям (ст. 113-115). Согласно ст. 132 ГК РФ (ч. I), в качестве объекта права предприятие признается как «имущественный комплекс, используемый для предпринимательской деятельности». В целом как имущественный комплекс предприятие признается недвижимостью. Согласно п. 2 ст. 132 «в состав предприятия как имущественного комплекса входят все виды имущества, предназначенные для его деятельности, включая земельные участки, здания, сооружения, оборудование, инвентарь, сырье, продукцию, права требования, долги, а также права на обозначения, индивидуализирующие предприятие, его продукцию, работы и услуги (фирменное наименование, товарные знаки, знаки обслуживания), другие исключительные права, если иное не предусмотрено законом или договором». Этой же трактовке понятия «предприятие» придерживается и ГОСТ Р 51303-99 «Торговля. Термины и определения», утвержденный Постановлением Госстандарта России [19]. В нем «торговое предприятие» определяется как «имущественный комплекс, используемый организацией для купли-продажи товаров и оказания услуг торговли». Имущественный комплекс торгового предприятия, согласно определению ГОСТа, включает в себя: земельные участки, здания, сооружения, оборудование, инвентарь, товары, права требования, долги, фирменное наименование, товарные знаки, знаки обслуживания и др. В трактовке законодателя идентификационные признаки рассматриваемых понятий лежат в правовом поле и не включают социальных аспектов.
В литературе понятие «организация» имеет несколько трактовок. Так, в американском учебнике «Основы менеджмента» М. Мескона и других авторов приводится следующее определение организации. Организация – это группа людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения общей цели или целей [100. С. 31]. В этой трактовке понятия «организация» и «группа» становятся идентичными. В. В. Радаев определяет организацию как... «систему социальных отношений, ориентированную на достижение общих целей, обладающую собственными ресурсами, внутренней нормативной и статусной структурами, в рамках которых члены организации за соответствующее вознаграждение выполняют отведенные им функциональные роли» [121. С. 130].
Таким образом, как форма социального взаимодействия организация представляет собой объединение людей, ориентированных на достижение общих целей, совместная деятельность которых обеспечивается управлением. В менеджменте разделяют формальные и неформальные организации. Формальная организация создается по заранее разработанному плану. Ее структура и тип сознательно проектируются руководством. Одновременно внутри формальной организации существует система неформальных отношений между ее членами, наличие которых вносит коррективы в систему формальных отношений. Неформальная организация образуется спонтанно. Ее члены выступают как носители социальных ролей, в рамках которых они реализуют определенные функции. Функции распределяются также спонтанно, в процессе социального взаимодействия. Из приведенных выше определений понятия «организация» исключены юридические аспекты. Между тем для ряда разделов менеджмента (например, стратегического) является важным наличие в определении понятия «организация» признаков, используемых законодателем.
В менеджменте термин «организация» используется также для обозначения процесса, действий, например организация торгово-технологических процессов, организация наема персонала. Кроме того, этим термином обозначается одна из общих функций менеджмента. Термин «предприятие» в экономической литературе наиболее часто трактуется как хозяйственная единица (объединение единиц), функционирующая под единым управлением. Поэтому термины «предприятие» и «организация» в этом значении можно рассматривать как идентичные.
Гражданский кодекс Российской Федерации выделяет коммерческие и некоммерческие организации. Коммерческая организация представляет собой экономическую систему, функционирующую на основе самоокупаемости и самофинансирования с целью систематического извлечения прибыли и прошедшая государственную регистрацию в установленном законом порядке. Некоммерческие организации не ставят цель – извлечение прибыли и не распределяют полученную прибыль между участниками. Деятельность предпринимателя направлена на создание коммерческих организаций.
Обобщая сказанное, можно выделить следующие признаки коммерческой организации:
– функционирование на основе самоокупаемости и самофинансирования с целью систематического получения прибыли;
– государственная регистрация в установленном законом порядке;
– самостоятельность и регламентирование деятельности действующим законодательством.
Образование коммерческих организаций не следует связывать только с деятельностью юридических лиц. Деятельность индивидуального предпринимателя также может быть направлена на ее создание.
Как и любая коммерческая организация, торговая организация – это сложная многоцелевая система, наиболее важными особенностями которой являются следующие:
1. Достижение целей осуществляется путем преобразования различного рода ресурсов – людских, финансовых, материальных, технологических, информационных.
2. Деятельность коммерческой организации определяется внешней средой.
3. Функционирование предусматривает разделение труда на виды деятельности, реализация которых обеспечивает достижение успеха.
Условием выживания и развития коммерческих организаций является их способность адаптироваться к требованиям внешней среды. Под внешней средой понимается совокупность элементов, находящихся за пределами организации и определяющих особенности ее функционирования. Внешняя среда формируется экономическими и политическими условиями, действующим законодательством, уровнем технического развития, технологиями, потребительскими предпочтениями, системой ценностей общества и рядом других факторов. Традиционно факторами внешней среды называют:
1. Экономические факторы. Состояние экономики страны и региона, в котором осуществляется бизнес.
2. Политические факторы. Действующая система законодательных актов и нормативных документов, определяющих политическую ситуацию в сфере бизнеса.
3. Рыночные факторы. Факторы, отражающие наиболее важные характеристики покупателей, формирующие спрос на рынке товаров и услуг.
4. Факторы конкуренции. Основные характеристики конкурентов, их положение на рынке и перспективы развития.
5. Технологические факторы. Состояние технологий в области информации, производства, доставки и реализации товаров и услуг.
6. Международные факторы. Факторы, определяющие функционирование организации на международном уровне.
7. Социокультурные факторы. Факторы социального поведения населения, его социальные установки, жизненные ценности, национальные традиции, стиль жизни.
Субъектами внешней среды организации являются физические лица, другие коммерческие и некоммерческие организации, выступающие как элементы сферы бизнеса и оказывающие прямое воздействие на работу предприятия. К ним относят:
– потенциальных покупателей товаров и услуг организации;
– конкурентов;
– законодательные, исполнительные и судебные органы власти, организации, регламентирующие, регулирующие и контролирующие деятельность торговой организации;
– поставщиков;
– потенциальных инвесторов, предоставляющих организации на определенных условиях денежные средства;
– партнеров по бизнесу, на договорных условиях реализующих часть функций торгово-технологического процесса (транспортировка, охрана, предоставление информационных услуг и т. д.);
– трудовые ресурсы (люди, которые могут быть наняты на работу в организацию);
– посредников (физические лица и организации, предоставляющие услуги по налаживанию связей торгового предприятия с другими субъектами внешней среды, например рекрутерские фирмы, или совершающие сделки по его поручению, например дилеры).
Результативность организации определяется состоянием ее внутренней среды. Внутренняя среда представляет собой совокупность элементов организации, характеризующих ее сильные и слабые стороны, рыночные возможности и ограничения. Внутреннюю среду образуют:
1) административная система (менеджмент организации);
2) персонал;
3) материально-техническая база;
4) технология;
5) товары и услуги;
6) информация;
7) маркетинг;
8) финансы;
9) организационная культура.
Перечисленные элементы внутренней среды организации находятся в тесной взаимосвязи. Изменения в каждом из них неизбежно отражаются на характере других элементов внутренней среды и организации в целом. Это обстоятельство необходимо принимать во внимание руководству при осуществлении преобразований внутри организации с целью ее адаптации к условиям внешней среды.
4.Азаматова Анжела Сагитовна - Стратегическое планирование, его ошибки, возможные конфликты в связи с ошибками планирования
В условиях жесткой рыночной конкуренции планирование следует рассматривать в качестве важнейшего инструмента эффективности работы торговой организации. Целостная система планирования позволяет:
– оптимизировать использование имеющихся ограниченных ресурсов;
– скоординировать деятельность персонала в направлении единых целей организации;
– осуществлять эффективный контроль.
Грамотное планирование является необходимой составляющей квалификации менеджера любого уровня, вне зависимости от размера торговой организации, в которой он работает. Планирование представляет собой вид управленческой деятельности, обеспечивающий концентрацию усилий организации на наиболее перспективных направлениях деятельности.Процесс планирования включает в себя следующие этапы.
1. Анализ сложившихся условий функционирования организации.
2. Составление прогноза их развития на планируемый период.
3. Определение целевого состояния бизнеса (положения, которое целесообразно занять организации в планируемом будущем).
4. Планирование путей его достижения.
Требования рынка и современные информационные технологии способствовали повсеместному внедрению в практику планирования нового направления, получившего название стратегического. В 80-е годы стратегическое планирование занимает одно из ведущих мест в менеджменте организаций развитых стран. Министерство экономического развития и торговли рассматривает программы внедрения системы стратегического планирования в числе приоритетных направлений реформирования менеджмента отечественных предприятий.
Стратегическое планирование (strategic planning) предполагает формулирование оптимальной стратегии организации, исходя из прогнозируемых изменений внешней среды. Стратегическое планирование представляет собой процесс определения целевого состояния бизнеса и путей его достижения на основе прогнозирования возможностей и ресурсов организации.Отличительным признаком стратегического планирования является выбор базы планирования. В традиционных схемах расчет плановых показателей строился на сложившихся тенденциях развития внешней и внутренней среды. Современный подход предполагает проектирование плановых решений с учетом модели состояния среды в будущем.
Система стратегического планирования включает в себя разработку долгосрочных, среднесрочных, краткосрочных и оперативных планов развития. Небольшие размеры большинства предприятий торговли и динамично изменяющаяся внешняя среда их функционирования определяют горизонт долгосрочного планирования отрасли – не более 2 лет, среднесрочное охватывает период от 1 до 2 лет, краткосрочные планы разрабатываются на период до года. Оперативное планирование предусматривает разработку текущих планов работы на несколько дней и недель.
Содержание и характер распределения функций планирования определяются размером торгового предприятия. На небольших предприятиях торговли эта работа ведется линейными руководителями, прошедшими специальную подготовку. Стратегические ориентиры определяются руководителем предприятия. Координируют разрабатываемые планы и определяют методическое обеспечение либо сам директор, либо его функциональные специалисты (бухгалтер-экономист, экономист, менеджер-аналитик, маркетолог). На крупных предприятиях торговли создается специализированные подразделения – плановые отделы, службы планирования, центры стратегического планирования. Их персонал делится на две группы: наиболее квалифицированная часть – специалисты, обеспечивающие стратегическое мышление организации. Технические работники (примерно 30% штата отдела) осуществляют сбор и обработку информации, ведение документации и составление отчетности.
Распределение функций при традиционной схеме планирования по уровням управления может быть следующим. Высшее звено осуществляет принятие стратегических решений, контроль выполнения планов подразделениями. Среднее и нижнее звенья управления собирают необходимую информацию стратегического характера. На этом уровне ведется согласование проектов планов с вышестоящими подразделениями, осуществляется оперативное планирование работы структурных единиц. При определенных условиях целесообразно внедрение децентрализованных схем планирования, предполагающих включение в сферу ответственности по выработке стратегии функциональных и операционных менеджеров. Из руководителей линейных и функциональных служб могут создаваться целевые группы планирования.
Процесс стратегического планирования осуществляется в несколько этапов. Его схема представлена на рис. 2.1.
Процесс стратегического планирования начинается с анализа внешней и внутренней среды организации. Анализ внешней среды представляет собой процесс формирования информационной картины внешнего окружения, раскрывающей возможности и риски для организации.Для получения устойчивых конкурентных преимуществ предприятия торговли вынуждены ориентировать свое товарное предложение и технологию продаж на определенные сегменты рынка (целевые сегменты). Поэтому мониторинг внешней среды осуществляется с учетом специфики их потребностей.
Рис. 2.1. Модель стратегического цианирования деятельности торговой организации
На первом этапе определяется система факторов прямого и косвенного воздействия на работу организации. На их основе формируется система показателей оценки. Анализируя внешнюю среду, внимание целесообразно сосредоточить на следующих направлениях:
1. Рынок покупателей товаров и услуг. Результаты его анализа определяют направление развития бизнеса. Ключевая информация должна дать ответ на следующие вопросы:
– Кто наши покупатели?
– Что они хотят купить?
– Почему они хотят купить?
– Сколько они хотят купить?
– Какие условия приобретения товаров соответствуют их потребностям?
Источником информации являются покупатели, эксперты, специалисты организации, средства массовой информации, статистические органы и специализированные фирмы. В качестве методов исследования наиболее информативными являются: интервьюирование и опросы покупателей, заполнение покупателями опросников, размещаемых в торговом зале, исследования фокус-групп, информация, получаемая на основе прямого маркетинга, контент-анализ и другие методы изучения материалов, опубликованных в печати и размещенных в Интернете, методы экспертных оценок. Формируемая база данных должна включать: перечень и характеристики рынков, находящихся в зоне интересов организации. Анализируются структура их потребления и факторы, оказывающие влияние на процесс принятия решения о покупке. В качестве показателей оценки потребительского рынка можно использовать: демографические и экономические характеристики населения (например, пол возраст, среднедушевой доход семьи), структуру потребления, показатели, отражающие покупательские предпочтения (цена, качество), стиль жизни, психографию потребления, объем и структуру покупок, потенциальный спрос. Разрабатывается картотека потенциальных оптовых покупателей, в которой отражается история взаимоотношений: даты проведения переговоров, требования, причины отказа от покупки, перспективы сотрудничества и проч.
2. Рынок товаров и услуг. Анализ этой группы факторов необходим для отбора наиболее перспективных поставщиков и планирования новых видов услуг, предоставляемых торговой организацией. Эта группа факторов представлена показателями, характеризующими: динамику объема розничного товарооборота в регионе в разрезе отдельных групп товаров, ассортимент товаров и услуг, соответствующих товарной специализации предприятия, жизненные циклы товаров и услуг, сезонность продаж, новые товары и услуги, в реализации которых может быть заинтересована организация, их потребительские свойства, функциональные возможности, дизайн, тенденция изменений и усовершенствований. Анализируется динамика среднего уровня цен и размера ценового диапазона по наблюдаемым группам товаров.
3. Рынок поставщиков. Анализ должен дать характеристику потенциальных поставщиков организации: производителей, дистрибьюторов, предприятий оптовой торговли, изменений, происходящих на данном рынке. К исследуемым параметрам поставщиков относятся: специализация и ее соответствие специфике работы организации, готовность адаптироваться к требованиям предприятия, география размещения, формы взаимодействия с торговлей, имидж на рынке, надежность и обязательность, условия продажи, доставки и возврата товара, цены, предоставляемые льготы и скидки, качество и потребительские свойства предлагаемых товаров, перечень и условия предоставления дополнительных услуг, упаковка, фасовка, рекламная поддержка. Анализируются также поставщики оборудования, технических средств, инвентаря, упаковочных материалов, тары, всего того, что необходимо предприятию торговли для осуществления повседневной деятельности.
4. Технологии. Анализируются достижения в области организации торгово-технологических процессов, информация о нововведениях в области технологий продаж, информатики, транспортировки, хранения, упаковки, организации обслуживания, обеспечения сохранности товаров. Рассматриваются перспективы их внедрения в условиях работы торговой организации. Собирается информация о направлениях совершенствования технических средств, оборудования.
5. Финансовые рынки. Формируется база данных о характеристиках потенциальных инвесторов, инвестиционный климат и инструменты размещения резервов денежных активов.
6. Трудовые ресурсы. Цель анализа – выявление наиболее перспективных рынков труда. Исследуются основные характеристики сегментов рынка труда: соотношение спроса и предложения, емкость и структура предложения (половозрастная, профессиональная), качественный состав (образование, опыт), цена, особенности инфраструктуры рынка труда и проч.
7. Механизм государственного регулирования деятельности предприятий торговли. Анализируются акты законодательных и исполнительных органов власти, регулирующих деятельность торгового предприятия в рамках выбранного направления: налоговое и трудовое законодательство, законодательные акты, касающиеся поддержки предпринимательской деятельности и малого бизнеса в частности, социальной защищенности населения, охраны труда и здоровья трудящихся, защиты прав потребителей, экологии, ценообразования, инвестиционной и налоговой политики и проч. Изучается работа государственных и частных институтов, обеспечивающих из реализацию.
8. Конкуренция. Относится к числу наиболее значимых факторов работы торговой организации. Информация о конкурентах дает возможность определить рыночную нишу при выборе специализации торговой деятельности. В процессе анализа устанавливается перечень наиболее значимых конкурентов, собирается информация по таким параметрам, как история развития, цели и стратегии, сильные и слабые стороны, занимаемое положение на рынке, имидж, ассортиментная и ценовая политика, технологии, результаты деятельности и проч.
9. Среда кооперирования. Цель анализа – выявление функциональных направлений внешнего взаимодействия и подбор наиболее перспективных партнеров. Для этого в разрезе специализированных видов деятельности анализируются характеристики и условия работы организаций, оказывающих посреднические услуги, готовность к сотрудничеству на предлагаемых предприятием условиях.
10. Информационная среда. Внешняя информационная среда бизнеса представлена средствами массовой информации, формирующими общественное мнение в отношении бизнеса вообще и выбранного организацией направления деятельности в частности. Анализируются мнения, точки зрения о товарах, самих организациях, способные оказать влияние на развитие бизнеса. Изучаются социально-психологические факторы, факторы культуры и национальных особенностей потребления, отражаемые в печати, радио, на телевидении, в сети Интернет.
11. Международная среда. Включает в себя анализ факторов, определяющих функционирование организации на международных рынках: политика государства по защите интересов национального бизнеса, особенности бизнеса в торговле и его конкретных направлений, сложившиеся в отдельных странах. Исследуется информация о работе отдельных зарубежных торговых компаний, взаимодействие с которыми представляет интерес или может оказать влияние на деятельность организации.
Следующей важной составляющей стратегического планирования является анализ внутренней среды организации. Анализ внутренней среды представляет собой процесс изучения совокупности внутренних элементов организации, позволяющий выявить ее слабые и сильные стороны, а также внутренние резервы развития.Цель анализа – оценка состояния и эффективности использования ресурсов, имеющихся в распоряжении организации. Анализ ведется по следующим направлениям:
1. Менеджмент организации. Анализируется действующая на предприятии система управления: организационная структура предприятия, распределение полномочий и ответственности, организация и эффективность работы аппарата управления, основных управленческих подсистем, результативность работы ключевых менеджеров. Оценивается жесткость системы управления, эффективность действующих регламентов.
2. Продажи. За последние два-три года в разделе товарных групп и отдельных товаров исследуются ежедневные, еженедельные и ежемесячные объемы продаж, число покупок, средняя стоимость одной покупки. Анализируются факторы динамики показателей и причины ее изменения.
3. Товары и услуги. Анализируется широта и глубина ассортимента предлагаемых товаров, его характеристики, потребительские свойства, соответствие существующему спросу. Товарные запасы, товарооборачиваемость, факты и причины отсутствия товара в торговом зале, отношение покупателей к ассортиментной структуре. Более детально анализируются товары-представители, определяющие восприятие торговой организации покупателем.
4. Маркетинг. Дается описание основных составляющих стратегии маркетинга. Приводятся сведения о ценообразовании (факторы), восприятие цены покупателем, каналы сбыта товаров (типы и степень их разветвленности), формы и мероприятия по активизации продаж и продвижению товаров, исследования потребительского рынка, их бюджет, организация внутримагазинной рекламы, рекламных мероприятий. Дается описание методов и мероприятия по формированию имиджа организации, связей с общественностью и средствами массовой информации.
5. Информация. Оценивается эффективность информационной системы, ее сильные и слабые стороны. Механизм регулирования информационных потоков. Уровень автоматизации информационных процессов. Информационные технологии. Материально-техническое и кадровое обеспечение.
6. Технологии и организация торгово-технологических процессов. В разрезе звеньев торгово-технологического процесса анализируются сильные и слабые стороны работы организации в следующих областях:
6.1. Закупки. Информация собирается в разделе отдельных поставщиков. Анализируются объем и структура поставок, условия доставки, надежность, полнота и своевременность исполнения поставщиком взятых на себя обязательств, предоставляемые дополнительные услуги, ценовая политика и размер цен, условия оплаты, система льгот и скидок, скорость исполнения заявок, реализация условий возврата товара, помощь, оказываемая в продвижении товара, формы сотрудничества.
6.2. Доставка. Анализируются способы доставки товаров, их эффективность. Формируется база данных о транспортных организациях, осуществляющих доставку товаров в магазин: имидж, характеристика транспортных средств, организация работы, четкость, качество и своевременность исполнения условий доставки, тарифы, потери и их возмещение. При доставке товара собственным транспортом анализируются качество, затраты на эксплуатацию и эффективность его работы.
6.3. Приемка, хранение и подготовка товаров к реализации. Приводится перечень технологических операций, и дается оценка эффективности их организации, технического обеспечения, выявляются узкие места, анализируется информация о сохранности товаров, выявляются недостатки в ее обеспечении. 6.4. Организация и технология обслуживания покупателей. Дается характеристика дизайна и размещения оборудования в торговых залах, обоснование принятого уровня обслуживания покупателей. Оценивается эффективность применяемых форм и методов обслуживания, выявляются их недостатки. Анализируются соответствие методов мерчендайзинга современному уровню, соблюдение персоналом установленных правил и требований к обслуживанию покупателей, жалобы и претензии посетителей. Собирается информация об оценках покупателями качества обслуживания. Анализируется организация дополнительных услуг.
7. Кадровый потенциал и условия труда. Дается характеристика персонала организации в разрезе факторов, определяющих конкурентоспособность торговой организации на рынке. Оценивается половозрастная структура работников. Соответствие квалификации торгово-технологическим требованиям и уровню обслуживания покупателей. Условия труда, соблюдение требований техники безопасности, нормативы производительности и их выполнение, дисциплина труда. Эффективность и мотивация персонала. Отношение персонала к действующей системе стимулирования, ее недостатки. Текучесть кадров, в том числе ведущих специалистов; проблемы, связанные с перегрузками, стрессами; жалобы и недовольство персонала; морально-психологический климат в коллективе; конфликтные ситуации и пути их разрешения; эффективность группового взаимодействия.
8. Материально-техническое обеспечение. Проводится анализ состава оборудования. По арендуемым основным фондам оцениваются условия аренды. Приводятся сведения о стоимости, качественных характеристиках, физическом и моральном износе основных фондов, их соответствии установленным требованиям, оценивается эффективность использования. Приводятся сведения об оснащении рабочих мест.
9. Финансы. Дается описание системы управления финансами организации. Источники формирования, эффективность использования финансовых ресурсов, проблемные области. Отношения с кредиторами, банком, дебиторами. Издержки обращения, ресурсосберегающие мероприятия.
10. Организационная культура. Приводится перечень декларируемых организационных ценностей, регламентирующая документация, перечень мероприятий, обеспечивающих формирование организационной культуры, соответствие поведения персонала требованиям организационной культуры.
Анализ и систематизация информации о состоянии и динамике развития внешней и внутренней среды являются информационной базой для формулирования логики развития событий. Это позволяет сделать прогноз на планируемый период времени. Методы прогнозирования определяются спецификой торгового предприятия и условиями его функционирования. В современных рыночных условиях преобладают сценарные методы прогноза. Сопоставление прогнозных показателей лежит в основе определения целевого состояния бизнеса. Реализация данного этапа стратегического планирования связана с принятием решений по определению направления развития организации. Прежде всего определяется основная, наиболее общая цель организации – ее миссия (концепция бизнеса). Она обусловливает специфику стратегических и тактических целей.
Миссия является своеобразным кредо организации и утверждается высшим руководством. Миссия, или концепция бизнеса, представляет собой идеологическую базу менеджмента организации, декларирующую ее уникальное предназначение, высшие ценности и основополагающие цели функционирования.Важность формулирования концепции бизнеса обуславливается следующим:
1. Концепция бизнеса отражает статус организации в мире бизнеса, является обобщением содержания ее бизнеса.
2. Провозглашенная концепция бизнеса повышает эффективность информационных коммуникаций организации с внешней средой, способствует ее узнаваемости внешним окружением.
3. Миссия служит средством мотивации персонала, стимулирует его развитие и координирует усилия в направлении общеорганизационных ценностей.
4. Улучшает взаимопонимание между администрацией и персоналом.
5. Формирует условия для отождествления работников с организацией.
6. Является наглядной формой демонстрации социальной роли и ответственности организации за результаты ее деятельности.
Поиск миссии локализуется в областях, где сосредоточены высшие ценности организации: товар – услуга, рынок – покупатель, социальная роль – персонал. Наиболее часто в формулировку миссии включаются одно или несколько положений, на которых организация намерена сфокусировать внимание. К ним относятся:
1. Ключевые направления и условия деятельности, приоритетные ценности, наиболее важные виды деятельности и задачи, формы торговли, основной ассортимент реализуемых товаров и услуг, их особенности, обслуживаемые сегменты рынка, специфика организации торгово-технологи-ческих процессов.
2. Особенности внешней среды, влияющие на рабочие принципы организации.
3. Культура организации, особенности кадровой политики, особенности взаимодействия персонала внутри предприятия, ключевые ценности и характеристики персонала, психологический климат в коллективе.
4. Социальная ответственность за наиболее важные, с точки зрения администрации, направления – повышение уровня жизни населения, решение определенных проблем экологии, обеспечение здоровья и безопасности населения, гарантии качества товаров и услуг, создание новых рабочих мест, поддержка малоимущих граждан, социальная защита работников предприятия, профессиональная ответственность за качество взаимодействия на рынке.
Формулировка должна быть проста в изложении и удобна для восприятия. Она может быть развернутой и краткой. В табл. 2.1 приведено несколько примеров кратких формулировок миссий наиболее известных торговых фирм и предприятий массового обслуживания.
Таблица 2.1
Примеры формулировок миссии организации
Наименование организации
| Краткая формулировка миссии
| Mrs. Fields' Cookies
| Продавать абсолютно свежую, теплую выпечку, чтобы создавалось впечатление, будто вы зашли ко мне домой и застали меня за тем, что я вынимаю ее из духовки
| McDonald's
| Предложение ограниченного меню горячей и вкусной пищи при быстром обслуживании в доброжелательной атмосфере чистого ресторана и низких ценах
| Marks & Spencer
| Предложение массовому потребителю со средним достатком первоклассных товаров повседневного спроса
| Бюргер Кинг
| Предоставление недорогой, быстро приготовленной пищи
| Long John Silver's
| Быть самой лучшей американской сетью ресторанов быстрого питания. При каждом посещении мы предоставим нашему гостю быстро, вежливо и в дружелюбной манере очень вкусную пищу из рыбы, морепродуктов и цыплят
| Wal – Mart
| Всегда низкие цены
| Marriott Hotels
| Предоставление услуг по размещению и обслуживанию, с целью создания прочного, длительного и взаимовыгодного сотрудничества с клиентами, сотрудниками, акционерами и обществом
|
Миссия определяет границы принятия решений персонала всех уровней. Поэтому она публично провозглашается и оформляется специальным документом – декларацией о миссии.
Четко сформулированная миссия определяет границы поиска стратегических целей организации. Цели организации представляют собой конкретные, ключевые результаты (или состояние), достижение которых она должна обеспечить в течение установленного периода времени.Четко сформулированные цели гарантируют решение следующих задач:
1. Способствуют концентрации усилия организации на наиболее важных направлениях.
2. Определяют дизайн (направления реорганизации) организационной структуры.
3. Служат критериями оценки и стимулирования достижения результатов.
4. Определяют структуру распределения ресурсов. Финансовые цели и цели завоевания рыночных позиций принято считать ключевыми для организации в целом.
По объему охвата цели подразделяются на общие и специфические. Общие цели обеспечивают реализацию концепции бизнеса организации (например, общий объем продаж, уровень рентабельности, доля рынка). Специфические цели формулируются для основных видов деятельности и по функциональному назначению (например, объем продаж по отдельным группам товаров, цели маркетинга, управления персоналом).
По продолжительности периода планирования цели подразделяются на долгосрочные, среднесрочные, краткосрочные и оперативные.
В соответствии со спецификой формулирования цели можно подразделить на количественные и качественные (дескриптивные). Степень достижения количественных целей можно измерить. Качественные цели формулируются в виде подробного описания состояния, которого следует достичь. В этом случае скорее можно говорить не о степени достижения, а о соответствии.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|