Сделай Сам Свою Работу на 5

Погружение в процесс исполнения





С другой стороны, все возрастающее количество исследований показывает, что состояния максимальной продуктивности ассоциируются с глубокой внутренней релаксацией. Никто не станет спорить, что спортсмен в свои пиковые моменты на соревнованиях пребывает именно в состоянии глубокой внутренней релаксации.

Всем известно, что величайшие спортсмены те, кто умеет сделать так, что все выглядит просто, ведь в пиковые моменты исполнения они двигаются с такой легкостью, а это есть отражение, внешний эффект их глубокой внутренней релаксации. Другая точка зрения такова, что в пиковые моменты спортсмен не «хочет» дать хороший результат, а просто погружается в процесс исполнения.

Он освобождается от желания и погружается исключительно в процесс бытия и действия. Возможно, эта очевидная легкость есть результат возросшей эффективности работы мозга. Исследования мозга доказывают это.

В Национальном институте ментального здоровья ученые провели исследования группы людей, погруженных в состояние различной степени сосредоточенности. Выяснилось, что у тех из них, кто пребывал в реальном состоянии высшей концентрации, понизилась активность кортекса, а у тех, кто только пытался сосредоточиться, заставлял себя это сделать – т.е. хотел этого – наблюдались вспышки активности в кортексе.



Далее, очередное свидетельство повышенной эффективности и слаженности работы мозга в пиковые моменты дали исследования в области нейро-физиологии и концентрации, проведенные доктором Дж. Гамильтоном (Dr. Jean Hamilton), которая измерила «кортикальную активность» (объем электрической активности в церебральном кортексе) как реакцию на различные световые и звуковые сигналы.

Дж. Гамильтонон

Она обнаружила, что те объекты, которые редко испытывают состояние «погружения», показали повышение кортикальной активности в ответ на воздействие внешних стимулов. Но результаты тестирования объектов, которые заявили, что пребывают в таком состоянии довольно часто, были поразительны: когда эти люди реально сосредотачивались на чем-то, их кортикальная активность значительно понижалась, несмотря на воздействие внешних стимулов.



Повышенная сконцентрированность на выбранном процессе, «погружение», приводило к снижению ментальных усилий, вместо того, чтобы требовать их увеличения. Отдельно проведенные исследования по измерению внимания показали, что люди в группе наименьшего приложения усилий были более точны при выполнении предложенных им заданий на внимательность.

Психолог из чикагского университета, ведущий исследователь состояния «погружения», (Mihaly Csizkszentmihalyi) говорит: «Самое вероятное объяснение для всех этих необычных результатов таково: люди, которые часто пребывают в состоянии «погружения», показали способность понижать ментальную активность в каждом информационном канале, кроме одного – того, с которым они в данный момент работают».

Это, в свою очередь, доказывает, говорит ученый, что люди, способные погружаться в процесс исполнения, концентрироваться: способны экранироваться от внешних стимулов и концентрироваться на том, что они считают соответствующим данному моменту. Тогда как обычно процесс концентрации внимания требует дополнительной ментальной нагрузки, у людей, которые научились сознательно контролировать концентрацию внимания, такой процесс протекает практически без усилий, т.к. они умеют отключать все ментальные процессы, за исключением одного.

Когда это происходит – «отключение всех ментальных процессов, за исключением одного», - это как будто мозг погружается в высший процесс исполнения и функционирует намного мощнее и эффективнее с минимальными усилиями.

Мотор автомобиля будет реветь и завывать, если он едет на первой скорости или его колеса прокручиваются на льду. Но мотор будет работать мощно и эффективно, если включить верхнюю передачу. Когда мы находимся в состоянии стресса, то нам подчас кажется, что наш мозг работает так быстро, что скоро закипит, и дым повалит из ушей.



Это просто результат слишком больших усилий, суеты. А вот когда мы сможем отключиться от лишних в данный момент ментальных процессов и погрузиться в нужный процесс в режиме минимальных усилий, - как мы это делаем в течение сеанса с использованием прибора психофизического воздействия на мозг, тогда кульминация нашего интеллектуального процесса будет максимально эффективной.

Майнд машины и обучение

В техасском A&M проводилось исследование по сравнению способностей к обучению и мыслительных способностей контрольной группы (в расслабленном состоянии в темной комнате) с группой, к которой применялся метод флотации (участники слушали те же лекции, что и контрольная группа, но находясь при этом в бункере).

Затем группы были протестированы на предмет усвоения информации по трехуровневой системе с повышением уровня сложности: (1) механическое запоминание; (2) способность применить полученные знания в новой ситуации при решении проблемы; (3) «синтезирующее мышление», способность творчески, нестандартно комбинировать полученные знания.

В итоге вторая группа усвоила гораздо больше материала и показала лучшие результаты на всех уровнях. Еще интереснее, что с повышением сложности заданий превосходство группы флотации над контрольной группой резко возросло.

Ученый, проводивший исследование, пришел к такому выводу: «Нет сомнений, что группа [флотации] усвоила больше знаний; где она усвоила их, вот что важно. Люди, работавшие по методу флотации, усваивали материал на качественно отличающемся уровне познания. Результаты показали, что, чем труднее материал, тем больше разница в уровне его восприятия у двух групп».

В ходе другого тщательно контролируемого исследования процесса обучения (Dr.Daniel Kirsch и Richard Madden) была подвергнута сравнению способность к обучению группы, которой было дано задание для изучения на компьютере, в то время как участники получали низкочастотную мозговую электростимуляцию (CES), со способностью к обучению группы, которая выполняла то же задание на компьютере, но без электростимуляции.

Группа CES не только выполнила больший объем работ, но и, после повторного тестирования, когда контрольная группа проявила неспособность к дальнейшей работе (усталость, перегрузка), показала повышение работоспособности.

Другие исследования также подтвердили повышение способности к обучению при воздействии CES, а также повышение уровня IQ (у алкоголиков, людей с повреждениями или расстройствами мозга).

Исследуя эффекты, производимые приборами мотивации (такими как Graham Potentializer и Sams Potentializer), ученый, специализирующийся на изучении электроэнцефалограммы (ЭЭГ) Марвин Сэмс (Marvin Sams), обнаружил, что такие приборы оптимизируют коэффициент эффективности нейронов (neuro-efficiency quotient) – т.е. скорость, с которой нейроны передают информацию, – единицу измерения ЭЭГ, что тесно связано с IQ.

Изучение воздействия приборов светозвуковой стимуляции (LS) и приборов типа свет/цвет (например, Люматрон, (Lumatron) доказывает, что эти приборы имеют чрезвычайный эффект качественного повышения уровня способностей к обучению.

LS, CES, ЭЭГ, биологическая обратная связь и другие техники и приборы психофизического воздействия на мозг способны невероятно и быстро повысить уровень IQ у лиц, страдающих расстройством в области познавательных функций мозга.

Различные эксперименты с использованием технологий и приборов для мозга с участием лиц, страдающих расстройствами внимания/гиперактивностью, показали повышение IQ на 30 пунктов у ряда лиц и на 20 пунктов в среднем.

Удовольствие быть умным

Все сказанное приобретает особый смысл, если помнить, что первое, что испытывают люди, пользующиеся приборами для мозга, - это удовольствие.

Конечно, это забава, иначе в этих техниках не было бы заинтересовано столько людей. Но обучаться чему-либо – это тоже удовольствие. Вспомните, когда вы в последний раз узнавали что-то новое. Если вы похожи в этом смысле на меня, то, когда вы узнаете что-то новое, туман неизвестности рассеивается, и вдруг вы начинаете видеть вещи в новом свете – вы чувствуете себя великолепно. Дрожь возбуждения пробегает по всему вашему телу, на лице появляется блаженная улыбка, и все ваше существо ощущает прилив наслаждения.

Для этого есть чисто биологическая причина. Человеческое существо предназначено для того, чтобы познавать новое. Подобно многим видам животных, у людей есть «система поощрений», встроенная в мозг.

Ученая-нейролог Candace Pert, которая прежде занималась исследованиями в Национальном Институте Здоровья, а теперь основала собственную фирму по биогенетической инженерии, изучала эту систему поощрений. Она пишет:

"Если бы вы создавали модель для перемещения в будущее и дальнейшего выживания там, вы бы запрограммировали ее так, чтобы ее поведение обеспечило выживание данного вида – секс и еда, например, обусловлены естественной необходимостью. Поведение можно моделировать и регулировать болью и удовольствием, наказанием и поощрением. И участие в этом процессе боли и удовольствия должно быть закодировано в мозгу. Секс и еда обеспечивают выживание вида, но то же делает и обучение.

Секс и еда вознаграждаются удовольствием – вспышкой активности нейрохимических элементов, включающих в себя естественные успокаивающие вещества организма, эндорфины плюс «соки радости», катехоламины (такие как артеренол, норадреналин и допамин). Таким же образом мозг награждает нас за познание чего-то нового – высвобождением нейрохимических элементов радости".

Взаимосвязь между удовольствием и обучением была отслежена А.Рутенбергом (Aryeh Routtenberg) из Северозападного университета, который впервые схематизировал то, что он называл «извилины радости» мозга.

Эти извилины, как он выяснил, занимают гораздо более обширную область мозга, чем кто-нибудь мог предположить. Они протягиваются из глубин ствола мозга, старейшей из известных и исследованных его частей, и до фронтальных частей лобовых долей кортекса, областей, исследованных лишь недавно. Исследуя рисунок этих извилин, Рутенберг обнаружил, что, по сути, эти системы активируются нейрохимическими элементами удовольствия (такими как эндорфины, норадреналины и допамины).

Но в процессе работы по схематизации этих извилин Рутенберг сделал интригующее открытие – это были те же самые извилины, которые идентифицировались другими учеными, как «извилины обучения» и элементы «системы поощрения обучения». Он заключил, что «со всей очевидностью представляется, что извилины поощрения обучения играют важную роль в развитии способностей к обучению и памяти».

Как же взаимосвязаны обучение и удовольствие?

Рутенберг предположил, что мозговые извилины поощрения могут функционировать как усилители памяти. Этим я имею в виду, что, когда нужно что-нибудь выучить, активность мозговых извилин поощрения способствует работе памяти. Очевидность взаимодействия мозговых извилин поощрения и формации памяти указывает на то, что нервные окончания системы самостимуляции играют решающую роль в управлении поведением.

Т.о. мы любим учиться по той же причине, что и любим заниматься сексом: это приятно.

И эволюция наградила нас за оба этих вида активности одинаково: наслаждением.

Существует предположение, что технологии для воздействия на мозг стимулируют высвобождение нейрохимических элементов удовольствия.

Исследователи Томас Файн (Thomas Fine) и Джон Тернер (John Turner) из медицинского колледжа в Огайо обнаружили, что флотация повышает уровень содержания эндорфинов.

В другом исследовании (Dr.Avram Goldstein), были протестированы люди, являющиеся музыкальными фанатами и выяснилось, что их реакция удовольствия была результатом повышенного уровня эндорфинов.

Другая команда профессионалов (Dr.Norman Shealy и Dr.Roger K.Cady) исследовала уровни нейрохимических элементов в крови и спинномозговой жидкости у группы людей, пользующихся приборами мозговой электростимуляции (CES), и у другой группы, пользующихся приборами светозвуковой стимуляции (LS). Выяснилось, что обе группы приборов значительно повышают уровень эндорфинов, норадреналинов и допаминов.

Результаты более позднего исследования: приборы свет/цвет значительно повышают рост гормонов и окситоцинов (которые связаны с чувствами нежности и любви) вдобавок к эндорфинам и биохимическим элементам.

Существует четкая взаимосвязь между обучением и удовольствием. Похоже, эта взаимосвязь работает в виде двунаправленной петли обратной связи.

Когда мы что-то изучаем, наш мозг поощряет нас к этому, давая ощущение удовольствия.

А т.к. это так приятно – что-нибудь изучать – наш мозг постоянно в поисках нового материала для изучения.

Взаимосвязь между технологиями воздействия на мозг и обучением, по всей видимости, также представляет собой улицу с двухсторонним движением. Инструменты для воздействия на мозг стимулируют его так, чтобы нам было хорошо – как будто мы только что изучили что-то и теперь получаем свое вознаграждение.

Но они также заставляют нас узнавать больше. По сути это как заливать воду в помпу – наш мозг почувствовал вкус удовольствия, вызванного обучением, каналы поощрения обучения открыты, и теперь наш мозг стремится к тому, чтобы они были открыты постоянно. Похоже, что инструменты для мозга, стимулируя наши извилины поощрения обучения, приводят нас в идеальное состояние для непрерывного обучения.

Теперь, когда мы продемонстрировали очевидную эффективность использования инструментов для мозга, ускоряющих процессы обучения, посмотрим, как мы можем применять эти инструменты с максимальной пользой для обучения.

_____________________________________________

Практический раздел – обучение в процессе сеанса

Суперобучение

Самый лучший метод применения технологий для мозга с целью ускорения процесса обучения – это усвоение материала во время сеанса с прибором для мозга.

Исследования болгарского психиатра и педагога Георгия Лозанова (Georgi Lozanov), известные широкой публике как Суперобучение и представленные в книге "Суперобучение 2000", доказывают, что мы можем активизировать экстраординарные способности мозга к обучению и памяти, преподавая обучаемому материал, когда он находится в оптимальном для обучения состоянии. Ключевые моменты такого оптимального для обучения состояния включают релаксацию и альфа и/или тета активность мозговых волн.

Релаксация

Лозанов и другие технологии ускорения обучения предлагают привести обучаемого в состояние релаксации, используя ритмичное дыхание, звучание медленной, спокойной музыки (например, в стиле барокко), призванные добиться замедления активности мозговых волн и, следовательно, релаксации. Исследования Лозанова показали, что для большего успеха в ускорении обучения важен не просто факт релаксации.

Чем глубже релаксация, тем больше обучающиеся способны выучить.

Разнообразные техники Суперобучения используют музыку, дыхание и релаксацию чтобы перевести мозг из состояния бета активности, свойственной для бодрствующего сознания, в состояние замедленной альфа и тета активности, характеризующееся высокой степенью усвояемости новой информации и, как показывают исследования уже упомянутого ранее техасского A&M, высочайшей способностью к синтезу, креативному мышлению и управлению сложными концепциями.

Техника Лозанова и другие подобные техники Суперобучения доказали свою невероятную эффективность в ускорении процесса обучения. При этом широкое применение приборов для мозга в этих исследованиях продемонстрировало, что приборы являются максимально эффективными инструментами для ускорения обучения, известными на данный момент.

Очевидно, что сеанс с применением технологий для воздействия на мозг несравнимо эффективнее для ускорения обучения, чем любые другие традиционные методы. Имеет смысл утверждать это, поскольку приборы для мозга являются наиболее эффективным средством для достижения активности альфа/тета мозговых волн и релаксации, что, по сути, самое главное в процессе ускорения обучения.

Как видите, приборы для мозга позволяют пользователю быстрее достичь необходимого состояния релаксации, чем если бы он пытался добиться этого другими методами, даже имея значительный опыт достижения глубокойрелаксации и владея техниками релаксации.

Также большинство приборов для мозга разработано специально для замедления активности мозговых волн в альфа/тета диапазоне посредством таких методов, как энтрейнмент, ограничение влияния внешних стимулов или ритмические движения тела.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.