Сделай Сам Свою Работу на 5

Отношение к своим эмоциям





Неважно, какую технику вы используете, можете быть уверены, что вы приблизились к идентификации травматического события, когда вы начинаете испытывать сильные эмоции, например, горе, ярость, страх.

Бадзинский (Thomas Budzynski) отмечает, что «обнаружение есть очень чувствительный и потенциально волнующий процесс» и рекомендует воспользоваться помощью опытного профессионала в области ментального здоровья.

Однако вы можете чувствовать уверенность, что самостоятельно справитесь с негативным опытом прошлого. Поддержка друга поможет вам избежать чувства одиночества в этом процессе. Знание и применение Техники Освобождения здесь также чрезвычайно полезно.

ШАГ ВТОРОЙ: РЕСКРИПТИНГ

Когда негативный скрипт обнаружен, следующий шаг – формирование нового, позитивного скрипта. Когда вы находитесь в состоянии глубокой релаксации, вам следует воссоздать травматическое событие, используя как можно больше деталей и испытывая как можно больше эмоций.

Когда событие восстановлено, вы должны «переиграть» его так, чтобы оно имело позитивный исход. Бадзинский описывает случай с женщиной, которая страдала от боли в руке. После погружения в состояние гипноза она обнаружила, что однажды попала в больницу в бессознательном состоянии после падения с лошади.



Когда медсестра вводила в ее руку иглу капельницы, кто-то из присутствовавших родственников воскликнул: «Ой, как это, наверное, больно!» Подсознание женщины, находящейся в альтернативном состоянии, очевидно, восприняло это как команду.

«Перепрограммировать это было просто», - говорит Бадзинский, «На сцене появился старый мудрый доктор типа “доктора Уэлби” (Dr.Welby). Когда замечание, ставшее “спусковым крючком” для запуска негативного скрипта, было произнесено, доктор сказал: ”О, да, но больно будет всего несколько секунд, а потом она почувствует себя, как новенькая!”. Когда больная проснулась, боли в руке как не бывало!»

РЕСКРИПТИНГ С СУБМОДАЛЬНОСТЯМИ

Ясно, что мысленные образы влияют на то, что мы чувствуем. Один из способов изменить мысленный образ – это воссоздать заново все событие целиком путем изменения содержания мыслеобразов.



Но еще один мощный способ изменить значение события и последующее влияние мысленных образов, это изменение субмодальностей мысленных образов.

Субмодальности (submodalities), согласно одному из создателей метода нейро-лингвистического программирования (НЛП) Ричарду Бендлеру (Richard Bandler) есть «…универсальные элементы, которые могут быть использованы для изменения любого мыслеобраза независимо от его содержания». Это визуальные, кинестетические и слуховые субмодальности, но я здесь остановлюсь на визуальных субмодальностях.

Предположите, что у вас имеется неприятное воспоминание. Представляйте себе это неприятное воспоминание, как черно-белое кино, которое становится все туманнее, пока не исчезнет совсем. Пусть это видение полностью уйдет. Прислушайтесь к себе. Что вы чувствуете?

Вы можете обнаружить, что ваши неприятные эмоции угасли вместе с образом. Теперь представьте себе приятное событие во всей яркости красок. И снова, что вы ощущаете? Обычно усиление яркости красок повышает интенсивность испытываемых эмоций.

Как отмечает Бендлер (Bandler), мы все осведомлены о связи между мысленными образами и нашим поведением.

Люди говорят о «туманном будущем» и «ярких перспективах». «Все выглядит мрачным». «Моя душа опустошена». «Это мелочь, но она полностью выбила меня из колеи». Когда мы говорим что-либо подобное, это не метафора.

Это литературное и точное описание того, что человек чувствует внутри. Если вам кто-то говорит, что нечто «выбило его из колеи», посоветуйте ему избавиться от этого образа. Если кто-то говорит, что будущее представляется ему «туманным», посоветуйте ему мысленно раскрасить это будущее яркими красками. Это кажется так просто…, и так оно и есть.



Эксперимент – лучший способ понять, какие изменения субмодальностей наилучшим образом поспособствуют изменению ваших мыслеобразов и, таким образом, помогут вам в процессе перепрограммирования ощущений.

Воспроизведите какой-нибудь образ, прочувствуйте каждую субмодальность и посмотрите, как это изменяет ваши ощущения. Во-первых, изменяйте одну субмодальность за раз, тогда вы сможете наблюдать, какой эффект это дает, не смешивая его с эффектом изменения других субмодальностей. Вот некоторые из визуальных субмодальностей, предложенных Бендлером.

Ясность
Какова разница между туманным, смазанным и четко очерченным, кристально ясным образом?

Цвет
Измените интенсивность цвета от живого и яркого до черно-белого.

Глубина
Варьируйте изображение от трехмерного до плоского двухмерного.

Расстояние
Изменяйте расстояние до рассматриваемого образа то приближая, то отдаляя его.

Продолжительность
Обратите внимание на разницу между вспышками образа и значительной его продолжительностью.

Вперед/назад
Что происходит, когда вы переживаете воображаемое событие с конца к началу, наоборот? Многие находят это забавным. Это сильный способ преодоления негативного события – переживать его «задом наперед», делая его таким образом смешным и нелепым. Или проживите неприятную сцену от конца к началу, потом опять вперед, но уже сделав содержание приятным. Вы также можете включить режим «стирания», так, чтобы когда вы будете «прокручивать» событие назад, оно начнет стираться. Это хороший способ избавиться от неприятных ощущений.

Движение
Изменяйте вид свого мысленного образа от фотографической до медленно движущейся, и далее до быстро двигающейся картинки.

Масштаб
Исследуйте разницу между образом на картинке перед самыми глазами, образом, увеличенным в объеме и образом, полностью вас окружающим, так, чтобы в какую бы сторону вы не повернули голову, вы увидели бы этот образ.

Выполнение подобных экспериментов с кинестетической субмодальностью (размер, вес, форма, температура, текстура и т.д.) или слуховой субмодальностью (тон, тембр, темп, громкость, продолжительность звуков, расстояние, голос, слова и т.д.) одновременно также очень ценно.

Когда вы прочувствовали эффект различных субмодальностей, вы можете соединить различные субмодальности в одном сеансе и использовать их для рескриптинга. Если вы этому научитесь, вы почувствуете, как меняется ваша жизнь. Как комментирует Бендлер:

Удивительно, что многие люди делают это в точности наоборот. Подумайте, на что была бы похожа ваша жизнь, если бы вы представляли все хорошие события вашей жизни как смутные, туманные, размытые, отдаленные черно-белые снимки, а плохие события – как живописные, панорамные, трехмерные фильмы. Это хороший способ впасть в депрессию и думать, а стоит ли вообще жить. Все мы имеем опыт хороших и плохих переживаний, разница лишь в том, как о них вспоминать.

ИЗМЕНЕНИЕ ТОЧКИ ЗРЕНИЯ

Следующая эффективная техника, способная изменить результаты ваших прошлых потрясений – это изменение выбранного вами способа их переживания. Режиссеры фильмов уделяют особо важное внимание тому, что они называют точка зрения (point-of-view, POV), потому что они знают, что способ подачи сюжета определяет влияние фильма на зрителя в целом.

Смотрим ли мы фильм с точки зрения главного героя или мы воспринимаем события со стороны?

Точка зрения имеет такое же определяющее значение в фильме как и в нашей памяти. Вспомните какое-нибудь ужасное событие, произошедшее с вами, и попытайтесь пережить его сполна. Теперь так же живо переживите приятное событие.

Есть разница в точке зрения, способе восприятия? Возможно, вы видите одно из воспоминаний так, как будто заново переживаете его, находясь в своем теле, в точности как тогда, в реальном времени. Это называется ассоциация. Другое воспоминание вы, возможно, видите не своими глазами, а как бы со стороны, находясь в углу комнаты под потолком; как будто вы смотрите кино. Это называется диссоциация.

Теперь вернитесь к хорошему и плохому воспоминаниям и переживите их снова, но уже способом, отличным от того, которым вы переживали эти воспоминания в первый раз. Если вы пережили свое счастливое воспоминание способом ассоциации, проживите его заново, взирая на событие со стороны, как в кино. Если вы пережили его способом диссоциации, тогда наоборот, войдите в свое тело в воспоминании, переживите все с максимальной чувствительностью. Как изменились после этого ваши воспоминания?

У большинства людей воспоминания способом ассоциации вызывают ту же эмоциональную реакцию, которую они проявили в реальном времени события. Те же, кто переживает воспоминания способом диссоциации, глядя на события со стороны, вспоминают свои эмоции, наблюдают их, но не переживают заново. Это может быть чрезвычайно ценно. Вы можете произвольно вызывать счастливые воспоминания и в полной мере переживать приятные эмоции, сопутствующие им.

А можете вызывать неприятные воспоминания, владея всей информацией о негативных событиях, но не переживать заново негативные эмоции, а наблюдать их со стороны. Как говорит Бендлер (Bandler): «Зачем снова переживать плохое? Не достаточно ли было пережить это единожды?»

Но многие люди делают как раз наоборот: заново переживают негативные эмоции, в то время как приятные воспоминания хранят в виде отдаленных, диссоциативных образов. Поэтому они чувствуют обиду и гнев, вспоминая неприятные события, а мысли о приятных событиях не вызывают у них никаких эмоций, хотя это должны быть их самые лучшие воспоминания.

Поскольку технологии психофизического воздействия на мозг и подсознание невероятно усиливают возможности нашей памяти и визуализации, полезно пережить заново неприятные события методом диссоциации.

И наоборот – пережить приятные события методом ассоциации, погружаясь в приятные чувства и эмоции и получая от этого удовольствие. В результате тренировок вы должны научиться переживать приятные события ассоциативным способом, а неприятные – диссоциативным.

Бендлер считает, что умение ассоциировать себя с приятными эмоциями и отстраняться от неприятных - это «наиболее эффективный способ изменить качество жизни личности и, как результат, поведение». Диссоциация может быть чрезвычайно полезна при лечении посттравматического синдрома у жертв насилия, войн, травм, полученных в детском возрасте, и др.

РЕСКРИПТИНГ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ ЖИЗНЬЮ

Следует особо отметить роль этих техник рескриптинга и изменения воспоминаний в случаях ярко выраженной детской травматической ситуации. Даже в жизни самых здоровых и адекватных индивидуумов имеются области, в которых они не испытывают удовлетворения, в которых их жизненная стратегия не является продуктивной, или в которых, как они чувствуют, они не используют весь свой потенциал.

Один мой друг, назовем его Эд, - успешный бизнесмен, ведущий полноценную и достойную личную и семейную жизнь. Но он обнаружил, что чувствует себя неудовлетворенным своей неспособностью расслабленно, раскованно вести себя перед аудиторией. После проведения ряда сеансов, направленных на решение этой проблемы, с помощью прибора светозвуковой стимуляции, он обнаружил в себе часть личности, которая желала бы развлекать людей.

Он стал вызывать воспоминания детства, чтобы выяснить, были ли какие-нибудь из них связаны с исполнительским мастерством. Он воспроизвел в памяти попытки разыгрывать комедии и сценки с песнями и танцами перед своим отцом. Его отец был очень занятым бизнесменом и не имел времени, чтобы развлекаться со своим шестилетним сыном. Эд вспомнил случай, когда он показывал отцу свою комедию, а тот сидел как каменный, без тени улыбки и выражая явное нетерпение. В результате Эд, не видя одобрения и поддержки со стороны отца, в раннем возрасте получил установку, что он - неумелый и неловкий исполнитель развлекательных номеров; конечно, он заглушил в себе этот аспект личности.

Эд начал процесс рескриптинга, возвращаясь в воспоминаниях в моменты детства, когда он пытался разыгрывать номера перед отцом. Но теперь Эд создавал скрипты с противоположным смыслом, когда его отец выражал сожаление, что он слишком занят, чтобы уделять время сыну, что это полностью его, отца, вина, и что это не имеет никакого отношения к талантам мальчика.

Эд снова в своих скриптах становился 6-летним мальчиком, показывал отцу забавные сценки, концерты с танцами и песнями, шутки и другие забавы, и отец аплодировал, смеялся до слез, хвалил ребенка, говорил ему, как сильно он его любит и какой он талантливый.

Также Эд обнаружил, что негативные воспоминания выступлений перед отцом переживались им в ассоциативной манере, тогда как приятные и позитивные воспоминания опыта школьных выступлений хранились в памяти в виде диссоциаций – были смутными, размытыми и наблюдались как бы со стороны. Он начал переживать эти воспоминания заново, ассоциируя себя с приятными эмоциями, полностью переживая их.

Со временем Эд почувствовал облегчение и изменения в своей взрослой жизни. Он стал более уверенным и почувствовал тягу к исполнению. Он снова сел за пианино, хотя не играл 20 лет. Он вступил в небольшую группу, и они давали развлекательные концерты в городе. Сейчас он готовится сыграть роль в местном театре.

Для рескриптинга важно многократное повторение, и чем живее будут воспоминания, тем значительнее и мощнее новые скрипты. Рескриптинг требует чувствительности и воображения. Вы должны вести себя, как заправский драматург – критически оценивать созданные скрипты, избавляться от неработающих или корректировать их. Как и со всеми описанными техниками, с практикой вы будете совершенствоваться.

ТЕХНИКА ВЗМАХА

Есть еще одна действенная техника, широко применяемая практиками нейро-лингвистического программирования (НЛП), которая называется взмах (the swish pattern); разработана Ричардом Бендлером (Richard Bandler).

НЛП учит созданию такого паттерна в обычном бодрствующем состоянии. Однако я обнаружил, что, примененные в состоянии глубокой релаксации или в состоянии нулевой активности мозга, все техники НЛП дают эффект гораздо более высокого уровня. Я часто применял технику взмаха в своих лабораториях по изучению работы мозга и утверждаю, что действует она быстро и эффективно.

По сути техника взмаха работает с чем-то неприятным или нежелательным - памятью, образом, поведением или привычкой, состоянием – и автоматически превращает это в приятное и желанное. Или, по словам Бендлера, «управляет работой мозга», используя человеческую склонность избегать всего неприятного и стремиться к приятному. Теперь как это работает.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.