Торговые центры (комплексы).
Многофункциональные торговые комплексы являются в настоящее время одним из активно развивающихся типов коммерческих сооружений, в которых ключевым принципом закрепления больших площадей является выбор функций, рассчитанных на большой спектр посетителей. Принцип организации многофункциональных центров отличает их внутреннего пространства, которое объединяет несколько операторов с наибольшей финансовой отдачей взаимного расположения. Архитектура многофункциональных центров может варьироваться в соответствии с внутренним наполнением и контекстом поставленных задач.
Поскольку ключевым моментом экономической эффективности подобных комплексов является максимальная проходимость посетителей, неудивительно, что типологический срез, иллюстрирует наличие в отечественной и зарубежной практике зданий, сочетающих различные функции, которые возникли в непосредственной близости к транспортньпм коммуникациям, например к метро.
Анализ отечественного и зарубежного опыта проектирования и строительства показывает, что многофункциональные ТЦ подразделяются:
-локальное расположение ТЦ (например, в периферийной части города, на основных городских магистралях) выводит на одно из первых мест характер архитектурного решения комплекса. Такой комплекс играет акцентную градостроительную роль.
-общегородские многофункциональные ТЦ в центральной части города ,главным направлением для развития крупного многофункционального комплекса является реконструкция существующих архитектурных объемов и пространств. Такой комплекс будет играть соподчиненную градостроительную роль, а главной архитектурной задачей становится организация внутреннего пространства.
Основными социальными функциями внутренней структуры многофункционального ТЦ являются:
-активизация общественно-торговой деятельности;
-повышение комфортности пребывания посетителей;
-экономия свободного времени, экономия территории и т.д.
Для этой цели должны использоваться средства, влияющие на интенсивность освоения среды, а именно:
- распределение функций по пространственным зонам;
- соотношение расчетной и общей площадей;
- распределение маршрутов посетителей;
- количество микрозон в пространстве;
- разнообразие пространственной среды.
Комплексы, объединенные единой идеей «магазины для отдыха», должны включать, согласно современным концепциям, такие элементы:
- организацию большого киноцентра с несколькими залами на последних этажах сооружения;
- организацию по периметру всего этажа :сети кафе ,ресторанов (чаще предлагается использовать 3-4-й .этажи);
- организацию открытых террас для отдыха ;
- возможность включения мини-аквапарка;
- создание отдельных микрозон для детей и подростков;
- возможность расположения в комплексе рекреационной зоны;
- возможность расположения кинозалов с трехмерным пространством, залов научной информации, конференц-залов.
Комплексы с подобным функциональным набором проектируются для всех крупных городов. Отечественный и зарубежный опыт проектирования и строительства коммерческих торговых зданий показывает, что в последние годы наблюдается тенденция к сокращению количества их этажей. Опыт эксплуатации практически любых зданий, включавших торговую функцию, показывает, что с увеличением числа этажей количество покупателей на верхних этажах уменьшается.. Третий этаж может быть эффективно использован главным образом под кафе-закусочные, развлекательные, административно-бытовые, технические и вспомогательные помещения. Принципы подобного поэтажного функционального зонирования применяются в большинстве современных проектов, то есть принципом функционального зонирования ТЦ является распределение функции по вертикали снизу вверх: от торговых и обслуживающих до развлекательных и познавательных.
К недостаткам решений с заниженной этажностью следует отнести увеличение площади застройки, что создает определенные трудности при размещении ТЦ в районах со сложившейся плотной застройкой. Поэтому появляется необходимость создания многофункциональных комплексов, где верхние этажи могут быть использованы под выставочные зады, гостиничные номера, офисы или жилые квартиры, а нижние как стоянки или предприятия бытового обслуживания. При соответствующих геологических условиях в практике строительства все больше утверждается тенденция проектирования одного-двух или более подземных этажей. На этих этажах размещаются несколько уровней складов, автостоянки, гаражи, подсобные и технические помещения.
Необходимо отметить, что в связи с возросшим за последнее время общим уровнем автомобилизации нормы на автомобильные стоянки при общественных зданиях существенным образом пересматриваются в сторону увеличения. Наиболее актуальным это представляется именно для крупных торговых центров, в которых обязательной является организация как наземных, так и подземных стоянок автомобильного транспорта. Расчетной единицей при определении необходимого количества машиномест является 100 м торговой площади, на которые, по действующим нормам, необходимы 5-7 машиномест. Планируется в новых нормативных документах увеличить эту цифру до 20.
Архитектурная композиция общественно-торговых центров.
Существует три основных приема композиционных решений общественно-торговых комплексов:
-протяженные центры, состоящие из одного или нескольких объемов общей протяженностью в пределах 300-800 м. Пешеходной зоной являются торговые улицы. Транспортные магистрали примыкают к ним с одной ,двух сторон или в подземном уровне;
-компактные центры, имеющие как правило, плотность застройки 70-80% пешеходную доступность до 100 м. Транспортные пути примыкают к ним с одной ,нескольких сторон или в подземном уровне;
-расчленённые центры, состоящие из сгруппированных объемов различного назначения путем сочетания открытых пространств с объемами на территории в пределах кольцевой транспортной магистрали.
По величине с учетом мощности торгового центра и состава входящих в него предприятий и учреждений различают следующие торговые центры:
-малые — характерны в основном для торговых центров, обслуживающих микрорайоны на 6—30 тыс. человек и объединяющих несколько небольших предприятий и учреждений. Их площадь незначительна (0,1—0,3 га), насыщенность элементами оборудования и благоустройства невелика [7].;
-средние — соразмерны торговым центрам, обслуживающим жилые районы на 30—100 тыс. человек и объединяющим большой состав предприятий и учреждений культурно-бытового назначения. Их площадь (0,3—0,9 га) соответствует организации попутного обслуживания населения, широкому информированию посетителей о работе общественного комплекса, досуге людей и пр.;
-большие — свойственны крупным торговым центрам городского значения, обслуживающим жилые образования более чем на 100 тыс. человек и объединяющим многокомпонентные культурно-бытовые объекты. Их площадь (0,9—3 га и более) отвечает разнообразным формам общения, информации, культурно-бытового обслуживания населения.
По композиционному решению, исходя из многообразия градостроительных ситуаций при формировании, торговые центры подразделяются на:
-точечные — характеризуются компактной формой плана. Предприятия и учреждения общественно-торгового комплекса размещаются относительно него фронтально, углом, курдонерно, центрично. Фронтальное расположение предприятий ограничивает одну или две параллельные стороны торгового центра. Угловое размещение предприятий и учреждений фланкирует две смежных стороны торгового центра, остальные свободные стороны ориентируются обычно на транспортные коммуникации. Курдонерное размещение предприятий и учреждений обусловливает обстройку торгового центра с трех сторон и раскрытие четвертой стороны, как правило на транспортную коммуникацию. Центричное размещение предприятий обусловливает застройку торгового центра по периметру, что гарантирует определенную изоляцию его от окружающей городской среды ;
-линейные — характеризуются большой протяженностью одной из плоскостных координат (100—800 м и более). Предприятия и учреждения общественно-торгового комплекса размещаются в нем по одну, две стороны и смешанно. Одностороннее расположение предприятий и учреждений перед предприятиями фланкирует одну из его протяженных сторон; вторая сторона пешеходного пространства в большинстве случаев граничит с транспортной коммуникацией. В зависимости от композиционного построения комплекса и градостроительных условий подобные торговые центры имеют различную планировочную структуру с прямолинейной и ломаной конфигурацией. Ломаные планировки, в отличие от прямолинейных, позволяют избежать монотонного однообразия вытянутых вдоль одной линии предприятий. Двустороннее расположение предприятий вдоль обусловливает обстройку двух протяженных сторон торгового комплекса. Подобные пространства формируются обычно перпендикулярно, параллельно или под углом к транспортной магистрали; их ширина 12—25 м. Смешанное расположение предприятий включает одно- и двустороннюю застройку пешеходного пространства в комплексе. Это позволяет на отдельных участках концентрировать либо рассредоточивать сетевые торговые центры, которые представляют собой сочетание точечных и линейных.
Особенности конструктивных решений торговых зданий и комплексов.
Специфика объемно-планировочной структуры торговых зданий заключается во взаимно перпендикулярном расположении конструктивно-планировочных ячеек, поэтому для всех несущих конструктивных элементов торговых зданий, как правило, целесообразна квадратная планировочная сетка, обеспечивающая сочетание планировочных элементов между собой при различных вариантах взаимного расположения разнородных по функциям и габаритам помещений.
Таким образом, универсальной конструкцией для торгово-бытовых зданий и комплексов является полный каркас, допускающий широкое варьирование планировки этажей и свободное решение здания в целом (от глухого фасада до сплошного остекления).
Ограждающие конструкции также могут быть унифицированы. На практике используются взаимозаменяемые конструкции остекления витрин и глухих панелей ограждения, что позволяет придать индивидуальный характер каждому торговому центру.
Таким образом, при выборе конструкций, оптимальных для данного типа зданий, важное значение имеют их параметры, метод возведения зданий и их экономичность, но прежде всего следует иметь в виду соответствие конструктивного решения функциональному назначению и архитектуре торговых зданий в целом.
Лекция 2.5
АДМИНИСТРАТИВНЫЕ И КОММУНАЛЬНЫЕ ЗДАНИЯ.
ЗДАНИЯ УЧРЕЖДЕНИЙ УПРАВЛЕНИЯ И ПРОЕКТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ. ГОСТИНИЦЫ.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|