|
Основные типы зданий кинотеатров и приемы их композиции.
Для кинотеатров, строящихся в жилых районах, один из залов рекомендуется предусматривать для детского зрителя, выделяя при нем отдельную группу помещений.
Кинотеатры, размещаемые в общегородских центрах крупных городов, подразделяются на несколько специализированных типов. Крупнейший кинотеатр города («премьерный») проектируется с большим залом универсального назначения (кино, концерт, собрание), а зачастую и с малыми специализированными залами (стереокино, мультфильмы и т.п.). В кинотеатре этого типа устраивается вестибюль с гардеробом, который иногда обслуживает все виды мероприятий. Оптимальное решение— двойной вестибюль и гардероб, позволяющий разделить потоки зрителей, ожидающих сеанса и уже посмотревших фильм.
Дополняет тип «премьерного» кинотеатра —«многопрограммный» кинотеатр, имеющий несколько залов малой вместимости и предоставляющий зрителю выбор фильмов при минимальном времени ожидания очередного сеанса. Такому кинотеатру не требуется развитый состав помещений. Кинотеатр хроникально-документального фильма типа «экспресс» может вообще работать в режиме непрерывной кинодемонстрации, что позволяет иметь лишь распределительные кулуары с небольшим баром-буфетом. По этой же системе могут работать и кинотеатры художественного фильма, которые входят в комплекс вокзала, торгового центра и т.п. мест с «транзитным» зрителем. «Досуговый» тип кинотеатра- противоположность «экспрессу», он рассчитан на зрителя, имеющего свободное время. В большинстве- это молодежь, которая хочет не только посмотреть фильм, но и отдохнуть, пообщаться, потанцевать как до* так и после сеанса. Для этого типа кинотеатра предусматриваются два зала, из которых больший-киноконцертный. В составе помещений-гостиные и игровые (зал игровых автоматов), развитый буфет, гардероб, артистические. Как правило, такой кинотеатр кооперирован с кафе и танцевально- выставочным залом, которые могут работать совместно с ним или автономно. Детский кинотеатр близок по составу к досуговому и дополнительно имеет комнаты педагогов. Особенность кинотеатра повторного фильма или «ретроспективного»развитая группа клубно-студийных помещений, позволяющая превратить его в центр пропаганды киноискусства, ведущий цикл лекций и семинаров по киноведению, обсуждение «трудного» фильма и т.п. Во всех основных типах кинотеатров должно быть фойе площадью (с буфетом) 0,55 м2 на одного посетителя. В кинотеатрах городских центров и при универсальном использовании зала допускается увеличивать эту норму до 0,7 м2, а в районных кинотеатрах и при ограниченной площади участка - уменьшать до 0,45 м2. " Кинотеатры с распределительными кулуарами (площадью 0,25 м2 на одного посетителя) проектируются только для сельской местности, где бытует система накапливания зрителей в зале при небольшом числе сеансов. Классификация кинотеатров по композиционным приемам/ основана на взаимном расположении фойе и зрительных залов. Чаще всего и фойе, и залы находятся на уровне первого этажа (горизонтальная схема), реже залы располагаются над фойе и другими вспомогательными помещениями (вертикальная схема). Вертикальная схема принимается обычно для крупных кинотеатров, размещаемых на затесненных участках и среди многоэтажной застройки. В однозальных кинотеатрах фойе может располагаться с любой из трех сторон зрительного зала. Простейший прием композиции, так называемый торцовый, заключается в том, что вестибюль, фойе и зрительный зал располагаются последовательно на главной оси здания. В этом случае перед зрителем последовательно раскрываются пространства возрастающих размеров, создается как бы парадная анфилада помещений. Но этот прием не лишен недостатков: главный объем зала отодвинут в глубину и плохо виден с фасада, преувеличена длина сравнительно узкого здания, сложна организация входа на верхнюю отметку амфитеатра, выходы расположены в глубине участка. Наилучших результатов удается достичь при размещении фойе над входными и служебными помещениями на уровне последнего ряда амфитеатра, а в кинотеатрах с балконом на промежуточном уровне. Разновидность этого приема расположение фойе со стороны экранной стены зала. Его преимущество удобная и экономная система заполнения и эвакуации зрительного зала из приэкранной части. Зритель воспринимает зал с двух точек зрения в сторону амфитеатра при заполнении зала и в сторону экрана при эвакуации. Недостатки такого решения: отрыв киноаппаратного комплекса от других служебных помещений, затруднено размещение буфета с подсобными помещениями. Для небольших кинотеатров применяется асимметричная схема с расположением фойе между зрительным залом и блоком подсобных помещений и односторонним входом в зал. В этом случае фойе становится более компактным, четче группируются служебные помещения.
Фронтальный прием композиции кинотеатра с расположением фойе Те же композиционные приемы, что и в однозальных кинотеатрах, здесь усложнились, приобрели новое качество. Иные композиционные возможности появились при использовании для фойе и кулуаров пространств между двумя залами. Особенно эффективно использовано оно в крупном двухзальном кинотеатре в Ереване, где оба зала расположены над фойе и другими зрительскими помещениями. Отдельную группу составляют кинотеатры с залом универсального использования, или киноконцертные залы, оформившиеся в самостоятельный тип здания лишь в 60-х годах. Кинотеатры этого типа строятся как крупнейшие общегородские залы и как залы районного значения.
В первом случае вместимость залов достигает 2500-4000 мест, состав и площади зрительских помещений приближаются к театру: развитый вестибюль 0,35 м2 на одного зрителя), фойе с буфетом, буфет 0,6-0,8 м2 на одного зрителя). Зал оборудуется концертной эстрадой (не менее 15 х 18 м) и комплексом помещений для ее обслуживания (свето- и звукоаппаратные, склады-карманы, артистические площадью не менее 120 м2). При таком развитом составе помещений чаще всего применяется торцовый прием композиции. Первый этаж трактуется как вестибюль театрального здания, из которого обычно нельзя попасть прямо в зрительный зал. Основное парадное фойе располагается в уровне второго этажа (верх амфитеатра) и либо представляет собой единое пространство, либо расчленено на несколько кулуаров. Кассовый вестибюль изолирован и иногда даже выносится в отдельный блок, связанный с основным зданием навесом или переходом. Градостроительная значимость таких зданий и развитый состав помещений обусловливают применение в ряде случаев вертикальной композиции. В этом случае четко выявляется глухой объем зала. Обслуживающие и зрительские помещения могут находиться с залом в одном объеме либо располагаться в этаже-платформе, над которой возвышается зрительный зал. Большое значение для комфортабельности кинотеатров имеет удобство заполнения и эвакуации залов. Требования безопасности обусловливают время эвакуации залов до 2 мин. Для ориентировочных расчетов это время обеспечивается при ширине проходов и дверей 60 см на каждые 100 зрителей, эвакуирующихся через данный проход или дверь. При этом не учитываются входные двери, так как эвакуация через фойе или кулуары, где находятся зрители, ожидающие следующего сеанса, не разрешается. При расположении всех мест в партере входы в зрительный зал чаще всего устраиваются в задней стене, а выходы в боковых стенах вблизи экрана. Входы в амфитеатр устраиваются в задней стене с верхней отметки или в середине через люки. В залах большой вместимости, где недостаточно двух выходов, входные люки могут быть использованы и для эвакуации через дополнительный изолированный кулуар, имеющий выходы наружу. Кресла для зрителей можно располагать по 40 мест в ряду при двусторонней эвакуации ряда и по 20 мест при односторонней; ширина ряда, т.е. расстояние между спинками сидений соседних рядов, принимается 90 см, а ширина каждого места не менее 50 см (обычно 52 см). Допускается увеличение длины непрерывного ряда мест до 50 при соответственном увеличении расстояния между рядами до 95 см. Размещение проходов в значительной мере определяет удобство распределения зрителей по рядам и экономичность построения зрительного зала. В кинотеатре лучше всего устраивать продольные проходы и в случае надобности дополнять их короткими поперечными проходами, прорезающими узкие участки боковых мест. Следует помнить, что компактное, и рациональное размещение мест уменьшает удаленность последнего ряда и объем зала, улучшая тем самым его . акустику. Балкон приближает зрителя к экрану, сокращает кубатуру зала и обогащает его интерьер, но вызывает необходимость в дополнительных путях для заполнения и эвакуации его независимо от партера. Появляются входные и эвакуационные лестницы, дополнительные кулуары, усложняется планировка здания. Экономная система состоит в использовании одних и тех же лестниц для заполнения и эвакуации балкона, но в этом случае несколько удлиняется интервал между сеансами: ожидающие очередного сеанса допускаются на лестницы только после полной эвакуации зрителей предшествующего сеанса. Уклон балкона по условиям видимости приходится делать значительно более крутым, чем амфитеатра, поэтому входы на балкон большой вместимости (более 500 мест) лучше всего устраивать со среднего или самого низкого его уровня через люки или расширенные площадки (при заполнении со стороны боковой стены зала). Эвакуируют зрителей с балкона по специальным лестницам либо через зал по боковым пандусам, лежащим за пределами зоны допустимой видимости экрана. Боковые места балконов можно снижать до уровня партера и эвакуировать зрителей с балкона без лестниц. Но при этом требуется, чтобы пути их эвакуации в пределах зрительного зала не смешивались с путями эвакуации партера. Важнейшая часть кинотеатра, связанная непосредственно со зрительным зало-киноаппаратная, включающая кинопроекционную со вспомогательными помещениями. Наилучшие условия для проецирования фильма на экране обеспечивает такое положение кинопроекционной, при котором ось проекции среднего проектора совпадает с перпендикуляром к экрану, восстановленным в его центре. Вместе с тем исследования условий восприятия изображения показывают, что если при отклонении луча проекции от перпендикуляра одновременно делается более крутой амфитеатр, т.е. уклон зрительских мест следует за конусом проекционных лучей, то изображение на экране воспринимается без искажения (отклонения до 12°). Современные нормы допускают отклонение оси проекции от перпендикуляра до 9° сверху и сбоку (для крайних кинопроекторов). Отклонение проекционной оси вниз от перпендикуляра допускается до 3° из-за особенностей конструкции кинопроектора. Пучок лучей проекции должен беспрепятственно достигать экрана, поэтому он нигде не должен снижаться над местами для зрителей ближе чем на 1,9 м от пола. В широкоформатных кинотеатрах устанавливается дополнительный четвертый проектор для демонстрации киножурнала. Размеры кинопроекционной определяются габаритами оборудования и проходами, нормируемыми по условиям удобства и безопасности работы. Площадь ее при двух проекторах составляет 18 м2, при трех-24 м2, при четырех (универсальных) - 50 м2; глубина кинопроекционной 6 м. Смежно с кинопроекционной размещается помещение перемоточной (от 6 до 10 м2). Допускается не устраивать перемоточной при применении ксено- новых ламп, постепенно заменяющих дуговые для массовой киносети. В этом случае площадь проекционной должна быть увеличена на половину площади перемоточной. Кроме основных помещений кинопроекционной и перемоточной в составе киноаппаратной предусматриваются агрегатная охлаждения кинопроекторов (10м2), комната киномеханика 40 м2) и санузел 8 м2). В широкоформатных кинотеатрах с залами более чем на 800 мест и в многозальных кинотеатрах добавляется мастерская киномеханика A0 м2), а агрегатная увеличивается до 26 м2. В кино-! театрах сезонного действия допускается устраивать только проекционную и перемоточную. В многозальных кинотеатрах помещения проекционных, перемоточных и агрегатных могут быть объединены, а вспомогательные помещения принимаются из расчета на один зал. В кинотеатрах круговой панорамы устанавливают по два кинопроектора на каждый экран (обычно 11 экранов по кругу).
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|