Размещение школ в населенных местах
Городские общеобразовательные школы общего типа и школы продленного дня - органическая часть жилого микрорайона. Радиус обслуживания населения этими школами нормируется в пределах 500 м. Школы-интернаты по характеру связи с семьей являются принадлежностью жилого района, а в малых городах и города в целом. Их радиус обслуживания не нормируется.
Под строительство школьных зданий, так же как и детских учреждений, следует отводить наиболее здоровые, незагрязненные, хорошо проветриваемые и инсолируемые, не затапливаемые и не заболоченные территорий, желательно с низким стоянием грунтовых вод. Предпочтение следует отдавать территориям, имеющим спокойный рельеф с небольшим естественным уклоном, хорошим травяным покровом, древесными и кустарниковыми насаждениями, облегчающими работы по благоустройству и озеленению участка.
Школьные здания должны размещаться на участках с отступом от красных линий на расстояния, как правило, не менее 15 м.
При размещении школьных зданий следует обеспечивать соответствующую ориентацию школьных помещений (табл. 9.2)
9.3 Архитектурно-планировочное решение и оборудование школьных зданий
Здания общеобразовательных школ состоят из следующих основных групп помещений:
учебные по основам наук
помещения для трудового обучения профессиональной ориентации;
учебно-спортивные помещения; помещения культурно-массового назначения и для кружковой работы;
обслуживающие помещения (столовые, административно-хозяйственные, медицинские и др.).
Состав и площади школьных помещений зависят от назначения и вмести-мости зданий (см. табл. 9.1).

К основным учебным помещениям относятся классные комнаты, кабинеты и лаборатории, планировка и оборудование которых определяются их назначением и общим планировочным и конструктивным решением здания (рис. 9.3 и 9.4).
Наиболее распространенным типом классного помещения в отечественной практике является так называемый «продольный» класс с трехрядной расстановкой двухместных парт или столов и односторонним естественным освещением. Основные учебные помещения следует размещать в наземных этажах. Мастерские должны находиться на первом этаже (допускается их размещение в виде отдельного корпуса на участке), остальные кабинеты-на любом этаже. Учебно-спортивные помещения состоят из спортивных залов размером 9 х 18, 12 х 24 или 18 х 30м в зависимости от вместимости школьных зданий. Спортивные залы, как правило, размещаются на первом этаже с самостоятельным выходом на участок. Столовые проектируются с учетом получения полуфабрикатов из центральных заготовочных предприятий или базовых столовых. Столовые школ рассчитываются на обслуживание всего контингента учащихся в четыре посадки (т.е. на 25% общей вместимости здания), а в школах-интернатах на две посадки (50% общей вместимости). Школьные столовые обычно размещаются на первом этаже. Допускается размещение столовых также и в цокольном этаже. Помещения для культурно-массовой работы состоят из актового зала- лекционной аудитории, эстрады, киноаппаратной, радиоузла и инвентарной, а также комнат для занятий кружков. Рекреационные помещения следует проектировать в виде залов, во всех случаях рекреации не должны иметь ширину менее 2,8 м. К вспомогательным помещениям относятся вестибюль и гардероб. В группу служебных помещений входят учительская и комната учебных пособий, кабинет директора и заведующего учебной частью, канцелярия, комната технического персонала и хозяйственная кладовая; Медицинский пункт в школе состоит из медицинской комнаты и кабинета зубного врача. Изолятор должен располагаться на первом этаже с отдельным входом. Спальные комнаты следует проектировать, как правило, на 8-10 мест для учащихся I—III классов и на 4-6 мест для учащихся IV классов и выше. Для учащихся I—III классов за счет площади спальных помещений (по 0,5 м2 на ученическое место).
Композиция школьных зданий
В отношении взаиморасположения f учебных секций оптимальной является их односторонняя ориентация (все классы обращены в одну сторону гори- ; зонта).
Школьные здания и комплексы большой вместимости часто имеют смешанную этажность: учебные блоки младших классов-двухэтажные; средних классов - трехэтажные; старших - четырехэтажные.
По приемам композиции школьные здания можно подразделить на три основных типа: централизованные, блокированные и павильонные.
Здание школы или школы-интерната централизованного типа представляет собой один основной учебный или учебно-жилой корпус, к которому могут примыкать зальные корпуса.
Блокированные школьные здания, состоят из ряда отдельных корпусов-блоков (учебных, учебно-жилых, зальных и др.), связанных между собой теплыми переходами или непосредственно примыкающих друг к другу.
Школьные здания павильонного типа, состоящие из отдельных учебных, спальных, зальных и других корпусов, не связанных переходами.
Конструкции школьных зданий
По конструкции и строительным материалам школьные здания подразделяют на 5 групп:
Каркасно-панельные
Крупнопанельные
Крупнопанельные
Крупноблочные, с несущими стенами
Деревянные
Принятые в современной практике массового строительства планировочные параметры каркасных конструкций, основанные на сетках 3 х 6 и 6 х 6 м, не всегда совпадающие с параметрами основных школьных помещений, в ближайшее время будут дополнены пролетами 1,2 и 9 м.
Участок школы
На участках школ и школ-интернатов должны быть предусмотрены спортивная, учебно-опытная, отдыха и хозяйственная зоны. Площадь озеленения должна составлять 40-50% площади участка.
Спортивную зону не следует размещать со стороны окон учебных помещений.
Метеорологическая и географическая площадки должны размещаться на открытом месте в удалении от здания не менее чем на 35 м.
Защитная зеленая полоса по границам участка устраивается шириной не менее 1,5 м, а со стороны улицы-6 м.
Направленность в типологии школьных зданий непрерывно изменяется и совершенствуется:

3. Высшие учебные заведения;
Система высшего образования в нашей стране, в отличие от многих других стран, построена на основе Дифференциации вузов в зависимости от потребностей народного хозяйства, и институты делятся на следующие группы: университеты; технические вузы; сельскохозяйственные вузы; педагогические вузы; экономические вузы; медицинские вузы; вузы культуры и искусства; физкультурные вузы.
По величине контингентов студентов дневного отделения все высшие учебные заведения можно разделить на: крупнейшие и крупные (университеты, политехнические и технические) 5-более 10 тыс. чел.
средние (отраслевые, сельскохозяйственные, педагогические, экономические, медицинские, технические) . . . . 2-5 » ,
малые (фармацевтические, культуры, архитектуры, художественные, театральные, консерватории, физкультуры) 0,5-2 »
При проектировании всех типов вузов независимо от их величины и профиля должны учитываться основные направления развития высших учебных заведений:
укрупнение вузов и создание крупных вузовских комплексов (специализированных и кооперированных);
создание соответствия между динамикой учебного процесса и материальной базой вузов путем внедрения развивающейся системы генерального плана и гибких архитектурно-планировочных решений учебных корпусов;
приближение высших учебных заведений к месту приложения труда: к производству, научно-исследовательским институтам, сельскохозяйственному производству и т.д.;
развитие научных исследований в вузах и создание единых комплексов, включающих учебу - науку - производство (вузов-НИИ, втузов-совхозов, заводов-втузов, медицинских научноучебных центров, комплексов искусства и др.);
технизация и индивидуализация обучения, увеличение технического оснащения лабораторий и аудиторий, появление новых типов кабинетов контроля знаний, телецентров, вычислительных центров и т.д.; '
комплексность и полнота возведения всех требуемых учебных, научных, производственных, жилых, спортивных, культурно-зрелищных и обслуживающих зданий и сооружений вузов.
Размещение вузов в городе, зонирование территории.
Каждая группа высших учебных заведений специфична по принципам размещения в структуре города, площади требуемых участков и взаимосвязи с другими учреждениями города. Участок должен обеспечивать размещение полного комплекса зданий и сооружений вуза с учетом перспективного развития, хорошую транспортную связь с городскими центрами.
Территория вуза включает следующие основные зоны: учебно-научную (лабораторные и учебные корпуса, учебно-производственные мастерские, научно-исследовательские подразделения); жилую (студенческие общежития); спортивную; зону жилых домов профессорско-преподавательского состава; хозяйственную.
Нормы площади участков высших учебных заведений принимаются дифференцированно по различным зонам в зависимости от величины и профиля вуза, а также числа проживающих в жилых зонах (табл. 10.1).
Площадь спортивной зоны принимается из расчета до 2 га на 1000 студентов (в вузах физкультуры учебная зона включает спортивную). Площадь участков студенческих общежитий принимается из расчета 2-3 га на 1000 проживающих студентов и аспирантов при норме площади 6 м2 на одного студента. При реконструкции и расширении существующих вузов допускается уменьшать площадь участка на 20%, а при кооперировании нескольких вузов на одной территории - уменьшать на 15%. При размещении на участках вузов научных институтов, проблемных лабораторий, опытных полигонов, ботанических садов площадь участков должна соответственно увеличиваться.
При всех системах зонирования к организации территории высшего учебного заведения предъявляются следующие основные требования: территория должна обеспечивать размещение всех зон, а также перспективное развитие вуза; его функционирование на длительный срок;
территория должна быть по возможности удалена от шумных магистралей, и городской транспорт не должен ее пересекать;
размещение на одном или смежных участках нескольких малых или средних вузов, образующих укрупненные вузовские кооперированные комплексы. Кооперирование вузов с однопрофильными средними специальными учебными заведениями, а также с городскими учреждениями культуры, отдыха и спорта;
административно- хозяйственные отделы
деканаты
общественные организации
залы ученого совета архивы
отдел размножения материалов Библиотека абонементы залы выдачи книг читальные залы книгохранилище обработка книг Зрительный комплекс актовый зал фойе-выставки клубно-кружковые Технический центр* вычислительный центр телецентр кинофотолаборатория
Научно-производственные помещения*
научно-исследовательские лаборатории при кафедре проблемные и отраслевые лаборатории
отдел научно-исследовательских работ
специальные проектно-конструкторские бюро экспериментальные мастерские и опытные производства
компактное решение застройки комплекса вуза при соблюдении оптимального процента застройки (дифференцированно для каждой из зон) с резервированием 3(М0% отведенной территории для перспективного строительства;
поэтапное развитие вузовского комплекса с созданием законченных композиционных решений на всех этапах его осуществления.
При всех системах зонирования к организации территории высшего учебного заведения предъявляются следующие основные требования: территория должна обеспечивать размещение всех зон, а также перспективное развитие вуза; его функционирование на длительный срок; территория должна быть по возможности удалена от шумных магистралей, и городской транспорт не должен ее пересекать; размещение на одном или смежных участках нескольких малых или средних вузов, образующих укрупненные вузовские кооперированные комплексы. Кооперирование вузов с однопрофильными средними специальными учебными заведениями, а также с городскими учреждениями культуры, отдыха и спорта; компактное решение застройки комплекса вуза при соблюдении оптимального процента застройки (дифференцированно для каждой из зон) с резервированием 3(М0% отведенной территории для перспективного строительства; поэтапное развитие вузовского комплекса с созданием законченных композиционных решений на всех этапах его осуществления.
Основными показателями здания высшего учебного заведения являются: рабочая площадь (сумма учебно-производственных и вспомогательных помещений); общая площадь (сумма рабочей и подсобной площади).
Таблица 10.3. Величина рабочей и общей площади помещений вузов г\г на одного студента)
Вузы Рабочая Общая площадьплощадь (не более)
Университеты
| 9,7-10,6
| 16,1-17,5
| Технические
| 10,6-11,2
| 18,3-19,4
| Сельскохозяйствен
| .
|
| ные
| 10,9-11.2
| 18,8-19,4
| Педагогические
| 8,7-9
| 14,5-15
| Экономические
| 7,5-7,9
| 12,5-13,1
| Медицинские
| 12,1-12,3
| 21,7-22
| Культуры
|
|
| Искусства
|
| 33,8
| Физкультуры
|
|
| Примечания: 1. Величина рабочей и общей площади дифференцируется в зависимости от величины контингента студентов.
Величина площади вузов физкультуры дана ориентировочно.
Удельные показатели общей площади и строительного объема утверждены приказом Госгражданстроя при Госстрое СССР от 17 августа 1979 г. № 183 и приведены в Руководстве по проектированию высших учебных заведений. М., Стройиздат, 1980.
Примеры решения крупных вузовских комплексов (более 5 тыс. студентов) я-Казахский
государственный университет в Алма-Ате. Архитекторы • В. Бондаренко, Ю. Зимин,'
В. Сухомлинов; 6-проект Кемеровского государственного университета. Архит.
| | Объемно-планировочные элементы вузов

Самым распространенным и функционально оправданным решением библиотечного комплекса или блока является четкая прямоугольная композиция низкого широкого корпуса. Современное требование размещения читальных залов на весь этаж и книгохранилища под всем зданием позволяет проектировать крупную библиотеку в 3-4-этажном здании при большой ширине корпуса (до 60-80 м).
В отличие от четких геометрических форм библиотечного комплекса, в дополнение и контрастно к нему, корпус актового зала (аудиториума) получает, как правило, пластическое решение.
Представляют интерес трансформируемые актовые залы для различных видов действия (Московский текстильный институт), или для использования в дневное время в качестве нескольких лекционных аудиторий (см. рис. 10.6).
Большие лекционные аудитории проектируют, как правило, вместимостью 100, 150, 200, 250 и 300 человек. Группа, больших лекционных аудиторий чаще всего выделяется в особый блок. Это целесообразно по конструктивным соображениям (пролеты конструкции 12-18 м, высота аудиторий, амфитеатр) и по требованиям загрузки помещений и эвакуации больших масс студентов.
Имеется три основных приема размещения аудиторий и аудиторных блоков в современной практике: компактный, блокированный и изолированный.
Компактное встраивание крупных аудиторий в учебный корпус не получило широкого распространения в современной практике, однако приемы таких решений имеются (учебный корпус университета в Алма-Ате и др.).
Значительное развитие получило в последние годы блокированное размещение аудиторных блоков. Основой этого приема являются полное раскрытие и свободная планировка первого этажа учебного корпуса, к которому непосредственно примыкают лекционные аудитории. Наиболее четкое выражение этот прием получил в недавно построенном учебном корпусе гуманитарных факультетов Московского университета, в проектируемом новом корпусе Московского университета, Московском текстильном институте, Киргизском университете и др. Подобное функционально-планировочное решение позволило приблизить аудитории к вестибюльной группе, уменьшить потоки студентов, изолировать помещения учебных кафедр от из лишнего шума.
Наиболее распространенным приемом компоновки аудиторных блоков является их изолированное расположение по отношению к учебному корпусу. Так, отдельно стоящие аудиторные блоки, соединенные с учебным корпусом лишь переходом, использованы в университетах Ленинграда, Иркутска, Алма-Аты, Бохума, Парижа и других городов. ЦНИИЭП учебных зданий разработал серию типовых проектов отдельно стоящих аудиторных блоков на 400, 800 и 1300 мест.
Прогрессивным приемом решения спортивных комплексов вузов, является создание крупных многозальных комплексов с возможностью трансформации нескольких залов в единый. Хорошими примерами являются спортивные комплексы Одесского политехнического, Киевского инженерно-строительного и других институтов.
В настоящее время существует тенденция создания массовых учебных корпусов со стандартными пролетами на основе унифицированных блоков для каждого конкретного комплекса Глубина помещений принята 6 м и сейчас дополняется укрупненными пролетами 7,2-7,5 и 9 м. Шаг конструкций для каркасных зданий-6 м, 7,2 и 9,0. В зарубежной практике применяются пролеты 7,2; 7,5 и 9,6 м.
Перспективным является переход на крупные сетки опор 6x15, 12 х 15, 6 х 18 М, которые находятся сейчас в экспериментальной проверке. Интерес представляет рассмотрение конструктивно-планировочной структуры учебных корпусов, их основных решений и выявление перспективных типов учебных зданий вузов.
При проектировании учебного корпуса одним из важнейших вопросов является расположение инженерных коммуникаций (водопровод, вентиляция, канализация и электроснабжение), которые по традиции в кирпичных зданиях располагались вдоль двух внутренний стен коридора.

4. Научно-исследовательские учреждения
Проектирование и строительство современных научных учреждений занимает важное место в архитектуре и градостроительстве. Высокий уровень комфорта, сложность инженерного оборудования, функциональная гибкость зданий научно-исследовательских комплексов делают их едва ли не самыми дорогостоящими среди многих других видов строительства. Это заставляет с особым вниманием относиться к выбору архитектурно-строительных решений.
Архитектурнопланировочные решения
Планировочные принципы, заложенные при проектировании научных учреждений и комплексов НИИ, во многом определяют их жизнеспособность ; эксплуатационные качества функциональных зон и их взаимосвязей, возможность совершенствования отдельных функциональных элементов, их рост и развитие.
Наиболее характерным для генеральных планов современных НИИ является четкое функциональное зонирование и резервирование территорий для перспективного расширения.- При этом наибольшее распространение получили принцип группировки зданий и сооружений НИИ по функциональному признаку и осуществление функционального и санитарного зонирования в пределах территории научно-исследовательских институтов при размещении научных и обслуживающих зданий и сооружений (рис. 11.1, 11.2).
Застройка территории унифицированными блоками определяет планировочное решение всей площадки и предусматривает свободное расширение комплекса. При таком приеме застройки возрастает роль инженерно-технологических коммуникаций, прокладываемых на территории.
В тех случаях, когда в составе оборудования имеются источники вредных выделений, при разработке генерального плана осуществляется 1 санитарное зонирование территории.
В решении проблем санитарной защиты существуют два принципиальных подхода:
использование конструктивных средств защиты, располагаемых непосредственно около источника и позволяющих локализировать область распространения вредных выделений или же оградить отдельные экспериментальные установки;
защита расстоянием,- обеспечивающим рассеивание вредных выделе-; ний.
Первый подход применяется на объемно-планировочном, а второй-на градостроительном уровне, причем чаше всего они используются, параллельно.
Функционально-технологические решения лабораторных зданий
В отечественной и зарубежной практике строительства зданий лабораторий диапазон размеров лабораторных ячеек относительно широк: глубина от 550 до 900 см и ширина от 280 до 580 см. Однако наиболее целесообразной шириной рабочей ячейки, обеспечивающей проведение различного вида научно-исследовательских работ, является размер около 360 см (см. рис, 11.6).
Современные лаборатории оснащаются следующими видами инженерного обслуживания: холодное и горячее водоснабжение, отопление, вентиляция и кондиционирование, воздуха, магистральное газоснабжение, подача пропана, бутана, кислорода, водорода, азота, сжатого воздуха, вакуума, подача пара, отводка конденсата, канализация и удаление отходов, освещение, электроснабжение (переменный и постоянный ток), телефонная связь, радиофикация, система аварийной сигнализации.
Вместе с тем, несмотря на чрезвычайно многообразный состав, вся совокупность коммуникаций, обеспечивающих лабораторный процесс, представляет собой взаимосвязанную систему и подразделяется на следующие группы:'
Общие коммуникации:
а) коммуникации передвижения людей, транспорта, оборудования и материалов (проходы, коридоры, переходы, лестницы, лифты, рекреации и т.д.);
б) коммуникации обеспечения санитарно-гигиенических условий (отопление, вентиляция, освещение и т.д.).
Специальные инженерно-технологические коммуникации:
а) коммуникации связи и информации (сети, слаботочные устройства, сигнализации, каналы вычислительных машин, телевидения и,т.п.);
б) коммуникации обеспечения и снабжения (каналы специальной вентиляции и кондиционирования, сети устройства и трубопроводы, перемещения ресурсов и материалов, электроснабжения, газа, сжатого воздуха, вакуума и т.д.).
Характер и размещение коммуникаций зависят от типа лабораторного здания.' Приемы размещения линий инженерно-технологических коммуникационных сетей в пределах той или иной конструктивной системы определяют по существу, объемно планировочную структуру лабораторных комплексов.
Существует два типа пространственной структуры лабораторных комплексов, которые основаны на принципиально различных системах размещения коммуникационных инженерно-технологических сетей.
А. Линейный-с горизонтальным размещением магистральных линий и вертикальным расположением распределительных лийий, представляющий собой комплекс лабораторных помещений со всеми разновидностями разводок в вертикальных нишах
Б. Узловой-с вертикальным расположением ' магистральных линий и с горизонтальным расположением распределительных линий, представляющий собой комплекс лабораторных помещений со всеми разновидностями разводок в технических этажах
В системе типа А распределительные линии коммуникаций вертикально пронизывают лабораторные здания и ограничивают возможности перепланировки помещений в процессе эксплуатации зданий. Такая коммуникационная система является одной из самых экономичных и применяется, как правило, для лабораторных зданий в 4-7 этажей
В системе типа Б распределительные линии коммуникаций размещаются в поэтажных горизонтальных зонах, благодаря чему создаются широкие возможности для технологических и планировочных изменений (рис. 11.7). Такое расположение коммуникаций получает широкое распро- странение и рекомендуется для лабораторий, требующих высокой степени функциональной и планировочной гибкости. Тип Б может быть использован в многоэтажных зданиях (16-22 этажей)

Лекция 3
ЗДАНИЯ ГОСТИНИЦ
Гостиничные здания предназначаются для кратковременного проживания людей и соответствующего обслуживания их бытовых и культурных потребностей.
2.1.Классификация гостиниц
В зависимости от комфортабельности вместимости и технической оснащенности, а также от объема представляемых услуг гостиницы делятся на пять строительных разрядов. Главным критерием в определении разряда гостиницы является номер, качество которого в свою очередь зависит от уровня его комфорта, характеризующегося степенью его оборудования, площадью, количеством мест, меблировкой, отделкой и т.д.
Немаловажную роль играет и местоположение гостиницы, а также вид, открывающийся из окон номеров. Номера делятся на однокомнатные и многокомнатные (апартаменты, люксы). Число
мест в номере может быть от одного до четырех. Номера, рассчитанные на пять и более мест, относятся к разряду общежитий.
Санитарно-техническое оборудование номера может быть различным: полным (умывальник, унитаз, ванна, бидэ) или сокращенным (умывальник, унитаз, ванна или душ). Может быть, еще более сокращенный состав: умывальник и унитаз или один умывальник.
Основные типы гостиниц. В зависимости от назначения и характера эксплуатации гостиницы могут быть разделены на следующие типы: общего типа, курортные, туристские, для спортсменов, для транзитных пассажиров, для автотуристов (мотели) и некоторые другие. Все они имеют свои специфические особенности, которые должны быть учтены при проектировании.
Гостиницы общего типа предназначаются для размещения всех граждан, в том числе делегаций, гостей, командировочных; туристов-спортсменов и т.д., поэтому такие гостиницы могут быть различной категории и иметь различный состав номеров.
Курортные гостиницы строятся в живописной по природным условиям местности, вблизи морей, рек, озер, гор или в лесистых местах и т. д. Зная, что в курортных гостиницах люди пребывают достаточно длительное время, необходимо обеспечить в них максимум комфорта. Туристские гостиницы предназначаются для размещения и обслуживания групп туристов, поэтому такие гостиницы могут быть построены в городах или в тех местах, которые облюбованы туристами. Учитывая, что туристы путешествуют в основном группами, номера гостиниц могут быть запроектированы двух-, трех- и четырехместными, со средним уровнем благоустройства.
Гостиницы для спортсменов, предназначенные для определенного контингента людей, размещаются в районах спортивных комплексов или в тех местах, которые по своим природным условиям соответствуют развитию того или иного вида спорта.
Гостиницы для спортсменов могут иметь средний уровень комфорта, номера вместимостью до четырех человек.
Гостиницы для транзитных пассажиров предназначаются для кратковременной остановки пассажиров, ожидающих тот или иной транспорт, и для отдыха персонала, обслуживающего транспорт. Они обычно располагаются вблизи аэропортов, железнодорожных вокзалов, автовокзалов, морских и речных портов и т.д. Такие гостиницы должны иметь предприятие общественного питания с круглосуточным режимом работы.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2025 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|