Градостроительное решение выставочной территории.
При выборе территории выставки большое значение придается расположению ее в городе, наличию хороших внешних связей с центром города и его районами, решению транспортных проблем, пропускной способности магистралей, ландшафтным качествам территории.
Выставочные комплексы, объединенные единым тематическим содержанием, занимают значительные территории и рассчитаны на большое число посетителей. Крупные выставочные комплексы обслуживаются линиями метрополитена, автомобильным, водным и воздушным транспортом. Для сокращения пешеходных путей посетителей по выставочной территории предусматривается внутренний транспорт.
Выставочные комплексы представляют собой многофункциональные, архитектурно-организованные пространства. При проектировании решается проблема создания гибкой мобильной функциональной структуры, что находит свое выражение в генеральном плане. Генплан выставочной территории проектируется на основе тематического содержания выставки и с учетом градостроительной ситуации: сложившихся планировочной, транспортной и парковой сетей и конкретных условий отведенной территории.
Решение генплана выставки определяется размерами и очертаниями территории, границами парковых зон, озеленения и акватории, инфраструктурой – сетью пешеходных и транспортных коммуникаций и интенсивностью использования земли под застройку. Проектирование включает разработку схемы функционального зонирования территории с выделением центральной и тематических зон. Помимо площади, отведенной под застройку павильонов, предусматриваются площади для открытой экспозиции. Определяются пути движения посетителей, разрабатывается система озеленения и обводнения, выделяются резервные площади для дальнейшего развития выставки, паркинги, предвходные площади, рассчитанные на крупные массы посетителей, хозяйственный двор. Для современных комплексов характерны рассредоточенные входы и индивидуальные маршруты по отдельным разделам. Генпланом решается система обслуживания посетителей учреждениями общественного питания, отдыха, предусматривается детский сектор.
Пространство выставки решается в трех измерениях, регламентируется высота павильонов, устанавливаются силуэтные ориентиры, проверяются возможности создания многоплановых панорам. Для этого выполняется макет выставки.
Композиция генерального плана выставки подчиняется определенным планировочным приемам: регулярному осевому построению, радиально-кольцевому, концентрическому, свободно-живописному или их сочетанию.
Принципы проектирования выставочного здания.
В структуре выставочного павильона содержатся те же основные группы помещений, что и в музейных зданиях: помещения, обслуживающие посетителей, экспозиционная зона, административные и служебные помещения. Хранилища в выставочных зданиях небольшой емкости и не играют той роли, которая принадлежит фондам в музеях. В вестибюльную группу входят: гардероб, экскурсионное бюро, киоски, информационный центр, туалеты. Вблизи вестибюля располагаются места отдыха и буфеты. Группа административных помещений (приемная, дирекция, сектор массовой работы, комнаты экскурсоводов и общественных организаций) проектируется компактно и обязательно с естественным светом. Служебная зона включает производственные мастерские, фотолабораторию, пункт технического обслуживания, помещения инженерного оборудования и комнаты обслуживающего персонала. Для приема экспонатов делается специальный вход, связанный с выставочными залами. Обслуживающие помещения составляют примерно треть от экспозиционной площади.
Экспозиционные залы связаны между собой пандусами и лестницами. Выставочное пространство может быть единым, со свободным размещением экспозиционных площадок на различных уровнях или дифференцированным, т. е. разделенным на залы различного назначения.
Пространственная структура павильонов.
Выставочные здания подразделяются на централизованные и децентрализованные.
Централизованные композиции отличаются компактностью плана и функционально свободным универсальным пространством, способствующим восприятию посетителем экспозиции в целом. Централизованные павильоны могут быть одноуровневые, с единым внутренним пространством и недифференцированной безопорной структурой; с выделением многосветного центрального ядра, окруженного галереями; со свободным расположением экспозиционных уровней.
К децентрализованным композициям относятся блочные приемы выставочного здания. Применение функциональных блоков обусловлено задачей организовать тематически обособленные разделы выставки. В зависимости от меры обособленности различают приемы компактного размещения блоков и свободное их размещение.
Функциональные взаимосвязи групп помещений
Объемно-планировочные решения постоянно действующих выставочных павильонов должны обеспечивать возможность изменения тематики (универсальное использование пространства) и числа экспозиций (гибкая внутренняя планировка), а также расширения здания ( в том числе путем достройки блоков или модулей). Планировка выставочного зала должна отвечать тематическому плану, характеру экспонатов и замыслу экспозиционного показа, обладать рациональной организацией, четким функциональным зонированием и обеспечивать простоту ориентации посетителей.
Принципы организации экспозиции
Задача архитектора предположить оптимальное функциональное построение и активно содействовать восприятию посетителями многочисленных и разнообразных экспонатов. Выставочную экспозицию посетитель воспринимает быстрее, нежели музейную.
В выставочных экспозициях применяются динамические средства показа: телеэкраны, полиэкраны и кинофильмы, для демонстрации которых на экспозиционной площади выгораживаются импровизированные залы. В зависимости от характера экспонатов различают методы их показа. Объемные экспонаты – натурные, статические или действующие модели для лучшего обозрения размещают на разных уровнях. Плоскостные экспонаты – графика, фото, тексты, полиэкраны – занимают зону активного восприятия – относительно неширокий экспозиционный пояс.
Для облегчения восприятия экспонатов варьируются приемы их показа по размеру, фактуре, фону, цвету. Вместе с тем важно сохранить в самом главном единство, позволяющее создать у посетителей целостное образное впечатление от экспозиции.
Проблема освещения
Освещение выставочных экспозиций зависит от характера экспонатов. Для универсального выставочного помещения предпочтительны интегральные системы – совмещение естественного и искусственного света. Освещение интерьеров, кроме общего освещения системой подвесных светящих потолков и встроенных светильников, включает специальное освещение экспонатов в виде светящихся стендов и направленного искусственного освещения.
Конструкция и материалы
Для современных выставочных павильонов характерно применение наиболее передовых конструктивных приемов и эффективных облегченных строительных материалов. Используются в различных вариантах железобетонные и армоцементные оболочки, складки и своды, перекрестные трубчатые стальные структуры, натяжные тросовые и вантовые системы, деревоклеевые и надувные конструкции.
Принцип функционально-свободного внутреннего пространства предопределяет конструктивную задачу максимального сокращения числа промежуточных опор в большепролетных зданиях.
На архитектурную выразительность павильонов влияет выбор ограждающих конструкций, материал которых назначается из условий изоляции экспозиционного пространства от влияния внешней среды.
Экономические расчеты показывают, что целесообразно использовать конструкции и материалы, рассчитанные на быстрое возведение и короткий период эксплуатации выставки.
Создание мобильного пространства, способного к трансформациям, осуществляется путем организации перекрытий на разных уровнях, перемещения перегородок и встроенных объемов.
Музеи
Музеи - культурно-просветительные учреждения, способствующие идеологическому и нравственному воспитанию, образованию и привлечению к культуре и искусству широких масс населения. Основное содержание музея-характер его уникальных коллекций - накладывает существенный отпечаток на архитектурно-планировочное решение и композицию музейного здания. Помимо профиля музея на его структуру и художественный образ влияют посещаемость
музея, связанная с величиной города, виды и объемы проводимых мероприятий, факторы внешней среды - социально-культурные, региональные, природно-климатические и градостроительные условия, а также емкость здания - его абсолютные размеры. По объему музеи подразделяются на крупные - от 300 до 80 тыс. м3, средние - от 80 до 30 тыс. м3 и малые - объемом от 30 до 10 тыс. м3.
. Главное в проектировании здания музея - создание –такой структуры, распределения помещений и их взаимосвязей, которые обеспечивают наиболее благоприятные условия для ознакомления с коллекциями музея, восприятия и изучения важнейших экспонатов и необходимые условия хранения коллекций. Архитектурно-пространственное построение музея должно содействовать раскрытию тематико-экспозиционного замысла, а техническое оснащение здания - обеспечить
комфортный температурно-влажностный, световой и акустический режим.
Влияние природных и градостроительных факторов на формирование типа музейного здания Место для здания музея выбирается с особой тщательностью, с учетом фактора доступности и высокой посещаемости. Практика современного музейного строительства дает характерные приемы расположения музеев в природной или градостроительной среде:
1 -островное свободное расположение музея на открытом природном участке. Предполагает круговой обзор здания с разных точек зрения. Такое положение требует увязки архитектурного решения здания с природным окружением. Положение музея в парке облегчает достижение связи интерьера с внешней средой.
2-размещение музея в зоне реконструируемой улицы, площади города. Если музей располагается в ансамбле старого города, возникает проблема взаимосвязи старого и нового. Необходимо, прежде всего, определить, с какой целью включается в ансамбль новый объект. Если он должен стать ведущим элементом в композиции, ему придается значение статической доминанты. В том случае, когда объект включают в сложившуюся пространственную композицию, ему придается подчиненный характер, и целостность ансамбля достигается средствами соразмерности масштабов, единством ритма и модуля.
3-размещение музея в составе культурного центра города. При этом музей рассматривается как часть нового ансамбля. Расположение музея в культурном центре повышает его посещаемость.
Для здания музея следует предпочитать участок, который имеет удобные транспортные связи с центром и другими районами города. При выборе участка окружение и территория оцениваются с позиции возможности развития музея во времени. Для изоляции здания музея от уличного шума оно отодвигается от красной линии застройки не менее чем на 30 м и перед входом создается свободная площадь, а также место для стоянок автомобилей и экскурсионных автобусов. Перед каждым входом и выходом организуется свободная площадь не менее 0,25 м2 на одного посетителя. Для доставки материалов экспозиции при музее предусматриваются открытая площадка или двор, достаточные для разворота автомобилей с крупногабаритными грузами. Особой задачей является проектирование самой территории музея.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|