III. Обращение с нагревательными приборами
29. Зажигать газовую горелку разрешается только спичкой. Запрещается наклоняться над горящей горелкой.
30. Запрещается перед нагреванием заполнять пробирки жидкостью более чем на 1/3 их объема.
31. При нагревании пробирки ее отверстие следует направлять в сторону от себя и от рядом работающих студентов.
32. В ходе нагревания запрещается наклоняться над сосудами, заглядывать в них. Недопустимо нагревать сосуды на границе и выше уровня жидкости.
33.Необходимо начинать со слабого нагревания всей пробирки или стеклянной пластинки (2-3 движения над пламенем, если пробирка не закреплена, или слабым пламенем под пробиркой, если пробирка закреплена) и только затем вести дальнейший нагрев вещества.
34.По завершении опыта нагревательные приборы необходимо выключить.
35. Запрещается оставлять без присмотра нагревательные приборы (газовые горелки, электроплиты, водяные бани, термостаты).
Занятие № 1. «Введение в курс»
Цель занятия:сформировать у студентов представление о предмете и задачах биологической химии, специфике биохимических лабораторий и особенностях работы с биологическим материалом; изучить правила техники безопасности при работе в биохимической лаборатории.
Экспериментальная работа.
Опыт 1 . Электролитическая диссоциация солей (демонстрационный).
Приборы. 1. Штатив с пробирками.
2. Пипетки.
Реактивы. 1. Дистиллированная вода.
2. Этанол.
3. Ацетон.
4. Соляная кислота, концентрированная.
1. В пробирку налейте 2 мл безводного спирта и прибавьте небольшое количество (на кончике скальпеля) безводной хлористой меди или хлористого кобальта.
2. К полученному раствору добавьте 0,5 мл воды. Отметьте изменение окраски раствора.
3. К полученному раствору добавьте 0,5 мл концентрированной соляной кислоты. Отметьте изменение окраски раствора.
4. Проделайте то же, используя вместо этанола ацетон.
Объясните причины изменения окраски растворов.
Опыт 2 . Солевой состав слюны.
Приборы. 1. Штатив с пробирками.
2. Пипетки.
3. Стаканчики 100-150 мл.
Реактивы. 1. Дистиллированная вода.
2. Хлорид железа (III), 3%-ный раствор..
3. Соляная кислота, 5%-ный раствор.
1. Тщательно прополощите рот.
2. Для получения раствора слюны поместите в рот приблизительно 25 мл дистиллированной воды на 1-2 минуты. Полученный раствор сплюньте в стаканчик.
3. 5 мл раствора слюны поместите в пробирку. Добавьте 1 мл 5%-ного раствора соляной кислоты (до кислой реакции).
4. Добавьте в пробирку несколько капель 3%-ного раствора хлорида железа (III).
5. Появление красно-бурой окраски свидетельствует о том, что в растворе есть роданиды - соли роданистоводородной кислоты (у курильщиков в слюне мало амилазы, роданидов, напротив, больше обычного).
Запишите полученные Вами результаты. Сравните с результатами, полученными другими студентами группы.
Дата выполнения ________ Балл ____ Подпись преподавателя ____________
Занятие № 2. «Физико-химические основы биохимических процессов. Растворимость биогенных соединений»
Цель занятия:изучить физико-химические свойства и растворимость различных биогенных соединений.
ВОПРОСЫ К КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЕ:
1. Вода и ее роль в организме. Охарактеризуйте связь между строением молекулы воды и ее биологическими функциями.
2. Кислотно-основное состояние внутренней среды организма.
3. Влияние рН на биохимические и физиологические процессы.
4. Буферные системы и их роль в поддержании постоянства кислотно-щелочного равновесия.
5. Изоэлектрическая точка и изоэлектрическое состояние.
Дата выполнения______ Балл _____Подпись преподавателя ____________
Экспериментальная работа.
Опыт 1 . Определение рН растворов.
Для нормального протекания биологических процессов большое значение имеет активная кислотность. Это концентрация свободных ионов водорода в растворе. Активная кислотность зависит от степени диссоциации, находящихся в растворе кислот или других кислореагирующих веществ и характеризуется величиной рН. От величины рН зависит протекание биохимических процессов.
В настоящее время большое значение приобрел потенциометрический метод определения рН растворов, который позволяет быстро и точно (< 0,1 pH) определять значения pH даже при исследовании мутных и окрашенных растворов.
Приборы. 1. Пластиковые стаканчики.
2. рН – метр.
Реактивы. 1. Дистиллированная вода.
2. Моча.
3. Молоко.
4. Раствор яичного белка, 1%-ный.
- Определение рН-метром проводите в пластиковых стаканчиках.
- Измерьте рН следующих биологических жидкостей: вода, моча, молоко, раствор яичного белка. Для этого в стаканчик налейте по 10 мл исследуемой жидкости. Запишите полученные значения в таблицу.
- Во все исследуемые жидкости добавьте по 4 капли 0,1 н раствора соляной кислоты. Измерьте рН и запишите полученные величины в таблицу.
- Ополосните стаканчики и еще раз налейте по 10 мл исследуемых жидкостей, добавьте по 4 капли 0,1 н раствора гидроксида натрия. Измерьте рН и запишите полученные величины в таблицу.
№ п/п
| Вид биологической
жидкости
| рН
| рН после
добавления
кислоты
| рН после
добавления
щелочи
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Какой вывод можно сделать на основе полученных данных? Какая из исследуемых жидкостей обладает наибольшей буферной емкостью? По отношению к каким веществам (кислоте или щелочи) выражена больше буферная емкость у биологических жидкостей и почему? Почему важно поддерживать кислотно-основное равновесие внутренней среды организма?
Опыт 2. Коагуляция органических коллоидов.
Белки и сложные углеводы являются органическими коллоидами. Они обладают электрическим зарядом и гидратационной оболочкой. Если органические коллоиды лишить электрического заряда и гидратационной оболочки, то произойдет коагуляция – процесс агрегации коллоидных частичек с последующим выпадением их в осадок.
Приборы. 1. Штатив с пробирками.
2. Стеклянная палочка.
3. Набор пипеток.
Реактивы. 1. Дистиллированная вода.
2. Белок куриного яйца, 2%-ный раствор.
3. Сульфат меди, 5%-ный раствор.
4. Сульфат аммония, насыщенный раствор.
5. Ацетон.
1. Возьмите три пробирки. В каждую налейте по 2 мл раствора белка.
2. В первую пробирку налейте 1 мл раствора сульфата меди; во вторую – 1 мл насыщенного раствора сульфата аммония; в третью – 1 мл ацетона.
3. Запишите результаты в таблицу.
4. В каждую пробирку добавьте по 2 мл дистиллированной воды и тщательно перемешайте содержимое.
| Сульфат меди
| Сульфат аммония
| Ацетон
|
Вид осадка
|
|
|
|
Вид осадка
после добавления воды
|
|
|
|
Объясните причину выпадения осадка в каждом конкретном случае. Что изменилось после добавления воды? Почему?
Опыт 3. Получение эмульсии жира в воде.
Эмульсией называется дисперсная система, состоящая из взаимно нерастворимых жидких фаз. Вещества, образующие различные фазы, должны сильно отличаться по своей полярности. Как правило, эмульсии являются грубодисперсными системами, устойчивыми только в присутствии эмульгаторов (стабилизаторов).
Приборы. 1. Штатив с пробирками.
Реактивы. 1. Дистиллированная вода.
2. Растительное масло.
3. Мыло, 5%-ный раствор.
1. Возьмите пробирку. До половины заполните ее дистиллированной водой. Добавьте несколько капель растительного масла.
2. Заткните пальцем и хорошенько встряхните пробирку до образования нестойкой (расслаивающейся) эмульсии.
3. Добавьте в пробирку 0,5 мл раствора мыла. После взбалтывания смеси образуется стойкая (нерасслаивающаяся) эмульсия.
Объясните, почему мыло стабилизирует эмульсию?
Опыт 4. Определение изоэлектрической точки белка (демонстрационный).
Приборы. 1. Штатив с пробирками.
2. Набор пипеток.
3. Стеклянная палочка.
Реактивы. 1. Дигидрофосфат калия, 0,2 М раствор.
2. Лимонная кислота, 0,1 М раствор.
3. Желатин, порошок.
1. Возьмите 7 пробирок одинакового диаметра.
2. Насыпьте в каждую пробирку меркой по 1 мл измельченного в порошок желатина.
3. Прилейте в каждую пробирку по 10 мл буферного раствора с определенной величиной рН (приготовление буферных растворов см. таблицу).
рН буферного раствора
|
|
|
|
|
|
|
| 0,2 М р-р КН2РО4(мл)
| –
|
|
|
|
|
|
| 0,1 М р-р лимонной к-ты (мл)
|
|
|
|
|
|
| –
|
Через 15-20 мин измерьте высоту каждого столбика набухшего желатина. Постройте график зависимости степени набухания от величины рН и определите изоэлектрическую точку желатина (рI). Аргументируйте ответ.
Дата выполнения ________ Балл ____ Подпись преподавателя ____________
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|