Сделай Сам Свою Работу на 5

Особенности тактики отдельных следственных действий





Осмотр места происшествия.Преступления несовершеннолетних относятся к категории, по которой осмотр места происшествия — пер­воначальное следственное действие. Квалифицированный осмотр по­зволяет выявить и зафиксировать обстоятельства, свидетельствующие о том, что преступление совершено подростками.

Способ совершения преступления.О совершении преступления под­ростками могут свидетельствовать такие элементы способа, как:

а) отсутствие целенаправленных, заранее продуманных и реализо­
ванных до конца действий. Например: имеются следы, свидетельствую­
щие о попытке проникнуть в помещение (ТС) сначала одним, затем
другим путем;

б) примитивные, неухищренные способы проникновения, напри­
мер через разбитое окно; взлом, не требующий значительной физи­
ческой силы; использование простейших способов взлома запирающих
устройств; малые размеры пролома (окна, отверстия);

в) непринятие мер к сокрытию следов преступления;

г) совершение на месте преступления циничных, озорных действий
(порча товаров, беспричинная поломка вещей, учинение нецензурных
надписей и рисунков).


884 Глава 53. Расследование преступлений несовершеннолетних



Выбор места и времени преступления также могут указывать на факт совершения его подростками, например кража из школьного бу­фета, учебного кабинета, ларька около школы или интерната и т. п.

Характерны предметы преступного посягательства при кражах, осуществляемых подростками: а) проигрыватели, музыкальные цент­ры, магнитофоны, видео- и фототехника, спортивные товары, часы;

б) модная одежда, обувь, куртки, сумки, яркие журналы; в) деньги,
ценности; г) сладости, напитки, спиртное, продукты питания. При этом
могут остаться нетронутыми вещи, неизмеримо более ценные, чем по­
хищенное (меховые манто, антиквариат, картины и т. п.).

О факте совершения преступления подростками или о наличии под­ростков в составе преступной группы могут свидетельствовать матери­альные следы, несущие информацию о личности субъекта: а) неболь­шие по размерам следы ног, рук; б) отпечатки подошв обуви, которую обычно носят подростки (кроссовки, кеды, модная подростковая обувь);



в) личные вещи, оставленные, брошенные, утерянные, по которым мож­
но определить возрастную группу (например, окружность головы по
бейсбольной шапочке); г) предметы, которые нередко носят подростки
(самодельное холодное оружие, цепочки, металлические украшения
и т. п.); д) следы и надписи на вертикальных поверхностях; е) следы
зубов на продуктах питания, на выплюнутой жевательной резинке и т. д.

В ходе осмотра места происшествия может быть получена инфор­мация о личностных качествах несовершеннолетнего преступника. О привычках (пристрастие к курению, употреблению спиртных напит­ков, наркотиков, токсичных веществ) судят по оставленным на месте происшествия соответствующим объектам, упаковкам, окуркам, бутыл­кам и т. п. или по характеру похищенных предметов. О навыках несовер­шеннолетнего, его умениях и пристрастиях можно судить по следам таких действий, как умение обращаться с радиотехникой, электрони­кой, компьютером, выбор марок или монет из коллекции, выбор цен­ных книг, древних рукописей и т. п.

В следах изнасилования, убийства, вандализма, хулиганства про­являются такие личностные качества несовершеннолетних, как жесто­кость, цинизм, дерзость, садизм.

При осмотре угнанного и затем брошенного ТС можно получить представление о том, в какой мере несовершеннолетний владеет спосо­бами открывания замков в автомобиле, знаком с электросхемой данной марки, умеет нейтрализовать сигнализацию.

В остальном осмотр места происшествия осуществляется в соответ­ствии с тактическими рекомендациями, отражающими специфику со­вершенного преступления.



Задержание несовершеннолетнего (ст. 423 УПК РФ) и заключение его под стражуможет быть применено в качестве меры пресечения, если он подозревается или обвиняется в совершении тяжкого или особо тяж­кого преступления. В исключительных случаях эта мера может быть из­брана при совершении преступления средней тяжести (ч. 2 ст. 108 УПК РФ), при наличии оснований, предусмотренных ст. 91, 97, 99, 100, 108


§ 3. Особенности тактики отдельных следственных действий 885

УПК РФ. Правильное решение этого вопроса требует оценки тяжести со­деянного и особенностей личности подростка. При этом учитываются его действия после совершенного преступления, опасность рецидива, воз­можность и намерение скрыться от следствия. Принимаются в расчет и дерзость преступных действий, направленность умысла и продуманность содеянного, повторность совершения преступления, наличие прочных связей с криминальной средой и др.

Задержание несовершеннолетних должно быть подготовлено и про­ведено так, чтобы не привлекать к нему излишнего внимания: не задер­живать подростка в школе, по месту работы, когда он находится в компа­нии и т. п. Следует учитывать возможность сопротивления, использования при этом огнестрельного или холодного оружия, спецсредств и т. п.

Далее подростку объясняют, почему он задержан и будет содер­жаться под стражей, разъясняют его права и обязанности. Нелишне при этом ознакомить его с соответствующими статьями Уголовно-про­цессуального кодекса. О задержании и месте нахождения задержанного информируют его родителей (законных представителей). В протоколе задержания указывается на необходимость содержать подростка отдельно от взрослых и от осужденных несовершеннолетних.

Заключение под стражу в качестве меры пресечения применяется по судебному решению в соответствии с ходатайством следователя (доз­навателя) и с согласия прокурора (ч. 1, 3 ст. 108 УПК РФ).

Кроме заключения под стражу и других мер пресечения (ст. 98 УПК РФ), к несовершеннолетним может применяться и такая специфическая мера, как отдача его под присмотр законных представителей (опеку­нов, попечителей, родителей). Если несовершеннолетний воспитывается в закрытом детском учреждении, он может быть отдан под надзор ад­министрации этого учреждения (ст. 105 УПК РФ).

Одной из процессуальных гарантий, обеспечивающих охрану прав и интересов несовершеннолетних правонарушителей на предварительном следствии, является норма ст. 100 УПК РФ об избрании меры пресечения. Только в исключительных случаях мера пресечения может быть применена к подозреваемому до того, как предъявлено обвинение (ст. 97,99 УПК РФ). Данное ограничение связано с тем, что только к моменту предъявления обвинения собрано достаточно материалов, позволяющих всесторонне проанализировать обстоятельства совершенного преступления, личность подростка, его вину и целесообразность избрания меры пресечения.

Обыск по делам несовершеннолетних является средством решения трех важных задач: 1) обнаружение похищенного, орудий и средств преступления, одежды и обуви, в которых подросток его совершал, следов преступной деятельности; 2) переписки, записных книжек, днев­ников, позволяющих выявить ближайшее окружение подростка, круг его интересов; 3) сбор информации об условиях жизни (учёбы, работы) и воспитания подростка.

При обыске, как правило, должен присутствовать законный предста­витель обвиняемого (подозреваемого). Если его присутствие невозможно, то приглашается представитель жилищного управления или местного органа управления. При обыске в общежитии или по месту работы при-



Глава 53. Расследование преступлений несовершеннолетних


сутствует воспитатель или представитель администрации. Перед началом обыска подростку и проживающим (работающим) с ним лицам предлага­ется добровольно выдать искомые объекты. Учитывая, что довольно часто подростки совершают мелкие кражи (в том числе в своей среде), целесообразно выяснить, нет ли у них вещей, им не принадлежащих. Выдача таких вещей позволяет вскрыть другие преступления.

Обычно подростки прячут похищенное на чердаках, в подвалах, сараях, заброшенных зданиях. Однако безразличное отношение со сто­роны родителей, отсутствие контроля делают возможным хранение по­хищенного дома. Поэтому при подготовке к обыску необходимо распола­гать сведениями о родителях и взаимоотношениях в семье. Разумеется, при подготовке к обыску осуществляются и действия общего характера: ознакомление с местом обыска, определение состава следственно-опе­ративной группы, привлечение специалистов, обеспечение присутствия понятых и т. д.

При совершении грабежей, разбойных нападений подростки не­редко завладевают мелкими предметами, представляющими для них осо­бый интерес: брелки, цепочки, браслеты, ножи, часы и т. п. Эти вещи могут открыто находиться в комнате подростка, быть на нем. Поэтому обыск в помещении должен сочетаться с личным обыском, осуществля­емым по общим процессуальным правилам.

Если предметом обыска является одежда и обувь подростка или похищенная им, необходимо допросить родителей в соседнем помеще­нии, какая одежда и обувь принадлежат ему, какая его братьям (сест­рам), взрослым лицам.

При обнаружении объектов подозрительного происхождения нецеле­сообразно здесь же выяснять, как они оказались в доме. Это следует сделать позже, после обыска, допросив по отдельности подростка и его родителей. В случае противоречия в показаниях допустима очная ставка.

В процессе обыска могут быть обнаружены предметы, свидетель­ствующие об участии в преступной акции наряду с подростком и взрос­лых лиц: профессионально изготовленные отмычки, орудия преступле­ния, вещи, которые подростки обычно не похищают.

Как отмечалось ранее, одна из задач обыска — получить информа­цию о личности подростка, его интересах, условиях жизни, воспитания. В ходе обыска могут быть выявлены обстоятельства, свидетельствующие об употреблении подростком спиртных напитков, наркотиков, предметы порнографии (книги, видеозаписи и т. п.), записи и произведения нецен­зурного характера. Все эти факты необходимо отразить в протоколе обыска для последующей проверки версии о вовлечении подростка в пьянство, потребление наркотиков, в иные формы антиобщественной деятельности.

В общежитии обыскивается кровать подростка, его тумбочка (пол­ка), личные вещи, в том числе находящиеся в камере хранения. При необходимости обыскиваются места общего пользования. Если требуется расширить зону обыска, то это следует отразить в постановлении и обеспечить присутствие лиц, чьи вещи будут обыскиваться.

Обыск на рабочем месте проводят при наличии данных о том, что подросток хранит там похищенное или орудия преступления либо заго-


§ 3. Особенности тактики отдельных следственных действий



товки холодного или огнестрельного оружия, взрывных устройств и т. п. Не исключены ситуации, когда подобные предметы хранятся в шкафах и тумбочках других лиц. Данное обстоятельство, если о нем известно, отмечается в постановлении. Если оно будет установлено в процессе обыска, то это особо отмечается в протоколе обыска.

В ходе обыска важно наблюдать за подростком. В силу таких возра­стных черт, как повышенная возбудимость, недостаточное умение вла­деть собой, он более явно, чем опытный взрослый, реагирует на дей­ствия и слова следователя. Так, положительный эффект может дать "сло­весная разведка", когда следователь объявляет о своих намерениях, проверяя реакцию подростка. Естественно, наблюдать надо и за осталь­ными членами семьи, присутствующими при обыске.

Если в результате преступления нанесен материальный ущерб, то одновременно с производством обыска налагается арест на имущество как подростка, так и его родителей или лиц, их заменяющих.

Допрос несовершеннолетних.При подготовке к допросу несовершен­нолетних учитывается процессуальное положение допрашиваемого, а также данные, характеризующие его личность. И То и другое значи­мо для определения круга участников допроса, места, времени и наи­более целесообразных тактических приемов его проведения, о способе вызова на допрос.

В соответствии с законом (ст. 191 УПК РФ) несовершеннолетний потерпевший или свидетель в возрасте до 14 лет допрашивается только в присутствии педагога, выступающего в данном случае в роли специа­листа. По усмотрению следователя педагог может присутствовать и при допросе свидетелей в возрасте от 14 до 18 лет. При допросе обвиняемо­го (подозреваемого), не достигшего 16-летнего возраста либо достиг­шего этого возраста, но страдающего психическим расстройством или отстающего в психическом развитии, участие педагога или психолога обязательно (ч. 3 ст. 425 УПК РФ).

При допросе несовершеннолетнего свидетеля (потерпевшего) впра­ве присутствовать его законные представители или близкие родствен­ники (ст. 191 УПК РФ). Вопрос о целесообразности их присутствия реша­ется в каждом случае с учетом сложившейся к данному моменту след­ственной ситуации.

В допросе несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого вправе участвовать защитник. Вызов несовершеннолетних на допрос осуществляется, как правило, через их родителей или законных пред­ставителей (ст. 424 УПК РФ). Если же у следователя имеются достаточ­ные основания полагать, что эти лица причастны к преступным дей­ствиям подростка или способны склонить его к отрицательной линии поведения, то реализуются иные варианты. Следователь может выз­вать подростка через посыльного, приехать в школу (профтехучилище, на работу) и допросить его в привычной обстановке. Нежелательно вы­зывать телефонограммой, так как это повлечет ненужную огласку. Крайне нежелательно доставлять подростка приводом, так как это мо­жет его травмировать и затруднит установление психологического контакта.


888 Глава 53. Расследование преступлений несовершеннолетних

Находящиеся под стражей несовершеннолетние вызываются на доп­рос через администрацию места их содержания.

При общей схожести ряда процессуальных и тактических требова­ний (изучение личности, установление психологического контакта, кор­ректная форма допроса и т. д.) многое в тактике допроса определяется процессуальным положением несовершеннолетнего. В этой связи целе­сообразно остановиться на особенностях допроса подозреваемого, обви­няемого, свидетеля и потерпевшего.

Допрос подозреваемого несовершеннолетнего.В соответствии со ст. 46 УПК РФ допрос несовершеннолетнего подозреваемого является не­отложным следственным действием. Он производится после задержания подростка (ст. 91 УПК РФ) или при избрании меры пресечения до предъяв­ления обвинения. При любом варианте ему должно быть разъяснено его положение подозреваемого (ст. 46 УПК РФ) и процессуальные права, пре­дусмотренные ст. 18, 46, 67, 195, 198, 203, 189, 190, 425, 426 УПК РФ.

Специфика подготовки к допросу несовершеннолетнего подозревае­мого заключается в том, что следователь на данном этапе не распола­гает еще достаточными доказательствами о степени его участия в совер­шении преступления (мотивы, роль, действия и т. д.), не имеет должного представления о личности подростка, ограничен во времени для подго­товки к допросу. И тем не менее даже в этих условиях необходимо со­брать хотя бы минимальную информацию о подростке, допросив его ро­дителей, учителей (бригадира или мастера), соседей. Запросить участко­вого инспектора по делам несовершеннолетних, нет ли у него нужных сведений. При невозможности немедленного допроса он должен быть проведен не позднее 24 ч с момента задержания. Безотлагательность допроса позволит, помимо выполнения требований закона, избежать контактов подростка со взрослыми, способными внушить ему определен­ную манеру поведения.

В допросе несовершеннолетнего подозреваемого (равно обвиняемо­го, подсудимого) участвует защитник, который вправе задавать ему воп­росы, а также по окончании допроса знакомиться с протоколом и делать по нему замечания (ч. 2 ст. 425 УПК РФ).

При выборе момента и тактики допроса необходимо учитывать пси­хологическое состояние подростка. Обычно это — эмоциональное воз­буждение в сочетании с угнетенностью от непривычной обстановки. К этому добавляется страх перед наказанием, перед родителями, перед разоблачением. В такой момент важно побудить подростка к осознанию серьезности его положения и важности допроса, целесообразности со­трудничества со следствием. Для этого необходимо постараться снять (хотя бы частично) его нервное напряжение, успокоить, принять меры к установлению психологического контакта.

Первый допрос очень важен. Нередко он остается основным и реша­ющим, если в ходе допроса удалось получить объективные и полные показания. Начать следует с беседы об условиях жизни, учебы (работы) и воспитания подростка, о круге его интересов, увлечений. Подросток может охотно рассказывать о себе и своих друзьях, полагая, что эти вопросы не имеют отношения к совершенному преступлению. После


§ 3. Особенности тактики отдельных следственных действий



подробной беседы по биографическим данным ему необходимо очень под­робно и доходчиво объяснить, в совершении какого преступления он подозревается. В соответствии со ст. 76 УПК РФ ему должна быть предо­ставлена возможность дать показания по поводу обстоятельств, послу­живших основанием для его задержания, заключения под стражу или избрания иной меры пресечения.

Очень важно правильно формулировать вопросы. Они должны быть конкретны, не сложны и не содержать фактических данных, способных что-то подсказать подростку. Не следует забывать о такой его черте, как внушаемость. Подозреваемый несовершеннолетний в силу внушае­мости и неразвитого логического мышления способен оговорить себя, признать виновным, используя информацию, почерпнутую из вопросов следователя.

Если подозреваемый признается в совершенном преступлении и го­тов подробно рассказать об этом, необходимо, постоянно анализируя его показания, допросить по каждому из обстоятельств. При этом жела­тельно максимально детализировать излагаемые им факты и по воз­можности дословно занести их в протокол. Полученные подобным обра­зом сведения позволят в дальнейшем установить, насколько они прав­доподобны, действительно ли подросток совершил преступление или почерпнул информацию из других источников. В случае достоверности показаний они помогут установить новые сведения, отыскать похищен­ное, орудия преступления, выявить сообщников.

Немаловажным при допросе будет демонстрация следователем сво­ей осведомленности об обстоятельствах совершенного преступления. Однако это должны быть подлинные сведения, полученные из протоко­ла осмотра места происшествия, показаний очевидцев и т. п. Использова­ние элемента внезапности при предъявлении подозреваемому пусть не очень значительного, но убедительного доказательства способно скло­нить к необходимости говорить правду. Вместе с тем, предъявляя подро­стку те или иные доказательства, не следует забывать, что он в силу своего возраста и развития не всегда способен оценить их по достоин­ству. Поэтому целесообразно разъяснять ему истинное значение предъяв­ляемых фактических данных.

При ссылке на алиби следует учитывать, что подростки обычно заранее его не подготавливают. Поэтому детализирующие вопросы и ответы на них подозреваемого о месте, времени, свидетелях, совмес­тных действиях и т. п. сведения, зафиксированные в протоколе допро­са, помогут в дальнейшем выявить несостоятельность его ссылок на алиби.

При допросе подозреваемого (равно как и обвиняемого, подсудимо­го), не достигшего 16 лет либо достигшего этого возраста, но страдаю­щего психическим расстройством или отстающего в психическом разви­тии, обязательно присутствие педагога или психолога, участие кото­рых должны обеспечить следователь или прокурор (ст. 425 УПК РФ). Что касается родителей и иных законных представителей, то на этой стадии их присутствие нежелательно. Как показывает практика, подо­зреваемый несовершеннолетний, допрашиваемый в присутствии роди­телей, испытывает повышенное чувство стыда, теряется, замыкается.


890 Глава 53. Расследование преступлений несовершеннолетних

К тому же не все родители способны правильно вести себя при подоб­ном допросе.

Допрос несовершеннолетнего обвиняемого.К моменту предъявле­ния обвинения следователь должен иметь все необходимые сведения о несовершеннолетнем (от родителей, учителей, наставников, лиц из ок­ружения подростка, из запросов и характеристик). Таким образом, го­товясь к допросу, следователь располагает его нравственно-психологи­ческой и социально-демографической характеристикой. Добавим, что к этому моменту позиция подростка уже известна, поэтому, планируя допрос, следователь учитывает его отношение к обвинению. Перед доп­росом следователь может ознакомить педагога и защитника с психологи­ческой характеристикой подростка, чтобы они могли учитывать ее, уча­ствуя в этом действии. Что касается допуска родителей, то так же, как в ситуации с подозреваемым, их участие на данной стадии нецелесооб­разно.

Особое внимание лиц, присутствующих при допросе, следователь должен обратить на порядок постановки ими вопросов, недопустимость пререкания, реплик, высказываний, снижающих эффективность пере­воспитания подростка.

Перед допросом следователь оглашает постановление о привлече­нии несовершеннолетнего в качестве обвиняемого. После этого подрос­тку в доступной форме необходимо разъяснить сущность предъявлен­ного обвинения, обоснованность квалификации, содержание процессу­альных норм, упомянутых в постановлении, его права как обвиняемого, значение смягчающих и отягчающих вину обстоятельств.

В соответствии со ст. 173 УПК РФ следователь в начале допроса выясняет, признает ли обвиняемый себя виновным в предъявленном об­винении. Отрицательный ответ сразу фиксировать нецелесообразно, так как в ходе допроса подросток может изменить свою позицию под влия­нием доказательств.

Если подросток признает свою вину, допрос все равно должен быть проведен детально, без спешки, обстоятельно. Тактическими приемами такого допроса является максимальная детализация обстоятельств пре­ступления и роли каждого из участников. Для этого должны быть вы­явлены обстоятельства, предшествовавшие преступлению, действия каждого из участников, их взаимоотношения, когда и как возник пре­ступный умысел, кто был его инициатором, как первоначально распре­делялись роли, какие подготовительные действия были совершены и т. д. При этом необходимо обратить внимание, не сопровождалась ли стадия подготовки вовлечением подростка в преступную деятельность, пьянство, занятия проституцией, азартные игры и т. п.

Сопоставляя мотивы и цели планируемого и наступившие резуль­таты, необходимо выяснить, стремился ли обвиняемый к этим резуль­татам, допускал ли он возможность их наступления.

Допрашивая обвиняемого об обстоятельствах механизма преступле­ния, также необходимо стремиться к детализации показаний, касаю­щихся места, времени, способа его совершения, действий каждого из участников, последовательности этих действий. Если подросток, при-


§ 3. Особенности тактики отдельных следственных действий 891

знавая свою вину, путается в деталях, то необходимо особо разобрать­ся в том, происходит ли это в силу его психофизиологических свойств (эмоциональное возбуждение, отсталость в развитии и др.) или он сооб­щает сведения, известные ему из других источников. В первом случае могут быть использованы приемы активизации памяти, во втором — изобличения во лжи.

Важно при допросе установить, как вел себя подросток и его сооб­щники после преступного акта, какие действия совершали, с кем из взрослых входили в контакт, с какой целью (сбыт похищенного, укры­вательство и т. п.).

О необходимости выяснить роль взрослых подстрекателей или иных соучастников следует помнить на протяжении всего допроса. Обращать для этого внимание на различные обстоятельства свободного рассказа подростка, задавать вопросы, заранее подготовленные, а также форму­лируемые по ходу допроса, касающиеся взрослых лиц, их взаимоотно­шений и взаимодействия с подростком.

Если несовершеннолетний не признает себя виновным, то помимо тактических приемов, используемых при допросе несовершеннолетне­го подозреваемого, могут быть использованы и другие. В первую очередь необходимо доходчиво раскрыть подростку общественную опасность со­вершенного преступления, отношение к этому людей, ущерб, который он причинил семье, близким. Показать при этом, к чему может приве­сти отрицание вины и как важно для него дать правильную оценку происшедшему, чистосердечно раскаяться и активно сотрудничать со следствием; объяснить, что это будет иметь значение как смягчающее обстоятельство.

Второй тактический прием — порядок предъявления доказательств. Особенность этого действия при допросе несовершеннолетнего обвиня­емого, отрицающего свое участие в преступлении, будет заключаться в том, что доказательства целесообразнее предъявлять по нарастающей, в логической последовательности и без большого разрыва во времени. При этом значение каждого доказательства необходимо разъяснять. Предъявлять целесообразно только те из них, которые изобличают непосредственно подростка. Следует остерегаться сообщать фактические данные, которые, непосредственно не уличая подростка, способны рас­крыть механизм совершения преступления. В силу внушаемости или из желания взять вину на себя, отвести обвинение от взрослых или иных участников он может начать сознаваться в том, чего не совершал.

Естественно, что при допросе несовершеннолетнего обвиняемого, не признающего свою вину, может быть использован прием изобличе­ния во лжи. С этой целью сначала, например, следователь говорит о второстепенных обстоятельствах, установленных с полной достовернос­тью. Демонстрация такой осведомленности способна повлиять на подро­стка и заставить его говорить правду. Равным образом может быть при­менен и психологический эффект внезапности, в особенности если под­росток убеждал следователя, что он говорит правду и раскаивается в содеянном. Умелое опровержение даваемых при этом ложных показа­ний способно лишить его уверенности в том, что ему безоговорочно верят, что он может и далее давать ложные показания.


892 Глава 53. Расследование преступлений несовершеннолетних

В процессе допроса не рекомендуется показания несовершеннолет­него сразу же заносить в протокол. Это отвлекает его, настораживает, мешает сосредоточиться следователю, нарушает психологический кон­такт между ними. Целесообразнее делать черновые записи так, чтобы это не мешало допросу, а по его окончании заполнить протокол. В про­токоле необходимо по возможности сохранять обороты речи, использо­ванные обвиняемым. Не следует излагать его показания не свойствен­ным подросткам языком.

При допросе несовершеннолетнего обвиняемого может быть приме­нена фонозапись (ст. 166 УПК РФ). Прибегать к фонозаписи можно по различным, но в каждом случае достаточно веским основаниям:

а) необходимость фиксации обстановки допроса (была ли она спо­
койной, в каком тоне велся допрос, какие и в какой последовательности
задавались вопросы, насколько быстро и охотно отвечал обвиняемый,
какие использовал обороты речи и т. д.);

б) если подросток меняет или способен изменить свои показания,
отказаться от данных ранее;

в) при даче показаний против взрослых или иных лиц, в присут­
ствии которых или под влиянием которых он может изменить свои пока­
зания;

г) если следователь, опасаясь проведения очной ставки со взрослым
соучастником, намерен огласить фонозапись его допроса этому лицу.

Повторный допрос обвиняемого по тому же обвинению в случае его отказа от дачи показаний на первом допросе может проводиться только по просьбе самого обвиняемого (ст. 173 УПК РФ).

Допрос несовершеннолетнего свидетеля и потерпевшего. Учитывая опасность воздействия на свидетелей и потерпевших, а также прямого внушения подростку заданных показаний, их допрос проводится как можно быстрее и носит исчерпывающий характер.

Вопрос о месте решается в зависимости от того, будет ли вызы­ваться свидетель через родителей или иным путем, будет ли допрос проводиться по месту следствия или по месту проживания (учебы, ра­боты) подростка. Несовершеннолетних, отличающихся развязным, ху­лиганским поведением, целесообразно допрашивать в официальной об­становке. Лучше, если следователь при этом будет одет в форму. Это дисциплинирует подростка, помогает изменить манеру поведения.

Свидетелей и потерпевших, не характеризуемых отрицательным поведением, целесообразнее допрашивать в привычной для них обста­новке. Это будет меньше травмировать их, способствовать установле­нию психологического контакта.

Свидетелю (потерпевшему), не достигшему 16 лет, до начала доп­роса разъясняется необходимость давать правдивые показания, но они не предупреждаются об ответственности за дачу ложных показаний и за отказ или уклонение от дачи показаний. Свидетели (потерпевшие) стар­ше 16 лет предупреждаются по полной форме.

Тактика допроса несовершеннолетнего свидетеля зависит от его возраста, индивидуальных особенностей и отношения к расследуемому событию. По последнему критерию могут быть выделены три категории свидетелей: 1) очевидцы преступления или иных связанных с ним собы-


§ 3. Особенности тактики отдельных следственных действий 893

тий; 2) подростки из числа соучастников, дело в отношении которых прекращено или они освобождены от уголовного наказания с назначени­ем принудительных мер воспитательного воздействия; 3) подростки из ближайшего окружения несовершеннолетнего обвиняемого.

Независимо от того, к какой из указанных категорий относится сви­детель, при подготовке к его допросу целесообразно по возможности выяснить некоторые индивидуальные его качества: отношение к сверст­никам (чувство товарищества, нечестность, доброжелательность, злость), черты характера (лживость, упрямство, скрытность и т. п.), интересы, ув­лечения, взаимоотношения с участниками события.

Очевидцы преступления или лица, ставшие свидетелями каких-либо связанных с ним событий, обычно дают правдивые показания. Но для того чтобы они их не изменили в силу забывчивости или внушения с чьей-либо стороны, их надо допрашивать как можно раньше. При оцен­ке их показаний необходимо учитывать как объективные факторы вос­приятия события (удаленность от места, освещенность, длительность наблюдения и др.), так и субъективные (состояние органов чувств, эмо­циональное состояние). Специфические сложности проявляются и при воспроизведении подростком воспринятого. Это может быть связано как с особенностями его психики, так и со слабым развитием, недостаточ­ным словарным запасом. Тактическими приемами преодоления этих труд­ностей являются: а) активизация ассоциативных связей; б) "оживление" памяти путем предъявления доказательств; в) допрос или проверка по­казаний на месте происшествия.

Данная категория' свидетелей обычно доверяет следователю и, может быть и бессознательно, готова помочь в установлении истины. Вместе с тем это доверие и такая готовность чреваты возможностями подтвердить все, о чем его спрашивают. Поэтому вопросы, задаваемые несовершен­нолетнему свидетелю (очевидцу), формулируются очень продуманно. Они должны быть краткими, четкими и не содержать в себе никакой подсказ­ки, никакого внушения.

При допросе несовершеннолетних свидетелей, участвовавших в обще­ственно опасных деяниях, дело в отношении которых прекращено, может быть применена та же тактика допроса, что и в отношении несовершен­нолетнего обвиняемого, с которым они весьма близки по содеянному.

Такие свидетели, как правило, не отрицают своего участия в со­вершенном преступлении, однако показания о других лицах дают не­охотно, в особенности если ими являлись взрослые или подростки, стар­шие по возрасту. Преодолевать подобное нежелание следует путем разъяснения необходимости раскаяться и активно помогать следствию, что имеет важное значение для судьбы свидетеля в дальнейшем, а так­же для перевоспитания его товарищей. В ходе допроса могут быть про­демонстрированы некоторые доказательства, свидетельствующие об осведомленности следователя о происшедшем событии. Рекомендуется также постановка детализирующих вопросов для уточнения фактов, упомянутых, но не изложенных детально другими несовершеннолетни­ми, проходящими по делу.

При подготовке и проведении допроса свидетелей, не достигших воз­раста уголовной ответственности, необходимо дифференцировать их на


894 Глава 53. Расследование преступлений несовершеннолетних

две группы. Первая — это те подростки, которые совершили преступ­ление впервые, обычно под чьим-то влиянием. Обычно они дают прав­дивые показания, и задача следователя состоит в том, чтобы располо­жить к себе этого "трудного" подростка, правильно определить круг об­стоятельств, подлежащих выяснению, сформулировать должным обра­зом вопросы, детализировать показания.

Вторую группу представляют подростки, неоднократно совершав­шие правонарушения. Они менее откровенны, реже раскаиваются в со­деянном, бравируют "славой" отчаянных, трудных, не поддающихся воспитанию. Для их изобличения должны быть использованы тактичес­кие приемы допроса несовершеннолетнего обвиняемого. Большую по­мощь может оказать педагог, пользующийся у них авторитетом (воз­можно, тренер детской спортивной школы, где они занимаются).

При допросе свидетелей из ближайшего окружения несовершенно­летнего обвиняемого следует учитывать факт их дружеских отношений. Нередко они образуют устойчивые группы, сформировавшиеся по признаку совместного проживания, по месту учебы (работы), проведе­нию досуга.

В категории этих свидетелей немало лиц, утративших нормальные связи с семьей, школой, трудовым коллективом. Они вышли из-под соци­ального контроля и по своим устремлениям являются единомышленни­ками обвиняемого. При их допросе можно получить много ценной инфор­мации о совершенных ими или другими подростками правонарушениях, которые не выявлены следствием к данному моменту. Немало может быть выявлено обстоятельств и из жизни и поступков обвиняемого, в частно­сти, влияние со стороны взрослых лиц. Однако получить такую инфор­мацию далеко не просто. Свидетели данной категории связаны настоящей круговой порукой. Их необходимо убедить в том, что их "дружба", воз­никшая на почве нездоровых интересов, праздного времяпрепровожде­ния, ничего общего не имеет с подлинной, когда человеку по-настоящему не безразлична судьба его друга и он готов ему помочь.

Следует учитывать и то, что проявляемая свидетелем скрытность может быть результатом запугивания его обвиняемым или иными члена­ми группы. Свидетель может отмалчиваться и потому, что опасается воз­мездия за совершенные им проступки, которые еще не известны след­ствию. Все эти скрытые до поры до времени обстоятельства необходимо иметь в виду при допросе, стараясь проверить обоснованность таких пред­положений. Если в ходе допроса будут выявлены факты противоправного поведения свидетеля, следователь должен разъяснить ему, что хотя в его действиях нет состава преступления, но к нему могут быть применены меры воспитательного воздействия. Полезно при этом показать свидете­лю на примере обвиняемого, к чему может привести подобное поведение.

Если в любой из приведенных выше групп имеются малолетние сви­детели, то необходимо учитывать следующее. Дети до 14 лет, несмотря на склонность к фантазированию и повышенную внушаемость, очень наблюдательны. Они часто видят и запоминают такие подробности, ко­торых не замечает взрослый человек. Это качество используют, обра­щая внимание допрашиваемого на детали и подробно фиксируя их в протоколе для последующей проверки.


§ 3. Особенности тактики отдельных следственных действий 895

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.