Сделай Сам Свою Работу на 5

Доступ к документам Архивного фонда Российской Федерации





7.4.1. Регулирование доступа к документам Архивного фонда РФ

Свободный доступ к архивным документам.Полноценное и раз­ностороннее использование документальных богатств архивов воз-м о ж н о л и ш ь п р и их открытости, т. е. н а л и ч и и свободного доступа граждан к архивным документам и научно-справочному аппарату (НСП). Если фонды надежно заперты в спецхранилище, вся рабо­та по поиску источников, созданию и совершенствованию архи­вных справочников бессмысленна — документы не будут востре­бованы исследователями. Немало смелых исследовательских про­ектов разбилось о гриф «совершенно секретно». Доступ к инфор­мации и поныне является важнейшей проблемой, без ее разреше­ния невозможно взаимодействие Росархива с представителями ис­торической науки и общественности.

Правовое регулирование доступа к информации в соответствии с нормами демократического общества является необходимым условием существования архивов в современной информацион­ной среде.

Уголовный кодекс Российской Федерации предусматривает наказание за необоснованное ограничение доступа к документам, запрещает создание тайных архивов.



Неправомерный отказ должностного лица в предоставлении собран­ных в установленном порядке документов и материалов, непосредст­венно затрагивающих права и свободы гражданина, либо предоставле­ние гражданину неполной, заведомо ложной информации, если эти деяния причинили вред правам и законным интересам граждан, нака­зываются штрафом в размере от 200 до 500 минимальных размеров оп­латы труда или в размере заработной платы или иного дохода осужден­ного за период от 2 до 5 месяцев либо лишением права занимать опреде­ленные должности или заниматься определенной деятельностью на срок от 2 до 5 лет.

Ст. 140 Уголовного кодекса РФ-Отношения государственного архива с потребителями ретро­спективной документной информации, а также работа по комп­лектованию, экспертизе ценности, обеспечению сохранности, созданию НСА подчинена задаче наиболее эффективного исполь­зования архивов в интересах общества, поскольку архивные доку­менты принадлежат обществу в целом. Незнание правды о про­шлом лишает общество социальной памяти и может стать причи­ной катастроф. В Основах законодательства об Архивном фонде РФ и архивах был провозглашен принцип публичности архивов,




их равной доступности для любого физического или юридическо­го лица. Это означает:

возможность получения свободного доступа в архив любому физическому или юридическому лицу независимо от пола, про­фессии и образования, вероисповедания, партийной принадлеж­ности, взглядов и убеждений, гражданства;

возможность получения в архиве доступа к НСА;

возможность копирования архивных документов;

возможность различных форм использования архивных доку­ментов (кроме специально оговоренных случаев) с обязательным соблюдением требования сообщения в работах (статьях) сведе­ний об архиве, документы которого использованы.

Вступление России в 1997 г. в Совет Европы означает, что наша страна обязана соотносить порядок доступа к своим архивам с европейскими стандартами. К маю 1997 г. под эгидой Совета Ев­ропы Международный совет архивов (МСА) подготовил проект «Рекомендаций по стандарту европейской политики в отношении доступа к архивам». Вот выдержки из этого документа:

«Доступ к государственным архивам является частью прав граждани­на, а в широком смысле соблюдаемых в мире демократических ценнос­тей — частью прав человека. Поэтому одинаковые права должны быть предоставлены гражданам страны и иностранцам, университетским ис­следователям и простым читателям. Закон не должен делать никаких раз­личий между ними».

С момента своего создания в XIX в. все исторические архивы находились в ведении ведомства иностранных дел, министерства юстиции, военного министерства, Сената и др. Для того чтобы по­лучить доступ к документам, необходимо было разрешение руко­водителя ведомства (министра), а иногда и резолюция августей­шей особы.



После революции 1917 г. архивные деятели, стоявшие у исто­ков реформы 1918 г., надеялись, что впервые будут созданы усло­вия для широкого доступа научной общественности в архивы. Дей­ствительно, исторические архивы впервые были выведены из ве­дения ведомств и подчинены единому органу управления архив­ным делом — Главархиву. Однако надеждам реформаторов не впол­не суждено было осуществиться. Очень скоро партийные идеологи осознали, что архивные документы могут быть мощным средством в политической борьбе. Поэтому в государственных архивах с сере­дины 20-х гг. XX в. появляются специальные секретные отделы — спецхраны. В 1930-е гг. складывается Архивный фонд КПСС — сеть центральных и местных архивов, существовавших отдельно от го­сударственной архивной службы. Свою сеть центральных местных архивов имели спецслужбы (ВЧК - ОГПУ - НКВД СССР -КГБ СССР). В ведении МИД остался Архив внешней политики


 



7 Архивоведение



России. Стал ограничен доступ к архивам отраслевых фондов, где он определялся правилами данного ведомства.

Период начала 1990-х гг. в отношении рассекречивания архивных ма­териалов во многом сходен с периодом подготовки реформы 1918 г. Чув­ство информационной свободы, испытанное обществом после августов­ских событий 1991 г., не могло не затронуть и архивы. Началось массовое рассекречивание документов, в ряде исторических архивов были ликви­дированы спецхраны.

После августовских событий 1991 г. были подписаны Указы Пре­зидента РФ «Об архивах КГБ СССР», «О партийных архивах», лик­видировавшие Архивный фонд КПСС и передававшие его в веде­ние государственной архивной службе. Обнародование документов во время суда над КПСС, публикация источников в серии «Рос­сия, XX век», в средствах массовой информации, выход в свет справочника «Архивы России. Москва и Санкт-Петербург», где впервые приведены сведения о составе и объеме фондов архивов МИДа, Службы внешней разведки (СРВ) и ФСБ РФ (1997 г.), стали вехами демократизации архивного дела. Наконец, в ходе ар­хивной реформы был принят ряд законодательных и нормативных актов, создавших правовую базу для единого в масштабах страны режима регулирования доступа к документам Архивного фонда РФ. Важную роль в деле рассекречивания архивов сыграли Закон РФ «О реабилитации жертв политических репрессий» от 18 октября 1991 г., Указ Президента Российской Федерации «О снятии ограничитель­ных грифов с законодательных и других актов, служивших основа­нием для массовых репрессий и посягательств на права человека» от 23 июня 1992 г., а также законы «О временном порядке доступа к архивным документам и их использования» от 19 июня 1992 г., «О государственной тайне» от 21 июля 1993 г., «Об информации, информатизации и защите информации» от 2 февраля 1995 г. и др.

Однако, несмотря на все эти важные шаги, приходится конста­тировать, что значительная часть источников истории страны XX в., к которой относится почти весь бывший Архивный фонд КПСС, материалы спецслужб, ряда ведомств (МВД СССР, МИДа, Глав­ной военной прокуратуры СССР, военной коллегии Верховного Суда СССР, Министерства обороны) остаются засекреченными. Для большинства историков фактически закрыты исторические части Архива Президента РФ и Правительства РФ. Темпы рассек­речивания документов, которые в 1991-1993 гг. были довольно высокими, во второй половине 1990-х гг. резко снизились, в не­которых регионах рассекречивание документов полностью пре­кратилось.

В настоящее время к категории публичных архивов можно отне­сти все государственные архивы России (включая и муниципаль­ные). Во всех этих архивах действуют единые правила доступа к архивной информации и ее использования, периодически кор-194


ректируемые распорядительными и методическими документами Росархива.

К ограниченно-публичному типу архивов можно отнести архивы ряда министерств и ведомств, например Министерства обороны Российской Федерации. Любой гражданин имеет возможность по­лучить доступ в такие архивы. Однако на стадии работы непосред­ственно в них существует своеобразное разграничение пользова­телей в зависимости от целей их работы, уровня профессионализ­ма, определяющее возможности знакомства с научно-справочным аппаратом, документальными комплексами. В каждом из таких архивов существуют свои, особые правила доступа к архивной информации и ее использования.

Для доверительного типа архивов характерны еще более жест­кие ограничения использования документов. Уже сама возмож­ность получения доступа в такие архивы существует не для каж­дого. Справочный материал в них, как правило, носит служебный характер. Он и создавался изначально не в научно-информацион­ных целях, а для обеспечения определенных ведомственных инте­ресов. В большинстве случаев в таких архивах отсутствуют приспо­собленные читальные залы, регламентированные процедуры ра­боты с архивными документами, правила их копирования.

Закрытый тип архивов присущ для архивов министерств, ве­домств и учреждений их систем. Находящиеся в них документы еще не приобрели признаков исторических источников, исклю­чительно выполняя те задачи и реализуя достижение тех целей, ради которых они были созданы. Закрытый тип архивов — естественное и нормальное явление. Исследовательские интересы пользователей в отношении таких архивов в конечном счете удовлетворяются после регулярных передач их документов в систему публичных и ограниченно-публичных архивов.

Ограничение доступа к архивным документам.Доступ к доку­ментам Архивного фонда РФ, являющегося частью национально­го и культурного достояния, регламентирован федеральным зако­нодательством, в частности Федеральным законом «О государ­ственной тайне», который возлагает ответственность за соблюде­ние государственной тайны, а также охрану прав и интересов граж­дан, конфиденциальная информация о которых имеется в архив­ных документах, на архивиста.

«Должностные лица и граждане, виновные в нарушении законода­тельства РФ о государственной тайне, несут уголовную, административ­ную, гражданско-правовую или дисциплинарную ответственность в со­ответствии с действующим законодательством».

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.