Сделай Сам Свою Работу на 5

Этап 2. Понимание и осознание особенностей гендерной социализации





Второй этап занятия состоит из двух частей: информационной части, в которой преподаватель дает определения, ключевые понятия (вво­дит студентов в проблему) и обсуждения (преподаватель задает во­просы, на которые студенты отвечают, происходит обсуждение по­ставленного вопроса).

Вопросы студентам

1. Как вы считаете, когда начинается процесс гендерной социализа­ции человека?

Обсуждается вопрос о том, что процесс гендерной социализации начинается еще до рождения ребенка, когда родители покупают мальчикам одежду и аксессуары голубого, а девочкам — розового цвета. Важно отметить, что процесс гендерной социализации длит­ся всю жизнь, что, несмотря на то что гендерная идентичность фор­мируется в детстве, в процессе жизни возможны изменения.

2. Насколько сильно родители влияют на процесс гендерной социа­лизации?

Обсуждается вопрос о том, что родители одевают ребенка в соответ­ствии с его полом или в соответствии со своими представлениями, не всегда учитывая желания ребенка. Влияние одежды на поведе­ние ребенка. Одежда, традиционная для мальчика, не сковывает дви­жений, позволяет ребенку быть активным, ребенок не боится ее за­пачкать, следовательно, такая одежда определяет активность ребен­ка. Одежда девочек, напротив, сковывает движения, заставляет быть аккуратной (так, некоторые родители любят одевать девочек в на­рядные платья и туфли), что приводит к пассивности девочек. Тре­бования к поведению мальчиков и девочек также зачастую различ­ны, от мальчика требуют активности, инициативы, отсутствия из­лишних эмоций (особенно слез), от девочек ожидают пассивности, спокойствия, аккуратности, эмоциональности. Игрушки мальчиков и девочек кардинально различаются. Так, игрушки мальчиков (ма­шины и трансформеры) больше направлены на созидающую дея­тельность, на развитие пространственных представлений; игрушки девочек (куклы, наборы доктора и парикмахера, посуда) позволяют играть в ролевые игры пассивного характера, игры, в которых роли достаточно четко прописаны иустановлены.



Практическое задание

Студентам предлагается разыграть ситуации, которые имеют мес­то в традиционно-патриархальной и эгалитарных семьях, сравнить подходы родителей в разных типах семей к одной и той же проблеме. Например, мальчик просит купить ему куклу, девочка просит под­стричь ее «под мальчика». Студенты проигрывают каждую ситуацию, обсуждают последствия каждого типа поведения родителей на ребен­ка (см. приложение).



1. Большую роль в воспитании ребенка играет литература. Вспомните, пожалуйста, детские сказки, сильно ли отличаются роли мужчины и женщины в сказках? Какими сказки учат быть девочек? Мальчиков? Сказки, где главное действующее лицо женского пола. В большин­стве сказок персонажи — воплощение «традиционной женственно­сти», героиня обычно является объектом спасения («Морозко»), безропотность женщины восхваляется («Золушка»), женщина обя­зательно должна быть рукодельницей, награда же за терпение — хороший жених, «ленивицы» обычно наказываются. Авторитаризм «мачех» в сказках — великое зло, точно также осуждается и муж­чина, не способный подчинить себе женщину. Сказок, в которых основной персонаж — женщина-богатырка — значительно меньше. Сказки, где главное действующее лицо — мужчина — это в основ­ном сказки, в которых желанным «призом» герою становится не­веста, а также прилагающиеся к ней богатство и признание.

2. Какие ценности прививаются в детском саду и школе? Отличают­ся ли подходы к воспитанию и обучению мальчиков и девочек? Порицание фемининности мальчиков (слезы) и маскулинности девочек (неряшливость, агрессивность, излишняя двигательная активность). Тенденция склонять мальчиков к изучению точных наук, а девочек — гуманитарных.



3. Вспомните, пожалуйста, школьные учебники, подвержены ли они влиянию сексизма?

В учебниках, как правило, мы читаем, что девочки чаще заняты в сфере обслуживания (моют посуду, убирают, накрывают на стол), а мальчики — в инструментальной (копают, строят). Кроме того, девочки чаще заняты пассивной деятельностью (шьют, вяжут), а мальчики активной (спорт, подвижные игры). Таким образом, учебники предлагают упрощенные модели поведения, обусловлен­ные половой принадлежностью.

4. Какое распределение ролей мужчины и женщины транслируют нам СМИ (реклама, пресса)?

Мужчина в основном объект, женщина — субъект сексуальных взаи­моотношений, женщина больше занята в сфере обслуживания семьи, мужчина — в профессиональной сфере. Фемининность мужчины по­рицается прессой. Образы мужчины и женщины в СМИ.

5. Существует ли дискриминация женщин? Если да, то в каких сфе­рах жизнедеятельности?

6. Существует ли дискриминация мужчин? Если да, то в каких сфе­рах жизнедеятельности?

Мужчина подвергается дискриминации в семье (от мужчины тре­буется содержать семью, если же он не в состоянии этого делать, то его статус значительно снижается).

7. Мешает ли дискриминация свободному развитию мужчины и жен­щина? Ставит ли она какие-то рамки, за которые сложно выйти?

Этап 3. Обобщение полученных знаний

Обсуждается вопрос о силе существующих в обществе норм, правил, стереотипов относительно поведения мужчины и женщины.

Контрольные вопросы

1. Назовите основные институты социализации, какую роль каждый из них играет в процессе гендерной социализации?

2. Какой из институтов социализации транслирует наиболее жесткие гендерные стереотипы?

Литература

1. Абраменкова В. В. Половая дифференциация и межличностные отношения в детской группе // Вопросы психологии. — 1987. — № 5. - С. 70-78.

2. Ажгихина Н. И. «Железная леди» или Баба Яга? «Женская тема» в современной российской прессе// Материалы Первой Российской летней школы по женским и гендерным исследованиям «Валдай-96». - М.: МЦГИ, 1997. - С. 43-46.

3. Алешина Ю. Е., Волович А. С. Проблемы усвоения ролей мужчины и женщины // Вопросы психологии. — 1991. — № 4. — С. 74-82.

4. Альчук А. Метаморфозы образа женщины в русской рекламе // Гендерные исследования. - Харьков: ХЦГИ, 1998. - № 1. - С. 255-261.

5. Андреева Г. М. Социальная психология. — М.: Аспект-Пресс, 1998.

6. Клецина И. С. Гендерная социализация. — СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 1998.

7. Ротаенко Г. Жена — «друг человека»: Сомнительные идеалы, насаж­даемые постсоветской mass-media // Женщина и земля. — 1995. — №1.-С. 29-30.

Приложение

Ситуация: мальчик просит

Купить ему куклу.

Вариант разыгранной студентами ситуации в традиционно-патриархатной семье

— Мама, купи мне, пожалуйста, куклу!

— Куклу? Зачем тебе кукла? У тебя уже много игрушек. («Мама» говорит недовольным голосом, она явно раздражена, ей неприятно желание мальчика. — Здесь и далее примечания автора.)

Я хочу играть «в дом», а ребенка-то нет.

— Ты же мальчик, будущий мужчина, только девочки в куклы иг­рают. Давай-ка лучше купим робота. («Мама» говорит назидатель­но, не оставляя для ребенка возможности изменить ситуацию, она считает свою позицию единственно верной.)

Анализ ситуации студентами

Ребенка укоряют в нетипичном поведении, предлагают ему модель, которая, по мнению родителей, соответствует его полу. Таким образом, ребенку дают понять, что он поступает плохо, прося игрушку, которая не соответствует его полу. Ему объясняют, что есть игрушки для мальчиков, а есть для девочек, то есть существует мир мужчин и мир женщин. Такое отношение родителей мешает свободному разви­тию ребенка, навешивает на него ярлык пола.

Вариант разыгранной студентами ситуации в эгалитарной семье

Мама, мне бы хотелось, чтобы ты мне куклу подарила!

— Хорошо, как только зарплату получу, сразу куплю. («Мама» не выражает неудовольствия, ее голос ровный.)

Родители откликаются на просьбу ребенка, не заостряют внима­ния на том, что есть игрушки, в которые играть «можно», а есть иг­рушки, в которые играть «стыдно» для мальчика. Если родители не заостряют внимания на проблеме пола, не противопоставляют маль­чика и девочку друг другу, они тем самым оставляют за ребенком сво­боду выбора поведения.


Глава 6

Роль отца и матери в воспитании ребенка

Т. А. Шведчикова

Вводные замечания

Занятие может проводиться не только в рамках курса «Гендерная психология», но и курсов «Педагогика», «Психология и педагогика» и др. Наиболее общей задачей занятия является использование гендерного подхода. При анализе данной темы работа проводится в фор­ме семинарско-практического занятия. Продолжительность занятия — 4 часа.

Говоря о семье как об институте социализации, в том числе об от­цовстве и материнстве как отдельных социальных институтах, можно выделить ряд теоретических направлений рассмотрения данной про­блемы. Эта информация может быть использована для более глубо­кого осмысления материала, полученного при обсуждении жизненно­го опыта студентов.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.