Сделай Сам Свою Работу на 5

ВВЕДЕНИЕ В ГЕНДЕРНУЮ ПСИХОЛОГИЮ





Глава 1

Что такое гендер

Д. В. Воронцов

Вводные замечания

Разделение людей на мужчин и женщин является центральной уста­новкой восприятия нами различий, имеющихся в психике и поведе­нии человека [1]. Многие считают, что эти различия связаны с гене­тическими, анатомическими и физиологическими особенностями мужского и женского организма. Идея противоположности мужского и женского начал встречается в мифах и традициях всех известных обществ. Она закреплена в разнообразных социальных институтах (таких, как семья, армия, воспитательные учреждения, право). Но факт телесного несходства мужчин и женщин еще не говорит о том, что именно отсюда происходят и все наблюдаемые различия между ними. Ведь помимо конституциональной стороны эти различия име­ют социокультурный контекст: они отражают то, что в данное время и в данном обществе считается свойственным мужчине, а что — женщи­не. Кроме того, существует точка зрения, что наше восприятие биоло­гических различий между полами тоже определяется культурными факторами [4]. Например, со времен античности до конца XVII века в Европе преобладало представление о том, что женский организм яв­ляется недоразвитым вариантом мужского. Именно поэтому различи­тельными признаками мужского и женского в то время выступали не столько конституциональные, сколько социальные признаки: занима­емый в обществе статус и выполняемые социальные роли. Если бы такое видение биологических различий сохранилось до сегодняшне­го дня, то с учетом новых знаний о человеческой природе мы были бы более склонны считать мужской организм модификацией женского [3]. Однако в эпоху Возрождения мировоззрение европейцев измени­лось; и мужчины, и женщины были признаны полярно различными по своей природе организмами. С этого момента социальные различия между мужчинами и женщинами стали связываться с различия­ми в их биологическом статусе.



Сегодня обоснованность жесткого разделения людей только на два противоположных, не совпадающих по своим природным характери­стикам пола ставится биологами под сомнение. Они выделяют не­сколько уровней сексуальной организации человека [3]:



• генетический пол (определенный набор генов);

• гонадный пол (железы внутренней секреции);

• морфологический пол (наружные и внутренние половые органы);

• церебральный пол (дифференциация мозга под влиянием тес­тостерона).

Сочетание различных характеристик каждого уровня определяет многообразие конституциональных особенностей каждого человека, тогда как привычное деление людей на два пола фактически опирается только на морфологический критерий: наличие того или иного детород­ного органа. Индивиды, рожденные с неопределенными внешними по­ловыми признаками, многими воспринимаются как биологический ку­рьез (аномалия) или даже болезнь. Общество старается по мере возмож­ности привести их характеристики на всех уровнях в соответствие с Нормативным представлением о должном морфологическом поле. При этом с морфологическим полом в массовом сознании связываются и многообразные поведенческие характеристики, которые приписывают­ся людям с теми или иными гениталиями: если у индивида одни гени­талии, то ему приписывается одно поведение, если другие — то, соот­ветственно, другое поведение. То обстоятельство, что морфологический пол индивида может по-разному сочетаться с динамическими характе­ристиками биологических процессов, протекающих на других уровнях, тоже трактуется как отклонение. Таким образом, в сознании большин­ства людей присутствует редко осознаваемая познавательная установ­ка на то, что именно гениталии являются основным критерием и на­чальной точкой отсчета при оценке всех составляющих биологического пола. Именно к гениталиям привязываются характеристики генетиче­ского, гонадного и церебрального уровней при оценке нормы или от­клонений в развитии сексуальности человека.



Однако с точки зрения современных представлений об уровнях организации человеческого пола можно задаться вопросом: почему именно половые органы и их функции выступают основным призна­ком разделения людей на два пола, еслипочему, если морфологический пол всего лишь один из четырех компонентов? Вполне уместной здесь выгля­дит точка зрения сторонников теории социального конструкционизма. Эта теория утверждает, что биологический пол на самом деле является социальным конструктом, в котором различные уровни сексуальной организации тела произвольно выстроены в виде некоторой иерархии. В основании этой иерархии лежит функционально-морфологическая противоположность пениса и вагины. Такое противопоставление удач­но сочетается с иерархической структурой общества, в котором мужчи­ны и женщины обладают различными социальными статусами и вы­полняют взаимодополняющие социальные роли, а также служит обо­снованием для установления принудительной гетеросексуальное [2]. В рамках подобной социальной организации и возникает установка на рассмотрение различий между мужчинами и женщинами с точки зре­ния особенностей систем деторождения.

В последнее время в науке принято четко разграничивать консти­туциональные и социокультурные аспекты в различении мужского и женского, связывая их с понятиями пола и гендера [1].Термин «пол»описывает биологические различия между людьми, определяемые ге­нетическими особенностями строения клеток, анатомо-физиологическими характеристиками и детородными функциями. Термин «гендер»указывает на социальный статус и социально-психологические характеристики личности, которые связаны с полом и сексуально­стью, но возникают во взаимодействии с другими людьми.

Генетические, эндокринные ицеребральные факторы в действи­тельности определяют не психологические различия между мужчи­нами и женщинами, а уровень психической и двигательной активно­стиорганизма. С ними связаны двигательная подвижность, возмож­ность применения мышечной силы в той или иной деятельности, возбудимость, скорость реакций и т. п. Биологически обусловленная активность психических и реактивных процессов, в свою очередь, яв­ляется исходным материалом для последующего становления, реали­зации, развития и изменения разнообразных форм самовыражения личности в некотором социальном контексте. Ведь биологическая ак­тивность человека осуществляется в социокультурном пространстве. Следовательно, человеческое поведениевключает в себя не только базовую активность, но, прежде всего то, на что направлена эта актив­ность, в каких формах она реализуется и что подразумевает. В психо­логическом смысле поведение включает в себя в первую очередь мо­тивы, цели, ценностные ориентации и средства, преобразующие дан­ные природой возможности в те или иные поступки. А мотивы, цели, ценностные ориентации и средства связаны с воздействием на чело­века культуры и общества. Общество определяет средства и границы проявления активности организма. Культура предоставляет систему знаков, посредством которых человек обозначает свои природные ка­чества, наделяет их определенным смыслом. Следовательно, культу­ра — организующее начало и системообразующий признак поведения, которые мы обозначаем как мужское или женское. Другими словами, именно культурные определения отдельных человеческих качеств и способностей выступают основанием для классификации мужских, женских или нейтральных (то есть свойственных обоим полам) при­знаков.

Нередко характеристики биологической активности смешивают с поведением в социально-психологическом смысле. И тогда возни­кает вопрос, о каких же характеристиках, собственно, идет речь, ког­да поведение обозначается как «истинно» мужское или женское? Смешение половых и гендерных характеристик приводит к тому, что к характеристикам мужественности и женственности одновременно относят и психофизиологические, и социокультурные аспекты пси­хологических различий, тогда как в ситуациях реального взаимодей­ствия между собой люди редко связывают биологические особенно­сти своего организма с гендерными характеристиками. На смешении половых и гендерных различий часто строится критика гендерного подхода к объяснению поведения людей. Вместе с тем далеко не все психологические различия между мужчинами и женщинами тесно связаны с биологическими, а пол и гендер — не взаимодополняющие категории, социальные конструкты человеческой сексуальности. Только один термин делает акцент на биологических основаниях психологических различий и сводит все встречающееся многообра­зие к тому или иному строению гениталий, тогда как другой термин подчеркивает социокультурное происхождение психологических различий. И пол, и гендер являются системами условных обозначе­ний, которые формируют определенный порядок отношений между людьми, их отношение к различным проявлениям сексуальности, а также определяют формы представления себя другим людям в раз­нообразных практиках социального взаимодействия.

Цели занятия

1. Закрепление у студентов представления о социально-психологи­ческом содержании понятия «гендер».

2. Развитие навыков критического анализа и интерпретации литера­туры, посвященной гендерной проблематике.

Оснащение

1. Цветные маркеры.

2. Текст доклада Бабетт Франсиз «Гендер — социальный конструкт или биологический императив», прочитанный на Седьмой конфе­ренции Австралийского научно-исследовательского института се­мьи «Будущее семьи: исследовательские и политические пробле­мы» (см. приложение к гл. 1).

У каждого студента должен быть собственный экземпляр текста, в котором он может делать пометки цветными маркерами при выпол­нении задания.

Порядок работы

Практическое занятие предполагает групповой формат работы с применением методов активного социального обучения (социально-психологический тренинг), желательно в гетерогенном по гендерному признаку составе. Занятие рекомендуется проводить после тео­ретического введения в проблематику гендерных исследований, ког­да студенты уже ознакомились с понятием гендера и с основными подходами к интерпретации его содержания и связи с понятием пола.

Этап 1.Знакомство.

Этап 2.Презентация личного гендерного образа.

Этап 3.Обсуждение личных презентаций.

Этап 4.Тренировка навыков критического анализа текстов, посвя­щенных гендерным проблемам.

Этап 1. Знакомство

Участники практического занятия (студенты и ведущий) рассажи­ваются в аудитории по кругу. Ведущий предлагает всем предста­виться в произвольной манере: назвать имя, которое участник пред­почитает в качестве обращения к себе, одно прилагательное, наи­более емко характеризующее личность участника с его/ее точки зрения, а также немного рассказать о себе (то, что участник счита­ет нужным для презентации своего публичного «Я»).

Процедуру знакомства необходимо проводить даже в тех группах, члены которых давно и хорошо знают друг друга. Это позволяет не только настроить участников на работу, но и запустить процессы осо­знания себя, перейти к выполнению второго этапа.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.