Величины мышечной силы правой и левой рук в группах мужчин
И женщин (кг)
номер п/п
| Мужчины
| Женщины
|
| сила правой руки
| сила левой руки
| сила правой руки
| сила левой руки
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Среднее значение по группе
|
|
|
|
| Прежде чем переходить к анализу результатов измерений, необходимо определить средние значения мышечной силы для правой и левой рук в группах мужчин и женщин. Полученные результаты сопоставляются с данными, приведенными в «общих сведениях», то есть учитывается возраст обследованных, роль в их жизни физических нагрузок, обращается внимание на различия силы правой и левой рук. Отмечается разница в мышечной силе у мужчин и женщин. Более высокие показатели мышечной силы у мужчин согласуются с общей тенденций, так как в большинстве случаев мужчины сильнее женщин. Однако в конкретной обследуемой группе могут быть получены и иные результаты, то есть показатели силы рук у женщин равные или более высокие, чем у мужчин. В этом случае необходимо обратиться к анализу особенностей жизнедеятельности обследуемых (наличие либо отсутствие физических нагрузок) иобратить внимание на возможность тренировки силы в процессе индивидуального развития.
Задание 2. Исследование межполушарной асимметрии (определение ведущего полушария) у мужчин и женщин
Цели исследования.Провести сравнительную оценку доминирующего полушария в группах мужчин и женщин (определить преобладающий тип межполушарной асимметрии), сопоставить полученные результаты с данными о превосходстве мужчин в понимании пространственных отношений и лучшем развитии у женщин речевых функций.
Общие сведения
Функциональная асимметрия заключается в том, что при осуществлении одних психических функций доминирует левое полушарие, а других — правое. Правое полушарие контролирует двигательные функции левой половины тела, а левое — осуществляет аналогичный контроль правой половины тела. Левое полушарие ответственно за речь, анализ времени, осуществляет последовательную обработку сигналов, связано с анализом абстрактных признаков и логическим мышлением. Поскольку большинство людей правши, то есть ведущая — рука правая, то левое полушарие считают ведущим по моторному контролю. Основные функции правого полушария — это анализ пространственных признаков, параллельная обработка информации, образное мышление. Имеются данные о роли полушарий в формировании эмоций [17]. Левое полушарие специализируется на формировании положительных эмоций, правое связано преимущественно с отрицательными эмоциями.
У каждого конкретного индивида может быть преобладание функций одного из полушарий, что находит отражение в особенностях познавательных процессов и эмоционально-личностной сфере. Например, лица с доминированием правого полушария чаще обнаруживают образный тип мышления, более успешно решают наглядно-образные задачи, имеют более высокие показатели нейротизма и тревожности. У левополушарных преобладает знаково-логическое мышление, положительный эмоциональный фон. Исследователи не пришли к единому мнению относительно половых особенностей межполушарного доминирования. В ряде работ установлено, что преобладание левого полушария у мужчин встречается чаще, чем у женщин. Наряду с этим есть данные об отсутствии выраженных отличий между мужчинами и женщинами по межполушарной асимметрии. Особенности межполушарного взаимодействия генетически запрограммированы, однако условия индивидуального развития способствуют или препятствуют их нормальному формированию.
Существуют различные способы определения ведущего полушария — по ведущей руке, ведущему глазу, уху и др. В данной работе предлагается использовать комплексный метод определения доминирующего полушария по выполнению нескольких проб, оценивающих ведущий глаз, ведущую руку и ведущую ногу [21].
Оснащение: таблица «Оценка ведущего полушария», секундомер, лист нелинованной бумаги.
Порядок работы
Испытуемому предлагается последовательно выполнить задания, затем оценить каждое задание и определить ведущее полушарие. Задания, критерии и оценки приведены в табл. 2.
Таблица 2
Оценка ведущего полушария
Выполняемое задание
| Оценка ведущего полушария
| 1. Переплести пальцы рук
| Сверху большой палец правой руки — ведущее полушарие левое, сверху большой палец левой руки — правое
| 2. Испытуемый держит вертикально в вытянутой руке карандаш, фиксируя его взором на определенной точке, поочередно закрывает правый илевый глаз
| Карандаш смешается при закрывании правого глаза — ведущее полушарие левое. Карандаш смешается при закрывании левого глаза — ведущее полушарие — правое
| 3. Имитировать позу Наполеона
| Кисть левой руки первой направляется к предплечью-плечу правой руки иоказывается сверху — ведущая рука левая, ведущее полушарие правое, правой руки первой направляется к предплечью-плечу левой руки — ведущая рука правая, ведущее полушарие левое
| 4. Имитировать аплодисменты
| Сверху находится правая рука — ведущее полушарие левое, сверху находится левая рука — ведущее полушарие — правое
| 5. Провести прямую вертикальную черту, разделяющую чистый лист бумаги пополам
| Линия ближе к правому краю листа — ведущее полушарие правое, линия ближе к левому краю листа — ведущее полушарие левое
| 6. Нарисовать треугольник и квадрат сначала левой рукой, затем правой рукой
| Лучше нарисованы фигуры правой рукой — ведущее полушарие левое, лучше нарисованы левой рукой -- ведущее полушарие правое.
| 7. Поставить произвольное коли-
чество палочек левой рукой,
а затем правой рукой. Время
выполнения задания 10 с. Подсчи-
тать число палочек
| Больше поставлено палочек правой рукой —ведущее полушарие левое, левой рукой — правое, одинаковое количество обеими руками — правое
| 8. Нарисовать круг, завершив его
стрел кон
| Стрелка указывает направление против часовой стрелки — ведущее полушарие левое, по часовой стрелке — правое
| 9. Сидя на стуле, положить ногу
на нoгy
| Сверху правая нога — ведущее полушарие левое, сверху левая нога — правое
| 10. Стоя покружиться в удобную
сторону
| Кружится против часовой стрелки — ведущее полушарие левое, кружится по часовой стрелке — правое
| 11. Быстро моргнуть одним глазом
| Быстрее моргает правый глаз — ведущее полушарие правое, левый глаз — левое. Быстрее
моргает не доминирующий глаз.
| Итоговая оценка подсчитывается следующим образом: разница между суммой баллов левого и суммой баллов правого полушария делится на 11. Результаты сопоставляются с приведенными нормативными данными.
Полученный показатель составляет:
1) больше или равно 30 — полное доминирование левого полушария;
2) от 10 до 30 — неполное доминирование левого полушария;
3) от 10 до -10 — неполное доминирование правого полушария;
4) ниже -10 — полное доминирование правого полушария.
При обобщении полученных результатов можно объединить в одну группу лиц с полным и неполным доминированием левого полушария (преимущественно левополушарные) и соответственно лиц с полным и неполным доминированием правого полушария (преимущественно правополушарные). Полученные данные представить в виде табл. 3.
Таблица 3
Доминирование правого или левого полушария
у мужчин и женщин
Доминирующее полушарие
| Мужчины
| Женщины
| Левое
|
|
| Правое
|
|
| Для уточнения индивидуальных результатов можно сопоставить их с данными динамометрии. Обычно больший показатель мышечной силы соответствует ведущей руке. При этом если более сильная рука правая, то можно предполагать, что левое полушарие ведущее и, соответственно, наоборот. Для дополнительной оценки ведущего полушария можно попросить вспомнить, есть ли у обследуемого среди близких родственников левши или амбидекстры. Учитывая, что тип межполушарного доминирования в большинстве случаев наследуется, наличие родственников левшей или амбидекстров указывает на возможное доминирование правого полушария. Однако эти данные следует рассматривать как дополнительные и основное внимание обращать на результаты тестирования.
При анализе результатов необходимо обратить внимание на наличие или отсутствие различий, связанных с полом. В ходе выполнения задания могут быть получены данные, показывающие преобладание левополушарных как среди мужчин, так и среди женщин. Если левополушарных окажется больше среди мужчин, то в ходе обсуждения необходимо подчеркнуть, что вопрос о ведущем полушарии у мужчин и женщин окончательно не решен, результаты исследования по этому вопросу противоречивы. Если левополушарных окажется больше среди женщин, обсуждение можно построить в контексте анализа противоречий между реальными жизненными практиками и существующими стереотипами о логическом типе мышления мужчин и образном типе мышления женщин.
Следует также обратить внимание на связь функциональной специализации полушарий с речевыми и познавательными процессами. Высокая успешность в выполнении вербальной деятельности коррелирует с левополушарным типом, и соответственно лица с правополушарным доминированием наиболее успешно справляются с заданиями на пространственную ориентацию. Известно, что установленными психологическими различиями между полами являются превосходство женщин в развитии речевых функций и превосходство мужчин в зрительно-пространственных способностях. Отсутствие четких сведений о половых различиях в межполушарной специализации не дает оснований для того, чтобы признать приоритет биологического фактора в половой дифференциации способностей. По сравнению с биологической социокультурная детерминация различий играет более значимую роль в развитии зрительно-пространственных и речевых способностей мужчин и женщин, то есть сам по себе биологический пол жестко не определяет особенности психологических различий.
Контрольные вопросы
1. Как взаимосвязаны понятия пол и гендер?
2. Что такое половой диморфизм?
3. Какие установлены половые различия в соматических свойствах и как они могут влиять на социальное поведение мужчин и женщин?
4. В каких психофизиологических свойствах мужчин и женщин выявлены значимые отличия, а в каких свойствах достоверных различий не установлено?
5. Какие психофизиологические свойства подвержены влиянию социокультурных факторов?
6. Какая существует связь половых различий в познавательной сфере с функциональной специализацией полушарий мозга?
7. Какое значение имеет изучение половых различий в психофизиологической сфере для развития гендерной психологии?
Литература
1. Аруин А. С, Зациорский В. М. Эргономическая биомеханика. — М.: Машиностроение, 1989.
2. Булаева К. Б. Генетические основы психофизиологии человека. — М.: Наука, 1991.
3. Вудсон У., Коновер Д. Справочник по инженерной психологии для инженеров и художников-конструкторов. — М.: Мир, 1968.
4. Гуревич М., Озерецкий Н. Психомоторика. Ч. 1. Анатомо-физиологические основы психомоторики и ее соотношение с телосложением и характером. — М.; Л.: Гос. мед. изд-во, 1930.
5. Еремеева В. Д., Хризман Т. П. Мальчики и девочки: два разных мира. - СПб.: Изд-во, 1998.
6. Иваницкий М. Ф. Анатомия человека. — М.: ФиС, 1966.
7. Ильин Е. П. Дифференциальная психофизиология (возможности человека и свойства нервной системы). — Челябинск, 1999.
8. Кимура Д. Половые различия в организации мозга // В мире науки.-1992.-№ 11-12.-С. 73-80.
9. Милнер П. Физиологическая психология. — М.: Мир, 1973.
10. Начала физиологии / Отв. ред. А. Д. Ноздрачев. — СПб.: Лань, 2001.
11. Николаева Е. Мужчина и женщина глазами психофизиолога // Потолок пола: Сб. статей / Под ред. Т. В. Барчуновой. — Новосибирск, 1998. - С. 11-44.
12. Панферов В. Н. Психология человека. — СПб.: Изд-во В. А. Михайлова, 2000.
13. Психодиагностические методы (в комплексном лонгитюдном исследовании студентов) / Отв. ред. А. А. Бодалев. — Л.: Изд-во ЛГУ, 1976.
14. Развитие психофизиологических функций взрослых людей (средняя взрослость) / Отв. ред. Б. Г. Ананьев, Е. И. Степанова. — М.: Педагогика, 1977.
15. Слободчиков В. И., Исаев Е. И. Психология человека: введение в психологию субъективности: Учебное пособие для вузов. — М.: Школа-Пресс, 1995.
16. Спрингер С, Дейч Г. Левый мозг, правый мозг. — М.: Мир, 1983.
17. Хамская Е.Д., Батова Н. Я. Мозг и эмоции. — М.: Российское педагогическое агентство, 1997.
18. Хомская Е.Д., Ефимова И. В. и др. Нейропсихология индивидуальных различий. — М.: Российское педагогическое агентство, 1998.
19. Хрестоматия по анатомии центральной нервной системы / Отв. ред. Л. К. Хлудова. - М.: 1998.
20. Шеррер Ж. Физиология труда (эргономия). — М.: Медицина, 1973.
21. Яссман А. В., Данюков В. Н. Основы детской психопатологии. — М.: Олимп «ИНФРА-М», 1999.
Глава 4
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|