|
Половые особенности психофизиологических свойств
Психофизиологические свойства являются промежуточным звеном между соматическими и психическими свойствами индивида. Имеется целый ряд данных о психофизиологических особенностях мужчин и женщин, среди которых наиболее достоверны отличия в моторной сфере. У мужчин общая мышечная сила и максимальная сила отдельных звеньев (пальцев, кисти, стопы и др.) выше, чем у женщин [1]. Причем в возрасте 10 лет сила мальчиков и девочек примерно одинакова, затем, между 12 и 19 годами сила юношей возрастает быстрее, чем у девушек, со скоростью, пропорциональной увеличению роста и веса тела, достигая максимума к 25 годам. Силовые возможности женщин в возрасте 30 лет составляют примерно две трети от силы мужчин того же возраста. Примерно 10 лет силовые показатели мужчин и женщин остаются неизменными, затем силовые возможности женщин снижаются быстрее, чем у мужчин. Пятидесятилетние женщины обладают в среднем 50%-ными силовыми возможностями своих сверстников-мужчин. Возможно, большие силовые возможности способствуют формированию у мужчин чувства превосходства над женщинами, представление о своей незаменимости и главенствующей роли.
Некоторые особенности моторики женщин зависят от особенностей телосложения и мышечной силы, например, при ходьбе у женщин шаг короче. Меньшая сила рук сказывается на почерке: при письме женщины меньше надавливают на перо, чем мужчины, но они пишут быстрее, буквы получаются тоньше [4]. Существуют различия в моторном облике — женщины, как правило, более грациозны, их движения отличаются плавностью. Мужчины характеризуются более высокой скоростью моторных реакций на раздражители разной модальности [2]. При работе, связанной с выраженными затратами энергии, женщины менее успешны, а в работах, требующих ручной ловкости, они обнаруживают большую скорость и точность. Последнее утверждение согласуется с данными, полученными в исследованиях школы Б. Г. Ананьева [14], о большей успешности в дифференцировании мышечных напряжений женщинами. Следует отметить, что половые отличия в точности координации движений не являются жестко фиксированными и неизменными, так как эти качества успешно совершенствуются под влиянием тренировки. Например, профессиональные действия, требующие тонкой регуляции мышечных усилий (сборка мелких деталей, хирургические манипуляции, игра на музыкальных инструментах и др.), мужчины осваивают не менее успешно, чем женщины.
Мужчины, обладая значительной мышечной силой, по-видимому, не характеризуются существенно большей выносливостью по сравнению с женщинами. Установлено, что у мужчин обмен веществ идет интенсивнее, и они обладают большей энергией. Например, в состоянии покоя уровень основного обмена у мужчин примерно на 5 % выше, чем у женщин [20]. При мышечной нагрузке энергетические затраты возрастают у мужчин и женщин пропорционально интенсивности нагрузки. Однако количество энергетических трат более существенно у мужчин, и они быстрее, чем женщины, «теряют силы» [11].
В сенсорной сфере установлены лишь отдельные отличия между мужчинам и женщинами. Например, нарушения восприятия цвета (дальтонизм) присущи 5-8 % мужчин и только 0,1 % женщин [3]. Мужчины и женщины отличаются по остроте слуха — более низкие частоты (ниже 1800 Гц) лучше слышат мужчины, а более высокие — женщины [3]. Отмечена тенденция большей дифференциальной чувствительности к звуковым и световым стимулам у женщин по сравнению с мужчинами [14]. Однако эти отличия не охватывают всего многообразия процессов восприятия и не дают оснований говорить о выраженном половом диморфизме в сенсорных процессах.
Среди психофизиологических характеристик особую роль играют свойства нервной системы. Изучение полового диморфизма по этим показателям, проведенное в школе Б. Г. Ананьева, установило превосходство женщин по подвижности процесса возбуждения и превосходство мужчин по силе нервной системы. Последующие исследования обнаружили, что различия по свойствам нейродинамики не столь очевидны [2]. По времени реакции на сигналы максимальной интенсивности женщины характеризуются менее сильной нервной системой, а по реакции на стимулы небольшой интенсивности нервная система женщин более сильная, чем у мужчин. Свойства нервной системы рассматривают как биологическую основу темперамента и некоторых качеств личности [7]. Отсутствие выраженного полового диморфизма в этих показателях служит дополнительным подтверждением того, что биологический пол однозначно не предопределяет психологический пол человека.
Важнейшей психофизиологической характеристикой человека является функциональная асимметрия больших полушарий. Межполушарные отношения рассматриваются как важная нейрофизиологическая детерминанта индивидуально-психологических отличий, так как они обнаруживают корреляции с различными психическими процессами [18]. Существуют данные о половых отличиях в скорости созревания полушарий мозга у мужчин и женщин — у мальчиков к моменту рождения более зрелое правое полушарие, а у девочек — левое. Поэтому девочки раньше начинают говорить, а также лучше читают, чем мальчики [5]. В процессе онтогенеза левое полушарие мальчиков дозревает медленнее, но у взрослых мужчин, как считают ряд авторов, сознание в большей степени левополушарное [16].
Функционирование правого полушария связывают с образным, интуитивным мышлением, а левого — с рационально-логическим, знаковым. Результаты большей части исследований позволяют полагать, что мозг мужчин организован более асимметрично, чем мозг женщин, и доминирование левого полушария над правым встречается чаще [8]. У женщин функциональная асимметрия полушарий менее выражена, что свидетельствует о билатеральной представленности вербальных, пространственных и психомоторных способностей у женщин. Морфологически это обусловлено тем, что величина задней области мозолистого тела, соединяющего правое и левое полушария, у женщин больше, чем у мужчин, что способствует более интенсивному межполушарному взаимодействию.
Считается, что у мужчин тип полушарного доминирования устойчивый и сохраняется в разных жизненных ситуациях. У женщин преобладающая межполушарная симметрия обеспечивает легкость перехода с доминирования правого полушария на левое. Возможно, эта функциональная особенность позволяет женщинам успешно использовать различные способы восприятия имышления, что обеспечивает большую приспособляемость женщин к изменениям условий жизни.
В то же время необходимо отметить, что рассмотренные представления о половых различиях в латерализации мозговых функций нельзя считать общепризнанными. В ряде исследований получены данные об отсутствии различий между полами по межполушарной асимметрии [16]. Существенны также сведения о возможности перестройки межполушарных взаимоотношений в процессе индивидуального развития человека, например под влиянием профессиональной или спортивной деятельности [18].
Таким образом, на соматическом уровне имеется ряд выраженных различий между мужчинами иженщинами. Однако эти свойства нельзя назвать ведущими в формировании высших психических функций и личностных особенностей человека. В психофизиологических свойствах половые различия не так четки и однозначны, как в соматических. В отношении целого ряда свойств половой диморфизм окончательно не выявлен. Это может быть обусловлено как отсутствием таких отличий, так и тем, что психофизиологические различия, связанные с биологическим полом, невелики и легко маскируются индивидуальной вариабельностью. Отсутствие выраженных половых различий в психофизиологических свойствах дает основание предполагать, что гендерная социализация, формирование маскулинного или фемининного типа личности и соответствующего стиля поведения имеет не столько универсально-биологическую, сколько социокультурную детерминацию.
Цели занятия
Основная цель данного занятия состоит в том, чтобы ознакомить студентов с проявлением полового диморфизма в психофизиологических свойствах, обучить устанавливать наличие или отсутствие половых различий по таким показателям. Это даст возможность студентам лучше понять сложность соотношений между биологическими и психологическими характеристиками. Проделанная работа также позволит им четче осознать, что становление половой идентичности не имеет жестких биологических предписаний, этот процесс определяется инаправляется преимущественно с помощью социальных и культурных детерминант.
Занятие рассчитано на 4 часа и включает два задания. В ходе выполнения каждого задания оцениваются параметры психофизиологических свойств у мужчин и женщин. Полученные результаты усредняются по группам мужчин и женщин, проводится сравнительный анализ и делается вывод о наличии или отсутствии половых различий.
Задание 1. Определение мышечной силы рук у мужчин и женщин
Цельисследования — провести измерение и сравнительный анализ мышечной силы правой и левой рук и мужчин иженщин.
Общие сведения
Определение силы мышечного напряжения — одна из наиболее распространенных методик в области психофизиологии. Напряжение, развиваемое той или иной мышцей или группой мышц, является функциональной характеристикой двигательного аппарата и рассматривается как общий показатель физического развития индивида. При исследовании силы мышц дифференцируются показатели становой силы (силы мышц, выпрямляющих согнутое туловище), силы ног, рук, пальцев. Согласно опубликованным данным, у мужчин-правшей, не испытывающих интенсивные физические нагрузки, сила кисти правой руки составляет около 39 кг, левой — 36 кг. У женщин значения этих показателей соответственно составляют - 22 и 20 кг [13].
При анализе показателей мышечной силы необходимо учитывать следующие общие сведения.
• Мышечная сила — хорошо тренируемое свойство. Поэтому под влиянием физических нагрузок, испытываемых человеком в процессе спортивной, профессиональной или даже бытовой деятельности, сила мышц существенно возрастает.
• У большинства людей (правшей) сила правой руки больше, чем сила левой, степень выраженности асимметрии составляет в среднем 4-8 % величины мышечной силы. Отсутствие различий в мышечной силе двух рук может быть обусловлено как индивидуальными особенностями моторики (амбидекстрия), так и влиянием дополнительных физических нагрузок на левую руку.
• Мышечная сила изменяется с возрастом. Наибольшая мышечная сила наблюдается в возрасте 20-30 лет. Остается неизменной приблизительно до 40 лет, а затем неуклонно снижается, причем у женщин это снижение происходит более быстро, чем у мужчин.
Оснащение:кистевой динамометр
Порядок работы
В данной работе предлагается провести измерение силы рук с помощью пружинного кистевого динамометра. Исследование проводится в позе сидя на стуле. Испытуемому дается инструкция «Сядьте прямо, возьмите в правую руку динамометр, левую руку положите на колено. Сожмите правой рукой динамометр до предела (с максимальным усилием) При этом правая рука согнута в локтевом суставе и вытянута вперед». После измерения силы правой руки провести аналогичным способом измерение силы левой руки. Полученные результаты занести в табл. 1.
Таблица 1
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|