Глава 12. Исследование гендерной идентичности и гендерных
Оглавление
Предисловие.................................................................................... 14
Об истории создания практикума................................................... 16
О концепции практикума................................................................. 17
О структуре практикума.................................................................. 19
Благодарности.................................................................................. 21
Сведения об авторах........................................................................ 22
Часть I. Введение в гендерную психологию
Глава 1. Что такое гендер (Д. В. Воронцов)............................... 27
Вводные замечания.......................................................................... 27
Этап 1. Знакомство.......................................................................... 31
Этап 2. Презентация личного гендерного образа.......................... 32
Этап 3. Обсуждение личных презентаций...................................... 32
Этап 4. Тренировка навыков критического анализа текстов, посвященных гендерным проблемам............................................................................... 33
Контрольные вопросы..................................................................... 34
Литература....................................................................................... 35
Приложение. Гендер — социальный конструкт или биологический императив?................................................................................................. 35
Глава 2. Исследование гендерных представлений студентов
(Л.В. Штылева).............................................................................. 46
Вводные замечания.......................................................................... 46
Этап 1. Диагностическое анкетирование........................................ 47
Этап 2. Упражнение «Перевертыши» и групповое обсуждение... 48
Этап 3. Мозговой штурм: «В каких сферах общество ждет разного поведения от мужчин и женщин?»............................................................................ 49
Этап 4. Ввод и обсуждение понятия «Гендерный стереотип»....... 49
Этап 5. Упражнение «Цена стереотипа»......................................... 50
Этап 6. Мозговой штурм «Кто формирует и поддерживает
гендерные стереотипы?»................................................................. 50
Этап 7. Дискуссия «Зачем гендерное равенство нужно мужчинам и женщинам?»............................................................................................... 50
Этап 8. Завершение занятия. Оценка результатов.
Групповая рефлексия «Что ценного и полезного я сегодня узнал (а) о себе?».................................................................................................................... 51
Вместо контрольных вопросов....................................................... 52
Литература....................................................................................... 53
Приложение. Стартовая анкета для спецкурса по гендерному
Образованию.................................................................................... 53
Глава 3. Гендерный аспект взаимосвязи биологических
И психологических характеристик личности (Н.П. Реброва). 56
Вводные замечания........................................................................56
Задание 1. Определение мышечной силы рук у мужчин
иженщин.......................................................................................... 63
Задание 2. Исследование межполушарной асимметрии
(определение ведущего полушария) у мужчин и женщин............. 65
Контрольные вопросы..................................................................... 69
Литература....................................................................................... 69
Глава 4. Гендерные различия в характеристиках социального
интеллекта (Е. В. Иоффе).............................................................. 71
Вводные замечания.......................................................................... 71
Этап 1. Знакомство с понятиями «социальный интеллект», «социальная компетентность» и обсуждение гендерных различий, связанных с этими феноменами................................................................................................ 76
Этап 2. Развитие эмпатических способностей................................ 76
Этап 3. Формирование навыков осознания собственных чувств ипреобразования желаний в программу действий.................................... 78
Контрольные вопросы..................................................................... 79
Литература....................................................................................... 80
Приложение 1. Прямое или косвенное выражение чувств............ 80
Приложение 2. Упражнение на формулирование желаний........... 81
Часть II. Гендерная социализация
Глава 5. Гендерная социализация (Ю. Е. Гусева)..................... 85
Вводные замечания.......................................................................... 85
Этап 1. Вопросы студентам (актуализация знаний, полученных на лекции).................................................................................................................... 86
Этап 2. Понимание и осознание особенностей гендерной социализации.................................................................................................................... 86
Этап 3. Обобщение полученных знаний......................................... 88
Контрольные вопросы..................................................................... 88
Литература....................................................................................... 89
Приложение. Ситуация: мальчик просит купить ему куклу.......... 89
Глава 6. Роль отца и матери в воспитании ребенка (Т. А. Шведчикова).................................................................................................................... 91
Вводные замечания.......................................................................... 91
Этап 1. Обсуждение текста из работы Э. Фромма....................... 104
Этап 2. Заполнение бланка теста................................................... 106
Этап 3. Обсуждение результатов теста......................................... 106
Контрольные вопросы................................................................... 107
Литература..................................................................................... 108
Приложение 1. Отрывок из книги Э. Фромма «Искусство любви» 109
Приложение 2. Бланк теста............................................................ 111
Глава 7. Роль средств массовой информации в формировании и поддержании традиционных ролей мужчин и женщин (Н. Б. Гафизова).................................................................................................................. 113
Вводные замечания........................................................................ 113
Этап 1. Роль СМИ в гендерной социализации............................. 116
Этап 2. Образы мужчин иженщин в СМИ................................... 116
Этап 3. Реклама в СМИ................................................................. 117
Литература..................................................................................... 117
Глава 8. Раздельное по полу обучение: «за» или «против»
(И. С. Клецина)............................................................................. 119
Вводные замечания........................................................................ 119
Этап 1. Подготовка к дискуссии.................................................... 124
Этап 2. Дискуссия.......................................................................... 125
Этап 3. Подведение итогов дискуссии.......................................... 126
Контрольные вопросы................................................................... 126
Литература..................................................................................... 126
Приложение 1. Темы для дискуссий............................................. 127
Приложение 2. Раздельное по полу обучение: «за» и «против» (по материалам дискуссии)............................................................................ 130
Глава 9. Гендерная автобиография как метод изучения
механизмов гендерной социализации (И. С. Клецина)........... 131
Вводные замечания........................................................................ 131
Этап 1. Актуализация теоретического материала........................ 136
Этап 2. Знакомство стекстом «Пример ранней гендерной социализации».................................................................................................................. 137
Этап 3. Подготовка текста «Гендерная автобиография»............. 137
Литература..................................................................................... 138
Приложение. Пример ранней гендерной социализации.............. 139
Часть III. Гендерные характеристики личности
Глава 10. Гендерные стереотипы и жизненный путь человека
(И. А. Тупицына).......................................................................... 143
Вводные замечания........................................................................ 143
Этап 1. Введение............................................................................ 146
Этап 2. Составление списка гендерных стереотипов................... 146
Этап 3. Инсценировки ситуации общения.................................... 147
Этап 4. Обсуждение инсценировки ситуации общения................ 147
Этап 5. Дискуссия о следовании гендерным стереотипам в жизни 148
Этап 6. Сочинение притч о возникновении гендерного стереотипа 149
Этап 7. Дискуссия о необходимости избавляться от гендерных стереотипов.................................................................................................................. 150
Этап 8. Информационное сообщение преподавателя.................. 150
Этап 9. Составление рекламного сообщения, не содержащего гендерных стереотипов.............................................................................................. 151
Этап 10. Подведение итогов занятия............................................ 151
Контрольные вопросы................................................................... 152
Литература..................................................................................... 152
Глава 11. Гендерные стереотипы: возрастной аспект (Ю. Е. Гусева, М. Л. Сабунаева).............................................................................................. 153
Вводные замечания........................................................................ 153
Этап 1. Предварительная подготовка........................................... 155
Этап 2. Выступления студентов.................................................... 160
Этап 3. Подведение итогов семинаров.......................................... 160
Контрольные вопросы................................................................... 160
Литература..................................................................................... 160
Приложение 1. Карта наблюдения «Виды и характеристики деятельности мальчиков и девочек в детском саду».................................................... 162
Приложение 2. Карта наблюдения «Характер взаимодействия воспитателя с мальчиками и девочками»....................................................................... 163
Глава 12. Исследование гендерной идентичности и гендерных
стереотипов личности (Л. Н. Ожигова)..................................... 164
Вводные замечания........................................................................ 164
Этап 1. Заполнение опросника «Кто Я»....................................... 166
Этап 2. Обработка результатов.................................................... 166
Этап 3. Обсуждение результатов.................................................. 167
Этап 4. Заполнение опросника «Я — женщина / мужчина»........ 168
Этап 5. Обработка результатов опросника «Я — женщина / мужчина»........................................................................................................ 168
Этап 6. Обсуждение результатов.................................................. 169
Контрольные вопросы................................................................... 169
Литература..................................................................................... 169
Глава 13. Гендерная идентичность (П. В. Румянцева)............ 171
Вводные замечания........................................................................ 171
Этап 1. Терминологическая разминка.......................................... 173
Этап 2. Составление блок-схемы из основных понятий, относящихся к теме «Гендерная идентичность»...................................................................... 173
Этап 3. Выполнение упражнения «Гендерная автобиография».. 174
Контрольные вопросы................................................................... 175
Литература..................................................................................... 175
Приложение. Образцы карточек для «Терминологической разминки».................................................................................................................. 176
Глава 14. Гендерные стереотипы и их влияние на поведение человека (М. В. Сафонова)........................................................................................... 178
Вводные замечания........................................................................ 178
Этап 1. Предварительная работа по анализу стереотипов.......... 180
Этап 2. Задание «Идеальная женщина, идеальный мужчина».... 181
Этап 3. Задание «Качества и роли мужские и женские».............. 181
Этап 4. «Расшатывание» стереотипов........................................... 182
Этап 5. Задание «Новые мы»........................................................ 182
Контрольные вопросы................................................................... 182
Литература..................................................................................... 183
Приложение 1. Карта наблюдения проявления гендерных стереотипов.................................................................................................................. 183
Приложение 2. Образы мужчины и женщины, составленные студентами.................................................................................................................. 184
Глава 15. Влияние гендерных стереотипов на качество межличностного общения (М.И. Кошенова).................................................................... 185
Вводные замечания........................................................................ 185
Этап 1. Разминка............................................................................ 187
Этап 2. Работа сосознанием влияния стереотипов и установок на восприятие и передачу информации в процессе общения........................................ 188
Этап 3. Работа с осознанием влияния гендерных стереотипов на межличностную коммуникацию............................................................. 189
Литература..................................................................................... 194
Приложение. Психологические и социальные последствия необычной биологической природы жителей планеты Зима................................... 194
Глава 16. Исследование гендерных установок в ситуации конфликта (Л. Н. Ожигова)............................................................................................ 196
Вводные замечания........................................................................ 196
Этап 1. Сочинение «Конфликт на работе»................................... 198
Этап 2. Обработка результатов сочинения.................................. 199
Этап 3. Обсуждение результатов.................................................. 200
Этап 4. Информационное сообщение ведущего........................... 201
Этап 5. Сюжетно-ролевая игра «Собеседование»........................ 202
Этап 6. Обсуждение результатов.................................................. 204
Контрольные вопросы................................................................... 204
Литература..................................................................................... 205
Приложение. Сочинение респондентки А., жен., 20 лет, студентки отделения социальной работы.................................................................................. 205
Глава 17. Социально-психологический анализ гендерных ролей (Е.В. Юркова, И.С. Клецина)........................................................................ 207
Вводные замечания........................................................................ 207
Этап 1. Закрепление и проработка основных понятий темы....... 220
Этап 2. Описание многообразия гендерных ролей...................... 221
Этап 3. Социально-психологический анализ собственных гендерных ролей.................................................................................................................. 224
Контрольные вопросы................................................................... 226
Литература..................................................................................... 226
Приложение. Гендерные стереотипы: какими должны быть мужчины и женщины.................................................................................................. 228
Глава 18. Исследование гендерных стереотипов методом личностного семантического дифференциала (О. Л. Кустова)............................... 229
Вводные замечания........................................................................ 229
Этап 1. Характеристика образов — заполнение бланков............ 233
Этап 2. Обработка данных............................................................ 233
Этап 3. Сравнение и результаты................................................... 234
Контрольные вопросы................................................................... 237
Литература..................................................................................... 238
Приложение 1. Опросник, предлагаемый для оценки образов: «Идеальная женщина», «Женщина в отличие от мужчины», «Предназначение женщины», а также для оценки женщинами самих себя.............................................. 239
Приложение 2. Опросник, предлагаемый для оценки образов «Идеальный мужчина», «Мужчина в отличие от женщины», «Предназначение мужчины», а также для оценки мужчинами самих себя.............................................. 241
Глава 19. Изучение гендерной идентичности методом фокус-группы (Н.К. Радина).......................................................................................... 243
Вводные замечания........................................................................ 243
Этап 1. Подготовка списка вопросов............................................ 248
Этап 2. Проведение фокус-группы............................................... 249
Этап 3. Обработка результатов.................................................... 252
Контрольные вопросы................................................................... 253
Литература по проблеме фокус-групп......................................... 253
Литература по проблеме гендерной идентичности...................... 254
Приложение. Пример использования метода фокус-группы для студенческого исследования: «Дефлорация как психологическая травма»........................................................................................................ 255
Глава 20. Изучение гендерных характеристик личности методом психологической самодиагностики (И. С. Клецина)........................ 259
Этап 1. Психологическая самодиагностика.................................. 261
Этап 2. Подготовка работы «Социально-психологический портрет (гендерный аспект)»................................................................................. 274
Контрольные вопросы................................................................... 275
Литература..................................................................................... 275
Приложение 1. Бланк ответов теста «Кто Я?».............................. 277
Приложение 2. Опросник С. Бэм.................................................. 277
Приложение 3. Личностный опросник: тест Лири....................... 280
Приложение 4. Опросник С. Бэм (модифицированный вариант) 286
Приложение 5. Пословицы............................................................ 290
Приложение 6. Опросник «Распределение ролей в семье»......... 292
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|