Сделай Сам Свою Работу на 5

Законодательство Российской империи





Вимператорской самодержавной России законом являлось все, что утверждалось верховной властью, т.е. императором. В связи с кодификацией российского законодательства во второй четверти XIX в. была предпринята попытка отграничить законодательные акты от прочих документов, получивших одобрение самодержца. Согласно букве ст. 54 «Свода основных государственных законов», «Новый закон постановляется не иначе как за собственноручным высочайшим подписанием»1. Но подпись императора ставилась и под законодательным актом и под распорядительным докумен­том, принятым в порядке верховного управления. Многообразие разновидностей законодательных актов и неразграниченность их содержания от содержания прочих распоряжений главы государ­ства обусловливались сутью самодержавного строя.

Вплоть до 1906 г. в Российской империи законодательные акты издавались «в форме уложений, уставов, учреждений, грамот, положений, наказов (инструкций), манифестов, указов, мнений Государственного совета и докладов, удостоенных высочайшего утверждения»2. Сверх того император объявлял «повеления в по­рядке управления» в форме рескриптов и приказов3.



Законодательные акты могли иметь как общий, так и частный (сепаратный) характер. При этом содержание общих и сепарат­ных законодательных актов, регламентирующих одни и те же нор­мы, могло быть прямо противоположным. Так, порядок возник-


новения и деятельности в Российской империи акционерных ком­паний вплоть до 1917 г. определялся законом от 6 декабря 1836 г. «О товариществах по участкам или компаниям на акциях» и уста­вами компаний, каждый из которых утверждался императором. Общим законом разрешался «один только вид акций, именно: с точным означением в них лица получателя, званием и чином, именем, отчеством и фамилией»1. Со второй половины XIX в. в связи с увеличением количества учреждавшихся компаний и рас­ширением масштаба их деятельности в уставах акционерных пред­приятий (сепаратных законодательных актах) указывалось право компаний иметь акции на предъявителя. На практике нормы се­паратных законов корректировали устаревшие положения не от­мененных общих законов.



Неразграниченность в законодательстве самодержавной Рос­сии законодательных актов и повелений, изданных в порядке уп­равления, приводила к тому, что даже самые мелкие, повседнев­ные распоряжения власти зачастую оформлялись в виде закона. В 1901 г. В.И.Ленин предпринял опыт статистического анализа законодательных актов за период с 29 декабря 1900 г. по 12 января 1901 г.2 Всего за это время был принят 91 акт. Среди них: о воз­никновении, изменении условий и порядка деятельности торго­во-промышленных акционерных компаний, финансово-кредит­ных учреждений и т.п.; об учреждении новых штатных полицей­ских должностей для охраны фабрично-заводских предприятий; об увеличении содержания повивальным бабкам, состоящим при частях войск Кавказского военного округа; об учреждении низ­шей школы скотников в имении его императорского высочества великого князя Петра Николаевича при селе Благодатном; об уве­личении площади лесов, предназначенных для развития и улуч­шения императорской охоты и т.д. В целом законодательство са­модержавной монархии стимулировало установление в стране норм буржуазного общества и создавало условия для развития капита­лизма.

В ходе революции 1905—1907 гг. в законотворческую практику российского самодержавия были внесены изменения. Их зафик­сировал новый «Свод основных государственных законов». Эти из­менения были связаны с участием в создании законодательных актов новых государственных институтов — Государственной думы и реформированного Государственного совета, который из зако­носовещательного учреждения превратился в законодательное. Согласно ст. 7 «Свода основных государственных законов» импе­ратор впредь должен был осуществлять законодательную деятель-




 


1 Свод законов Российской Империи. — СПб., 1832. — Т. I. — Ст. 54.

2 Там же. — Ст. 53.

3 Там же.


1 Свод законов Российской Империи. — СПб., 1857. — Т. X. — Ч. 1. — Ст. 2160.

2 См.: Ленин В. И. Случайные заметки. III. Объективная статистика//Ленин В. И.
Поли. собр. соч. — Т. 4.


ность «в единении с Государственным советом и Государствен­ной думой»1. Ст. 86 разъясняла это положение следующим обра­зом: «Никакой новый закон не может последовать без одобрения Государственного совета и Государственной думы и восприять силу без одобрения Государя Императора»2. В связи с этим термин «за­кон», сохраняя прежнее значение синонима понятия «законода­тельный акт», стал употребляться и в более узком смысле — как разновидность законодательных актов, принятых в соответствии со ст. 86. Таких законодательных актов было немного. Почти все они относятся к периоду IIIи IV Государственных дум. Общегосу­дарственное значение имел закон от 14 июня 1910 г. «Об измене­нии и дополнении некоторых постановлений о крестьянском зем­левладении», принятый в связи с проведением столыпинской аг­рарной реформы. Большинство законов было посвящено частным вопросам, как, например, закон «Об отпуске из государственно­го казначейства дополнительных средств на освещение дома во­енного министерства».

В отличие от «Свода основных государственных законов» 1832 г., в новом «Своде основных государственных законов» ничего не говорилось о других разновидностях законодательных актов. Одна­ко ничего не было сказано и об их упразднении. Такое умолчание позволяло издавать манифесты и уставы, инструкции и положе­ния, равно как и другие традиционные для законодательства Рос­сийской империи разновидности актов. Ст. 11 определенно уста­навливала, что в порядке верховного управления император мо­жет издавать указы «в соответствии с законом» и повеления, «не­обходимые для исполнения законов». На практике самодержав­ный характер власти ликвидировал нормативное различие между законом как формой законодательного акта, и указом или пове­лением самодержца, принятыми им «в порядке верховного уп­равления».

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.