Оформление договорных отношений в дописьменный период
Разнообразные сделки между отдельными лицами, группами людей или сообществами (обмен продуктами труда, соглашения вождей племен о мире, договоры в области семейно-брачных отношений и т.д.) появились еще в дописьменный период. На данном этапе общественного развития условия соглашений закреплялись обрядами, состоявшими из определенных символических действий и словесных формул. Уникальный пример подобного обряда можно найти в так называемом Усть-Вымском сборнике 20-х гг. XVI в. и Вологодско-Пермской летописи XVI в., которые сообщают о заключении русскими послами мира с остяками и вогулами в конце 1484 г. или начале 1485 г. Остяки и вогулы сопровождали заключение мира обрядом, необычность которого поразила русских послов. Вернувшись в пределы Руси, они рассказали о нем своим соотечественникам: «А мир их таков. Подкинувше елку в жерьдь протолъсту, протесав на четыре, а под нею послали медведно (медвежью шкуру. — Т. К). Да на медведно покинули две сабли острей в верх супротивно. Да на медведно же положили рыбу да хлеб. А наши поставили в верх елкы крест. А югричи по своему жабу берестену (т. е. свой тотем. — Т. К.) доспену и с нохти. Да привяжуть под крестом ниско, да под жабою над нами как поч-нуть ходити вкруг елки в посолон (т.е. по движению солнца, с востока на запад. — Т.К.) дръжати две сабли, подкинув елку ост-реи вниз. Да человек, стоячи, приговариваеть: "Кто сесь мир изменить, по их праву Бог казни". Да обоидуть 3-жды, да наши по-
1 Каштанов С. М. Очерки русской дипломатики. — С. 22.
клонятся кресту, а они на полъдень (юг. — 71л.). А после того Всего с золота воду пили, а приговор их так же: "Кто изменить, а ты, золото, чюй!"»1.
В конце XV в. русские послы не предполагали того, что их далекие предки, заключая более пятисот лет назад договоры с Византией, также клялись оружием (мечом) и своими языческими богами. Так, погодные записи 907, 911, 945 и 971 гг. из «Повести временных лет» показывают, что обряд заключения международных договоров языческой Русью включал определенные действия и словесные формулы: «...а Олга водивше на роту и мужи его по Рускому закону, кляшася оружьемъ своим, и Перуном, богомъ своим, и Волосомъ, скотьемъ богомъ, и утвердиша миръ»2 (погодная статья 907 г.); «А некрещеная Русь полагають щиты своя и мече свое наги, обруче свое и прочаа оружья, да кленутся о всемь, яже суть написана на харатьи сей»3 (погодная статья 945 г., описание утверждения мира Русью в Царьграде); «... и приде на холмъ, кде стояше Перунъ, и покладоша оружье свое, и щиты, и золото, И ходи Игорь роте и люди его, елико поганыхъ Руси»4 (погодная статья 945 г., описание процедуры утверждения Русью того же договора в Киеве); «...да имеемъ клятву от бога, въ его же веруемъ — в Перуна и въ Волоса, скотья бога, и да будемъ золоти, яко золото, и своимъ оружиемь да исечени будемъ»3 (погодная статья 971 г., из текста договора).
Следы некоторых сторон процедуры дописьменного оформления сделок сохранились в частных актах периода феодальной раздробленности в виде особых терминов. Так, в текстах купчих и данных грамот, возникших в период независимости Новгорода и Пскова, встречаются термины «одерень», «вдерень». Они происходят от слова «дерн», которое означает верхний слой почвы, заросший травянистыми растениями и скрепленный их переплетающимися корнями. Дерн был символом некоторых обрядов, связанных с отчуждением земли при передаче ее в собственность, при произнесении присяги перед межеванием земли и т.д. В текстах, оформлявших земельную сделку, термин «одерень» («вдерень») означал вечное право собственности: «А продал есми ту четверть лука (лук — единица исчисления размеров земельных, сенокосных и рыбных угодий. — Т.К.) в одерен(ь) без выкупа и отвел, а нет до тое чети лука дела ни моему роду, ни племяни, ни жене, ни детем»6.
1 Цит. по: Плигузов А. Текст-кентавр о сибирских самоедах. — М.; Ньютон- виль, 1993. - С. 150.
2 Повесть временных лет. — С. 17.
3 Там же С 26
4 Там же.
5 Там же. -С. 34-35.
6 Словарь русского языка XI-XVII вв. - М., 1987. - Вып. 12. - С. 270-271.
В купчих грамотах, особенно двинских, и в абсолютном большинстве актов Северо-Восточной Руси конца XIV—первой половины XVI в. встречается термин «пополонок» («пополнок»), означающий натуральную придачу к основной денежной плате за покупку. Натуральная придача могла состоять из скота и домашней птицы, зерна, одежды, меха и т.д. Стоимость пополонка зависела от величины основной суммы сделки: чем она выше, тем дороже придача. Этот термин несет следы уравнения ценности предметов в ходе натурального обмена. Например, покупая вотчинные земли у Степана Нечая и Парфена Постника Григорьевых Овчининых детей Сытина, архимандрит Новоспасского монастыря Нифонт от себя и братии в купчей грамоте 1544/1545 г. указал: «А дали есмя на ней тритцат(ь) рублев и чотыре рубли да пополнъку вол рыж»1.
Определенным архаизмом в текстах актов является термин «послух» («послухи»). Это слово имеет корень «слух», который указывает на то, что послух был свидетелем устно совершенной сделки. Послухи выступали гарантами соблюдения условий договора, а в случае их нарушения — свидетелями при дальнейшем разбирательстве.
Когда сделки стали оформляться в письменном виде, в текст договора со временем была введена удостоверительная формула с указанием, как скреплен акт и чья печать приложена к документу. Формула свидетельствовала о подлинности документа. В такой ситуации изменилась роль послухов, чьи имена также записывались в удостоверительной части акта. Теперь они были свидетелями и письменного оформления сделки.
Элементы дописьменного периода заключения сделок, отразившиеся в текстах местных актов, в период Русского централизованного государства постепенно исчезают. В это время возникают более или менее единые по структуре, терминологии и юридическим формулам разновидности документов договорного характера. Кроме того, в новых исторических условиях государство стало вести учет письменно оформленных сделок между контрагентами различных сословий и социальных категорий, тем самым обеспечивая унификацию текстов.
1
3.2.2. Берестяные грамоты и развитие актов
Важное место в изучении актов на раннем этапе письменного оформления договоров занимают берестяные грамоты XI— XV вв., первая из которых была найдена археологами в Новгороде 26 июля
1 Акты Российского государства. Архивы московских монастырей и соборов. XV-начало XVII в. - [М.], 1998. — С. 237. - № 101.
,951 г. Понятие «берестяные грамоты» сегодня объедиь-вняет разно-бразные по содержанию тексты. Их можно рассмат;^ривать как рообраз многих видов письменных исторических и»с:сточников, получивших развитие на пергаменной и бумажной остановах.
Среди берестяных грамот встречаются тексты, кото .цзрые содер-'■ат формулы, свойственные некоторым разновидное ~тям актов. апример, почти полностью сохранилось «рукописань-шие» Марии, датируемое второй половиной ХРУ — началом XV в. (грам!«аота № 692). В Новгороде рукописанием называли духовную грамотч-^у, или завещание. При сравнении завещания Марии с самой ран гиней новго-одской духовной грамотой на пергамене (духовная ] Климента) обнаруживаются краткость грамоты Марии и присутег-зтвие в ней традиционных для завещаний формул:
Духовная Климента Берестяная грамот-га-а № 692
(не позднее 1270 г.) (вторая половина XIV ' в. —начало
XV в.)
«Во имя Отця и Сына и Свята- «Во имя 0(т)ца ШМ\а С(ы)на и
го Духа. С(вя)таго Д(у)ха.
Се аз раб божий Климянт даю Се азъ (раба б(ожгЭс)ия) Мария,
рукописанье святому Гергью и отходя сего света, пвшшю рукопи-
игумену Варламу и всей братье... са(ние при) своемъ жги<ивоте. Даю за все то два села... Приказываю остат сгоко свои (=
А ты, Варламе, исправи, того = =) своему Максиму, , зандо есмъ
|целя написах, зан да не было у пуста. Пусти его ты( и(мъ) по мне
мене брата, ни сыну...»1. помянеть» .
Оба текста начинаются с так называемого богослове вия, в качестве которого в завещаниях часто использовался обор соот «Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа». Затем в текстах следуе=тэт имя завещателя «Се яз, раб божий (такой-то)». Далее в грамгеаоте Марии встречается формула «отходя сего света пишу (даю) ру^укописание при своем животе», указывающая обстоятельства сост£э_авления документа. В духовной Климента эта формула дана в кр»~атком варианте — «даю рукописание». Различия могут быть объят «аснены тем, что духовная Климента представляет собой более рангатний текст, в котором не все необходимые обороты получили свое ^развитие. Оба текста имеют самоназвания. Термин «рукописан шие» отмеча-
'ется и в более ранней грамоте № 689, датируемой втор»«оой половиной ХГУ в.: «По рукописанию възяле рубель, а прочи рз-'укописания
' поло третия рубля...». Упоминаемое здесь завещание не егюбязательно написано на бересте, но несомненна связь этой хозяйс-огтвенной записи о расходах по духовной с текстом самого завещагаглия.
________
1 Памятники русского права. — М., 1953. — Вып. 2. — С. 108—1 «О09.
2 Янин В.Л., Зализняк А.А. Новгородские грамоты на бересте i (из раскопок 1984-1989 годов). - М., 1993. - С. 79.
Распоряжения обоих завещателей вводились в тексты оборотами: «а приказываю...» («а даю...»), за которыми следовало перечисление завещаемого имущества. При этом в пергаменной духовной Климента распоряжения относительно движимого и недвижимого имущества зафиксированы очень подробно. В грамоте Марии подобного перечисления не было, и это утверждение не опровергается даже небольшой утратой текста.
В конце обоих завещаний объясняется, почему отданы именно такие распоряжения: у Климента не было наследников мужского пола, и он не мог оставить недвижимость своей жене, которая, как следует из текста, «пострижеться в чернице», а Мария, по-видимому, вообще не имела наследников.
Таким образом, условия завещания — самая главная часть в духовной — не отражены в берестяной грамоте № 692. По всей видимости, запись на бересте была сделана «для памяти».
Имея много общего, акты на пергамене и на бересте развивались по-разному. Берестяные грамоты не могли стать основой для развития актов и других видов источников. Причина этого кроется в свойствах писчего материала, не позволявших включать новую информацию в сложившиеся краткие варианты текстов. Краткость «берестяных» текстов договорного характера при одновременном использовании развернутых текстов на пергамене или бумаге позволяет предположить, что они представляют собой не официальные акты, оформленные по всем правилам, а записи «для памяти». По мнению некоторых исследователей, их краткая и четкая структура со всеми присущими конкретному акту формулами свидетельствует о том, что письменная форма фиксации сделок длительное время сосуществовала со словесно-процедурным действием.
В результате дальнейшей специализации письменных текстов, обусловленной государственными и общественными потребностями, а также благодаря переводу с середины XIV в. письменности на бумагу ускорился процесс развития формуляра акта, что выразилось во внесении в текст договора новой информации, необходимой для контрагентов и власти.
Значение берестяных грамот в источниковедении велико и по той причине, что они дают новые аргументы при обсуждении проблемы генезиса русского частного акта. В источниковедении существует дискуссия о времени и месте появления частных актов. Различие мнений было порождено тем, что, во-первых, древнейшие акты сохранились в позднейших списках, во-вторых, в актах не ставилась дата оформления сделки или составления документа. Практика простановки даты в частных актах стала обязательной только с конца XV в. По мнению С.Н.Валка (1887—1975), частные акты прежде появились в Новгороде в XIII в. и только в XV в. в Северо-Восточной Руси. Его оппонентом выступил Тихомиров,
который относил появление частных актов к XII в. Изучив большое количество печатей, которые привешивались к документам, Янин нашел косвенные аргументы в поддержку гипотезы Тихомирова. Исследователь сделал вывод о том, что сохранившиеся буллы принадлежали и частным актам XII в.
Результаты изучения берестяных грамот усиливают позиции исследователей, придерживающихся мнения о достаточно раннем появлении частных актов. Ряд этих грамот позволяет обнаружить следы более ранних письменных актов, чем те, которые сохранились. В берестяной грамоте № 53 (10 — 30-е гг. XIV в.) упоминается «список с купной грамоты», что косвенно подтверждает более раннее существование письменно оформленных купчих с их отличительными чертами.
3.2.3. Публично-правовые акты: основные разновидности
К числу публично-правовых актов относятся международные договоры; договоры между князьями и Новгородом; между великими и удельными князьями; между князьями и церковью; между верховной властью и отдельными светскими феодалами или церковными организациями.
Грамоты по внешнеполитическим вопросам. Древнейшие русские публично-правовые акты возникли в сфере внешней политики. [К ним относятся договоры Руси с Византией 911, 944 и 971 г., тексты которых сохранились в составе «Повести временных лет» второй и третьей редакций. Договоры заключались по византийской и языческой процедурам. Тексты договоров в летописном варианте представляют собой переводы с греческого языка.
В период феодальной раздробленности самостоятельные государственные образования поддерживали договорные отношения с Западом. Активно проявлял себя во внешнеполитической области Великий Новгород. За период с конца XII в. до 1466 г. сохранились около 20 договоров и проектов договоров Новгородской феодальной республики с Готландом, Любеком, городами Ганзейского союза, Ливонским орденом. Соглашения касались торговых, политических и других вопросов. В 1323 г. новгородский князь Юрий Данилович заключил со Швецией так называемый Ореховецкий договор, который почти на два столетия определил новгородско-шведскую границу. Условия этого договора подтверждались дважды, в 1339 и 1351 г. В письменном виде оформлялись договоры Новгорода с Великим княжеством Литовским.
Свои внешнеполитические связи закрепляло договорами и Смоленское княжество. В 1229 и 1230—1240 гг. Смоленск заключил соглашения с Ригой и Готским берегом.
Договорные грамо>ты Великого Новгорода с великими князьями.
Особое политическое устройство Новгородской феодальной республики предусматривало письменное оформление условий, на которых новгородцы приглашали на службу князей. Приглашенные князья были из Твери, Литвы и Москвы. Содержание заключенных с ними договоров касалось условий, на которых князь участвовал в управлении Новгородской землей, и его прав.
Самая ранняя из дошедших договорных грамот Новгорода с приглашенным князем датируется серединой 60-х гг. XIII в. Это грамота, заключенная с тверским великим князем Ярославом Ярославичем. Последний договор подобного рода, заключенный Великим Новгородом в период независимости, был оформлен грамотой 1471 г. В ней указывались условия, на которых московский великий князь Иван Васильевич должен «держати» Новгород.
Докончальные гра_моты. Докончальными грамотами (от древнерусского слова «докончание» — договор) назывались соглашения между великими князьями, а также между великими и удельными князьями. Для наименования договоров русских царей с главами других государств термин использовался и позднее, в XVII в. Одна из ранних известных сегодня междукняжеских договорных грамот была составлена в XIV в. Это докончание 1350/1351 г. между великим князем Семеном Ивановичем Гордым и его братьями — удельными князьями Иваном и Андреем Ивановичами. Большое число междукняжеских договоров оформлялось в условиях феодальной войны второй четверти XV в., когда для князей стал актуальным вопрос о военных и политических союзах. Последняя договорная грамота оформила в 1531 г. соглашение между великим московским князем Василием III и дмитровским князем Юрием Ивановичем.
В докончаниях определялись вассально-сюзеренные отношения князей, поскольку в них фиксировалось старшинство одного князя («брат старейший») и подчиненность другого («брат молод-ший»). Например, докончание великого князя Дмитрия Ивановича и великого князя рязанского Олега Ивановича, заключенное около 1382 г., начинается так: «По бл(а)гословен(ь)ю отца н(а)-шего Киприяна, митрополита всея Руси, на сем, братъ стареи-ши, княз(ь) велики Дмитреи Иванович, и братъ твои, княз(ь) Володимеръ Андреевич, целуйте ко мне кр(е)стъ, къ своему брату к молодщему, ко князю к великому к Олгу Ивановичю»1.
Грамоты содержал и разнообразные договорные статьи: о военной помощи, владении территориями, статусе различных категорий населения, праве отъезда бояр и вольных слуг, порядке взимания пошлин и выплаты «выхода» — ордынской дани.
1 Духовные и договорные грамоты великих и удельных князей. XIV—XVI вв. —
I Формула заключения договора и присяги на верность при соблюдении соглашения выражалась в тексте докончания словами: i«...целовали есмы межи собе крест...».
Жалованные грамоты. Жалованные грамоты появились на Руси i в XII в. Древнейшей жалованной грамотой, сохранившейся в ори-3 гинале, является пергаменная грамота великого киевского князя , Мстислава Владимировича и его сына — новгородского князя Все-L волода. В ней зафиксировано пожалование игумену Исайи и бра-I тии Юрьева монастыря села Буйце вместе с иммунитетными пра-, вами на землю.
Формуляр этой грамоты еще не развит, в нем нет, в частно-I сти, даты. В источниковедении предложено несколько вариантов L ее датировки. С учетом времени пребывания Мстислава Влади-■ мировича на киевском престоле грамота датируется широко — | от 1125 до 1132 г. Попытки уточнить датировку опираются на известие новгородских летописей о том, что до 1128 г. игуменом L в Юрьеве монастыре был Кирияк. Следовательно, грамота, дан-|, ная на имя игумена Исайи, возникла уже после этого года. Один [из первых исследователей грамоты И.И.Срезневский (1812 — I 1880) датировал ее ИЗО г., так как Всеволод после похода в [ этом году на чудь «ходи Кыеву к отцю» и вместе с отцом дал Е жалованную грамоту. Другие исследователи находят иные события в жизни Мстислава Владимировича, позволяющие датировать грамоту. Так, Т.В.Рождественская считает, что в 1128 г. киевский князь приезжал в новгородский Юрьев монастырь по случаю поставления Исайи игуменом, и относит жалованную грамоту к 1128 г.
В период феодальной раздробленности жалованные грамоты выдавались во многих княжествах: Рязанском, Тверском, Ярославском, Московском и др.
На начальном этапе выдача жалованных грамот в определенной степени свидетельствует о слабости государственной власти, поскольку вместе с землей она передавала вотчиннику собственные права на сбор государственных доходов и суд над людьми, проживавшими на территории вотчины.
В условиях Русского централизованного государства верховная власть, укрепляясь, стремилась ограничить права вотчинников на территории их владений, поэтому уже в XVI в. предпринимались попытки приостановить выдачу жалованных грамот. В отношении светских вотчинников постепенно это удалось сделать, но на вотчины церковных феодалов жалованные грамоты продолжали выдаваться и в XVII в.
В ранних жалованных грамотах нет детализации податного и судебного иммунитета. Жалованными грамотами XIV—начала XV в. бессрочно освобождали только от дани. В дальнейшем список поборов, от которых отказывался верховный правитель в пользу вот-
чинника, увеличивался. Теперь у власти появились варианты различных сочетаний привилегий, которые она предоставляла землевладельцам. С конца XV в. стали бессрочно освобождать от основных прямых налогов и пошлин: дани, ямских денег, тамги, посошной службы, а с середины XVI в. — от полоняничных и писчальных денег. Грамоты, бессрочно освобождавшие вотчину от всех этих налогов и пошлин или некоторых из них, называются жалованными тарханными грамотами. Жалованная льготная грамота освобождала от уплаты государственных податей на оговоренный в грамоте срок. Жалованные тарханно-оброчные грамоты заменяли повинности, падавшие на феодальное владение, единой суммой оброка, уплачиваемого в заранее установленный срок. Судебный иммунитет предоставлялся жалованными несудимы-ми, «бережельными» и другими грамотами. Жалованные обель-но-несудимые грамоты сочетали освобождение от второстепенных поборов в пользу великого князя с привилегиями судебного характера.
Княжеские духовные грамоты. Самыми ранними духовными грамотами — княжескими завещаниями — являются два «рукописания» владимиро-волынского князя Владимира Василькови-ча, созданные около 1287 г. и сохранившиеся в тексте Ипатьевской летописи. Факт составления духовной отдельно для каждого наследника (брата и жены князя) свидетельствует о неразвитости завещаний как разновидности актов. Позднее все распоряжения завещателя как в публично-правовом, так и в частном документе оформлялись в едином тексте, независимо от количества наследников.
Духовные грамоты великих князей Северо-Восточной Руси создавались с XIV по XVI вв., однако сохранились грамоты только князей московского дома. Духовные грамоты московских кля-зей появляются с конца 20-х или конца 30-х гг. XIV в. С 1327 (или 1339 г.) по 1375 г. их известно четыре, причем духовные Ивана Калиты и Ивана Красного дошли в двух вариантах. Все шесть текстов сохранились в подлинниках. В письменном тексте суть договора передают формулы: «...целым своим умом пишу душевную грамоту...» и «...даю ряд...». Такие же формулы использовались и в завещаниях частных лиц.
Поздней из сохранившихся княжеских духовных грамот является завещание царя Ивана Грозного 1572 г., которое по своему содержанию близко к публицистическому сочинению.
Духовные грамоты составляли и удельные князья. Последняя из них — завещание углицкого князя Дмитрия Ивановича Жилки (1521 г.)
Уставные грамоты. Древнейшие уставные грамоты реконструируются на основе церковных уставов. Как уставные грамоты, так и церковные уставы касались взаимоотношений светской и цер-
Ионной властей и отражали земельные, финансовые и иные интерес i»i государства и церкви.
Результаты реконструкции уставных грамот, проведенной Ща-Иопым, таковы. Первая уставная грамота князя Владимира Свя-Тославича предоставляла в 995 или 996 г. десятину только церкви lioi ородицы. Следующая уставная грамота князя Владимира о церковных судах, выданная до 1011 г., относилась ко всем русским сиископиям. На основе обеих грамот возник древнейший текст церковного Устава Владимира о десятинах, судах и людях церковных, распространившего действие этих постановлений на все русские земли.
Выдача второго Устава князя Ярослава Владимировича о церковных судах датируется периодом между 1051 и 1054 гг. Некоторые исследователи считают, что, как и Устава Владимира, Устав Ярослава имели предшественницей уставную грамоту — договор князя с первым русским митрополитом Иларионом. Об этом свидетельствует начальная формула архетипа устава «Се аз, князь ве-Ликыи Ярослав, сын Володимерь, по данию отца своего съгадал семь с митрополитом с Ларионом, сложил еемь гречьскыи номо-канун...»1. Устав, подвергшийся переработке в последующие периоды, так же, как и церковные уставы, выданные впоследствии В Смоленске и Новгороде, по своему назначению, содержанию и форме ближе к законодательным документам, чем к договорным. Уставы иногда называют кодексами, судебниками. Таким образом, уставные грамоты играли роль нормативных источников для последующих кодификаций законов.
К середине XVI в. область возникновения публично-правовых договоров и актов, их оформлявших, несколько сузилась. Завершение процесса объединения государства и установление власти московского великого князя над всеми русскими землями как «государя всея Руси» упразднили, например, необходимость регулировать с помощью договоров отношения как великого князя, так и удельных князей. «Самодержавство», утвердившееся в это время, понималось современниками как неограниченная власть монарха, не зависимого от своих подданных. В новых исторических условиях механизмами, регулировавшими отношения между верховной властью и различными категориями населения, стали законодательство и административное управление, представленное приказной и местной системами государственных учреждений. В связи с этим возросло значение нормативных и распорядительных материалов, исходивших от имени царя. В дальнейшем соотношение публично-правовых и частных актов менялось в пользу последних.
' Щапов Я.Н. Княжеские уставы и церковь в Древней Руси XI —XIV вв. ... — К 293.
4 Голиков Ч/
3.2.4. Частные акты: основные разновидности
Частные акты обязаны своим происхождением развитию сферы социально-экономических отношений. По мере ее развития росло разнообразие как объектов сделок частных лиц (земля, деньги, люди и т.д.), так и условий, на которых достигалась договоренность контрагентов. Сохранившийся корпус частных актов отражает это разнообразие.
Большинство частных актов, возникших до конца XV в., связано с перераспределением земельного фонда. Письменно оформленные договоры, объектом которых была земля, раскрывают процесс образования феодальной собственности на землю, показывают различные пути формирования этой собственности и т.д.
Переход земли от одного лица к другому, а также закрепление права собственности нового владельца фиксировали данные, купчие и меновные грамоты. Эти акты фиксировали различные формы перехода земли от одного владельца к другому и условия, на которых совершались сделки.
Если земли даровались, сделка оформлялась данной {вкладной) грамотой. Дарителями в данном случае выступали светские лица, а получавшими дар — церкви, монастыри. Вклады были одним из основных путей формирования церковного и монастырского землевладения. Эта разновидность грамот начинались формулой: «Се аз (такой-то) дал есмь в дом (название монастыря) игумену с братьею...».
О времени появления данных грамот в источниковедении нет единой точки зрения. Древнейшей подобной грамотой некоторые исследователи считают новгородскую' данную игумена Антония Римлянина, несмотря на то что она сохранилась в списке второй половины XVI в. Они датируют ее не позднее 1147 г., основываясь на годе смерти вкладчика. К настоящему времени высказаны и другие мнения о грамоте Антония Римлянина: Валк и Ю.Г.Алексеев считают ее подделкой. Янин относит ее составление к более позднему периоду — концу XIII — середине XIV в. Тихомиров, признавая раннее происхождение грамоты (XII в.), объясняет ее позднюю терминологию поновлением текста при копировании.
Данные грамоты на землю оформлялись до 80-х гг. XVI в., когда законодательно были запрещены земельные вклады в монастыри.
Если земля покупалась, то приобретение недвижимости фиксировалось в купчей грамоте. В сделке типа «купля-продажа» с обеих сторон могли участвовать как светские, так и духовные лица. Купчие грамоты на землю сохранились, начиная со второй половины XIV в. В тексте купчей суть сделки передавала фраза: «Се аз (такой-то) купил есми (то-то)...».
Обмен землей отражался в меновной грамоте. Первые меновные Грамоты появились в Пскове в XIV в., а со второй четверти XV в. рни распространились и в Северо-Восточной Руси. Характер сделки передавала формула: «Се аз (такой-то) променил есми (тако-
;У-Т0) СВОЮ ВОТЧИНКу...».
I Тексты этих трех групп актов близки по форме и отчасти по одержанию. В них назывались стороны, участвовавшие в сделке, ее бъект и условия. В удостоверительной статье грамот перечислялись идетели (послухи) оформления документа, назывался писец, шднее в нее включилось замечание о печати. Помимо статей, характеризующих суть сделок, главные различия касались конкретных условий передачи земли новому собственнику. В данной грамоте сторона, получавшая вклад, была обязана поминать умерших родственников дарителя. В одних грамотах это условие обозначалось кратко, в других вносилось уточнение о том, что имена родственников должны быть записаны в синодик. Особенностью поздних текстов данных грамот является указание прежних владельцев и условий, на которых была получена земля дарителем.
В купчей грамоте обязательно указывалась сумма, выплаченная продавцу земли. В текстах купчих XVI в. стала фиксироваться '"язанность продавца «очищать» землю, т. е. при возникновении ретензий третьих лиц на землю доказывать свое право на ее родажу и освобождать покупателя от судебных издержек. Это бязательство свидетельствовало о значительном развитии пресса отчуждения земли, многократной смене землевладельцев желании покупателя обезопасить себя в случае появления тре-ьих лиц, претендовавших на купленную землю. Например, вот как письменно оформлена в 1569/1570 г. договоренность об «очищении» вотчинной земли в Боровском уезде, проданной Рако-ыми «в дом Михаилу Арханилу, что на Москве на площади в таром городе, арханилскому протопопу Григор(ь)ю Иванову (ы)ну з брат(ь)ею...»: «А у кого выляжет на ту н(а)шю вотчину упчая или кабала, или запис(ь), или иная какая крепость нибу-Щ, и нам та своя вотчина очищати, а протопопа Григор(ь)я з рат(ь)ею в той своей вотчине не довести ни которого убытка. ^ что ся протопопу Григор(ь)ю з брат(ь)ею в той н(а)шеи вотчиме учинит убытка, и нам ему те убытки платити»1. В купчих мож-о встретить запись о праве покупателя поступать с землей по своему усмотрению, а также замечание об отчуждении продавца от земли навечно.
Крупные землевладельцы собирали свои владения в течение многих лет, осуществляя и другие сделки, которые оформлялись закладными и деловыми (дельными, раздельными) грамотами.
---------
1 Акты Российского государства. — С. 67.
Закладные грамоты, которые появились еще в начале XV в. и период феодальной раздробленности, оформляли получение денежной суммы в долг под заклад (залог) земли. В качестве заемщиков выступали и феодалы, и крестьяне, и церковнослужители. Закладные грамоты обычно начинались формулой: «Се яз (такой-то) занял есми у (такого-то) (столько-то) денег, а в тих деньгах заложил есми... (описание земли)». Важным пунктом в условиях такой сделки был срок, на который брались деньги взаймы. В закладной грамоте он обычно обозначался церковными праздниками. Кроме того, в закладной зачастую указывались размер процентов («рост»), способ их взимания, права кредитора во время залога и в случае невыкупа должником своих земель в срок.
Деловые грамоты фиксировали раздел вотчины светского феодала между его наследниками. Эти акты были тесно связаны с духовными грамотами, в которых завещатель отдавал распоряжения относительно всего своего движимого и недвижимого имущества. Однако в дельной грамоте отражался только раздел земли в соответствии с распоряжением завещателя. В дельной грамоте раздел мог быть расписан более подробно, чем в духовной.
Развитие товарно-денежных отношений и связанный с ним процесс формирования категорий несвободных людей отражены во многих разновидностях частных актов, среди которых полные грамоты, служилые кабалы, порядные, ссудные грамоты, жилые записи и др. В историографии на основе этих грамот изучались происхождение крепостного права, экономическое положение различных категорий крестьян и т.д.
Полные грамоты регистрировали один из вариантов купли-продажи, и ее объектом являлись люди. Первые сведения о таких грамотах относятся к XV в. Сегодня известны две подлинные полные грамоты — грамота 1494 г., составленная в Суздале, и грамота 1511 г., написанная в Пскове. Другие полные грамоты сохраняются в списках конца XVI в. в новгородских записных книгах старых крепостей. Последняя известная сегодня полная грамота датируется 1554 г.
Название этой группы грамот происходит от слова «полница», обозначающего переход свободного человека в полное холопство («в полницу»). В полное холопство человек продавал себя сам (или его продавали) за определенную денежную сумму. Суть данной сделки передавала фраза «Се аз (такой-то) купил есмь (такого-то) в полницу себе и своим детем... на нем полтора рубли. А продал есми по своей воле без пристава...».
Докладными назывались полные грамоты о самопродаже людей «в полницу», совершенной с доклада наместнику.
С начала XVI в. и до конца XVII в. похолопление оформлялось служилыми кабалами. Слово «кабала» обозначало письменное дол-
говое обязательство, долговую расписку. Служилые кабалы фиксировали заем денег с обязательством должника «служити по вся дни и всякое дело делати» во дворе заимодавца. В отличие от закладных, в заемных кабалах заем не обеспечивался залогом земли. Поэтому заемные кабалы заключались с представителями тех социальных слоев, которые не располагали свободно отчуждаемой землей. В роли кредитора мог выступать светский или церковный феодал, а в роли заемщиков — монастырские слуги, крестьяне, посадские люди. Поступавший в кабалу заемщик имел право после погашения долга выйти из кабалы, однако это случалось крайне редко.
С конца XV в. получают распространение акты крестьянского поряда, т.е. акты, оформлявшие поступление в крестьяне к частному феодалу. К ним относятся оброчные, порядные и ссудные грамоты.
Оброчные грамоты оформляли отношения между феодалом и крестьянином, который получил от этого феодала землю для обработки. Эти акты появились в конце XV в. Они начинались формулой: «Се яз (такой-то) дал есми на оброк...». Далее описывалась земля, размер ренты, которую должен был выплатить крестьянин феодалу с этой земли. Арендаторами вотчинной земли выступали и другие сословия.
Порядные записи происходили в основном из северных монастырей. Свое название документ получил от слова «ряд» (договор). В период феодальной раздробленности в Новгородской республике рядной наименовался договор между двумя сторонами по какому-либо спорному делу. Она заключалась «полюбовно», без суда или согласно судебному решению. Самой ранней рядной считается псковская рядная Тешаты и Якима 1266— 1291 гг.
Сравнение рядной периода феодальной раздробленности и порядной записи периода Русского централизованного государства показывает, что эти акты, несмотря на схожесть наименований, отражают различные договорные отношения.
На Северо-Востоке в XVI —XVII вв. порядная оформляла вступление в феодальную зависимость обедневших и обезземеленных крестьян. Порядные заключали также церковнослужители (дьячки, попы). Порядчик обязывался освоить выделенный ему земельный надел и нести повинности в пользу землевладельца, а феодал давал на определенный срок льготу на оброк и барщину.
Особенностью содержания порядных грамот является подробное перечисление повинностей крестьян, садившихся на чужой земле.
В порядных указывалось следующее: 1) кто поряжается; 2) к кому; 3) на какой участок; 4) с какого времени и на какой срок; 5) подмога (натуральная или денежная субсидия); 6) условия эксплуатации участка; 7) трудовые повинности и подати в пользу
феодала; 8) государственные повинности; 9) неустойка в случае невыполнения поставки; 10) удостоверительная часть, где названы имена свидетелей сделки и писца.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|