Сделай Сам Свою Работу на 5

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИИ





 

Вусловиях использования информационных технологий функ­ции распределены между человеком и техническими устройствами. При анализе деятельности человека наибольшее значение имеют эргономические (инженерно-психологические) и психологические (социально-психологические) факторы.

Эргономические факторы позволяют, во-первых, определить рациональный набор функций человека, во-вторых, обеспечить ра­циональное сопряжение человека с техническими средствами и ин­формационной средой.

Психологические факторы имеют большое значение, так как внедрение информационных технологий в корне изменяет деятель­ность человека. Наряду с положительными моментами, связанны­ми с рационализацией деятельности, предоставлением новых воз­можностей, возникают и негативные явления. Это может быть вы­звано различными факторами: психологическим барьером, услож­нением функций, другими субъективными факторами (условиями и организацией труда, уровнем заработной платы, результативно­стью труда, изменением квалификации).

При работе в среде информационных технологий человек вос­принимает не сам объект, а некоторую его обобщенную информа­ционную модель, что накладывает особые требования на совмести­мость пользователя с различными компонентами информационных технологий.



Важным признаком, который необходимо учитывать при раз­работке и внедрении информационных технологий является отно­шение человека к информации. Оно может быть пассивным, ко­гда пользователю предоставляется информация по жесткому алго­ритму, и активным, когда пользователь создает необходимые ему данные.

Основной задачей операции представления информации поль­зователю является создание эффективного интерфейса в системе «человек—компьютер». При этом осуществляется преобразование информации в форму, удобную для восприятия пользователя.

Среди существующих вариантов интерфейса в системе «чело­век—компьютер» можно выделить два основных типа: на основе меню («смотри и выбирай») и на основе языка команд («вспоми­най и набирай») [22].

Интерфейсы типа меню облегчают взаимодействие пользовате­ля с компьютером, так как не требуют предварительного изучения языка общения с системой. На каждом шаге диалога пользователю предъявляются все возможные в данный момент команды в виде наборов пунктов меню, из которого пользователь должен выбрать нужный. Такой способ общения удобен для начинающих и непро­фессиональных пользователей.



Интерфейс на основе языка команд требует знания пользовате­лем синтаксиса языка общения с компьютером. Достоинством ко­мандного языка является его гибкость и мощность.

Указанные два способа реализации интерфейса представляют собой крайние случаи, между которыми возможно существование различных промежуточных вариантов. Составные части интерфей­са представлены на рис. 4.12.

Технология представления информации должна давать допол­нительные возможности для понимания данных пользователями, поэтому целесообразно использование графики, диаграмм, карт.

Пользовательский интерфейс целесообразно строить на основе концептуальной модели предметной области, которая представля­ется совокупностью взаимосвязанных объектов со своей структу­рой. Однако доступ к объектам и их экземплярам возможен только через систему окон различных типов. Ряд окон связан с конкрет­ным объектом. В соответствии с этим предложением в сценарии

 

 

 

Рис. 4.12. Составные части интерфейса

 

работы пользователя при информационном наполнении понятий предметной области выделяем две фазы:

• выбор окон;

• работа с окнами.

Для упрощения работы окна можно группировать в соответ­ствии с функциональными потребностями. С этой целью вводит­ся механизм разделов, который предоставляет возможность соз­дания иерархии функционально ориентированных разделов, в каждый из которых включается необходимый набор других раз­делов и окон. Посредством спецификации окон для каждого из объектов возможно указать допустимые режимы работы с экзем­плярами и состав видимых атрибутов с режимами работы с ними. Возможно отобрать несколько разделов и несколько окон в них одновременно.



Таким образом, фаза выбора объектов должна поддерживаться следующими функциями:

• работой с общим каталогом окон в главном разделе;

• созданием нового раздела;

• удалением раздела;

• редактированием описания раздела;

• передачей определений и окон между разделами;

• движением по иерархии разделов;

• отбором разделов для работы;

• отбором окон для работы.

Позиции окон могут быть связаны с другими окнами через со­ответствующие команды из типового набора. По существу специ­фикация окон задает сценарий работы с экземплярами.

Окно — средство взаимосвязи пользователя с системой. Окно представляется как специальный объект. Проектирование пользо­вательского интерфейса представляет собой процесс специфика­ции окон.

Примером оконного интерфейса является интерфейс MS Windows, использующий метафору рабочего стола и включающий ряд понятий, близких к естественным (окна, кнопки, меню и т.д.).

Пользователь информационной системы большей частью вынуж­ден использовать данные из самых разных источников: файлов, баз данных, электронных таблиц, электронной почты и т. д. При этом данные имеют самую различную форму: текст, таблицы, графика, ау­дио- и видеоданные и др. В связи с этим возникает проблема инте­грации источников информации, заключающаяся в том, что, во-пер­вых, пользователю должны предоставляться не данные, а информа­ция в форме максимально удобной для восприятия, во-вторых, он должен использовать единственный универсальный интерфейс, по­зволяющий единообразно работать с подготовленной информацией. Пассивные пользователи, называемые иногда потребителями, облада­ют рядом специфических качеств, связанных с отсутствием времени, желания и квалификации для более глубокого изучения используе­мых инструментальных средств. В этом случае алгоритм общения с системой должен быть предельно простым. Другая часть пользовате­лей требует предоставления достаточно широкого круга средств ак­тивного влияния на выполняемые информационные процессы.

Этим требованиям удовлетворяет Web-технология. Развитие средств вычислительной техники привело к ситуации, когда вместо традиционных параметров — производительность, пропускная спо­собность, объем памяти, узким местом стал интерфейс с пользова­телем. Первым шагом на пути преодоления кризисной ситуации стала концепция гипертекста, впервые предложенная Теодором Хольмом Нельсоном. По своей сути гипертекст — это обычный текст, содержащий ссылки на собственные фрагменты и другие тексты (рис. 4.13).

Аналогом гипертекста можно считать книгу, оглавление кото­рой по своей сути представляет ссылки на главы, разделы, страни­цы. Внутри книги содержатся ссылки на другие источники. Даль­нейшее развитие гипертекст получил с появлением сети Интернет, позволившей размещать тексты на различных, территориально уда­ленных компьютерах. При этом требовалось дальнейшее совершен­ствование интерфейса, так как имеющийся не позволял предста­вить разнообразную информацию разной природы, был ограничен и затруднен для восприятия, отсутствовал доступ множества потре-

 

 

Рис. 4.13. Гипертекст

 

бителей к единому массиву структурированной информации. В результате была предложена и реализована концепция навигатора Web. Web-сервер выступает в качестве информационного концен­тратора, получающего информацию из разных источников и в од­нородном виде представляющем ее пользователю. Средства Web обеспечивают также представление информации с нужной степе­нью детализации с помощью Web-навигатора. Таким образом, Web — это инфраструктурный интерфейс для пользователей раз­личных уровней.

Несомненным преимуществом Web-технологии является удоб­ная форма предоставления информационных услуг потребителям, имеющая следующие особенности:

• информация предоставляется потребителю в виде публикаций;

• публикация может объединять информационные источники различной природы и географического расположения;

• изменения в информационных источниках мгновенно отра­жаются в публикациях;

• в публикациях могут содержаться ссылки на другие публика­ции без ограничения на местоположение и источники последних (гипертекстовые ссылки);

 

• потребительские качества публикаций соответствуют совре­менным стандартам мультимедиа (доступны текст, графика, звук, видео, анимация);

• публикатор не заботится о процессе доставки информации к потребителю;

• число потенциальных потребителей информации практиче­ски не ограничено;

• публикации отражают текущую информацию, время запазды­вания определяется исключительно скоростью подготовки элек­тронного документа;

• информация, предоставленная в публикации, легко доступна благодаря гипертекстовым ссылкам и средствам контекстного по­иска;

• информация легко усваивается потребителем благодаря ши­рокому спектру изобразительных возможностей, предоставляемых Web-технологией;

• технология не предъявляет особых требований к типам и ис­точникам информации;

• технология допускает масштабируемые решения: увеличение числа одновременно обслуживаемых потребителей не требует ради­кальной перестройки системы.

Контрольные вопросы

 

1. Какие информационные процессы являются базовыми?

2. В каких представлениях рассматривается предметная область?

3. Перечислите формы исследования данных.

4. Объясните суть декомпозиции на основе объектно-ориентированного подхо­да?

5. Что такое инкапсуляции, полиформизм и наследование?

6. Какие существуют методы обогащения информации?

7. Что собой представляет модель OSI?

8. Какие существуют протоколы сетевого взаимодействия?

9. Что такое драйвер?

10. Что такое дейтаграммный протокол?

11. Укажите функции, выполняемые протоколами канального уровня.

12. Какие функции выполняют протоколы среднего уровня?

13. Какие функции выполняют протоколы верхнего уровня?

14. Поясните содержание числовой и нечисловой обработки информации.

15. Охарактеризуйте виды обработки информации.

16. Какие существуют архитектуры ЭВМ с точки зрения обработки информа­ции?

17. Определите содержание основных процедур обработки данных.

18. Поясните особенности принятия решений в различных условиях.

19. Укажите основные компоненты поддержки принятия решений.

20. Какие существуют системы поддержки принятия решений?

21. Дайте характеристику способов организации данных.

22. Укажите отличия базы данных, хранилища данных, витрины данных, репозитария.

23. Какие модели используются для описания предметной области?

24. Какие модели используются на концептуальном уровне?

25. Какие модели используются на логическом уровне?

26. Какие модели используются на физическом уровне?

27. Дайте краткую характеристику основных типов баз данных.

28. Сформулируйте подходы к проектированию баз данных?

29. Что такое СУБД и каковы ее стандарты?

30. Укажите способы реализации СУБД.

31. Опишите содержание процесса проектирования баз данных.

32. Какие существуют критерии оценки баз данных?

33. Что такое интерфейс и какова его роль в процессе представления и исполь­зования информации?

34. Какие существуют виды интерфейсов?

35. На чем основана концепция гипертекста?

36. В чем заключается концепция публикаций информации?

 

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.