Сделай Сам Свою Работу на 5

ОТ ИНДУСТРИАЛЬНОГО ОБЩЕСТВА





К ИНФОРМАЦИОННОМУ

 

Информатизация должна способствовать развитию города, ре­гиона, страны.

Обычно начальная фаза перехода к информационному общест­ву характеризуется массовым стихийным внедрением автономной вычислительной техники, несложного телекоммуникационного оборудования и автоматизацией простейших процессов.

Следующая фаза отличается созданием и использованием дос­таточно сложных общегородских, ведомственных и коммерческих информационных систем, баз данных, формированием единого информационного пространства с помощью телекоммуникацион­ных сетей. Сложность работы и затраты на второй стадии инфор­матизации значительно выше, чем на первой, и требуют соответст­вующего нормативно-правового и организационного обеспечения, многопрофильной кооперации и координации со стороны участни­ков процесса.

К основным стратегическим целям информатизации любого ре­гиона можно отнести:

• обеспечение каждому жителю региона свободного доступа ко всей информации, необходимость в которой возникает в процессе его деятельности, отдыха и в быту;

• формирование информационных потребностей населения и обеспечение каждому жителю региона возможности фактического удовлетворения этих потребностей;



• формирование информационной культуры населения;

• превращение информационных ресурсов региона в стратеги­ческий ресурс устойчивого и поступательного развития, направлен­ного на достижение главной цели развития региона — стабильного улучшения качества жизни всех слоев населения;

• обеспечение информационной безопасности региона и каж­дого его жителя.

К стратегическим направлениям перехода к информационному обществу относятся:

• формирование единого информационного пространства ре­гиона и интеграция его в информационное пространство России и единое мировое информационное пространство;

• подготовка населения региона к формированию информаци­онного общества и к жизни в этом обществе;

• создание правовых основ перехода к информационному об­ществу и обеспечение условий их практического применения;

• создание информационной экономики региона;



• осуществление свободного доступа к информации каждому жителю региона при обеспечении информационной безопасности личности, общественных групп и всего населения региона в целом;

• научное сопровождение формирования информационного общества;

• участие в межрегиональном и международном сотрудничестве и разделении труда при формировании информационного общест­ва города, регионов, стран и мира.

Для этого необходимо решить следующие стратегические за­дачи:

• создание и развитие информационной инфраструктуры ре­гиона и интеграция ее в национальную и мировую информацион­ные инфраструктуры;

• перевод в цифровую форму и на машиночитаемые носители информационного фонда региона, формирование его информаци­онных ресурсов;

• создание условий для роста информационной индустрии (промышленного производства информации и оказания информа­ционных услуг);

• широкое применение современных информационных и теле­коммуникационных технологий;

• ориентация воспитания и образования на формирование ин­формационных культуры и потребностей, соответствующих инфор­мационному обществу;

• создание рынка информации и знаний как факторов произ­водства и превращение информационных ресурсов региона в ос­новные ресурсы социально-экономического развития за счет рас­ширения доступа к ним;

• становление и в последующем доминирование в экономике города новых технологических укладов, базирующихся на массовом использовании сетевых информационных технологий, перспектив­ных средств вычислительной техники и телекоммуникаций;



 

• обеспечение информационной безопасности личности, обще­ства и государства, а также прав граждан и социальных институтов на свободное получение, распространение и использование инфор­мации;

• обеспечение привлекательности информационных ресурсов не только для жителей данного региона, но и для других регионов России и стран мира;

• формирование соответствующих банков и баз данных;

• удовлетворение «первоначальных» потребностей в информа­ционной технике;

• формирование индустрии программных средств;

• разработка и начало формирования информационной инфра­структуры, рынка информационных продуктов и услуг.

 

 

ЭТАПЫ ПЕРЕХОДА К ИНФОРМАЦИОННОМУ

ОБЩЕСТВУ

 

Решение перечисленных в подразд. 2.3 задач позволит пройти первый этап формирования информационного общества — этап компьютеризации. При этом предусматривается опережающее раз­витие научно-технических направлений, непосредственно обеспе­чивающих создание и эффективное применение новых информа­ционных технологий, модернизацию конструкторской, технологи­ческой и промышленных баз производства информационных средств и их элементов, экстенсивное распространение вычисли­тельной и микропроцессорной техники на различные области че­ловеческой деятельности. Начинает создаваться система, обеспечи­вающая формирование всеобщей компьютерной грамотности как основы воспитания информационной культуры населения. Таким образом, основной задачей этапа является насыщение города вы­числительной и микропроцессорной техникой.

На втором этапе предусматривается развитие информационной инфраструктуры региона и обеспечение условий для включения его в состав мировой экономической системы.

На данном этапе осуществляются:

• обеспечение потребностей населения региона в средствах ин­формационной техники, в первую очередь, в персональных компь­ютерах и периферийных устройствах;

• создание широкой сети банков и баз данных;

• создание локальных и корпоративных информационных се­тей и опорных зон формирования информационного общества и подключение их к глобальным сетям;

• создание широкой интегрированной сети телефонной и циф­ровой связи.

Этап характеризуется компьютерным освоением информацион­ного фонда, загрузкой его в базы данных, объединенные в локаль­ные и корпоративные информационные сети. Свободный доступ к информации, хранящейся в таких базах, имеет только ограничен­ный круг пользователей. Происходит подключение этих сетей к глобальным и их интеграция. Продолжается формирование инфор­мационной культуры населения. Второй этап формирования ин­формационного общества может быть назван этапом персонализации информационного фонда и интеграции информационных се­тей.

Целью третьего этапа является развитие и удовлетворение ос­новных информационных потребностей населения.

Этот этап включает:

• завершение создания информационной инфраструктуры и интеграции ее как составного элемента в мировую инфраструктуру;

• массовое применение новейших информационных средств, систем и технологий во всех сферах человеческой деятельности;

• обеспечение каждому жителю региона свободного доступа ко всей информации, необходимость в которой возникает в процессе его деятельности, отдыха и в быту;

• завершение воспитания информационной культуры населе­ния.

Третий этап формирования информационного общества харак­теризуется обеспечением свободного доступа ко всей информации, накопленной человечеством, возможностью не только пользовать­ся городским, общегосударственным и мировым информационны­ми фондами, но и непосредственно пополнять их. Информацион­ный фонд становится достоянием практически каждого жителя и превращается в основной ресурс развития города, поэтому третий этап можно назвать этапом социализации и актуализации инфор­мационного фонда.

Реализация перечисленных выше задач предполагает дальней­шее развитие и внедрение во все сферы человеческой деятельно­сти перспективных информационных технологий, позволяющих человеку жить и работать в новой информационной среде. Эти технологии поддерживают базовые информационные процессы, обеспечивающие подготовку, сбор, передачу, накопление и хране­ние информации, а также преобразование данных в знания на ос­нове моделей формализации и представления знаний. Можно вы­делить базовые информационные технологии по областям приме­нения: в административном управлении, экономике, промышлен­ности, науке, образовании, полиграфии, социально-бытовой сфе­ре. По содержанию технологии разделяют на: телекоммуникаци­онные с асинхронной передачей данных, CASE-технологии, тех­нологии распределенных баз данных и знаний с удаленным досту­пом, мультимедиа-технологии, геоинформационные технологии, высокопроизводительные технологии обработки данных, техноло­гии защиты информации, технологии виртуальной реальности и др. Актуальной задачей является внедрение этих технологий в об­разование. Это будет способствовать формированию новой ин­формационной культуры.

В целом объем мирового рынка информационных технологий ежегодно возрастает на 6%. Совершенно очевидно, что наступает эра информационного общества.

Революционные преобразования в области информационных технологий позитивно воспринимаются обществом, однако эффек­тивность их использования тормозит отставание основных техно­логий, в частности в области управления. Процесс информатиза­ции, с одной стороны, характеризуется резким возрастанием ин­формационных потоков, чему способствуют активно развивающие­ся технические и программные возможности извлечения, транс­портирования, хранения, обработки и представления информации. С другой стороны, представляемые объемы информации в основ­ном являются устаревшими, не отражают текущее реальное состоя­ние предметной области и, тем более, не предоставляют возможно­стей прогнозирования. Возникшие противоречия между новыми информационными и устаревшими управленческими технология­ми показаны на рис. 2.1.

Устранение противоречий возможно следующими путями:

• актуализацией представляемой информации;

• обеспечением совместимости старых и новых технологий за счет использования новых экономико-математических моделей, разработки и внедрения новых стандартов на методы, модели и средства;

• систематизацией информации, представляемой для принятия решений, использованием новых форм представления, в частности визуальной (три четверти информации об окружающем мире

 

Рис. 2.1. Противоречия между информационными и управленческими техноло­гиями

 

пользователи получают визуально, а деловая информация в основном представляется в текстовом виде).

Важнейшим шагом на пути сближения информационных и управленческих технологий является активное использование зна­ний. Жизненный цикл информации (рис. 2.2) включает следующие компоненты: данные, информация, знания, накопленный опыт.

Данные являются фундаментом информационной пирамиды, несущей основой для производства информации, осуществляемой путем сбора, обогащения и передачи данных. Переход от информа­ции к знаниям происходит на основе обработки информации и ис­пользования искусственного интеллекта. Знания являются одним из естественных путей сокращения огромных информационных потоков. В связи с этим важнейшей задачей является развитие про­цесса управления знаниями, включающего их извлечение из нако­пленного опыта и правильное их применение для решения кон­кретных задач. Современные информационные системы —

 

Рис. 2.2. Жизненный цикл информации

 

сложные интегрированные комплексы, представляющие собой набор механизмов, методов и алгоритмов, направленных на поддержку жизненного цикла информации.

 

Контрольные вопросы

 

1. Каковы основные уровни информатизации?

2. Что называется информационным обществом?

3. Укажите отличительные признаки информационного общества.

4. Определите основные стратегические направления перехода к информацион­ному обществу.

5. Перечислите основные этапы перехода к информационному обществу.

6. Объясните противоречия между информационными и управленческими тех­нологиями.

7. Укажите пути устранения противоречий между информационными и управ­ленческими технологиями.

 

 

Г л а в а 3

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.