ОТ ИНДУСТРИАЛЬНОГО ОБЩЕСТВА
К ИНФОРМАЦИОННОМУ
Информатизация должна способствовать развитию города, региона, страны.
Обычно начальная фаза перехода к информационному обществу характеризуется массовым стихийным внедрением автономной вычислительной техники, несложного телекоммуникационного оборудования и автоматизацией простейших процессов.
Следующая фаза отличается созданием и использованием достаточно сложных общегородских, ведомственных и коммерческих информационных систем, баз данных, формированием единого информационного пространства с помощью телекоммуникационных сетей. Сложность работы и затраты на второй стадии информатизации значительно выше, чем на первой, и требуют соответствующего нормативно-правового и организационного обеспечения, многопрофильной кооперации и координации со стороны участников процесса.
К основным стратегическим целям информатизации любого региона можно отнести:
• обеспечение каждому жителю региона свободного доступа ко всей информации, необходимость в которой возникает в процессе его деятельности, отдыха и в быту;
• формирование информационных потребностей населения и обеспечение каждому жителю региона возможности фактического удовлетворения этих потребностей;
• формирование информационной культуры населения;
• превращение информационных ресурсов региона в стратегический ресурс устойчивого и поступательного развития, направленного на достижение главной цели развития региона — стабильного улучшения качества жизни всех слоев населения;
• обеспечение информационной безопасности региона и каждого его жителя.
К стратегическим направлениям перехода к информационному обществу относятся:
• формирование единого информационного пространства региона и интеграция его в информационное пространство России и единое мировое информационное пространство;
• подготовка населения региона к формированию информационного общества и к жизни в этом обществе;
• создание правовых основ перехода к информационному обществу и обеспечение условий их практического применения;
• создание информационной экономики региона;
• осуществление свободного доступа к информации каждому жителю региона при обеспечении информационной безопасности личности, общественных групп и всего населения региона в целом;
• научное сопровождение формирования информационного общества;
• участие в межрегиональном и международном сотрудничестве и разделении труда при формировании информационного общества города, регионов, стран и мира.
Для этого необходимо решить следующие стратегические задачи:
• создание и развитие информационной инфраструктуры региона и интеграция ее в национальную и мировую информационные инфраструктуры;
• перевод в цифровую форму и на машиночитаемые носители информационного фонда региона, формирование его информационных ресурсов;
• создание условий для роста информационной индустрии (промышленного производства информации и оказания информационных услуг);
• широкое применение современных информационных и телекоммуникационных технологий;
• ориентация воспитания и образования на формирование информационных культуры и потребностей, соответствующих информационному обществу;
• создание рынка информации и знаний как факторов производства и превращение информационных ресурсов региона в основные ресурсы социально-экономического развития за счет расширения доступа к ним;
• становление и в последующем доминирование в экономике города новых технологических укладов, базирующихся на массовом использовании сетевых информационных технологий, перспективных средств вычислительной техники и телекоммуникаций;
• обеспечение информационной безопасности личности, общества и государства, а также прав граждан и социальных институтов на свободное получение, распространение и использование информации;
• обеспечение привлекательности информационных ресурсов не только для жителей данного региона, но и для других регионов России и стран мира;
• формирование соответствующих банков и баз данных;
• удовлетворение «первоначальных» потребностей в информационной технике;
• формирование индустрии программных средств;
• разработка и начало формирования информационной инфраструктуры, рынка информационных продуктов и услуг.
ЭТАПЫ ПЕРЕХОДА К ИНФОРМАЦИОННОМУ
ОБЩЕСТВУ
Решение перечисленных в подразд. 2.3 задач позволит пройти первый этап формирования информационного общества — этап компьютеризации. При этом предусматривается опережающее развитие научно-технических направлений, непосредственно обеспечивающих создание и эффективное применение новых информационных технологий, модернизацию конструкторской, технологической и промышленных баз производства информационных средств и их элементов, экстенсивное распространение вычислительной и микропроцессорной техники на различные области человеческой деятельности. Начинает создаваться система, обеспечивающая формирование всеобщей компьютерной грамотности как основы воспитания информационной культуры населения. Таким образом, основной задачей этапа является насыщение города вычислительной и микропроцессорной техникой.
На втором этапе предусматривается развитие информационной инфраструктуры региона и обеспечение условий для включения его в состав мировой экономической системы.
На данном этапе осуществляются:
• обеспечение потребностей населения региона в средствах информационной техники, в первую очередь, в персональных компьютерах и периферийных устройствах;
• создание широкой сети банков и баз данных;
• создание локальных и корпоративных информационных сетей и опорных зон формирования информационного общества и подключение их к глобальным сетям;
• создание широкой интегрированной сети телефонной и цифровой связи.
Этап характеризуется компьютерным освоением информационного фонда, загрузкой его в базы данных, объединенные в локальные и корпоративные информационные сети. Свободный доступ к информации, хранящейся в таких базах, имеет только ограниченный круг пользователей. Происходит подключение этих сетей к глобальным и их интеграция. Продолжается формирование информационной культуры населения. Второй этап формирования информационного общества может быть назван этапом персонализации информационного фонда и интеграции информационных сетей.
Целью третьего этапа является развитие и удовлетворение основных информационных потребностей населения.
Этот этап включает:
• завершение создания информационной инфраструктуры и интеграции ее как составного элемента в мировую инфраструктуру;
• массовое применение новейших информационных средств, систем и технологий во всех сферах человеческой деятельности;
• обеспечение каждому жителю региона свободного доступа ко всей информации, необходимость в которой возникает в процессе его деятельности, отдыха и в быту;
• завершение воспитания информационной культуры населения.
Третий этап формирования информационного общества характеризуется обеспечением свободного доступа ко всей информации, накопленной человечеством, возможностью не только пользоваться городским, общегосударственным и мировым информационными фондами, но и непосредственно пополнять их. Информационный фонд становится достоянием практически каждого жителя и превращается в основной ресурс развития города, поэтому третий этап можно назвать этапом социализации и актуализации информационного фонда.
Реализация перечисленных выше задач предполагает дальнейшее развитие и внедрение во все сферы человеческой деятельности перспективных информационных технологий, позволяющих человеку жить и работать в новой информационной среде. Эти технологии поддерживают базовые информационные процессы, обеспечивающие подготовку, сбор, передачу, накопление и хранение информации, а также преобразование данных в знания на основе моделей формализации и представления знаний. Можно выделить базовые информационные технологии по областям применения: в административном управлении, экономике, промышленности, науке, образовании, полиграфии, социально-бытовой сфере. По содержанию технологии разделяют на: телекоммуникационные с асинхронной передачей данных, CASE-технологии, технологии распределенных баз данных и знаний с удаленным доступом, мультимедиа-технологии, геоинформационные технологии, высокопроизводительные технологии обработки данных, технологии защиты информации, технологии виртуальной реальности и др. Актуальной задачей является внедрение этих технологий в образование. Это будет способствовать формированию новой информационной культуры.
В целом объем мирового рынка информационных технологий ежегодно возрастает на 6%. Совершенно очевидно, что наступает эра информационного общества.
Революционные преобразования в области информационных технологий позитивно воспринимаются обществом, однако эффективность их использования тормозит отставание основных технологий, в частности в области управления. Процесс информатизации, с одной стороны, характеризуется резким возрастанием информационных потоков, чему способствуют активно развивающиеся технические и программные возможности извлечения, транспортирования, хранения, обработки и представления информации. С другой стороны, представляемые объемы информации в основном являются устаревшими, не отражают текущее реальное состояние предметной области и, тем более, не предоставляют возможностей прогнозирования. Возникшие противоречия между новыми информационными и устаревшими управленческими технологиями показаны на рис. 2.1.
Устранение противоречий возможно следующими путями:
• актуализацией представляемой информации;
• обеспечением совместимости старых и новых технологий за счет использования новых экономико-математических моделей, разработки и внедрения новых стандартов на методы, модели и средства;
• систематизацией информации, представляемой для принятия решений, использованием новых форм представления, в частности визуальной (три четверти информации об окружающем мире
Рис. 2.1. Противоречия между информационными и управленческими технологиями
пользователи получают визуально, а деловая информация в основном представляется в текстовом виде).
Важнейшим шагом на пути сближения информационных и управленческих технологий является активное использование знаний. Жизненный цикл информации (рис. 2.2) включает следующие компоненты: данные, информация, знания, накопленный опыт.
Данные являются фундаментом информационной пирамиды, несущей основой для производства информации, осуществляемой путем сбора, обогащения и передачи данных. Переход от информации к знаниям происходит на основе обработки информации и использования искусственного интеллекта. Знания являются одним из естественных путей сокращения огромных информационных потоков. В связи с этим важнейшей задачей является развитие процесса управления знаниями, включающего их извлечение из накопленного опыта и правильное их применение для решения конкретных задач. Современные информационные системы —
Рис. 2.2. Жизненный цикл информации
сложные интегрированные комплексы, представляющие собой набор механизмов, методов и алгоритмов, направленных на поддержку жизненного цикла информации.
Контрольные вопросы
1. Каковы основные уровни информатизации?
2. Что называется информационным обществом?
3. Укажите отличительные признаки информационного общества.
4. Определите основные стратегические направления перехода к информационному обществу.
5. Перечислите основные этапы перехода к информационному обществу.
6. Объясните противоречия между информационными и управленческими технологиями.
7. Укажите пути устранения противоречий между информационными и управленческими технологиями.
Г л а в а 3
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|