Сделай Сам Свою Работу на 5

СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД К ПОСТРОЕНИЮ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ





Классическое проектирование ИС берет свое начало в 70-х го­дах прошлого столетия. Одно из первых направлений получило название «каскадной» схемы проектирования. Она широко ис­пользовалась при проектировании АСУ и включала следующие стадии проекта: запуск, обследование, концепция технического задания, эскизный проект, технический проект, рабочий проект, ввод в действие (внедрение). Основной особенностью данной ме­тодики является последовательная организация работ при разбие­нии структуры ИС на заранее определенный ряд подсистем: организационное, методическое, информационное, программное и аппаратное обеспечения. В западной литературе такая схема орга­низации работ получила название «водопадной модели» (waterfall model) и включала дополнительно итерационные процедуры уточ­нения требований к системе и рассмотрения вариантов проектных решений. Основными недостатками «каскадной» схемы проекти­рования являются запаздывание получения конечных результатов и низкая эффективность.

В процессе совершенствования появилась схема непрерывной разработки ИС (рис. 7.1), использовавшаяся при реализации боль­ших проектов фирмы IBM в 1970—1980 гг. Характерной особенно­стью данной методики стал непрерывный спиральный процесс раз­работки ИС с планируемыми точками передачи в эксплуатацию новых версий и новых функциональных подсистем.



Развитие схемы непрерывной разработки связано с совершенст­вованием циклических форм проектирования. Примером такого подхода является ускоренный метод проектирования, получивший название «Быстрое прототипирование». В проектный цикл допол­нительно были включены стадии разработки макета-прототипа и его опробование. Недостатками схемы непрерывной разработки является жесткость используемых моделей проектирования и за­крытость создаваемых ИС.

Следствием недостатков классических методов проектирования явился переход к системному проектированию.

Системный подход оперирует рядом категориальных понятий. Его фундаментальным понятием является понятие системы, давая которое необходимо преследовать определенную цель. Если це­лью является познание уже существующей системы, то вполне пригодным оказывается дескриптивное определение системы, ко­торое заключается в следующем: система — это совокупность объ­ектов, свойства которой определяются отношением между этими объектами [48]. Объекты называют подсистемами или элементами системы. Каждый объект при самостоятельном исследовании мо­жет рассматриваться как система. Функции объекта определяются его внутренним устройством. Таким образом, дескриптивное оп­ределение системы играет познавательную роль для объяснения



 

Рис. 7.1. Схема непрерывной разработки

 

функций, реализуемых ею. Функции системы проявляются в про­цессе ее взаимодействия с внешней средой. При этом важно опре­делить границу между внешней средой и создаваемой системой. Это можно осуществить на основе конструктивного определения системы. Особое значение конструктивный подход имеет для технических систем.

Любая техническая система создается с заранее известной це­лью. Цель такой системы обычно является субъективной, по­скольку она предлагается разработчиком, но эта цель должна ис­ходить из объективных потребностей общества. Таким образом, можно считать, что цель формируется в процессе взаимодействия между явлениями окружающей нас действительности. При этом возникает ситуация, которая заставляет строить новую систему. Ситуация может стать проблемной, если она не разрешается имеющимися средствами. Могут создаваться новые недостающие средства, и в этом смысле ярким примером является информаци­онная технология.

В обществе уже давно сформировались идеология и практика применения различных средств сбора, передачи, хранения, обработ­ки и представления информации. Однако их разрозненное примене­ние или использование их ограниченной совокупности не позволяло до сих пор получить значительный системный эффект. Необходим подход к информационным технологиям как к системе. Такой под­ход является обоснованным ввиду того, что информационная техно­логия обладает единой целью, а именно — необходимостью форми­рования информационного ресурса в обществе, имеет сопрягаемые взаимодействующие средства ее реализации, характеризуется тен­денцией развития в связи с интенсивным обновлением средств вы­числительной техники и техники связи. Анализ информационных технологий как системы следует выполнять на основе дескриптив­ного определения, разработка информационных технологий должна базироваться на конструктивном подходе. Такой подход предполага­ет необходимость возникновения проблемной ситуации для разра­ботки системы. Можно считать, что возникающая проблема порож­дает будущую систему. Прежде всего разработчик должен опреде­лить границы системы, полагая, что цель ее функционирования из­вестна. Необходимо в состав системы включить те элементы, кото­рые своим функционированием обеспечивают реализацию заданной цели, а следовательно, конструктивное определение системы состо­ит в следующем: система — это конечное множество функциональ­ных элементов и отношений между ними, которые выделяются из окружающей среды в соответствии с поставленной целью в рамках функций, реализуемых ею. Функции системы проявляются в про­цессе ее взаимодействия с внешней средой. При этом важно опре­делить границу между внешней средой и создаваемой системой. Это можно осуществить на основе конструктивного определения системы. Особое значение конструктивный подход имеет для технических систем.



Любая техническая система создается с заранее известной це­лью. Цель такой системы обычно является субъективной, по­скольку она предлагается разработчиком, но эта цель должна ис­ходить из объективных потребностей общества. Таким образом, можно считать, что цель формируется в процессе взаимодействия между явлениями окружающей нас действительности. При этом возникает ситуация, которая заставляет строить новую систему. Ситуация может стать проблемной, если она не разрешается имеющимися средствами. Могут создаваться новые недостающие средства, и в этом смысле ярким примером является информаци­онная технология.

В обществе уже давно сформировались идеология и практика применения различных средств сбора, передачи, хранения, обработ­ки и представления информации. Однако их разрозненное примене­ние или использование их ограниченной совокупности не позволяло до сих пор получить значительный системный эффект. Необходим подход к информационным технологиям как к системе. Такой под­ход является обоснованным ввиду того, что информационная техно­логия обладает единой целью, а именно — необходимостью форми­рования информационного ресурса в обществе, имеет сопрягаемые взаимодействующие средства ее реализации, характеризуется тен­денцией развития в связи с интенсивным обновлением средств вы­числительной техники и техники связи. Анализ информационных технологий как системы следует выполнять на основе дескриптив­ного определения, разработка информационных технологий должна базироваться на конструктивном подходе. Такой подход предполага­ет необходимость возникновения проблемной ситуации для разра­ботки системы. Можно считать, что возникающая проблема порож­дает будущую систему. Прежде всего разработчик должен опреде­лить границы системы, полагая, что цель ее функционирования из­вестна. Необходимо в состав системы включить те элементы, кото­рые своим функционированием обеспечивают реализацию заданной цели, а следовательно, конструктивное определение системы состо­ит в следующем: система — это конечное множество функциональ­ных элементов и отношений между ними, которые выделяются из окружающей среды в соответствии с поставленной целью в рамках ветствовать ряд реальных наполнений. Внешняя среда, взаимодейст­вуя с информационной технологией как с системой, может высту­пать как метасистема, ставя перед ней определенные задачи и фор­мулируя цели. Внедрение информационных технологий в жизнь об­щества за конечный временной интервал будет иметь эффект, если будут типизированы системы, в которые внедряются информацион­ные технологии, и определены типовые структуры последних. В за­висимости от системы, в которую внедряются информационные технологии, возможно различное пространственное распределение пользователей и средств информационной технологии. Разным мо­жет быть и комплекс решаемых задач. Характер и временной интер­вал реализации целей информационной технологии также зависят от того, в какой области она используется: в промышленности, на­учных исследованиях, проектировании, обучении и т.д. Весьма важ­ным является согласование структуры информационной технологии с организационной структурой той системы, в которой она исполь­зуется. Отсутствие типовых структур организационного управления предприятием, производственными процессами значительно затруд­няет возможности использования информационных технологий. Возникает задача создания широкого набора конкретных информа­ционных технологий, настроенных на параметры реальных систем. Таким образом, для инженера-системотехника информационная технология становится массовым объектом разработки.

При использовании информационных технологий в системном аспекте необходимо соблюдать следующие принципы:

1. Наличие сформулированной единой цели у информационных технологий в рамках разрабатываемой системы.

Для глобальной информационной технологии такой целью яв­ляется формирование информационного ресурса в обществе. Для базовой информационной технологии целью может быть накопле­ние информации и формирование знаний для создания концепту­альной модели производства конечного продукта. Для каждого вида информационной технологии должны быть сформулированы свои локальные цели с подчинением их единой цели, определен­ной метасистемой.

2. Согласование информационных технологий по входам и вы­ходам с окружающей средой.

В информационных технологиях как системе должны быть опре­делены оптимальные точки доступа пользователей при условии их высокой интеллектуализации, что будет способствовать широкому внедрению информационных технологий во все сферы человеческой деятельности. Структура информационной технологии должна органически вписываться в организационную структуру той системы, где она применяется. Необходимо выполнить оптимальное распре­деление средств информационных технологий с адаптацией их к возможностям пользователей на всех уровнях управления производ­ством, научным исследованием, проектированием.

3. Типизация структур информационных технологий.

Это прежде всего относится к базовым информационным тех­нологиям. Должны быть проведены типизация систем, в которые внедряются информационные технологии, и типизация структур базовых технологий по областям их применения. Очевидны специ­фические особенности структурной реализации технологии в про­изводстве, научном исследовании, комплексном испытании, про­ектировании, обучении. Особое внимание желательно обратить на конкретные информационные технологии с тем, чтобы имелась возможность их настройки на реальные параметры системы.

4. Стандартизация и взаимная увязка средств информационной

технологии.

Опыт внедрения информационных технологий в различных предметных областях показал, что только при максимальной типи­зации проектных решений и стандартизации их реализаций возмо­жен успех в использовании новой техники.

5. Открытость информационных технологий как системы. При разработке информационной технологии исходная цель ее

создания в ряде случаев будет неполной, поэтому создаваемая ин­формационная технология должна быть способна к развитию как по вертикали, так и по горизонтали и охватывать все уровни управ­ления и автоматизации производства. В процессе функционирова­ния информационная технология за счет работы проектировщика должна пополняться новыми решениями задач. Необходимо преду­смотреть и расширение модели предметной области, на которую настроены информационные технологии.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.