Сделай Сам Свою Работу на 5

Прикладные информационные технологии





 

Информационные технологии являются не только объектом ис­следований и разработки, но и средством создаиия информационных систем в различных предметных областях. Несмотря на специфику конкретных объектов, удалось разработать методологию, модели, ме­тоды и средства прикладных информационных технологий, что по­зволяет снизить затраты и сократить сроки информатизации. Спектр прикладных информационных технологий широк. Исходя из ограни­ченного объема учебника рассмотрены информационные технологии организационного управления (корпоративные информационные технологии), информационные технологии в промышленности и эко­номике, информационные технологии в образовании, информацион­ные технологии автоматизированного проектирования.

Прикладные информационные технологии, основываясь на стандартных моделях, методах и средствах допускают формулиров­ку, постановку и реализацию поставленных задач в терминах пред­метной области пользователя. Совершенствование данного класса технологий направлено на обеспечение автоматизированного фор­мирования модели предметной области и погружения ее в стандарт­ную инструментальную среду.



 

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

ОРГАНИЗАЦИОННОГО УПРАВЛЕНИЯ

(КОРПОРАТИВНЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ

ТЕХНОЛОГИИ)

Корпоративное управление и создание корпоративных инфор­мационных систем в настоящее время опирается на различные ин­формационные технологии, так как, к сожалению, не существует универсальной технологии. Можно выделить следующие три груп­пы методов управления: ресурсами, процессами, корпоративными знаниями (коммуникациями). Среди информационных технологий в качестве наиболее используемых можно выделить следующие:

СУБД, Workflow (стандарты ассоциации Workflow Management Coalition), Интранет. На рис. 6.1 показаны место и назначение ка­ждой из информационных технологий [1, 23].

На рис. 6.2 интенсивность цвета соответствует степени под­держки информационными технологиями методов управления.

Задача управления ресурсами относится к числу классических методик управления и является первой, где стали широко исполь­зоваться информационные технологии. Это связано с наличием хо­рошо отработанных экономико-математических моделей, эффек­тивно реализуемых средствами вычислительной техники. Рассмот­рим эволюцию задач управления ресурсами.



Первоначально была разработана методология планирования материальных ресурсов предприятия MRP (Material Requirements Planning), которая использовалась с методологией объемно-кален­дарного планирования MPS (Master Planning Shedule). Следующим шагом было создание методологии планирования производствен­ных ресурсов (мощностей) — CRP (Capacitiy Requirements Planning). Эта методология была принципиально похожа на MRP, но ориентирована на расчет производственных мощностей, а не

Рис. 6.1. Место и назначение информационных технологий

 

Рис. 6.2. Степень поддержки информационными технологиями методов

Управления

 

материалов и компонентов. Эта задача требует больших вычисли­тельных ресурсов, даже на современном уровне.

Объединение указанных выше методологий привело к появле­нию задачи MRP «второго уровня» — MRP II (Manufacturing Resource Planning) — интегрированной методологии планирования, включающей MRP/CRP и использующей MPS и FRP (Finance Resource/requirements Planning) — планирование финансовых ре­сурсов. Далее была предложена концепция ERP (Economic Requirements Planning) — интегрированное планирование всех «бизнес-ресурсов» предприятия.

Эти методологии были поддержаны соответствующими инстру­ментальными средствами. В большей степени к поддержке данных методологий применимы СУБД.

Следующим шагом было создание концепции управления произ­водственными ресурсами — CSPP (Customer Synchronized Resource Planning) — планирование ресурсов, синхронизированное с потреб­лением. Отличием данной концепции является учет вспомогатель­ных ресурсов, связанных с маркетингом, продажей и послепродаж­ным обслуживанием. На рис. 6.3 показано соотношение между по­нятиями CSSP, ERP и стадиями жизненного цикла товара.



В связи с тем, что в современном производстве задействовано множество поставщиков и покупателей, появилась новая концепция логистических цепочек (Supply Chain). Суть этой концепции состоит в учете при анализе хозяйственной деятельности всей цепочки (сети) превращения товара из сырья в готовое изделие (рис. 6.4).

При этом акцент сделан на следующие факторы:

• стоимость товара формируется на протяжении всей логисти­ческой цепочки, но определяющей является стадия продажи ко­нечному потребителю;

• на стоимости товара критическим образом сказывается общая эффективность всех операций;

• наиболее управляемыми являются начальные стадии произ­водства товара, а наиболее чувствительными — конечные (продаж­ные).

Рис. 6.3. Соотношение между понятиями CSSP, ERP и стадиями жизненного цикла товара

 

Дальнейшим развитием концепции логистических цепочек яв­ляется идея виртуального бизнеса (рис. 6.5), представляющего рас­пределенную систему нескольких компаний и охватывающего пол­ный жизненный цикл товара, или разделение одной компании на несколько «виртуальных бизнесов».

Рассмотренные выше методологии нашли проявление как в от­дельных программных продуктах, так и в рамках Интранета, как инструмента корпоративного управления.

Интранет представляет собой технологию управления корпо­ративными коммуникациями в отличии от Интернета, являюще­гося технологией глобальных коммуникаций. В телекоммуника­ционных технологиях выделяют три уровня реализации: аппарат­ный, программный и информационный. С этой точки зрения Ин­транет отличается от Интернета только информационными аспек­тами, где выделяются три уровня: универсальный язык представ­ления корпоративных знаний, модели представления, фактиче­ские знания.

 

Рис. 6.4. Концепция логистических цепочек

 

Рис. 6.5. Идея виртуального бизнеса

 

Универсальный язык представления корпоративных знаний не зависит от конкретной предметной области и определяет грамма­тику и синтаксис. На данном этапе не существует единого языка описания и к этой категории может быть отнесен графический язык описания моделей данных, сетевых графиков, алгоритмов и др. Задачей универсального языка представления корпоративных знаний является: унификация представления знаний, однозначное толкование знаний, разбиение процессов обработки знаний на простые процедуры, допускающие автоматизацию.

Модели представления определяют специфику деятельности организации. Знания этого уровня являются метаданными, описы­вающими первичные данные.

Фактические знания отображают конкретные предметные об­ласти и являются первичными данными.

Интранет дает ощутимый экономический эффект в деятельно­сти организации, что связано в первую очередь с резким улучше­нием качества потребления информации и ее прямым влиянием на производственный процесс. Для информационной системы орга­низации ключевыми становятся понятия «публикация информа­ции», «потребители информации», «представление информации».

Архитектура Интранета явилась естественным развитием ин­формационных систем: от систем с централизованной архитекту­рой, через системы «клиент—сервер» к Интранету.

Идея централизованной архитектуры была классически реализо­вана в мэйнфреймах, отличительной чертой которых была концен­трация вычислительных ресурсов в едином комплексе, где осущест­влялось хранение и обработка огромных массивов информации. Достоинства: простота администрирования, защита информации.

При использовании персональных компьютеров появилась воз­можность переноса части информационной системы непосредст­венно на рабочее место. Таким образом, возникла необходимость построения распределенной информационной системы. Этим це­лям соответствует архитектура «клиент—сервер», основанная на модели взаимодействия компьютеров и программ в сети (рис. 6.6).

В традиционном понимании системы «клиент—сервер» осуще­ствляют поставку данных, и для них характерно следующее:

• на сервере порождаются данные, а не информация;

• для обмена данными между клиентами используется закры­тый протокол;

• данные передаются на компьютеры клиентов, на них интер­претируются и преобразуются в информацию;

• фрагменты прикладной системы размещаются на компьюте­рах клиентов.

Основные достоинства систем «клиент—сервер»:

• низкая нагрузка на сеть (рабочая станция посылает серверу базы данных запрос на поиск определенных данных, сервер сам осуществляет поиск и возвращает по сети только результат обра­ботки запроса, т.е. одну или несколько записей);

• высокая надежность (СУБД, основанные на технологии «кли­ент—сервер», поддерживают целостность транзакций и автоматиче­ское восстановление при сбое);

• гибкая настройка уровня прав пользователей (одним пользо­вателям можно назначить только просмотр данных, другим про­смотр и редактирование, третьи вообще не увидят каких-либо дан­ных);

Рис. 6.6. Модель взаимодействия компьютеров и программ в сети

 

• поддержка полей больших размеров (поддерживаются типы данных, размер которых может измеряться сотнями килобайт и ме­габайт).

Однако системам «клиент—сервер» присущ ряд серьезных не­достатков:

• трудность администрирования, вследствие территориальной разобщенности и неоднородности компьютеров на рабочих местах;

• недостаточная степень защиты информации от несанкциони­рованных действий;

• закрытый протокол для общения клиентов и сервера, специ­фичный для данной информационной системы.

Для устранения указанных недостатков была разработана архи­тектура систем Интранет, сконцентрировавших и объединивших в себе лучшие качества централизованных систем и традиционных систем «клиент—сервер» (рис. 6.7).

Вся информационная система находится на центральном ком­пьютере. На рабочих местах находятся простейшие устройства дос­тупа (навигаторы), предоставляющие возможность управления процессами в информационной системе. Все процессы осуществ­ляются на центральной ЭВМ, с которой устройство доступа обща­ется посредством простого протокола, путем передачи экранов и кодов нажатых клавиш на пульте.

Основные достоинства систем Интранет:

• на сервере вырабатывается информация (а не данные) в фор­ме, удобной для представления пользователю;

• для обмена информацией между клиентом и сервером ис­пользуется протокол открытого типа;

Рис. 6.7. Архитектура систем «клиент—сервер»

 

 

• прикладная система сконцентрирована на сервере, на клиен­тах размещается только программа-навигатор;

• облегчено централизованное управление серверной частью и рабочими местами;

• унифицирован интерфейс, не зависящий от программного обеспечения, используемого пользователем (операционная систе­ма, СУБД и др.).

Важным преимуществом Интранета является открытость техно­логии. Существующее программное обеспечение, основанное на закрытых технологиях, когда решения разработаны одной фирмой для одного приложения, может быть, кажутся более функциональ­ными и удобными, однако резко ограничивают возможности раз­вития информационных систем. В настоящее время в Интранете широко используются открытые стандарты по следующим направ­лениям [15]:

• управление сетевыми ресурсами (SMTP, IMAP, MIME);

• телеконференции (NNTP);

• информационный сервис (НТРР, HTML);

• справочная служба (LDAP);

• программирование (Java).

Тенденции дальнейшего развития Интранета:

• интеллектуальный сетевой поиск;

• высокая интерактивность навигаторов за счет применения Java-технологии;

• сетевые компьютеры;

• превращение интерфейса навигатора в универсальный интер­фейс с компьютером.

 

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.