Сделай Сам Свою Работу на 5

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ КАБИНЕТА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЛАКСАЦИИ





Согласно приказа N 501 - 93г. МВД РФ в пенитенциарных учреждениях организуются кабинеты по психоэмоциональной релаксации сотрудников.

Это обуславливается спецификой деятельности, которая сопряжена с условиями повышенных эмоциональных нагрузок. Воздействие стрессовых ситуаций способствует развитию различных форм психосоматической патологии и состояний психической дезадаптации. В связи с этим кабинеты психологической релаксации способствуют решению следующих задач:

— снятию нервно — эмоционального напряжения;

— обеспечению восстановления работоспособности и снижению утомляемости;

— повышению функциональных возможностей организма, устойчивости к влиянию стрессовых факторов и снижению их отрицательных последствий.

Создание кабинетов психологической релаксации будет способствовать сохранению здоровья личного состава, профилактике их профессиональной деформации и улучшению психологического климата в коллективе. Практический опыт показывает, что условия жизни и деятельности сотрудников пенитенциарных учреждений относятся к категории сложной и опасной для здоровья. Его специфика, в первую очередь, определяется высоким уровнем нервно-психического напряжения, изменением привычного времени сна и постоянной готовностью к действиям в экстремальных ситуациях. Это способствует росту эмоционального напряжения, мобилизующего психофизиологические функции организма. Пребывание в состоянии постоянной готовности к риску и ожидания чрезвычайных ситуаций ускоряет наступление состояния утомления. В свою очередь состояние перенапряжения снижает работоспособность, ослабляет приспособительные механизмы защиты, вследствие чего развиваются различные психопатологические состояния, что соответствует 4-й категории тяжести труда (согласно оценок Госкомтруда РФ). Они могут быть компенсированы после полноценного отдыха. Однако при этом не исключается возможность появления значительного числа профессиональных заболеваний.



В частности, у сотрудников может возникать апатия, моторная заторможенность, психический дискомфорт, повышенная раздражительность и чувствительность к воздействию различных факторов внешней среды. Условия труда



личного состава в соответствии с классификацией, рекомендованной Минздравом РФ, оцениваются как средней тяжести, а иногда и более тяжелые (4-я и 5-я категории), а в экстремальных ситуациях — как очень тяжелые (6-я категория).

Выполнение функциональных обязанностей сотрудниками в экстремальных ситуациях может истощать энергетические ресурсы до такой степени, что работоспособность их не всегда восстанавливается полностью даже за последующие дни отдыха.

В связи с этим, для поддержания активной служебной и профессиональной деятельности, своевременного восстановления психофизиологического состояния организуется кабинет психологической релаксации.

Кабинет психологической релаксации целесообразно располагать в помещении, которое находится на территории, доступной для индивидуального и коллективного пользования.

Помещение должно быть изолировано от шумов, хорошо вентилироваться и отапливаться. Между первым рядом посадочных мест и демонстрационным экраном необходимо иметь свободное расстояние. Цвет стен оформляется в теплой оранжево — желтой гамме. Не рекомендуется использовать яркие и блестящие поверхности. Шторы на окнах должны быть из плотной светонепроницаемой ткани. Для украшения интерьера можно использовать естественные элементы природы (камни, дерево, цветы и др.). Желательно использовать подвесной потолок с вставленными светильниками, которые дают равномерную и достаточную освещенность.

По мере возможности следует приобрести мягкие и удобные кресла, с высокими спинками, которые способствуют максимальному отключению от окружающей обстановки и полному отдыху. Их можно радиофицировать, установив в подлокотниках гнезда для стереонаушников. Полы целесообразно покрыть мягкими ковровыми дорожками или ворсовым ковром, поскольку это способствует улучшению звукоизоляции и эстетическому восприятию.



Если имеются светильники зеленого, красного, желтого и оранжевого цвета, то их необходимо разместить по периметру помещения. Программы музыкальных сопровождений, цветового освещения желательно регулировать с пульта управления.

Занятия в кабинете психологической релаксации рекомендуется проводить от 15 до 60 минут. Удобное время проведения занятий - после обеда, а для сотрудников, находящихся на суточных дежурствах, — от 17 до 18 часов.

Опыт показывает, что эффективность занятий в кабинете психологической релаксации достигается посредством комплексного применения различных методов и средств психофизической регуляции:

— психологических средств (аутотренинг, цветовые и аудиовизуальные воздействия);

— специальных психотерапевтических упражнений по нервно-мышечной релаксации;

— физиотерапевтических методов (аэроионизация воздуха помещений).

В комнате психологической релаксации могут применяться такие методы воздействия, как цветомузыкальные программы и аутогенная тренировка. Особое внимание следует уделять подбору специального музыкального сопровождения.

Музыка должна подбираться по силе, тембру звука, мелодичности произведения. От этого ускоряются или замедляются сердечные сокращения, частота дыхательных движений, моторная активность, повышается скорость приема и переработки информации.

Специально подобранные музыкальные программы воздействуют на усиление восстановительных процессов в физиологических системах, деятельность которых нарушена под влиянием утомления. Успокаивающе действует средний диапазон громкости звучания (очень низкие и высокие звуки действуют возбуждающе), спокойные мелодичные сочетания с мягким звучанием. Предпочтительнее использовать инструментальные произведения.

В качестве тонизирующей рекомендуется музыка, состоящая из бодрых, мажорных произведений, маршей, энергичных и веселых танцевальных ритмов.

Влияние музыкальных произведений на функциональное состояние человека усиливается, если одновременно с этим оказывать цветовое воздействие. Цветовой спектр следует использовать как дополнительное средство для достижения психофизиологического комфорта, эмоционально-эстетического воздействия, с учетом основных характеристик цвета. Предпочтение необходимо отдавать сочетаниям зеленого и голубого, действующих успокаивающе; красного и оранжевого, как наиболее активизирующих; синего и фиолетового, действующих нейтрально.

Одновременно с прослушиванием музыкальных произведений рекомендуется демонстрировать видовые слайды. Предпочтительно их показывать в начальной и завершающей частях сеанса. В начальной его стадии цветовая и световая гамма слайдов должна быть со сниженной яркостью. В завершающей — насыщенность и разнообразие цветовой гаммы должны увеличиваться. Слайды необходимо подбирать в зависимости от времени года.

Аутогенная тренировка является одним из эффективных способов восстановления работоспособности и снятия нервно-эмоционального напряжения. В результате ее применения снимаются такие эмоциональные негативные проявления, как вспыльчивость, эмоциональная неустойчивость, мнительность. Повышается психологическая устойчивость в экстремальных ситуациях. В ходе аутогенной тренировки может осуществляться профилактика сердечно — сосудистых, психосоматических заболеваний, устраняются болезненные симптомы различного характера.

В классическом варианте аутогенная тренировка основана на сознательном применении приемов психической саморегуляции и простых физических упражнений в сочетании с формулами словесного самовнушения.

Ее текстовую формулу необходимо записать на магнитофонную пленку. Читать текст желательно медленно, с паузами после каждой фразы. В качестве примера можно привести следующий вариант аутогенной тренировки: — «Сейчас мы проведем с Вами сеанс аутогенного тренинга. Он поможет Вам снять напряжение и усталость. Отсутствие противопоказаний и простота обучения позволяет Вам со временем овладеть аутотренингом и заниматься им самостоятельно. Ощущение душевного комфорта и спокойной радости, возникающей после сеанса, облегчит Ваше общение с окружающими».

 

А сейчас примите удобное положение. Закройте глаза. Голова откинута. Руки свободно лежат на подлокотниках. Сделайте глубокий вдох и медленный выдох. Повторите: вдох — выдох. Легким движением снимите напряжение мышц. Расслабьтесь. Вы слушаете только мой голос и мысленно дважды повторяйте следующие слова:

Мне хорошо. Удобно. Я отдыхаю. Я расслаблен. Мышцы тела полностью расслаблены. Не чувствую никакой напряженности. Мысленным взором вижу свою правую руку. Мышцы правой руки расслабленные, мягкие, теплые, расслабляются мышцы левой руки. Левая рука мягкая, теплая расслабленная. Дыхание ровное, глубокое, спокойное. Сердце работает ровно и ритмично. Мышцы правой и левой руки расслаблены. Появилась приятная тяжесть и тепло в правой, затем левой кисти. Руки лежат неподвижно. Они расслаблены, теплые и тяжелые. Тепло пульсирует в кончиках пальцев рук. Я спокоен и расслаблен. Я отдыхаю. Волны приятного тепла разливаются по всему телу. Расслабились мышцы плеч. Плечи опущены. Расслабились мышцы шеи и затылка. Расслаблены мышцы спины, расслабились мышцы живота. Тепло, тяжесть и расслабление во всем теле. Ноги тяжелые, расслабленные, теплые. Я отдыхаю. Голова спокойно лежит на подголовнике. Глаза закрыты. Веки тяжелые, расслабленные, разгладились складочки на лбу. Дышу спокойно, глубоко, ритмично. Губы и зубы разомкнуты. Язык тяжелый и мягкий. Лицо неподвижное, спокойное. Мысли текут медленно, плавно. Волны покоя разливаются по всему телу. Я отдыхаю. Я полностью расслаблен и совершенно спокоен. Все заботы и тревоги ушли. Мне хорошо, приятно. Такой отдых полезен моему здоровью. Он хорошо восстанавливает силы. Я становлюсь спокойнее и выдержаннее. Никакие причины не могут вывести меня из этого состояния. Укрепляется моя воля. Укрепляется моя нервная система. После сеанса у меня будет ровное, хорошее настроение. Отдыхаю. Не чувствую никакой усталости. Сердце работает ровно, ритмично. Дышу легко, свободно. Я полностью расслаблен (после паузы 1-2 мин). Я продолжаю отдыхать. Весь мой организм набрался сил. Появилась приятная легкость и прохлада вокруг лба. Уходят тяжесть и расслабленность. Мышцы рук стали упругими. Ноги сильные, упругие. Я все бодрее и бодрее. Моя голова ясная, легкая. Я спокоен и внимателен. Я полон сил и энергии. Усталость полностью прошла. Я настроен на работу. Я хочу работать вместе с товарищами. Я умею и могу выполнить свое задание. Я хочу работать. Я готов действовать. Я и мои товарищи — единое целое. Открываю глаза. Делаю глубокий вдох и быстрый выдох. Еще раз вдох — выдох. Руки сжать в кулаки. Потянуться. Сеанс окончен.

Перед началом сеанса комната должна быть проветрена, окна расшторены. Включается система декоративного освещения. Сотрудники удобно рассаживаются в кресла, расслабляют мускулатуру.

Необходимо погасить верхний свет, включить подсветку слайдов. Проектируются слайды на экране одновременно с музыкальным сопровождением. Музыкальная программа может состоять из трех частей. Первая часть — пение птиц, шум прибоя, шум дождя, спокойная мелодия на протяжении 3-4-х минут. Вторая часть — мелодия более быстрая в темпе вальса в течение 3-х минут. Цель ее - успокоение. Третья — бодрая маршевая мелодия, продолжительностью 3-4 минуты. Цель — мобилизующая, направленная на продолжение трудовой деятельности.

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.