Сделай Сам Свою Работу на 5

УЧАСТИЕ ПСИХОЛОГОВ В РЕШЕНИИ ВОПРОСОВ; КАДРОВОГО ПОДБОРА СОТРУДНИКОВ ДЛЯ РАБОТЫ В ПЕНИТЕНЦИАРНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ





Комплектование качественным составом работников пенитенциарных учреждений является достаточно острой проблемой и требует своего психологического обеспечения. Известно, что профессиональная деятельность в условиях лишения свободы предъявляет достаточно серьезные требования не только к знаниям, которые приобретаются в учебных заведениях и закрепляются в процессе реальной работы с осужденными, но и к личностным качествам сотрудников.

В системе исполнения наказаний работа сотрудника в значительной мере связана со стрессовыми и экстремальными ситуациями. Значительное количество чрезвычайных происшествий, таких как суицидальные действия сотрудников, употребление ими спиртных напитков, конфликтные способы решения проблем как на работе, так и в семье, — связаны с психо-эмоциональной неустойчивостью, особенно в условиях, сочетающихся с прямой угрозой жизни. В связи с этим возникает необходимость прогнозирования эмоциональной устойчивости лиц, поступающих на службу, и структуры их эмоционального реагирования. Решение вопросов профпригодности, рационального использования и закрепления кадров с учетом рекомендаций психологов окажет влияние на повышение эффективности деятельности пенитенциарных учреждений.



Этот вид деятельности относится к так называемым социономическим профессиям, когда объектом воздействия является другой человек или группа людей. В этой связи наиболее адекватным для психологического подбора персонала является личностный подход, уделяющий особое внимание не столько познавательным способностям и психофизиологическим характеристикам индивида, сколько личностным особенностям кандидатов, принимаемых на работу в пенитенциарные учреждения.

Прежде, чем перейти к конкретным вопросам психологического обследования, необходимо остановиться на специфике деятельности работников пенитенциарных учреждений, которые непосредственно включены в процесс ресоциализации преступников.

Отряд возглавляет начальник отряда, имеющий высшее или среднее образование. В служебном отношении он подчинен начальнику отдела по воспитательной работе. По существу, должность начальника отряда является ключевой, на которую возложена основная деятельность по исправлению осужденных. На нем, в частности, лежит персональная ответственность за осуществление всего объема работы, связанной с проведением индивидуально-воспитательных мероприятий, изучение личности осужденного, системы его неформальных взаимоотношений и др. Значительное место занимает проведение аттестации в связи с подготовкой «условно-досрочного» освобождения, переводом в колонию-поселение, помилованием и другими изменениями, касающимися правового и социального статуса осужденных.



Начальник отряда проводит регулярные собрания осужденных, принимает их по личным вопросам, разъясняет положения уголовно-исполнительного законодательства, осуществляет контроль за соблюдением правил внутреннего распорядка, решает проблемы бытового и трудового устройства, проводит мероприятия по общеобразовательно-правовому и производственному обучению. Он же обеспечивает соблюдение законных требований осужденных, анализирует условия и причины совершения преступлений, проводит профилактическую работу, поощряет и наказывает, разрешает возникающие в их среде конфликты.

Результаты своей деятельности начальник отряда должен фиксировать. Ему необходимо собирать большой объем отчетной документации, в которой отражены разнообразные сведения о личности: паспортные данные, характер совершенного преступления, длительность наказания, величина иска, характер и психологические черты, склонность к азартным играм, правонарушениям, побегу, меры поощрения и взыскания, результаты воспитательной работы, выполнение производственного плана, заработок и др.



Кроме непосредственного взаимодействия «лицом к лицу», практически весь спектр общения осужденных с внешним миром осуществляется через начальника отряда: переписка с родственниками, организация свиданий, запросы в различные инстанции, регистрация актов гражданского состояния, различные выплаты осужденным через бухгалтерию и многое другое.

Кроме того, начальник отряда организует мероприятия по профилактике и раскрытию преступлений в местах лишения свободы: осуществляет изъятие предметов, запрещенных для хранения и использования, проводит служебное расследование. Чтобы успешно выполнять свои функциональные обязанности, он должен изучать и понимать психологические особенности осужденных, выявлять среди них лидеров, контролировать процессы образования неформальных групп с отрицательной направленностью, знать способы их разобщения, вовлекать осужденных в просоциальную деятельность, вести с ними беседу, диалог и дискуссию, применять на практике средства и методы психологической коррекции поведения, проводить работу по подготовке осужденных к жизни на свободе.

Другим важным видом деятельностью в пенитенциарных учреждениях является оперативно-режимная. Сотрудники этих служб нередко совмещают в одном лице функции оперативного и режимного работника, используют средства и методы специальной деятельности, проводят дознание и неотложные следственные мероприятия, проводят работу по ликвидации группировок отрицательной направленности, осуществляют розыск лиц, совершивших побег, проводят обыски, досмотры осужденных, помещений и территорий, взаимодействуют с подразделениями охраны по организации надзора за осужденными, используют тактические приемы, силы и средства при ликвидации чрезвычайных ситуаций (массовых беспорядков, неповиновений администрации, захватов заложников).

Другую большую категорию личного состава пенитенциарных учреждений составляет инженерно-технический персонал, непосредственно занятый решением производственных задач. Он комплектуется, как правило, за счет специалистов, окончивших гражданские высшие и средние учебные заведения. Общая численность инженерно-технического персонала нередко превышает количественный состав сотрудников, занятых реализацией исправительных и оперативно-режимных функций.

Кроме специальных знаний и умений, связанных с особенностями организации трудовой деятельности осужденных, инженерно-технический персонал должен помочь определенной категории осужденных выбрать профессию и овладеть специальностью, сформировать мотивацию к труду.

В сферу компетентности работников производства входит, помимо этого, и изучение индивидуально-психологических особенностей осужденных, а также принятие мер по предупреждению преступлений на рабочих местах. При решении этих задач персонал координирует свои усилия с теми сотрудниками пенитенциарного учреждения, которые обеспечивают режим содержания и процесс исправления осужденных.

В силу специфики служебной деятельности весь личный состав должен быть также готов к мероприятиям по борьбе с массовыми эксцессами, проведению операций по освобождению заложников, использовать табельные средства связи, владеть личным оружием и приемами самозащиты, управлять транспортными средствами, оказывать первичную медицинскую помощь.

Условия деятельности в пенитенциарных учреждениях связаны с воздействием двух крайне неблагоприятных факторов, которые сопровождают деятельность работников уголовно-исполнительной системы.

Первым из них является чрезмерное психо-эмоциональное напряжение, обусловленное с постоянным контактом с криминогенной социальной средой. Так, по данным экспертных опросов напряженные, стрессовые ситуации при выполнении служебных обязанностей возникают у сотрудников постоянно и связаны в основном с нарушениями осужденными режимных требований. Необходимость мгновенной собранности и готовности к серьезному противоборству отмечают около 90% личного состава. Свыше 60% от всего аттестованного состава пенитенциарных учреждений считает свою работу опасной или очень опасной в связи со значительной степенью риска для собственной жизни и здоровья.

Вторым неблагоприятным фактором являются особенности трудовой деятельности. Около 75% личного состава считают свою работу тяжелой или очень тяжелой, физическая тяжесть выполняемой работы заключается прежде всего в необходимости длительного пребывания «на ногах» (до трех четвертей рабочего дня). Только незначительная часть сотрудников (5,6% опрошенных) проводят свой рабочий день преимущественно сидя. Кроме того, специфика труда сопряжена с не­благоприятными социально-гигиеническими условиями: недостаточностью меж­сменного отдыха, систематическим нарушением режима «сон-бодрствование», не­нормированным рабочим днем, большим количеством обязанностей, обилием контактов с людьми, изолированностью, отдаленностью от культурных центров, а также тяжелыми климатическими условиями. Неблагоприятные воздействия на­пряженного и тяжелого труда нередко приводит к тому, что у каждого третьего сотрудника в конце рабочего дня отмечаются жалобы на сонливость, слабость, го­ловокружение, подавленность, головные боли, раздражительность. Около 10% ука­зывают на более серьезные симптомы: неприятные ощущения в животе, «песок» в глазах, боли в пояснице, сухость во рту, боли в груди: примерно 70% из числа опрошенных отмечают расстройство сна, а каждый пятый состоит на диспансер­ном учете по поводу хронической симптоматики, связанной в основном с нару­шениями нервной и сердечно-сосудистой систем, болезнями уха, горла, носа, же­лудочно-кишечного тракта, бронхов и легких. Данные опросов общественного мнения свидетельствуют о падении престижа профессии в уголовно-исполнительной системе. Так, по мнению сотрудников, она занимает пятое место, уступая бо­лее привлекательной службе в уголовном розыске, борьбе с экономическими пре­ступлениями, работе следователей и участковых инспекторов.

В зависимости от характера личностных ориентации, можно выделить три основных группы мотивов, обусловливающих выбор деятельности сотрудников пенитенциарных учреждений. Первая из них связана с причинами выхода из трудных экономических условий - получение жилья, прописки, неудовлетво­ренность прежней работой (33% из числа опрошенных).

Определяющее влияние на выбор профессии в период принятия решения оказали пожелания и советы родных, знакомых, друзей или агитационная рабо­та кадровых аппаратов (27%).

Третья группа включает мотивы выбора профессии соответствующей сло­жившейся личностной ориентацией на воинскую службу, стремление к поряд­ку, поиск справедливости, служба во внутренних войсках, общественная работа в милиции, желание, связанное с влиянием книг, фильмов приключенческого жанра, стремление к риску, опасности, противоборству (40%).

В психологическом плане наиболее неблагоприятным является отсутствие достаточно развитой мотивации, которая составляет один из важных компонен­тов дальнейшего развития профессиональной успешности сотрудника наряду с его знаниями, умениями, навыками и личными качествами.

Выборочное психологическое обследование сотрудников пенитенциарных учреждений с помощью стандартизированных методик позволяют выделить не­сколько наиболее характерных психологических типов личности.

Пассивно-зависимые личности. Для них характерна пассивная личностная по­зиция. Ведущая мотивационная направленность - избегание неуспеха. Они песси­мистично оценивают свои возможности и перспективы. Для них характерны склон­ность к постоянным раздумьям, инертность в принятии решений, аналитические способности, скептицизм, самокритичность, неуверенность в себе. Во избежание конфликта с социальным окружением затормаживаются эгоцентрические тенденции и появляются черты зависимости в отношении к авторитарной личности По­требность в понимании, одобрении, доброжелательном отношении к себе – одна из ведущих, никогда не насыщаемая и в первую очередь поражаемая (фрустрируемая). В стрессовых ситуациях проявляют склонность к стоп-реакциям, т.е. блокировке активности или ведомое поведение, подвластное лидирующе й личности.

Защитный психологшический механизм в сложных ситуациях – отказ от самореализации, бегство от проблем, усиление контроля сознания, заторможенность.

Для них также характерны медлительный личностный темп, стереотипность, отсутствие оригинальности в решении проблем, ригидность и негибкость в мыслях и действиях, чрезмерный контроль, конформность, стремление следовать предписаниям и инструкциям во всем.

Эта группа лиц не ищет социальных контактов и не ждет удовлетворения от них. Наоборот, они стремятся заблокироваться, предпочитают вести замкнутый образ жизни В социальных ситуациях им не хватает равновесия и социальной близости. Они покладисты в отношениях с другими людьми, идут на уступки, чтобы избежать неприятностей и конфликтов. Интровертированность, обращенность в мир внутренних переживаний – наиболия типичная черта этих личностей.

Коррекция поведения должна быть связана с повышением самооценки и уверенности в себе и проявляться как поощрение и поддержка.

Они не страдают от одиночества, свободны от претензий и предрассудков. В условиях работы не испытывают сильной неудовлетворенности в результате отрыва от крупных культурных центров. В этом смысле могут хорошо приспособиться к монотонной обстановке.

Эти личности аккуратны, добросовестны и надежны при выполнении своих обязанностей, часто получают удовлетворение от своей работы, придают большое значение собственным достижениям.

При отсутствии таких признаков, как утрата интересов, ощущение безразличия, недостаток побуждения, острое переживание чувства вины, подавленность влечений, моторная заторможенность, ощущение физической слабости, которые могут свидетельствовать о склонности к депрессивным состояниям, лица с подобным типом профиля могут быть рекомендованы на должности экономистов, бухгалтеров, плановиков, работников производственных и кадровых аппаратов. Следует избегать назначения этих лиц на должности, связанные с постоянными нервно-эмоциональными нагрузками, условиями противоборства, большой ответственностью, быстрым принятием решений, гибкостью поведения, умением перевоплощаться, способностью переиграть соперника и т.п.

Для более точного распознавания пассивно-зависимого типа личности в ситуации психологического обследования кроме анализа профиля MMPI можно использовать распознающее уравнение множественной регрессии, полученное в результате применения последовательно-дискриминантного анализа:

Д = -0,541 + 0,107 ЛБ (баланс личностных свойств по Люшеру) + 0,038 Ас (академические достижения) + 0,027 Д2 (психомоторная заторможенность) – 0,030 Де (деликвентность) + 0,025 Дr (депрессивная реакция) + 0,400 G (общее отклонение личности) + 0,093 Jn (внутренняя плохая приспособляемость) – 0,047 Р (четвертый фактор Уэлша) + 0,047 Pd (чистые психопатические отклонения) - 0,041 Sc* (чистая шизофрения) - 0,049 Wa (отношение к работе). В скобках указаны дополнительные шкалы ММРI.

Зависимость между распознающим показателем Д и выраженностью описываемых черт пассивно-зависимой личности прямая: чем выше Д, тем в большей мере характерны черты пассивно-зависимой личности. Критерием диагностики может служить значение показателя больше 5, 8 единиц. В этом случае можно констатировать значительную выраженность анализируемых качеств. При Д - 4, 6 — 5,8 можно говорить о среднем уровне. Величина Д <4, 6 свидетельствует об отсутствии черт пассивно-зависимой личности. Значение показателя получается в результате алгебраической суммы всех входящих в уравнение величин. Положительный знак перед членом уравнения означает положительную связь между определенной дополнительной шкалой и уровнем выраженности пассивно-зависимых черт личности. Отрицательный знак свидетельствует о том, что данное свойство шкалы отрицательно связано с пассивно-зависимым характером, т. е. чем выше значение шкалы, тем меньше выражено измеряемое свойство личности. Значение дополнительных шкал необходимо подставлять в уравнение в Т-баллах.

Другим, также достаточно распространенным среди сотрудников типом является тревожно-мнительная личность. Этот психологический характер близок к пассивно-зависимой личности. Однако, кроме вышеописанных особенностей, здесь имеется ряд существенных отличий, что и позволяет выделить его в отдельный тип. Для таких лиц характерна пассивно-страдательная позиция, повышенная чуткость к опасности и ограничительное поведение.

У них низкая способность к вытеснению и повышенное внимание к отрицательным реакциям, так они стремятся удержать в центре внимания даже несущественные факты, учитывать и предвидеть даже маловероятные возможности. В поведенческом плане люди этого типа отличаются развитым чувством ответственности, совестливостью, обязательностью, скромностью, склонностью к альтруизму, повышенной тревожностью в отношении житейских мелких проблем, постоянной тревогой за судьбу близких. Им свойственно чувство сострадания и сопереживания.

Для них характерно инертное мышление, склонность к сомнениям и перепроверке сделанного, повышенное чувство долга. Они предпочитают кабинетный, исполнительный стиль работы, избегая обширных контактов и отличаются устойчивым стереотипом деятельности. Привержены к общепринятым нормам, реагируют с повышенным чувством вины и самобичеванием на малейшие неудачи и ошибки в жизнедеятельности.

Такие сотрудники, стремясь избежать конфликтов, которые ими переживается весьма болезненно, действуют на предельном уровне своих возможностей, главным образом, для того, чтобы заслужить одобрение со стороны окружающих. Поощрение и меры, направленные на повышение самооценки - лучший способ интенсификации их служебной деятельности со стороны руководства.

У них снижен порог толерантности к стрессу, в связи с чем они стремятся избегать трудных ситуаций. Если этого не удается сделать, то возможна блокировка деятельности или ведомая активность вслед за большинством или лидером. В состоянии психической дезадаптации у них могут возникать нарушения сна, навязчивые страхи, чувство растерянности, беспокойство, ощущение надвигающейся беды. В патологических случаях могут развиваться фобические расстройства: страх одиночества, смерти, боязнь высоты, замкнутого и открытого пространства.

Для должностей начальников отрядов или оперативно-режимных работай ков психастенические личностные качества являются в значительной мере противопоказанными из-за неуверенности, нерешительности, низкой толерантности к стрессу и стремлению к ограничительному поведению этих лиц.

Третью группу работников пенитенциарных учреждений образуют импульсивно-тревожные личности. После пассивно-зависимых это наиболее распространенная категория работников. Ведущей шкалой является четвертая шкала -шкала импульсивности (или в первоначальном варианте - психопатии). Лица с умеренным повышением четвертой шкалы характеризуются как смелые, мужественные, социабельные, разговорчивые, исполненные энтузиазма, с широкими интересами. Им свойственна активная личностная позиция, высокая поисковая активность, уверенность и быстрота принятия решений.

Для них характерен интуитивный, эвристический стиль мышления, не опирающийся на накопленный опыт. Типичным являются нетерпеливость, раскованность поведения, непосредственность в проявлении чувств, в манерах и поведении. Наличие в профиле несколько повышенной 1,7,8 или чаще всего 2 шкалы в значительной мере сдерживает и делает менее острыми такие черты, как агрессивность, враждебность, раздражительность, «мятежность духа», пренебрежение к общественным правилам, нормам, обычаям и нравам, свойственные лицам с доминирующей 4 шкалой. В общении они характеризуются как разговорчивые, компанейские, даже хвастливые, выставляющие напоказ свои чувства. Им свойственна тенденция к противодействию внешнему давлению, склонность опираться на собственное мнение, самостоятельность и независимость.

Приведенные психологические особенности личности характерны для сотрудников оперативно-режимной службы, инспекторов отдела кадров, начальников цехов, отделов, начальников отрядов, экономистов. В прогностическом отношении профессиональные способности таких сотрудников высоко оцениваются непосредственными руководителями и администрацией.

Импульсивно-агрессивные личности по своим психологическим качествам несколько похожи на предыдущую группу, но имеют в профиле MMPI более высокую 4 шкалу, которая не компенсируется сдерживающими и контролирующими психологическими механизмами, отражаемыми в 1, 7 и 2 шкалах профиля. Для этих лиц характерно постоянное, сильно выраженное пренебрежение к общественным нормам, неспособность к учету опыта. Они характеризуются как люди с низким самоконтролем.

Эмоциональное напряжение находит непосредственный выход в поведении, минуя систему установок, отношений и социальных ролей, без учета этической нормы. Они не умеют планировать свое поведение и не предвидят последствия своих поступков, что в свою очередь сопровождается отсутствием тревога и страха перед потенциальным наказанием. Как правило, они смелы и импульсивны в своих действиях, всегда готовы «попасть в переделку».

В межличностных отношениях отличаются поверхностными и нестойкими контактами. При длительных контактах обнаруживается их ненадежность и Они агрессивны, враждебны, склонны к дисфориям, сексуальной несдержашюсти, неумеренному потреблению алкоголя. Эти характеристики усугубляются повышенными 9 и 6 шкалами профиля MMPI Чаще всего они встречаются среди инженерно-технического состава, в меньшей степени среди оперативно-режимных работников и начальников отрядов. В экспертном плане они отличаются низкими прогностическими оценками профессиональной пригодности к работе в условиях пенитенциарного учреждения. Кроме анализа профиля, дополнительную психологическую информацию к распознаванию этого психологического типа может дать следующее уравнение множественной регрессии, использующее в качестве переменных дополнительные шкалы MMPI: Д - 8, 0568 — 0, 0204 Am (алкоголизм) — 0, 0458 At-s (проявление тревоги) — 0,0433 Су (фактор цинизма) — 0,0421Д1 (субъективная депрессия) - О, 0249 Fe (женственность) — 0, 0269 Не (контроль враждебности) — 0, 0208 Hys (подавление агрессии) — 0, 0405 Jh (осознанное проявление враждебности) — 0,0378 Lp (лидерство) + 0,0290 Р (4 фактор Уэлша) + 0,0300 Re-r (социальная ответственность), где Д - распознающий показатель, остальные параметры — дополнительные шкалы MMPI в Т-баллах. При Д < -0,23 с большей вероятностью можно предполагать наличие импульсивно-агрессивных черт личности, являющихся психологическим противопоказанием для работы в ИУ. Среднее значение импульсивности лежит в пределах -0, 23 ±0, 4. Если Д > 0, 41, то можно констатировать невыраженность импульсивно-агрессивных черт характера.

Малопригодным для работы с осужденными в любом качестве является ригидно-паранойяльный психологический тип личности, не выходящий однако за пределы акцентуации. Для этого психологического типа характерно упорство в отстаивании собственного мнения, стеничность установок, прямолинейность, отсутствие психологической гибкости, низкая переключаемость при изменениях ситуации, стремление к точным и системным построениям; они склонны к формированию ригидных и трудно коррегируемых установок и концепций.

У них легко может формироваться «застревающая» враждебность, обусловливающая злопамятность, они чувствительны к действительным или мнимым несправедливостям. Сочетание сензитивности (чувствительности) и тенденции к самоутверждению порождает подозрительность, критическое, враждебное или презрительное отношение к окружающим, упрямство и агрессивность. Такие сотрудники честолюбивы и руководствуются твердым намерением быть лучше и умнее других. Несмотря на то, что они одновременно характеризуются рядом положительных психологических и поведенческих качеств — энергичностью, инициативностью, трудолюбием, устойчивостью интересов, активностью позиции, стремлением к опоре на собственный опыт, администрация, за редким исключением, очень низко оценивает их профессиональную пригодность, у этой группы сотрудников самые низкие экспертные оценки успешной служебной деятельности. Кроме анализа профиля MMPI для диагностики паранойяльного характера можно использовать следующее диагностическое уравнение:

Д - 5,796 + 0,084 Л Б + 0,023 2шк - 0,36 6шк, где Д - распознающий показатель; Л Б -баланс личностных свойств по Лютеру, 2шк и 6шк — основные шкалы MMPI в Т-баллах, Зависимость между показателем Д и паранойяльным,

ригидным характером обратная, т. е. чем выше Д, тем менее выражен этот тип личности. Если Д >5,8, то можно с высокой вероятностью предполагать отсутствие вышеприведенных особенностей личности. При Д = 4,6 — 5,8 можно отметить умеренную выраженность ригидных особенностей. Низкие значения показателя (Д « 4,6) свидетельствуют о ригидном характере.

Следующую группу личного состава, условно сформированную по сходству психологических характеристик, составляют так называемые гипертимные личности. Наиболее значительной в профиле является высокая 9 шкала, а умеренное повышение 4 и 6 шкал усугубляет негативные характеристики 9 шкалы. Лица с высокими значениями 9 шкалы описываются как социабельные, энергичные, открытые. Социабельность рассматривается как лидерство, вербальность, энтузиазм, любопытство, смелость.

Их рассматривают как экспрессивных и кипучих личностей со склонностью ко лжи и употреблению алкогольных напитков. Высокое значение 9 шкалы отражает активность позиции, высокий уровень жизнелюбия, уверенность в себе, позитивную самооценку, высокую мотивацию достижений, Однако они скорее ориентированны на моторную подвижность и речевую продукцию, нежели на конкретные цели. У этой категории отмечается легкость в принятии решений, снисходительное отношение к своим промахам и недостаткам, завышенная самооценка, бесцеремонность поведения, непостоянство в привязанностях. Энтузиазм и сверхоптимизм позволяют им совершать гораздо больше того, на что они способны, однако чаще всего возникающие планы и идеи не осуществляются в силу повышенной отвлекаемости, переоценки своих возможностей, широких и поверхностных контактов, нереальности сроков планирования, невозможности довести до конца начатое дело в связи с низким уровнем самоконтроля и критичности.

В ИУ описываемый психологический характер встречается среди различных категорий сотрудников. Это и медицинские работники, и инженерно-технический состав, и начальники отрядов. Значительно реже подобный характер распространен у сотрудников оперативно-режимной службы. Руководство часто дает им низкие оценки профессиональной пригодности для работы в ИУ, хотя иногда встречаются средние и высокие оценки профессионализма. В целом же по экспертным оценкам они находятся в нижней части списка, превосходя только паранойяльных личностей.

Следующую группу сотрудников можно условно отнести к группе лиц с психосоматическим характером. Эти индивиды имеют очень высокую первую шкалу (шкала ипохондрии или сверхконтроля) в профиле MMPI. Для них характерны медлительность личного темпа, ригидность в мыслях и действиях, неуверенность в социальных ситуациях. Они раздражительны, пессимистичны в отношении житейских трудностей и собственного здоровья. Основная проблема для людей личностей данного типа — подавление спонтанности, сдерживание самореализации, контроль за агрессивностью, гиперсоциальная направленность интересов, ориентация на правила, инструкции, инертность в принятии решения, избегание серьезной ответственности из-за страха не справиться и в то же время — способность нести ответственность за порученное дело. Стиль мышления инертный, несколько догматический с опорой на существующие общепринятые точки зрения, лишенный свободы, независимости и раскованности. В межличностных отношениях - высокая нравственная требовательность как к себе, так и к другим. Для них характерна также избыточная эмоциональная напряженность, повышенная сосредоточенность на отклонениях от нормы как в межличностных отношениях, так и в собственном самочувствии. В этой связи они характеризуются широким диапазоном жалоб и симптомов (чаще всего со стороны желудочно-кишечного тракта, сердечно-сосудистой системы, опорно-двигательного аппарата).

Беспокойство за состояние своего физического здоровья в неблагоприятных условиях среды и высокой нервно-психической нагрузки, характерных для исправительных учреждений, возникает на фоне высокого уровня тревоги и базируется на связанных с тревогой ощущениях (сердцебиения, ощущение сжатия в области сердца, боли в этой области). Тревога, таким образом, соматизируется, обретает конкретность, т. е. сменяется страхами за свое здоровье и свою жизнь. Возникает постоянная озабоченность своим физическим состоянием, пессимизм, неверие в успех. Собственное соматическое состояние может превращаться в объект длительного и упорного самонаблюдения и тщательного изучения. Как правило, руководство высоко оценивает профессионализм этой категории сотрудников. Эти лица, как и тревожно-мнительные личности, большую проблему представляют для себя, нежели для администрации. Однако их переориентация на собственные внутренние проблемы часто приводит к мнительности, ипохондричности, углублению функциональных расстройств. Поэтому личности с подобным характером, несмотря на высокие экспертные оценки руководства, не должны рекомендоваться на должности, связанные с постоянным нервно-психическим напряжением и опасностью, т. е. система профессионального отбора должна в данном случае защищать их здоровье, несмотря на профессиональную пригодность к работе в пенитенциарных учреждениях. Распространенность подобного психологического характера среди личного состава примерно 10%. Чаще всего это работники оперативно-режимной службы и начальники отрядов.

Последнюю группу составляют сотрудники с гуманистически-эстетической направленностью личности. Они имеют наиболее гармоничный психологический профиль; по высоте самый низкий из шести рассмотренных типов и самой низкой F шкалой. Эту группу сотрудников можно характеризовать как чувствительных, склонных к беспокойству, идеалистических и мирных, социабельных и любопытных, а также имеющих общие эстетические интересы.

Они описываются как психологически сложные и внутринаправленные, интеллектуально способные, интересующиеся философскими проблемами и часто дискутирующими на моральные темы.

Лица с гуманистически-эстетической направленностью обнаруживают хорошее знание и интерес к своей личности, отличаются логической правильностью суждений и здравым смыслом, хорошо владеют речью, могут ясно и определенно излагать свои идеи и убеждать других людей в правильности своей точки зрения.

Для их характеристики наиболее подходят следующие прилагательные: способный, осторожный, умный, любопытный, благонамеренный, интеллигентный,

логичный, зрелый, организованный, предусмотрительный, точный, самоконтролируемый, чувствительный, нервный, уступчивый, серьезный. В своих самоописаниях они рассматривают себя как чувствительных, склонных к различным заботам, имеющих эстетические интересы, индивидуалистичных.

В межличностных отношениях для таких сотрудников характерна склонность к сглаживанию конфликтов, сдерживанию агрессивных и антисоциальных тенденций, потребность в дружелюбных, гармонических отношениях. В целом высокое значение 5 шкалы отражает тенденцию к феминизации характера, женственности, гуманизации интересов, сентиментальности, идеалистичности, а также художественно-эстетической направленности. Недостаток черт мужественности мотивирует их к выбору чисто мужских профессий, в частности связанных с военной службой, носящих компенсаторный характер. Эти особенности во многом отражают их успешность.

Их профессионализм оценивается очень высоко, как со стороны руководства, так и коллег по работе - самые высокие экспертные оценки по сравнению с другими психологическими типами, и практически отсутствуют низкие оценки. Наличие доминирующей 5 шкалы в профиле MMPI является благоприятным прогностическим признаком при условии, если она не является очень высокой (более 70 — 75 Т-баллов). Очень высокая 5 шкала может отражать нарцисстический тип личности со склонностью к самовлюбленности, манерности, изысканности, мечтательности; характерными для них являются повышенные требования к среде, узкая зона жизненного комфорта, потребность в защищенности; перечисленные качества не могут быть полезными для работы в экстремальных условиях жизнедеятельности.

В психологическом плане наиболее полезными с точки зрения профессиональной пригодности для работы в пенитенциарных учреждениях являются личности с гуманистически-эстетической направленностью и импульсивно-тревожные личности. Низкими прогностическими оценками характеризуются ригидно-паронойяльные, гипертимные и импульсивно-агрессивные личности. Промежуточную группу составляют пассивно-зависимые, тревожно-мнительные и личности с психосоматическим характером поведения.

Помимо тщательного анализа профилей и оценки психодиагностических моделей качеств, личности кандидатов на работу, уровень психологической пригодности можно оценить с помощью интегральной модели, которая обобщает, с одной стороны, наиболее важные, а с другой, — профессионально поражаемые личностные качества, описанные на предыдущем этапе. Психодиагностическую модель пригодности можно представить в виде следующего уравнения множественной регрессии, переменными которого являются основные и дополнительные шкалы MMPI: Д - 4, 235 - 0, 030 Ра (6 шкала MMPI) + 0, 033 Ag (зрелость) - 3, 868 JR (отношение к интернализации) + 0, 027 Нп (гипогликемия-невроз) + 0, 033 Рг (предубежденность) + 0, 036 Ас (академические достижения).

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.